Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Наблюдатели уточняли сообщения о жертвах среди гражданского населения в результате взрыва мины возле Железного. Доступ Миссии оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также возле Верхнешироковского и Новоазовска, что недалеко от границы с Российской Федерацией*. СММ продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции. Миссия также способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на линиях электропередачи возле Золотого-5 (Михайловки), а также для обеспечения проведения работ по разминированию в Золотом-2 (Карбоните) и Новотроицком. В неподконтрольном правительству районе Донецкой области СММ зафиксировала колонну грузовиков с надписью «Гуманитарная помощь от Российской Федерации».
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав при этом больше взрывов (около 200 относительно 140 соответственно) по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
Так, вечером 24 октября в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали приблизительно 60 взрывов неопределенного происхождения и около 230 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–8 км в секторе от юго-востока до юго-запада. На следующий день в этом же населенном пункте команда Миссии слышала примерно 40 взрывов неопределенного происхождения и приблизительно 20 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 2–6 км в секторе от юго‑востока до юго‑запада.
Вечером 24 и ночью 25 октября камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 1 взрыв неопределенного происхождения в 0,5–1 км к юго-западу, а также примерно 25 взрывов неопределенного происхождения и приблизительно 30 снарядов (преимущественно с запада на восток) — все в 1–4 км к юго-западу.
Днем 25 октября, осуществляя мониторинг в н. п. Мануйловка (неподконтрольный правительству, 65 км к востоку от Донецка), члены патруля Миссии слышали около 40 взрывов неопределенного происхождения и примерно 30 очередей из стрелкового оружия — все в 3–8 км к западу (по оценке, учения с боевой стрельбой за пределами зоны безопасности). (СММ зафиксировала 5 танков в этом же районе, см. ниже).
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, включая 60 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано 45 взрывов.
Днем 25 октября, патрулируя на юго-восточной окраине н. п. Калиново-Борщеватое (неподконтрольный правительству, 61 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали примерно 50 взрывов неопределенного происхождения и 120 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 7–10 км к юго-западу.
Миссия уточняла сообщения о жертвах среди гражданского населения вблизи н. п. Железное (подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка). 24 октября в больнице н. п. Торецк (подконтрольный правительству, 43 км к северу от Донецка) наблюдатели видели 31-летнего мужчину с небольшой бинтовой повязкой на левом запястье и 39-летнего мужчину без видимых повреждений. Они рассказали, что во второй половине дня 23 октября возле Железного, когда один из них находился за рулем грузовика, а другой — экскаватора (на расстоянии нескольких метров за грузовиком) в поле, в рамках проведения ремонтных работ на водопроводах в этом районе, они услышали громкий взрыв и сразу же после этого почувствовали взрывную волну. Медработники этой больницы сообщили СММ, что во второй половине дня 23 октября двое вышеупомянутых мужчин поступили в больницу в шоковом состоянии вследствие взрыва. Сотрудник КП «Компания «Вода Донбасса» сообщил по телефону, что во второй половине дня 23 октября он услышал взрыв приблизительно в 1 км от места нахождения двух водителей возле Железного. Прибыв на место инцидента, он увидел, что оба мужчины получили легкие ранения и находились в шоковом состоянии в результате взрыва мины. Собеседник также добавил, что видел повреждения нижней части багажного отделения грузовика. Во второй половине дня 23 октября, осуществляя мониторинг соблюдения режима прекращения огня и содействуя проведению вышеупомянутых ремонтных работ, команда Миссии слышала громкий взрыв неопределенного происхождения в этом районе (см. Ежедневный отчет СММ от 24 октября 2018 года).
СММ продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
В течение дня 25 октября, осуществляя мониторинг на участке разведения в районе Станицы Луганской и вблизи участков разведения в районах Золотого и Петровского, СММ отметила там спокойную обстановку.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему[3].
24 октября за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольных правительству районах беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал 31 танк (двадцать три T-64 и восемь Т-72) на полигоне возле н. п. Круглик (31 км к юго-западу от Луганска) (для ознакомления с предыдущими результатами наблюдения в этом районе см. Ежедневный отчет СММ от 17 октября 2018 года). 25 октября команда Миссии зафиксировала 5 танков (неустановленного типа) на полигоне возле Мануйловки (см. выше).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку[4] в зоне безопасности. В подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 1 зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм) возле н. п. Горское (63 км к западу от Луганска), 2 бронетранспортера (БТР-60) и 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) вблизи н. п. Макарово (19 км к северо-востоку от Луганска), 2 боевые машины пехоты (БМП-2) рядом с н. п. Зайцево (62 км к северо-востоку от Донецка) и 1 БТР-80 недалеко от н. п. Новотроицкое (36 км к юго-западу от Донецка).
Миссия продолжала способствовать установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на линиях электропередачи возле н. п. Золотое-5 (Михайловка, неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска), а также обеспечению работы ДФС. СММ также осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения проведения разминирования в н. п. Золотое-2 (Карбонит, подконтрольный правительству, 62 км к западу от Луганска) и на сельскохозяйственных полях в Новотроицком.
В неподконтрольном правительству районе Донецкой области СММ зафиксировала колонну грузовиков с надписью «Гуманитарная помощь от Российской Федерации» (для ознакомления с предыдущими результатами наблюдения касательно аналогичной колонны см. Ежедневный отчет СММ от 28 сентября 2018 года). Утром 25 октября члены патруля Миссии видели колонну в составе 45 транспортных средств в сопровождении 2 автомобилей с табличками «ДНР», следовавшую на запад возле н. п. Макеевка (12 км к северо-востоку от Донецка). В состав колонны входило 38 крытых грузовиков (28 с российскими номерными знаками и 10 с черными номерными знаки с белыми символами), на 14 из них кириллицей было написано «Гуманитарная помощь от Российской Федерации», а на 7 других транспортных средствах с черными номерными знаки с белыми символами — «МЧС» (четыре крытых грузовика, два автомобиля и микроавтобус).
СММ продолжила наблюдение за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 22 октября 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях остается ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На блокпосте, расположенном примерно в 600 м к западу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь, неподконтрольный правительству, 29 км к северо‑востоку от Мариуполя), трое членов вооруженных формирований снова не разрешили патрулю Миссии проехать в восточном направлении. Ссылаясь на приказы своего руководства, они потребовали предъявить план патрулирования, но члены патруля СММ отказались выполнить это требование. Наблюдатели видели, что через блокпост проезжают гражданские транспортные средства.
На блокпосте возле н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 40 км к востоку от Мариуполя) четыре вооруженных члена вооруженных формирований вновь не разрешили патрулю Миссии проехать через населенный пункт, сославшись на «продолжающуюся операцию».
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[5].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения на участке разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[5].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно, Миссия не может просмотреть отснятый камерой материал, начиная с 22 июня 2018 года.
[3] В Ежедневном отчете СММ от 24 октября 2018 года абзац об отводе вооружения следует читать в такой редакции: «Команда СММ еще раз посетила постоянное место хранения вооружения, расположенное за соответствующими линиями отвода в неподконтрольном правительству районе Донецкой области, и отметила, что там по-прежнему отсутствуют 11 танков (семь Т-72 и четыре Т-64)».
[4] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[5] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 25 October 2018
This report is for the media and the general public.
Тhe SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region, compared with the previous reporting period. The Mission followed up on reports of civilian casualties as a result of a mine explosion near Zalizne. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas as well as near Verkhnoshyrokivske and Novoazovsk, near the border with the Russian Federation.* The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station. The SMM also facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to power lines near Zolote-5/Mykhailivka, as well as to enable demining in Zolote-2/Karbonit and Novotroitske. The Mission observed a convoy of trucks marked, “Humanitarian Aid from the Russian Federation”, in a non-government-controlled area of Donetsk region.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations,[1] including, however, more explosions (about 200), compared with the previous reporting period (140 explosions).
On the evening of 24 October, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard about 60 undetermined explosions and about 230 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-8km at directions ranging from south-east to south-west. The following day, while in the same location, the SMM heard about 40 undetermined explosions and about 20 bursts of heavy-machine-gun fire, all 2-6km at directions ranging from south-east to south-west.
On the evening and night of 24-25 October, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded an undetermined explosion 0.5-1km south-west as well as about 25 undetermined explosions and about 30 projectiles in flight (mostly from westerly to easterly directions), all 1-4km at south-westerly directions.
During the day on 25 October, positioned in Manuilivka (non-government-controlled, 65km east of Donetsk), the SMM heard about 40 undetermined explosions and about 30 bursts of small-arms fire, all 3-8km west (assessed as live-fire training outside the security zone). (The SMM observed five tanks in the same area. See below.)
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including 60 explosions, compared with the previous reporting period (45 explosions).
During the day on 25 October, positioned on the south-eastern edge of Kalynove-Borshchuvate (non-government-controlled, 61km west of Luhansk), the SMM heard about 50 undetermined explosions and 120 bursts of heavy-machine-gun fire, all 7-10km south-west.
The SMM followed up on reports of civilian casualties near Zalizne (government-controlled, 42km north-east of Donetsk). On 24 October, at a hospital in Toretsk (government-controlled, 43km north of Donetsk), the SMM saw a man (aged 31) with a small bandage on his left wrist and another man (aged 39) with no visible injuries. They told the SMM that on the afternoon of 23 October near Zalizne, while one of them had been driving a truck and the other an excavator (a few metres behind the truck) in a field, as part of repair works to water pipelines in the area, they had heard a loud explosion and immediately later felt a blast. Medical staff at the same hospital told the SMM that the two men had been admitted with “shell shock” on the afternoon of 23 October. An employee of the Voda Donbassa water company told the SMM by telephone that on the afternoon of 23 October, he had heard an explosion about 1km away from the location of the drivers near Zalizne, gone to the scene and seen them slightly injured and in shock as a result of a mine blast. He added that he had seen damage to the lower part of the cargo area of the truck. (On the afternoon of 23 October, while monitoring the ceasefire and facilitating the abovementioned repair works, the SMM heard a loud undetermined explosion in the area. See SMM Daily Report 24 October 2018.)
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske[2] (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
During the day on 25 October, positioned in the Stanytsia Luhanska disengagement area and near the Zolote and Petrivske disengagement areas, the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.[3]
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in non-government-controlled areas, on 24 October, an SMM mini-unmanned aerial vehicle spotted 31 tanks (23 T-64 and eight T-72) in a training area near Kruhlyk (31km south-west of Luhansk) (for previous observations in the area see SMM Daily Report 17 October 2018). On 25 October, the SMM observed five tanks (type undetermined) in a training area near Manuilivka (see above).
The SMM observed armoured combat vehicles and an anti-aircraft gun[4] in the security zone. In government-controlled areas, the SMM saw an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) near Hirske (63km west of Luhansk), two armoured personnel carriers (APC) (BTR-60) and an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Makarove (19km north-east of Luhansk), two infantry fighting vehicles (BMP-2) near Zaitseve (62km north-east of Donetsk) and an APC (BTR-80) near Novotroitske (36km south-west of Donetsk).
The SMM continued to facilitate and monitor adherence to the ceasefire to enable repairs to power lines near Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 58km west of Luhansk) as well as to facilitate the operation of the DFS. The SMM also monitored adherence to the ceasefire to enable demining in Zolote-2/Karbonit (government-controlled, 62km west of Luhansk) and in agricultural fields in Novotroitske.
The SMM observed a convoy of trucks marked “Humanitarian Aid from the Russian Federation” in a non-government-controlled area of Donetsk region (for previous observations of a similar convoy, see SMM Daily Report 28 September 2018). On the morning of 25 October, the SMM saw a convoy of 45 vehicles escorted by two cars with “DPR” plates heading west near Makiivka (12km north-east of Donetsk). The convoy consisted of 38 covered cargo trucks (28 with Russian Federation licence plates and ten with white-on-black plates), including 14 with “Humanitarian aid from the Russian Federation” in Cyrillic written on them, and seven vehicles marked “MChS” with white-on-black plates (four covered cargo trucks, two cars and a minibus).
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, SMM Daily Report 22 October 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denials of access:
At a checkpoint about 600m west of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol), three members of the armed formations again prevented the SMM from traveling east. They, citing orders from their superiors, demanded to see the SMM’s patrol plan, which the Mission refused to show. The SMM saw civilian vehicles crossing the checkpoint.
At a checkpoint near Novoazovsk (non-government-controlled, 40km east of Mariupol), four armed members of the armed formations again prevented the SMM from passing through to the city, citing an “ongoing operation”.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[5]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.6
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.
[3] The paragraph on weapons withdrawal in SMM Daily Report 24 October 2018 should have read: “The SMM revisited a permanent storage site in a non-government-controlled area of Donetsk region, whose location was beyond the respective withdrawal lines, and noted that 11 tanks (seven T-72 and four T-64) continued to be missing.”
[4] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[5] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC withdrew from the JCCC as of 18 December 2017.