Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
За период с вечера 21 по вечер 22 сентября СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области. C вечера 22 по вечер 23 сентября Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущими сутками. Наблюдатели уточняли информацию о жертве среди гражданского населения в Попасной. Патрули СММ зафиксировали повреждения в результате обстрелов в жилых районах Ясиноватой, Пикуз и Ужовки. Миссия продолжала осуществлять мониторинг тяжелой ситуации, с которой сталкивается гражданское население при пересечении линии соприкосновения. СММ зафиксировала присутствие военного типа на участке разведения в районе Золотого. Доступ Миссии оставался ограниченным на всех трех участках и вновь возле Заиченко и Безыменного, а также вблизи Новоласпы и Вознесеновки, что недалеко от границы с Российской Федерацией*. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение согласованных линий отвода в Саханке. СММ продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции. Миссия также содействовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ и технического обслуживания на объектах водоснабжения в Авдеевке, Ясиноватой и Станице Луганской, на линиях электропередачи в Золотом, а также проведения работ по разминированию в Песчаном. В Одессе команда СММ наблюдала за проведением акции протеста и уточняла сообщения об активисте, в которого стреляли позднее в тот же день.
В период с вечера 21 по вечер 22 сентября в Донецкой области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, 124 взрыва, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (115 взрывов). С вечера 22 по вечер 23 сентября Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, в частности примерно 110 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками.
Так, вечером 21 и ночью 22 сентября камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 1 взрыв неопределенного происхождения, 20 снарядов (преимущественно с запада на восток) и 2 выпущенные вверх осветительные ракеты — все в 1–4 км к юго-юго-востоку, юго-юго-западу и юго-западу. Поздно вечером 22 и ночью 23 сентября та же камера зафиксировала 1 взрыв неопределенного происхождения и 28 снарядов — все в 1–4 км к северо-востоку, юго-юго-востоку и юго-западу.
Вечером 21 сентября в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали 23 взрыва неопределенного происхождения и приблизительно 80 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 4–7 км к юго-востоку и юго-юго-востоку. Вечером 22 сентября, находясь в этом же населенном пункте, команда СММ зафиксировала 14 взрывов неопределенного происхождения, 5 очередей из пушки боевой машины пехоты (БМП‑2, 30 мм), а также огонь из крупнокалиберного пулемета — все в 2–6 км к юго-юго-востоку. В течение дня 23 сентября наблюдатели слышали 66 взрывов неопределенного происхождения и огонь из крупнокалиберного пулемета — все в 2–5 км к юго-востоку, югу и юго-западу.
Поздно вечером 22 и рано утром 23 сентября, осуществляя наблюдение в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка), команда Миссии слышала 15 взрывов неопределенного происхождения и 25 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 5–8 км к западу и северо-западу.
Днем 22 сентября, патрулируя в 1,6 км к юго-юго-востоку от н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка), наблюдатели слышали примерно 90 взрывов (по оценке, 43 — выстрелы из пушки БМП-1 (73 мм), а остальные — неопределенного происхождения), а также почти 200 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета — все в 2–5 км в секторе от северо-востока до юго-востока и запада.
За период с вечера 21 по вечер 22 сентября в Луганской области Миссия зафиксировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, включая 4 взрыва, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано около 30 взрывов. С вечера 22 по вечер 23 сентября СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, в том числе 16 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками.
Вечером 21 сентября камера СММ в н. н. Кряковка (подконтрольный правительству, 38 км к северо-западу от Луганска) зафиксировала 4 взрыва неопределенного происхождения и 20 снарядов — все в 2–5 км к югу и юго-юго-западу. Вечером на следующий день с помощью этой камеры было зафиксировано 3 взрыва неопределенного происхождения и 3 снаряда — все в 2—4 км к юго-юго-западу.
СММ уточняла информацию о жертве среди гражданского населения. 23 сентября в больнице н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска) наблюдатели видели 47-летнего мужчину с бинтовыми повязками на верхней части левой стороны туловища. Мужчина рассказал, что утром 18 сентября он выпасал коз на восточной окраине н. п. Новоалександровка (65 км к западу от Луганска), когда одна из коз привела в действие растяжку, после чего он услышал и почувствовал взрыв. Главврач больницы сообщил команде СММ, что мужчина получил осколочные ранения грудной клетки, левого легкого и плеча и будет пребывать в больнице еще несколько дней.
Миссия уточняла сообщения об обстрелах и стрельбе в жилых районах. 22 сентября в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) на ул. Воровского, 2, наблюдатели видели пробоину во внешнем стекле двойного стеклопакета окна, выходящего на северо-запад, и 1 пулю между двумя стеклами стеклопакета. По оценке СММ, это была 7,62-мм пуля, выпущенная с западного направления. 36-летний житель сообщил членам патруля Миссии, что рано утром 22 сентября он был дома, когда в окно попала пуля.
22 сентября в н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) на ул. Ахматовой, 2, наблюдатели видели 1,5–2,5-метровую пробоину в крыше культурного центра. На ул. Победы, 6, команда СММ видела многочисленные пробоины в металлическом заборе и металлической калитке на приусадебном участке перед домом. Наблюдателям не удалось провести более подробную оценку повреждений в обоих местах по соображениям безопасности. В местном магазине на ул. Победы, 1, члены команды Миссии видели пробоины диаметром примерно 1 см; по оценке, они возникли в результате стрельбы из стрелкового оружия, которая велась с западного направления. Местный житель сообщил, что обстрел произошел ближе к вечеру 21 сентября.
23 сентября на восточной окраине н. п. Ужовка (быв. Ленинское, неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя) наблюдатели зафиксировали 2 свежие воронки с восточной стороны дороги, ведущей на юг к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя). По оценке, обе воронки образовались в результате разрывов минометных мин (неопределенного калибра), выпущенных с юго-юго-западного направления. Примерно в 30 м к юго-востоку на территории электрической подстанции команда Миссии видела 3 свежие воронки, все из которых, по оценке, образовались в результате разрыва минометных мин (82 мм), выпущенных с юго-юго-западного направления, Также было зафиксировано осколочное повреждения на западной стене расположенного рядом металлического контейнера для оборудования и на большом трансформаторе рядом.
На ул. Сергеевской, 79/1, наблюдатели зафиксировали пробоину в крыше дома, которая была затянута полимерной пленкой, а рабочие осуществляли ремонтные работы на крыше. Находясь внутри дома, члены команды СММ видели пробоину в потолке в гостиной и разбросанные обломки по всей комнате. Также на полу в гостиной они видели место разрыва снаряда и два выбитых окна, выходящих на юг. Примерно в 8 м к северо-востоку от дома команда Миссии видела большую свежую воронку и хвостовой стабилизатор 120-мм минометной мины возле нее. Наблюдатели также видели пробоину в стекле окна с северной стороны дома. По оценке СММ, воронка и повреждения образовались от попадания 120 мм минометной мины, выпущенной с юго-юго-западного направления. По наблюдениям Миссии, в растущее рядом дерево с юго-западной стороны попал снаряд, в результате чего на кирпичном хозяйственном здании, расположенном в примерно 2 м к югу от дерева, образовались осколочные повреждения. По оценке СММ, повреждения дома возникли в результате попадания как минимум одной минометной мины (120 мм), выпущенной с юго‑юго-западного направления. Местный житель (40–49 лет) сообщил наблюдателям, что обстрел произошел около 16:00 22 сентября.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг тяжелой ситуации, с которой сталкивается гражданское население при пересечении линии соприкосновения. 23 сентября на правительственном блокпосте в н. п. Березовое (подконтрольный правительству, 31 км к юго-западу от Донецка) на земле наблюдатели видели тело, частично прикрытое белой тканью. Женщина (50–59 лет), которая находилась на месте событий, сообщила, что когда они с мужем ожидали, чтобы пройти блокпост, ее муж (58 лет) внезапно упал и умер. По ее словам, у него были проблемы с сердцем. Как сообщили военнослужащие Вооруженных сил Украины на блокпосту, мужчина ожидал в очереди, чтобы попасть в Донецк. Наблюдатели видели, что за телом приехал автомобиль, предназначенный для транспортировки тел в морг.
СММ продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
21 сентября беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ обнаружил стройматериалы (деревянные доски и столбы) возле позиции вооруженных формирований в лесопосадке приблизительно в 400 м к западу от автодороги Т1316 и примерно в 750 м к северу от южного края участка разведения. Этот же БПЛА также зафиксировал, как человек (по оценке, член вооруженных формирований) ходил возле позиции примерно в 1 км к востоку от той же дороги. Оба наблюдения были зафиксированы в пределах участка разведения в районе Золотого.
В течение дня 22 и 23 сентября, осуществляя мониторинг вблизи участка разведения в районе Петровского, а также возле и на участках разведения в районе Станицы Луганской и Золотого, СММ отметила там спокойную обстановку.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
22 сентября в неподконтрольном правительству районе, на западной окраине Саханки, в нарушение линий отвода БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 2 миномета (2Б14 «Поднос», 82 мм) на оборонительной позиции вооруженных формирований, стволы которых были направлены на запад, а возле каждого миномета стоял ящик с боеприпасами.
Миссия зафиксировали наличие вооружения, которое не смогла верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, направленном СММ подписантам Комплекса мер. В таких местах в подконтрольных правительству районах Донецкой области наблюдатели зафиксировали 8 самоходных гаубиц (2С19 «Мста-С», 152 мм), причем две из них впервые, а также 4 реактивные системы залпового огня (РСЗВ; БМ-30 «Смерч-М», 300 мм) и впервые отметили отсутствие 2 самоходных гаубиц (2С19). Кроме этого, команда Миссии констатировала, что в этих местах по-прежнему отсутствуют 4 РСЗВ (БМ-30), 32 буксируемые гаубицы (восемнадцать 2А65 «Мста-Б», 152 мм, восемь 2А36 «Гиацинт-Б», 152 мм, и шесть Д-30 «Лягушка» 122 мм), 23 самоходных гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм), 10 противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100 мм) и 28 минометов (пятнадцать 2Б11 «Сани», 120 мм, двенадцать М-120 «Молот», 120 мм, и один БМ-37, 82 мм).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины (ББМ) и зенитную установку[3] в зоне безопасности. 21 сентября в подконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ обнаружил 4 военнослужащих Вооруженных сил Украины, 2 безоткатных орудия (СПГ-9 «Копье», 73 мм) и 4 боеприпаса, которые лежали на брезентовом покрытии, а также предположительно бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2), припаркованную неподалеку на восточной окраине Золотого, и бронетранспортер (МТ-ЛБ) в н. п. Золотое-4/Родина (59 км к западу от Луганска). В тот же день мини-БПЛА СММ зафиксировал ББМ (неустановленного типа) возле н. п. Врубовка (72 км к западу от Луганска). 22 сентября наблюдатели видели БТР-4 на автодороге Н20 недалеко от Каменки и БТР-4 в 3 км к западу от н. п. Новобахмутовка (28 км к северу от Донецка).
21 сентября в неподконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ обнаружил зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм), установленную на грузовик, на промышленном объекте недалеко от н. п. Брянка (46 км к юго-западу от Луганска).
Миссия содействовала соблюдению режима прекращения огня и осуществляла его мониторинг для обеспечения проведения ремонтных работ на объектах жизнеобеспечения. СММ продолжала содействовать обеспечению функционирования ДФС, в том числе путем мониторинга ситуации с соблюдением режима прекращения огня. Миссия также содействовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на объектах водоснабжения в н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), Ясиноватой и Станице Луганской, а также на линиях электропередачи возле Золотого-4/Родины.
Миссия продолжала содействовать и осуществлять мониторинг проведения работ по разминированию в н. п. Песчаное (подконтрольный правительству, 22 км к северу от Луганска) (см. Ежедневный отчет СММ от 19 сентября 2018 года). Команда СММ также видела, как группа из 15 человек в одежде с логотипом международной организации по разминированию проверяла участок на обочине дороги возле н. п. Ломакино (подконтрольный правительству, 15 км к северо-востоку от Мариуполя) на предмет наличия мин.
Патрули СММ посетили три приграничных района, которые не контролируются правительством*. 22 сентября, осуществляя мониторинг в течение ориентировочно 35 минут на пешеходном пункте пропуска на границе вблизи н. п. Верхнегарасимовка (57 км к юго-востоку от Луганска), наблюдатели видели, что в Украину зашли 4 пешехода и 4 пешехода вышли из Украины. Наблюдатели не видели ни одного члена вооруженных формирований, которые обеспечивали бы работу пункта пропуска в Украине.
22 сентября, наблюдая на протяжении приблизительно 35 минут на пешеходном пункте пропуска на границе возле н. п. Поповка (50 км к юго-востоку от Луганска), члены патруля Миссии не зафиксировали пешеходов ни в одном из направлений. Также наблюдатели не видели членов вооруженных формирований, которые обеспечивали бы работу пункта пропуска в Украине.
23 сентября в течение приблизительно получасового мониторинга в пункте пропуска на границе рядом с н. п. Успенка (73 км к юго-востоку от Донецка) члены команды СММ видели, что из Украины выехали 2 автомобиля (с украинскими номерными знаками), а 1 автобус (с украинскими номерными знаками и примерно 15 пассажирами на борту) заехал в Украину.
22 сентября в Одессе команда Миссии осуществляла мониторинг акции протеста при участии около 300 человек, которая проходила на южной окраине парка им. Т. Шевченко. Примерно 250 участников акции протеста были в одежде со знаками различия «Национального корпуса» и других групп активистов, известных СММ как члены «Свободы», «Сокола», «Силы людей», «Уличного фронта» и «Автомайдана». Некоторые участники были в масках или балаклавах, а пять человек имели при себе кувалды. Группа активистов направилась к строительной площадке на пляже «Ланжерон» и начала сносить установленную вокруг нее металлическую ограду (длиной примерно 200 м). После того, как протестующие снесли ограждение, наблюдатели увидели, как строительную площадку оцепили около 300 полицейских, из них примерно 60 были в защитном снаряжении. Вскоре после этого участники акции протеста разошлись.
В тот же вечер Миссия уточняла сообщения о том, что в мужчину, известного СММ как член «Силы людей», стреляли возле его дома в тот же день. Сотрудники полиции в Одессе сообщили, что мужчине выстрелили 2 раза в грудную клетку и один раз — в предплечье и сейчас он проходит лечение в больнице № 1. По словам полиции, начато расследование по статье 15/115 (покушение на убийство).
СММ продолжает наблюдать за ситуацией в Херсоне, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях остается ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
22 сентября два вооруженных члена вооруженных формирований вновь остановили патруль СММ на блокпосте примерно в 1 км к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) и не разрешили членам патруля Миссии проехать в южном направлении к Заиченко и к Саханке. Наблюдатели видели, как гражданские транспортные средства проезжали через этот блокпост.
22 сентября на блокпосте на автодороге Е58 к северо-западу от н. п. Безыменное (неподконтрольный правительству, 30 км к востоку от Мариуполя) трое вооруженных членов вооруженных формирований снова остановили патруль Миссии и отказали ему в проезде. Наблюдатели видели, как гражданские транспортные средства проезжали через этот блокпост.
22 сентября на блокпосте на восточной окраине н. п. Новоласпа (неподконтрольный правительству, 50 км к югу от Донецка) двое вооруженных членов вооруженных формирований отказали патрулю Миссию в проезде, ссылаясь на то, что в этом районе существует риск присутствия снайперов.
23 сентября в месте размещения отведенного тяжелого вооружения в подконтрольном правительству районе Донецкой области офицер Вооруженных сил Украины отказал наблюдателям в доступе к этому объекту.
23 сентября в месте размещения отведенного тяжелого вооружения в неподконтрольном правительству районе трое членов вооруженных формирований (было видно, что двое из них вооружены) отказали наблюдателям в доступе к этому объекту, ссылаясь на «приказы» своего руководства.
23 сентября на железнодорожной станции «Красная Могила» в н. н. Вознесеновка (быв. Червонопартизанск, неподконтрольный правительству, 65 км к юго-востоку от Луганска), двое членов вооруженных формирований (было видно, что один из них вооружен) сказали патрулю СММ покинуть этот район.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
22 и 23 сентября патрули Миссии не смогли получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
22 и 23 сентября патрули СММ не смогли проследовать по дорогам второстепенного значения на участке разведения в районе Золотого из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
22 и 23 сентября патрули Миссии не смогли проследовать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований на южной стороне участка разведения в районе Золотого сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
23 сентября БПЛА СММ дальнего радиуса действия подвергся глушению к северу от н. п. Калиново (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска), н. п. Старое (быв. Червоный Прапор, неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска) и н. п. Михайловка (неподконтрольный правительству, 30 км к северо-востоку от Донецка)[5].
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно, Миссия не может просмотреть отснятый камерой материал, начиная с 22 июня 2018 года.
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[5] Глушение сигнала могло вестись из любого района в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 23 September 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region between the evenings of 21 and 22 September. Between the evenings of 22 and 23 September, the SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region, compared with the previous 24 hours. The SMM followed up on a civilian casualty in Popasna. The SMM observed damage as a result of shelling in residential areas in Yasynuvata, Pikuzy and Uzhivka. The SMM continued to observe civilians facing hardships crossing the contact line. The SMM saw military-type presence inside the Zolote disengagement area. The Mission’s access remained restricted in all three disengagement areas; it was also restricted again near Zaichenko and Bezimenne, as well as near Novolaspa and Voznesenivka, near the border with the Russian Federation.* The SMM observed weapons in violation of agreed withdrawal lines in Sakhanka. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station. It also facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs and maintenance works to water infrastructure in Avdiivka, Yasynuvata and Stanytsia Luhanska, and to power lines in Zolote, as well as demining in Pishchane. The SMM observed a protest in Odessa and followed up on reports of an activist being shot later the same day.
In Donetsk region, between the evenings of 21 and 22 September, the SMM recorded more ceasefire violations,[1] including 124 explosions, compared with the previous reporting period (115 explosions). Between the evenings of 22 and 23 September, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including about 110 explosions, compared with the previous 24 hours.
On the evening and night of 21-22 September, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded an undetermined explosion, 20 projectiles in flight (mostly from west to east) and two illumination flares in vertical flight, all 1-4km south-south-east, south-south-west and south-west. The following evening and night, the same camera recorded an undetermined explosion and 28 projectiles, all 1-4km north-east, south-south-east and south-west.
On the evening of 21 September, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard 23 undetermined explosions and about 80 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 4-7km south-east and south-south-east. On the evening of 22 September, from the same location, the SMM heard 14 undetermined explosions, five bursts of infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) cannon (30mm) fire as well as heavy-machine-gun fire, all 2-6km south-south-east. During the day on 23 September, the SMM heard 66 undetermined explosions and heavy-machine-gun fire, all 2-5km south-east, south and south-west.
During the night on 22 September and into the morning of 23 September, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard 15 undetermined explosions and 25 bursts of heavy-machine-gun fire, all 5-8km west and north-west.
During the day on 22 September, positioned 1.6km south-south-east of Kamianka (government-controlled, 20km north of Donetsk), the SMM heard about 90 explosions (43 assessed as outgoing rounds of IFV (BMP-1) cannon (73mm) fire and the remainder undetermined) and almost 200 bursts and shots of heavy-machine-gun fire, all 2-5km at directions ranging from north-east to south-east and west.
In Luhansk region, between the evenings of 21-22 September, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including four explosions, compared with the previous reporting period (about 30 explosions). Between the evenings of 22-23 September, the SMM recorded more ceasefire violations, including 16 explosions, compared with the previous 24 hours.
On the evening of 21 September, the SMM camera in Kriakivka (government-controlled, 38km north-west of Luhansk) recorded four undetermined explosions and 20 projectiles in flight, all 2-5km south and south-south-west. The following evening, the same camera recorded three undetermined explosions and three projectiles, all 2-4km south-south-west.
The SMM followed up on a civilian casualty. On 23 September, at a hospital in Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk), the SMM saw a man (47 years old) with bandages on the upper left side of his torso. The man told the SMM that on the morning of 18 September, he had been grazing goats on the eastern outskirts of Novooleksandrivka (65km west of Luhansk) when one of the goats had activated a tripwire and he had heard and felt an explosion. The head of the hospital told the SMM that the man had sustained shrapnel injuries to his chest, left lung and shoulder, and would remain in the hospital for several days.
The SMM followed up on reports of shelling and shooting in residential areas. On 22 September, at 2 Vorovskoho Street in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM saw a hole in the outer pane of a north-west-facing double-paned window and a bullet lying between the two panes of glass. The SMM assessed that it was a 7.62mm bullet fired from a westerly direction. A resident (36 year old man) told the SMM that he had been at home when the bullet had hit the window in the early morning hours of 22 September.
On 22 September, at 2 Akhmatovoi Street in Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol), the SMM saw a 1.5-2.5m hole in the roof of a cultural centre. At 6 Peremohy Street, the SMM observed numerous holes in the metal fence and metal yard doors in front of a house. At both locations, the SMM could not make more detailed assessments due to security considerations. At a local shop at 1 Peremohy Street, the SMM observed holes about 1cm in diameter, which it assessed as caused by small-arms fire originating from a westerly direction. A local resident told the SMM that shelling had taken place during the early evening of 21 September.
On 23 September, on the eastern edge of Uzhivka (formerly Leninske, non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), the SMM observed two fresh craters on the eastern side of a road leading south to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), both assessed as caused by mortar rounds (calibre undetermined) fired from a south-south-westerly direction. About 30m south-east, inside a power substation compound, the SMM observed three fresh craters, all of which the SMM assessed were caused by 82mm mortar rounds fired from a south-south-westerly direction, as well as shrapnel damage to the westerly wall of a nearby metal equipment container and to a nearby large transformer.
At 79/1 Serhiivska Street, the SMM observed a hole in the roof of a house, which had been covered in a plastic sheet and was being repaired by workers. From inside the house, the SMM saw that the hole was in the ceiling of the living room and that there was debris all over the room. The SMM also saw an impact in the floor of the living room and two shattered south-facing windows. About 8m north-east of the house, the SMM saw a large fresh crater and a tail fin of a 120mm mortar round near the crater. The SMM saw a hole in the glass of a north-facing window of the house as well. The SMM assessed that the crater and damage were caused by a 120mm mortar round fired from a south-south-westerly direction. The SMM observed that a nearby tree had been hit on its south-west facing side by a projectile, which caused shrapnel damage to a brick barn located about 2m south of the tree. The SMM assessed that the damage to the house was caused by at least one 120mm mortar round fired from a south-south-westerly direction. A local resident (male, in his forties) told the SMM that shelling had taken place on 22 September at around 16:00.
The SMM continued to observe civilians facing hardships crossing the contact line. On 23 September, at a government checkpoint in Berezove (government-controlled, 31km south-west of Donetsk), the SMM saw a body lying on the ground, partially covered with a white cloth. A woman (in her fifties) present told the SMM that her husband (58 years old) had collapsed suddenly while they had been waiting to cross the checkpoint and had then died. She said that he had suffered from heart problems. Ukrainian Armed Forces checkpoint personnel said that the man had been waiting to travel to Donetsk. The SMM saw a morgue vehicle arrive to collect the body.
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske[2] (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On 21 September, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted building materials (wooden planks and poles) near a position of the armed formations in a tree line about 400m west of road T1316 and about 750m north of the southern edge of the disengagement area, as well as a person assessed as a member of the armed formations walking near a position about 1km east of the same road, both inside the Zolote disengagement area.
During the day on 22 and 23 September, positioned near the Petrivske disengagement area as well as near and inside the Stanytsia Luhanska and Zolote disengagement areas, the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in a non-government-controlled area, on 22 September, an SMM mid-range UAV spotted two mortars (2B14 Podnos, 82mm) in a defensive position of the armed formations with their barrels oriented west as well as two ammunition crates, one next to each mortar, on the western edge of Sakhanka.
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. At such sites in government-controlled areas of Donetsk region, the SMM observed eight self-propelled howitzers (2S19 Msta-S, 152mm), including two for the first time, as well as four multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-30 Smerch-M, 300mm), and noted that two self-propelled howitzers (2S19) were missing for the first time and that four MLRS (BM-30), 32 towed howitzers (18 2A65 Msta-B, 152mm, eight 2A36 Giatsint-B, 152mm and six D-30 Lyagushka, 122mm), 23 self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm), ten anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) and 28 mortars (15 2B11 Sani, 120mm; 12 M-120 Molot 120mm; and one BM-37 82mm) continued to be missing.
The SMM observed armoured combat vehicles (ACV) and an anti-aircraft gun[3] in the security zone. In government-controlled areas, on 21 September, an SMM mini-UAV spotted four Ukrainian Armed Forces personnel, two recoilless guns (SPG-9 Kopye, 73mm) and four rounds of ammunition laid out on a tarpaulin, as well as a probable armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) parked nearby in the eastern outskirts of Zolote and an armoured personnel carrier (APC) (MT-LB) in Zolote-4/Rodina (59km west of Luhansk). The same day, an SMM mini-UAV spotted an ACV (variant undetermined) near Vrubivka (72km west of Luhansk). On 22 September, the SMM saw an APC (BTR-4) on road H20 near Kamianka and an APC (BTR-4) 3km west of Novobakhmutivka (28km north of Donetsk).
In non-government-controlled areas, on 21 September, an SMM mini-UAV spotted an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) mounted on a truck at an industrial facility near Brianka (46km south-west of Luhansk).
The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to essential infrastructure. The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. It also facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to water infrastructure in Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk), Yasynuvata and Stanytsia Luhanska, as well as power lines near Zolote-4/Rodina.
The SMM continued to facilitate and monitor demining in Pishchane (government-controlled, 22km north of Luhansk) (see SMM Daily Report 19 September 2018). The SMM also saw a group of 15 people wearing the logo of an international demining organization and surveying the area on the side of the road near Lomakyne (government-controlled, 15km north-east of Mariupol) for mines.
The SMM visited three border areas outside of government control.* While at a pedestrian border crossing point near Verkhnoharasymivka (57km south-east of Luhansk) for about 35 minutes on 22 September, the SMM saw four pedestrians entering Ukraine and four pedestrians exiting Ukraine. The SMM did not observe any members of the armed formations operating the border crossing point in Ukraine.
While at the pedestrian border crossing point near Popivka (50km south-east of Luhansk) for about 35 minutes on 22 September, the SMM did not observe pedestrians entering or exiting Ukraine and or members of the armed formations operating the border crossing point in Ukraine.
While at a border crossing point near Uspenka (73km south-east of Donetsk) for about 30 minutes on 23 September, the SMM saw two cars (both with Ukrainian licence plates) exiting Ukraine and a bus (with Ukrainian licence plates and about 15 passengers) entering Ukraine.
In Odessa, on 22 September, the SMM observed a protest of about 300 people on the southern edge of Shevchenko Park, about 250 of which were wearing clothing with National Corps insignia as well as displaying affiliations with other activist groups known to the SMM as members of Svoboda, Sokil, Power to the People, Street Front and Automaidan. Some of the people wore masks or balaclavas and five people carried large hammers. The group marched to a construction site on Lanzheron Beach and proceeded to tear down the external metal fence (about 200m long) around the site. After the group tore down the fence, the SMM saw about 300 police officers, about 60 of which were in riot gear, form a cordon around the construction site. Shortly afterwards, the group dispersed.
The same evening, the SMM followed up on reports that a man known to the SMM as a member of the group Power to the People had been shot at his home the same day. Police in Odessa told the SMM that the man had been shot twice in the chest and once in the forearm and was being treated at hospital no. 1. The police said they had initiated an investigation under article 15/115 (Attempted Murder).
The SMM continued monitoring in Kherson, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
On 22 September, at a checkpoint about 1km north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), two armed members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage south to Zaichenko and southward to Sakhanka. The SMM observed civilian traffic passing through the checkpoint.
On 22 September, at a checkpoint on road E58 north-west of Bezimenne (non-government-controlled, 30km east of Mariupol), three armed members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage. The SMM observed civilian traffic passing through the checkpoint.
On 22 September, at a checkpoint on the eastern edge of Novolaspa (non-government-controlled, 50km south of Donetsk), two armed members of the armed formations denied the SMM passage, citing the risk of presence of snipers in the area.
On 23 September, at a heavy weapons holding area in a government-controlled area of Donetsk region, a Ukrainian Armed Forces officer denied the SMM access to the site.
On 23 September, at a heavy weapons holding area in a non-government-controlled area of Donetsk region, three members of the armed formations (two visibly armed) denied the SMM access to the area, citing ‘orders’ from their superiors.
On 23 September, at the Chervona Mohyla railway station in Voznesenivka (formerly Chervonopartyzansk, non-government-controlled, 65km south-east of Luhansk), two members of the armed formations, one visibly armed, told the SMM to leave the area.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
On 22 and 23 September, the SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC on both occasions.[4]
On 22 and 23 September, the SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC on both occasions.5
On 22 and 23 September, the SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
On 23 September, an SMM long-range UAV experienced jamming north of Kalynove (non-government-controlled, 60km west of Luhansk), Stare (formerly Chervonyi Prapor, non-government-controlled, 58km west of Luhansk) and Mykhailivka (non-government-controlled, 30km north-east of Donetsk).[5]
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
[2] Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC withdrew from the JCCC as of 18 December 2017.
[5] The interference could have originated from anywhere within the radius of several kilometres of the UAV’s position.