Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ зафиксировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия зафиксировала нарушения режима прекращения огня в пределах участка разведения сил и средств в районе Золотого. Наблюдатели видели реактивные системы залпового огня, расположенные в нарушение согласованных линий отвода вблизи Хрустального, Миусинска и Малиновки. Доступ СММ оставался ограниченным на участках разведения и снова возле Заиченко и Новоазовска, недалеко от границы с Российской Федерацией*. Миссия продолжала содействовать процессу возобновления работы Донецкой фильтровальной станции после ее обесточивания. СММ продолжала осуществлять мониторинг ремонтных работ и технического обслуживания на объектах водоснабжения в Станице Луганской и Артема, а также способствовать проведению работ по разминированию и ремонту на Красногоровской газораспределительной станции между Марьинкой и Александровкой, а также домов в Авдеевке. Наблюдатели уточняли сообщения о том, что на юге Херсонской области раздавали защитные маски в качестве реагирования на загрязнение воздуха опасными химическими веществами с химического завода, расположенного на Крымском полуострове.
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], включая примерно 80 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано около 130 взрывов.
Так, вечером 12 сентября, пребывая в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 48 взрывов неопределенного происхождения и примерно 40 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 3–6 км к юго-востоку, югу, юго-западу и западу.
Вечером 12 и в ночь на 13 сентября камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС, 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 5 взрывов неопределенного происхождения, 5 снарядов (все с северо-запада на юго-восток) и 16 вспышек дульного пламени — все в 1–3 км к югу и юго-юго-западу.
В течение дня 13 сентября, находясь примерно в 1 км к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 6 взрывов неопределенного происхождения и около 100 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия, а также эпизод непрерывного перекрестного огня из крупнокалиберных пулеметов продолжительностью 4 минуты — все на расстоянии 1–4 км к юго-западу и западо-юго-западу.
Вечером 12 и в ночь на 13 сентября камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя), зафиксировала 1 взрыв неопределенного происхождения, 56 снарядов (преимущественно с севера на юг), а также 2 вспышки дульного пламени — все на расстоянии 1–3 км в восточном направлении.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня (включая 16 взрывов) по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано 85 взрывов.
СММ продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское[2] (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Днем 13 сентября, находясь примерно в 250 м к югу от моста в Станице Луганской, члены патруля Миссии слышали 6 взрывов неопределенного происхождения на расстоянии 8–10 км к северо-северо-западу (по оценке, за пределами участка разведения).
12 сентября в пределах участка разведения в районе Золотого вблизи н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска) беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ среднего радиуса действия обнаружил 12 свежих воронок (которых не было видно на изображениях от 29 августа 2018 года), а также новую боевую позицию (которой не было видно на изображениях от 17 августа 2018 года).
В течение дня 13 сентября, находясь на северо-восточной окраине Катериновки, управляя полетом мини-БПЛА СММ к востоку от железнодорожного моста в пределах участка разведения, патруль Миссии слышал 10 выстрелов из стрелкового оружия в 0,5–1 км к югу (по оценке, в районе, где пролетал БПЛА на высоте 100 м)*.
Позже в тот же день, находясь на южном краю участка разведения в районе Золотого, члены патруля СММ слышали 3 очереди из крупнокалиберного пулемета на расстоянии 3–4 км к западу (по оценке, за пределами участка разведения).
12 сентября в пределах участка разведения в районе Петровского БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 2 боевые бронированные машины: одна (типа БМП) находилась возле позиции Вооруженных сил Украины, вторая (БМП-1) — возле позиций вооруженных формирований.
13 сентября со своей позиции приблизительно в 2 км к северу от Петровского команда СММ слышала 14 выстрелов из стрелкового оружия в 2 км к востоку (по оценке, за пределами участка разведения).
БПЛА СММ среднего радиуса действия снова зафиксировал 37 противотанковых мин (ТМ-62), установленных через дорогу к северу от участка разведения в районе Петровского, между н. п. Богдановка (подконтрольный правительству, 41 км к юго-западу от Донецка) и н. п. Викторовка (неподконтрольный правительству, 42 км к юго-западу от Донецка).
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, Комплексом мер и Дополнением к нему.
12 сентября в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 14 реактивных систем залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122 мм) вблизи н. п. Хрустальный (быв. Красный Луч, 56 км к юго-западу от Луганска) и 7 РСЗО (БМ-21) недалеко от н. п. Миусинск (62 км к юго-западу от Луганска), размещенные там в нарушение линий отвода.
В подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 8 РСЗО (БМ‑21), стоявших возле н. п. Малиновка (82 км к северу от Донецка) в нарушение линий отвода.
В тот же день за пределами линий отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 танк (неустановленного типа), 23 буксируемые гаубицы (четыре 2А36 «Гиацинт-Б», 152 мм, четыре Д-30 «Лягушка», 122 мм, и пятнадцать 2А65 «Мста-Б», 152 мм) и 10 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) вблизи Хрустального, а также 15 танков (неустановленного типа), 10 самоходных гаубиц (2С1), 12 буксируемых гаубиц (Д-30) и 4 зенитных ракетных комплекса (9K35 «Стрела»-10) возле Миусинска.
За линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах команда Миссии видела 4 РСЗО (БМ-21) возле н. п. Ровнополь (86 км к западу от Донецка).
Миссия еще раз посетила постоянное место хранения отведенного тяжелого вооружения в подконтрольных правительству районах Донецкой области, где видела 9 самоходных гаубиц (2С1), 4 противотанковые пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм) и 3 противотанковых ракетных комплекса (9П149 «Штурм-С», 130 мм), а также отметила отсутствие 13 самоходных гаубиц (2С1, среди которых три отсутствовали впервые), 18 буксируемых гаубиц (2A36), 12 РСЗО (БM-21), 11 самоходных гаубиц (2С3 «Акация», 152 мм), 6 буксируемых гаубиц (Д-20, 152 мм) и 4 противотанковых пушек (MT-12).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины[3] и признаки военного присутствия в зоне безопасности. 12 сентября в подконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ обнаружил 2 боевые бронированные машины (одну БМП-1 и одну типа БМП), 2 бронированные разведывательные машины (БРМ-1К) и бронетранспортер (МТ–ЛБ) вблизи н. п. Орехово (57 км к северо-западу от Луганска). Также в тот день БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил ББМ (неустановленного типа) недалеко от н. п. Железное (42 км к северо-востоку от Донецка). 13 сентября БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 1 БТР-4 возле н. п. Новобахмутовка (28 км к северу от Донецка). 13 сентября в н. п. Золотое–3 (Стахановец, 61 км к северо-западу от Луганска, за пределами участка разведения) 2 замаскированные ББМ (типа БМП), одна из которых стояла припаркованная возле заброшенного здания школы, а также новое 300-метровое продолжение траншеи, проходящей параллельно дороге Т-0512 на западной окраине н. п. Андреевка (61 км к югу от Донецка).
12 сентября в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 4 ББМ (типа БМП) возле н. п. Богдановка (44 км к западу от Луганска). 13 сентября наблюдатели видели 2 МТ–ЛБ, ехавшие в восточном направлении по автодороге Е-58 недалеко от н. п. Безыменное (30 км к востоку от Мариуполя).
Наблюдатели и далее содействовали процессу возобновления работы ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня, после обесточивания станции 6 сентября. Находясь в прилегающих к ДФС районах, члены патруля Миссии слышали там нарушения режима прекращения огня (см. выше и таблицу нарушений режима прекращения огня в приложении), невзирая на предоставленные в явной форме гарантии безопасности.
Миссия осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения возможности проведения ремонтных работ и технического обслуживания на объектах водоснабжения в Станице Луганской и н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска). Кроме того, наблюдатели осуществляли мониторинг соблюдения режима прекращения огня для способствования проведению ремонтно-восстановительных работ в домах в н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), а также ремонта на Красногоровской газораспределительной станции, расположенной между н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) и н. п. Александровка (неподконтрольный правительству, 20 км к юго-западу от Донецка), где патруль Миссии способствовал проведению работ по разминированию.
Наблюдатели уточняли сообщения о том, что на юге Херсонской области местное представительство международной организации раздало 20 000 защитных масок. Такие меры были предприняты в качестве реагирования на загрязнение воздуха опасными химическими веществами с химического завода, расположенного на Крымском полуострове. В н. п. Каланчак (67 км к юго-востоку от Херсона) глава районной администрации сообщил о том, что они получили маски для гражданского населения, проживающего в пострадавших районах. Наблюдатели не видели никого в маске.
СММ продолжала следить за ситуацией в Одессе, Львове, Ивано‑Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 12 сентября 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На блокпосте, расположенном примерно в 1 км к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя), вооруженный член вооруженных формирований снова остановил патруль СММ и не позволил наблюдателям проехать в Заиченко, в западном направлении к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и на юг к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя).
Два вооруженных члена вооруженных формирований на блокпосте, расположенном вблизи н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 40 км к востоку от Мариуполя), снова отказали патрулю Миссии в проезде, сославшись на «приказы» не пропускать СММ в город.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям на участке разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ по телефону, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований на южной стороне участка разведения в районе Золотого сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Член вооруженных формирований к югу от моста в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в районе не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
БПЛА СММ дальнего радиуса действия подвергся 2-минутному глушению сигнала вблизи н. п. Дмитровка (неподконтрольный правительству, 85 км к востоку от Донецка)[5].
Находясь на северо-восточной окраине н. п. Катериновка и управляя полетом мини-БПЛА СММ на участке разведения в районе Золотого, наблюдатели слышали 10 выстрелов из стрелкового оружия в 0,5–1 км к югу. По оценке, это были предупредительные выстрелы, произведенные в направлении БПЛА на участке разведения. Наблюдатели благополучно вернули БПЛА и покинули этот район.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно Миссия не может просмотреть отснятый камерой материал, начиная с 22 июня 2018 года.
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[5] Помехи могли создавать из любого района в радиусе нескольких километров от местонахождения БПЛА.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 13 September 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions, compared with the previous reporting period. The Mission recorded ceasefire violations inside the Zolote disengagement area. It observed multiple launch rocket systems in violation of agreed withdrawal lines near Khrustalnyi, Miusynsk and Malynivka. The Mission’s access remained restricted in the disengagement areas, as well as again near Zaichenko and Novoazovsk, near the border with the Russian Federation.* The SMM continued to facilitate the process of restarting operations at the Donetsk Filtration Station, following a power outage. The SMM continued to monitor repairs and maintenance work to water infrastructure in Stanytsia Luhanska and Artema, and to facilitate demining and repairs at the Krasnohorivka gas distribution station between Marinka and Oleksandrivka and houses in Avdiivka. The SMM followed up on reports that protective masks had been distributed in southern Kherson region in response to hazardous chemical air pollution from a chemical plant on the Crimean peninsula.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations,[1] including about 80 explosions, compared with the previous reporting period (about 130 explosions).
On the evening of 12 September, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk) the SMM heard 48 undetermined explosions and about 40 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 3-6km south-east, south, south-west and west.
On the evening and night of 12-13 September, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded five undetermined explosions, five projectiles in flight (all from north-west to south-east) and 16 muzzle flashes, all 1-3km south and south-south-west.
During the day on 13 September, positioned about 1km north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard six undetermined explosions and about 100 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, as well as four minutes of uncountable overlapping heavy-machine-gun fire, all 1-4km south-west and west-south-west.
On the evening and night of 12-13 September, the SMM camera 1km south-west of Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) recorded an undetermined explosion, 56 projectiles in flight (most from northerly to southerly directions) and two muzzle flashes, all 1-3km in easterly directions.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including 16 explosions, compared with the previous reporting period (85 explosions).
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske[2] (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
During the day on 13 September, positioned about 250m south of the bridge in Stanytsia Luhanska, the SMM heard six undetermined explosions 8-10km north-north-west, assessed as outside the disengagement area.
On 12 September, inside the Zolote disengagement area near Katerynivka (government-controlled, 64km west of Luhansk), an SMM mid-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted 12 recent impact craters (not visible in imagery from 29 August 2018) as well as a new military position (not visible in imagery from 17 August 2018).
During the day on 13 September, positioned on the north-eastern edge of Katerynivka while flying an SMM mini-UAV east of the railway bridge inside the disengagement area, the SMM heard ten shots of small-arms fire 0.5-1km south, assessed as in the area where the UAV was flying at an altitude of 100m.*
Later the same day, positioned on the southern edge of the Zolote disengagement area, the SMM heard three bursts of heavy-machine-gun fire 3-4km west, assessed as outside the disengagement area.
In the Petrivske disengagement area, on 12 September, an SMM mid-range UAV spotted two infantry fighting vehicles (IFV) – one (BMP variant) near a position of the Ukrainian Armed Forces and one (BMP-1) near positions of the armed formations.
On 13 September, positioned about 2km north of Petrivske, the SMM heard 14 shots of small-arms fire 2km east, assessed as outside the disengagement area.
An SMM mid-range UAV again spotted 37 anti-tank mines (TM-62) laid across the road north of the Petrivske disengagement area between Bohdanivka (government-controlled, 41km south-west of Donetsk) and Viktorivka (non-government-controlled, 42km south-west of Donetsk).
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in non-government controlled areas, on 12 September, an SMM long-range UAV spotted 14 multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm) near Khrustalnyi (formerly Krasnyi Luch, 56km south-west of Luhansk) and seven MLRS (BM-21) near Miusynsk (62km south-west of Luhansk).
In violation of withdrawal lines in government-controlled areas, the SMM saw eight MLRS (BM-21) near Malynivka (82km north of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in non-government-controlled areas, on 12 September, an SMM long-range UAV spotted a tank (type unknown), 23 towed howitzers (four 2A36 Giatsint-B, 152mm; four D-30 Lyagushka, 122mm; and 15 2A65 Msta-B, 152mm) and ten self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) near Khrustalnyi and 15 tanks (undetermined variant), ten self-propelled howitzers (2S1), 12 towed howitzers (D-30) and four surface-to-air missile systems (9K35 Strela-10) near Miusynsk.
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, the SMM observed four MLRS (BM-21) near Rivnopil (86km west of Donetsk).
The SMM revisited heavy weapons holding areas in government-controlled areas of Donetsk region and saw nine self-propelled howitzers (2S1), four anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm), and three anti-tank guided missile systems (9P149 Shturm-S, 130mm). It noted that 13 self-propelled howitzers (2S1) were missing (including three for the first time) and also noted that 18 towed howitzers (2A36), 12 MLRS (BM-21), 11 self-propelled howitzers (2S3 Akatsiya, 152mm), six towed howitzers (D-20, 152mm) and four anti-tank guns (MT-12) continued to be missing.
The SMM observed armoured combat vehicles[3] and evidence of military presence in the security zone. In government-controlled areas, on 12 September, an SMM mini-UAV spotted two IFVs (BMP-1 and BMP variant), two armoured reconnaissance vehicles (BRM-1k) and an armoured personnel carrier (APC) (MT-LB) near Orikhove (57km north-west of Luhansk). Also on 12 September, an SMM long-range UAV spotted an armoured combat vehicle (undetermined variant) near Zalizne (42km north-east of Donetsk). On 13 September, an SMM mid-range UAV spotted an IFV (BTR-4) near Novobakhmutivka (28km north of Donetsk). On 13 September, in Zolote-3/Stakhanovets (61km north-west of Luhansk, outside the disengagement area), the SMM observed two camouflaged IFVs (BMP type), one parked near an abandoned school building, and a new 300m extension of a trench running parallel with road T0512 on the western edge of Andriivka (61km south of Donetsk).
In non-government-controlled areas, on 12 September, an SMM mid-range UAV spotted four IFVs (BMP variant) near Bohdanivka (44km west of Luhansk). On 13 September, the SMM saw two APCs (MT-LB) driving east on road E-58 near Bezimenne (30km east of Mariupol).
The SMM continued to facilitate the process of restarting operations at the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire, following a power outage at the station on 6 September. Positioned in areas near the station, the SMM recorded ceasefire violations nearby, despite explicit security guarantees (see above and the table below).
The SMM monitored adherence to the ceasefire to enable repair and maintenance works to water infrastructure in Stanytsia Luhanska and Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk). The SMM also monitored adherence to the ceasefire to facilitate the repair of houses in Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk) as well as the Krasnohorivka gas distribution station located between Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) and Oleksandrivka (non-government-controlled, 20km south-west of Donetsk), where it also facilitated demining.
The SMM followed up on reports that 20,000 protective masks had been distributed in southern Kherson region by a national chapter of an international organization in response to the hazardous chemical air pollution from a chemical plant on the Crimean peninsula. In Kalanchak (67km south-east of Kherson), the head of the Kalanchak district administration told the SMM that they had received masks for civilians in the affected communities. The SMM did not see anyone wearing masks.
The SMM continued monitoring in Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 12 September 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denials of access:
At a checkpoint about 1km north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), an armed member of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage to Zaichenko, westward to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol).
At a checkpoint near Novoazovsk (non-government-controlled, 40km east of Mariupol), two armed members of the armed formations again denied the SMM passage, citing “orders” not to allow the SMM to enter the town.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
South of the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk), a member of the armed formations told the SMM that no demining had taken place in the area. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
An SMM long-range UAV experienced jamming for two minutes near Dmytrivka (non-government-controlled, 85km east of Donetsk).[5]
Positioned on the north-eastern edge of Katerynivka while flying an SMM mini-UAV inside the Zolote disengagement area, the SMM heard ten shots of small-arms fire 0.5-1km south, assessed as warning shots fired at the UAV inside the disengagement area. The SMM recalled the UAV safely and departed the area.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC withdrew from the JCCC as of 18 December 2017.
[5] The interference could have originated from anywhere in a radius of several kilometres of the UAV’s position.