Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также на блокпосте возле Крещатицкого*. Миссия продолжила способствовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции, в том числе путем мониторинга ситуации с безопасностью в районе станции, а также проведению ремонтных работ и технического обслуживания на жизненно важных объектах гражданской инфраструктуры вблизи Артема, Станицы Луганской, Новотошковского и Попасной. В Херсоне команда СММ следила за судебным заседанием по делу бывшего главного редактора РИА «Новости Украина».
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, примерно 140 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (около 90 взрывов).
Так, поздно вечером 6 августа, осуществляя мониторинг в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 3 взрыва неопределенного происхождения и приблизительно 44 очереди из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 3–8 км к югу и юго-востоку. Днем 7 августа команда СММ слышала около 85 взрывов неопределенного происхождения и примерно 70 очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 5–7 км к юго-востоку и юго-западу.
Вечером 6 и ночью 7 августа камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 1 взрыв, оцененный как разрыв минометной мины в 100–500 метрах к востоку, а также 15 взрывов неопределенного происхождения, 60 снарядов (преимущественно с запада на восток и с северо-запада на юго-восток), 2 очереди из вооружения неустановленного типа и 1 осветительную ракету — все в 0,5–3 км к востоку, юго-востоку и юго-западу[2].
Камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) зафиксировала 13 взрывов неопределенного происхождения, 73 снаряда (преимущественно с севера на юг) и 4 выпущенные верх осветительные ракеты — все в 2–6 км к северо-востоку и востоку.
Камера СММ на КПВВ в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) зафиксировала 3 взрыва неопределенного происхождения, 30 снарядов (преимущественно с запада на восток), 2 очереди из вооружения неустановленного типа, 2 осветительные ракеты с запада на восток и 1 вспышку дульного пламени — все в 1–4 км к северо-востоку.
Камера СММ на КПВВ в н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо‑востоку от Мариуполя) зафиксировала 1 взрыв неопределенного происхождения и 74 снаряда (преимущественно с запада на восток) — все в 1–5 км к юго-востоку и югу.
Камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от Пищевика, зарегистрировала 4 взрыва неопределенного происхождения, примерно 100 снарядов (преимущественно с северо-северо-запада на юго-юго-восток) и 3 выпущенные верх осветительные ракеты — все в 1–5 км в секторе от северо-востока до юго-востока.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, при этом зафиксировав больше взрывов (8), по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда не было зафиксировано ни единого взрыва.
Днем 7 августа, пребывая в н. п. Голубовка (быв. Кировское, неподконтрольный правительству, 51 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали 8 взрывов неопределенного происхождения в 8–10 км к северу.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка)[3], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
6 августа в пределах участка разведения в районе Золотого команда СММ видела военнослужащего Вооруженных сил Украины в н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска). Наблюдатели отметили, что военнослужащий был вооружен автоматом (АК-47) и двигался на северо-восток по направлению к н. п. Золотое-4 (Родина; 59 км к западу от Луганска). 7 августа в двух случаях в этом же районе члены патруля Миссии видели военнослужащего Вооруженных сил Украины с автоматом (АК-47), который двигался на северо-восток по направлению к Золотому-4 (Родине).
Осуществляя мониторинг возле участков разведения в районах Станицы Луганской и Петровского, СММ констатировала там спокойную обстановку.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
6 августа в неподконтрольных правительству районах за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия обнаружил 14 танков (Т-72) возле н. п. Терновое (57 км к востоку от Донецка) и 10 танков (Т-72) вблизи н. п. Покровка (36 км к востоку от Донецка). 5 августа на основе данных воздушного наблюдения обнаружено наличие 21 танка (неустановленного типа) возле Тернового.
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины, зенитные установки[4] и другие признаки военного присутствия в зоне безопасности. В подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 1 бронетранспортер (БТР-4) вблизи н. п. Новобахмутовка (28 км к северу от Донецка) и 1 боевую машину пехоты (БМП-1) недалеко от н. п. Врубовка (72 км к западу от Луганска).
6 августа в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 радиолокационную станцию (П-19) возле н. п. Розовка (37 км к северо-востоку от Донецка), 1 БТР-80 и 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) неподалеку от н. п. Кальмиусское (быв. Комсомольское, 42 км к юго-востоку от Донецка). 7 августа команда Миссии видела 3 МТ-ЛБ (на двух были установлены зенитные установки (ЗУ-23, 23 мм)) возле н. п. Первомайск (58 км к западу от Луганска).
СММ продолжала способствовать обеспечению функционирования ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Патрулируя в районах ДФС, наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня, невзирая на предоставленные четкие гарантии безопасности (см. таблицу нарушений режима прекращения огня в приложении).
Миссия также продолжала способствовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на водонасосной станции возле Артема, на объектах системы водоснабжения в Станице Луганской и возле н. п. Новотошковское (подконтрольный правительству, 53 км к западу от Луганска), а также на железнодорожном вокзале в н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска).
В Херсоне команда СММ наблюдала за слушаньем в апелляционном суде о продлении срока содержания под стражей бывшего главного редактора РИА «Новости Украины», арестованного 15 мая в Киеве по обвинению в государственной измене по части 1 статьи 111 Криминального кодекса Украины (см. Ежедневный отчет СММ от 18 мая 2018 года и Ежедневный отчет СММ от 13 июля 2018 года). Суд постановил, что обвиняемый останется под стражей до следующего слушания, назначенного на 8 сентября 2018 года. Наблюдатели видели 4 бойцов Национальной гвардии в зале суда.
СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Одессе, Львове, Ивано‑Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 7 августа 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Три вооруженных члена вооруженных формирований запретили патрулю СММ проезд через блокпост возле н. п. Крещатицкое (быв. Красноармейское, неподконтрольный правительству, 86 км к югу от Донецка), ссылаясь на «комплекс специальных мероприятий» в этом районе. Наблюдатели отметили, что другие автомобили проезжали через этот блокпост.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[5].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[5].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, который находился на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщили наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать на север через мост возле н. п. Счастье (подконтрольный правительству; 20 км к северу от Луганска) из-за возможного наличия там мин. Офицер вооруженных формирований сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились.
Доступ при условии:
Члены вооруженных формирований на блокпосте возле н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка) разрешили патрулю СММ проехать только после того, как осмотрели салоны автомобилей Миссии.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] По данным дальнейшего анализа материалов с камер СММ на ДФС установлено, что снаряды, изначально оцененные в как реактивные снаряды реактивной системы залпового огня (см. Ежедневный отчет СММ от 6 августа 2018 года), были выпущены из вооружения неустановленного типа.
[3] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным. Соответственно, просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[4] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[5] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 7 August 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region, compared with the previous reporting period. The Mission’s access remained restricted in all three disengagement areas; it was also restricted at a checkpoint near Khreshchatytske.* The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring the security situation around the station, as well as repairs and maintenance works to critical civilian infrastructure near Artema, Stanytsia Luhanska, Novotoshkivske and Popasna. In Kherson, the SMM monitored the court hearing of the former RIA Novosti Ukraine editor-in-chief.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including about 140 explosions, compared with the previous reporting period (about 90 explosions).
On the evening of 6 August, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard three undetermined explosions and about 44 bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 3-8km south and south-east. During the day on 7 August, it heard about 85 undetermined explosions and about 70 bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 5-7km south-east and south-west.
On the evening and night of 6-7 August, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded an explosion assessed as an impact of a mortar round 100-500m east, as well as 15 undetermined explosions, 60 projectiles in flight (mostly from west to east and north-west to south-east), two bursts of undetermined weapons and an illumination flare, all 0.5-3km east, south-east and south-west.[2]
The SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) recorded 13 undetermined explosions, 73 projectiles in flight (mostly from north to south) and four illumination flares in vertical flight, all 2-6km north-east and east.
The SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) recorded three undetermined explosions, 30 projectiles in flight (mostly from west to east), two bursts of undetermined weapons, two illumination flares in flight from west to east and a muzzle flash, all 1-4km north-east.
The SMM camera at the entry-exit checkpoint in Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) recorded an undetermined explosion and 74 projectiles in flight (mostly from west to east), all 1-5km south-east and south.
The SMM camera 1km south-west of Pyshchevyk recorded four undetermined explosions, about 100 projectiles in flight (mostly from north-north-west to south-south-east) and three illumination flares in vertical flight, all 1-5km at directions ranging from north-east to south-east.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, however, more explosions (eight), compared with the previous reporting period (no explosions).
During the day on 7 August, positioned in Holubivka (formerly Kirovsk, non-government-controlled, 51km west of Luhansk), the SMM heard eight undetermined explosions 8-10km north.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk)[3], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On 6 August, inside the Zolote disengagement area, the SMM saw a Ukrainian Armed Forces soldier carrying an assault rifle (AK-47) in Katerynivka (government-controlled, 64km west of Luhansk) and walking north-east towards Zolote-4/Rodina (59km west of Luhansk). On 7 August, on two occasions in the same area, the SMM saw a Ukrainian Armed Forces soldier carrying an assault rifle (AK-47) and walking north-east towards Zolote-4/Rodina.
Positioned near the Stanytsia Luhanska and Petrivske disengagement areas, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in non-government-controlled areas, on 6 August, a long-range SMM unmanned aerial vehicle (UAV) spotted 14 tanks (T-72) near Ternove (57km east of Donetsk) and ten tanks (T-72) near Pokrovka (36km east of Donetsk). On 5 August, aerial imagery available to the SMM revealed the presence of 21 tanks (type undetermined) near Ternove.
The SMM observed armoured combat vehicles, anti-aircraft guns[4] and other military-type presence in the security zone. In government-controlled areas, the SMM saw an infantry fighting vehicle (IFV) (BTR-4) near Novobakhmutivka (28km north of Donetsk) and an IFV (BMP-1) in Vrubivka (72km west of Luhansk).
In non-government-controlled areas, on 6 August, a long-range SMM UAV spotted a surveillance and acquisition radar (P-19) near Rozivka (37km north-east of Donetsk), as well as an armoured personnel carrier (APC) (BTR-80) and an armoured reconnaissance vehicle (BDRM-2) near Kalmiuske (formerly Komsomolske, 42km south-east of Donetsk). On 7 August, the SMM saw three APCs (MT-LB) (two of which with an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) mounted on top) near Pervomaisk (58km west of Luhansk).
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see table below).
The SMM also continued to facilitate and monitor repair works to a water pumping station near Artema, to water distribution infrastructure in Stanytsia Luhanska and near Novotoshkivske (government-controlled 53km west of Luhansk), and to a railway station in Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk).
In Kherson, the SMM monitored an appellate hearing on the extension of pretrial detention of the former editor-in-chief of RIA Novosti Ukraine, arrested in Kyiv on 15 May on charges of high treason under Art. 111.1 of the Criminal Code of Ukraine (see SMM Daily Report 18 May 2018 and SMM Daily Report 13 July 2018). The court ruled that the defendant would remain in custody until the next hearing scheduled for 8 September 2018. Inside the courtroom, the Mission saw four National Guard officers.
The SMM continued monitoring in Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Coordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report of 7 August 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations
Denials of access:
At a checkpoint near Khreshchatytske (nongovernment-controlled, formerly Krasnoarmiiske, 86km south of Donetsk), three armed members of the armed formations denied the SMM passage, saying that “special operations” were underway in the area. The SMM noted cars passing through the checkpoint.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[5]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM did not travel north towards the bridge near governmentcontrolled Shchastia (20km north of Luhansk) due to the possible presence of mines. A member of the armed formations said that no demining had taken place during the previous 24 hours.
Conditional access:
At a checkpoint near Horlivka (nongovernment-controlled, 39km north-east of Donetsk), members of the armed formations allowed the SMM to proceed only after checking the interior of its vehicles.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
[2] Further review of imagery from SMM cameras at the DFS indicated that the projectiles, initially assessed in the SMM Daily Report of 6 August 2018 as multiple launch rocket system rounds, were fired from undetermined weapons.
[3] Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remained limited; thus, the review of the camera footage may take place days later.
[4] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[5] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.