Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущими сутками. По наблюдениям Миссии, после взрыва, произошедшего 31 августа на бульваре Пушкина в Донецке, обстановка в центре города оставалась спокойной. СММ зафиксировала нарушения режима прекращения огня вблизи участка разведения в районе Станицы Луганской. Доступ Миссии оставался ограниченным на участке разведения в районе Станицы Луганской, а также возле Тополиного и Привольного*. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода вблизи Кременевки. Миссия продолжала наблюдать за ситуацией на закрытом контрольном пункте въезда-выезда вблизи Станицы Луганской, а также способствовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции. Деятельность СММ по мониторингу и далее была ограниченной по соображениям безопасности.
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав при этом аналогичный уровень взрывов (6), по сравнению с предыдущими сутками (7 взрывов).
Так, поздно вечером 2 и в ночь на 3 сентября камера СММ в н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо-востоку от Мариуполя) зафиксировала 34 снаряда в 2–4 км к юго-востоку и югу.
Днем 3 сентября, ведя наблюдение в 1 км к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), члены патруля Миссии слышали 4 взрыва неопределенного происхождения и 6 выстрелов и очередей из стрелкового оружия — все в 1–6 км к юго-западу и западу.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, 3 взрыва, по сравнению с предыдущими сутками (5 взрывов).
После взрыва, произошедшего на бульваре Пушкина в Донецке 31 августа, 3 сентября обстановка в центре города (неподконтрольный правительству), по наблюдениям Миссии, оставалась спокойной.
Миссия уточняла сообщения о лицах, получивших ранения в результате вышеупомянутого взрыва. 3 сентября в морге Донецкой областной клинической больницы имени М. И. Калинина наблюдателям сообщили, что тела Александра Захарченка и другого члена вооруженных формирований (члена личной охраны Захарченка) были доставлены в морг со смертельными ранениями от взрыва. В тот же день медперсонал Института неотложной и восстановительной хирургии имени В. К. Гусака в Донецке сообщил членам команды СММ, что после взрыва 31 августа к ним поступили шесть человек с различными травмами от взрыва, однако медицинские работники отказались предоставить какую-либо другую информацию*. В этот же день медперсонал Донецкой областной клинической больницы имени М. И. Калинина отказался предоставить команде СММ информацию о лицах, получивших ранения в результате взрыва 31 августа без разрешения руководителей вооруженных формирований*.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Днем 3 сентября, ведя наблюдение в 150 м к северо-северо-западу от моста в Станице Луганской (15 км к северо-востоку от Луганска), наблюдатели слышали взрыв неопределенного происхождения в 1–2 км к северо-востоку. Патрулируя в 700 м к северо-северо-западу от моста, команда Миссии слышала взрыв неопределенного происхождения в 5–6 км к юго-востоку. Осуществляя мониторинг в 250 м к юго-востоку от моста, наблюдатели слышали взрыв неопределенного происхождения в 700–800 м к югу. По оценке, все взрывы произошли за пределами участка разведения сил и средств.
Находясь вблизи участка разведения в районе Петровского, наблюдатели отметили там спокойную обстановку.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
3 сентября в подконтрольном правительству районе команда Миссии видела 12 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) на восточной окраине н. п. Кременевка (27 км к северо-западу от Мариуполя), нахождение там которых является нарушением линий отвода.
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины[3] в пределах зоны безопасности. 1 сентября в подконтрольных правительству районах беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия обнаружил бронетранспортер (БТР-80) возле н. п. Троицкое (30 км к северу от Донецка), БТР-70 и бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) вблизи н. п. Невельское (18 км к северо-западу от Донецка), БРДМ-2 в районе н. п. Красногоровка (21 км к западу от Луганска), 2 боевые машины пехоты (БМП-1) неподалеку от н. п. Березовое (31 км к юго-западу от Донецка), 2 боевые машины пехоты (БМП-1 и БМП-2) вблизи н. п. Гнутово (90 км к югу от Донецка) и 4 боевые машины пехоты (три БМП-2 и одну БМП-1) в районе н. п. Богдановка (41 км к югу от Донецка).
В неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил БТР-80 возле н. п. Сигнальное (23 км к юго-западу от Донецка).
Миссия осуществляла мониторинг ситуации на контрольных пунктах въезда-выезда (КПВВ). Члены команды СММ констатировали, что КПВВ к северу от моста в Станице Луганской оставался закрытым (см. Ежедневный отчет СММ от 3 сентября 2018 года). Наблюдатели не зафиксировали пешеходов, но видели экскаватор, кран, грузовики и рабочих, устанавливающих новое сооружение на парковке. После, как сообщалось, закрытия блокпостов в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка) и н. п. Александровка (неподконтрольный правительству, 20 км к юго-западу от Донецка) после вышеупомянутого взрыва в Донецке и возобновления их работы 1 сентября (см. Ежедневный отчет СММ от 3 сентября 2018 года) СММ констатировала спокойную обстановку с пассажиро-транспортным потоком через КПВВ по другую сторону линии соприкосновения в н. п. Марьинка (23 км к юго-западу от Донецка) и н. п. Майорск (45 км к северо-востоку от Донецка).
Миссия продолжала способствовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Патрулируя в районах станции, наблюдатели зафиксировали нарушения режима прекращения огня, невзирая на предоставленные четкие гарантии безопасности (см. выше, а также таблицу нарушений режима прекращения огня в приложении).
В н. п. Боярка (21 км к юго-западу от Киева) команда Миссии наблюдала за церемонией открытия реконструированного мемориала (на ул. Михаила Грушевского, 42). Наблюдатели видели примерно 100 человек (мужчины и женщины, разного возраста), принимающих участие в этом мероприятии, в том числе членов еврейского сообщества. Участники сообщили, что церемония проводилась в память о евреях, ставших жертвами погрома в этом месте. Команда Миссии констатировала спокойную обстановку на протяжении всего мероприятия.
СММ продолжает наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 31 августа 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Двое военнослужащих Вооруженных сил Украины отказали СММ в доступе к военному объекту вблизи н. п. Тополиное (19 км к северо-западу от Мариуполя), ссылаясь на необходимость получения разрешения от их командиров.
Военнослужащий Вооруженных сил Украины отказал патрулю Миссии в доступе к военному объекту возле н. п. Привольное (31 км к северу от Мариуполя), сказав, что он не получал информацию о приезде команды СММ.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Другие препятствия:
Медперсонал Донецкой областной клинической больницы имени М. И. Калинина отказался предоставить СММ информацию о лицах, раненых в результате взрыва, произошедшего на бульваре Пушкина в Донецке 31 августа (см. выше), без разрешения руководителей вооруженных формирований.
Медперсонал Института неотложной и восстановительной хирургии имени В. К. Гусака в Донецке сообщил, что наблюдатели СММ должны получить разрешение от руководителей вооруженных формирований для получения информации о лицах, раненых в результате взрыва 31 августа на бульваре Пушкина в Донецке (см. выше).
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. В течение отчетного периода камера СММ в Кряковке не работала.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным. Соответственно, просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала офицеров ВСУ при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 3 September 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions, compared with the previous 24 hours. Following the explosion on Pushkina Boulevard in Donetsk city on 31 August, the Mission continued to observe a calm situation in the city centre. The Mission recorded ceasefire violations near the Stanytsia Luhanska disengagement area. The SMM’s access remained restricted in the Stanytsia Luhanska disengagement area as well as near Topolyne and Pryvilne.* The Mission observed weapons in violation of the withdrawal lines near Kremenivka. It continued to monitor the situation at the closed entry-exit checkpoint near Stanytsia Luhanska and to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station. The SMM’s observations remained limited due to security considerations.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations,[1] including a similar number of explosions (six), compared with the previous 24 hours (seven explosions).
On the evening and night of 2-3 September, the SMM camera in Chermalyk (government-controlled, 31km north-east of Mariupol) recorded 34 projectiles in flight 2-4km south-east and south.
During the day on 3 September, positioned 1km north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard four undetermined explosions and six shots and bursts of small-arms fire, all 1-6km south-west and west.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations (three explosions), compared with the previous 24 hours (five explosions).
Following the explosion on Pushkina Boulevard in Donetsk city on 31 August, on 3 September, the SMM continued to observe a calm situation in the city centre (non-government-controlled).
The SMM followed up on reports of people injured in the above-mentioned explosion. While at the Kalinina morgue in Donetsk city on 3 September, the SMM was informed that the bodies of Aleksandr Zakharchenko and another member of the armed formations (a member of Zakharchenko’s personal security detail) had been brought to the facility with fatal wounds from the explosion. On the same day, at the Gusak Hospital in Donetsk city, medical staff told the SMM that after the explosion on 31 August six people had been admitted with various blast-related injuries, however, they refused to provide the Mission with further details.* On the same day, medical staff at the Kalinina Hospital in Donetsk city refused to provide the SMM information about people injured in the explosion on 31 August without permission from senior members of the armed formations.*
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske[2] (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
During the day on 3 September, positioned 150m north-north-west of the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk), the SMM heard an undetermined explosion 1-2km north-east. Positioned 700m north-north-west of the bridge, the Mission heard an undetermined explosion 5-6km south-east. Positioned 250m south-east of the bridge, it heard an undetermined explosion 700-800m south. The SMM assessed all explosions to have occurred outside the disengagement area.
Positioned near the Petrivske disengagement area, the SMM noted a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of the withdrawal lines in a government-controlled area, on 3 September, the SMM saw 12 self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) on the eastern edge of Kremenivka (27km north-west of Mariupol).
The SMM observed armoured combat vehicles[3] in the security zone. In government-controlled areas, on 1 September, an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted an armoured personnel carrier (APC) (BTR-80) near Troitske (30km north of Donetsk), an APC (BTR-70) and an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Nevelske (18km north-west of Donetsk), an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Krasnohorivka (21km west of Luhansk), two infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-1) near Berezove (31km south-west of Donetsk), two IFVs (a BMP-1 and a BMP-2) near Hnutove (90km south of Donetsk) and four IFVs (three BMP-2 and a BMP-1) near Bohdanivka (41km south of Donetsk).
In non-government-controlled areas, an SMM long-range UAV spotted an APC (BTR-80) near Syhnalne (23km south-west of Donetsk).
The SMM monitored the situation at entry-exit checkpoints. The Mission saw that the entry-exit checkpoint north of the Stanytsia Luhanska bridge remained closed (see SMM Daily Report 3 September). It observed no pedestrians and saw an excavator, a crane, trucks and workers erecting a new structure in the parking area. Following the reported closure of checkpoints in non-government-controlled Horlivka (39km north-east of Donetsk) and Oleksandrivka (20km south-west of Donetsk) after the above-mentioned explosion in Donetsk city and their re-opening on 1 September (see SMM Daily Report 3 September), the SMM observed a calm situation with pedestrian and vehicular traffic crossing through the entry-exit checkpoints on the other side of contact line in Marinka (23km south-west of Donetsk) and Maiorsk (45km north-east of Donetsk).
The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the station, the SMM recorded ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see above and the table below).
In Boiarka (21km south-west of Kyiv), the SMM monitored a dedication ceremony of a reconstructed monument at 42 Mykhaila Hrushevskoho Street. It saw about 100 people (mixed genders and ages) participating in the event, including members of the Jewish community. Participants told the SMM that the ceremony was to commemorate the Jewish victims of a pogrom at that location. Throughout the event, the Mission observed a calm situation.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 31 August 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
Two Ukrainian Armed Forces soldiers denied the SMM access to a military compound near Topolyne (19km north-west of Mariupol), citing a need to obtain permission from superiors.
An Ukrainian Armed Forces soldier denied the SMM access to a military compound near Pryvilne (31km north of Mariupol) saying he had not received information about an SMM visit.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC both times.[4]
Other impediments:
Medical staff at the Kalinina Hospital in Donetsk city refused to provide the SMM information about people injured in the explosion on Pushkina Boulevard in Donetsk city on 31 August (see above) without permission from senior members of the armed formations.
Medical staff at the Gusak Hospital in Donetsk city requested the SMM to obtain permission from senior members of the armed formations in order to provide details of people injured in the explosion on Pushkina Boulevard in Donetsk city on 31 August (see above).
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. The SMM camera in Kriakivka was not operational during the reporting period.
[2] Due to the presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited; thus, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.