Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущими сутками. Миссия зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участках разведения сил и средств в районах Петровского и Станицы Луганской, а также отметила недавнее продление траншей на участке разведения в районе Петровского. Доступ СММ оставался ограниченным на участках разведения, а также вновь возле Верхнешироковского и Изварино, что на границе с Российской Федерацией*. Миссия продолжила осуществлять мониторинг проведения ремонтных работ на объектах водоснабжения в Станице Луганской и Первомайске.
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], включая примерно 100 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками, когда, среди прочего, было зафиксировано 155 взрывов.
Так, вечером 9 сентября камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала (в хронологической последовательности) около 20 пролетавших снарядов, 8 взрывов (2 взрыва в воздухе, остальные — неопределенного происхождения), 1 осветительную ракету, 5 снарядов, 3 взрыва неопределенного происхождения и еще примерно 10 снарядов — все в 0,2–5 км к юго-юго-западу.
Вечером 9 и утром 10 сентября, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), команда Миссии слышала около 40 взрывов неопределенного происхождения и примерно 130 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–5 км к югу и юго-востоку.
Утром 10 сентября, патрулируя недалеко от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 1 взрыв неопределенного происхождения, а также примерно 240 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–3 км в южном направлении.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня (при этом не зафиксировав ни одного взрыва) по сравнению с предыдущими сутками (3 взрыва).
Миссия продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское[2] (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ СММ на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
8 сентября беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм) в юго-западной части участка разведения в районе Станицы Луганской. Поздно вечером 9 сентября камера СММ, установленная возле памятника князю Игорю к юго-востоку от моста в Станице Луганской (15 км к северо-востоку от Луганска), зафиксировала 3 вспышки дульного пламени в 1–2 км к северо-востоку (по оценке, в пределах участка разведения). Тем же вечером, находясь на восточной окраине Станицы Луганской, команда Миссии слышала 15 выстрелов из стрелкового оружия в 3–5 км к западо-юго-западу (по оценке, в пределах участка разведения).
После полудня 10 сентября, осуществляя мониторинг к северу от Петровского, члены патруля Миссии слышали и видели взрыв, оцененный как разрыв снаряда в 2–3 км к юго-западу (по оценке, в пределах участка разведения). Наблюдатели также слышали 2 взрыва неопределенного происхождения и около 60 выстрелов и очередей из стрелкового оружия — все в 2–6 км к югу и юго-востоку (по оценке, в пределах участка разведения).
10 сентября наблюдатели видели бронированную машину (КрАЗ «Кугуар»), ехавшую на участке разведения в районе Золотого недалеко от н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска).
По данным воздушного наблюдения доступным СММ от 5 сентября, траншеи, по оценке, принадлежащие Вооруженным силам Украины на участке разведения в районе Петровского, были продлены примерно на 65 м в южном направлении, а огневые позиции в траншеях были укреплены с помощью мешков с песком (по сравнению с изображениями по состоянию на 23 августа 2018 года).
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
За линиями отвода, но вне пределов выделенных мест хранения вооружения наблюдатели видели танк (Т-64) на военном объекте возле н. п. Затишное (подконтрольный правительству, 64 км к юго-западу от Донецка).
Миссия зафиксировала вооружение, но не смогла верифицировать его как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении об эффективном мониторинге и верификации отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, направленном СММ подписантам Комплекса мер. За пределами соответствующих линий отвода в подконтрольных правительству районах в Донецкой области наблюдатели видели 6 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм), 9 буксируемых гаубиц (2Б9 «Василек», 82 мм) и 4 реактивных системы залпового огня (БМ-30 «Смерч», 300 мм).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку[3] в зоне безопасности. 8 сентября в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 3 боевые бронированные машины (вероятно БМП-1), припаркованные возле гражданских домов, и 2 бронетранспортера (неустановленного типа) в н. п. Каменка (20 км к северу от Донецка). 10 сентября наблюдатели видели 2 бронетранспортера (БРДМ и МТ-ЛБ) во дворе дома в н. п. Счастье (20 км к северу от Луганска).
В неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил МТ-ЛБ в н. п. Старое (58 км к западу от Луганска) и зенитную установку (ЗУ-23) вблизи н. п. Веселогоровка (64 км к западу от Луганска).
Миссия снова зафиксировала проведение работ по разминированию возле н. п. Ломакино (подконтрольный правительству, 15 км к северо-востоку от Мариуполя). Наблюдатели видели людей в одежде с логотипом международной организации по разминированию, проводящих работы по разминированию.
Миссия осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения проведения ремонтных работ и технического обслуживания на объектах водоснабжения в Станице Луганской и Первомайске.
Наблюдатели посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством. Находясь на пункте пропуска на границе возле н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска) на протяжении примерно 15 минут, наблюдатели не зафиксировали движения через границу прежде, чем члены вооруженных формирований сказали им покинуть этот район*. На пункте пропуска вблизи н. п. Северный (50 км к юго-востоку от Луганска) в течение примерно 45 минут команда СММ видела, как из Украины вышли 3 мужчин и женщина (в возрасте от 30 до 60 лет), тогда как в Украину вошли 12 мужчин и 11 женщин (в возрасте от 30 до 60 лет).
СММ зафиксировала грузовые вагоны в неподконтрольных правительству районах. На сортировочной станции в н. п. Суходольск (38 км к юго-востоку от Луганска) БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 61 пустой грузовой вагон (из них 50 открытых, а 11 — крытых) и 2 вагона-цистерны. На сортировочной станции в н. п. Новосемейкино (33 км к юго-востоку от Луганска) тот же БПЛА обнаружил 31 грузовой вагон с грузом (содержимое определить не удалось).
СММ продолжила наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
В двух случаях на блокпосте вооруженных формирований к западу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь, неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя) члены вооруженных формирований отказывали патрулям Миссии в проезде уже третий день подряд (см. Ежедневный отчет СММ от 10 сентября 2018 года).
На пункте пропуска вблизи Изварино члены вооруженных формирований снова сказали патрулю Миссии покинуть этот район.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
БПЛА СММ дальнего радиуса действия попал под действие глушения сигнала, когда пролетал недалеко от н. п. Комиссаровка (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска), н. п. Азаровка (неподконтрольный правительству, 32 км к юго-западу от Луганска) и н. п. Теплое (быв. Краснодон, неподконтрольный правительству, 33 км к юго-востоку от Луганска)[5].
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным. Соответственно, просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[5] Вмешательство могло вестись из любого района в радиусе нескольких километров от местонахождения БПЛА.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 10 September 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region compared with the previous 24 hours. The SMM recorded ceasefire violations inside the Petrivske and Stanytsia Luhanska disengagement areas, and noted that trenches in the Petrivske disengagement area had been recently extended. The Mission’s access remained restricted in the disengagement areas as well as, again, near Verkhnoshyrokivske, and near Izvaryne on the border with the Russian Federation.* The SMM continued to monitor repairs to water infrastructure in Stanytsia Luhanska and Pervomaisk.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations,[1] including about 100 explosions, compared with the previous 24 hours (155 explosions).
On the evening of 9 September, the SMM Camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, about 20 projectiles in flight, eight explosions (two airbursts, the remainder undetermined), an illumination flare, five projectiles, three undetermined explosions and about ten projectiles, all 0.2-5km south-south-west.
On the evening and night of 9-10 September, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard about 40 undetermined explosions and about 130 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-5km south and south-east.
During the day on 10 September, positioned near the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard an undetermined explosion and about 240 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-3km at southerly directions.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations (but no explosions), compared with the previous 24 hours (three explosions).
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske[2] (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On 8 September, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) in the south-western part of the Stanytsia Luhanska disengagement area. On the evening of 9 September, the SMM camera at the Prince Ihor Monument south-east of the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk) recorded three muzzle flashes, 1‑2km north-east assessed as inside the disengagement area. While on the eastern edge of Stanytsia Luhanska on the same evening, the SMM heard 15 shots of small-arms fire 3-5km west-south-west, assessed as inside the disengagement area.
During the day on 10 September, positioned north of Petrivske, the SMM heard and saw an explosion assessed as an impact 2-3km south-west, assessed as inside the disengagement area. It also heard two undetermined explosions and about 60 shots and bursts of small-arms fire, all 2-6km south and south-east, assessed as outside the disengagement area.
On 10 September, the SMM observed an armoured vehicle (KrAZ Cougar) travelling within the Zolote disengagement area, near Katerynivka (government-controlled, 64km west of Luhansk).
Aerial imagery of 5 September available to the SMM revealed that trenches assessed as belonging to the Ukrainian Armed Forces within the Petrivske disengagement area had been extended by approximately 65m in southerly directions, and firing positions in the trenches had been upgraded with sandbags, compared with imagery taken on 23 August.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites, the SMM saw a tank (T-64) at a military compound near Zatyshne (government-controlled, 64km south-west of Donetsk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. Beyond the respective withdrawal lines in government-controlled areas in Donetsk region, the SMM saw six self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm), nine towed mortars (2B9 Vasilek, 82mm) and four multiple launch rocket systems (BM-30 Smerch, 300mm).
The SMM observed armoured combat vehicles and an anti-aircraft gun[3] in the security zone. In government-controlled areas, on 8 September, an SMM mid-range UAV spotted three infantry fighting vehicles (IFV) (probable BMP-1) parked near civilian houses and two armoured personnel carriers (APC) (type undetermined) in Kamianka (20km north of Donetsk). On 10 September, the SMM saw two APCs (a BRDM and an MT-LB) in the yard of a house in Shchastia (20km north of Luhansk).
In non-government-controlled areas, an SMM long-range UAV spotted an APC (MT-LB) in Stare (58km west of Luhansk) and an anti-aircraft gun (ZU-23) near Veselohorivka (64km west of Luhansk).
The SMM again saw demining activity near Lomakyne (government-controlled, 15km north-east of Mariupol). The SMM saw people were wearing clothing bearing the logo of an international demining organization carrying out demining activities.
The SMM monitored adherence to the ceasefire to enable repair and maintenance works to water infrastructure in Stanytsia Luhanska and Pervomaisk.
The SMM visited two border areas not under government control. While at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk) for about 15 minutes, the SMM observed no cross-border traffic before being told by members of the armed formations to leave the area.* While at a border crossing point near Sievernyi (50km south-east of Luhansk) for about 45 minutes, the SMM observed three men and a woman (30-60 years old) exiting Ukraine, as well as 12 men and 11 women (30-60 years old) entering Ukraine.
The SMM observed freight wagons in non-government-controlled areas. At a railyard in Sukhodilsk (38km south-east of Luhansk), an SMM long-range UAV spotted 61 empty freight wagons (50 open and 11 boxcars) and two tank wagons. At a railyard near Novosimeikine (33km south-east of Luhansk), the same UAV spotted a train connected to 31 loaded freight wagons (contents could not be identified).
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
On two occasions, at a checkpoint of the armed formations west of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol), members of the armed formations denied the SMM passage for the third consecutive day (see SMM Daily Report of 10 September 2018).
At a border crossing point near Izvaryne, members of the armed formations again told the SMM to leave the area.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
An SMM long-range UAV was jammed while flying near Komisarivka (non‑government-controlled, 60km west of Luhansk), Azarivka (non-government-controlled, 32km south-west of Luhansk) and Teple (formerly Krasnodon, non‑government-controlled, 33km south-east of Luhansk). [5]
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
[2] Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited; thus, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.
[5] The interference could have originated from anywhere in a radius of several kilometres of the UAV’s position.