Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции, и члены патруля СММ слышали огонь из стрелкового оружия над своими головами, невзирая на предоставленные гарантии безопасности. Наблюдатели уточняли сообщения о том, что в Лутугино мужчина получил ранения вследствие взрыва взрывного устройства, которое он держал в руках. Миссия зафиксировала повреждения вследствие стрельбы в жилых районах Александровки и микрорайоне Трудовские Петровского района Донецка. СММ зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участках разведения в районах Золотого и Петровского. Доступ Миссии оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также вблизи Верхнешироковского, Южной Ломоватки и Зари*. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение согласованных линий отвода вблизи Докучаевска и Ольховки. Беспилотный летательный аппарат СММ дальнего радиуса действия снова обнаружил транспортные средства, движущиеся по грунтовой дороге в направлении границы с Российской Федерацией, где в неподконтрольном правительству районе Донецкой области отсутствуют пункты пропуска через границу. Миссия способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на гражданских объектах жизнеобеспечения вблизи Железного, Артема, Веселой Горы, Донецкого и Михайловки, а также для проведения разминирования в Золотом-2 (Карбоните). В Киевской области команда СММ уточняла информацию о взрыве, произошедшем в квартире члена «С14», а также наблюдала за проведением массового собрания, связанного с этим взрывом.
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, 305 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано примерно 520 взрывов.
Так, вечером 9 и ночью 10 октября камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала примерно 60 взрывов неопределенного происхождения, 7 взрывов в воздухе, 22 вспышки дульного пламени, около 70 снарядов (преимущественно с запада на восток и с северо-запада на юго-восток) и 1 осветительную ракету — все в 0,5–4 км в южном направлении.
Вечером 9 октября камера СММ, установленная в 1,5 км к северо-востоку от н. п. Гнутово (подконтрольный правительству, 20 км к северо-востоку от Мариуполя), зафиксировала примерно 60 взрывов неопределенного происхождения и около 40 снарядов (преимущественно с севера на юг, с юга на север и с западо-юго-запада на востоко-северо-восток) — все в 1–4 км в восточном направлении.
Днем 10 октября, осуществляя патрулирование на северной окраине н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 4 взрыва (2 из которых были оценены как разрывы снарядов, а еще 2 — неопределенного происхождения) в 1–2 км к юго-западу, 12 взрывов неопределенного происхождения в 2–5 км в юго-восточном направлении, а также примерно 40 взрывов неопределенного происхождения и 1 очередь из крупнокалиберного пулемета в 1–5 км в секторе от западо-северо-запада до северо-северо-востока.
В Луганской области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, около 120 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано приблизительно 50 взрывов.
Вечером 9 октября камера СММ в н. п. Кряковка (подконтрольный правительству, 38 км к северо-западу от Луганска) зафиксировала 1 взрыв, оцененный как разрыв снаряда в 2–4 км к юго-юго-западу, 6 взрывов неопределенного происхождения, 15 вспышек дульного пламени, ориентировочно 90 снарядов (преимущественно с востоко-юго-востока на западо-северо-запад и с западо-северо-запада на востоко-юго-восток), а также 1 выпущенную вверх осветительную ракету — все в 1–5 км к юго-юго-западу и юго-западу.
На следующий день, ведя наблюдение примерно в 2 км к югу от н. п. Муратово (подконтрольный правительству, 51 км к северо-западу от Луганска), наблюдатели слышали примерно 90 взрывов, оцененных как выстрелы из автоматического гранатомета (автоматических гранатометов) и пушки боевой машины пехоты (БМП), а также 85 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–7 км к востоко-юго-востоку.
Члены патруля Миссии слышали, что пули из стрелкового оружия пролетели над их головами, когда они осуществляли мониторинг ситуации с безопасностью в районе ДФС для способствования проведению ремонта и пересменки работников. Находясь на автодороге Н20 примерно в 1,5 км к югу от н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка), члены патруля СММ услышали свистящий звук двух пуль, пролетевших на расстоянии 10–50 метров над их головами, невзирая на предоставленные гарантии безопасности касательно соблюдения режима прекращения огня. Команде Миссии не удалось установить направление огня. Патруль СММ благополучно покинул этот район. О произошедшем Миссия уведомила группу украинской стороны в Совместном центре контроля и координации (СЦКК) и вооруженные формирования, а также обратилась с просьбой провести разбирательство по факту данного инцидента (см. Оперативный отчет СММ от 10 октября 2018 года).
СММ уточняла сообщения о мужчине, получившем ранения вследствие взрыва взрывного устройства, которое он держал в руках. 10 октября в н. п. Лутугино (неподконтрольный правительству, 20 км к юго-западу от Луганска) медперсонал центра неотложной помощи сообщил, что 3 октября примерно в 10:15 они получили неотложный вызов о получившем в населенном пункте ранение мужчине в результате взрыва взрывного устройства, которое он держал в руках. По их словам, мужчину доставили каретой скорой помощи в больницу Луганска. В Лутугино мужчина и женщина (оба в возрасте 50–59 лет) по отдельности рассказали наблюдателям, что взрыв произошел на улице Административной. На ул. Административной, 7/1, члены патруля Миссии видели осколочные повреждения забора и ворот дома, однако определить, образовались ли эти повреждения недавно, не представлялось возможным. Охранник фабрики, расположенной примерно в 50 м от дома, сообщил СММ по телефону, что около 10:00 3 октября он слышал взрыв, происходивший из направления дома. Он также видел стоявшего перед воротами раненого мужчину (в возрасте 50–59 лет), у которого не было части левой руки и нескольких пальцев на правой руке.
Миссия зафиксировала повреждения вследствие стрельбы в жилых районах. В н. п. Александровка (неподконтрольный правительству, 20 км к юго-западу от Донецка) наблюдатели видели свежую выбоину и осколочные повреждения на западо-юго-западной стороне гаража во дворе дома № 344 на улице Горького. На ул. Горького, 346, команда Миссии видела 8 свежих пробоин в западо-юго-западной стороне ограждения вокруг дома, а также разбитое окно, выходящее на западо-юго-запад. По оценке, все вышеуказанные повреждения образовались в результате попадания 30-мм снаряда, выпущенного с западо-юго-западного направления. Жители домов № 344 и 346 на улице Горького по отдельности сообщили наблюдателям, что они находились дома, когда приблизительно в 19:45 услышали взрыв. Примерно в 300 м северо-западнее на ул. Школьной, 336, наблюдатели видели свежую пробоину в южной стороне гаража. По оценке, повреждение образовалось в результате попадания 30-мм снаряда, выпущенного с западо-юго-западного направления.
В Выборгском переулке, 11/1, что в микрорайоне Трудовские Петровского района Донецка (неподконтрольный правительству, 15 км к юго-западу от центра Донецка), наблюдатели видели, что выходящее на юго-запад окно дома было разбито, а также зафиксировали осколочные повреждения подоконника и свежую пробоину в юго-западной части крыши. Жители дома (мужчина и женщина в возрасте 65–69 лет) сообщили, что повреждения образовались примерно в 18:45 8 октября. В соседнем доме в Выборгском переулке, 12/1, команда СММ видела свежую пробоину в юго-западной части крыши. По оценке, все повреждения образовались в результате попадания снарядов зенитной установки (ЗУ-23, 23 мм), выпущенных с юго-западного направления.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
8 октября в пределах участка разведения в районе Золотого беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ обнаружил 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) недалеко от недавно обнаруженных позиций Вооруженных сил Украины, примерно в 150 м к югу от северного края участка разведения и ориентировочно в 1 км к западу от его восточного края (для ознакомления с предыдущими наблюдениями в этом районе см. Ежедневный отчет СММ от 9 июня 2018 года).
В течение дня 10 октября наблюдатели, находившиеся на южном крае участка разведения в районе Золотого, слышали 25 выстрелов из стрелкового оружия в 1 км к северо-северо-западу, а затем 9 выстрелов из стрелкового оружия в 1 км к северо-северо-востоку (все, по оценке, в пределах участка разведения). В тот же день наблюдатели видели двух мужчин (один из которых был в камуфляжной одежде) на ранее зафиксированной позиции (блиндаже) Вооруженных сил Украины к югу от железнодорожного моста в пределах участка разведения (см. Ежедневный отчет СММ от 1 сентября 2018 года и Ежедневный отчет СММ от 10 октября 2018 года).
Днем 10 октября, осуществляя мониторинг в 1,8 км к северу от Петровского, команда СММ слышала эпизод многочисленных перекрестных выстрелов из стрелкового оружия продолжительностью 5 минут в 2–3 км к юго-юго-востоку (по оценке, за пределами участка разведения сил и средств), а затем 2 взрыва неопределенного происхождения в 2 км к юго-юго-западу (по оценке, в пределах участка разведения сил и средств).
Находясь в пределах участка разведения в районе Станицы Луганской, наблюдатели отметили там спокойную обстановку.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
9 октября в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 2 танка (один Т-72 и один неустановленного типа) и 1 зенитно-ракетный комплекс (9К35 «Стрела-10») возле н. п. Докучаевск (30 км к юго-западу от Донецка), а также 1 буксируемую гаубицу (2А36 «Гиацинт-Б», 152 мм) возле н. п. Ольховка (40 км к востоку от Донецка), размещенных там в нарушение линий отвода.
9 октября за линиями отвода, но вне пределов выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ обнаружил 15 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм), 2 противотанковых ракетных комплекса (неустановленного типа) и 6 противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100 мм) на железнодорожной станции в н. п. Рубежное (84 км к северо-западу от Луганска). В тот же день на северной окраине н. п. Северодонецк (74 км к северо-западу от Луганска) команда Миссии видела 2 буксируемые гаубицы (Д-30 «Лягушка», 122 мм), которые двигались в восточном направлении. 10 октября наблюдатели видели 24 танка (Т-72) в Рубежном и его окрестностях, 24 буксируемые гаубицы (2А65 «Мста-Б», 152 мм) и 3 самоходные гаубицы (2С1) на железнодорожной станции в н. п. Зачатовка (74 км к юго-западу от Донецка).
За линиями отвода, но вне пределов выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе наблюдатели видели 1 танк (неустановленного типа) примерно в 3 км к юго-востоку от н. п. Роскошное (9 км к югу от Луганска).
Миссия зафиксировала наличие вооружения, которое не смогла верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствовали критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленном СММ подписантам Комплекса мер. За пределами соответствующих линий отвода в неподконтрольных правительству районах Донецкой области команда СММ констатировала, что там по-прежнему отсутствуют 6 реактивных систем залпового огня (БМ-21 «Град», 122 мм), 6 буксируемых гаубиц (Д-30), 6 самоходных гаубиц (2С1) и 12 минометов (одиннадцать ПМ-38, 120 мм, и один 2Б11 «Сани», 120 мм). Наблюдатели также впервые зафиксировали отсутствие 4 противотанковых пушек (МТ-12).
Команда СММ еще раз посетила постоянное место хранения вооружения, расположенное за пределами соответствующих линий отвода в неподконтрольном правительству районе Донецкой области, и отметила, что там по-прежнему отсутствуют 11 танков (четыре Т-64 и семь Т-72).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины (ББМ)[3] и другие признаки наличия техники военного типа в зоне безопасности. 9 октября в подконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ обнаружил 2 БМП-1 и 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) возле н. п. Трехизбенка (32 км к северо-западу от Луганска). В тот же день БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 ББМ (неустановленного типа) в районе н. п. Тарамчук (29 км к юго-западу от Донецка), 3 БМП-1 и 2 ББМ (неустановленного типа) вблизи н. п. Березовое (31 км к юго-западу от Донецка), а также 1 ББМ (неустановленного типа) недалеко от н. п. Новотроицкое (36 км к юго-западу от Донецка), 2 БМП-1 и 1 ББМ (неустановленного типа) около н. п. Николаевка (40 км к югу от Донецка) и 3 ББМ (неустановленного типа) рядом с н. п. Троицкое (30 км к северу от Донецка). В тот же день наблюдатели видели 1 ББМ (типа БМП-1) севернее участка разведения в районе Золотого, 1 БТР-4 возле Каменки, 3 боевые машины пехоты (две БМП-2 и одну БМП-1) вблизи н. п. Сопино (16 км к востоку от Мариуполя) и 1 бронированную разведывательную машину (БРМ-1К) рядом с н. п. Бугас (44 км к юго-западу от Донецка).
8 октября в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 3 новые системы траншей (длиной 30, 25 и 15 метров соответственно) к северу от н. п. Золотое-5 (Михайловка, 58 км к западу от Луганска), при этом одна из них была во дворе дома. Все вышеупомянутые траншеи не были зафиксированы по данным воздушного наблюдения по состоянию на 29 августа 2018 года. 9 октября БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 2 бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БТС-4А), 1 бронетранспортер (типа БТР) и 1 БМП-1 в н. п. Кальмиусское (42 км к юго-востоку от Донецка), а также новые траншеи длиной примерно 30 м к юго-востоку от Докучаевска (не зафиксированы по данным воздушного наблюдения по состоянию на 17 июля 2018 года). В тот же день мини-БПЛА СММ обнаружил 55 воронок в поле примерно в 650 м к юго-западу от н. п. Петровеньки (40 км к западу от Луганска). По оценке, они образовались в результате разрывов 122-мм или 152-мм артиллерийских снарядов, вероятно выпущенных с северного направления (не зафиксированы по данным воздушного наблюдения по состоянию на 19 июня 2018 года). Мини-БПЛА СММ обнаружил 2 воронки в поле примерно в 1 км к северо-западу от н. п. Заречное (44 км к западу от Луганска), которые, по оценке, вероятно, образовались в результате разрывов 152-мм артиллерийских снарядов, выпущенных с северо-северо-запада (не зафиксированы по данным воздушного наблюдения по состоянию на 9 июля 2018 года).
БПЛА СММ дальнего радиуса действия снова зафиксировал транспортные средства, движущиеся на северо-восток по грунтовой дороге неподалеку от границы с Российской Федерацией, где в неподконтрольном правительству районе Донецкой области отсутствуют пункты пропуска через границу. Примерно в 23:00 9 октября БПЛА СММ обнаружил 5 грузовиков с крытыми грузовыми отсеками (четыре «Урал» и один «Камаз») и 4 автомобиля (три внедорожника и один седан), а около 20 человек прохаживались между стоящими на грунтовой дороге транспортными средствами вблизи лесополосы — все примерно в 3,5 км к востоко-северо-востоку от н. п. Манич (неподконтрольный правительству, 76 км к востоку от Донецка). 10 октября БПЛА зафиксировал, как к 00:30 все люди сели в транспортные средства и 4 грузовика (три «Урал» и один «Камаз») и 3 автомобиля (два внедорожника и один седан) начали двигаться далее на северо-восток в направлении границы с Российской Федерацией, тогда как пятый грузовик («Урал») и четвертый автомобиль (внедорожник) двигались к юго-западу в направлении Манича.
Миссия содействовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на шламонакопителе фенольного завода вблизи н. п. Железное (подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка), Петровской насосной станции недалеко от н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северо-западу от Луганска), линии электропередачи в н. п. Веселая Гора (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-западу от Луганска), объектах водораспределительной системы в н. п. Донецкий (неподконтрольный правительству, 49 км к западу от Луганска), а также на линиях электропередачи возле Золотого-5 (Михайловки). В Луганской области наблюдатели осуществляли мониторинг ситуации с безопасностью для обеспечения, как сообщалось, передачи денежных средств с неподконтрольных правительству районов в подконтрольные. Эти средства были связаны с задолженностью по водоснабжению. Миссия осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения проведения разминирования в районе н. п. Золотое-2 (Карбонит, подконтрольный правительству, 62 км к западу от Луганска). СММ продолжала способствовать обеспечению работы ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня (см. выше).
Наблюдатели посетили один приграничный район, который не контролируется правительством. Находясь на протяжении примерно 40 минут в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Должанское (84 км к юго-востоку от Луганска), члены патруля Миссии видели, что из Украины выехали 5 автомобилей и фургон (все с украинскими номерными знаками) и 11 тентованных грузовиков (9 с украинскими номерными знаками и 2 — с российскими), а в Украину въехали 6 автомобилей и 4 тентованных грузовика (все с украинскими номерными знаками).
В н. п. Борисполь (32 км к юго-востоку от Киева) наблюдатели уточняли сообщения о взрыве, произошедшем в квартире члена «С14» («Сич») в ночь с 9 на 10 октября. На улице Момота, 52, команда СММ видела разбитое окно на втором этаже здания, а также отметила наличие битого стекла на улице. Наблюдатели также видели, что район был огражден, а на месте происшествия присутствовали 10 полицейских и следственная группа. Позднее Министерство внутренних дел сообщило, что по факту инцидента начато расследование по статье 15 Криминального кодекса Украины (покушение на убийство).
В связи с вышеупомянутым взрывом команда СММ наблюдала за проведением массового собрания у здания Министерства внутренних дел Украины на ул. Академика Богомольца, 10, в Киеве. Наблюдатели видели примерно 60 протестующих (преимущественно мужчины в возрасте от 20 до 50 лет), некоторые из которых были одеты в куртки со знаками различия «С14» («Сич»). Команда Миссии отметила, что перед зданием улица была перекрыта автомобилем полиции, а входы в здание охранялись примерно 60 полицейскими, в том числе некоторыми в защитном снаряжении. Наблюдатели слышали, как член «С14» («Сич») сказал, что вышеупомянутый взрыв произошел у него в квартире. Затем команда СММ видела, как трое мужчин вылили бутылку молочного продукта на голову журналистке, после чего вмешалась полиция. Команда Миссии также видела, что правая рука одного из протестующих кровоточила. Наблюдатели не зафиксировали последующих инцидентов.
СММ продолжает наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что СЦКК должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 8 октября 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
В двух случаях на блокпосте примерно в 600 м к западу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь, неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя) члены вооруженных формирований (было видно, что двое из них вооружены) снова остановили патруль Миссии и не позволили наблюдателям проехать в южном направлении к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и н. п. Безыменное (неподконтрольной правительству, 30 км к востоку от Мариуполя).
На блокпосте в н. п. Южная Ломоватка (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) член вооруженных формирований снова отказал патрулю СММ в проезде к населенному пункту, ссылаясь на «проведение разминирования в этом районе».
На сельскохозяйственном объекте в н. п. Заря (подконтрольный правительству, 22 км к северо-востоку от Мариуполя) двое военнослужащих Вооруженных сил Украины сообщили СММ, что наблюдатели могут получить доступ только к отдельным частям объекта.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения на участке разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
Персонал трех школ в Луганске отказался предоставить СММ информацию, ссылаясь на необходимость получения предварительного разрешения от членов вооруженных формирований.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении всего отчетного периода камера СММ, установленная в н. п. Красногоровка (21 км к западу от Донецка), не функционировала.
[2] Из-за наличия мин, в том числе на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно, наблюдатели лишены доступа к отснятому камерой материалу с 22 июня 2018 года.
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала офицеров ВСУ при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 10 October 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region, compared with the previous reporting period. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station; it heard small-arms fire overhead, despite security guarantees having been provided. The SMM followed up on reports that a man had been injured by an explosion while handling an explosive device in Lutuhyne. The Mission observed damage caused by gunfire in residential areas of Oleksandrivka and in the Trudivski area of Donetsk city’s Petrovskyi district. It recorded ceasefire violations inside the Zolote and Petrivske disengagement areas. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas as well as near Verkhnoshyrokivske, Yuzhna-Lomuvatka and Zoria.* The SMM observed weapons in violation of the agreed withdrawal lines near Dokuchaievsk and Vilkhivka. An SMM long-range unmanned aerial vehicle again spotted vehicles moving on a dirt road towards the border with the Russian Federation where there are no border crossing facilities in a non-government-controlled area of Donetsk region. The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to critical civilian infrastructure near Zalizne, Artema, Vesela Nora, Donetskyi and Mykhailivka, as well as to enable demining in Zolote-2/Karbonit. In Kyiv region, the Mission followed up on reports of an explosion at an apartment of a C14 member and monitored a public gathering in relation to the explosion.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations,[1] including 305 explosions, compared with the previous reporting period (about 520 explosions).
On the evening and night of 9-10 October, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded about 60 undetermined explosions, seven airbursts, 22 muzzle flashes, about 70 projectiles in flight (mostly from west to east and from north-west to south-east) and an illumination flare, all 0.5-4km at southerly directions.
On the evening and night of 9-10 October, the SMM camera 1.5km north-east of Hnutove (government-controlled, 20km north-east of Mariupol) recorded about 60 undetermined explosions and about 40 projectiles in flight (mostly from north to south, from south to north and from west-south-west to east-north-east), all 1-4km at easterly directions.
During the day on 10 October, positioned on the northern edge of Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard four explosions (two assessed as impacts and two undetermined) 1-2km south-west, 12 undetermined explosions 2-5km at south-easterly directions, and about 40 undetermined explosions and a burst of heavy-machine-gun fire 1-5km at directions ranging from west-north-west to north-north-east.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including about 120 explosions, compared with the previous reporting period (about 50 explosions).
On the evening of 9 October, the SMM camera in Kriakivka (government-controlled, 38km north-west of Luhansk) recorded an explosion assessed as an impact 2-4km south-south-west, as well as six undetermined explosions, 15 muzzle flashes, about 90 projectiles in flight (mostly from east-south-east to west-north-west and from west-north-west to east-south-east) and an illumination flare in vertical flight, all 1-5km south-south-west and south-west.
The following day, positioned about 2km south of Muratove (government-controlled, 51km north-west of Luhansk), the SMM heard about 90 explosions assessed as rounds of automatic grenade-launcher(s) and infantry fighting vehicle (IFV) cannon fire and 85 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-7km east-south-east.
The SMM heard small-arms fire overhead while monitoring the security situation in the area of the DFS to facilitate repair works and rotation of workers at the station. Positioned on road H20, about 1.5km south of Kamianka (government-controlled, 20km north of Donetsk), SMM patrol members heard the whistling sound of two bullets flying 10-50m over their heads, despite security guarantees having been provided for adherence to the ceasefire. The SMM could not assess the direction of fire. The SMM left the location safely. It notified the Ukrainian Armed Forces side of the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) and the armed formations about the incident and requested follow-up. (See SMM Spot Report 10 October 2018.)
The SMM followed up on reports that a man had been injured by an explosion while handling an explosive device. In Lutuhyne (non-government-controlled, 20km south-west of Luhansk), on 10 October, medical staff at an emergency centre told the SMM that they had received an emergency call at around 10:15 on 3 October that a man who had been injured by an explosion in the town while handling an explosive device. They said that the man had been transferred by an ambulance to a hospital in Luhansk city. In Lutuhyne, a man and a women (both in their fifties) separately told the SMM that the explosion had occurred on Administratyvna Street. At 7/1 Administratyvna Street, the SMM saw shrapnel damage to the fence and gate of a house but it was unable to assess whether the damage was recent. A guard of a factory about 50m from the house told the SMM by telephone that at around 10:00 on 3 October, he had heard an explosion from the house and had seen a man (in his fifties) in front of the gate, who had been injured with a part of his left arm and several figures of his right hand missing.
The SMM observed damage caused by gunfire in residential areas. In Oleksandrivka (non-government-controlled, 20km south-west of Donetsk), at 344 Horkoho Street, the SMM saw a fresh gouge and shrapnel damage on the west-south-west-facing side of a garage in the courtyard of a house. At 346 Horkoho Street, the SMM saw eight fresh holes in the west-south-west-facing fence around a house and a shattered west-south-west-facing window. The SMM assessed that all above damage had been caused by a 30mm round fired from a west-south-westerly direction. Residents of the houses at 344 and 346 Horkoho Street separately told the SMM that they had had been at their homes when they heard an explosion at around 19:45. About 300m further north-west, at 336 Shkilna Street, the SMM saw a fresh hole in the south-facing side of a garage, assessed as caused by a 30mm round fired from a west-south-westerly direction.
In the Trudivski area of Donetsk city’s Petrovskyi district (non-government-controlled, 15km south-west of Donetsk city centre), at 11/1 Vyborzkyi Lane, the SMM saw a broken south-west-facing window of a house and shrapnel damage to the window sill, as well as a fresh hole in the south-west-facing part of the roof. Residents (a man and a woman in their late sixties) of the house told the SMM that the damage had occurred on 8 October at around 18:45. At a neighbouring house, at 12/1 Vyborzkyi Lane, the SMM saw a fresh hole in the south-west-facing side of the roof. The SMM assessed that all damage had been caused by rounds of anti-aircraft cannon (ZU-23, 23mm) fire from a south-westerly direction.
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske[2] (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On 8 October, inside the Zolote disengagement area, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2), near previously observed positions of the Ukrainian Armed Forces, about 150m south of the area’s northern edge and about 1km west of its eastern edge (for previous observations in the area, see SMM Daily Report 9 June 2018).
During the day on 10 October, positioned on the southern edge of the Zolote disengagement area, the SMM heard 25 shots of small-arms fire 1km north-north-west, followed by nine shots of small-arms fire 1km north-north-east, all assessed as inside the disengagement area. The same day, the SMM saw two men (one in camouflage clothing) in a previously observed position (bunker) of the Ukrainian Armed Forces south of the railway bridge inside the disengagement area (see SMM Daily Report 1 September 2018 and SMM Daily Report 10 October 2018).
During the day on 10 October, positioned 1.8km north of Petrivske, the SMM heard five minutes of uncountable and overlapping shots of small arms 2-3km south-south-east (assessed as outside the disengagement area), followed by two undetermined explosions 2km south-south-west (assessed as inside the disengagement area).
Positioned inside the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, on 9 October, an SMM long-range UAV spotted two tanks (one T-72 and one undetermined variant) and a surface-to-air missile system (9K35 Strela-10) near Dokuchaievsk (30km south-west of Donetsk) and a towed howitzer (2A36 Giatsint-B, 152mm) near Vilkhivka (40km east of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, on 9 October, an SMM mini-UAV spotted 15 self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm), two anti-tank guided missile systems (undetermined variant) and six anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) at the railway station in Rubizhne (84km north-west of Luhansk). The same day, the SMM saw two towed howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm) moving east in the northern outskirts of Sievierodonetsk (74km north-west of Luhansk). On 10 October, the SMM saw 24 tanks (T-72) in and near Rubizhne, as well as 24 towed howitzers (2A65 Msta-B, 152mm) and three self-propelled howitzers (2S1) at the railway station in Zachativka (74km south-west of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in a non-government-controlled area, the SMM saw a tank (undetermined variant) about 3km south-east of Rozkishne (9km south of Luhansk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In non-government-controlled areas beyond the respective withdrawal lines in Donetsk region, the SMM noted that six multiple launch rocket systems (BM-21 Grad, 122mm), six towed howitzers (D-30), six self-propelled howitzers (2S1) and 12 mortars (11 PM-38, 120mm and one 2B11 Sani, 120mm) were again missing. The SMM also noted that four anti-tank guns (MT-12) were missing for the first time.
The SMM revisited a permanent storage site whose location was beyond the respective withdrawal lines in a non-government-controlled area of Donetsk region and noted that 11 tanks (four T-64 and seven T-72) were again missing.
The SMM observed armoured combat vehicles (ACV)[3] and other indications of military-type presence in the security zone. In government-controlled areas, on 9 October, an SMM mini-UAV spotted two IFVs (BMP-1) and an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Trokhizbenka (32km north-west of Luhansk). The same day, an SMM long-range UAV spotted an ACV (type undetermined) near Taramchuk (29km south-west of Donetsk), three IFVs (BMP-1) and two ACVs (type undetermined) near Berezove (31km south-west of Donetsk), an ACV (type undetermined) near Novotroitske (36km south-west of Donetsk), two IFVs (BMP-1) and an ACV (type undetermined) near Mykolaivka (40km south of Donetsk) and three ACVs (type undetermined) near Troitske (30km north of Donetsk). The same day, the SMM saw an IFV (BMP-1 variant) just north of the Zolote disengagement area, an IFV (BTR-4) near Kamianka, three IFVs (two BMP-2 and one BMP-1) near Sopyne (16km east of Mariupol) and an armoured reconnaissance vehicle (BRM-1K) near Buhas (44km south-west of Donetsk).
In non-government-controlled areas, on 8 October, an SMM mid-range UAV spotted three new trench systems (30m, 25m and 15m in length) north of Zolote-5/Mykhailivka (58km west of Luhansk) (all not visible in imagery from 29 August 2018), one of them in the yard of a house. On 9 October, an SMM long-range UAV spotted two armoured recovery vehicles (BTS-4A), an armoured personnel carrier (BTR variant) and an IFV (BMP-1) in Kalmiuske (42km south-east of Donetsk) as well as new trenches (not seen in imagery from 17 July 2018) about 30m in length south-east of Dokuchaievsk. The same day, an SMM mini-UAV spotted 55 craters in a field about 650m south-west of Petrovenky (40km west of Luhansk), assessed as caused by 122mm or 152mm artillery rounds probably fired from a northerly direction (not visible in imagery from 19 June 2018). An SMM mini-UAV spotted two craters in a field about 1km north-west of Zarichne (44km west of Luhansk), assessed as probably caused by 152mm artillery rounds fired from a north-north-westerly direction (not visible in imagery from 9 July 2018).
An SMM long-range UAV again spotted vehicles move north-east on a dirt road near the border with the Russian Federation where there are no border crossing facilities in a non-government-controlled area of Donetsk region. At around 23:00 on 9 October, the UAV spotted five covered cargo trucks (four Ural and one Kamaz) and four cars (three SUV and one sedan), all stationary, as well as about 20 persons walking between the vehicles on an unpaved dirt road near a treeline, all about 3.5km east-north-east of Manych (non-government-controlled, 76km east of Donetsk). By 00:30 on 10 October, the UAV spotted all people enter the vehicles and four trucks (three Ural and one Kamaz) and three cars (two SUV and one sedan) moving further north-east towards the border with the Russian Federation while the fifth truck (Ural) and the fourth car (SUV) travelling south-west towards Manych.
The Mission facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to the phenol sludge reservoir near Zalizne (government-controlled, 42km north-east of Donetsk), to the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north-west of Luhansk), to a power line in Vesela Hora (non-government-controlled, 16km north-west of Luhansk), to water distribution infrastructure in Donetskyi (non-government-controlled, 49km west of Luhansk) and to power lines near Zolote-5/Mykhailivka. In Luhansk region, the SMM monitored the security situation to reportedly transfer funds from non-government to government-controlled areas in relation to a water utility debt. It monitored adherence to the ceasefire to enable demining in the area of Zolote-2/Karbonit (government-controlled, 62km west of Luhansk). The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire (see above).
The SMM visited a border area not under government control. While at a border crossing point near Dovzhanske (84km south-east of Luhansk) for about 40 minutes, the SMM saw five cars and a van, all with Ukrainian licence plates, and 11 covered cargo trucks (nine with Ukrainian and two with Russian Federation licence plates) exiting Ukraine, and six cars and four covered cargo trucks (all with Ukrainian licence plates) entering Ukraine.
In Boryspil (32km south-east of Kyiv), the SMM followed up on reports of an explosion at the apartment of a member of C14 (Sich) on the night of 9-10 October. At 52 Momota Street, the Mission saw a broken window on the second floor of a building and broken glass on the street. It saw that the area was cordoned off and that ten police officers and an investigation team were present. The Ministry of Internal Affairs later announced that that an investigation into the incident had been launched under Article 15 of the Criminal Code of Ukraine (attempted murder).
In relation to the abovementioned explosion, the SMM monitored a public gathering outside the Ministry of Internal Affairs building at 10 Akademika Bohomoltsia Street in Kyiv, where it saw approximately 60 protesters (mainly men, 20-50 years old), some of whom were wearing jackets with the C14 (Sich) insignia. The Mission saw that the street in front of the building was blocked by a police car and about 60 police officers, including some in riot gear, securing entrances to the building. The SMM heard a member of C14 (Sich) say that the abovementioned explosion had occurred at his apartment. The Mission then saw three men splash a bottle of dairy product over the head of a female journalist and police intervene. The SMM saw the right arm of another male protester bleeding. The Mission did not observe further incidents.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the JCCC should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 8 October 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denials of access:
On two occasions, at a checkpoint about 600m west of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol), members of the armed formations (two visibly armed) again stopped the SMM and denied it passage southward to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and Bezimenne (non-government-controlled, 30km east of Mariupol).
At a checkpoint in Yuzhna-Lomuvatka (non-government-controlled, 60km west of Luhansk), a member of the armed formations again denied the SMM passage to the village, citing “demining in the area”.
At an agricultural compound in Zoria (government-controlled, 22km north-east of Mariupol), two Ukrainian Armed Forces soldiers said that the SMM could access only some parts of the compound.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
At three schools in Luhansk city, staff refused to provide information to the SMM, citing the need for prior permission from members of the armed formations.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. The SMM camera in Krasnohorivka (21km west of Donetsk) was not operational during the reporting period.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC withdrew from the JCCC as of 18 December 2017.