Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Беспилотный летательный аппарат СММ дальнего радиуса действия зафиксировал по крайней мере пять сгоревших дотла домов в Зайцево. Миссия зафиксировала нарушение режима прекращения огня в пределах участка разведения сил и средств в районе Станицы Луганской, а также несколько таких нарушений вблизи участка разведения в районе Золотого. Наблюдатели видели, как на участке разведения в районе Золотого проводились работы по укреплению новой военной позиции Вооруженных сил Украины. Доступ СММ оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также к постоянному месту хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе Донецкой области. Кроме того, доступ Миссии был снова ограничен в Верхнешироковском*. СММ продолжала осуществлять мониторинг ситуации на закрытом контрольном пункте въезда-выезда возле Станицы Луганской, где наблюдатели отметили, что строительные работы продолжаются. Миссия продолжала содействовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции. СММ также содействовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на объекте водоснабжения около Золотого. В Киеве команда Миссии наблюдала за двумя массовыми собраниями перед зданием Верховной Рады. Наблюдатели также уточняли сообщения о загрязнении атмосферы опасными химическими веществами на юге Херсонской области.
В Донецкой области Миссия зафиксировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], включая около 260 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, был зафиксирован 1 взрыв.
Так, вечером 5 сентября камера СММ, установленная к юго‑западу от н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала около 70 взрывов неопределенного происхождения, 11 пролетавших снарядов, 2 очереди и 1 выпущенную вверх осветительную ракету — все на расстоянии 1–4 км в секторе от северо‑северо‑запада до северо‑востока.
В тот же вечер камера СММ на контрольном пункте въезда‑выезда (КПВВ) в н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо‑востоку от Мариуполя) зафиксировала 39 взрывов неопределенного происхождения, 48 пролетавших снарядов, 1 очередь и 1 выпущенную вверх осветительную ракету — все в 2–4 км к юго‑юго‑востоку и югу.
В тот же вечер камера СММ к востоку от н. п. Ломакино (подконтрольный правительству, 15 км к северо‑востоку от Мариуполя) зафиксировала 53 взрыва неопределенного происхождения, 30 пролетавших снарядов, 5 очередей и 3 вспышки дульного пламени — все в 1–4 км к северо‑северо‑востоку, северо‑востоку и востоко‑северо‑востоку.
Днем 6 сентября команда СММ, находившаяся на расстоянии примерно 2 км к юго‑юго‑востоку от н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка), слышала 20 взрывов неопределенного происхождения, 10 выстрелов из пушки боевой машины пехоты (БМП-1, 73 мм), а также 17 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 2–5 км к югу и юго‑западу.
Осуществляя мониторинг на юго‑восточной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), члены патруля Миссии слышали 43 взрыва неопределенного происхождения в 2–4 км к юго‑востоку.
Ведя наблюдение на железнодорожном вокзале в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали ориентировочно 200 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все на расстоянии 1–2 км к востоко‑юго‑востоку.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, включая 4 взрыва, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зафиксировано 35 взрывов.
5 сентября беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия зафиксировал по крайней мере пять домов, которые сгорели дотла, на улице Есенина в неподконтрольной правительству части н. п. Зайцево (50 км к северо‑востоку от Донецка). Этот же БПЛА зафиксировал еще три дома, которые все еще горели (на изображениях от 29 августа 2018 года повреждений видно не было). В тот же день представитель местной общины сообщил наблюдателям, что 3 сентября около 12:00 они слышали обстрел и позже в тот же день заметили, что горела сухая трава на покинутом соседском участке.
Кроме того, 5 сентября БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал как минимум 4 взрыва от разрывов, предположительно, минометных мин калибра 82 мм и одно полыхающее строение на территории военного лагеря на расстоянии около 600 м к югу от н. п. Травневое (подконтрольный правительству, 51 км к северо‑востоку от Донецка).
СММ продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское[2] (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
5 сентября камера СММ в Станице Луганской зафиксировала выстрел из предположительно снайперской винтовки (ПТРД‑41, 14,5 мм) в 200–300 м к юго‑западу (по оценке, за пределами участка разведения). Утром 6 сентября, находясь на восточной окраине Станицы Луганской, команда Миссии слышала взрыв неопределенного происхождения в 3–5 км к югу (по оценке, за пределами участка разведения). Наблюдатели, находившиеся в 1 км к юго‑юго‑востоку от моста в Станице Луганской (15 км к северо‑востоку от Луганска), слышали взрыв неопределенного происхождения в 1 км к северу (по оценке, в пределах участка разведения).
Вечером 5 сентября камера СММ в Золотом зафиксировала взрыв неопределенного происхождения и снаряд, пролетавший с северо‑запада на юго‑восток, в 2–4 км к северо‑востоку (по оценке, все за пределами участка разведения). 6 сентября на данном участке разведения члены патруля Миссии видели новую позицию и трех военнослужащих Вооруженных сил Украины, которые копали траншею и укладывали вокруг нее мешки с песком, на восточной стороне автодороги T1316, на расстоянии примерно 100 м к югу от железнодорожного моста.
Днем 6 сентября, осуществляя мониторинг возле участка разведения в районе Петровского, члены патруля СММ отметили там спокойную обстановку.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
5 сентября за соответствующими линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольном правительству районе БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал зенитно-ракетный комплекс (9К37) в поле к северо‑западу от н. п. Клещеевка (60 км к северу от Донецка).
За соответствующими линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольных правительству районах на основе доступных СММ материалов воздушного наблюдения 4 сентября было обнаружено наличие 19 танков (неустановленного типа) и 29 единиц буксируемой артиллерии (неустановленного типа) на полигоне возле н. п. Мирное (28 км к юго‑западу от Луганска). Для ознакомления с предыдущими наблюдениями см. Ежедневный отчет СММ от 23 августа 2018 года. 6 сентября наблюдатели видели 4 танка (T-64) на полигоне возле н. п. Круглик (31 км к юго-западу от Луганска).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины[3] в зоне безопасности. 5 сентября в подконтрольном правительству районе БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 2 боевые бронированные машины (типа БМП) недалеко от н. п. Попасная (69 км к западу от Луганска).
5 сентября в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 6 бронетранспортеров (МТ‑ЛБ) в н. п. Первомайск (58 км к западу от Луганска) и 2 МТ‑ЛБ около н. п. Калиново-Борщеватое (61 км к западу от Луганска).
По наблюдениям Миссии, контрольный пункт въезда-выезда к северу от моста в Станице Луганской был по-прежнему закрыт. Наблюдатели отметили, что на этом КПВВ и на блокпосте вооруженных формирований южнее моста не было ни одного пешехода. Строительные работы на КПВВ продолжаются.
Миссия продолжала фиксировать наличие мин. 5 сентября возле автобусной остановки на улице Есенина в неподконтрольной правительству части Зайцево БПЛА СММ дальнего радиуса действия впервые зафиксировал 7 противотанковых мин (предположительно TM-62), которые были заложены в один ряд поперек дороги, тем самым блокируя проезд.
Миссия продолжала содействовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Находясь в районах около станции, наблюдатели зафиксировали нарушения режима прекращения огня, невзирая на предоставленные явные гарантии безопасности (см. таблицу нарушений режима прекращения огня в приложении).
СММ содействовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ и технического обслуживания на участке водопровода (диаметром 350 мм) между Золотым и Попасной. Кроме того, в Луганской области наблюдатели осуществляли мониторинг и содействовали передаче денежных средств из неподконтрольных правительству районов в подконтрольные. Как сообщалось, это было связано с платежами за воду.
Миссия продолжала уточнять информацию о пожаре в районе подконтрольного правительству н. п. Болотенное (22 км к северо‑востоку от Луганска). Наблюдатели видели дым, который простирался на 4–5 км с востока на запад вдоль реки Северский Донец. Представитель бригады пожарных сообщил СММ, что огонь под контролем и при благоприятных погодных условиях его удастся потушить за несколько следующих дней.
В Киеве команда Миссии наблюдала за двумя массовыми собраниями в поддержку реформ избирательного законодательства. На площади Конституции напротив здания Верховной Рады (ул. Грушевского, 5) наблюдатели видели ориентировочно 4 000–5 000 человек (мужчины и женщины, разного возраста), в частности представителей политических партий, которые выражали поддержку реформированию избирательного законодательства Украины. Наблюдатели также видели, что многие участники держали флаги различных политических партий. На месте проведения мероприятия, по наблюдениям СММ, присутствовали не менее 400 бойцов Национальной гвардии Украины и не менее 500 сотрудников полиции, в том числе 12 сотрудников полиции диалога. В этом же месте команда Миссии в то же время наблюдала за проведением еще одного менее массового собрания при участии примерно 100 человек (в основном женщин, разного возраста), которые выражали свою поддержку равному представительству женщин в парламенте. Наблюдатели видели участников, которые держали флаги Украины и разнообразные плакаты с призывами к гендерному равенству. Во время проведения обоих мероприятий обстановка, по наблюдениям СММ, была спокойной.
Миссия уточняла сообщения об опасном химическом загрязнении воздуха в районе н. п. Первоконстантиновка (93 км к юго-востоку от Херсона) и н. п. Преображенка (90 км к юго-востоку от Херсона), источником которого, как сообщалось, был расположенный поблизости химический завод. В пунктах пропуска на административной границе в н. п. Каланчак (96 км к юго-востоку от Херсона) и н. п. Чаплинка (90 км к юго-востоку от Херсона) наблюдатели видели, что пограничники были в хирургических масках. В пункте пропуска «Каланчак» и в районе Преображенки члены патруля Миссии почувствовали характерный токсический запах. СММ продолжит наблюдать за ситуацией в этом районе.
Миссия продолжает наблюдать за ситуацией в Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 31 августа 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
5 сентября патрулю Миссии не удалось пройти на территорию постоянного места хранения вооружения в неподконтрольном районе Донецкой области, поскольку оно было закрыто на замок и на месте никого не было.
В двух отдельных случаях на блокпосте, расположенном к западу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь, неподконтрольный правительству, 29 км к северо‑востоку от Мариуполя), члены вооруженных формирований в очередной раз не разрешили патрулю Миссии проехать через блокпост.
Патруль Миссии не смог пройти к камере СММ в н. п. Красногоровка (подконтрольный правительству, 21 км к западу от Донецка). Подход к камере был заблокирован колючей проволокой, натянутой между двумя бетонными плитами по обе стороны подъездной дороги.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям по телефону, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, изза возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям по телефону, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, изза возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. 5 сентября на протяжении отчетного периода камера СММ, установленная в Кряковке, функционировала. Ранее в отчете сообщалось, что она не функционировала.
[2] Из‑за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным.
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 6 September 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region, compared with the previous The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region, compared with the previous reporting period. An SMM long-range unmanned aerial vehicle spotted at least five burned down houses in Zaitseve. The Mission recorded a ceasefire violation inside the Stanytsia Luhanska disengagement area and ceasefire violations near the Zolote disengagement area. It saw fortification works to a new military position of the Ukrainian Armed Forces inside the Zolote disengagement area. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas, at a permanent storage site in a non-government-controlled area of Donetsk region and again in Verkhnoshyrokivske.* The Mission continued to monitor the situation at the closed entry-exit checkpoint near Stanytsia Luhanska where it saw that construction works were ongoing. The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station. It also facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to water infrastructure near Zolote. In Kyiv, the SMM monitored two public gatherings in front of the Parliament building. The Mission also followed up on reports of hazardous chemical air pollution in southern areas of Kherson region.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations,[1] including about 260 explosions, compared with the previous reporting period (one explosion).
On the evening of 5 September, the SMM camera south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded about 70 undetermined explosions, 11 projectiles in flight, two bursts and an illumination flare in vertical flight, all 1-4km at directions ranging from north-north-west to north-east.
On the same evening, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) recorded 39 undetermined explosions, 48 projectiles in flight, a burst and an illumination flare in vertical flight, all 2-4km south-south-east and south.
On the same evening, the SMM camera east of Lomakyne (government-controlled, 15km north-east of Mariupol) recorded 53 undetermined explosions, 30 projectiles in flight, five bursts and three muzzle flashes, all 1-4km north-north-east, north-east and east-north-east.
During the day on 6 September, positioned about 2km south-south-east of Kamianka (government-controlled, 20km north of Donetsk), the SMM heard 20 undetermined explosions, ten shots of infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-1) cannon (73mm) fire and 17 shots and bursts of heavy-machine-gun fire, all 2-5km south and south-west.
Positioned on the south-eastern edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk), the SMM heard 43 undetermined explosions 2- 4km south-east.
Positioned at the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard about 200 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire and 1-2km east-south-east.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including four explosions, compared with the previous reporting period (35 explosions).
On 5 September, an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted at least five houses that had burned down on Yesenina Street in a non-government-controlled part of Zaitseve (50km north-east of Donetsk). The long-range UAV also spotted another three houses that were still burning. (Damage was not visible on imagery from 29 August 2018). On the same day, a community member told the SMM that on 3 September around 12:00 they had heard shelling and that later in the day they had seen dry grass on fire in a nearby abandoned garden.
Also on 5 September, the SMM long-range UAV recorded at least four impact explosions of probable 82mm mortar rounds and one building burning at a military camp about 600m south of Travneve (government-controlled, 51km north-east of Donetsk).
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske[2] (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On 5 September, the SMM camera in Stanytsia Luhanska recorded a shot from a probable sniper rifle (PTRD-41, 14.5mm) 200-300m south-west, assessed as outside the disengagement area. On the morning of 6 September, while on the eastern edge of Stanytsia Luhanska, the SMM heard an undetermined explosion 3-5km south, assessed as outside the disengagement area. Positioned 1km south-south-east of the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk), the SMM heard an undetermined explosion 1km north, assessed as inside the disengagement area.
On the evening of 5 September, the SMM camera in Zolote recorded an undetermined explosion and a projectile in flight from north-west to south-east 2-4km north-east (both assessed as outside the disengagement area). On 6 September, inside the disengagement area, the SMM saw a new position with three Ukrainian Armed Forces soldiers digging a trench and laying sandbags around it on the eastern side of road T1316 about 100m south of the railway bridge.
During the day on 6 September, positioned near the Petrivske disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
Beyond the respective withdrawal lines but outside designated storage sites in a government-controlled area, on 5 September, an SMM long-range UAV spotted a surface to air missile system (9K37) in a field north-west of Klishchiivka (60km north of Donetsk).
Beyond the respective withdrawal lines but outside designated storage sites in non-government-controlled areas, aerial imagery available to the SMM revealed the presence on 4 September of 19 tanks (type undetermined) and 29 pieces of towed artillery (type undetermined) in a training area near Myrne (28km south-west of Luhansk) (for previous observations, see SMM Daily Report 23 August 2018). On 6 September, the SMM saw four tanks (T-64) in a training area near Kruhlyk (31km south-west of Luhansk).
The SMM observed armoured combat vehicles[3] in the security zone. In a government-controlled area, on 5 September, an SMM long-range UAV spotted two IFVs (BMP variants) near Popasna (69km west of Luhansk).
In non-government-controlled areas, on 5 September, an SMM long-range UAV spotted six armoured personnel carriers (APC) (MT-LB) in Pervomaisk (58km west of Luhansk) and two APCs (MT-LB) near Kalynove-Borshchuvate (61km west of Luhansk).
The SMM observed that the entry-exit checkpoint north of Stanytsia Luhanska bridge remained closed. The Mission saw no pedestrians present at the entry-exit checkpoint or at the checkpoint of the armed formations south of the bridge. It continued to observe ongoing construction works at the entry-exit checkpoint.
The SMM continued to observe the presence of mines. On 5 September, an SMM long-range UAV spotted for the first time seven anti-tank mines (probable TM-62) laid out in one row blocking the road near a bus stop on Yesenina Street in a non-government-controlled part of Zaitseve.
The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring adherence to the ceasefire. The Mission recorded ceasefire violations in the area near the station, despite explicit security guarantees (see the table below).
The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repair and maintenance works to a 350mm diameter water pipeline between Zolote and Popasna. In addition, in Luhansk region, the Mission facilitated and monitored a transfer of funds from non-government to government-controlled areas, reportedly in relation to a water payment.
The SMM continued to follow up on a wildfire in the area of government-controlled Bolotene (22km north-east of Luhansk). The Mission saw smoke on a 4-5km stretch running from east to west along the Siverskyi Donets River. A representative of the firefighting unit told the SMM that the fire was under control and that, weather permitting, it could be put out in the next few days.
In Kyiv, the SMM monitored two public gatherings in support of electoral reforms. At the Constitution Square in front of the Parliament building (5 Hrushevskoho Street), the Mission saw about 4,000-5,000 people (mixed genders and ages), including representatives of political parties, expressing their support for reforms of Ukraine’s Electoral Law. It saw many participants holding flags of various political parties. The SMM saw at least 400 National Guard officers and at least 500 police officers present, including 12 dialogue police officers. At the same location, the Mission concurrently monitored a smaller public gathering of about 100 people (predominantly women, mixed ages) who were expressing their support for equal representation of women in the Parliament. The SMM saw the participants holding Ukrainian flags and various posters promoting gender equality. Throughout both events, the Mission observed a calm situation.
The SMM followed up on reports of hazardous chemical air pollution in the area of Pershokostiantynivka (93km south-east of Kherson) and Preobrazhenka (90km south-east of Kherson) that had reportedly originated from a nearby chemical plant. At the crossing points on the ABL in Kalanchak (96km south-east of Kherson) and Chaplynka (90km south-east of Kherson), the SMM saw border guards wearing surgical masks. At the crossing point in Kalanchak and the area surrounding Preobrazhenka, the Mission noted a distinctive noxious smell. The SMM will continue to monitor the situation.
The SMM continued monitoring in Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 31 August 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
On 5 September, the SMM was unable to access a permanent storage site in an area of nongovernment-controlled Donetsk region as the compound was locked and no one was present.
On two separate occasions, at a checkpoint west of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, nongovernment-controlled, 29km north-east of Mariupol), members of the armed formations again prevented the SMM from proceeding through the checkpoint.
The SMM was prevented from accessing its camera in Krasnohorivka (governmentcontrolled, 21km west of Donetsk). The entrance to the camera site was blocked with barbed wire strung between two concrete blocks on either side of the entry way.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. On 5 September, the SMM camera in Kriakivka was operational during the reporting period. It was reported as non-operational.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] Due to the presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.