Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. СММ зафиксировала 12 реактивных систем залпового огня, размещенных в нарушение линий отвода. Миссия зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участке разведения сил и средств в районе Золотого и вблизи участка разведения в районе Станицы Луганской. Доступ СММ оставался ограниченным на всех трех участках, а также снова возле Заиченко и Новоазовска*. Наблюдатели продолжили осуществлять мониторинг ситуации на закрытом контрольном пункте въезда-выезда вблизи Станицы Луганской, где видели, что строительные и ремонтные работы продолжаются. СММ и далее способствовала обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции. Миссия также содействовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на объектах водоснабжения возле Первомайска и Красного Лимана.
В Донецкой области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав при этом меньше взрывов (примерно 90), по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано около 260 взрывов.
Так, вечером 6 и ночью 7 сентября, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 15 взрывов неопределенного происхождения и около 200 выстрелов и очередей из стрелкового оружия — все в 3–5 км к юго-востоку. Днем 7 сентября команда Миссии слышала 5 взрывов неопределенного происхождения в 2–5 км к юго-востоку.
Вечером 6 и ночью 7 сентября камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) зафиксировала около 80 снарядов (преимущественно с севера на юг) и 2 осветительные ракеты — все в 1–4 км к востоко-северо-востоку, востоку и востоко-юго-востоку.
За аналогичный период времени камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 2 взрыва неопределенного происхождения, 57 снарядов (преимущественно с запада на восток) и 2 осветительные ракеты — все в 1–3 км к юго-юго-западу.
Днем 7 сентября, патрулируя в 1 км к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), команда Миссии слышала взрыв неопределенного происхождения, а также примерно 380 выстрелов и очередей из стрелкового оружия — все в 1–4 км к юго-востоку, юго-юго-западу и северо-западу.
Вечером 6 и ночью 7 сентября камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя), зафиксировала 10 взрывов неопределенного происхождения, около 360 снарядов (преимущественно с севера на юг и с юга на север) и 18 очередей из вооружения неустановленного типа — все в 2–4 км к востоко-северо-востоку, востоку и востоко-юго-востоку.
За аналогичный период времени камера СММ, установленная к юго-западу от н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала 14 взрывов неопределенного происхождения и 5 пролетавших снарядов — все в 0,5–3 км к северо-северо-востоку, северо-востоку и востоко-северо-востоку.
За аналогичный период времени камера СММ к востоку от н. п. Ломакино (подконтрольный правительству, 15 км к северо-востоку от Мариуполя) зафиксировала 17 взрывов (16 неопределенного происхождения и 1 оцененный как разрыв) и 33 снаряда (преимущественно с востоко-юго-востока на западо-северо-запад) — все в 2–4 км к северо-северо-востоку, северо-востоку и востоку.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, включая 2 взрыва, по сравнению с предыдущим отчетным периодом , когда, среди прочего, было зафиксировано 4 взрыва.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское[2] (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ СММ на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Днем 7 сентября, осуществляя мониторинг в 250 м к югу от моста в Станице Луганской, наблюдатели слышали 2 взрыва неопределенного происхождения в 1–2 км к северо-востоку (определить, произошли ли они на участке разведения или за его пределами, не представлялось возможным).
Поздно вечером 6 сентября камера СММ в Золотом зафиксировала очередь из вооружения неустановленного типа в 2–4 км юго-востоку (по оценке, в пределах участка разведения).
Днем 7 сентября, находясь вблизи участков разведения в районах Петровского и Золотого, Миссия отметила там спокойную обстановку.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
В подконтрольном правительству районе наблюдатели видели 12 реактивных систем залпового огня (БМ-21 «Град», 122 мм) возле н. п. Полтавка (54 км к северо-западу от Донецка), размещенных там в нарушение линий отвода.
За соответствующими линиями отвода, но за пределами выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал 7 танков (Т-72) и миномет (2С9 «Нона-С», 120 мм), установленный на бронетранспортер (МТ-ЛБ), на полигоне возле н. п. Шимшиновка (27 км к юго-западу от Луганска).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины[3] в пределах зоны безопасности. 5 сентября в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 2 бронетранспортера (типа БТР) к югу от н. п. Каменка (20 км к северу от Донецка). 7 сентября наблюдатели видели БТР-80, который двигался в западном направлении возле н. п. Райгородка (34 км к северо-западу от Луганска).
Команда Миссии видела, что контрольный пункт въезда-выезда к северу от моста в Станице Луганской все еще закрыт. Наблюдатели не видели пешеходов ни на КПВВ, ни на блокпосте вооруженных формирований к югу от моста. Вблизи КПВВ, по наблюдениям Миссии, продолжались ремонтные работы на пешеходной дороге и парковке, и далее возводили бетонные укрытия и ограждения, а также подключали кабели связи к размещенным там помещениям.
СММ зафиксировала проведение работ по разминированию. В поле примерно в 1,5 км к юго-востоку от Ломакино наблюдатели видели двух человек в одежде с логотипом международной организации по разминированию, проводящих работы по разминированию.
Миссия и далее способствовала обеспечению работы ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Возле станции наблюдатели зафиксировали нарушения режима прекращения огня, невзирая на предоставленные в явной форме гарантии безопасности (см. нарушения режима прекращения огня выше и таблицу нарушений в приложении).
Миссия способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ и технического обслуживания на объектах водоснабжения вблизи н. п. Первомайск (неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска) и н. п. Красный Лиман (неподконтрольный правительству, 30 км к северо-западу от Луганска).
СММ продолжила наблюдение за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На блокпосте возле н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северовостоку от Мариуполя) два вооруженных члена вооруженных формирований вновь отказали наблюдателям в доступе к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северовостоку от Мариуполя) и в проезде в южном направлении через Заиченко, ссылаясь на соображения безопасности, тем самым не позволив команде СММ уточнить сообщения об обстреле в Пикузах.
Три вооруженных члена вооруженных формирований вновь не позволили команде СММ проехать через блокпост возле н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 40 км к востоку от Мариуполя), ссылаясь на приказы «командира», тем самым не дав команде Миссии уточнить информацию о недавней жертве среди гражданского населения в больнице в Новоазовске. На блокпосте наблюдатели видели, что гражданские транспортные средства проезжали в обоих направлениях.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, изза возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, изза возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ по телефону, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, изза возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, находящийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
В больнице в Донецке медперсонал отказался предоставить информацию без разрешения вооруженных формирований, когда команда СММ уточняла сообщения о лицах, раненых вследствие взрыва в Донецке 31 августа 2018 года. В двух других больницах в Донецке медперсонал предоставил команде Миссии ограниченную информацию о лицах, пострадавших во время вышеупомянутого инцидента, но отказался предоставить дополнительную информацию без разрешения вооруженных формирований.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным. Соответственно, просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 7 September 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region, compared with the previous reporting period. The Mission saw multiple launch rocket systems in violation of withdrawal lines. The Mission recorded ceasefire violations inside the Zolote disengagement area and near the Stanytsia Luhanska disengagement area. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas, and again near Zaichenko and Novoazovsk.* The Mission continued to monitor the situation at the closed entry-exit checkpoint near Stanytsia Luhanska where it saw that construction and repair works were ongoing. The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station. It also facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to water infrastructure near Pervomaisk and Krasnyi Lyman.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1] including, however, fewer explosions (about 90), compared with the previous reporting period (about 260 explosions).
On the evening and night of 6-7 September, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard 15 undetermined explosions and about 200 shots and bursts of small-arms fire, all 3-5km south-east. During the day on 7 September, the SMM heard five undetermined explosions 2-5km south-east.
On the same evening and night of 6-7 September, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) recorded about 80 projectiles in flight (mostly from north to south) and two illumination flares, all 1-4km east-north-east, east and east-south-east.
On the same evening and night, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded two undetermined explosions, 57 projectiles in flight (mostly from west to east) and two illumination flares, all 1-3km south-south-west.
During the day on 7 September, positioned 1km north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard an undetermined explosion and about 380 shots and bursts of small-arms fire, all 1-4km south-east, south-south-west and north-west.
On the evening and night of 6-7 September, the SMM camera 1km south-west of Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) recorded ten undetermined explosions, about 360 projectiles in flight (mostly from north to south and south to north) and 18 bursts of undetermined weapons, all 2-4km east-north-east, east and east-south-east.
On the same evening and night, the SMM camera south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded 14 undetermined explosions and five projectiles in flight, all 0.5-3km north-north-east, north-east and east-north-east.
On the same evening and night, the SMM camera east of Lomakyne (government-controlled, 15km north-east of Mariupol) recorded 17 explosions (16 undetermined and one assessed as an impact) and 33 projectiles in flight (mostly from east-south-east to west-north-west), all 2-4km north-north-east, north-east and east.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including two explosions, compared with the previous reporting period (four explosions).
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske[2] (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
During the day on 7 September, positioned 250m south of the Stanystsia Luhanska bridge, the SMM heard two undetermined explosions 1-2km north-east (unable to assess whether inside or outside the disengagement area).
On the evening of 6 September, the SMM camera in Zolote recorded a burst of an undetermined weapon 2-4km south-east (assessed as inside the disengagement area).
During the day on 7 September, positioned near the Petrivske and Zolote disengagement areas, the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in a government-controlled area, the SMM saw 12 multiple launch rocket systems (BM-21 Grad, 122mm) near Poltavka (54km north-west of Donetsk).
Beyond the respective withdrawal lines but outside designated storage sites in a non-government-controlled area, an SMM mini unmanned aerial vehicle (UAV) spotted seven tanks (T-72) and a mortar (2S9 Nona-S, 120mm) mounted atop an armoured personnel carrier (APC) (MT-LB) in a training area near Shymshynivka (27km south-west of Luhansk).
The SMM observed armoured combat vehicles[3] in the security zone. In government-controlled areas, on 5 September, an SMM mid-range UAV spotted two APCs (BTR-variants) south of Kamianka (20km north of Donetsk). On 7 September, the SMM saw an APC (BTR-80) moving west near Raihorodka (34km north-west of Luhansk).
The SMM observed that the entry-exit checkpoint north of Stanytsia Luhanska bridge remained closed. The Mission saw no pedestrians present at the entry-exit checkpoint or at the checkpoint of the armed formations south of the bridge. In the vicinity of the entry-exit checkpoint, it continued to observe ongoing repairs to the pedestrian road and parking lot, as well as the construction of concrete shelters and fencing and connecting of communication cables to offices at the site.
The SMM saw demining activity. In a field about 1.5km south-east of Lomakyne, the SMM saw two people wearing clothing bearing the logo of an international demining organization demining.
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. The SMM recorded ceasefire violations near the station, despite explicit security guarantees (see above and the table below).
The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repair and maintenance works to water infrastructure near Pervomaisk (non-government-controlled, 58km west of Luhansk) and Krasnyi Lyman (non-government-controlled, 30km north-west of Luhansk).
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
Two armed members of the armed formations at a checkpoint near Zaichenko (nongovernment-controlled, 26km north-east of Mariupol) again prevented the SMM from accessing Pikuzy (formerly Kominternove, nongovernment-controlled, 23km north-east of Mariupol) and south through Zaichenko citing security concerns, thus preventing the SMM from following up on reports of shelling in Pikuzy.
Three armed members of the armed formations again prevented the SMM from passing through a checkpoint near Novoazovsk (nongovernment-controlled, 40km east of Mariupol), citing orders from a “superior,” thus preventing the SMM from following up on a recent civilian casualty at the hospital in Novoazovsk. While at the checkpoint, the SMM saw civilian vehicles passing in both directions.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
At a hospital in Donetsk city, medical staff refused to provide information without permission from the armed formations while the SMM was following up on people injured from the explosion in Donetsk city centre on 31 August 2018. At two other hospitals in Donetsk city, medical staff provided limited information to the SMM on people injured in the abovementioned incident, however refused to provide further information without permission from the armed formations.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] Due to the presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited; thus, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.