Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. На контрольном пункте въезда-выезда возле Марьинки менее чем в 150 метрах от патруля СММ произошел взрыв. Миссия продолжила осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня неподалеку от участка разведения в районе Станицы Луганской. Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также возле Новоласпы и вновь в Новоазовске, Безыменном и Заиченко*. Беспилотный летательный аппарат СММ дальнего радиуса действия зафиксировал колонны грузовиков, которые посреди ночи въезжали в Украину и выезжали из нее по грунтовой дороге в неподконтрольном правительству районе Донецкой области, где отсутствуют погранично-пропускные сооружения. Миссия продолжила способствовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции, в частности путем мониторинга ситуации с безопасностью в районе станции, а также проведению ремонтных работ и технического обслуживания на жизненно важных объектах гражданской инфраструктуры в Луганской области.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 160 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (приблизительно 140 взрывов)[2].
Так, вечером 7 и ночью 8 августа камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя) зафиксировала 29 взрывов неопределенного происхождения, 167 снарядов, 1 вспышку дульного пламени и 2 осветительные ракеты — все в 2–5 км к востоку.
8 августа, осуществляя мониторинг на восточной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), члены патруля Миссии слышали 19 взрывов неопределенного происхождения и 14 очередей из крупнокалиберного пулемета в 3 км к северо-северо-востоку, а также 10 взрывов неопределенного происхождения и 26 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия в 1 км к юго-востоку.
В 14:47, пересекая контрольный пункт въезда-выезда (КПВВ) в 2 км к юго-востоку от н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка), наблюдатели слышали 1 взрыв и ощутили взрывную волну, исходящую из поля к северо-западу от КПВВ и примерно в 100–150 метрах к северо-западу от местоположения патруля Миссии. Наблюдатели видели, как сотрудники КПВВ укрывались, однако отметили, что пешеходы, ожидавшие в очереди на КПВВ, оставались на местах. Сотрудник Государственной пограничной службы Украины, находившийся на КПВВ, не предоставил команде СММ какую-либо дополнительную информацию. По сообщениям СМИ, взрыв произошел в результате детонации ручной гранаты.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, 6 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (8 взрывов).
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка)[3], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
В ночь на 8 августа камера СММ, установленная у памятника князю Игорю к юго-востоку от моста в Станице Луганской (15 км к северо-востоку от Луганска), зафиксировала 6 взрывов в 2–6 км к северо-востоку (по оценке, за пределами участка разведения).
Осуществляя мониторинг вблизи участков разведения в районах Петровского и Золотого, Миссия констатировала там спокойную обстановку.
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
8 августа беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал 2 танка (Т-72), вероятно 1 танк и 3 буксируемые гаубицы (Д-30 «Лягушка», 122 мм) размещенных вблизи н. п. Новогригоровка (неподконтрольный правительству, 33 км к западу от Луганска) в нарушение линий отвода. 8 августа наблюдатели видели 3 реактивные системы залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122 мм), размещенные в нарушение линий отвода в н. п. Бахмут (быв. Артемовск, подконтрольный правительству, 67 км к северу от Донецка).
За линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольных правительству районах наблюдатели видели 1 танк (Т-72) на юго-восточной окраине Луганска, а также 6 буксируемых гаубиц (Д-30) и 5 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) вблизи н. п. Мирное (28 км к юго-западу от Луганска).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины[4] и другие признаки военного присутствия в зоне безопасности. В подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 1 бронетранспортер (БТР-80) вблизи н. п. Волноваха (53 км к югу от Донецка), 1 БТР-4 неподалеку от н. п. Новобахмутовка (28 км к северу от Донецка) и 1 боевую бронированную машину (БМП неустановленного типа) вблизи н. п. Золотое-4 (Родина; 59 км к западу от Луганска).
БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал колонны грузовиков, которые посреди ночи въезжали в Украину и выезжали из нее по грунтовой дороге в районе, где отсутствуют погранично-пропускные сооружения. 7 августа в 22:15 БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил колонну из 8 шестиколесных грузовиков с крытыми брезентом грузовыми отсеками (пять «КамАЗ-4310», а остальные — неустановленной модели), которая двигалась в восточном направлении по дороге вблизи н. п. Чистяково (неподконтрольный правительству, 62 км к востоку от Донецка). Возле н. п. Манич (неподконтрольный правительству, 76 км к востоку от Донецка), примерно в 3,5 км от границы между Украиной и Российской Федерацией, колонна повернула на восток на грунтовую дорогу, проходящую через границу. После этого БПЛА зафиксировал вторую колонну (состоявшую из головной машины — внедорожника «УАЗ» — и 6 шестиколесных грузовиков «КамАЗ» с крытыми брезентом грузовыми отсеками, а также 1 грузовика с кунгом), которая следовала в западном направлении от границы с Российской Федерацией по той же грунтовой дороге. Две колонны проехали одна мимо другой примерно через 5 минут после того, как вторая колонна въехала в Украину. Ориентировочно в 23:25 БПЛА зафиксировал, как первая колонна выехала из Украины по той же грунтовой дороге. Позднее ко второй колонне присоединились еще 2 грузовика «КамАЗ», которые также двигались в направлении от границы с Российской Федерацией. Каждая из колонн отдельно останавливалась примерно на 3 минуты рядом с внедорожником, стоявшим в поле вблизи вышеупомянутой грунтовой дороги (в 1,7 км от границы), а потом вновь останавливались у 2 грузовиков, которые стояли на пересечении грунтовой и мощеной дорог (в 3,5 км от места, где колонны пересекли границу). В обоих местах, где они останавливались, было видно, как лица, находившиеся в припаркованных транспортных средствах (внедорожнике в поле и 2 грузовиках на перекрестке), общались с водителями головных машин каждой из колонн. По наблюдениям Миссии, колонна, следовавшая в западном направлении в Украину, продолжала движение на запад и в конечном итоге остановилась на южной окраине н. п. Хрустальный (быв. Красный Луч, неподконтрольный правительству, 56 км к юго-западу от Луганска) в 01:16 8 августа.
7 августа в 2 км к востоку от н. п. Черемшино (неподконтрольный правительству, 59 км к юго-востоку от Луганска) Миссия впервые зафиксировала, по оценке, временный лагерь, на территории которого стояли 6 бронированных разведывательно-дозорных машин (типа БРДМ) и 15 грузовиков военного типа (два типа «КамАЗ», четыре типа «Урал», два типа «КрАЗ», шесть типа «ЗИЛ» и один неустановленной модели; все грузовики были покрашены в оттенки зеленого). На одном из грузовиков были черные номерные знаки с белыми символами и префиксом «ДК» кириллицей. Транспортные средства были припаркованы близко друг к другу, а с одной из них свисала маскировочная сетка. Примерно в 1,6 км к востоку от лагеря расположена неохраняемая дорога (перекрытая металлическим шлагбаумом), проходящая через границу с Российской Федерацией.
Команда СММ видела ранее незафиксированный знак, предупреждающий о минной опасности. Вблизи дома на ул. Ленина в н. п. Попасное (подконтрольный правительству, 59 км к северо-западу от Луганска), наблюдатели впервые видели красный квадратный знак (размером 20х20 см) с надписью «Стоп. Мины!» на русском языке, а также отметили присутствие 5 военнослужащих Вооруженных сил Украины во дворе дома. Один из военнослужащих сообщил членам патруля Миссии, что знак был установлен там для того, чтобы местные жители не приближались к дому.
СММ продолжала способствовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Патрулируя в районе ДФС, наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня, невзирая на предоставленные четкие гарантии безопасности (см. таблицу нарушений режима прекращения огня в приложении).
Миссия также продолжала способствовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на водонасосной станции возле Артема, на объектах системы водоснабжения возле н. п. Обозное (неподконтрольный правительству, 18 км к северу от Луганска), Станицы Луганской, н. п. Нижнее (подконтрольный правительству, 56 км к северо-западу от Луганска) и н. п. Новотошковское (подконтрольный правительству, 53 км к западу от Луганска), на объектах электроснабжения в Обозном, н. п. Золотое-5 (Михайловка; неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска) и н. п. Березовское (неподконтрольный правительству, 53 км к северо-западу от Луганска), а также на автостоянке в н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска).
7 августа в Киеве наблюдатели видели примерно 70 мужчин (в возрасте 21–29 лет); у многих из них была символика таких групп, как «Сичь», «Национальный корпус» и «Национальные дружины». Они собрались в зале заседаний Киевского апелляционного суда, расположенного на ул. Соломянской, 2А, на рассмотрении ходатайства одного из руководителей «Сечи» об изменении условий его содержания под домашним арестом. Команда Миссии видела 10 съемочных групп, а также примерно 10 полицейских и 50 бойцов Национальной гвардии Украины. Суд изменил условия содержания заявителя ходатайства с круглосуточного домашнего ареста на ночной домашний арест.
7 августа в Одессе СММ уточняла сообщения о расследованиях недавних инцидентов с оскорбительными надписями, нанесенными аэрозольной краской (см. Ежедневный отчет СММ от 27 июля 2018 года). Представитель областного управления полиции сообщил о том, что по фактам трех недавних инцидентов, а также похожих инцидентов, случившихся зимой 2018 года, ведется расследование, подозреваемые были установлены и допрошены полицией.
6 августа в Днепре наблюдатели уточняли информацию об условиях проживания внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) в общежитии в н. п. Запорожье (69 км к югу от Днепра). Наблюдатели видели небольшие комнаты, в которых не было систем кондиционирования воздуха, при этом отметили внутри комнат плесень и грибок. Собеседник сообщил команде Миссии, что в общежитии, где в зимний период отсутствует отопление, проживает 68 семей. Некоторые жители общежития сообщили, что они отвечают критериям, необходимым для получения финансовой помощи от Городского центра помощи Запорожья, но до сих пор не получили такую помощь, предположительно, из-за их задолженности за коммунальные услуги. В ответ на тяжелые условия проживания и отсутствие помощи, как сообщил тот же собеседник, 25 июля 2018 года примерно 10 проживающих в общежитии ВПЛ начали голодовку, которая уже закончилась.
СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Херсоне, Львове, Ивано-Франковске, Харькове и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. например, Ежедневный отчет СММ от 7 августа 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Два вооруженных члена вооруженных формирований на блокпосте, расположенном в 2,5 км к западу от н. п. Безыменное (неподконтрольный правительству, 30 км к востоку от Мариуполя) вновь отказали патрулю Миссии в проезде к автодороге Е58.
Вооруженные члены вооруженных формирований вновь остановили патруль Миссии на блокпосте в 800 метрах к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) и не разрешили наблюдателям проехать в западном направлении к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и в южном направлении к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя).
Наблюдатели смогли проехать через блокпост вблизи н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 102 км к юго-востоку от Донецка) в направлении Новоазовска, где ранее патрулям Миссии неоднократно отказывали в проезде (см. Ежедневный отчет СММ от 4 августа 2018 года), но, по возвращению на блокпост пять вооруженных мужчин сказали команде СММ, что она не может ни продолжить свое движение на восток (в направлении расположенного поблизости пункта пропуска на границе с Российской Федерацией), ни развернуться и проехать в направлении Новоазовска. Патрулю Миссии удалось проехать через блокпост в северном направлении. Команда СММ разговаривала с членом вооруженных формирований в Безыменном относительно неоднократных ограничений свободы передвижения наблюдателей вблизи Новоазовска. Он сообщил, что вооруженные формирования предпринимали эти действия для того, чтобы «обезопасить» людей, проводивших летние отпуска в данном районе, и добавил, что по завершении периода отпусков препятствия проезду патрулей Миссии к Новоазовску возможно прекратятся.
Пятеро мужчин в одежде военного типа (двое были вооружены) на блокпосте, расположенном на восточной окраине н. п. Новоласпа (неподконтрольный правительству, 50 км к югу от Донецка), отказали патрулю Миссии в проезде в населенный пункт.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[5].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[5].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
В больнице н. п. Бойковское (быв. Тельманово, неподконтрольный правительству, 67 км к юго-востоку от Донецка), где наблюдатели пытались уточнить информацию о жертве среди гражданского населения, врач в агрессивной форме заявил, что команде Миссии не разрешено заходить на территорию больницы без предварительно полученного разрешения от местных членов вооруженных формирований, а также отказался предоставить наблюдателям какую-либо информацию относительно жертвы, о которой сообщалось.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] По данным дальнейшего анализа материалов с камер СММ на ДФС установлено, что снаряды, изначально оцененные как реактивные снаряды реактивной системы залпового огня (см. Ежедневный отчет СММ от 7 августа 2018 года), были выпущены из вооружения неустановленного типа.
[3] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным. Соответственно, просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[4] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[5] СММ проинформировала офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 8 August 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region compared with the previous reporting period. An explosion occurred less than 150m from an SMM patrol at the entry-exit checkpoint near Marinka. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske, and observed ceasefire violations near the Stanytsia Luhanska disengagement area. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas as well as in Novolaspa and, again, in Novoazovsk, Bezimenne and Zaichenko.*The Mission’s long-range unmanned aerial vehicle spotted convoys of trucks entering and exiting Ukraine via a dirt track where there are no border crossing facilities in a non-government-controlled area of Donetsk region in the middle of the night. The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring the security situation around the station, as well as repairs and maintenance works to critical civilian infrastructure in Luhansk region.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including about 160 explosions, compared with the previous reporting period (about 140 explosions).[2]
On the evening and night of 7-8 August, the SMM camera 1km south-west of Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) recorded 29 undetermined explosions, 167 projectiles in flight, a muzzle flash and two illumination flares, all 2-5km at easterly directions.
On 8 August, positioned on the eastern edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk), the SMM heard 19 undetermined explosions and 14 bursts of heavy-machine-gun fire 3km north-north-east as well as ten undetermined explosions and 26 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire 1km south-east.
While passing through the entry-exit checkpoint 2km south-east of Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) at 14:47, the SMM heard an explosion and felt a shock wave emanating from a field just north-west of the checkpoint, 100-150m north-west of the SMM’s position. The SMM observed checkpoint personnel taking cover, but noted that pedestrians queuing at the checkpoint remained in place. A member of the Ukrainian State Border Guard Service at the checkpoint did not provide the SMM with further information. According to media reports, the explosion was caused by the detonation of a hand grenade.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations (six explosions) compared with the previous reporting period (eight explosions).
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk)[3], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
In the early morning of 8 August, the SMM camera at the Prince Ihor Monument south-east of the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk) recorded six explosions 2-6km north-east (assessed as outside the disengagement area).
Positioned near the Petrivske and Zolote disengagement areas, the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted two tanks (T‑72), one probabletank and three towed howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm) near Novohryhorivka (non-government-controlled, 33km west of Luhansk) on 8 August.Also on 8 August, the SMM saw three multiple launch rocket systems (BM-21 Grad, 122mm) in violation of withdrawal lines near Bakhmut (formerly Artemivsk, government-controlled, 67km north of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside of designated storage sites, in non-government-controlled areas, the SMM saw a tank (T-72) in the south-eastern outskirts of Luhansk city, and six towed howitzers (D-30) and five self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) near Myrne (28km south-west of Luhansk).
The SMM observed armoured combat vehicles[4] and other signs of military presence in the security zone. In government-controlled areas, the SMM saw an armoured personnel carrier (BTR-80) near Volnovakha (53km south of Donetsk),an infantry fighting vehicle (IFV) (BTR-4) near Novobakhmutivka (28km north of Donetsk) and an IFV (undetermined BMP variant) near Zolote-4/Rodina (59km west of Luhansk).
An SMM long-range UAV spotted convoys of trucks entering and exiting Ukraine via a dirt track where there are no border crossing facilities in the middle of the night. At 22:15 on 7 August, an SMM long-range UAV spotted a convoy of eight canvas-covered six-wheeled cargo trucks (five KamAZ-4310 and the rest undetermined) travelling east along a road near Chystiakove (non-government-controlled, 62km east of Donetsk). Near Manych (non-government-controlled, 76km east of Donetsk), approximately 3.5km before reaching Ukraine’s border with the Russian Federation, the convoy turned east onto a dirt track that leads across the border. The UAV then spotted a second convoy (consisting of an off-road vehicle (UAZ) leading six canvas-covered six-wheeled KamAZ cargo trucks and a box body truck) travelling westwards from the border with the Russian Federation along the same dirt track. The two convoys passed each other about five minutes after the second convoy entered Ukraine. At around 23:25, the UAV spotted the first convoy exiting Ukraine via the same dirt track. The second convoy was later joined by two additional KamAZ cargo trucks also coming from the direction of the border with the Russian Federation. Each of the convoys separately stopped for about three minutes next to an off-road vehicle that was parked in a field along the above-mentioned dirt track, 1.7km from the border, and again next to two trucks parked at the intersection of the dirt track and the paved road (3.5km from where the convoys crossed the border). At both spots, the occupants of the parked vehicles (the off-road vehicle in the field and the two trucks at the intersection) can be seen interacting with the drivers of each convoy’s lead vehicle. The convoy seen heading westward into Ukraine was observed driving west and finally parking at the southern outskirts of Khrustalnyi (formerly Krasnyi Luch, non-government-controlled, 56km south-west of Luhansk) at 01:16 on 8 August.
On 7 August, the SMM for the first time observed what it assessed to be an improvised camp consisting of six armoured reconnaissance vehicles (BRDM variants) and 15 military-type trucks (two KamAZ variants, four Ural variants, two KrAZ variants, six ZIL variants and one of undetermined manufacture, all painted in shades of green), one bearing white-on-black licence plates with the prefix “DK” in Cyrillic letters, 2km east of Cheremshyne (non-government-controlled, 59km south-east of Luhansk). The vehicles were parked close to one another and camouflage netting was strung from one of them. About 1.6km east of the camp, there is an unguarded road crossing into the Russian Federation which is barricaded with a metal bar.
The SMM saw a previously unobserved mine hazard sign. In Popasne (government-controlled, 59km north-west of Luhansk), the SMM for the first time saw a red, 20x20cm square sign reading “Stop mines” in Russian near a house on Lenina Street, in the front yard of which it observed five soldiers of the Ukrainian Armed Forces. One of the soldiers told the SMM that the sign had been placed there to deter local residents from approaching the premises.
The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the station, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see table below).
The SMM continued to facilitate and monitor repair works to a water pumping station near Artema, to water distribution infrastructure near Obozne (non-government-controlled, 18km north of Luhansk), Stanytsia Luhanska, Nyzhnie (government-controlled, 56km north-west of Luhansk) and Novotoshkivske (government-controlled, 53km west of Luhansk), electrical infrastructure in Obozne and Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 58km west of Luhansk) and Berezivske (non-government-controlled, 53km north-west of Luhansk) and a parking lot in Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk).
In Kyiv, on 7 August, the SMM observed about 70 men (in their twenties), many with the insignia of groups such as Sich, National Corps and Natsionalni Druzhyny,gathered in a courtroom of the Kyiv Court of Appeals (2A Solomianska Street) for the hearing of a petition by a senior member of Sichto modify the terms of his house arrest. The SMM also saw ten media crews and about ten national police officers and 50 National Guards. The court changed the terms of the appellant’s house arrest from 24 hours a day to night hours only.
In Odessa on 7 August, the SMM followed up on investigations related to recent incidents of defamatory graffiti (see SMM Daily Report 27 July 2018). A representative of the regional police department told the SMM that three recent incidents, as well as similar incidents from winter 2018, were under investigation and suspects had been identified and questioned by police.
In Dnipro on 6 August, the SMM followed up on conditions of internally displaced persons (IDPs) in a dormitory in Zaporizhzhia (69km south of Dnipro). The SMM saw small, non-air-conditioned rooms with mould and fungus inside, and was told by an interlocutor that 68 families lived in the dormitory which, they said, had no heating in winter. Some residents of the dormitory told the SMM that they had met the criteria for financial aid from the Zaporizhzhia City Aid Centre but had not received such aid, possibly based on their communal utilities debts. In response to the difficult living conditions and lack of aid, the same interlocutor said that about ten IDPs at the dormitory had commenced a hunger strike on 25 July 2018 that has since ceased.
The SMM continued monitoring in Kherson, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Coordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report of 7 August 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations
Denials of access:
At a checkpoint 2.5km west of Bezimenne (non-government-controlled, 30km east of Mariupol), two armed members of the armed formations again denied the SMM passage to road E58.
At a checkpoint 800m north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), armed members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy (formerly Kominternove, non‑government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol).
The SMM was able to pass through a checkpoint near Novoazovsk (non-government-controlled, 102km south-east of Donetsk) towards Novoazovsk, where its passage has been denied on numerous occasions (see SMM Daily Report of 4 August 2018) but, upon its return to the checkpoint, was told by five armed men that it could not travel east (toward a nearby crossing point on the border with the Russian Federation) nor turn around back towards Novoazovsk. The SMM was able to travel north through the checkpoint. (The SMM spoke with a member of the armed formations in Bezimenne regarding the frequent restrictions to its freedom of movement near Novoazovsk and was told that the armed formations were undertaking these actions in order to “safeguard” persons taking summer holidays in the area. He added that once the holiday season ends, the impediments of the SMM’s patrols to Novoazovsk will likely cease.)
At a checkpoint on the eastern edge of Novolaspa (non-government-controlled, 50km south of Donetsk), five men in military-style clothing (two armed) prevented the SMM from entering the village.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[5]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
At a hospital in Boikivske (formerly Telmanove, non-government-controlled, 67km south-east of Donetsk), where the SMM was attempting to follow up on reports of a civilian casualty, a doctor aggressively stated that the SMM was not allowed to enter the hospital without first receiving permission from local armed formations members and refused to provide the SMM with any information regarding the reported casualty.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
[2] Further review of imagery from SMM cameras at the DFS indicated that the projectiles, initially assessed in the SMM Daily Report of 7 August 2018 as multiple launch rocket system rounds, werefired from undetermined weapons.
[3] Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remained limited; thus, the review of the camera footage may take place days later.
[4] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[5] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.