Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В период с вечера 28 по вечер 29 сентября СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. С вечера 29 по вечер 30 сентября в Донецкой и Луганской областях Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущими сутками. Команда СММ уточняла сообщения в СМИ о гибели и ранении детях в результате взрыва в Горловке, а также о раненном человеке и повреждениях в результате взрыва в Донецке. Миссия зафиксировала нарушение режима прекращения огня на участке разведения сил и средств в районе Петровского. Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также возле Заиченко, Новоазовска, Таврического, Безыменного, Южной Ломоватки и Изварино*. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение согласованных линий отвода на участке разведения в районе Петровского и вблизи Докучаевска. Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции. Наблюдатели также содействовали соблюдению режима прекращения огня и осуществляли мониторинг для обеспечения проведения ремонтных работ и технического обслуживания на шламонакопителе фенольного завода возле Железного. Команды СММ осуществляли мониторинг массового собрания в Мариуполе, а также уточняли сообщения о загрязнении воды в Макеевке.
За период с вечера 28 по вечер 29 сентября в Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], при этом зафиксировав больше взрывов по сравнению с предыдущим отчетным периодом (265 по сравнению с около 240 соответственно). С вечера 29 по вечер 30 сентября Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, в частности примерно 100 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками.
Так, вечером 28 и ночью 29 сентября камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 1 снаряд с севера на юг в 200–400 м к юго-юго-западу, около 80 взрывов (1 от выстрела, остальные — неопределенного происхождения) и приблизительно 30 снарядов (1 с северо-запада на юго-восток, остальные с запада на восток) — все в 0,5–3 км в южном направлении. Вечером 29 и ночью 30 сентября эта камера зафиксировала 17 взрывов (2 оценены как разрывы снарядов, 1 взрыв в воздухе, а остальные — неопределенного происхождения), около 80 снарядов (преимущественно с запада на восток) и 6 осветительных ракет — все в 0,3–4 км в южном направлении.
Вечером 28 сентября, пребывая в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали примерно 50 взрывов неопределенного происхождения и приблизительно 60 очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–7 км в южном направлении. Вечером 29 сентября, пребывая в этом же населенном пункте, наблюдатели слышали около 100 взрывов неопределенного происхождения и приблизительно 30 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 2–7 км в южном направлении.
В период с вечера 28 по вечер 29 сентября в Луганской области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, в частности, 6 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (5 взрывов). С вечера 29 по вечер 30 сентября в Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня (при этом зафиксировав 30 взрывов) по сравнению с предыдущими сутками.
Команда СММ уточняла сообщения о гибели и ранении детей в результате взрыва в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка). В больнице в Горловке врач рассказал наблюдателям, что 29 сентября к ним поступил десятилетний мальчик с осколочными ранениями (царапинами) на лице и животе. Находившийся в больнице дедушка мальчика рассказал, что, по его мнению, мальчик получил ранения от взрыва мины или срабатывания другого взрывного устройства, когда он находился возле железнодорожной станции в Горловке. Врач и дедушка, а также член вооруженных формирований в Горловке по отдельности сообщили наблюдателям, что в результате этого инцидента погибло еще трое детей (как сообщалось, в возрасте 12, 13 и 14 лет).
Миссия уточняла сообщения в СМИ о жертвах среди гражданского населения и повреждениях в офисе «коммунистической партии» в результате взрыва, произошедшего в неподконтрольном правительству Донецке 29 сентября. 30 сентября врач в больнице № 24 в Донецке рассказал команде СММ, что днем ранее к ним поступила женщина (приблизительно 50 лет) с гематомами и ожогами. Наблюдатели видели, что у женщины многочисленные гематомы и красные точки на спине и ногах. Она рассказала, что 29 сентября, ориентировочно после 13:00, она стояла и разговаривала с главой партии в вестибюле здания на ул. Хлебодарной, 107, в Донецке, где находится офис партии, когда услышала, как непосредственно над ее головой прогремел взрыв из лампы.
СММ продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Поздно вечером 28 и ночью 29 сентября, осуществляя мониторинг на восточной окраине Станицы Луганской, команда СММ слышала 10 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия в 2–3 км к югу (по оценке, за пределами участка разведения). Поздно вечером 29 сентября, находясь там же, наблюдатели слышали 17 взрывов неопределенного происхождения в 5–7 км к югу (по оценке, за пределами участка разведения). Вечером 30 сентября с той же позиции наблюдатели слышали около 10 очередей и выстрелов из стрелкового оружия в 3–4 км к юго-юго-востоку (по оценке, за пределами участка разведения).
Вечером 28 сентября камера СММ в Золотом зафиксировала 1 взрыв неопределенного происхождения, 4 снаряда и 1 очередь — все в 2–3 км к востоку и востоко-юго-востоку (по оценке, за пределами участка разведения).
30 сентября, патрулируя приблизительно в 2 км к северу от Петровского, наблюдатели слышали 2 выстрела из крупнокалиберного пулемета в 2–3 км к юго-западу (по оценке, в пределах участка разведения).
Миссия продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом и Комплексом мер, а также Дополнением к нему.
28 сентября в неподконтрольных правительству районах беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия зафиксировал миномет (предположительно, 82 мм), размещенный в нарушение линий отвода на известной СММ позиции Вооруженных сил Украины на участке разведения в районе Петровского. В тот же день мини-БПЛА СММ зафиксировал 2 буксируемые гаубицы (Д-30 «Лягушка», 122 мм) в боевом положении возле н. п. Докучаевск (30 км к юго-западу от Донецка).
28 сентября за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 2 зенитных ракетных комплекса (9К33 «Оса») в н. п. Калиново (35 км к северу от Донецка). В тот же день мини-БПЛА СММ обнаружил 3 зенитных ракетных комплекса (9K37) на железнодорожной станции в н. п. Рубежное (подконтрольный правительству, 84 км к северо-западу от Луганска). 29 сентября наблюдатели видели зенитный ракетный комплекс (9K37) на этой железнодорожной станции, и чуть позже в тот же день зафиксировали зенитный ракетный комплекс (9K37) на грузовике-платформе возле этой же станции. 30 сентября наблюдатели видели 3 самоходные гаубицы (2С3 «Акация», 152 мм) и 2 реактивные системы залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122 мм) на железнодорожной станции в н. п. Краматорск (83 км к северу от Донецка).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины (ББМ)[2] в зоне безопасности[3]. 28 сентября в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 5 боевых машин пехоты (БМП-1) возле н. п. Тарамчук (29 км к юго-западу от Донецка), 2 БМП (неустановленного типа) недалеко от н. п. Красногоровка (21 км на запад от Донецка), 2 бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ-2) вблизи н. п. Невельское (18 км к северо-западу от Донецка), а также 1 БМП-2 и 1 бронетранспортер (БТР-70) в н. п. Авдеевка (17 км к северу от Донецка). В тот же день БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 6 БМП-2 возле н. п. Пищевик (25 км к северо-востоку от Мариуполя) и 3 БМП (две БМП-2 и одна, предположительно, БМП-1) возле н. п. Гнутово (90 км к югу от Донецка). 30 сентября наблюдатели видели БРДМ-2 в н. п. Петровка (27 км к северу от Луганска), а также бронированную разведывательную машину и БМП (неустановленного типа) в жилом районе н. п. Счастье (20 км к северу от Луганска).
28 августа в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил БРДМ-2 в н. п. Каменка (24 км к югу от Донецка) и БМП-1 в н. п. Дебальцево (58 км к северо-востоку от Донецка).
Наблюдатели видели, что строительные работы ведутся на контрольно-пропускном пункте въезда-выезда (КПВВ) возле н. п. Новотроицкое (подконтрольный правительству, 36 км к юго-западу от Донецка). Члены патруля Миссии видели, как устанавливают новые контейнеры и санитарные сооружения, а также прокладывают новые полосы движения. По словам представителя Государственной пограничной службы Украины, ожидается, что строительные работы продлятся 3 недели и временно ограничат пропускную способность КПВВ. По мнению собеседника, это приведет к длинным очередям.
В Мариуполе наблюдатели видели, что на Театральной площади собралась приблизительно 1 000 людей и слушали выступающих, которые высказывали требования улучшить качество воздуха в Мариуполе. Многие из участников были в защитных костюмах белого цвета и противогазах, а другие держали плакаты с надписями «Я хочу дышать» на русском языке. Команда СММ видела, что в районе проведения мероприятия присутствовало примерно 100 полицейских. Происшествий, связанных с безопасностью, зафиксировано не было.
Миссия содействовала соблюдению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг для обеспечения проведения ремонтных работ на шламонакопителе фенольного завода возле н. п. Железное (подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка), а также продолжала содействовать обеспечению работы ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня.
Патрули СММ посетили три приграничных района, которые не контролируются правительством*. 29 сентября, осуществляя мониторинг в течение ориентировочно получаса в пешеходном пункте пропуска на границе вблизи н. п. Верхнегарасимовка (57 км к юго-востоку от Луганска), наблюдатели видели, что из Украины вышла 1 женщина и 3 мужчин, а в Украину вошли 4 мужчин и 2 женщины. Наблюдатели отметили, что в деревянном мосту через реку Большая Каменка не хватает нескольких досок и в целом он находится в крайне плохом состоянии. Пешеходы вынуждены использовать этот мост, чтобы войти в Украину или выйти из нее.
30 сентября, находясь в течение примерно 5 минут в пешеходном пункте пропуска возле н. п. Изварино (52 км к юго‑востоку от Луганска), наблюдатели видели, что из Украины вышли 7 женщин и 2 мужчин, а в Украину вошли 8 женщин и 4 мужчин; после этого член вооруженных формирований сказал патрулю СММ покинуть этот район*. В тот же день, за период своего примерно 20-минутного пребывания в пешеходном пункте пропуска недалеко от н. п. Поповка (50 км к юго-востоку от Луганска) наблюдатели видели, что в Украину вошел 1 мужчина.
30 сентября члены патруля Миссии зафиксировали около 60 вагонов с углем и 20 вагонов с железной рудой, стоявших на железнодорожной станции в н. п. Фащевка (неподконтрольный правительству, 60 км к юго-западу от Луганска).
Два сотрудника больницы в н. п. Макеевка (неподконтрольный правительству, 12 км к северо-востоку от Донецка) сообщили, что сейчас у них на лечении находится 21 пациент с заболеваниями, вызванными загрязненной водопроводной водой, при этом в 12 пациентов диагностировано инфекционное заболевание неустановленной этиологии.
СММ продолжила наблюдение за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях остается ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
И 29, и 30 сентября на блокпосте к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) вооруженные члены вооруженных формирований вновь остановили патрули СММ и не разрешили наблюдателям проехать в западном направлении к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и в южном направлении к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), объяснив это «соображениями безопасности».
И 29, и 30 сентября на блокпосте к северу от н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 40 км к востоку от Мариуполя) вооруженные члены вооруженных формирований вновь не позволили патрулям Миссии проехать в город или к границе с Российской Федерацией.
29 сентября на блокпосте к северу от н. п. Таврическое (неподконтрольный правительству, 35 км к северо-востоку от Мариуполя) вооруженные члены вооруженных формирований не разрешили патрулю СММ проехать в этот населенный пункт.
29 сентября на блокпосте возле н. п. Безыменное (неподконтрольный правительству, 30 км к востоку от Мариуполя) вооруженный член вооруженных формирований не разрешил патрулю СММ проехать в этот населенный пункт.
30 сентября вооруженный член вооруженных формирований не разрешил патрулю СММ проехать через блокпост недалеко от н. п. Южная Ломоватка (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска).
30 сентября в пункте пропуска на границе возле Изварино член вооруженных формирований вновь сказал патрулю СММ покинуть этот район.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Ни 29, ни 30 сентября патрули Миссии не смогли получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Ни 29, ни 30 сентября патрули СММ не смогли проследовать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Ни 29, ни 30 сентября патрули Миссии не смогли проследовать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] 27 сентября БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал бронетранспортер (MТ-ЛБ) возле н. п. Софиевка (быв. Карло-Марксово, неподконтрольный правительству, 40 км к северо-востоку от Донецка), а не в н. п. Софиевка (подконтрольный правительству), как изначально сообщалось в Ежедневном отчете СММ от 29 сентября 2018 года.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 30 September 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region between the evenings of 28 and 29 September, compared with the previous reporting period. Between the evenings of 29 and 30 September, the SMM recorded fewer ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions, compared with the previous 24 hours. The SMM followed up on reports of children killed and injured by an explosion in Horlivka, as well as a person injured and damage caused by an explosion in Donetsk city. The Mission recorded a ceasefire violation inside the Petrivske disengagement area. Its access remained restricted in all three disengagement areas as well as near Zaichenko, Novoazovsk, Tavrycheske, Bezimenne, Yuzhna-Lomuvatka and Izvaryne.* The SMM observed weapons in violation of agreed withdrawal lines in the Petrivske disengagement area and near Dokuchaievsk. The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station and also facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs and maintenance to the phenol sludge reservoir near Zalizne. The Mission monitored public gatherings in Mariupol, and followed up on reports of water contamination in Makiivka.
In Donetsk region, between the evenings of 28 and 29 September, the SMM recorded fewer ceasefire violations,[1] including, however, more explosions (265), compared with the previous reporting period (about 240 explosions). Between the evenings of 29 and 30 September, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including about 100 explosions, compared with the previous 24 hours.
On the evening and night of 28-29 September, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded a projectile in flight from north to south, 200-400m south-south-west, about 80 explosions (one outgoing, the remainder undetermined) and about 30 projectiles (one from north-west to south-east, the remainder from west to east), all 0.5-3km at southerly directions. On the following evening and night, the same camera recorded 17 explosions (two assessed as impacts, one airburst and the remainder undetermined), about 80 projectiles in flight (mainly from west to east) and six illumination flares, all 0.3-4km at southerly directions
On the evening of 28 September, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard about 50 undetermined explosions and about 60 bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-7km at southerly directions. The following evening, from the same location, the SMM heard about 100 undetermined explosions and about 30 bursts of heavy-machine-gun fire, all 2-7km at southerly directions.
In Luhansk region, between the evenings of 28 and 29 September, the SMM recorded more ceasefire violations, including six explosions, compared with the previous reporting period (five explosions). Between the evenings of 29 and 30 September, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including, however, about 30 explosions, compared with the previous 24 hours.
The SMM followed up on reports of children killed and injured by an explosion in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk). At a hospital in Horlivka, a doctor told the SMM that on 29 September a ten-year-old boy had been admitted to the hospital with shrapnel injuries (scratches) to his face and abdomen. Also at the hospital, the boy’s grandfather told the SMM he believed the boy had been injured by an explosion from a mine or other explosive device while near a railway station in Horlivka. The doctor, the grandfather and a member of the armed formations in Horlivka, told the SMM separately that three other children had been killed by the same incident. Reportedly, the three killed children were 12, 13 and 14 years old.
The SMM followed up on media reports of civilian casualties and damage caused by an explosion at the office of the “communist party” in non-government-controlled Donetsk city on 29 September. On 30 September, a doctor at Hospital no. 24 in Donetsk city told the SMM that a woman (about 50 years old) had been admitted the previous day with bruises and burns; the SMM saw numerous bruises and red spots on the woman’s back and legs. She told the SMM that on 29 September, after about 13:00, she had been standing in the entrance hall of the building housing the party’s office at 107 Khlibodarna Street in Donetsk city, talking to the head of the party, when she heard an explosion from a lamp directly above her head.
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening and night of 28-29 September, while on the eastern edge of Stanytsia Luhanska, the SMM heard ten bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire 2-3km south, assessed as outside the disengagement area. On the evening of 29 September, from the same location, the SMM heard 17 undetermined explosions 5-7km south, assessed as outside the disengagement area. On the evening of 30 September, from the same location, the SMM heard about ten bursts and shots of small-arms fire 3-4km south-south-east, assessed as outside the disengagement area.
On the evening of 28 September, the SMM camera in Zolote recorded an undetermined explosion, four projectiles in flight and a burst, all 2-3km east and east-south-east, assessed as outside the disengagement area
On 30 September, positioned about 2km north of Petrivske, the SMM heard two shots of heavy-machine-gun fire 2-3km south-west, assessed as inside the disengagement area.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, on 28 September, an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted a mortar (probable 82mm) within a known position of the Ukrainian Armed Forces in the Petrivske disengagement area. The same day, an SMM mini-UAV spotted two towed howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm) in firing positions near Dokuchaievsk (30km south-west of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, an SMM long-range UAV spotted two surface-to-air missile systems (9K33 Osa) in Kalynove (35km north of Donetsk) on 28 September. On the same day, an SMM mini-UAV spotted three surface-to-air missile systems (9K37) at the railway station in government-controlled Rubizhne (84km north-west of Luhansk). On 29 September, the SMM saw a surface-to-air missile system (9K37) at the same railway station and, later the same day, a surface-to-air missile system (9K37) loaded on a flatbed truck near the same railway station. On 30 September, the SMM saw three self-propelled howitzers (2S3 Akatsiya, 152mm) and two multiple launch rocket systems (BM-21 Grad, 122mm) at the railway station in Kramatorsk (83km north of Donetsk).
The SMM observed armoured combat vehicles (ACVs)[2] in the security zone.[3] In government-controlled areas, on 28 September, an SMM long-range UAV spotted five infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-1) near Taramchuk (29km south-west of Donetsk), two IFVs (undetermined variants) near Krasnohorivka (21km west of Donetsk), two armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2) near Nevelske (18km north-west of Donetsk), as well as an IFV (BMP-2) and an armoured personnel carrier (APC) (BTR-70) in Avdiivka (17km north of Donetsk). On the same day an SMM mid-range UAV spotted six IFVs (BMP-2) near Pyshchevyk (25km north-east of Mariupol) and three IFVs (two BMP-2 and one probable BMP-1) near Hnutove (90km south of Donetsk). On 30 September, the SMM saw an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) in Petrivka (27km north of Luhansk) as well as an armoured reconnaissance vehicle and an IFV (undetermined variants) in a residential area of Shchastia (20km north of Luhansk).
In non-government-controlled areas, on 28 September, an SMM long-range UAV spotted an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) in Kamianka (24km south of Donetsk) and an IFV (BMP-1) in Debaltseve (58km north-east of Donetsk).
The SMM observed construction at the entry-exit checkpoint near Novotroitske (government-controlled, 36km south-west of Donetsk). The SMM observed the installation of new containers and sanitary facilities, as well as the paving of new lanes of travel. According to a representative of the State Border Guard Service, the construction works are expected to last three weeks and will temporarily limit the capacity of the checkpoint, which he said he expects will lead to long queues.
In Mariupol, the SMM observed approximately one thousand people gathered in Teatralna Square listening to speakers demanding improvements to air quality in Mariupol. Many of the participants were wearing white overalls and gas masks, while others were carrying banners stating “I want to breathe” in Russian. The SMM saw about 100 police officers in the area and no security incidents.
The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to the phenol sludge reservoir near Zalizne (government-controlled, 42km north-east of Donetsk) and continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire.
The SMM visited three border areas outside of government control.* While at a pedestrian border crossing point near Verkhnoharasymivka (57km south-east of Luhansk) for about 30 minutes on 29 September, the SMM saw a woman and three men exiting Ukraine and four men and two women entering Ukraine. The SMM noted that the wooden bridge traversing the Velyka Kamianka river, which pedestrians must cross to enter or exit Ukraine, was missing a few planks and was, in general, in very poor condition.
While at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk) for about five minutes on 30 September, the SMM saw seven women and two men exiting Ukraine and eight women and four men entering Ukraine before the SMM was told by a member of the armed formations to leave the area.* The same day, while at a pedestrian border crossing point near Popivka (50km south-east of Luhansk) for about 20 minutes, the SMM saw a man entering Ukraine.
On 30 September, at the train station in Fashchivka (non-government-controlled, 60km south-west of Luhansk), the SMM observed around 60 wagons of coal and 20 wagons of iron ore, all stationary.
At a hospital in Makiivka (non-government-controlled, 12km north-east of Donetsk), two staff members told the SMM that they were currently treating 21 persons for ailments resultant of contaminated tap water, including 12 suffering from an undetermined infectious disease.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
On 29 and 30 September, at a checkpoint north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), armed members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), citing “security reasons”.
On 29 and 30 September, at a checkpoint north of Novoazovsk (non-government-controlled, 40km east of Mariupol), armed members of the armed formations again prevented the SMM from proceeding to the city or towards the border with the Russian Federation.
On 29 September, at a checkpoint north of Tavrycheske (non-government-controlled, 35km north-east of Mariupol), armed members of the armed formations prevented the SMM from entering the village.
On 29 September, at a checkpoint near Bezimenne (non-government-controlled, 30km east of Mariupol), an armed member of the armed formations prevented the SMM from entering the village.
On 30 September, at a checkpoint near Yuzhna-Lomuvatka (non-government-controlled, 60km west of Luhansk), a member of the armed formations prevented the SMM from passing through the checkpoint.
On 30 September, at a border crossing point near Izvaryne, a member of the armed formations again told the SMM to leave the area.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
On 29 and 30 September, the SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC both times.[4]
On 29 and 30 September, the SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC both times.5
On 29 and 30 September, the SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] On 27 September an SMM long-range UAV spotted an armoured personnel carrier (MT-LB) near Sofiivka (formerly Karlo-Marksove, non-government-controlled, 40km north-east of Donetsk), not Sofiivka (government-controlled), as originally reported in SMM Daily Report 29 September 2018.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC withdrew from the JCCC as of 18 December 2017.