Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. В Пикузах наблюдатели уточняли сообщения о жертвах среди гражданского населения и фиксировали повреждения, возникшие в результате обстрелов. В Первомайске команда СММ зафиксировала свежие повреждения, вызванные обстрелами. Миссия зафиксировала случай нарушения режима прекращения огня на участке разведения сил и средств в районе Золотого. Доступ СММ оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также недалеко от Заиченко, Новоласпы, Седово и Новоазовска, что вблизи границы с Российской Федерацией*. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное с нарушением согласованных линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения. СММ снова зафиксировала наличие противотанковых мин недалеко от Травневого и Гольмовского. Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции. СММ также способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ и технического обслуживания на шламонакопителе фенольного завода вблизи Железного, на Красногоровской газораспределительной станции и на объектах водоснабжения в Станице Луганской и вблизи Артема. Во Львове наблюдатели уточняли сообщения о нападении на общественных активистов. В Киеве, Харькове и Львове Миссия наблюдала за массовыми собраниями, связанными с нападениями на активистов, произошедшими за последние месяцы.
В Донецкой области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 240 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано приблизительно 100 взрывов.
Так, вечером 27 сентября камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС, 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 3 взрыва неопределенного происхождения, 5 снарядов (4 с запада на восток и 1 с востока на запад) и 1 вспышку дульного пламени — все в 0,5–1,5 км к юго-востоку, юго-юго-востоку и югу. Камера также зафиксировала 10 взрывов неопределенного происхождения, около 70 снарядов (в основном с запада на восток, с западо-северо-запада на востоко-юго-восток и с западо-юго-запада на востоко-северо-восток), 1 вспышку дульного пламени и 1 выпущенную вверх осветительную ракету — все в 1–5 км в секторе от юго-востока до юго-юго-запада.
Вечером 27 и ночью 28 сентября камера СММ в н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо-востоку от Мариуполя) зафиксировала свыше 100 снарядов (в основном с западо-юго-запада на востоко-северо-восток и с северо-запада на юго-восток) и 4 очереди — все в 1–5 км в секторе от юго-востока до юго-юго-запада.
Вечером 27 и ночью 28 сентября камера СММ, установленная в 1,5 км к северо-востоку от н. п. Гнутово (подконтрольный правительству, 20 км к северо-востоку от Мариуполя), зафиксировала 1 взрыв неопределенного происхождения и приблизительно 50 снарядов (большинство с юга на север) — все в 2–5 км в секторе от северо-востока до востоко-юго-востока.
Поздно вечером 27 сентября в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали около 30 взрывов неопределенного происхождения и около 80 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 2–6 км к юго-западу и западо-юго-западу.
Днем 28 сентября, патрулируя примерно в 1 км к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), команда СММ слышала 10 взрывов неопределенного происхождения и приблизительно 130 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–3 км к северу, а также 1 взрыв неопределенного происхождения и около 170 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–3 км к юго-западу.
В тот же день, осуществляя мониторинг примерно в 1 км к северо-северо-западу от н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя), члены патруля Миссии слышали около 100 взрывов неопределенного происхождения и приблизительно 40 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 0,7–4 км в секторе от северо-северо-востока до юго-юго-запада.
В Луганской области Миссия зафиксировала большее количество нарушений режима прекращения огня, в частности 5 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (4 взрыва).
Вечером 27 и ночью 28 сентября камера СММ в н. п. Кряковка (подконтрольный правительству, 38 км к северо-западу от Луганска) зафиксировала 4 взрыва неопределенного происхождения и около 70 снарядов (в основном с северо-северо-запада на востоко-юго-восток) — все в 2–4 км к юго-западу и юго-юго-западу.
СММ уточняла сообщения о жертвах среди гражданского населения и свежих повреждениях, вызванных обстрелами в н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя). 26 сентября вблизи н. п. Куликово (неподконтрольный правительству, 30 км к северо-востоку от Мариуполя) супружеская пара (в возрасте 50–59 лет) рассказала СММ, что ранее в тот день они получили осколочные ранения в результате обстрела в Пикузах. Наблюдатели заметили у мужчины на брюшной области бинтовую повязку, но у его жены, по их наблюдениям, видимых ранений не было. По словам мужчины, они попытались поехать в больницу в н. п. Мариуполь (подконтрольный правительству, 102 км к югу от Донецка), но их не пропустили через блокпост в н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь, неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя). Позже фельдшер СММ оказал мужчине первую медицинскую помощь, а затем приехала машина скорой помощи и забрала супружескую пару. На следующий день медработники в больнице в н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 40 км к востоку от Мариуполя) сообщили СММ, что 26 сентября к ним доставили супружескую пару и мужчине провели хирургическую операцию. В больнице раненая женщина рассказала наблюдателям, что в ее ноге и шее еще остались два осколочных фрагмента. (Члены патруля Миссии посетили больницу только в сопровождении членов вооруженных формирований; см. Ежедневный отчет СММ от 28 сентября 2018 года).
27 сентября в Пикузах женщина (в возрасте 60–69 лет), представившаяся родственницей получивших ранения супругов (см. выше), рассказала СММ, что 26 сентября около 12:40, когда она и супружеская пара находились перед ее домом на ул. Ахматовой, 34, вблизи произошел взрыв, из-за которого ранения получили все втроем. Наблюдатели видели на ее правой руке ранения. Приблизительно в 50 м к юго-востоку от дома команда СММ видела свежие фрагменты снаряда (по оценке, гранаты ВОГ-17), застрявшие вертикально в асфальтовом покрытии. По оценке, снаряд был выпущен вертикально из вооружения неустановленного типа (калибром не более 30 мм). Еще примерно в 50 м к востоку, на участке радиусом 20 м, наблюдатели видели в поле еще 3 подобные места огневого поражения. По их оценке, эти снаряды также были выпущены из вооружения неустановленного типа (калибром не более 30 мм), вероятно, также вертикальным выстрелом.
На ул. Ахматовой, 24, команда СММ видела свежие осколочные повреждения на западо-северо-западной стороне дома и на ближайшем окне, а также 2 свежие воронки примерно в 10 м к западу от дома, которые, по оценке, образовались от разрыва гранат из автоматического гранатомета, выпущенных с западо-северо-западного направления.
На ул. Ахматовой, 17, команда СММ видела свежую воронку сразу к югу от дома, свежие осколочные повреждения на расположенном рядом заборе с южной стороны, а также свежие фрагменты гранаты (ПГ-7), которая, по оценке, была выпущена с западного направления. Наблюдатели также видели рядом две свежие гильзы от стрелкового оружия, которые, по оценке, остались от боеприпасов, выпущенных из этого района.
На ул. Ахматовой, 15, наблюдатели видели 3 свежие отверстия на крыше складского помещения с юго-западной стороны, а также еще одно свежее отверстие на крыше с северо-восточной стороны. Внутри строения наблюдатели видели свежие фрагменты не менее чем 4 гранат (ПГ-7 и ПГ-9). По оценке СММ, повреждения были вызваны попаданием гранат, выпущенных из автоматического гранатомета из сектора между югом и западом.
Жители (мужчина и женщина в возрасте 50–59 лет) домов № 17 и № 24 на ул. Ахматовой рассказали СММ, что они слышали взрывы 25 сентября в период с 17:00 до 17:15. (Члены патруля Миссии недавно видели танк (вероятно Т-72) на восточной окраине Пикуз, примерно в 500 м к северо-востоку от указанных выше мест огневого поражения; см. Ежедневный отчет СММ от 22 сентября 2018 года).
27 сентября команда СММ зафиксировала свежие повреждения, вызванные обстрелом в н. п. Первомайск (неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска). На ул. Винницкой, 31, наблюдатели видели свежую воронку примерно в 10 м к востоку от дома, а также два разбитых окна с восточной стороны дома. Наблюдатели не смогли определить тип примененного вооружения и направление огня. Три соседки (в возрасте 60–69 лет) рассказали наблюдателям, что они слышали взрывы 26 сентября примерно в 20:00.
На ул. Луговой, 27, члены патруля Миссии видели свежую воронку с хвостовым стабилизатором в ней примерно в 1 м к юго-юго-востоку от дома, а также два поврежденных окна (одно разбитое) с западной стороны дома. По оценке СММ, повреждения были вызваны попаданием снаряда из безоткатного орудия (СПГ-9, 73 мм), выпущенного с неустановленного направления. Жительница (в возрасте 50–59 лет) дома рассказала СММ, что 26 сентября около 19:55 она слышала взрывы.
СММ продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Днем 28 сентября, находясь в н. п. Золотое-4 (Родина, подконтрольный правительству, 59 км к западу от Луганска), команда СММ слышала 1 выстрел из стрелкового оружия в 2–3 км к юго-западу (по оценке, в пределах участка разведения в районе Золотого).
В тот же день, осуществляя мониторинг недалеко от участков разведения в районах Станицы Луганской и Петровского, Миссия отметила там спокойную обстановку.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
27 сентября в подконтрольных правительству районах беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 1 зенитно-ракетный комплекс (9K35 «Стрела-10») на северо-западной окраине н. п. Шумы (41 км к северу от Донецка), что является нарушением линий отвода. В тот же день члены патруля Миссии видели 3 буксируемые гаубицы (2A36 «Гиацинт-Б», 152 мм), каждую из которых буксировал военный грузовик в северо-восточном направлении приблизительно в 5 км к юго-западу от н. п. Лисичанск (75 км к северо-западу от Луганска).
27 сентября в неподконтрольном правительству районе БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 2 противотанковые пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм) недалеко от н. п. Софиевка (быв. Карло-Марксово, 40 км к северо-востоку от Донецка), что является нарушением линий отвода.
СММ зафиксировала боевые бронированные машины (ББМ)[2] в зоне безопасности. 27 сентября в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 1 боевую машину пехоты (БМП-1) на северо-западной окраине Шум (см. выше), 2 бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ-2) к северу от Шум, 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) вблизи н. п. Майорск (45 км к северо-востоку от Донецка), 2 БМП-2 около н. п. Луганское (59 км к северо-востоку от Луганска), 4 БМП-1 недалеко от н. п. Троицкое (69 км к западу от Луганска) и 1 бронетранспортер (MT-ЛБ) поблизости Софиевки. 28 сентября наблюдатели видели бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) рядом с н. п. Петровка (27 км к северу от Луганска).
28 сентября в неподконтрольных правительству районах наблюдатели видели 3 ББМ (типа БМП) в н. п. Долгое (22 км к северо-западу от Луганска).
СММ продолжала фиксировать наличие мин. 27 сентября БПЛА СММ дальнего радиуса действия снова зафиксировал 27 противотанковых мин (TM-62), установленных в четыре ряда недалеко от н. п. Травневое (подконтрольный правительству, 51 км к северо-востоку от Донецка), и 11 противотанковых мин (TM-62), установленных в два ряда вблизи н. п. Гольмовский (неподконтрольный правительству, 49 км к северо-востоку от Донецка).
СММ способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на шламонакопителе фенольного завода вблизи н. п. Железное (подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка) и н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка), на Красногоровской газораспределительной станции между н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) и н. п. Александровка (неподконтрольный правительству, 20 км к юго-западу от Донецка), а также на объектах водоснабжения в Станице Луганской и вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска). Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня.
28 сентября во Львове наблюдатели уточняли сообщения о нападении на общественных активистов. Мужчина и женщина (в возрасте 20–29 лет) рассказали наблюдателям, что вечером 23 сентября они были на футбольном поле школы № 34 на улице Замкненой с еще двумя другими людьми (мужчиной и женщиной), когда к ним приблизились 20–30 человек, некоторые из которых были с балаклавами и шарфами на головах, и совершили на них физическое нападение, применяя палки, небольшие молотки, ножи и телескопические дубинки. Нападение длилось 5 минут, а нападавшие выкрикивали «Зиг хайль! Это месть за Национальный корпус!» и выкрикивали нацистские приветственные лозунги. (Команда СММ отметила, что на своей странице в социальных сетях «Национальный корпус» осудил это нападение). Сотрудники Миссии видели на руках и ладонях женщины царапины, а у мужчины на затылке они заметили гематомы. По словам пострадавших, другая женщина получила ранения ног и рук, а другой мужчина получил ножевые ранения ноги и легких. Представитель Львовской полиции сообщил СММ, что 23 сентября на 4 человек (2 мужчин и 2 женщин) было совершено нападение, после чего их доставили в больницу.
27 сентября команда СММ осуществляла мониторинг массовых собраний, состоявшихся в различных городах в связи с произошедшими за последние месяцы нападениями на активистов (например, см. Ежедневный отчет СММ от 2 августа 2018 года). В Киеве наблюдатели видели около 300 человек (женщин и мужчин) на улице Институтской у входа в здание Администрации Президента Украины. Сотрудники Миссии видели в руках у нескольких участников плакаты с надписями «Где власть?» и «Активисты — не мишени». Наблюдатели также видели среди участников собрания членов «Правого сектора», «Национального корпуса» и «С14», а также около 20 сотрудников полиции. В Харькове перед зданием управления Национальной полиции на ул. Жен Мироносиц, 5, команда СММ видела около 120 человек (преимущественно мужчин в возрасте 20–40 лет), многие из которых представляли общественные организации. Также там присутствовали около 50 сотрудников полиции. Во Львове на ул. Площадь Рынок, 1, наблюдатели видели 70 человек (преимущественно молодых мужчин), некоторые из которых были членами «Национального корпуса» и «С14». Команда СММ видела на месте событий 20 сотрудников полиции. Наблюдатели не зафиксировали никаких инцидентов.
СММ продолжила наблюдение за ситуацией в Херсоне, Одессе, Ивано-Франковске, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
2 вооруженных члена вооруженных формирований снова остановили патруль СММ на блокпосте к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) и не разрешили наблюдателям проехать на запад в направлении Пикуз и к югу в направлении н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), сказав, что сотрудникам СММ там будет небезопасно.
Вооруженный член вооруженных формирований снова отказал патрулю СММ в проезде через блокпост на восточной окраине н. п. Новоласпа (неподконтрольный правительству, 50 км к югу от Донецка).
На северо-западном въезде в н. п. Седово (неподконтрольный правительству, 106 км к югу от Донецка) вооруженный член вооруженных формирований снова не позволил наблюдателям въехать в населенный пункт.
На блокпосте к северу от Новоазовска 6 членов вооруженных формирований (было видно, что 4 из них были вооружены) не позволили патрулю СММ проехать в город, ссылаясь на «проведение антитеррористических операций в западной части города».
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям на участке разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать через мост в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) из-за наличия там мин. По утверждению офицера Вооруженных сил Украины при СЦКК, дорога к югу от моста была заминирована. СММ проинформировала об этом СЦКК[3].
Другие препятствия:
Вследствие действия помех команда СММ временно потеряла связь со своим мини-БПЛА, когда тот пролетал недалеко от н. п. Николаевка (подконтрольный правительству, 40 км к югу от Донецка) [4].
В нескольких случаях Миссия временно теряла связь со своим БПЛА дальнего радиуса действия из-за действия помех, когда аппарат пролетал в подконтрольном правительству районе между н. п. Рыбинское (49 км к югу от Донецка), н. п. Николаевка (40 км к югу от Донецка) и н. п. Красногоровка (21 км к западу от Донецка), в подконтрольном правительству районе н. п. Красногоровка (21 км к западу от Донецка), н. п. Авдеевка (17 км к северу от Донецка) и н. п. Красногоровка (24 км к северу от Донецка), а также в районе между н. п. Раздольное (неподконтрольный правительству, 46 км к юго-востоку от Донецка) и н. п. Георгиевка (подконтрольный правительству, 27 км к юго-западу от Донецка).
Штатный сотрудник «городской администрации» в н. п. Михайловка (неподконтрольный правительству, 56 км к югу от Луганска) отказался предоставить информацию, ссылаясь на необходимость получения предварительного разрешения со стороны вооруженных формирований. Сотрудник также попросил показать ему карту патрулирования СММ, на что наблюдатели ответили отказом.
Сотрудник одной из школ в Михайловке отказался предоставить информацию, ссылаясь на необходимость получения предварительного разрешения со стороны вооруженных формирований. Сотрудник также попросил показать ему карту патрулирования СММ, на что наблюдатели ответили отказом.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] Команда СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[4] Источник радиопомех мог быть расположен где-угодно в радиусе нескольких километров от месторасположения БПЛА.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 28 September 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions, compared with the previous reporting period. In Pikuzy, the Mission followed up on reports of civilian casualties and observed fresh damage caused by shelling. In Pervomaisk, the SMM observed fresh damage caused by shelling. The Mission recorded a ceasefire violation inside the Zolote disengagement area. Its access remained restricted in all three disengagement areas as well as near Zaichenko, Novolaspa, Siedove and Novoazovsk near the border with the Russian Federation.* The SMM observed weapons in violation of agreed withdrawal lines on both sides of the contact line. The Mission again observed anti-tank mines near Travneve and Holmivskyi. The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station. The Mission also facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs and maintenance to the phenol sludge reservoir near Zalizne, to the Krasnohorivka gas distribution station and to water infrastructure in Stanytsia Luhanska and near Artema. In Lviv, the SMM followed up on reports of an attack against civil activists. The Mission monitored public gatherings in Kyiv, Kharkiv and Lviv in relation to attacks against activists in recent months.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations,[1] including about 240 explosions, compared with the previous reporting period (about 100 explosions).
On the evening of 27 September, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded three undetermined explosions, five projectiles (four from west to east and one from east to west) and a muzzle flash, all 0.5km-1.5km south-east, south-south-east and south. The camera also recorded ten undetermined explosions, about 70 projectiles in flight (mostly from west to east, from west-north-west to east-south-east and from west-south-west to east-north-east), a muzzle flash and an illumination flare in vertical flight, all 1-5km at directions ranging from south-east to south-south-west.
On the evening and night of 27-28 September, the SMM camera in Chermalyk (government-controlled, 31km north-east of Mariupol) recorded over 100 projectiles (mostly from west-south-west to east-north-east and from north-west to south-east) and four bursts, all 1-5km at directions ranging from south-east and south-south-west.
On the evening and night of 27-28 September, the SMM camera 1.5km north-east of Hnutove (government-controlled, 20km north-east of Mariupol) recorded an undetermined explosion and about 50 projectiles in flight (the majority from south to north), all 2-5km at directions ranging from north-east to east-south-east.
On the evening of 27 September, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard about 30 undetermined explosions and about 80 bursts of heavy-machine-gun fire, all 2-6km south-west and west-south-west.
During the day on 28 September, positioned about 1km north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard ten undetermined explosions and about 130 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-3km north, as well as an undetermined explosion and about 170 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-3km south-west.
The same day, positioned about 1km north-north-west of Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol), the SMM heard about 100 undetermined explosions and about 40 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 0.7-4km at directions ranging from north-north-east to south-south-west.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including five explosions, compared with the previous reporting period (four explosions).
On the evening and night of 27-28 September, the SMM camera in Kriakivka (government-controlled, 38km north-west of Luhansk) recorded four undetermined explosions and about 70 projectiles in flight (mostly from north-north-west to east-south-east), all 2-4km south-west and south-south-west.
The SMM followed up reports of civilian casualties and fresh damage caused by shelling in Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol). On 26 September, near Kulykove (non-government-controlled, 30km northeast of Mariupol), a couple (in their fifties) told the SMM that they had sustained shrapnel injuries due to shelling in Pikuzy earlier that day. The SMM saw a bandage on the man’s abdomen and did not see a visible wound to his wife. The man said that they had attempted to travel to a hospital in Mariupol (government-controlled, 102km south of Donetsk) but their passage had been denied at a checkpoint in Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol). Later, the SMM’s paramedic provided first aid to the man, and an ambulance arrived and picked up the couple. The following day, medical staff at a hospital in Novoazovsk (non-government-controlled, 40km east of Mariupol) told the SMM that the couple had been admitted on 26 September and that the man had undergone surgery. At the hospital, the injured woman told the SMM that two pieces of shrapnel remained in her leg and neck. (The SMM visited the hospital only upon being escorted by members of the armed formations. See SMM Daily Report 28 September 2018.)
In Pikuzy, on 27 September, a woman in her sixties, who introduced herself as a relative of the wounded couple (see above), told the SMM that at around 12:40 on 26 September when she and the couple had been in front of her house at 34 Akhmatova Street, an explosion had occurred nearby, injuring the three of them. The SMM saw a wound to her right arm. About 50m south-east of the house, the SMM saw fresh remnants of a round (consistent with a VOG-17 grenade) embedded in the tarmac in a vertical fashion, assessed as fired vertically from an undetermined weapon (with calibre no greater than 30mm). About 50m further east, within a 20m-radius, the SMM saw three more similar impacts in a field, assessed as fired from an undetermined weapon (with calibre no greater than 30mm) probably in a vertical manner.
At 24 Akhmatova Street, the SMM saw fresh shrapnel damage to the west-north-west-facing side of a house and a nearby window, as well as two fresh craters about 10m west of the house assessed as caused by rounds of an automatic grenade launcher fired from a west-north-westerly direction.
At 17 Akhmatova Street, the SMM saw a fresh crater just south of a house, fresh shrapnel damage to a south-facing nearby fence, and fresh remnants of a grenade (PG-7) round, assessed as fired from a westerly direction. The SMM also saw two fresh small-arms casings nearby, assessed as remnants of rounds fired from the area.
At 15 Akhmatova Street, the SMM observed three fresh holes in the south-west-facing roofs of a storage building and another fresh hole in the north-east-facing roof. Inside the building, the SMM saw fresh remnants of at least four grenade (PG-7 and PG-9) rounds. The SMM assessed that the damage had been caused by rounds of an automatic grenade launcher fired from a direction between south and west.
Residents of the houses (a man and a woman in their fifties) at 17 and 24 Akhmatova Street told the SMM that they had heard explosions between 17:00 and 17:15 on 25 September. (The SMM had recently observed a tank (a possible T-72) on the eastern edge of Pikuzy, about 500m north-east of the abovementioned impact sites. See SMM Daily Report 22 September 2018.)
On 27 September, the SMM observed fresh damage caused by shelling in Pervomaisk (non-government-controlled, 58km west of Luhansk). At 31 Vinnytska Street, the SMM saw a fresh crater about 10m east of a house as well as two shattered east-facing windows of the house. The SMM was unable to determine the direction of fire or the type of weapon used. Three neighbours (women in their sixties) told the SMM that they had heard explosions at around 20:00 on 26 September.
At 27 Luhova Street, the SMM saw a fresh crater and a tailfin inside the crater 1m south-south-east of a house, as well as two damaged west-facing windows (one shattered) of the house. The SMM assessed that the damage had been caused by a recoilless-gun (SPG-9, 73mm) round fired from an undetermined direction. A resident of the house (a woman in her fifties) told the SMM that she had heard explosions at around 19:55 on 26 September.
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
During the day on 28 September, positioned in Zolote-4/Rodina (government-controlled, 59km west of Luhansk), the SMM heard a shot of small-arms fire 2-3km south-west, assessed as inside the Zolote disengagement area.
The same day, positioned near the Stanytsia Luhanska and Petrivske disengagement areas, the SMM observed clam situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in government-controlled areas, on 27 September, an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted a surface-to-air missile system (9K35 Strela-10) on the north-western edge of Shumy (41km north of Donetsk). The same day, the SMM saw three towed howitzers (2A36 Giatsint-B, 152mm) each towed by a military truck travelling north-east about 5km south-west of Lysychansk (75km north-west of Luhansk).
In violation of withdrawal lines in a non-government-controlled area, on 27 September, an SMM long-range UAV spotted two anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) near Sofiivka (formerly Karlo-Marksove, 40km north-east of Donetsk).
The SMM observed armoured combat vehicles (ACVs)[2] in the security zone. In government-controlled areas, on 27 September, an SMM long-range UAV spotted an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-1) on the north-western edge of Shumy (see above), two armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2) north of Shumy, an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Maiorsk (45km north-east of Donetsk), two IFVs (BMP-2) near Luhanske (59km north-east of Luhansk), four IFVs (BMP-1) near Troitske (69km west of Luhansk) and an armoured personnel carrier (MT-LB) near Sofiivka. On 28 September, the SMM saw an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Petrivka (27km north of Luhansk).
In a non-government-controlled area, on 28 September, the SMM saw three ACVs (BMP variants) near Dovhe (22km north-west of Luhansk).
The SMM continued to observe the presence of mines. On 27 September, an SMM long-range UAV again spotted 27 anti-tank mines (TM-62) laid out in four rows near Travneve (government-controlled, 51km north-east of Donetsk) and 11 anti-tank mines (TM-62) laid out in two rows near Holmivskyi (non-government-controlled, 49km north-east of Donetsk).
The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to the phenol sludge reservoir near Zalizne (government-controlled, 42km north-east of Donetsk) and Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the Krasnohorivka gas distribution station between Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) and Oleksandrivka (non-government-controlled, 20km south-west of Donetsk) and to water infrastructure in Stanytsia Luhanska and near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk). The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire.
In Lviv, on 28 September, the SMM followed up on reports of an attack against civil activists. A man and a woman (in their twenties) told the SMM that on the evening of 23 September they had been in a football field of the school no. 34 at Zamknena Street with two other people (a man and a woman), when 20-30 other people, some of them wearing balaclavas and scarves, physically assaulted them with maces, small hammers, knives and telescopic batons for five minutes, and shouted “Sieg heil! This is revenge for the National Corps!” and gave Nazi salutes. (The SMM saw National Corps denounce the attack on its social media page.) The SMM saw scrapes on the woman’s hands and arms, and bruises on the back of the man’s head. They said that the other woman had suffered wounds to her legs and arms and that the other man had a knife wound to his lungs and leg. A representative of Lviv police told the SMM that four people (two men and two women) had been attacked on 23 September and admitted to a hospital.
On 27 September, the SMM monitored public gatherings in different cities in relation to attacks against activists in recent months (see, for example, SMM Daily Report 2 August 2018). In Kyiv, the SMM observed about 300 people (both men and women) on Instytutska Street at the entrance to the presidential administration building. The SMM saw some participants holding banners that read “Where are the authorities?” and “Activists are not a target”. The SMM saw also some members of Right Sector, National Corps and C14 among the crowd. The SMM saw about 20 police officers present. In Kharkiv, in front of the national police building at 5 Zhon Myronosyts Street, the SMM saw about 120 people (mostly men, 20-40 years old) participants, many from civil society organizations, and about 50 police officers present. In Lviv, at 1 Rynok Square, the SMM saw 70 people (mostly young men), some of whom were members of National Corps and C14. The SMM saw 20 police officers present. The SMM did not observe any incidents.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Ivano-Frankivsk, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a checkpoint north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), two armed members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), saying that it would not be safe for the SMM.
An armed member of the armed formations again denied the SMM passage at a checkpoint on the eastern edge of Novolaspa (non-government-controlled, 50km south of Donetsk).
At the north-western entrance to Siedove (non-government-controlled, 106km south of Donetsk), an armed member of the armed formations again prevented the SMM from entering the village.
At a checkpoint north of Novoazovsk, six members of the armed formations (four visibly armed) prevented the SMM from proceeding to the city, citing “anti-terrorist activities in the western part of the city”.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM did not travel across the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk) due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC said there were mines on the road south of the bridge. The SMM informed the JCCC.4
Other impediments:
The SMM temporarily lost communication with its mini-UAV due to signal interference while flying near Mykolaivka (government-controlled, 40km south of Donetsk).[4]
The SMM temporarily lost communication with its long-range UAV on several occasions due to signal interference while flying in a government-controlled area between Rybynske (49km south of Donetsk), Mykolaivka(40km south of Donetsk) and Krasnohorivka (21km west of Donetsk), in a government-controlled area Krasnohorivka (21km west of Donetsk), Avdiivka (17km north of Donetsk) and Krasnohorivka (24km north of Donetsk), as well as in an area between Rozdolne (non-government-controlled 46km south-east of Donetsk) and Heorhiievka (government-controlled, 27km south-west of Donetsk).
A staff member of the “city administration” in Mykhailivka (non-government-controlled, 56km south of Luhansk) refused to provide information, citing the need for prior permission from the armed formations. The staff member also demanded to see the SMM’s patrol map, which the SMM refused to show.
A staff member at a school in Mykhailivka refused to provide the SMM information, citing the need for prior permission from the armed formations. The staff member also demanded to see the SMM’s patrol plan, which the SMM refused to show.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC withdrew from the JCCC as of 18 December 2017.
[4] The interference could have originated from anywhere in a radius of several kilometres of the UAV’s position.