Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области по сравнению с предыдущим отчетным периодом и не зафиксировала ни одного такого нарушения в Луганской области. Миссия уточняла сообщения о жертве среди гражданского населения в Железном. СММ продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала недавно укрепленную позицию на участке разведения в районе Золотого. Доступ Миссии оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также возле Новоазовска (откуда команда СММ была вынуждена уехать после ожидания на протяжении 5 часов, что не позволило наблюдателям посетить Новоазовск и расположенный неподалеку пункт пропуска на границе с Российской Федерацией) и на двух пунктах пропуска на границе с Российской Федерацией в Луганской области*. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода вблизи Хрустального, Миуса, Углегорска и Дебальцево. Миссия продолжала способствовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции, в том числе путем мониторинга ситуации с безопасностью в районе станции, а также проведению ремонтных работ и технического обслуживания на насосной станции в районе Артема.
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], включая примерно 90 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зафиксировано около 170 взрывов.
Так, вечером 2 и ночью 3 августа камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 9 взрывов неопределенного происхождения, 97 снарядов (примерно половина из них с северо-запада на юго-восток) и 5 очередей — все в 0,3–4 км к югу.
Поздно вечером 2 и ночью 3 августа камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) зафиксировала 22 взрыва неопределенного происхождения, 175 снарядов (преимущественно с запада на восток), 4 осветительные ракеты и 1 вспышку дульного пламени — все в 1–4 км к северу.
В Луганской области СММ не зафиксировала ни одного нарушения режима прекращения огня, тогда как в течение предыдущего отчетного периода было зафиксировано 4 взрыва.
Миссия уточняла сообщения о пострадавшем гражданском лице. 3 августа в н. п. Железное (подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка) женщина (80 лет) сообщила наблюдателям, что около полудня 8 июня она почувствовала острую боль в правом плече, после чего пошла к соседу, вызвавшему для нее скорую помощь. Женщина показала шрам на плече, а также пробоину в юго-восточном окне гостиной ее квартиры, расположенной на первом этаже дома на улице Папанина в Железном. 10 июня медперсонал больницы в н. п. Торецк (быв. Дзержинск, подконтрольный правительству, 43 км к северу от Донецка) сообщил команде Миссии, что 8 июня в больницу поступила женщина с непроникающим пулевым ранением правого плеча.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ СММ на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Осуществляя мониторинг возле всех трех участков разведения, Миссия не зафиксировала там нарушений режима прекращения огня. На участке разведения в районе Золотого наблюдатели видели позицию Вооруженных сил Украины, которую недавно укрепили мешками с песком и бревнами, а также три зеленых ящика (похожие на ящики для хранения боеприпасов для стрелкового оружия) неподалеку.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
2 августа в неподконтрольных правительству районах беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия зафиксировал такие нарушения линий отвода: 6 реактивных систем залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122 мм), которые двигались в северном направлении в составе колоны недалеко от н. п. Хрустальный (быв. Красный Луч, 56 км к юго-западу от Луганска), 6 РСЗО (БМ-21), двигавшихся в южном направлении по автодороге М03 возле н. п. Миус (65 км к юго-западу от Луганска), 6 буксируемых гаубиц (Д-30 «Лягушка», 122 мм), которые двигались в составе колоны вблизи н. п. Углегорск (49 км к северо-востоку от Донецка), и 1 самоходную гаубицу (2С1 «Гвоздика», 122 мм) в районе н. п. Дебальцево (58 км к северо-востоку от Донецка).
2 августа за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольном правительству районе мини-БПЛА СММ обнаружил 1 зенитный ракетный комплекс (9К35 «Стрела-10», 120 мм) возле н. п. Гранитное (78 км к юго-западу от Донецка). 3 августа наблюдатели видели 4 РСЗО (БМ-21) и 1 зенитный ракетный комплекс (9К35) вблизи н. п. Ровнополь (86 км к западу от Донецка), а также 8 РСЗО (БМ-21) недалеко от н. п. Передовое (68 км к юго-западу от Донецка).
2 августа за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 6 буксируемых гаубиц (Д-30) и 1 танк (Т-64) в районе Хрустального.
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины[3] в пределах зоны безопасности. 2 августа в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 18 боевых бронированных машин (типа БМП) недалеко от н. Фащевка (60 км к юго-западу от Луганска).
Команда СММ видела знак, предупреждающий о минной опасности, примерно в 200 метрах от домов в н. п. Славное (подконтрольный правительству, 26 км к юго-западу от Донецка), на обочине дороги возле поля. Это был красный прямоугольник с изображением белого черепа и скрещенных костей и надписью «Опасно Мины» на английском языке. Местные жители рассказали, что в этих домах никто не живет, а также добавили, что поля неподалеку заминированы с 2014 года.
СММ продолжала способствовать обеспечению функционирования ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Осуществляя наблюдение в районах возле ДФС, наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня, невзирая на предоставленные четкие гарантии безопасности (см. выше и таблицу нарушений режима прекращения огня в приложении). Миссия также продолжала содействовать проведению и осуществляла мониторинг ремонтных работ на Петровской водонасосной станции вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска).
Команда СММ наблюдала за собранием при участии примерно 50 человек (преимущественно женщины старшего возраста) в Станице Луганской. Некоторые из них рассказали, что они расстроены из-за продолжительного времени ожидания для перехода через расположенный неподалеку КПВВ. По словам командира Государственной пограничной службы Украины, КПВВ ежедневно пересекают 11 000 человек, что существенно превышает его пропускную способность — 3 000 человек.
Наблюдатели посетили три приграничных района, которые не контролируется правительством. В пункте пропуска на границе возле н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска) на протяжении 2 минут, прежде чем член вооруженных формирований сказал наблюдателям покинуть этот район*, команда СММ видела, что в Украину въехали 1 тентованный грузовик (с табличками «ЛНР») и 2 автобуса (с украинскими номерными знаками).
Находясь в пункте пропуска вблизи н. п. Верхнегарасимовка (57 км к юго-востоку от Луганска) на протяжении 25 минут, члены патруля Миссии видели, что в Украину вошли 2 женщины и 6 мужчин (от 30 до 35 лет), а из Украины вышли 2 женщины и 2 мужчин (от 50 до 59 лет).
В пункте пропуска недалеко от н. п. Северный (50 км к юго-востоку от Луганска) на протяжении 5 минут, прежде чем член вооруженных формирований сказал наблюдателям покинуть этот район*, команда Миссии видела, что из Украины вышли мужчина и женщина (от 50 до 59 лет).
СММ продолжила наблюдение за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Вооруженные члены вооруженных формирований вновь отказали патрулю СММ в проезде через блокпост возле н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 102 км к юго-востоку от Донецка), ссылаясь на приказы «командира». Таким образом команде Миссии не удалось попасть в Новоазовск и расположенный неподалеку пункт пропуска на границе с Российской Федерацией (примерно в 10 км к востоку от блокпоста). Патруль ожидал на блокпосте более 5 часов, прежде чем уехать обратно. Команда Миссии видела многочисленные гражданские автомобили, проезжающие через блокпост, в том числе в определенный момент два внедорожника с мигалками и 2 седана (все без номерных знаков), которые проехали через блокпосты в направлении границы.
В пункте пропуска на границе вблизи Изварино мужчина в одежде военного типа вновь требовал, чтобы патруль Миссии покинул этот район.
В пункте пропуска на границе возле Северного мужчина в одежде военного типа вновь требовал, чтобы патруль Миссии покинул этот район.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Невооруженный член вооруженных формирований, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Член вооруженных формирований на блокпосте вооруженных формирований, расположенном на южной стороне моста в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска), сообщил наблюдателям, что дорога, проходящая на север к Счастью, разминирована не была. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным. Соответственно, просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 3 August 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region compared with the previous reporting period and none in Luhansk region. The Mission followed up on a civilian casualty in Zalizne. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske, and observed a recently fortified position in the disengagement area near Zolote. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas, as well as near Novoazovsk (where the SMM was turned back after waiting for five hours, preventing it from accessing Novoazovsk and the nearby border crossing point on the border with the Russian Federation) and at two border crossing points on the border with the Russian Federation in Luhansk region.* The Mission observed weapons in violation of withdrawal lines near Khrustalnyi, Mius, Vuhlehirsk and Debaltseve. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring the security situation around the station, as well as repairs and maintenance works to a pumping station near Artema.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations,[1] including about 90 explosions, compared with the previous reporting period (about 170 explosions).
On the evening and night of 2-3 August, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded nine undetermined explosions, 97 projectiles in flight (about half from north-westerly directions to south-easterly directions) and five bursts, all 0.3-4km south.
On the evening and night of 2-3 August, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) recorded 22 undetermined explosions, 175 projectiles in flight (most from west to east), four illumination flares and a muzzle flash, all 1-4km north.
In Luhansk region, the SMM recorded no ceasefire violations. In the previous reporting period, the SMM recorded four explosions.
The SMM followed up on reports of a civilian casualty. On 3 August, in Zalizne (government-controlled, 42km north-east of Donetsk), a woman (80 years old) told the SMM that on 8 June at around noon, she felt a sharp pain in her right shoulder and went to her neighbour, who called her an ambulance. The woman showed the SMM a scar on her shoulder as well as a hole in a south-east-facing window in the living room of her ground-floor apartment on Papanina Street in Zalizne. On 10 June, medical staff at a hospital in Toretsk (formerly Dzerzhynsk, government-controlled, 43km north of Donetsk) told the SMM that the woman had been admitted on 8 June with a non-penetrating bullet wound to her right shoulder.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
Positioned near all three disengagement areas, the SMM did not observe any ceasefire violations. Inside the Zolote disengagement area, the SMM saw a Ukrainian Armed Forces position which was recently fortified with sandbags and logs, as well as three green small-arms-ammunition-type boxes nearby.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas on 2 August, an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted six multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm) travelling north in convoy near Khrustalnyi (formerly Krasnyi Luch, 56km south-west of Luhansk), six MLRS (BM-21) driving south on road M03 near Mius (65km south-west of Luhansk), six towed howitzers moving in convoy (D-30 Lyagushka, 122mm) near Vuhlehirsk (49km north-east of Donetsk) and a self-propelled howitzer (2S1 Gvozdika, 122mm) near Debaltseve (58km north-east of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside of designated storage sites in a government-controlled area on 2 August, an SMM mini-UAV spotted a surface-to-air missile system (9K35 Strela‑10, 120mm) near Hranitne (78km south-west of Donetsk). On 3 August, the SMM saw four MLRS (BM-21) and a surface-to-air missile system (9K35) near Rivnopil (86km west of Donetsk) as well as eight MLRS (BM-21) near Peredove (68km south-west of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside of designated storage sites in a non-government-controlled area on 2 August, an SMM long-range UAV spotted six towed howitzers (D-30) and a tank (T-64) near Khrustalnyi.
The SMM observed armoured combat vehicles[3] in the security zone. In non-government-controlled areas on 2 August, an SMM long-range UAV spotted 18 infantry fighting vehicles (BMP variants) near Fashchivka (60km south-west of Luhansk).
The SMM observed a mine hazard sign approximately 200m from houses in Slavne (government-controlled, 26km south-west of Donetsk), at the edge of a road near a field. The sign was a red rectangle displaying a white skull-and-crossbones and the text “Danger Mines!” in English. Local residents told the SMM that these houses were inhabited and the nearby fields had been mined since 2014.
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see above and table below for details). The SMM also continued to facilitate and monitor repairs to the Petrivske water pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk).
The SMM observed a gathering of approximately 50 people (mainly elderly women) in Stanytsia Luhanska. Some of them told the SMM that they were upset about lengthy waiting times required to cross the nearby entry-exit checkpoint. According to a commander of the State Border Guard Service, 11,000 people cross the entry-exit checkpoint daily – well above its capacity of 3,000.
The SMM visited three border areas outside of government control. While at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk) for two minutes, the SMM saw a covered cargo truck (with “LPR” plates) and two buses (with Ukrainian licence plates) entering Ukraine before a member of the armed formations told the SMM to leave the area.*
While at a border crossing point near Verkhnoharasymivka (57km south-east of Luhansk) for 25 minutes, the SMM saw two women and six men (in their early thirties) entering Ukraine and two women and two men (in their fifties) exiting Ukraine.
While at a border crossing point near Sievernyi (50km south-east of Luhansk) for five minutes, the SMM saw a man and a woman (in their fifties) exiting Ukraine before a member of the armed formations told the SMM to leave the area.*
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial:
Armed members of the armed formations again prevented the SMM from passing through a checkpoint near Novoazovsk (non-government-controlled, 102km south-east of Donetsk), citing orders from a “superior,” thus preventing the SMM from accessing Novoazovsk and the nearby border crossing point on the border with the Russian Federation (approximately 10km east of the checkpoint). The SMM waited at the checkpoint for over five hours before turning back. The SMM observed numerous civilian cars passing through the checkpoint, including, at one point, two SUVs with rotation lights and two sedan vehicles, none bearing licence plates, which passed through the checkpoints in the direction of the border.
At the border crossing point near Izvaryne, a man in military style clothing again demanded that the SMM leave the area.
At the border crossing point near Sievernyi, a man in military style clothing again demanded that the SMM leave the area.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC. [4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An unarmed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
At a checkpoint of the armed formations on the southern side of the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk), a member of the armed formations told the SMM that mines had not been cleared on the road leading north toward Shchastia. The SMM did not consider it safe to proceed.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report.
[2] Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remained limited; thus, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.