Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом, а в Луганской области не зафиксировано ни одного такого нарушения. СММ зафиксировала свежее повреждение ворот гаража в жилом районе Ясиноватой в результате обстрела из легкого вооружения. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское. СММ зафиксировала нарушения режима прекращения огня вблизи участка разведения в районе Золотого, а также присутствие военнослужащих Вооруженных сил Украины в пределах участка, на северной стороне автомобильного моста. Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также, как и прежде, возле Безыменного и Заиченко*. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода обе стороны от линии соприкосновения. СММ продолжала содействовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции, в том числе путем мониторинга ситуации с безопасностью в районе станции, а также проведению ремонтных работ и технического обслуживания на жизненно важных объектах водо- и электроснабжения в Луганской области.
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 70 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 160 взрывов).
Так, вечером 8 и в ночь на 9 августа камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала в хронологической последовательности 3 снаряда с запада на восток, 2 снаряда с северо-северо-запада на юго-юго-восток и 1 взрыв неопределенного происхождения, а затем в общей сложности 1 взрыв, оцененный как минометный выстрел, 2 взрыва, оцененные как разрывы снарядов оружия неустановленного типа, 7 взрывов неопределенного происхождения, 211 снарядов и 6 вспышек дульного пламени — все на расстоянии 0,5–4 км в секторе от юго-юго-востока до юго-запада, а также 2 взрыва, оцененных как разрывы минометных мин в 100–400 метров к юго-востоку.
Камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя) зафиксировала (в хронологической последовательности) 3 снаряда с северо-запада на юго-восток, 2 снаряда с востока на запад и еще 2 снаряда с северо-северо-запада на юго-юго-восток, а затем в общей сложности 197 снарядов и 1 очередь — все в 2–4 км к юго-юго-востоку и югу.
Камера СММ на шахте «Октябрьская» (неподконтрольная правительству, 9 км к северо-западу от Донецка) зафиксировала (в хронологической последовательности) 12 взрывов неопределенного происхождения и 1 снаряд с запада на восток, а затем в общей сложности 22 взрыва, оцененных как взрывы в воздухе снарядов из зенитной установки (ЗУ-23, 23 мм), а также 5 снарядов, 2 очереди и 10 вспышек дульного пламени — все на расстоянии 3–5 км к северо-востоку.
Камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала (в хронологической последовательности) 14 снарядов с запада на восток, 17 снарядов с западо-северо-запада на востоко-юго-восток и 8 снарядов с востоко-юго-востока на западо-северо-запад, а затем в общей сложности 87 снарядов — все в 1–5 км к северо-востоку.
В Луганской области Миссия не зафиксировала нарушений режима прекращения огня. В течение предыдущего отчетного периода СММ зафиксировала 6 нарушений режима прекращения огня (взрывы).
СММ обнаружила свежие повреждения от огня из легкого вооружения в жилом районе н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка). На ул. Гоголя, 33, наблюдатели видели пулевое отверстие в верхнем левом углу ворот на западо-юго-западной стороне кирпичного гаража, расположенного рядом с жилым домом. Команда Миссии также отметила, что два кирпича слева от ворот гаража были выщерблены. Женщина (51–59 лет), представившаяся жительницей дома, сообщила наблюдателям, что ворота были повреждены 8 августа, около 20:30, во время произошедшего неподалеку обстрела.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Поздно вечером 8 августа камера СММ в Золотом зафиксировала 2 очереди, выпущенные вверх, по оценке, из пушки зенитной установки в 1–1,5 км к юго-востоку (установить, на участке разведения или за его пределами, не удалось).
9 августа на участке разведения в районе Золотого, на северной стороне автомобильного моста, беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия зафиксировал двух людей, по оценке, вероятно, военнослужащих Вооруженных сил Украины (для ознакомления с предыдущими наблюдениями см. Ежедневный отчет СММ от 19 июля 2018 года).
Осуществляя мониторинг вблизи участка разведения в районе Петровского и на участке разведения в районе Станицы Луганской, Миссия отметила там спокойную обстановку.
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, Комплексом мер и Дополнением к нему.
8 августа в подконтрольном правительству районе БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал противотанковую пушку (МТ-12 «Рапира», 100 мм), размещенную в н. п. Александро-Калиново (47 км к северу от Донецка) в нарушение линий отвода.
8 августа в неподконтрольном правительству районе БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 2 самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм), размещенные возле н. п. Староласпа (51 км к югу от Донецка) в нарушение линий отвода. 9 августа команда Миссии видела реактивную систему залпового огня (БМ-21 «Град», 122 мм), двигавшуюся в северо-западном направлении возле н. п. Миньковка (78 км к северу от Донецка).
8 августа за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольном правительству районе БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 4 танка (Т-64) на вагонах-платформах на железнодорожной станции в н. п. Константиновка (60 км к северу от Донецка).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины[3] в зоне безопасности. 8 августа в в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 станцию наземной артиллерийской разведки (СНАР-10) возле н. п. Троицкое (69 км к западу от Луганска) и 2 боевые машины пехоты (БМП-1) возле н. п. Крымское (42 км к северо-западу от Луганска). В тот же день БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 2 БМП (БМП-1 и БМП-2) неподалеку от н. п. Новогригорьевка (55 км к югу от Донецка). 9 августа наблюдатели видели бронетранспортер (БТР-4) около н. п. Новобахмутовка (28 км к северу от Донецка).
СММ зафиксировала наличие противотанковых мин. 8 августа БПЛА СММ среднего радиуса действия вновь зафиксировал 12 противотанковых мин (ТМ-62), заложенных в три ряда поперек дороги примерно в 3 км к востоку от н. п. Старогнатовка (подконтрольный правительству, 51 км к югу от Донецка). Кроме того, этот БПЛА вновь зафиксировал 12 противотанковых мин (ТМ-62; 8 заложенных в два ряда поперек дороги, а 4 — в произвольном порядке на той же дороге) на северо-западной окраине н. п. Белая Камянка (неподконтрольный правительству, 51 км к югу от Донецка). 9 августа мини-БПЛА СММ вновь зафиксировал в общей сложности 18 противотанковых мин (ТМ-62) на автодороге Н21, ведущей к мосту в Счастье, 14 — на расстоянии около 1,8 км к северо-востоку, а еще 4 — примерно в 2,3 км к востоко-северо-востоку от н. п. Веселая Гора (неподконтрольный правительству, 16 км к северу от Луганска) соответственно.
СММ продолжала содействовать обеспечению работы ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Патрулируя в прилегающих к ДФС районах, наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня (см. таблицу нарушений режима прекращения огня в приложении), невзирая на предоставленные четкие гарантии безопасности.
СММ также продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ и технического обслуживания на объектах водоснабжения возле н. п. Обозное (неподконтрольный правительству, 18 км к северу от Луганска), Станицы Луганской, н. п. Золотое-5 (Михайловка; неподконтрольный правительству, 61 км к северо-западу от Луганска) и н. п. Первомайск (неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска), а также на объектах электроснабжения в Золотом-5 (Михайловке) и на автостоянке на железнодорожном вокзале в н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска). Кроме того, в Луганской области наблюдатели осуществляли мониторинг и содействовали передаче денежных средств из неподконтрольных правительству районов в подконтрольные, как сообщалось, в связи с оплатой водоснабжения.
СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что СЦКК должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ по состоянию на 8 августа 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях остается ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Член вооруженных формирований вновь остановил патруль Миссии на блокпосте, расположенном в 800 метрах к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя), и не разрешил наблюдателям проследовать на запад к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км в северо-востоку от Мариуполя) и на юг к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), ссылаясь на «соображения безопасности».
Три вооруженных члена вооруженных формирований на блокпосте, расположенном в 2,5 км к западу от Безыменное (неподконтрольный правительству, 30 км к востоку от Мариуполя), вновь не позволили патрулю Миссии проехать к автодороге Е58, заявив, «что это ради безопасности СММ».
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 9 August 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region compared with the previous reporting period, and no ceasefire violations in Luhansk region. The Mission observed fresh damage from gunfire to a garage door in a residential area of Yasynuvata. It continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske. The SMM observed ceasefire violations near the Zolote disengagement area and Ukrainian Armed Forces personnel inside the area, on the northern side of the road bridge. Its access remained restricted in all three areas and again near Bezimenne and Zaichenko.* The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines on both sides of the contact line. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring the security situation around the station, as well as repairs and maintenance works to critical water and electrical infrastructure in Luhansk region.
In Donetsk region the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including about 70 explosions, compared with the previous reporting period (160 explosions).
On the evening and night of 8-9 August, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, three projectiles in flight from west to east, two projectiles from north-north-west to south-south-east and an undetermined explosion, followed by a total of one explosion assessed as an outgoing mortar round, two explosions assessed as impacts of rounds of undetermined weapons, seven undetermined explosions, 211 projectiles in flight and six muzzle flashes, all 0.5-4km south-south-east to south-west. Two explosions assessed as impacts of mortar rounds were also recorded 100-400m south-east.
The SMM camera at the entry-exit checkpoint in Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) recorded, in sequence, three projectiles in flight from north-west to south-east, two projectiles from east to west and two projectiles from north-north-west to south-south-east, followed by a total 197 projectiles in flight and one burst, all 2-4km south-south-east and south.
The SMM camera at Oktiabr mine (non-government-controlled, 9km north-west of Donetsk) recorded, in sequence, 12 undetermined explosions and a projectile in flight from west to east, followed by a total of 22 explosions assessed as airbursts of anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) rounds, five projectiles, two bursts and ten muzzle flashes, all 3-5km north-east.
The SMM camera 1km south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded, in sequence, 14 projectiles in flight from west to east, 17 projectiles from west-north-west to east-south-east and eight projectiles from east-south-east to west-north-west, followed by a total of 87 projectiles, all 1-5km north-east.
In Luhansk region, the SMM recorded no ceasefire violations. In the previous reporting period the SMM recorded six ceasefire violations (all were explosions)
The SMM observed fresh damage from gunfire in a residential area of Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk). At 33 Hoholia Street, the SMM saw a bullet hole in the upper left corner of the west-south-west-facing door of a brick garage that stands next to a residential building. The SMM also saw that two bricks left of the garage door were chipped. A woman (in her fifties) who introduced herself as resident of the house told the Mission that the door had been damaged around 20:30 on 8 August during nearby shelling.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening of 8 August, the SMM camera in Zolote recorded two bursts in vertical flight assessed as anti-aircraft gun (ZU-23) rounds 1-1.5km south-east (unable to assess whether inside or outside the disengagement area).
On 9 August, inside the Zolote disengagement area, an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted two people assessed as probable Ukrainian Armed Forces personnel on the northern side of the road bridge. (For previous observations, see SMM Daily 19 July 2018.)
Positioned near the Petrivske disengagement area and inside the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in a government-controlled area, on 8 August, an SMM mid-range UAV spotted an anti-tank gun (MT-12 Rapira, 100mm) in Oleksandro-Kalynove (47km north of Donetsk).
In violation of withdrawal lines in a non-government-controlled area, on 8 August, an SMM mid-range UAV spotted two self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) near Starolaspa (51km south of Donetsk). On 9 August, the SMM saw a multiple launch rocket system (BM-21 Grad, 122mm) moving in a north-westerly direction near Minkivka (78km north of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in a government-controlled area, on 8 August, an SMM long-range UAV spotted four tanks (T-64) on railway flatbeds at the railway station in Kostiantynivka (60km north of Donetsk).
The SMM observed armoured combat vehicles[3] in the security zone. In government-controlled areas, on 8 August, an SMM long-range UAV spotted an armoured reconnaissance vehicle (SNAR-10) near Troitske (69km west of Luhansk) and two infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-1) near Krymske (42km north-west of Luhansk). On the same day, an SMM mid-range UAV spotted two IFVs (BMP-1 and BMP-2) near Novohryhorivka (55km south of Donetsk). On 9 August, the SMM saw an armoured personnel carrier (BTR-4) near Novobakhmutivka (28km north of Donetsk).
The SMM observed the presence of anti-tank mines. On 8 August, an SMM mid-range UAV again spotted 12 anti-tank mines (TM-62) laid in three rows across a road approximately 3km east of Starohnativka (government-controlled, 51km south of Donetsk). The same UAV also again spotted 12 anti-tank mines (TM-62) (eight laid in two rows across and four scattered on the same road) on the north-western edge of Bila Kamianka (non-government-controlled, 51km south of Donetsk). On 9 August, an SMM mini-UAV again spotted a total of 18 anti-tank mines (TM-62) on road H21 leading to the Shchastia bridge, 14 about 1.8km north-east and four about 2.3km east-north-east of Vesela Hora (non-government-controlled, 16km north of Luhansk) respectively.
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see the table below).
The SMM also continued to facilitate and monitor repairs and maintenance works to water distribution infrastructure near Obozne (non-government-controlled, 18km north of Luhansk), Stanytsia Luhanska, Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 61km north-west of Luhansk) and Pervomaisk (non-government-controlled, 58km west of Luhansk); to electrical infrastructure in Zolote-5/Mykhailivka; and to a parking lot at the railway station in Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk). In addition, in Luhansk region, the Mission monitored and facilitated a transfer of funds in relation to a water payment from non-government to government-controlled areas.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the JCCC should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report of 8 August 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a checkpoint 800m north of Zaichenko (nongovernment-controlled, 26km north-east of Mariupol), a member of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy (formerly Kominternove, nongovernment-controlled, 23km north-east of Mariupol) and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), citing “security reasons”.
At a checkpoint 2.5km west of Bezimenne (nongovernment-controlled, 30km east of Mariupol), three armed members of the armed formations again denied the SMM passage, claiming that “it was for the SMM’s safety”.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC. [4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report.
[2] Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited; therefore, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.