Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение их количества в Луганской области по сравнению с предыдущими сутками. Миссия подтвердила информацию о трех жертвах среди гражданского населения в Зайцево и Горловке. Наблюдатели видели недавние повреждения гражданских объектов, вызванные обстрелом из легкого вооружения, в жилом районе Старомихайловки. СММ видела новую позицию и траншею в пределах участка разведения сил и средств в районе Золотого, принадлежащие, по оценке, Вооруженным силам Украины. Команда Миссии слышала нарушения режима прекращения огня вблизи участка разведения в районе Станицы Луганской. Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также вновь в Заиченко и вблизи Новоазовска, неподалеку от границы с Российской Федерацией*. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода вблизи Водяного. По наблюдениям Миссии, контрольный пункт въезда-выезда в Майорске оставался закрытым. СММ продолжала способствовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции. Миссия содействовала соблюдению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг для обеспечения проведения ремонтных работ на инфраструктуре водоснабжения в Луганской области, а также ремонта в жилых домах в Авдеевке.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, приблизительно 120 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками (около 70 взрывов).
Так, вечером 26 августа камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка), зафиксировала 36 взрывов неопределенного происхождения, ориентировочно 100 снарядов, 3 очереди и 1 осветительную ракету — все в 1–4 км в секторе от юго-востока до юго-запада.
Вечером 26 августа, ведя наблюдение в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), команда Миссии слышала 8 взрывов неопределенного происхождения и около 70 выстрелов и очередей из стрелкового оружия — все на расстоянии 3–8 км к востоку и юго-востоку. На следующий день, пребывая в том же населенном пункте, наблюдатели слышали ориентировочно 70 взрывов неопределенного происхождения в 2–6 км к востоку и юго-востоку.
27 августа, находясь в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка), члены патруля Миссии слышали 4 очереди из стрелкового оружия в 1 км к юго-востоку, по оценке, в связи с учениями с боевой стрельбой в зоне безопасности, что является нарушением решения Трехсторонней контактной группы от 3 марта 2016 года о запрете проведения учений с боевой стрельбой в зоне безопасности.
В Луганской области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, при этом не зафиксировав ни одного взрыва, по сравнению с предыдущими сутками (примерно 10 взрывов).
Миссия подтвердила информацию о трех жертвах среди гражданского населения в Зайцево и Горловке в мае и июне 2018 года. В первом случае, медработники городской больницы №2 в Горловке сообщили наблюдателям о том, что 8 июня из н. п. Зайцево (50 км к северо-востоку от Донецка) к ним доставили мужчину (в возрасте 31-39 лет) с пулевым ранением грудной клетки. Команда СММ поговорила по телефону с этим мужчиной, который сказал, что был ранен во второй половине дня 8 июня на приусадебном участке своего дома, расположенного на ул. Есенина в Зайцево. Сосед раненного мужчины по телефону сообщил наблюдателям, что 8 июня он видел, как его сосед лежал на земле на приусадебном участке его дома.
Во втором случае, 4 июля представитель местной общины в Зайцево сообщил СММ, что 15 июня во время обстрела получила ранения женщина (в возрасте 81–89 лет), находившаяся возле своего дома. В тот же день дочь пострадавшей проинформировала наблюдателей по телефону о том, что ее мать (в возрасте 81–89 лет) была ранена во время обстрела, произошедшего вечером 15 июня, когда она пребывала возле своего дома на улице Брусилова в Зайцево, и впоследствии была доставлена в городскую больницу №2 в Горловке. 27 августа медперсонал городской больницы №2 в Горловке сообщил Миссии, что 15 июня вышеупомянутая женщина была доставлена к ним с многочисленными осколочными ранениями лица, правого плеча, правого бедра и левой голени.
В третьем случае, 27 августа медработники больницы №2 в Горловке сообщили наблюдателям о том, что 13 мая к ним доставили мужчину (в возрасте от 41 до 49 лет) с раздробленным правым плечом. Сосед пострадавшего мужчины сообщил, что 13 мая он видел, что во время обстрела, когда мужчина со своей семьей спускались в подвал своего дома на ул. Полосухина в северо-западной части Горловки, в западный скат крыши попал снаряд, фрагменты которого впоследствии попали в мужчину и ранили его. На месте происшествия команда Миссия видела, что фасад дома был поврежден.
В течение двух последних месяцев медработники городской больницы № 2 в Горловке неоднократно отказывались предоставлять СММ информацию.
Наблюдатели видели свежие повреждения гражданских объектов в жилом районе н. п. Старомихайловка (неподконтрольный правительству, 15 км к западу от Донецка). На ул. Ленина, 101, наблюдатели видели 30-см пробоину в западном углу кирпичной стены одноэтажного дома. По их оценке, она образовалась вследствие огня с западного направления, однако определить тип примененного вооружения не удалось. Мужчина, представившийся соседом, сообщил членам патруля СММ, что обстрел в этом районе произошел вечером 24 августа (также см. Ежедневный отчет СММ от 27 августа 2018 года).
СММ продолжает осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
25 августа беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ среднего радиуса действия зафиксировал трех мужчин в одежде военного типа в пределах участка разведения в районе Золотого, примерно в 160 метрах от южного и в 780 метрах от восточного края этого участка разведения. В тот же день мини-БПЛА СММ обнаружил новую позицию и систему траншей протяженностью 15 метров к западу от автодороги Т1316 на участке разведения, ориентировочно в 1 км от его северного края (не зафиксированы по данным воздушного наблюдения по состоянию на 19 августа 2018 года); по оценке, они принадлежат Вооруженным силам Украины. 27 августа Миссия зафиксировала недавно сооруженные оборонительные позиции, окруженные мешками с песком примерно в 100 метрах к югу от моста (по оценке, принадлежащие Вооруженным силам Украины). На дороге между мостом и блокпостом Вооруженных сил Украины наблюдатели впервые видели четыре бетонных дорожных заграждения, установленных на расстояние примерно в 3 метрах друг от друга.
Находясь на восточном крае участка разведения в районе Станицы Луганской, члены патруля Миссии слышали 15 выстрелов из стрелкового оружия в 1–1,5 км к юго-юго-востоку (по оценке, за пределами участка разведения).
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
В подконтрольном правительству районе наблюдатели видели 1 зенитный ракетный комплекс (9К33 «Стрела-10») недалеко от н. п. Водяное (19 км на северо-восток от Мариуполя), размещенный там в нарушение линий отвода.
23 августа за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ обнаружил 3 танка (Т-72) и 3 буксируемые гаубицы (2А65 «Мста-Б», 152 мм) вблизи н. п. Мангуш (111 км к югу от Донецка). 25 августа БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 1 зенитный ракетный комплекс (9К35) возле н. п. Спорное (96 км к северу от Донецка) и 5 зенитных ракетных комплекса (9К33 «Оса») недалеко от н. п. Верхнекаменка (84 км к северо-западу от Луганска).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины (ББМ) и зенитную установку[3] в зоне безопасности. 25 августа в подконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ обнаружил 6 боевых машин пехоты (БМП-2) и 1 бронированную ремонтно-эвакуационную машину (БРЕМ-2) возле н. п. Зайцево (62 км к северо-востоку от Донецка). В тот же день БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 5 БМП-2 и 2 ББМ (неустановленного типа) вблизи Зайцево, 1 ББМ (неустановленного типа) и 2 бронетранспортера (МТ-ЛБ) неподалеку от н. п. Вершина (63 км к северо-востоку от Донецка), 1 БМП-1 вблизи н. п. Троицкое (69 км к западу от Луганска), 2 боевые машины пехоты (типа БМП) возле н. п. Новотошковское (53 км к западу от Луганска), а также 1 ББМ (неустановленного типа) и 1 БМП-1 в районе н. п. Новозвановка (70 км к западу от Луганска). 27 августа наблюдатели видели 2 БМП-1 в Попасной, 3 БМП-2 возле н. п. Зайцево (62 км к северо-востоку от Донецка) и 1 зенитную самоходную установку (ЗСУ-23-4 «Шилка», 23 мм) в районе Водяного.
25 августа в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 1 инженерную машину разграждения (ИМР-2) в районе н. п. Калиново (60 км к западу от Луганска) и 4 ББМ (неустановленного типа) возле н. п. Первомайск (58 км к западу от Луганска).
СММ зафиксировала проведение работ, связанных с разминированием. Примерно в 500 метрах от северной окраины н. п. Никишино (неподконтрольный правительству, 60 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели видели два грузовика, стоявших возле дороги, а также десятерых членов вооруженных формирований в одежде с надписью «МЧС» в поле. Наблюдатели отметили, что этот участок был огражден лентой.
СММ продолжала уточнять информацию о закрытии контрольного пункта въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) с 23 августа (см. Ежедневный отчет СММ от 27 августа 2018 года). Наблюдатели не зафиксировали пассажиро-транспортного потока в каком-либо направлении. На блокпосте в Горловке, на противоположной от КПВВ в Майорске стороне линии соприкосновения, команда Миссии видела 6 человек (четыре женщины и двое мужчин в возрасте 51–69 лет), которые ожидали возобновления работы КПВВ в Майорске. Одна женщина сообщила членам патруля Миссии, что последние 4 дня она прибывает на блокпост, пытаясь пересечь линию соприкосновения. В то же время один мужчина проинформировал, что ему необходимо перейти в подконтрольные правительству районы, иначе он потеряет свою пенсию.
СММ продолжала способствовать обеспечению работы ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Ведя наблюдение в районе станции, Миссия зафиксировала нарушения режима прекращения огня, невзирая на предоставленные четкие гарантии безопасности (см. таблицу нарушений режима прекращения огня в приложении).
СММ способствовала соблюдению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг для обеспечения проведения ремонтных работ на Петровской насосной станции возле н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска), на узле водоканала в Станице Луганской, а также на водоводе вблизи Золотого. Миссия продолжала содействовать соблюдению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг для обеспечения проведения ремонтных работ в жилых домах в н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), а также разминирования на западной окраине н. п. Березовое (подконтрольный правительству, 31 км к юго-западу от Донецка).
Наблюдатели посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством. Во время пребывания в течение около получаса в пункте пропуска на границе возле н. п. Мариновка (78 км к юго-востоку от Донецка) члены патруля Миссии видели, что из Украины выехали 12 автомобилей (2 с украинскими номерными знаками, 3 — с российскими и 7 с табличками «ДНР»), 1 тентованный грузовик (с украинскими номерными знаками) и 1 автобус (с табличками «ДНР»), а также вышли 9 пешеходов (6 мужчин и 3 женщины в возрасте от 30 до 50 лет). Наблюдатели также видели, что в Украину въехали 5 автомобилей (1 с украинскими номерными знаками, 2 — с российскими, 1 — с армянскими и 1 с табличками «ДНР») и 1 автобус (с табличками «ДНР»).
Пребывая в пункте пропуска на границе возле н. п. Новоазовск (40 км к востоку от Мариуполя) в течение примерно 50 минут, команда Миссии видела, что в Украину въехали 15 автомобилей (7 с украинскими номерными знаками, 3 — с российскими, 1 — с грузинскими и 4 с табличками «ДНР»). За аналогичный период времени из Украины выехали 13 автомобилей (4 с украинскими номерными знаками, 5 — с российскими и 4 с табличками «ДНР»).
СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано‑Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Два вооруженных члена вооруженных формирований на блокпосте, расположенном в 800 метрах к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя), вновь остановили патруль Миссии и не позволили наблюдателям проехать в западном направлении к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и в южном направлении к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), сославшись на «безопасность СММ».
Два вооруженных члена вооруженных формирований на блокпосте, расположенном вблизи Новоазовска, вновь отказали патрулю Миссии в проезде, ссылаясь на «проведение комплекса мероприятий в этом районе». Наблюдатели видели, как гражданские автомобили проезжали через блокпост.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Член вооруженных формирований на блокпосте вооруженных формирований, размещенном на южной стороне моста в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска), сообщил наблюдателям, что дорога, ведущая на север к Счастью, не была разминирована. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Доступ при условии:
Член вооруженных формирований на блокпосте, размещенном возле Старомихайловки, позволил патрулю Миссии проехать в населенный пункт (см. выше) при условии сопровождения автомобилей СММ.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным. Соответственно, просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 27 August 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region, compared with the previous 24 hours. The Mission confirmed three civilian casualties in Zaitseve and Horlivka. It saw fresh damage from gunfire to a civilian property in a residential area of Staromykhailivka. The SMM saw a new position and trench inside the Zolote disengagement area, assessed as belonging to the Ukrainian Armed Forces. It heard ceasefire violations near the Stanytsia Luhanska disengagement area. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas, as well as again in Zaichenko and near Novoazovsk, near the border with the Russian Federation.* The SMM observed a weapon in violation of withdrawal lines near Vodiane. The Mission observed that the entry-exit checkpoint in Maiorsk remained closed. The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station. It facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to water infrastructure in Luhansk region as well as repairs to residential houses in Avdiivka.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including about 120 explosions, compared with the previous 24 hours (about 70 explosions).
On the evening of 26 August, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded 36 undetermined explosions, about 100 projectiles in flight, three bursts and an illumination flare, all 1-4km at directions ranging from south-east to south-west.
On the evening of 26 August, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard eight undetermined explosions and about 70 shots and bursts of small-arms fire, all 3-8km east and south-east. The following day, while at the same location, the SMM heard about 70 undetermined explosions 2-6km east and south-east.
On 27 August, positioned in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard four bursts of small-arms fire 1km south-east assessed as live-fire training inside the security zone, in violation of the decision of the Trilateral Contact Group of 3 March 2016 that prohibits the conduct of live-fire training in the security zone.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations and no explosions, compared with the previous 24 hours (about ten explosions).
The SMM confirmed three civilian casualties in Zaitseve and Horlivka from May and June 2018. In the first case, medical staff at hospital no. 2 in Horlivka told the SMM that a man (in his thirties) from Zaitseve (50km north-east of Donetsk) had been admitted on 8 June with a bullet wound to his chest. The SMM spoke by telephone with the man who said he had been injured in the afternoon of 8 June in the garden of his house on Yesenina Street in Zaitseve. A neighbour of the injured man told the Mission by telephone that on 8 June he had seen his neighbour lying on the ground in the garden of his house.
In the second case, on 4 July, a representative of the local community in Zaitseve told the SMM that on 15 June a woman (in her eighties) had sustained injuries outside her house during shelling. On the same day, the woman’s daughter told the Mission by telephone that her mother (in her eighties) had been injured outside her house on Brusylova Street in Zaitseve during shelling on the evening of 15 June and had been subsequently taken to no. 2 hospital in Horlivka. On 27 August, medical staff at hospital no. 2 in Horlivka told the SMM that the above-mentioned woman had been admitted on 15 June with multiple shrapnel wounds on her face, right shoulder, right thigh and left shin.
In the third case, on 27 August, medical staff at hospital no. 2 in Horlivka told the SMM that a man (in his forties) had been admitted on 13 May with a fractured right shoulder. A neighbour of the injured man told the SMM that on 13 May he had seen the man and his family entering the basement of their house on Polosukhina Street in the north-western part of Horlivka during shelling, when a shell had hit the western side of the roof, parts of which had subsequently fallen on the man causing injuries. On the site of the incident, the Mission saw that the front part of the house was damaged.
In the last two months, medical staff at hospital no. 2 in Horlivka repeatedly refused to share information with the SMM.
The SMM observed fresh damage to a civilian property in a residential area of Staromykhailivka (non-government-controlled, 15km west of Donetsk). At 101 Lenina Street, the SMM saw a 30-cm hole in a brick wall on the west-facing corner of a one-storey house. The SMM assessed the fire to have come from a westerly direction but it was unable to determine the type of weapon. A man who introduced himself as a neighbour told the Mission that there was shelling in the area on the evening of 24 August. (See also SMM Daily Report 27 August 2018.)
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On 25 August, an SMM mid-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted three men in military-style clothing inside the Zolote disengagement area, about 160m from its southern edge and 780m from its eastern edge. On the same day, an SMM mini-UAV spotted a new position and a 15m-long trench system west of road T1316 inside the disengagement area, about 1km from its northern edge (not visible in imagery from 19 August 2018), assessed as belonging to the Ukrainian Armed Forces. On 27 August, the SMM saw newly built defensive positions surrounded by sandbags about 100m south of the bridge, assessed as belonging to the Ukrainian Armed Forces. On the road between the bridge and the Ukrainian Armed Forces checkpoint the Mission saw for the first time four concrete road barriers spaced approximately 3m apart.
Positioned on the eastern edge of the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM heard 15 shots of small-arms fire 1-1.5km south-south-west (assessed as outside the disengagement area).
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in a government-controlled area, the SMM saw a surface-to-air missile system (9K35 Strela-10) near Vodiane (19km north-east of Mariupol).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, on 23 August an SMM mini-UAV spotted three tanks (T-72) and three towed howitzers (2A65 Msta-B, 152mm) near Manhush (111km south of Donetsk). On 25 August, an SMM mid-range UAV spotted a surface-to-air missile system (9K35) near Spirne (96km north of Donetsk) and five surface-to-air missile systems (9K33 Osa) near Verkhnokamianka (84km north-west of Luhansk).
The SMM observed armoured combat vehicles (ACV) and an anti-aircraft gun[3] in the security zone. In government-controlled areas, on 25 August, an SMM mini-UAV spotted six infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-2) and an armoured recovery vehicle (BREM-2) near Zaitseve (62km north-east of Donetsk). On the same day, an SMM mid-range UAV spotted five IFVs (BMP-2) and two ACVs (type undetermined) near Zaitseve, an ACV (type undetermined) and two armoured personnel carriers (MT-LB) near Vershyna (63km north-east of Donetsk), an IFV (BMP-1) near Troitske (69km west of Luhansk), two IFVs (BMP variants) near Novotoshkivske (53km west of Luhansk) as well as an ACV (type undetermined) and an IFV (BMP-1) near Novozvanivka (70km west of Luhansk). On 27 August, the SMM saw two IFVs (BMP-1) in Popasna, three IFVs (BMP-2) near Zaitseve (62km north-east of Donetsk) and a self-propelled anti-aircraft gun system (ZSU-23-4 Shilka, 23mm) near Vodiane.
In non-government-controlled areas, on 25 August, an SMM mid-range UAV spotted a combat engineering vehicle (IMR-2) near Kalynove (60km west of Luhansk) and four ACVs (type undetermined) near Pervomaisk (58km west of Luhansk).
The SMM observed demining-related activities. About 500m from the north edge of Nikishyne (non-government-controlled, 60km north-east of Donetsk) the Mission saw two trucks parked next to the road and, in a field, ten members of the armed formations wearing clothes with “MChS” written on them. The Mission saw that the area was fenced off by tape.
The SMM continued to follow up on the closure of the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) since 23 August (see SMM Daily Report of 27 August 2018). It saw no traffic through the checkpoint in either direction. At the checkpoint in Horlivka, across the contact line from the entry-exit checkpoint in Maiorsk, the Mission saw six people (four women and two men, in their fifties and sixties) waiting for the checkpoint in Maiorsk to be re-opened. One woman told the Mission she had been coming to the checkpoint to try to cross for the last four days and one man said he needed to travel to government-controlled areas as otherwise he would lose his pension.
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the station, the SMM recorded ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see the table below).
The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repair works to the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk), a water channel junction in Stanytsia Luhanska as well as a water pipeline near Zolote. The Mission continued to facilitate and monitor adherence to the ceasefire to enable repairs to residential houses in Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk) and demining on the western edge of Berezove (government-controlled, 31km south-west of Donetsk).
The SMM visited two border areas not under government control. While at a border crossing point near Marynivka (78km south-east of Donetsk) for about 30 minutes, the SMM saw 12 cars (two with Ukrainian and three with Russian Federation licence plates, as well as seven with “DPR” plates), one covered cargo truck with Ukrainian licence plates, a bus with “DPR” plates and nine pedestrians (six men and three women, age 30-50) exiting Ukraine. During the same time period, the Mission saw five cars (one with Ukrainian, two with Russian Federation and one with Armenian license plates, and one with “DPR” plates), and a bus with “DPR” plates entering Ukraine.
While at a border crossing point near Novoazovsk (40km east of Mariupol) for about 50 minutes, the SMM saw 15 cars (seven with Ukrainian, three with Russian Federation and one with Georgian licence plates, and four with “DPR” plates) entering Ukraine. During the same time, it saw 13 cars (four with Ukrainian and five with Russian Federation licence plates, and four with “DPR” plates) exiting Ukraine.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a checkpoint 800m north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), two armed members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), citing “the SMM’s security”.
At a checkpoint near Novoazovsk, two armed members of the armed formations again denied the SMM passage, citing “an ongoing operation in the area”. The SMM saw civilian cars passing the checkpoint.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
At a checkpoint of the armed formations on the southern side of the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk), a member of the armed formations told the SMM that mines had not been cleared on the road leading north toward Shchastia. The SMM did not consider it safe to proceed.
Conditional access:
At a checkpoint near Staromykhailivka, a member of the armed formations allowed the SMM to proceed to the village of Staromykhailivka (see above) on the condition that the SMM vehicles would be escorted.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited; thus, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.