Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
За период с вечера 24 по вечер 25 августа СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. За период с вечера 25 по вечер 26 августа Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущими сутками. СММ уточняла сообщения о жертве среди гражданского населения во Врубовке. Миссия зафиксировала недавние повреждения гражданских объектов в результате обстрелов в жилых районах Врубовки и Старомихайловки. СММ зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участках разведения сил и средств в районах Станицы Луганской и Петровского. Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения, в Марьинке, Заиченко и Ясном, а также неподалеку от Новоазовска, Изварино и Вознесеновки, вблизи границы с Российской Федерацией*. По наблюдениям Миссии, контрольный пункт въезда-выезда в Майорске оставался закрытым. СММ продолжала способствовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции. Миссия содействовала соблюдению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг для обеспечения проведения ремонтных работ на инфраструктуре водоснабжения недалеко от Первомайска и Золотого, в жилых домах в Авдеевке, а также работ по разминированию в Березовом.
За период с вечера 24 по вечер 25 августа в Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 240 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (приблизительно 70 взрывов). С вечера 25 по вечер 26 августа СММ констатировала уменьшение количества таких нарушений, зафиксировав, среди прочего, около 70 взрыв, по сравнению с предыдущими сутками.
Так, поздно вечером 24 и в ночь на 25 августа камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 2 взрыва неопределенного происхождения и 47 снарядов — все в 0,8–2,5 км к югу, юго-юго-востоку и юго-юго-западу. Вечером 25 и в ночь на 26 августа эта камера зафиксировала 13 взрывов неопределенного происхождения и 51 снаряд — все в 1–4 км в секторе от юго-востока до юго-запада.
Вечером 24 августа камера СММ, установленная к востоку от н. п. Ломакино (подконтрольный правительству, 15 км к северо-востоку от Мариуполя), зафиксировала 17 взрывов неопределенного происхождения, 67 снарядов и 1 осветительную ракету — все в 2–4 км в секторе от северо-востока до юго-востока.
Поздно вечером 24 и в ночь на 25 августа камера СММ, установленная на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка), зафиксировала 47 взрывов неопределенного происхождения и ориентировочно 120 снарядов — все в 2–4 км в секторе от севера до юго-запада.
Поздно вечером 25 и в ночь на 26 августа камера СММ, установленная на КПВВ в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) зафиксировала 2 взрыва неопределенного происхождения, 49 снарядов и 2 осветительные ракеты — все в 1–4 км к востоко-северо-востоку и востоку.
Вечером 24 августа, пребывая в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали ориентировочно 70 взрывов неопределенного происхождения и около 70 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 2–5 км к юго-востоку и юго-юго-востоку. Вечером 25 августа с той же позиции наблюдатели слышали примерно 50 взрывов неопределенного происхождения и около 120 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 4–6 км к юго-востоку.
Днем 25 августа со своей позиции на юго-восточной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка) команда Миссии слышала 36 взрывов неопределенного происхождения и ориентировочно 110 выстрелов и очередей из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета — все в 2–5 км в секторе от востока до юга.
Во второй половине дня 25 августа, находясь на железнодорожном вокзале в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 50 взрывов неопределенного происхождения и около 70 выстрелов и очередей из стрелкового оружия — все на расстоянии 2–3 км к юго-западу и западу.
За период с вечера 24 по вечер 25 августа в Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, 5 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 75 взрывов). С вечера 25 по вечер 26 августа СММ констатировала увеличение количества таких нарушений, зафиксировав, среди прочего, около 10 взрыв, по сравнению с предыдущими сутками.
Миссия уточняла сообщения о жертве среди гражданского населения. 25 августа медработники морга в н. п. Лисичанск (подконтрольный правительству, 75 км к северо-западу от Луганска) сообщили членам патруля СММ, что утром 24 августа к ним доставили тело 35-летнего мужчины, жителя н. п. Врубовка (подконтрольный правительству, 72 км к западу от Луганска). Сотрудники морга добавили, этот мужчина умер утром 24 августа из-за ранений в нижней части брюшной полости и серьезных повреждений внутренних органов, полученных вследствие взрыва. По словам медперсонала, родственники умершего рассказали, что мужчина получил эти ранения во время обстрела, находясь у себя дома на ул. Школьной, 2/1, во Врубовке и скончался в карете скорой помощи по дороге в больницу. Во Врубовке представитель местной администрации сообщил Миссии, что мужчина умер во время обстрела, который произошел в этом районе утром 24 августа (см. ниже раздел о местах огневого поражения).
Миссия уточняла сообщения о повреждениях гражданских объектов вследствие обстрелов в жилых районах Врубовки и н. п. Старомихайловка (неподконтрольный правительству, 15 км к западу от Донецка). 24 августа на ул. Школьной, 2/1, во Врубовке (см. выше) наблюдатели видели свежие повреждения на крыше одноэтажного дома (крыша обрушилась); а также 4 выбитые окна, выходящие на юго-запад. Членам патруля Миссии не удалось определить калибр примененного вооружения и направление огня. Житель дома на ул. Школьной, 14/1, сообщил, что обстрел в районе произошел 24 августа, примерно в 05:00.
В поле, примерно в 10 метрах к северо-востоку от дома по ул. Школьной, 2/1, наблюдатели видели свежую воронку, образовавшуюся, по их оценке, от разрыва артиллерийского снаряда (122 мм), выпущенного с юго-восточного направления. На ул. Школьной, 5, примерно в 15 метрах к западо-юго-западу от вышеупомянутой воронки, наблюдатели увидели два выбитых окна, выходящих на север, и свежие осколочные повреждения на внешней стороне западной стены двухэтажного жилого дома. Членам патруля Миссии не удалось определить калибр примененного вооружения и направление огня.
На ул. Школьной, 7, примерно в 15 метрах к северо-востоку от двухэтажного жилого дома, наблюдатели видели свежую воронку в дорожном покрытии. По их оценке, она образовалась вследствие разрыва артиллерийского снаряда (122 мм), выпущенного с юго-восточного направления. Кроме того, на внешней юго-западной стене вышеупомянутого дома команда СММ видела свежие осколочные повреждения, а также 12 выбитых окон, выходящих на юг.
Наблюдатели видели военный объект на расстоянии примерно 1 км к югу от вышеупомянутых мест огневого поражения во Врубовке.
24 августа беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал свежие повреждения жилого дома (разрушено крышу и дымоход) во Врубовке, в том же районе, где наблюдатели видели свежие места огневого поражения (см. выше). По их оценке, эти повреждения возникли вследствие разрыва артиллерийского снаряда (предположительно, 152 мм).
26 августа в Старомихайловке члены патруля Миссии видели свежую воронку во дворе, примерно в 20 метрах к западу от церкви на ул. Калинина, 7, и в 4 метрах к югу от примыкающего к церкви одноэтажного здания. Команда СММ видела свежие пробоины во внешней западной стене церкви. Также наблюдатели видели, что в одноэтажном здании были выбиты 3 выходящих на юг окна, а на дверях того же дома (выходящих на юг) были свежие осколочные повреждения. По оценке СММ, повреждения возникли вследствие попадания снаряда боевой машины пехоты, выпущенного с юго-западного направления.
На ул. Ленина, 29, в Старомихайловке наблюдатели видели, что в одноэтажном здании были выбиты 3 выходящих на юг окна. Команда Миссии также зафиксировала осколочные повреждения мебели внутри дома. По оценке СММ, повреждения возникли в результате попадания снаряда боевой машины пехоты (БМП-2), выпущенного с юго-западного направления.
СММ продолжает осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Около полуночи 24 и в ночь на 25 августа, осуществляя мониторинг на восточной окраине Станицы Луганской, наблюдатели слышали 3 взрыва неопределенного происхождения в 3–5 км к юго‑востоку и юго-западу (по оценке, за пределами участка разведения). Днем 25 августа, находясь на участке разведения, к югу от моста в Станице Луганской (15 км к северо‑востоку от Луганска), члены патруля Миссии слышали 1 взрыв неопределенного происхождения и 1 выстрел из стрелкового оружия на расстоянии 300–500 метров к юго-востоку (по оценке, в пределах участка разведения). Поздно вечером 25 и рано утром 26 августа, пребывая на восточной окраине Станицы Луганской, команда СММ слышала 10 выстрелов из стрелкового оружия в 2 км к юго-востоку и 1 взрыв неопределенного происхождения в 5 км к юго-западу (по оценке, за пределами участка разведения).
Днем 25 августа, осуществляя мониторинг вблизи участков разведения в районах Петровского и Золотого, Миссия отметила там спокойную обстановку.
Днем 26 августа со своей позиции приблизительно в 2 км к северу от Петровского, команда СММ слышала 1 взрыв неопределенного происхождения в 2–4 км к юго-юго-западу (по оценке, в пределах участка разведения).
Днем 26 августа, осуществляя мониторинг на участке разведения в районе Станицы Луганской, а также вблизи участка разведения в районе Золотого, Миссия отметила там спокойную обстановку.
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, Комплексом мер и Дополнением к нему.
Наблюдатели зафиксировали наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, которое СММ направила подписантам Комплекса мер. В двух местах в неподконтрольных правительству районах Донецкой и Луганской областей за пределами соответствующих линий отвода Миссия зафиксировала: 11 буксируемых гаубиц (пять 2A65 «Мста-Б», 152 мм, и шесть Д-30 «Лягушка», 122 мм), 10 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) и 10 реактивных систем залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122 мм), а также отметила, что там по-прежнему отсутствуют 6 буксируемых гаубиц (одна 2А65 и пять Д-30), 3 самоходные гаубицы (2С1) и 4 РСЗО (БМ-21).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины[3] в зоне безопасности. 24 августа в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 бронетранспортер (МТ-ЛБ) в н. п. Красногоровка (21 км к западу от Донецка), 1 бронетранспортер (типа БТР) вблизи н. п. Березовое (31 км к юго-западу от Донецка), 2 БТР-80 недалеко от н. п. Новоселовка Вторая (69 км к югу от Донецка) и 1 БМП-2 возле н. п. Павлополь (84 км к югу от Донецка). 26 августа наблюдатели видели 2 бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ-2) в н. п. Боброво (56 км к северо-западу от Луганска).
24 августа в неподконтрольных правительству районах мини-БПЛА обнаружил 2 БМП-2 и 11 MT-ЛБ в н. п. Кадиевка (быв. Стаханов, 50 км к западу от Луганска). В тот же день БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 БМП-2 возле Старомихайловки.
Миссия зафиксировала свежие воронки. 24 августа на ул. Маршала Конева в жилом квартале на северо-западной окраине н. п. Горловка (39 км к северо-востоку от Донецка) БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил около 40 воронок (примерно 20 из выглядели свежими), возникших, по оценке, вследствие разрывов минометных мин (82 мм и 120 мм) и артиллерийских снарядов (122 мм и 152 мм). 24 августа БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил пожар в жилом доме на ул. Логозинского в н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), а также пожар в многоэтажном жилом доме на ул. Стратонавтов, проходящей вблизи серьёзно поврежденного промышленного района на северо-западной окраине Донецка (см. Ежедневный отчет СММ от 24 августа 2018 года).
СММ зафиксировала наличие мин и знаков, предупреждающих о минной опасности. 25 августа команда Миссии впервые увидела противотанковую мину (TM-62) вблизи южного края дороги, ведущей от КПВВ возле н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя) к блокпосту, расположенному примерно в 700 метрах к западу н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь, неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя).
26 августа наблюдатели впервые увидели квадратный знак, предупреждающий о минной опасности, возле дороги на юго-восточной окраине н. п. Ясное (неподконтрольный правительству, 30 км к юго-западу от Донецка).
СММ продолжала наблюдать за свободой передвижения гражданских лиц. Члены патруля Миссии уточняли сообщения о закрытии КПВВ в Майорске с 23 августа (см. Ежедневный отчет СММ от 25 августа 2018 года). 25 и 26 августа наблюдатели не зафиксировали пассажиро-транспортного потока в каком-либо направлении. Офицер Вооруженных сил Украины при Совместном центре контроля и координации (СЦКК) сообщил СММ о том, что ввиду недавнего обстрела КПВВ будет временно закрыт.
Миссия продолжала способствовать обеспечению работы ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Ведя наблюдение в районах вблизи станции, СММ зафиксировала нарушения режима прекращения огня, несмотря на предоставленные четкие гарантии безопасности (см. таблицу нарушений режима прекращения огня в приложении).
Миссия способствовала соблюдению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг для обеспечения проведения ремонтных работ на водоводе вблизи н. п. Первомайск (неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска) и недалеко от Золотого. СММ также продолжала способствовать соблюдению режима прекращения огня и осуществлять мониторинг для обеспечения проведения ремонта в жилых домах в Авдеевке и продолжения работ по разминированию на участке земли площадью 100 кв. м на западной окраине Березового.
Наблюдатели посетили четыре приграничных района, которые не контролируются правительством. 25 августа во время патрулирования в течение около 1 часа в пункте пропуска на границе возле н. п. Успенка (73 км к юго-востоку от Донецка) наблюдатели видели, что в очереди на выезд из Украины стояли 73 автомобиля (26 с украинскими номерными знаками, 29 — с российскими, 2 — с литовскими и 16 с табличками «ДНР»), 14 тентованных грузовиков (9 с украинскими номерными знаками, 1 — с белорусскими и 4 с табличками «ДНР») и 1 автобус (с табличками «ДНР»). Члены патруля Миссии также видели, что в Украину въехали 9 автомобилей (1 с украинскими номерными знаками, 5 — с российскими и 3 с табличками «ДНР»), 8 тентованных грузовиков (6 — с украинскими номерными знаками и 2 с табличками «ДНР»), 3 автоцистерны (с табличками «ДНР») и 1 автобус (с табличками «ДНР»).
25 августа во время 20‑минутного мониторинга в пункте пропуска вблизи н. п. Ульяновское (61 км к юго‑востоку от Донецка) не было зафиксировано пассажиро-транспортного потока в каком-либо направлении.
26 августа, находясь в течение около 5 минут в пункте пропуска возле н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска), наблюдатели видели, что в очереди на выезд из Украины стояли 55 автомобилей (13 с украинскими номерными знаками, 37 — с российскими, 1 — с грузинскими, 1 — с литовскими, а также 3 с табличками «ЛНР») и 16 тентованных грузовиков (13 с украинскими номерными знаками и 3 с табличками «ЛНР»), а также 22 пешехода (11 мужчин и 11 женщин от 40 до 50 лет). Наблюдатели видели въезжавший в Украину автобус (с табличками «ЛНР») с группой детей на борту. Член вооруженных формирований сказал патрулю СММ покинуть этот район*.
26 августа, находясь на протяжении около 10 минут в пункте пропуска вблизи н. п. Вознесеновка (быв. Червонопартизанск, 65 км к юго-востоку от Луганска), наблюдатели видели, что в очереди на выезд/выход из Украины стояли 32 автомобиля (16 с украинскими номерными знаками, 13 — с российскими, 1 — с грузинскими, 1 — с литовскими, а также 1 с табличками «ЛНР»), 5 тентованных грузовиков (4 с украинскими номерными знаками и 1 с табличками «ЛНР») и 1 автобус (с украинскими номерными знаками), а также 8 пешеходов. Наблюдатели видели, что в Украину вошли 10 пешеходов (8 мужчин и 2 женщины в возрасте от 30 до 40 лет). Член вооруженных формирований сказа патрулю Миссии покинуть этот район*.
СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано‑Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что СЦКК должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
И 25, и 26 августа вооруженный член вооруженных формирований на блокпосте, расположенном в 800 метрах к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя), вновь остановил патруль Миссии и не позволил наблюдателям проехать в западном направлении к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и в южном направлении к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), сославшись на «приказы не пропускать СММ».
25 августа два вооруженных члена вооруженных формирований на блокпосте, размещенном вблизи н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 40 км к востоку от Мариуполя), вновь отказали патрулю Миссии в проезде.
25 августа сотрудник Государственной пограничной службы Украины, пребывавший на автодороге H15 возле КПВВ в Марьинке, сообщил патрулю Миссии, что осуществлять полет БПЛА над этим районом запрещено, сославшись на то, что «его командиры не получали уведомлений о работе СMM или об осуществлении полетов БПЛА в этом районе».
26 августа вооруженный член вооруженных формирований отказал патрулю Миссии в доступе к улице в Ясном, сославшись на «приказы от своих командиров».
26 августа в пункте пропуска на границе вблизи Изварино член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть этот район, сославшись на «приказы от своих командиров».
26 августа в пункте пропуска на границе вблизи Вознесеновки член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть этот район, сославшись на «приказы от своих командиров».
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Ни 25, ни 26 августа патрули Миссии не смогли получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Ни 25, ни 26 августа патрули Миссии не смогли проследовать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Ни 25, ни 26 августа патрули Миссии не смогли проследовать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Доступ при условии:
Вооруженный член вооруженных формирований на блокпосте, расположенном на восточной окраине н. п. Новоласпа (неподконтрольный правительству, 50 км к югу от Донецка), позволил патрулю Миссии проехать дальше в населенный пункт лишь при условии, что транспортные средства СММ будут следовать за его автомобилем.
Другие препятствия:
25 августа команда Миссии временно потеряла связь с мини-БПЛА, пролетавшим над участком в районе н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо-востоку от Мариуполя); это произошло, по оценке, в результате глушения сигнала. Наблюдатели благополучно приземлили БПЛА[5].
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[5] Помехи могли создаваться из любой точки в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 26 August 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region between the evenings of 24 and 25 August, compared with the previous reporting period. Between the evenings of 25 and 26 August, the Mission recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more ceasefire violations in Luhansk region, compared with the previous 24 hours. The SMM followed up on a civilian casualty in Vrubivka. The Mission saw fresh damage caused by shelling to civilian properties in residential areas of Vrubivka and Staromykhailivka. The Mission recorded ceasefire violations inside the Stanytsia Luhanska and Petrivske disengagement areas. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas, as well as in Marinka, Zaichenko, Yasne and close to Novoazovsk, Izvaryne and Voznesenivka near the border with the Russian Federation.* The SMM observed that the entry-exit checkpoint in Maiorsk remained closed. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station. It facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to water infrastructure near Pervomaisk and Zolote, repairs to residential houses in Avdiivka, as well as demining in Berezove.
In Donetsk region, between the evenings of 24 and 25 August, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including about 240 explosions, compared with the previous reporting period (about 70 explosions). Between the evenings of 25 and 26 August, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including about 70 explosions, compared with the previous 24 hours.
On the evening and night of 24-25 August, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded two undetermined explosions and 47 projectiles in flight, all 0.8-2.5km south, south-south-east and south-south-west. On the evening and night of 25-26 August, the same camera recorded 13 undetermined explosions and 51 projectiles in flight, all 1-4km at directions ranging from south-east to south-west.
On the evening of 24 August, the SMM camera east of Lomakyne (government-controlled, 15km north-east of Mariupol) recorded 17 undetermined explosions, 67 projectiles in flight and an illumination flare, all 2-4km at directions ranging from north-east to south-east.
On the evening and night of 24-25 August, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) recorded 47 undetermined explosions and about 120 projectiles in flight, all 2-4km at directions ranging from north to south-west.
On the evening and night of 25-26 August, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk), recorded two undetermined explosions, 49 projectiles in flight and two illuminations flares, all 1-4km east-north-east and east.
On the evening and night of 24 August, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard about 70 undetermined explosions and about 70 shots and bursts of heavy-machine-gun fire, all 2-5km south-east and south-south-east. On the evening of 25 August, while at the same location, the SMM heard about 50 undetermined explosions and about 120 bursts of heavy-machine-gun fire, all 4-6km south-east.
During the day on 25 August, positioned on the south-eastern edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk), the SMM heard 36 undetermined explosions and about 110 shots and bursts of small-arms and heavy-machine-gun fire, all 2-5km at directions ranging from east to south.
During the day on 25 August, positioned at the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard 50 undetermined explosions and about 70 shots and bursts of small-arms fire, all 2-3km south-west and west.
In Luhansk region, between the evenings of 24 and 25 August, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including five explosions, compared with the previous reporting period (about 75 explosions). Between the evenings of 25 and 26 August, the SMM recorded more ceasefire violations, including about ten explosions, compared with the previous 24 hours.
The SMM followed up on reports of a civilian casualty. On 25 August, medical staff at a morgue in Lysychansk (government-controlled, 75km north-west of Luhansk) told the SMM that the body of a man (aged 35), a resident of Vrubivka (government-controlled, 72km west of Luhansk), had been brought to the morgue on the morning of 24 August. Medical staff added that the man had died on the morning of 24 August due to wounds to his lower abdomen and severe damage to internal organs following a blast. Medical staff also told the SMM that relatives of the deceased had recounted that the man had sustained his wounds during shelling while he had been at his house at 2/1 Shkilna Street in Vrubivka and had died in an ambulance while on the way to a hospital. In Vrubivka, a representative of the local administration told the SMM that the man had died during shelling, which had occurred in the area on the morning of 24 August. (See impact site section below.)
The SMM followed up on reports of fresh damage caused by shelling to civilian properties in residential areas of Vrubivka and Staromykhailivka (non-government-controlled, 15km west of Donetsk). On 24 August, at 2/1 Shkilna Street in Vrubivka (see above), the SMM saw fresh damage to the roof of a one-storey house, which had collapsed, and that four south-western-facing windows had been shattered. The SMM could not assess the calibre of the weapon used or the direction of fire. A resident of 14/1 Shkilna Street told the SMM that shelling had occurred in the area at around 05:00 on 24 August.
In a field about 10m north-east of the house at 2/1 Shkilna Street, the SMM saw a fresh crater, assessed as caused by a 122mm artillery round fired from a south-easterly direction. At 5 Shkilna Street, about 15m west-south-west of the aforementioned crater, the SMM saw two shattered north-facing windows and fresh shrapnel damage to the west-facing outer wall of a two-storey residential house. The SMM could not assess the calibre of the weapon used or the direction of fire.
At 7 Shkilna Street, the SMM saw a fresh crater in the tarmac about 15m north-east of a two-storey residential house, assessed as caused by a 122mm artillery round fired from a south-easterly direction. The SMM also saw fresh shrapnel damage to the south-western-facing outer wall of the aforementioned house and 12 shattered south-facing windows.
The SMM saw a military compound about 1km south of the aforementioned impact sites in Vrubivka.
On 24 August an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted fresh damage to a residential house with a destroyed roof and chimney, assessed as caused by the impact of an artillery (probable 152mm) round, in Vrubivka, the same area where the SMM saw fresh impact sites (see above).
On 26 August, in Staromykhailivka, the SMM saw a fresh crater in a yard about 20m west of a church at 7 Kalinina Street and 4m south of a one-storey building adjacent to the church. The SMM saw fresh holes in the west-facing outer wall of the church. It also saw that three south-facing windows of the one-storey building had been shattered and that a south-facing door of the same building had sustained fresh shrapnel damage. The SMM assessed the damage as caused by a projectile of an infantry fighting vehicle (IFV) fired from a south-westerly direction.
At 29 Lenina Street in Staromykhailivka, the SMM saw that three south-facing windows of a one-storey house had been shattered. It also saw fresh shrapnel damage to the furniture inside the house. The SMM assessed the damage as caused by a projectile of an IFV (BMP-2) fired from a south-westerly direction.
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the night of 24-25 August, while on the eastern edge of Stanytsia Luhanska, the SMM heard three undetermined explosions 3-5km south-east and south-west (assessed as outside the disengagement area). During the day on 25 August, positioned inside the disengagement area south of the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk), the SMM heard an undetermined explosion and a shot of small-arms fire 300-500m south-east (assessed as inside the disengagement area). On the evening and night of 25-26 August, while on the eastern edge of Stanytsia Luhanska, the SMM heard ten shots of small-arms fire 2km south-east and an undetermined explosion 5km south-west (all assessed as outside the disengagement area).
During the day on 25 August, positioned near the Petrivske and Zolote disengagement areas, the SMM observed a calm situation.
During the day on 26 August, positioned about 2km north of Petrivske, the SMM heard an undetermined explosion 2-4km south-south-west (assessed as inside the disengagement area).
During the day on 26 August, positioned inside the Stanytsia Luhanska disengagement area and near the Zolote disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In two sites in non-government-controlled areas of Donetsk and Luhansk regions beyond the respective withdrawal lines, the SMM observed 11 towed howitzers (five 2A65 Msta-B, 152mm and six D-30 Lyagushka, 122mm), ten self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) and ten multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm). It also noted that six towed howitzers (one 2A65 and five D-30), three self-propelled howitzers (2S1) and four MLRS (BM-21) continued to be missing.
The SMM observed armoured combat vehicles[3] in the security zone. In government-controlled areas, on 24 August an SMM long-range UAV spotted an armoured personnel carrier (APC) (MT-LB) in Krasnohorivka (21km west of Donetsk), an APC (BTR variant) near Berezove (31km south-west of Donetsk), two APCs (BTR-80) near Novoselivka Druha (69km south of Donetsk) and an IFV (BMP-2) near Pavlopil (84km south of Donetsk). On 26 August, the SMM saw two armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2) in Bobrove (56km north-west of Luhansk).
In non-government-controlled areas, on 24 August an SMM mini-UAV spotted two IFVs (BMP-2) and 11 APCs (MT-LB) in Kadiivka (formerly Stakhanov, 50km west of Luhansk). On the same day, an SMM long-range UAV spotted an IFV (BMP-2) near Staromykhailivka.
The SMM observed fresh craters. On 24 August, an SMM mid-range UAV spotted about 40 craters, about 20 of which appeared to be fresh, assessed as caused by mortar (82mm and 120mm) and artillery (122mm and 152mm) rounds on Marshala Konieva Street, in a residential area on the north-western outskirts of Horlivka (39km north-east of Donetsk). On 24 August an SMM long-range UAV spotted a residential house on fire on Lohozinskoho Street in Shyrokyne (20km east of Mariupol) and a fire in a multi-storey apartment building on Stratonativ Street, adjacent to a heavily damaged industrial area in the north-western outskirts of Donetsk city. (See SMM Daily Report of 24 August 2018.)
The SMM observed the presence of mines and mine hazard signs. On 25 August, the SMM saw for the first time an anti-tank mine (TM-62) near the southern edge of a road leading from the entry-exit checkpoint near Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) to a checkpoint 700m west of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol).
On 26 August, the SMM saw for the first time a square mine hazard sign near a road on the south-eastern edge of Yasne (non-government-controlled, 30km south-west of Donetsk).
The SMM continued to monitor the freedom of movement of civilians. The SMM followed up on the closure of the entry-exit checkpoint in Maiorsk since 23 August (see SMM Daily Report of 25 August 2018). On 25 and 26 August, the SMM saw no traffic in either direction. A Ukrainian Armed Forces officer to the Joint Centre for Control and Coordination (JCCC) told the SMM that the entry-exit checkpoint would temporarily remain closed due to recent shelling.
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the station, the SMM recorded ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see the table below).
The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repair works to a water pipeline near Pervomaisk (non-government-controlled, 58km west of Luhansk) and near Zolote. The Mission also continued to facilitate and monitor adherence to the ceasefire to enable repairs to residential houses in Avdiivka and again demining to a 100-square-metre area on the western edge of Berezove.
The SMM visited four border areas not under government control. On 25 August, while at a border crossing point near Uspenka (73km south-east of Donetsk) for about one hour, the SMM saw 73 cars (26 with Ukrainian, 29 with Russian Federation and two with Lithuanian licence plates, as well as 16 with “DPR” plates), 14 covered cargo trucks (nine with Ukrainian and one with Belarusian licence plates, as well as four with “DPR” plates) and one bus with “DPR” plates in a queue to exit Ukraine. The SMM also saw nine cars (one with Ukrainian and five with Russian Federation licence plates, as well as three with “DPR” plates), eight covered cargo trucks (six with Ukrainian licence plates and two with “DPR” plates) and three tank trucks with “DPR” plates and a bus with “DPR” plates entering Ukraine.
On 25 August, while at a border crossing point near Ulianivske (61km south-east of Donetsk) for about 20 minutes, the SMM saw no traffic in either direction.
On 26 August, while at a border crossing point near Izvaryne (52 km south-east of Luhansk) for about five minutes, the SMM saw 55 cars (13 with Ukrainian, 37 with Russian Federation, one with Georgian and one with Lithuanian license plates, as well as three with “LPR” plates), 16 covered cargo trucks (13 with Ukrainian license plates and three with “LPR” plates), and 22 pedestrians (11 men and 11 women, aged 40-50) in a queue to exit Ukraine. The SMM saw a bus with “LPR” plates and a group of children on board entering Ukraine. A member of the armed formations told the SMM to leave the area.*
On 26 August, while at a border crossing point near Voznesenivka (formerly Chervonopartyzansk, 65km south-east of Luhansk) for about ten minutes, the SMM saw 32 cars (16 with Ukrainian, 13 with Russian Federation, one with Georgian and one with Lithuanian licence plates, as well as one with “LPR” plates), five covered cargo trucks (four with Ukrainian license plates and one with “LPR” plates), one bus with Ukrainian license plates, and eight pedestrians in a queue to exit Ukraine. The SMM observed ten pedestrians (eight men and two women, aged 30-40) entering Ukraine. A member of the armed formations told the SMM to leave the area.*
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the JCCC should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
On 25 and 26 August, at a checkpoint 800m north of Zaichenko (nongovernment-controlled, 26km north-east of Mariupol), an armed member of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy (formerly Kominternove, nongovernment-controlled, 23km north-east of Mariupol) and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol) citing “orders not to allow the SMM passage”.
On 25 August, at a checkpoint near Novoazovsk (nongovernment-controlled, 40km east of Mariupol), two armed members of the armed formations again denied the SMM passage.
On 25 August, on road H15 near the entry-exit checkpoint in Marinka, a Ukrainian State Border Guard Service officer told the SMM that it could not conduct a UAV flight over the area, citing that “his superiors had not received notification about the work of the SMM or UAV flights in the area.”
On 26 August, an armed member of the armed formations denied the SMM access to a street in Yasne, citing “orders from his superiors”.
On 26 August, at a border crossing point near Izvaryne, a member of the armed formations told the SMM to leave the area, citing “orders from his superiors”.
On 26 August, at a border crossing point near Voznesenivka, a member of the armed formations told the SMM to leave the area, citing “orders from his superiors”.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
On 25 and 26 August, the SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC on both occasions.[4]
On 25 and 26 August, the SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC on both occasions.5
On 25 and 26 August, the SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Conditional access:
At a checkpoint on the eastern edge of Novolaspa (non-government-controlled, 50km south of Donetsk), an armed member of the armed formations allowed the SMM to proceed to the village on the condition that the SMM vehicles followed behind his car.
Other impediments:
On 25 August, the SMM temporarily lost communication with its mini UAV flying over an area near Chermalyk (government-controlled, 31km north-east of Mariupol), assessed as due to jamming. The SMM landed the UAV safely.[5]
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited; thus, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.
[5] The interference could have originated from anywhere within the radius of several kilometres of the UAV’s position.