Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Наблюдатели зафиксировали свежую воронку, возникшую в результате обстрела в жилом районе Саханки. Миссия продолжила осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, и зафиксировала нарушения режима прекращения огня вблизи участков разведения в районах Петровского и Золотого. Члены патруля Миссии слышали и видели взрыв возле Первомайска, примерно в 300 м к западу от своего местоположения. Доступ СММ оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также возле Седово, Новоазовска и Вознесеновки, вблизи границы с Российской Федерацией*. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение согласованных линий отвода возле Подлесного. Беспилотный летательный аппарат СММ дальнего радиуса действия вновь обнаружил транспортные средства (в частности, грузовик, перевозивший бронетранспортер), которые въезжали в Украину и выезжали из нее по грунтовой дороге в неподконтрольном правительству районе Донецкой области возле границы с Российской Федерацией, где отсутствуют пункты пропуска через границу. Патрули СММ способствовали установлению режима прекращения огня и осуществляли мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на гражданских объектах жизнеобеспечения вблизи Железного, Саханки, Артема, Донецкого, Золотого-5 (Михайловки) и Красного Лимана, а также для проведения работ по разминированию в Золотом-2 (Карбоните). В Харькове наблюдатели осуществляли мониторинг акции протеста во время мероприятия, которое проводила организация, выступающая за права сообщества лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ).
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], включая 235 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зафиксировано около 310 взрывов.
Так, вечером 11 и ночью 12 октября, камера СММ, установленная на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка), зафиксировала 56 взрывов (по оценке, 32 разрывы снарядов вооружения неустановленного типа, 1 взрыв в воздухе и 23 — неопределенного происхождения) и 52 снаряда (преимущественно с западо-северо-запада на востоко-юго-восток и с востока на запад) — все в 0,5–3 км в секторе от юго-юго-востока до юго-юго-запада.
Поздно вечером 11 и ночью 12 октября камера СММ, установленная на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка), зафиксировала 3 взрыва неопределенного происхождения, примерно 240 снарядов (преимущественно с западо-северо-запада на востоко-северо-восток) и 1 выпущенную вверх осветительную ракету — все за 2–4 км в секторе от северо-северо-запада к северо-северо-востоку.
Вечером 11 октября камера СММ, установленная в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), зафиксировала 23 взрыва неопределенного происхождения, 105 снарядов (преимущественно с севера на юг и с юга на север), 2 вспышки дульного пламени и 3 очереди из вооружения неустановленного типа — все в 2–4 км на восток, востоко-юго-восток и юго-восток.
Вечером 11 октября в Светлодарске команда СММ слышала 58 взрывов неопределенного происхождения и 22 очереди (по оценке, 17 — огонь из стрелкового оружия и 5 — огонь из вооружения неустановленного типа) — все в 2–6 км к юго-востоку. Утром 12 октября в этом же населенном пункте наблюдатели слышали 37 взрывов неопределенного происхождения и 5 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 2–6 км в секторе от севера до юго-востока.
В течение дня 12 октября, осуществляя мониторинг на юго-восточной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка) в течение примерно 6 часов, наблюдатели слышали 16 взрывов неопределенного происхождения и 8 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 1–3 км к юго-востоку, юго-юго-востоку и югу.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, включая приблизительно 270 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано около 40 взрывов.
Утром 12 октября, проезжая на юг по автодороге T-1316 вблизи н. п. Первомайск (неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска), члены патруля Миссии услышали и увидели взрыв, а затем увидели облако темного дыма, примерно в 300 м к западу от своего местоположения. По оценке СММ, взрыв произошел от разрыва артиллерийского снаряда, выпущенного с северного направления. Наблюдателям удалось сразу же благополучно покинуть этот район.
Утром 12 октября, осуществляя наблюдение вблизи н. п. Нижнее (подконтрольный правительству, 56 км к северо-западу от Луганска) в течение ориентировочно 20 минут, команда СММ слышала примерно 80 взрывов неопределенного происхождения и около 80 очередей из вооружения неустановленного типа — все в 3–5 км к юго-востоку.
Утром 12 октября, патрулируя на восточной окраине н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска), члены патруля Миссии слышали 30 взрывов неопределенного происхождения и 1 очередь из крупнокалиберного пулемета — все в 3–10 км к северо-востоку и востоко-северо-востоку. Находясь на юго-восточной окраине Попасной, команда СММ слышала 11 взрывов неопределенного происхождения и 6 выстрелов из стрелкового оружия — все в 3–15 км к юго-востоку и северо-востоку. Осуществляя мониторинг на юго-юго-восточной окраине Попасной, наблюдатели слышали 27 взрывов неопределенного происхождения, 18 очередей из вооружения неустановленного типа, а также эпизод огневой активности, оцененный СММ как залп из реактивной системы залпового огня (РСЗО) — все в 4–12 км к северо-востоку.
Утром 12 октября, пребывая в 2,5 км к юго-юго-востоку от н. п. Голубовское (неподконтрольный правительству, 51 км к западу от Луганска), команда СММ слышала 5 взрывов неопределенного происхождения и 8 очередей из стрелкового оружия — все 5–6 км к северо-востоку. Со своей позиции на юго-восточной окраине Голубовского наблюдатели слышали 48 взрывов неопределенного происхождения и около 150 очередей из стрелкового оружия — все в 3–6 км в секторе от северо-запада до северо-северо-востока. Наблюдая за ситуацией на северо-западной окраине Голубовского, члены патруля СММ слышали 6 взрывов неопределенного происхождения за 5–6 км к северо-востоку.
Наблюдатели зафиксировали свежую воронку, возникшую в результате обстрела в жилом районе н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя). 12 октября на ул. Октябрьской, 39, команда СММ зафиксировала свежую воронку (диаметр —1,5 м и глубина — 50 см) в саду заброшенного дома. По оценке Миссии, воронка образовалась от попадания минометной мины (82 мм), выпущенной с юго-юго-запада. Житель Саханки рассказал СММ, что обстрел произошел в селе вечером 11 октября.
СММ продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское[2] (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Утром 12 октября в течение примерно пятиминутного пребывания на южном крае участка разведения в районе Золотого патруль Миссии слышал 4 взрыва неопределенного происхождения в 3–7 км к северо-северо-востоку (по оценке, за пределами участка разведения). Патрулируя в 2 км к северу от Первомайска в течение примерно 20 минут, наблюдатели слышали 4 взрыва, оцененные как выстрелы из вооружения неустановленного типа в 2–3 км к юго-юго-западу, а также слышали и видели 1 взрыв, оцененный как разрыв артиллерийского снаряда в 300 м к западу (см. выше). По оценке, все эпизоды огневой активности произошли за пределами участка разведения. Осуществляя мониторинг на северном крае участка разведения в районе Золотого в течение примерно 50 минут, члены патруля СММ слышали 11 взрывов неопределенного происхождения в 10–13 км к востоко-северо-востоку и 38 очередей и выстрелов (по оценке, 16 — выстрелы из пушки боевой машины пехоты (БМП-2, 30 мм), 10 — очередей из крупнокалиберного пулемета и 12 — огонь из стрелкового оружия) в 2–4 км к востоко-северо-востоку. По оценке, все эпизоды огневой активности произошли за пределами участка разведения сил и средств.
Утром 12 октября, находясь в течение ориентировочно 1 часа примерно в 2 км к северу от Петровского, наблюдатели слышали 1 выстрел из стрелкового оружия в 0,5 км к северо-западу (по оценке, за пределами участка разведения).
Во время наблюдения на участке разведения сил и средств в районе Станицы Луганской, Миссия отметила там спокойную ситуацию.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, Комплексом мер, а также Дополнением к нему.
10 октября в подконтрольном правительству районе беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал 3 танка (Т-64) в лесополосе к западу от н. п. Подлесное (70 км к северо-западу от Луганска), что является нарушением линий отвода.
11 октября за пределами линий отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ зафиксировал 2 танка (Т-72) на железнодорожной станции в н. п. Рубежное (84 км к северо-западу от Луганска), 4 противотанковые пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм), зенитный ракетный комплекс (9К35, «Стрела-10») и 3 противотанковых ракетных комплекса (9П149 «Штурм-С», 130 мм) в н. п. Передовое (68 км к юго-западу от Донецка). 12 октября члены патруля Миссии видели 1 зенитный ракетный комплекс (9K33 «Оса») вблизи н. п. Спорное (96 км к северу от Донецка) и 3 танка (два Т-72 и один Т-64) на железнодорожной станции в Рубежном.
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины (ББМ) и зенитную установку[3] в зоне безопасности. 11 октября в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) в н. п. Леонидовка (41 км к северу от Донецка) и ББМ (неустановленного типа) вблизи н. п. Новгородское (35 км к северу от Донецка). 12 октября команда СММ видела 2 БМП-1, стоявшие возле н. п. Попасная (69 км к западу от Луганска).
12 октября в неподконтрольном правительству районе члены патруля Миссии видели зенитную установку (ЗУ-23-2, 23 мм) недалеко от Первомайска.
БПЛА СММ дальнего радиуса действия вновь обнаружил транспортные средства, в частности, грузовик, перевозивший бронетранспортер (БТР), которые в ночное время въезжали в Украину и выезжали из нее по грунтовой дороге в неподконтрольном правительству районе Донецкой области возле границы с Российской Федерацией, где отсутствуют пункты пропуска через границу. Примерно между 22:20 и 1:40 в ночь с 11 на 12 октября БПЛА обнаружил 2 грузовика (предположительно «Урал»), припаркованные вдоль грунтовой дороги в 500 м к югу от центра н. п. Маныч (неподконтрольный правительству, 76 км к востоку от Донецка). БПЛА зафиксировал 3 отдельные группы грузовиков, которые направлялись на восток и припарковались возле границы с Российской Федерацией, где Миссия ранее фиксировала колонны грузовиков с крытыми грузовыми отсеками, которые заезжали в Украину (см. Ежедневный отчет СММ от 9 августа 2018 года). Среди этих транспортных средств были 2 автомобиля типа «седан», 2 тягача, 7 грузовиков «Камаз», 4 грузовика «Урал», 1 автотягач с прицепом для тяжелой техники («Камаз»), перевозивший МТ-ЛБ, 3 внедорожника и 1 мини-фургон. Также было видно, что между этими транспортными средствами стояли и передвигались люди. БПЛА зафиксировал, как 2 автомобиля типа «седан» передвигались в западном направлении от границы с Российской Федерацией, а затем припарковались на обочине дороги и установили неофициальный блокпост примерно в 100 м к северо-востоку от места парковки 3 групп транспортных средств и за 3,5 км к востоко-юго-востоку от Маныча. Внедорожник отъехал с места, где припарковались 3 группы транспортных средств, и поехал на восток в направлении границы с Российской Федерацией, сделав остановку на неофициальном блокпосте. Остальные транспортные средства, за исключением мини-фургона, 2 внедорожников и автомобиля типа «седан», по двое подъезжали к неофициальному блокпосту, где контактировали с присутствующими там лицами, а затем продолжали свой маршрут на восток. В 01:22 2 припаркованных автомобиля типа «седан», которые установили этот блокпост, развернулись и отправились на восток в направлении границы с Российской Федерацией. В 01:34 БПЛА зафиксировал, как по этой дороге от границы с Российской Федерацией в направлении Маныча на запад направлялись грузовик «Камаз» с двухосным прицепом, 2 грузовика «Урал» и грузовик «Камаз», а также внедорожник.
Миссия содействовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на шламонакопителе фенольного завода возле н. п. Железное (подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка), на распределительных газопроводах возле Саханки, на Петровской насосной станции возле н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северо-западу от Луганска), объектах водораспределительной системы в н. п. Донецкий (неподконтрольный правительству, 49 км к западу от Луганска), н. п. Золотое-5 (Михайловка, неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска) и н. п. Красный Лиман (неподконтрольный правительству, 30 км к северо-западу от Луганска). СММ также осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения проведения разминирования в районе н. п. Золотое-2 (Карбонит, подконтрольный правительству, 62 км к западу от Луганска). Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования ДФС, в том числе путем мониторинга ситуации с соблюдением режима прекращения огня.
Патрули Миссии посетили три приграничных района, которые не контролируются правительством. В течение примерно 1 часа наблюдения в пункте пропуска на границе возле н. п. Мариновка (78 км к востоку от Донецка) члены патруля Миссии видели, что из Украины выехали 5 автомобилей (2 с украинскими номерными знаками и 3 с табличками «ДНР»), а также 3 грузовика (с табличками «ДНР»). Наблюдатели также видели, что в Украину въехали 15 автомобилей (2 с российскими номерными знаками, 3 —с украинскими и 10 с табличками «ДНР»), а также 1 автобус (с табличками «ДНР»).
Примерно за 35 минут наблюдения в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Новоазовск (40 км к востоку от Мариуполя) команда СММ видела, что в Украину въехали 5 автомобилей (1 с украинскими номерными знаками, 2 — с российскими и 2 с табличками «ДНР»), а из Украины выехала 1 автоцистерна (с украинскими номерными знаками).
В пункте пропуска на границе возле н. п. Вознесеновка (быв. Червонопартизанск, 65 км к юго-востоку от Луганска) наблюдатели видели, как в Украину зашли мужчина и женщина в возрасте 20–30 лет. Через 10 минут член вооруженных формирований сказал патрулю СММ покинуть этот район*.
11 октября в Харькове команда Миссии видела около 30 человек, известных СММ как члены организации «Фрайкор» (мужчины 20–35 лет; пятеро из них были в форме с черно-белой эмблемой), которые стояли во дворе здания арт-центра на переулке Плетневском, 2. В арт-центре проходило мероприятие, которое проводилось неправительственной организацией, выступающей в поддержку прав сообщества ЛГБТ. Один из присутствующих мужчин обратился к представителям СМИ с речью против деятельности этой неправительственной организации. Наблюдатели видели, как участники протеста из «Фрайкор» заблокировали вход для примерно 25–30 людей (женщины и мужчины, 18–40 лет), которые пытались присоединиться к мероприятию, при этом обе группы выкрикивали лозунги в адрес друг друга. Примерно 20 полицейских (12 из них были в касках и защитных жилетах) разняли две группы. Наблюдатели не зафиксировали других инцидентов.
СММ продолжала наблюдение за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины. (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях остается ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На блокпосте к северо-западу от н. п. Седово (неподконтрольный правительству, 33 км к северо-востоку от Мариуполя), двое членов вооруженных формирований, имевшие при себе оружие, не пропустили патруль Миссии в населенный пункт, объяснив это тем, что в районе проходит «операция сил специального назначения».
Двое членов вооруженных формирований вновь не пропустили патруль СММ через блокпост вблизи Новоазовска, объяснив это тем, что там проходит «операция сил специального назначения».
В пункте пропуска на границе вблизи Вознесеновки двое членов вооруженных формирований сказали патрулю СММ покинуть этот район, ссылаясь на «приказы своих руководителей».
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям на участке разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать через мост в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) ввиду наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что дорога к югу от моста заминирована. СММ проинформировала об этом СЦКК[4].
Другие препятствия:
В четырех отдельных случаях мини-БПЛА СММ временно теряли сигналы GPS, по оценке, из-за глушения[5], вблизи н. п. Богдановка (подконтрольный правительству, 41 км к юго-западу от Донецка), н. п. Новоигнатовка (подконтрольный правительству, 40 км к югу от Донецка), н. п. Лебединское (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Мариуполя) и возле н. п. Николаевка (подконтрольный правительству, 40 км к югу от Донецка). Наблюдатели благополучно приземлили БПЛА.
Персонал больницы в н. п. Бойковское (быв. Тельманово, неподконтрольный правительству, 67 км к юго-востоку от Донецка) вновь попросил команду СММ получить разрешение от руководителей вооруженных формирований на предоставление информации о жертве среди гражданского населения.
Член руководства школы в н. п. Чернухино (неподконтрольный правительству, 64 км к юго-западу от Луганска) сказал наблюдателям, что для получения информации им необходимо предоставить соответствующее разрешение от вооруженных формирований.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно Миссия не может просмотреть отснятый камерой материал, начиная с 22 июня 2018 года.
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[5] Глушение сигнала могло вестись из любого района в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 12 October 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region, compared with the previous reporting period. It observed a fresh crater caused by shelling in a residential area of Sakhanka. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske, and observed ceasefire violations near the Petrivske and Zolote disengagement areas. An SMM patrol heard and saw an explosion near Pervomaisk, approximately 300m west of its location. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas as well as near Siedove, Novoazovsk and Voznesenivka, near the border with the Russian Federation.* The SMM observed weapons in violation of the agreed withdrawal lines near Pidlisne. An SMM long-range unmanned aerial vehicle again spotted vehicles, including a truck carrying an armoured personnel carrier, entering and exiting Ukraine via an unpaved road in a non-government-controlled area of Donetsk region near the border with the Russian Federation where there are no border crossing facilities. The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to critical civilian infrastructure near Zalizne, Sakhanka, Artema, Donetskyi, Zolote-5/Mykhailivka and Krasnyi Lyman, as well as to enable demining in Zolote‑2/Karbonit. In Kharkiv, the SMM observed a protest at an event hosted by an organization advocating for the rights of the LGBT community.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations,[1] including 235 explosions, compared with the previous reporting period (about 310 explosions).
On the evening and night of 11-12 October, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded 56 explosions (32 assessed as impacts of rounds of undetermined weapons, one as an airburst and 23 as undetermined) and 52 projectiles in flight (mostly from west-north-west to east-south-east and from east to west), all 0.5-3km at directions ranging from south-south-east to south-south-west.
On the evening and night of 11-12 October, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) recorded three undetermined explosions, about 240 projectiles in flight (mostly west-north-west to east-south-east) and an illumination flare in vertical flight, all 2-4km at directions ranging from north-north-west to north-north-east.
On the evening of 11 October, the SMM camera in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk) recorded 23 undetermined explosions, 105 projectiles in flight (mostly from north to south and south to north), two muzzle flashes and three bursts of undetermined weapons, all 2-4km east, east-south-east and south-east.
On the evening of 11 October, while in Svitlodarsk, the SMM heard 58 undetermined explosions and 22 bursts (17 assessed as small-arms fire and five undetermined), all 2-6km south-east. On the morning of 12 October, while in the same location, the SMM heard 37 undetermined explosions and five bursts of heavy-machine-gun fire, all 2-6km at directions ranging from north to south-east.
During the day on 12 October, positioned on the south-eastern edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk) for about six hours, the SMM heard 16 undetermined explosions and eight bursts of heavy-machine-gun fire, all 1-3km south-east, south-south-east and south.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including about 270 explosions, compared with the previous reporting period (about 40 explosions).
On the morning of 12 October, as it was driving south on road T-1316 near Pervomaisk (non-government-controlled 58km west of Luhansk), an SMM patrol heard and saw an explosion followed by a black cloud of smoke, approximately 300m west of its location, assessed as the impact of an artillery round fired from a northerly direction. The SMM immediately left the area safely.
During the day on 12 October, positioned near Nyzhnie (government-controlled, 56km north-west of Luhansk) for about 20 minutes, the SMM heard about 80 undetermined explosions and about 80 bursts of undetermined weapons, all 3-5km south-east.
During the day on 12 October, positioned on the eastern edge of Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk), the SMM heard 30 undetermined explosions and a burst of heavy-machine-gun fire, all 3-10km north-east and east-north-east. Positioned on the south-eastern edge of Popasna, the SMM heard 11 undetermined explosions and six shots of small-arms fire, all 3-15km south-east and north-east. Positioned on the south-south-eastern edge of Popasna, the SMM heard 27 undetermined explosions, 18 bursts of undetermined weapons and what it assessed as an outgoing multiple launch rocket system (MLRS) salvo, all 4-12km north-east.
During the day on 12 October, positioned about 2.5km south-south-east of Holubivske (non-government-controlled, 51km west of Luhansk), the SMM heard five undetermined explosions and eight bursts of small-arms fire, all 5-6km north-east. Positioned on the south-eastern edge of Holubivske, it heard 48 undetermined explosions and about 150 bursts of small-arms fire, all 3-6km at directions ranging from north-west to north-north-east. Positioned on the north-western outskirts of Holubivske, it heard six undetermined explosions 5-6km north-east.
The SMM observed a fresh crater caused by shelling in a residential area of Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol). On 12 October, at 39 Oktiabrska Street, the SMM observed a fresh crater (1.5m in diameter and 50cm deep) in the garden of an abandoned house, assessed as caused by an 82mm mortar round fired from a south-south-westerly direction. A resident of Sakhanka told the SMM that shelling had occurred in the village on the evening of 11 October.
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske[2] (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the morning of 12 October, positioned on the southern edge of the Zolote disengagement area for about five minutes, the SMM heard four undetermined explosions 3-7km north-north-east (assessed as outside the disengagement area). Positioned 2km north of Pervomaisk for about 20 minutes, the SMM heard four explosions assessed as outgoing rounds of undetermined weapons 2-3km south-south-west, as well as heard and saw an explosion assessed as the impact of an artillery round 300m west (see above), all assessed as outside the disengagement area. Positioned on the northern edge of the Zolote disengagement area for about 50 minutes, the SMM heard 11 undetermined explosions 10-13km east-north-east and 38 bursts and shots (16 assessed as shots of infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) cannon (30mm), ten as bursts of heavy-machine-gun fire and 12 as small-arms fire) 2-4km east-north-east, all assessed as outside the disengagement area.
On the morning of 12 October, positioned about 2km north of Petrivske for about an hour, the SMM heard a shot of small-arms fire 0.5km north-west (assessed as outside the disengagement area).
Positioned in the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of the withdrawal lines, in a government-controlled area, on 10 October an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted three tanks (T-64) in a treeline west of Pidlisne (70km north-west of Luhansk).
Beyond the respective withdrawal lines but outside designated storage sites, in government-controlled areas, on 11 October an SMM mini-UAV spotted two tanks (T-72) at a railway station in Rubizhne (84km north-west of Luhansk), four anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm), a surface-to-air missile system (9K35, Strela-10) and three anti-tank guided missile systems (9P149 Shturm-S, 130mm) in Peredove (68km south-west of Donetsk). On 12 October, the SMM saw a surface-to-air missile system (9K33 Osa) near Spirne (96km north of Donetsk) and three tanks (two T-72 and a T-64) at the railway station in Rubizhne.
The SMM observed armoured combat vehicles (ACV) and an anti-aircraft gun[3] in the security zone. In government-controlled areas, on 11 October, an SMM long-range UAV spotted an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Leonidivka (41km north of Donetsk) and an ACV (type undetermined) near Novhorodske (35km north of Donetsk). On 12 October, the SMM saw two stationary IFVs (BMP-1) near Popasna (69km west of Luhansk).
In a non-government-controlled area, on 12 October, the SMM saw an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) near Pervomaisk.
An SMM long-range UAV again spotted vehicles, including a truck carrying an armoured personnel carrier (APC), entering and exiting Ukraine in the middle of the night via an unpaved road in a non-government-controlled area of Donetsk region near the border with the Russian Federation where there are no border crossing facilities. Between around 22:20 and 01:40 on the night of 11-12 October, the UAV spotted two trucks (probable Ural) parked along an unpaved road 500m south of the centre of Manych (non-government-controlled, 76km east of Donetsk). The UAV observed three separate groups of vehicles driving eastward and park at a location near the border with the Russian Federation where the SMM has previously observed convoys of covered cargo trucks entering Ukraine (see SMM Daily Report 9 August 2018). The vehicles included two sedans, two tractor trailers, seven KamAZ trucks, four Ural trucks, a heavy-equipment transport trailer (KamAZ) carrying an APC (MT-LB), three sport-utility vehicles and a minivan. Several people were seen standing and walking between the vehicles. The UAV observed two sedans travelling westward from the border with the Russian Federation, which parked on the side of the road and established a makeshift checkpoint about 100m north-east of the location where the three groups of vehicles had parked and 3.5km east-north-east of Manych. A sport-utility vehicle departed the area where the three groups of vehicles were parked and travelled eastward toward the border with the Russian Federation, stopping at the makeshift checkpoint. The other vehicles, except the minivan, two sport-utility vehicles and a sedan, then proceeded in pairs to approach the makeshift checkpoint and interact with the people present, and continued travelling eastward. At 01:22, the two parked sedans that had established the makeshift checkpoint turned around and travelled eastward in the direction of the border with the Russian Federation. At 01:34, the UAV spotted a KamAZ truck with a twin axle trailer, two Ural trucks and a KamAZ truck as well as a sport-utility vehicle traveling westward on the same road from the border with the Russian Federation in the direction of Manych.
The Mission facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to the phenol sludge reservoir near Zalizne (government-controlled, 42km north-east of Donetsk), to gas distribution pipelines near Sakhanka, to the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north-west of Luhansk) and to water distribution infrastructure in Donetskyi (non-government-controlled, 49km west of Luhansk), Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 58km west of Luhansk) and Krasnyi Lyman (non-government-controlled, 30km north-west of Luhansk). It also monitored adherence to the ceasefire to enable demining in the area of Zolote-2/Karbonit (government-controlled, 62km west of Luhansk). The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire.
The SMM visited three border areas not under government control. While at a border crossing point near Marynivka (78km east of Donetsk) for about an hour, the SMM saw five cars (two with Ukrainian licence plates and three with “DPR” plates) and three cargo trucks (with “DPR” plates) exiting Ukraine. The SMM also observed 15 cars (two with Russian Federation and three with Ukrainian licence plates, and ten with “DPR” plates) and a bus with “DPR” plates entering Ukraine.
While at a border crossing point near Novoazovsk (40km east of Mariupol) for about 35 minutes, the SMM saw five cars (one with Ukrainian and two with Russian Federation licence plates, and two with “DPR” plates) entering Ukraine and a tanker-truck (with Ukrainian licence plates) exiting Ukraine.
While at a border crossing point near Voznesenivka (formerly Chervonopartyzansk, 65km south-east of Luhansk), the SMM saw a man and a woman (both aged 20-30) entering Ukraine. After about ten minutes, a member of the armed formations told the SMM to leave the area.*
In Kharkiv, on 11 October, the SMM saw about 30 people known to the SMM as members of Freikorps (men, 20-35 years old), five of them in uniforms with a white and black emblem, standing in a courtyard outside the building of an art centre at 2 Pletnevskyi Lane where an event hosted by a non-governmental organization (NGO) advocating for the rights of the LGBT community was ongoing. One of the men gave a speech to media present expressing opposition to the NGO’s activities. The SMM saw the Freikorps protestors block a group of about 25-30 people (mixed gender, 18-40 years old) attempting to join the event while both groups shouted slogans at each other. Approximately 20 police officers (12 of them equipped with helmets and flak jackets) separated the two groups. The SMM did not observe any other incidents.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, UXO and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denials of access:
At a checkpoint north-west of Siedove (non-government-controlled, 33km north-east of Mariupol), two armed members of the armed formations denied the SMM access to the town saying that a “special forces operation” was ongoing in the area.
Two members of the armed formations again prevented the SMM from passing through a checkpoint near Novoazovsk, saying that a “special forces operation” was ongoing.
At a border crossing point near Voznesenivka two members of the armed formations told the SMM to leave the area, citing “orders from their superiors”.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM did not travel across the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk) due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC said there were mines on the road south of the bridge. The SMM informed the JCCC.5
Other impediments:
On four separate occasions, SMM mini-UAVs temporarily lost their GPS signal, assessed as due to jamming[5], near Bohdanivka (government-controlled, 41km south-west of Donetsk), Novohnativka (government-controlled, 40km south of Donetsk), Lebedynske (government controlled, 16km north-east of Mariupol) and Mykolaivka (government-controlled, 40km south of Donetsk). The SMM landed the UAVs safely.
Staff at the hospital in Boikivske (formerly Telmanove, non-government-controlled, 67km south-east of Donetsk) again requested the SMM to obtain permission from senior members of the armed formations in order to provide information on a civilian casualty.
A senior staff member at a school in Chornukhyne (non-government-controlled, 64km south-west of Luhansk) told the SMM it would need to submit an authorization from the armed formations in order to be provided information.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
[2] Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC withdrew from the JCCC as of 18 December 2017.
[5] The interference could have originated from anywhere in a radius of several kilometres of the UAV’s position.