Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Наблюдатели зафиксировали повреждения гражданского объекта в микрорайоне Трудовские в Петровском района Донецка. СММ зафиксировала огонь из стрелкового оружия на участке разведения сил и средств в районе Золотого. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода вблизи Хорошего. Доступ СММ оставался ограниченным на всех трех участках разведения*. Миссия продолжала способствовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции. СММ способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на Петровской насосной станции возле Артема, на линиях электропередачи в Берегово, в домах в Марьинке, Красногоровке и Авдеевке, а также для обеспечения проведения разминирования вблизи Нижнетеплого.
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1] по сравнению с предыдущим отчетным периодом, зафиксировав, среди прочего, меньше взрывов (приблизительно 90 относительно примерно 200 соответственно).
Так, вечером 25 октября, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 13 взрывов неопределенного происхождения в 5–7 км в южном направлении, а также примерно 210 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия в 1–7 км в секторе от юго-востока до юго-запада. На следующий день в этом же населенном пункте команда СММ слышала около 10 очередей из крупнокалиберного пулемета в 2–3 км к юго-востоку.
Вечером 25 октября камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 15 взрывов неопределенного происхождения в 0,5–3 км в южном направлении и около 30 снарядов (преимущественно с запада на восток) в 1–4 км в юго-западном направлении. Та же камера также зафиксировала взрыв неопределенного происхождения в 100–150 м к югу.
В первой половине дня 26 октября, осуществляя мониторинг на восточной окраине н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка), команда Миссии слышала 34 взрыва неопределенного происхождения и около 45 очередей и выстрелов из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета — все в 2–8 км в секторе от востоко-юго-востока до северо-запада.
В Луганской области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, 10 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (60 взрывов).
Так, днем 26 октября, патрулируя примерно в 1 км к северо-востоку от н. п. Кряковка (подконтрольный правительству, 38 км к северо-западу от Луганска), члены патруля Миссии слышали 5 взрывов, оцененных как выстрелы из миномета (120 мм) в 2–3 км к юго-западу.
Находясь на северной окраине н. п. Сентяновка (быв. Фрунзе, неподконтрольный правительству, 44 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали 5 взрывов неопределенного происхождения в 6–8 км к северо-западу.
Миссия зафиксировала повреждения гражданского объекта в микрорайоне Трудовские Петровского района Донецка (неподконтрольный правительству, 15 км к юго-западу от центра Донецка). На ул. Безлесной, 41, в кухне квартиры на первом этаже двухэтажного дома наблюдатели видели разбитое западо-северо-западное окно, свежие осколочные повреждения мебели и несколько пробоин в стенах комнаты, выходящих на северо-северо-восток, востоко-юго-восток и юго-юго-запад. Они также видели следы горения на полу в кухне. По оценке СММ, повреждения образовались вследствие попадания 30-мм снаряда, выпущенного с западо-юго-западного направления. В спальне этой же квартиры команда Миссии видела пробоину в северном окне и фрагменты осколков на полу; установить калибр примененного вооружения и направление огня не удалось. Житель квартиры (в возрасте 46 лет) и его соседка (59 лет) рассказали, что они слышали стрельбу в этом районе 24 октября, около 14:00.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг процесса и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское[2] (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ СММ на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Патрулируя примерно в 3 км к северу от н. п. Первомайск (неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали 12 выстрелов из стрелкового оружия в 2–3 км к северо-западу (по оценке, на участке разведения в районе Золотого).
Осуществляя мониторинг возле участков разведения в районах Станицы Луганской и Петровского, СММ констатировала там спокойную обстановку.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
25 октября в неподконтрольном правительству районе беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия обнаружил 3 танка (Т-72) возле н. п. Хорошее (36 км к западу от Луганска), размещенных там в нарушение линий отвода.
Миссия зафиксировала наличие вооружения, которое она не смогла верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, направленном СММ подписантам Комплекса мер. В подконтрольных правительству районах за пределами соответствующих линий отвода наблюдатели видели 8 самоходных гаубиц (2С19 «Мста-Б», 152 мм; из которых — впервые), а также 4 противотанковые пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм) и 3 противотанковых ракетных комплекса (9П149 «Штурм-С», 130 мм). Наблюдатели отметили, что там по-прежнему отсутствуют 2 самоходные гаубицы (2С19), 8 буксируемых гаубиц (2А36 «Гиацинт-Б», 152 мм) и 4 противотанковых пушки (МТ-12).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины[3] и другие признаки наличия техники военного типа в зоне безопасности. 25 октября в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (типа БРДМ) возле н. п. Новозвановка (70 км к западу от Луганска), 2 бронетранспортера (типа БТР) вблизи н. п. Лопаскино (23 км к северо-западу от Луганска), а также 3 боевые машины пехоты (БМП-1) и 1 бронетранспортер (МТ-ЛБ) рядом с н. п. Счастье (20 км к северу от Луганска). 26 октября наблюдатели видели БМП-2 в н. п. Зайцево (62 км к северо-востоку от Донецка).
25 октября в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 6 боевых бронированных машин (предположительно, типа БМП) возле н. п. Бурчак-Михайловка (14 км к востоку от Луганска), 2 бронетранспортера (один МТ-ЛБ и один типа БТР) и 1 БРДМ-2 в Луганске, а также 2 боевые бронированные машины (предположительно, типа БТР) и комплекс радиоразведки «Торн» на грузовике («КамАЗ») вблизи Хорошего.
Миссия продолжала способствовать установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на Петровской насосной станции вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска), на линиях электропередачи в н. п. Береговое (неподконтрольный правительству, 23 км к востоку от Луганска), а также в жилых домах, поврежденных с начала конфликта, в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка), н. п. Красногоровка (подконтрольный правительству, 21 км к северо-западу от Донецка) и н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка). СММ также осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения проведения разминирования в районе н. п. Нижнетеплое (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска). Миссия продолжала способствовать обеспечению работы ДФС.
СММ продолжила наблюдение за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 26 октября 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать через мост в Счастье из-за наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что дорога к югу от моста заминирована. СММ проинформировала об этом СЦКК[4].
Другие препятствия:
Мини-БПЛА СММ потерял сигнал GPS из-за действия помех, когда пролетал над районом возле н. п. Дачное (неподконтрольный правительству, 47 км к западу от Луганска). Команде Миссии не удалось вернуть БПЛА[5].
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным. Соответственно, наблюдатели лишены доступа к отснятому камерой материалу с 22 июня 2018 года.
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[5] Глушение сигнала БПЛА могло осуществляться с любого района в радиусе нескольких километров от его местоположения.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 26 October 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions, compared with the previous reporting period. The SMM observed damage to a civilian property in the Trudivski area of Donetsk city’s Petrovskyi district. It recorded small-arms fire inside the Zolote disengagement area. The SMM saw weapons in violation of withdrawal lines near Khoroshe. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas.* The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station. It facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to the Petrivske pumping station near Artema, power lines in Berehove, houses in Marinka, Krasnohorivka and Avdiivka, as well as to enable demining activities near Nyzhnoteple.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including fewer explosions (about 90), compared with the previous reporting period (about 200 explosions).
On the evening of 25 October, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard 13 undetermined explosions 5-7km at southerly directions as well as about 210 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire 1-7km at directions ranging from south-east to south-west. The following day, while in the same location, the SMM heard about ten bursts of heavy-machine-gun fire 2-3km south-east.
On the evening of 25 October, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded 15 undetermined explosions 0.5-3km at southerly directions and about 30 projectiles in flight (mostly from west to east) 1-4km at south-westerly directions. The same camera also recorded an undetermined explosion 100-150m south.
During the day on 26 October, positioned on the eastern edge of Kamianka (government-controlled, 20km north of Donetsk), the SMM heard 34 undetermined explosions and about 45 bursts and shots of small-arms and heavy-machine-gun fire, all 2-8km at directions ranging from east-south-east to north-west.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including ten explosions, compared with the previous reporting period (60 explosions).
During the day on 26 October, positioned about 1km north-east of Kriakivka (government-controlled, 38km north-west of Luhansk), the SMM heard five explosions assessed as outgoing (120mm) mortar rounds 2-3km south-west.
Positioned on the northern edge of Sentianivka (formerly Frunze, non-government-controlled, 44km west of Luhansk), the SMM heard five undetermined explosions 6-8km north-west.
The SMM observed damage to a civilian property in the Trudivski area of Donetsk city’s Petrovskyi district (non-government-controlled, 15km south-west of Donetsk city centre). At 41 Bezlisna Street, in the kitchen of an apartment on the ground floor of a two-storey house, the SMM saw a west-north-west-facing shattered window, fresh shrapnel damage to the furniture and several holes in the room’s north-north-east-, east-south-east- and south-south-west-facing walls. It also saw scorch marks on the kitchen floor. The SMM assessed the damage as caused by a (30mm) round fired from a west-south-westerly direction. In the bedroom of the same apartment, the SMM saw a hole in the north-facing window and pieces of shrapnel on the floor; it could not assess the calibre of the weapon used or the direction of fire. A resident of the apartment (a man, aged 46) and his neighbour (a woman, aged 59) told the SMM that they had heard gunfire in the area on 24 October around 14:00.
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske[2] (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
Positioned about 3km north of Pervomaisk (non-government-controlled, 58km west of Luhansk), the SMM heard 12 shots of small-arms fire 2-3km north-west, assessed as inside the Zolote disengagement area.
Positioned near the Stanytsia Luhanska and Petrivske disengagement areas, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in a non-government-controlled area, on 25 October, an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted three tanks (T-72) near Khoroshe (36km west of Luhansk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In government-controlled areas beyond the respective withdrawal lines, the SMM saw eight self-propelled howitzers (2S19 Msta-B, 152mm), of which two for the first time, four anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) and three anti-tank guided missile systems (9P149 Shturm-S, 130mm). It noted that two self-propelled howitzers (2S19), eight towed howitzers (2A36 Giatsint-B, 152mm) and four anti-tank guns (MT-12) continued to be missing.
The SMM observed armoured combat vehicles[3] and other indications of military-type presence in the security zone. In government-controlled areas, on 25 October, an SMM long-range UAV spotted an armoured reconnaissance vehicle (BRDM variant) near Novozvanivka (70km west of Luhansk), two armoured personnel carriers (APC) (BTR-variant) near Lopaskyne (23km north-west of Luhansk) and three infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-1) and an APC (MT-LB) near Shchastia (20km north of Luhansk). On 26 October, the SMM saw an IFV (BMP-2) in Zaitseve (62km north-east of Donetsk).
In non-government-controlled areas, on 25 October, an SMM long-range UAV spotted six probable IFVs (BMP variant) near Burchak-Mykhailivka (14km east of Luhansk), two APCs (one MT-LB and one BTR variant) and an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) in Luhansk city as well as two probable APCs (BTR variant) and a TORN radio intelligence system on a truck (KamAZ) near Khoroshe.
The SMM continued to facilitate and monitor adherence to the ceasefire to enable repairs to the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk), power lines in Berehove (non-government-controlled, 23km east of Luhansk), as well as to residential houses, which have sustained damage since the beginning of the conflict, in Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk), Krasnohorivka (government-controlled, 21km north-west of Donetsk) and Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk). The SMM also monitored adherence to the ceasefire to enable demining activities near Nyzhnoteple (government-controlled, 26km north of Luhansk). The SMM continued to facilitate the operation of the DFS.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, SMM Daily Report 26 October 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denials of access:
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM did not travel across the bridge in Shchastia due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC said there were mines on the road south of the bridge. The SMM informed the JCCC. 5
Other impediments:
An SMM mini-UAV lost its GPS signal due to signal interference while flying over an area near Dachne (non-government-controlled, 47km west of Luhansk). The SMM was unable to recover its UAV.[5]
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC withdrew from the JCCC as of 18 December 2017.
[5] The interference could have originated from anywhere within the radius of several kilometres of the UAV’s position.