Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущими сутками. Наблюдатели подтвердили сообщения о жертвах среди гражданского населения и зафиксировали места огневого поражения в Саханке. Миссия зафиксировала военное присутствие в пределах участков разведения в районах Петровского и Золотого. Доступ СММ оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также вблизи Должанского, что недалеко от границы с Российской Федерацией*. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение согласованных линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения. СММ продолжала способствовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции. Миссия также содействовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ и технического обслуживания на шламонакопителе фенольного завода вблизи Железного, на объектах водоснабжения в Станице Луганской, Славяносербске и вблизи Артема, а также проведения разминирования в Песчаном. Команда СММ наблюдала за акцией протеста в Одессе, а в Киеве наблюдатели уточняли сообщения о взрыве гранаты.
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], включая примерно 100 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками, когда, среди прочего, было зафиксировано около 110 взрывов.
Так, вечером 23 и ночью 24 сентября камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 9 взрывов неопределенного происхождения и 17 снарядов (преимущественно с западо-северо-запада на востоко-юго-восток) — все в 1–4,5 км к юго-юго-востоку и юго-юго-западу.
Вечером 23 и ночью 24 сентября камера СММ, установленная в 1,5 км к северо-востоку от н. п. Гнутово (подконтрольный правительству, 20 км к северо-востоку от Мариуполя), зафиксировала 3 взрыва неопределенного происхождения и ориентировочно 110 снарядов (преимущественно с северо-северо-запада на юго-юго-восток) — все в 2–4 км к востоко-северо-востоку и востоку.
Вечером 23 сентября, осуществляя мониторинг в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 33 взрыва неопределенного происхождения и около 70 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–7 км к юго-востоку и югу.
Днем 24 сентября, ведя наблюдение примерно в 1 км к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), члены патруля Миссии слышали 20 взрывов неопределенного происхождения и примерно 20 выстрелов и очередей из стрелкового оружия — все в 1–6 км в западном направлении.
Патрулируя на юго-западной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), команда Миссии слышала 7 взрывов неопределенного происхождения в 2–6 км в южном направлении.
Осуществляя мониторинг примерно в 2 км к юго-юго-востоку от н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка), наблюдатели слышали 8 взрывов неопределенного происхождения и примерно 10 очередей и выстрелов из стрелкового оружия — все в 0,5–5 км в южном и северном направлениях.
В Луганской области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, при этом зафиксировав меньше взрывов (11), по сравнению с предыдущими сутками (16 взрывов).
Находясь в 2,5 км к северо-западу от н. п. Николаевка (подконтрольный правительству, 77 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали 5 взрывов, оцененных как исходящий огонь из безоткатного орудия (СПГ-9, 73 мм) с последующими разрывами, а также 4 очереди из стрелкового оружия — все в 1–1,4 км к югу (по оценке, все были связаны с проведением учений с боевой стрельбой за пределами зоны безопасности).
Наблюдатели уточняли сообщения о жертвах среди гражданского населения. 24 сентября в больнице н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 40 км к востоку от Мариуполя) команда СММ видела мужчину (в возрасте от 50 до 60 лет) с бинтовыми повязками на грудной клетке, ногах и руках. Он сообщил наблюдателям, что примерно в 09:00 23 сентября, когда он вместе с женой находился возле своего дома в н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), неподалеку он услышал взрыв, после которого он почувствовал боль и обратился за помощью (см. ниже). Собеседник добавил, что в результате этого же взрыва его жена также получила ранения. Медперсонал этой больницы сообщил команде СММ, что 23 сентября к ним поступил 56-летний мужчина и его 46-летняя жена, добавив, что мужчина получил осколочные ранения ног, грудной клетки, рук и нижней части спины, а его жена — осколочные ранения руки и голени. Медицинские работники также добавили, что женщина была выписана в тот же день.
Наблюдатели зафиксировали места огневого поражения в Саханке. 23 сентября на ул. Октябрьской, 2, члены патруля Миссии видели две свежие воронки: одну во дворе, примерно в 2 м к северо-западу от одноэтажного дома, а вторую — в этом же дворе примерно в 6 м к западу от дома. Наблюдатели видели пятна крови на западных ступеньках входа в дом (см. выше). По оценке, обе воронки образовались в результате разрыва гранаты автоматического гранатомета, однако определить направление огня не представлялось возможным.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
22 сентября в пределах участка разведения в районе Петровского беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия обнаружил пять человек, в том числе одного, копающего продление ранее зафиксированной траншеи, примерно в 1–2 км к востоку от западного края участка разведения (по оценке, все из них были военнослужащими Вооруженных сил Украины).
Ночью и рано утром 24 сентября, находясь на восточной окраине Станицы Луганской, наблюдатели слышали 3 взрыва неопределенного происхождения в 6–10 км к юго-юго-юго-западу и 1 взрыв неопределенного происхождения в 3–4 км к западу (по оценке, все за пределами участка разведения).
24 сентября наблюдатели видели, как трое вооруженных военнослужащих Вооруженных сил Украины заходили на участок разведения в районе Золотого. В тот же день, находясь на северной окраине н. п. Золотое-4/Родина (подконтрольный правительству, 59 км к западу от Луганска), команда СММ слышала 15 выстрелов из стрелкового оружия в 1–2,5 км к северу (по оценке, за пределами участка разведения).
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
23 сентября в подконтрольных правительству районах в нарушение линий отвода БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 буксируемую гаубицу (Д-20, 152 мм) в н. п. Дилеевка (49 км к северу от Донецка) и 1 самоходную гаубицу (2С3 «Акация», 152 мм) вблизи н. п. Озаряновка (52 км к северу от Донецка).
23 сентября в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 2 самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм) вблизи н. п. Перевальск (38 км к западу от Луганска) и 2 противотанковые пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм) возле н. п. Софиевка (40 км к северо-востоку от Донецка), что является нарушением линий отвода.
22 сентября за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 зенитный ракетный комплекс (9К33 «Оса») вблизи н. п. Калиново (35 км к северу от Донецка). 24 сентября наблюдатели видели 1 зенитный ракетный комплекс (9К37) возле н. п. Зачатовка (74 км к юго-западу от Донецка).
23 сентября за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения в неподконтрольном правительству районе БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 самоходный миномет (2С9 «Нона-С», 120 мм), 3 танка (Т-64) и 3 буксируемых миномета (ПМ-38, 120 мм) возле Перевальска (см. выше).
Миссия зафиксировала наличие вооружения, которое не смогла верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствовали критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленном СММ подписантам Комплекса мер. За пределами соответствующих линий отвода в неподконтрольном правительству районе Донецкой области команда Миссии констатировала наличие 2 буксируемых гаубиц (Д-30 «Лягушка», 122 мм).
В неподконтрольном правительству районе Донецкой области команда СММ еще раз посетила постоянное место хранения тяжелого вооружения, расположенное за пределами соответствующих линий отвода, и отметила, что там по-прежнему отсутствуют 8 танков (семь Т-72 и один Т-64).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины (ББМ), зенитную установку[3] и другие признаки военного присутствия и присутствия военного типа в зоне безопасности. 22 сентября в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 4 боевые машины пехоты (БМП-1) и 2 бронетранспортера (БТР-70) вблизи н. п. Катериновка (64 км к западу от Луганска). В тот же день БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 ББМ возле н. п. Тарамчук (29 км к юго-западу от Донецка), вероятно ББМ вблизи н. п. Березовое (31 км к юго-западу от Донецка), ББМ и 3 БМП (две БМП-1 и вероятно одну БМП-1) недалеко от н. п. Старогнатовка (51 км к югу от Донецка), вероятно БМП-1 вблизи н. п. Новогригоровка (55 км к югу от Донецка), а также БТР-70 возле н. п. Чермалык (77 км к югу от Донецка). 23 сентября БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм) возле Озаряновки и ББМ вблизи н. п. Троицкое (69 км к западу от Луганска). 24 сентября команда Миссии видела бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) возле н. п. Водяное (24 км к северо-востоку от Мариуполя).
22 сентября БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил новое 50-метровое продление зафиксированной ранее траншеи возле н. п. Красногоровка (21 км к западу от Донецка). 23 сентября БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал новую траншею длиной 70 м на восточной окраине н. п. Новоалександровка (65 км к западу от Луганска). По оценке, траншея принадлежит Вооруженным силам Украины.
22 сентября в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил БМП-1 возле н. п. Таврическое (76 км к югу от Донецка), а 23 сентября — 4 БМП (одну БМП-2, две БМП-1 и одну неустановленного типа), 3 МТ-ЛБ и 1 ББМ вблизи н. п. Калиново (60 км к западу от Луганска), 8 бронетранспортеров (один БТР-80 и семь МТ-ЛБ) неподалеку от н. п. Первомайск (58 км к западу от Луганска), а также 1 БМП-1 возле н. п. Веселогоровка (64 км к западу от Луганска). 22 сентября БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил экскаватор, копающий новые траншеи возле н. п. Новоласпа (50 км к югу от Донецка), а также 5 бронетранспортеров (один МТ-ЛБ и четыре БТР неустановленного типа) вблизи н. п. Кадиевка (быв. Стаханов, 50 км к западу от Луганска) и 1 БМП-1 возле н. п. Енакиево (41 км к северо-востоку от Донецка).
Миссия содействовала соблюдению режима прекращения огня и осуществляла его мониторинг для обеспечения проведения ремонтных работ на объектах жизнеобеспечения. СММ содействовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на шламонакопителе фенольного завода вблизи н. п. Железное (подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка) и н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка), а также на объектах водоснабжения в Станице Луганской, н. п. Славяносербск (неподконтрольный правительству, 28 км к северо-западу от Луганска) вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска). Наблюдатели содействовали доступу сотрудников компании «Vodafone» из Горловки в н. п. Дебальцево (неподконтрольный правительству, 58 км к северо-востоку от Донецка). СММ продолжала способствовать обеспечению работы ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня, а также проведению работ по разминированию в н. п. Песчаное (подконтрольный правительству, 22 км к северу от Луганска) (см. Ежедневный отчет СММ от 24 сентября 2018 года).
Патрули СММ посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством*. Осуществляя мониторинг в течение 25 минут в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Новоазовск (40 км к востоку от Мариуполя), наблюдатели видели, что из Украины выехали 7 автомобилей (два с украинскими номерными знаками, 3 — с российскими и 2 с табличками «ДНР»). Члены патруля Миссии также видели, что в Украину заехали 12 автомобилей (4 с украинскими номерными знаками, 5 — с российскими, 1 — с грузинскими и 2 с табличками «ДНР»).
Осуществляя мониторинг в течение 20 минут в пункте пропуска на границе возле н. п. Должанское (84 км к юго-востоку от Луганска), команда СММ видела, как из Украины выехали 1 крытый грузовик (с табличками «ЛНР»), а также 4 автомобиля (три с номерными знаками Российской Федерации и 1 с табличками «ЛНР»). Наблюдатели также видели, что в Украину заехали 1 автобус (с номерными знаками Российской Федерации) и 2 автомобиля (один с украинскими номерными знаками и 1 — с российскими), а также зашел один пешеход (мужчина в возрасте от 30 до 40 лет). Когда патруль Миссии находился там, двое членов вооруженных формирований (один из которых был вооружен) сказали наблюдателям покинуть этот район*.
В Одессе наблюдатели видели примерно 100 человек, собравшихся перед зданием Главного управления национальной полиции на ул. Еврейской, 12. Оттуда участники собрания прошли к зданию Прокуратуры Одесской области на ул. Пушкинской, 13, где некоторые участники обратились к толпе с осуждением, среди прочего, учащения нападений на гражданских активистов. Команда СММ видела, что безопасность мероприятия обеспечивали примерно 20 полицейских. Спустя примерно 1,5 часа участники собрания мирно разошлись (см. Ежедневный отчет СММ от 24 сентября 2018 года).
В Киеве примерно в 10 м к западу от входа в 12-этажное здание на ул. Ревуцкого, 7, члены патруля Миссии видели свежую воронку в асфальтированной дороге, которая, по их оценке, образовалась в результате разрыва гранаты. Наблюдатели также видели 4 выбитых окна на первом, а также одно выбитое окна на втором этажах здания. Согласно сообщениям в СМИ, взрыв произошел в этом районе примерно в 02:00 ночи 22 сентября.
СММ продолжала наблюдение за ситуацией в Херсоне, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На пункте пропуска на границе возле Должанского двое членов вооруженных формирований (один из которых был вооружен) сказали наблюдателям покинуть этот район.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения на участке разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Доступ при условии:
На блокпосте вблизи Новоазовска трое вооруженных членов вооруженных формирований разрешили наблюдателям продолжить свое движение только после проведения визуального осмотра салонов и багажников автомобилей СММ.
Другие препятствия:
БПЛА СММ дальнего радиуса действия подвергся глушению вблизи н. п. Смелое (неподконтрольный правительству, 31 км к северо-западу от Луганска) [5].
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно, наблюдатели лишены доступа к отснятому камерой материалу с 22 июня 2018 года.
[3] Данное вооружение не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала офицеров ВСУ при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[5] Глушение сигнала могли вестись из любого района в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 24 September 2018
This report is for the media and the general public.
Тhe SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region, compared with the previous 24 hours. The SMM corroborated reports of civilian casualties and observed impact sites in Sakhanka. The SMM saw military presence inside the Petrivske and Zolote disengagement areas. The Mission’s access remained restricted in all three disengagement areas; it was also restricted close to Dovzhanske, near the border with the Russian Federation.* The SMM observed weapons in violation of agreed withdrawal lines on both sides of the contact line. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station. It also facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs and maintenance works to the phenol sludge reservoir near Zalizne and to water infrastructure in Stanytsia Luhanska, Slovianoserbsk and near Artema, as well as demining in Pishchane. The SMM observed a protest in Odessa and followed up on reports of the explosion of a grenade in Kyiv.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including about 100 explosions, compared with the previous 24 hours (about 110 explosions).
On the evening and night of 23-24 September, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded nine undetermined explosions and 17 projectiles in flight (mostly from west-north-west to east-south-east), all 1-4.5km south-south-east and south-south-west.
On the evening and night of 23-24 September, the SMM camera 1.5km north-east of Hnutove (government-controlled, 20km north-east of Mariupol) recorded three undetermined explosions and about 110 projectiles in flight (mostly from north-north-west to south-south-east), all 2-4km east-north-east and east.
On the evening of 23 September, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard 33 undetermined explosions and about 70 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-7km south-east and south.
During the day on 24 September, positioned about 1km north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard 20 undetermined explosions and about 20 shots and bursts of small-arms fire, all 1-6km at westerly directions.
Positioned on the south-western outskirts of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk), the SMM heard seven undetermined explosions 2-6km at southerly directions.
Positioned about 2km south-south-east of Kamianka (government-controlled, 20km north of Donetsk), the SMM heard eight undetermined explosions and about ten bursts and shots of small-arms fire, all 0.5-5km at southerly and northerly directions.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including, however, fewer explosions (11), compared with the previous 24 hours (16 explosions).
Positioned 2.5km north-west of Mykolaivka (government-controlled, 77km west of Luhansk), the SMM heard five explosions assessed as outgoing rounds of recoilless gun (SPG-9, 73mm) fire and their subsequent impacts, as well as four bursts of small-arms fire, all 1-1.4km south (all assessed as live-fire training outside the security zone).
The SMM followed up on reports of civilian casualties. On 24 September, at a hospital in Novoazovsk (non-government-controlled, 40km east of Mariupol), the SMM saw a man (aged 50-60) wearing bandages on his chest, legs and arms. He told the SMM that on 23 September at around 9:00, while he had been outside his house in Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol) with his wife, he had heard an explosion nearby, after which he felt pain and sought help (see below). He also said that his wife had been wounded in the same explosion. Medical staff at the same hospital told the SMM that a man (aged 56) and his wife (aged 46) had been admitted to the hospital on 23 September, adding that the man had sustained shrapnel wounds to his legs, chest, arms and lower back and that his wife had sustained shrapnel wounds to her lower leg and arm. Medical staff added that the woman had been discharged the same day.
The SMM observed impact sites in Sakhanka. On 23 September, at 2 Zhovtneva Street, the SMM observed two fresh craters: the first one was in a yard, about 2m north-west of a one-storey house; the second crater was in the same yard, about 6m west of the house. The SMM saw blood stains on the western-facing steps of the front of the house (see above).The SMM assessed that both craters were caused by an automatic grenade launcher round but was unable to assess the direction of fire.
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske[2] (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On 22 September, an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted, inside the Petrivske disengagement area, five people, including one digging an extension of a previously observed trench, about 1-2km east of the western edge of the disengagement area (all assessed as Ukrainian Armed Forces personnel).
During the night of 23-24 September, while on the eastern edge of Stanytsia Luhanska, the SMM heard three undetermined explosions 6-10km south-south-west and an undetermined explosion 3-4km west (all assessed as outside the disengagement area).
On 24 September, the SMM saw three armed Ukrainian Armed Forces personnel entering the Zolote disengagement area. On the same day, positioned on the northern edge of Zolote-4/Rodina (government-controlled, 59km west of Luhansk), the SMM heard 15 shots of small-arms fire 1-2.5km north (assessed as outside the disengagement area).
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in government-controlled areas, on 23 September, an SMM long-range UAV spotted a towed howitzer (D-20, 152mm) in Dyliivka (49km north of Donetsk) and a self-propelled howitzer (2S3 Akatsiya, 152mm) near Ozarianivka (52km north of Donetsk).
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, on 23 September, an SMM long-range UAV spotted two self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) near Perevalsk (38km west of Luhansk) and two anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) near Sofiivka (40km north-east of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, on 22 September, an SMM long-range UAV spotted a surface-to-air-missile-system (9K33 Osa) near Kalynove (35km north of Donetsk). On 24 September, the SMM saw a surface-to-air missile system (9K37) near Zachativka (74km south-west of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in a non-government-controlled area, on 23 September, an SMM long-range UAV spotted a self-propelled mortar (2S9 Nona-S, 120mm), three tanks (T-64) and three towed mortars (PM-38, 120mm) near Perevalsk (see above).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In a non-government-controlled area of Donetsk region beyond the respective withdrawal lines, the SMM observed two towed howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm).
The SMM revisited a permanent storage site in a non-government-controlled area of Donetsk region whose location was beyond the respective withdrawal lines and noted that eight tanks (seven T-72 and one T-64) continued to be missing.
The SMM observed armoured combat vehicles (ACV), an anti-aircraft gun[3] and other indications of military and military-type presence in the security zone. In government-controlled areas, on 22 September, an SMM mid-range UAV spotted four infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-1) and two armoured personnel carriers (APC) (BTR-70) near Katerynivka (64km west of Luhansk). On the same day, an SMM long-range UAV spotted an ACV near Taramchuk (29km south-west of Donetsk), a probable ACV near Berezove (31km south-west of Donetsk), an ACV and three IFVs (two BMP-1 and one probable BMP-1) near Starohnativka (51km south of Donetsk), an IFV (a probable BMP-1) near Novohryhorivka (55km south of Donetsk) and an APC (BTR-70) near Chermalyk (77km south of Donetsk). On 23 September, an SMM long-range UAV spotted an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) near Ozarianivka and an ACV near Troitske (69km west of Luhansk). On 24 September, the SMM saw an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Vodiane (24km north-east of Mariupol).
On 22 September, an SMM long-range UAV spotted a 50m-long newly built extension of a previously observed trench near Krasnohorivka (21km west of Donetsk). On 23 September, an SMM long-range UAV spotted a fresh 70m-long trench on the eastern edge of Novooleksandrivka (65km west of Luhansk), assessed as belonging to the Ukrainian Armed Forces.
In non-government-controlled areas, on 22 September, an SMM long-range UAV spotted an IFV (BMP-1) near Tavrycheske (76km south of Donetsk) and, on 23 September, four IFVs (one BMP-2, two BMP-1 and one undetermined variant), three APCs (MT-LB) and an ACV near Kalynove (60km west of Luhansk); eight APCs (one BTR-80 and seven MT-LB) near Pervomaisk (58km west of Luhansk), as well as an IFV (BMP-1) near Veselohorivka (64km west of Luhansk). On 22 September, an SMM long-range UAV spotted an excavator digging new trenches near Novolaspa (50km south of Donetsk) as well as five APCs (one MT-LB and four BTR undetermined variant) near Kadiivka (formerly Stakhanov, 50km west of Luhansk) and an IFV (BMP-1) near Yenakiieve (41km north-east of Donetsk).
The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to essential infrastructure. It facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to the phenol sludge reservoir near Zalizne (government-controlled, 42km north-east of Donetsk) and Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), as well as to water infrastructure in Stanytsia Luhanska, Slovianoserbsk (non-government-controlled, 28km north-west of Luhansk) and near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk). The SMM facilitated access for Vodafone employees from Horlivka to Debaltseve (non-government-controlled, 58km north-east of Donetsk). The SMM also continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire, as well as demining in Pishchane (government-controlled, 22km north of Luhansk) (see SMM Daily Report of 24 September 2018).
The SMM visited two border areas outside of government control.* While at a border crossing point near Novoazovsk (40km east of Mariupol) for 25 minutes, the SMM saw seven cars (two with Ukrainian and three with Russian Federation licence plates, as well as two with “DPR” plates) exiting Ukraine. The SMM saw 12 cars (four with Ukrainian, five with Russian Federation and one with Georgian licence plates, as well as two with “DPR” plates) entering Ukraine.
While at a border crossing point near Dovzhanske (84km south-east of Luhansk) for 20 minutes, the SMM saw a covered cargo truck with “LPR” plates and four cars (three with Russian Federation licence plates and one with “LPR” plates) exiting Ukraine. The SMM saw a bus with Russian Federation licence plates, two cars (one with Ukrainian and one with Russian Federation licence plates) and a pedestrian (man, aged 30-40) entering Ukraine. While present, two members of the armed formations, one of whom was armed, told the SMM to leave the area.*
In Odessa, the SMM saw about 100 people gathered in front of the police headquarters at 12 Yevreiska Street. From there, they moved to the Regional Prosecutor’s Office of Odessa Region at 13 Pushkinska Street, where some of the participants addressed the crowd, denouncing, among other things, the increase in attacks against civil activists. The SMM observed approximately 20 police officers securing the event. After about one and a half hours, the gathering dispersed peacefully. (See SMM Daily Report of 24 September 2018.)
In Kyiv, about 10m west of the entrance of a 12-storey building at 7 Revutskoho Street, the SMM saw a fresh crater in the tarmac road, assessed as caused by the impact of a grenade. The SMM also saw four broken ground-floor windows and one broken window on the first floor. According to media reports, an explosion occurred in the area at about 02:00 on 22 September.
The SMM continued monitoring in Kherson, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a border crossing point near Dovzhanske, two members of the armed formations, one of whom was armed, told the SMM to leave the area.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Conditional:
At a checkpoint near Novoazovsk, three armed members of the armed formations allowed the SMM to proceed only after conducting a visual inspection of the interior and trunk of the SMM vehicles.
Other impediments:
An SMM long-range UAV experienced jamming near Smile (non-government-controlled, 31km north-west of Luhansk).[5]
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
[2] Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC withdrew from the JCCC as of 18 December 2017.
[5] The interference could have originated from anywhere within the radius of several kilometres of the UAV’s position.