Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Возле Христово в направлении беспилотного летательного мини-аппарата (БПЛА) СММ стреляли из стрелкового оружия; во время осуществления полета другого БПЛА СММ недалеко от Муратово отмечалось глушения сигнала. Миссия зафиксировала свежие повреждения гражданского объекта вследствие обстрела в Кряковке. Наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня в пределах участка разведения сил и средств в районе Золотого, в частности в 200–500 метрах от патруля СММ. Доступ Миссии оставался ограниченным как на всех трех участках разведения, так и в других районах, в частности в Новоласпе, вновь в Заиченко и Безыменном, а также возле Новоазовска и Изварино, вблизи границы с Российской Федерацией*. СММ продолжала способствовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции. Миссия содействовала соблюдению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг для обеспечения проведения ремонтных работ на инфраструктуре водоснабжения в Луганской области и в жилых домах в Авдеевке. СММ также способствовала диалогу для проведения оценок по ремонтным работам на газораспределительной станции в Красногоровке, Южнодонбасском водопроводе между Авдеевкой и Ясиноватой, а также на свиноферме «Бахмутского Аграрного Союза» в Новолуганском.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав при этом меньше взрывов (примерно 110 взрывов), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (около 120 взрывов).
Так, вечером 27 и ночью 28 августа камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала около 35 взрывов неопределенного происхождения, примерно 150 снарядов, 3 осветительные ракеты и 1 вспышку дульного пламени — все в 0,5–4 км в секторе от юго-востока до юго-запада.
Вечером 27 и рано утром 28 августа в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали 62 взрыва (10 оценены как выстрелы, а остальные — неопределенного происхождения) и около 120 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–6 км к юго-востоку и югу.
Поздно вечером 27 и ночью 28 августа камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) зафиксировала 26 снарядов и 3 осветительные ракеты — все в 1–4 км к востоко-северо-востоку, востоку и востоко-юго-востоку.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, около 40 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (0 взрывов).
Находясь в северо-западной части н. п. Христово (неподконтрольный правительству, 18 км к северу от Луганска), во время осуществления полета беспилотного летательного мини-аппарата (БПЛА) СММ наблюдатели слышали 15 выстрелов из стрелкового оружия, произведенных с юга, по оценке, в направлении БПЛА*. Мини-БПЛА СММ пролетал в 2,2 км к югу от патруля Миссии на высоте примерно 77 метров, когда наблюдатели услышали огонь из стрелкового оружия, после чего они благополучно вернули БПЛА. На расположенном неподалеку блокпосте вооруженных формирований вооруженный мужчина извинился за произошедший инцидент.
Миссия зафиксировала свежие повреждения гражданского объекта в н. п. Кряковка (подконтрольный правительству, 38 км к северо-западу от Луганска). На ул. Гагарина, 25, наблюдатели видели большую свежую пробоину в западной части крыши одноэтажного дома, а также фрагменты асбестовых кровельных плит на земле. Члены патруля СММ видели большие пробоины в южной стене расположенного неподалеку курятника и южной части крыши расположенной неподалеку деревянной хозяйственной постройки. Примерно в 250 метрах к северу от дома наблюдатели видели деревья с недавно обломанными ветками, по оценке, вследствие попадания осколков. По их оценке, все повреждения были вызваны огнем из вооружения неустановленного типа с южного направления. Житель дома (мужчина 52 лет) рассказал, что он работал возле дома, когда 26 августа, примерно в 18:45, он услышал звуки обстрела и снаряды пролетели над его головой, попав севернее его дома. Он добавил, что побежал в подвал, после чего услышал, как в его дом попал снаряд.
СММ продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ СММ на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Находясь на южном краю участка разведения в районе Золотого вблизи блокпоста вооруженных формирований и готовясь запустить мини-БПЛА СММ во второй раз, команда Миссии слышала выстрел из стрелкового оружия примерно в 0,2–1 км к северу, а затем 3 выстрела и 2 очереди из стрелкового оружия ориентировочно в 200–500 метрах к северу (все, по оценке, произведены на участке разведения). Патруль СММ забрал мини-БПЛА и покинул этот район.
Патрулируя на западной окраине н. п. Первомайск (неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали 4 взрыва неопределенного происхождения в 4–6 км к северо-северо-востоку (по оценке, на участке разведения в районе Золотого).
Осуществляя мониторинг на участке разведения в районе Станицы Луганской и вблизи участка разведения в районе Петровского, Миссия отметила там спокойную обстановку.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
27 августа за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 8 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) возле н. п. Новооленевка (48 км к северо-западу от Донецка) и 4 зенитных ракетных комплекса (9К35 «Стрела-10») возле н. п. Тарасовка (43 км к северо-западу от Донецка), в жилом районе примерно в 100 метрах от покинутого здания школы (см. Ежедневный отчет СММ от 14 июня 2018 года). В тот же день мини-БПЛА СММ обнаружил 5 буксируемых гаубиц (2А65 «Мста-Б», 152 мм) к юго-востоку от н. п. Новомайорское (64 км к юго-западу от Донецка).
За линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе члены патруля Миссии видели 4 танка (Т-64) вблизи полигона в н. п. Мирное (28 км к юго-западу от Луганска).
СММ зафиксировала наличие боевых бронированных машин и зенитной установки[3] в зоне безопасности. 27 августа в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 4 бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ-2) к юго-востоку от н. п. Белая Гора (54 км к северу от Донецка), 1 боевую машину пехоты (БМП-2) возле н. п. Торецк (быв. Дзержинск, 43 км к северу от Донецка), 2 бронетранспортера (МТ-ЛБ) и 1 военный грузовик (вероятно, с зенитной установкой (ЗУ-23, 23 мм) в кузове) в районе н. п. Вершина (63 км к северо-востоку от Донецка), а также 3 бронетранспортера (типа БТР) к северу от н. п. Шумы (41 км к северу от Донецка).
Миссия зафиксировала недавно продленные траншеи на передовых позициях. 28 августа мини-БПЛА СММ обнаружил новое продление траншеи протяженностью 110 метров, проходящее с востока на запад примерно в 3 км к северу от н. п. Сентяновка (быв. Фрунзе, неподконтрольный правительству, 44 км к западу от Луганска) и ориентировочно в 5 км к югу от н. п. Крымское (подконтрольный правительству, 42 км к северо-западу от Луганска) (не зафиксировано по данным воздушного наблюдения от 16 августа 2018 года), а также другую новую траншею протяженностью 50 метров ориентировочно в 400 метрах к западу от первой траншеи (не зафиксирована по данным воздушного наблюдения от 6 августа 2018 года). Обе новые траншеи проходят к югу от автодороги Т1303 в неподконтрольном правительству районе. На северной обочине автодороги Т1303 команда Миссии видела новое 170-метровое продление существующей траншеи, по оценке, принадлежащей Вооруженным силам Украины (не зафиксирована по данным воздушного наблюдения от 16 августа 2018 года). Позиции сторон в данном районе находятся в 500 метрах одна от другой.
СММ зафиксировала наличие мин. 26 августа БПЛА СММ среднего радиуса действия впервые обнаружил 38 предположительно противотанковых мин (ТМ-62), заложенных на поверхности на северной, восточной и южной сторонах автозаправочной станции вблизи передовых позиций Вооруженных сил Украины, расположенных к югу от н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка), в дополнение к 170 ранее зафиксированным противотанковым минам (см. Ежедневный отчет СММ от 10 апреля 2018 года). Тот же БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 15 противотанковых мин (ТМ-62) к северу от блокпоста Вооруженных сил Украины на автодороге Н15.
Миссия зафиксировала проведение работ, связанных с разминированием. Находясь в н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка), наблюдатели видели сотрудников Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, которые проводили работы по разминированию на примерно 100-метровом участке автодороги Н20 до ДФС. Вблизи н. п. Ломакино (подконтрольный правительству, 15 км к северо-востоку от Мариуполя) команда Миссии видела 3 мужчин в одежде с логотипом международной организации по разминированию, которые осматривали обочину автодороги. Один из мужчин сообщил, что, начиная с 1 сентября, они будут извлекать мины в расположенном неподалеку поле.
СММ уточняла ситуацию на КПВВ в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка), который закрыт с 23 августа. В течение часа наблюдатели видели, что КПВВ открыт, а также что около 40 автомобилей и примерно 350 пешеходов, следовавших в обоих направлениях (см. Ежедневный отчет СММ от 28 августа 2018 года).
Миссия продолжала способствовать обеспечению функционирования ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Осуществляя наблюдение в районах возле ДФС, СММ зафиксировала нарушения режима прекращения огня, невзирая на предоставленные четкие гарантии безопасности (см. таблицу нарушений режима прекращения огня в приложении).
Миссия способствовала соблюдению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг для обеспечения проведения ремонтных работ на Петровской насосной станции возле н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска), узле водоканала в Станице Луганской и водопроводе в районе Золотого. Миссия продолжала способствовать соблюдению режима прекращения огня и осуществлять мониторинг для обеспечения проведения ремонтных работ в жилых домах в н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка) и способствовала диалогу для проведения оценок ремонтных работ на свиноферме «Бахмутского Аграрного Союза» неподалеку от н. п. Новолуганское (подконтрольный правительству, 53 км к северо-востоку от Донецка), газораспределительной станции вблизи н. п. Красногоровка (подконтрольный правительству, 21 км к западу от Донецка, а также Южнодонбасском водопроводе между н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северо-западу от Донецка) и н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северу от Донецка).
Наблюдатели посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством*. Находясь на протяжении около 50 минут в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Должанское (84 км к юго-востоку от Луганска), члены патруля СММ видели, что из Украины выехали 5 автомобилей (все с российскими номерными знаками), а в Украину въехали 3 автомобиля (все с российскими номерными знаками).
Когда команда Миссии находилась в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска) в течение почти 20 минут, два члена вооруженных формирований по отдельности сказали наблюдателям покинуть этот район*.
СММ продолжила наблюдение за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Два вооруженных члена вооруженных формирований на блокпосте, расположенном в 800 метрах к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя), вновь остановили патруль Миссии и отказали наблюдателям в проезде в западном направлении к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и в южном направлении к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), ссылаясь на «безопасность СММ».
Два вооруженных члена вооруженных формирований на блокпосте, расположенном возле н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 102 км к юго-востоку от Донецка), вновь отказали патрулю Миссии в проезде, ссылаясь на «проведение комплекса мероприятий в этом районе».
Пять вооруженных членов вооруженных формирований на блокпосте, расположенном на автодороге Е58 примерно в 3 км к западу от н. п. Безыменное (неподконтрольный правительству, 30 км к востоку от Мариуполя), вновь отказали патрулю СММ в проезде в западном направлении, ссылаясь на «проведение комплекса мероприятий».
Вооруженный член вооруженных формирований в н. п. Новоласпа (неподконтрольный правительству, 50 км к югу от Донецка) не дал команде СММ провести патрулирование в данном районе.
Два члена вооруженных формирований в пункте пропуска на границе вблизи Изварино по отдельности сказали наблюдателям покинуть этот район, ссылаясь на «указания», в соответствии с которыми патрулям Миссии необходимо получить разрешение, прежде чем осуществлять мониторинг в данном районе.
27 августа офицер Вооруженных сил Украины на заставе, размещенной на административной границе возле н. п. Сиваш (163 км к юго-востоку от Херсона), сообщил патрулю Миссии, что наблюдатели не могут получить доступ к данному району, ссылаясь на приказы своего командира.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
Осуществляя полет мини-БПЛА СММ возле Христово, члены патруля Миссии слышали 15 выстрелов из стрелкового оружия, по их оценке, произведенных в направлении БПЛА. Наблюдатели благополучно вернули БПЛА и покинули этот район.
Осуществляя полет БПЛА СММ среднего радиуса действия вблизи н. п. Муратово (подконтрольный правительству, 50 км к северо-западу от Луганска), команда Миссии временно потеряла управление БПЛА из-за помех. Осуществляя полет мини-БПЛА СММ в этом районе несколько позже, наблюдатели потеряли связь с БПЛА и управление беспилотником из-за помех, по оценке, вызванных глушением сигнала. Команда Миссии запустила другой мини-БПЛА, чтобы найти потерянный аппарат[5].
Представитель компании в н. п. Алчевск (неподконтрольный правительству, 40 км к западу от Луганска) сообщил СММ, что они встретятся с сотрудниками Миссии только после получения письменного разрешения от вооруженных формирований в Луганске, а также при условии присутствия вооруженных формирований на встрече.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным. Соответственно, просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[5] Помехи могли создаваться из любой точки в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 28 August 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions, compared with the previous reporting period. Small-arms fire was directed at an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) near Khrystove and another SMM mini-UAV experienced jamming near Muratove. The Mission saw fresh damage from shelling to a civilian property in Kriakivka. The SMM heard ceasefire violations inside the Zolote disengagement area, including 200-500m from the SMM. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas and elsewhere, including in Novolaspa, as well as again in Zaichenko, Bezimenne, and near Novoazovsk and Izvaryne, both near the border with the Russian Federation.* The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station. It facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to water infrastructure in Luhansk region and repairs to residential houses in Avdiivka. The Mission also facilitated dialogue for repair work assessments at the gas distribution station in Krasnohorivka, South Donbas water pipeline between Avdiivka and Yasynuvata and the Bakhmut Agrarian Union pig farm in Novoluhanske.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including, however, fewer explosions (about 110 explosions), compared with the previous reporting period (about 120 explosions).
On the evening and night of 27 August, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded about 35 undetermined explosions, about 150 projectiles in flight, three illumination flares and a muzzle flash, all 0.5-4km at directions ranging from south-east to south-west.
On the evening of 27 August and early morning of 28 August, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard 62 explosions (ten assessed as outgoing and the remainder undetermined) and about 120 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-6km south-east and south.
On the evening and night of 27-28 August, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) recorded 26 projectiles in flight and three illumination flares, all 1-4km east-north-east, east an east-south-east.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including about 40 explosions, compared with the previous reporting period (no explosions).
Positioned in north-western Khrystove (non-government-controlled, 18km north of Luhansk) while conducting a mini-unmanned aerial vehicle (UAV) flight, the SMM heard 15 shots of small-arms fire, which it assessed as aimed at the UAV, from a southerly direction.* The SMM mini-UAV was flying 2.2km south of the patrol at an altitude of about 77m when the SMM heard the small-arms fire and then recalled the UAV safely. At a nearby checkpoint of the armed formations, an armed man apologized for the incident.
The SMM observed fresh damage to a civilian property in Kriakivka (government-controlled, 38km north-west of Luhansk). At 25 Haharina Street, the SMM saw a fresh large hole on the western side of a roof of a single-storey house and a number of asbestos roof-tile pieces on the ground. The SMM saw large holes on the south-facing wall of a nearby chicken coop and the southern side of the roof of a nearby wooden barn. About 250m north of the house, the SMM observed trees with branches that had been freshly severed, assessed as by shrapnel. The SMM assessed that all of the damage was caused by undetermined weapon(s) fired from a southerly direction. A resident of the house (male, 52 years old) told the SMM that he had been working outside his house around 18:45 on 26 August when he had heard shelling with rounds flying over his head and impacting north of his house. He said that he had run to the cellar and then had heard a projectile hit his house.
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
Positioned on the southern edge of the Zolote disengagement area near a checkpoint of the armed formations and preparing to launch for a second time an SMM mini-UAV, the SMM heard a shot of small-arms fire, approximately 0.2-1km north followed by three shots and two bursts of small-arms fire 200-500m north, all assessed as fired from within the disengagement area. The SMM collected the mini-UAV and left the area.
Positioned on the western edge of Pervomaisk (non-government-controlled, 58km west of Luhansk), the SMM heard four undetermined explosions 4-6km north-north-east of its position, assessed as inside the Zolote disengagement area.
Positioned in the Stanytsia Luhanska disengagement area and near the Petrivske disengagement area, the SMM noted calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, on 27 August, an SMM long-range UAV spotted eight self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) near Novoolenivka (48km north-west of Donetsk) and four surface-to-air missile systems (9K35 Strela-10) near Tarasivka (43km north-west of Donetsk) in a residential area about 100m from an abandoned school building (see SMM Daily report 14 June 2018). On the same day, an SMM mini-UAV spotted five towed howitzers (2A65 Msta-B, 152mm) south-east of Novomaiorske (64km south-west of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in a non-government-controlled area, the SMM saw four tanks (T-64) near a training area in Myrne (28km south-west of Luhansk).
The SMM observed armoured combat vehicles and an anti-aircraft gun[3] in the security zone. In government-controlled areas, on 27 August, an SMM long-range UAV spotted four armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2) south-east of Bila Hora (54km north of Donetsk), an infantry fighting vehicle (BMP-2) near Toretsk (formerly Dzerzhynsk, 43km north of Donetsk), two armoured personnel carriers (APC) (MT-LB) and a military truck with a probable anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) in the rear of the truck near Vershyna (63km north-east of Donetsk) and three APCs (BTR variants) north of Shumy (41km north of Donetsk).
The SMM observed the recent expansion of trenches at forward positions. On 28 August, an SMM mini-UAV spotted a new 110m trench extension running east to west about 3km north of Sentianivka (formerly Frunze, non-government-controlled, 44km west of Luhansk) and about 5km south of Krymske (government-controlled, 42km north-west of Luhansk), (not visible on imagery from 16 August 2018), as well as another new 50m trench about 400m west of the previous trench (not visible in imagery from 6 August 2018). Both new trenches are south of road T1303 in a non-government-controlled area. On the northern side of road T1303, the SMM spotted a new 170m extension of an existing trench assessed as belonging to the Ukrainian Armed Forces (not visible on imagery from 16 August 2018). The positions of the sides in this area are within 500m of each other.
The SMM observed the presence of mines. On 26 August, an SMM mid-range UAV spotted for the first time 38 probable anti-tank mines (TM-62) surface laid on the northern, eastern, and southern sides of a fuel station near forward positions of the Ukrainian Armed Forces south of Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk), which are an extension of 170 previously observed anti-tank mines (see SMM Daily Report 10 April 2018). The same mid-range UAV spotted 15 anti-tank mines (TM-62) just north of a Ukrainian Armed Forces checkpoint on road H-15.
The SMM observed demining-related activities. Positioned in Kamianka (government-controlled, 20km north of Donetsk), the SMM observed Ukrainian State Emergency Services personnel demine about 100m of road H20 up to the DFS. Near Lomakyne (government-controlled, 15km north-east of Mariupol) the SMM saw three men wearing clothes with the logo of an international demining organization surveying the side of the road. One of the men told the SMM that they would conduct mine clearance of the nearby field starting on 1 September.
The SMM followed up on the situation at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk), which had been closed since 23 August. Over the course of one hour, the SMM observed that the entry-exit checkpoint was open and saw about 40 vehicles and approximately 350 pedestrians traveling in both directions. (See SMM Daily Report 28 August 2018.)
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the station, the SMM recorded ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see the table below).
The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repair works to the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk), a water channel junction in Stanytsia Luhanska and a water pipeline near Zolote. The Mission continued to facilitate and monitor adherence to the ceasefire to enable repairs to residential houses in Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk) and facilitated dialogue in support of assessments on repair works at the Bakhmut Agrarian Union’s pig farm near Novoluhanske (government-controlled, 53km north-east of Donetsk), a gas distribution station near Krasnohorivka (government-controlled, 21km west of Donetsk) and the South Donbas water pipeline between Avdiivka (government-controlled, 17km north-west of Donetsk) and Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north of Donetsk).
The SMM visited two border areas not under government control.* While at a border crossing point near Dovzhanske (84km south-east of Luhansk) for about 50 minutes, the SMM saw five cars exiting Ukraine (all with Russian Federation licence plates) and three cars entering Ukraine (all with Russian Federation licence plates).
While at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk) for almost 20 minutes, two members of the armed formations separately told the SMM to leave the area.*
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a checkpoint 800m north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), two armed members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), citing “the SMM’s security”.
At a checkpoint near Novoazovsk (non-government-controlled, 40km east of Donetsk) two armed members of the armed formations again denied the SMM passage, citing “an ongoing operation in the area”.
At a checkpoint about 3km west of Bezimenne (non-government-controlled, 30km east of Mariupol) on road E58, five armed members of the armed formations again prevented the SMM from continuing west, citing an “ongoing operation”.
In Novolaspa (non-government-controlled, 50km south of Donetsk), the SMM was prevented by an armed member of the armed formations to patrol in the area.
At a border crossing point near Izvaryne two members of the armed formations separately told the SMM to leave the area, citing “instructions” that the SMM is required to seek permission prior to monitoring in the area.
On 27 August, at a security post along the ABL near Syvash (163km southeast of Kherson), a Ukrainian Armed Forces officer told the SMM that it could not access the area, citing orders from his commander.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
While conducting a miniUAV flight near Khrystove, the SMM heard 15 shots of small-arms fire, assessed as fired in the direction of the UAV. The SMM safely recalled the UAV and left the area.
While conducting a midrange UAV flight near Muratove (government-controlled, 50km north-west of Luhansk), the SMM temporarily lost control of the UAV due to signal interference. While conducting an SMM mini-UAV flight in the same area shortly after, the SMM lost contact with and control of the UAV due to signal interference, assessed as due to jamming. The SMM launched another mini-UAV in order to locate the lost asset.[5]
A representative of a company in Alchevsk (non-government-controlled, 40km west of Luhansk) told the SMM that they would only meet with the SMM following written permission from the armed formations in Luhansk as well as attendance by the armed formations at the meeting.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
[2] Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited; thus, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.
[5] The interference could have originated from anywhere in a radius of several kilometres of the UAV’s position.