Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ зафиксировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Наблюдатели видели вызванное огнем из стрелкового оружия свежее повреждение административного здания на контрольном пункте въезда-выезда в Майорске. Доступ Миссии оставался ограниченным на всех трех участках разведения и в Счастье, а также вновь в Заиченко и Новоазовске, вблизи границы с Российской Федерацией*. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода вблизи Желанного Второго. Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции. СММ содействовала соблюдению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг для обеспечения проведения ремонтных работ на инфраструктуре водоснабжения недалеко от Первомайска, а также работ по разминированию в Березовом. В нескольких населенных пунктах Миссия наблюдала за массовыми собраниями по случаю Дня Государственного флага и Дня Независимости Украины, которые прошли без инцидентов.
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], при этом зафиксировав больше взрывов (около 70) по сравнению с предыдущим отчетным периодом (приблизительно 55 взрывов).
Так, вечером 23 и ночью 24 августа камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 4 взрыва неопределенного происхождения, 60 снарядов и 1 осветительную ракету — все в 0,5–4 км к югу и юго-юго-западу.
Поздно вечером 23 и ночью 24 августа камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) зафиксировала 20 взрывов неопределенного происхождения, 75 снарядов и 1 вспышку дульного пламени — все в 2–4 км к северу, северо-северо-востоку и северо-востоку.
Вечером 23 августа камера СММ в н. п. Красногоровка (подконтрольный правительству, 21 км к западу от Донецка) зафиксировала 6 взрывов неопределенного происхождения и около 55 снарядов — все в 1–2 км к востоко-юго-востоку, юго-юго-востоку и югу.
Днем 24 августа, патрулируя в н. п. Павлополь (подконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя), команда Миссии слышала 12 взрывов (6 оценены как выстрелы и 6 — как разрывы снарядов) и 6 очередей из стрелкового оружия — все в 2–5 км к востоку.
Осуществляя мониторинг в 1 км к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), команда СММ слышала 7 взрывов неопределенного происхождения и 15 выстрелов и очередей из стрелкового оружия — все в 1–3 км в секторе от юга до западо-северо-запада. С той же позиции в течение более часа наблюдатели слышали множественные выстрелы из стрелкового оружия в 2 км к юго-востоку, которые, по оценке, были связаны с учениями с боевой стрельбой в зоне безопасности, что является нарушением решения Трехсторонней контактной группы от 3 марта 2016 года относительно полного прекращения учений с боевой стрельбой.
Находясь на юго-восточной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), члены патруля Миссии слышали 1 взрыв неопределенного происхождения и 21 очередь из стрелкового оружия — все в 1–2 км к юго-востоку, которые, по оценке, были связаны с учениями с боевой стрельбой в зоне безопасности, что является нарушением решения Трехсторонней контактной группы от 3 марта 2016 года относительно полного прекращения учений с боевой стрельбой.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушения режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, приблизительно 75 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (не менее 510 взрывов).
Так, днем 24 августа, патрулируя в 4 км к юго-западу от н. п. Муратово (подконтрольный правительству, 51 км к северо-западу от Луганска), наблюдатели слышали 23 взрыва (6 оценены как выстрелы из миномета, а остальные — как взрывы неопределенного происхождения) и огонь из стрелкового оружия — все в 1–5 км к юго-востоку. В тот же день, находясь в Муратово, команда СММ слышала 18 взрывов (4 оценены как разрывы артиллерийских снарядов, а остальные — как взрывы неопределенного происхождения) — все в 3–5 км к юго-юго-востоку.
Наблюдатели видели свежие повреждения административного здания на КПВВ в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка). Наблюдатели видели пулевое отверстие в окне на южной стороне административного здания, образовавшееся, по оценке, в результате ведения огня из стрелкового оружия с южного направления. Сотрудник Государственной пограничной службы Украины сообщил СММ, что повреждение возникло 23 августа, в 15:45, (см. Ежедневный отчет СММ от 24 августа 2018 года). Наблюдатели обратили внимание на то, что утром 24 августа блокпост не работал и днем не видели, чтобы гражданские лица стояли там в очередях.
СММ продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Поздно вечером 23 августа камера СММ в Золотом зафиксировала 1 взрыв неопределенного происхождения в 1–1,5 км к юго-востоку (по оценке, за пределами участка разведения). Днем 24 августа, находясь в Золотом, команда Миссии слышала 11 выстрелов из стрелкового оружия в 2–3 км к юго-западу (по оценке, за пределами участка разведения). В тот же день команда СММ вновь видела мужчину (по оценке, военнослужащего Вооруженных сил Украины) в военной одежде с пулеметом вблизи моста на участке разведения в районе Золотого.
Осуществляя мониторинг недалеко от участка разведения в районе Петровского и на участке разведения в районе Станицы Луганской, Миссия отметила там спокойную ситуацию.
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
В подконтрольном правительству районе члены патруля Миссии видели 1 зенитный ракетный комплекс (9К33 «Оса») недалеко от н. п. Желанное Второе (29 км к северо-западу от Донецка), размещенный там в нарушение линий отвода.
Наблюдатели зафиксировали наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствовали критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленном СММ подписантам Комплекса мер. В подконтрольных правительству районах за пределами соответствующих линий отвода члены патруля Миссии зафиксировали 8 самоходных гаубиц (2С19 «Мста-С», 152 мм) и отметили, что там по-прежнему отсутствуют 8 буксируемых гаубиц (2А35 «Гиацинт-Б», 152 мм).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины (ББМ), зенитные установки[3] и другие признаки военного присутствия в зоне безопасности. 23 августа в подконтрольных правительству районах беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 2 бронетранспортера (MT-ЛБ) и 1 зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм) недалеко от н. п. Вершина (63 км к северо-востоку от Донецка), 2 боевые машины пехоты (БМП-2) и, предположительно, 1 зенитную самоходную установку (ЗСУ-23-4 «Шилка», 23 мм) в районе н. п. Мироновский (62 км к северо-востоку от Донецка), 2 ББМ (неустановленного типа) вблизи н. п. Троицкое (69 км к западу от Луганска), 1 БМП-2 недалеко от н. п. Крымское (42 км к северо-западу от Луганска), 1 БМП-1 вблизи н. п. Знаменка (36 км к северо-западу от Луганска), 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2), 1 бронетранспортер (типа БТР) и 9 ББМ (пять БМП-1, две БМП-2 и две типа БМП) около н. п. Причепиловка (50 км к северо-западу от Луганска), 1 зенитную установку (ЗУ-23) вблизи н. п. Дача (53 км к северу от Донецка) и 4 ББМ (типа БМП) недалеко от н. п. Новотошковское (53 км к западу от Луганска).
23 августа БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал ряд пожаров на участке земли длиной примерно 180 метров приблизительно в 3 км к северо-востоку от н. п. Желобок (неподконтрольный правительству, 47 км к западу от Луганска). 17 августа БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал не менее 16 домов, охваченных пламенем в восточной части Желобка (см. Ежедневный отчет СММ от 20 августа 2018 года).
23 августа в неподконтрольном правительству районе БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 2 зенитные установки (ЗУ-23) вблизи н. п. Голубовское (51 км к западу от Луганска).
Миссия зафиксировала наличие мин. 23 августа члены патруля СММ впервые увидели 2 противотанковые мины на автодороге M04 на недавно построенном блокпосте, примерно в 2 км к северо-востоку от н. п. Крутая Балка (неподконтрольный правительству, 16 км к северу от Донецка).
Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Ведя наблюдение в районах вблизи станции, СММ зафиксировала нарушения режима прекращения огня несмотря на предоставленные четкие гарантии безопасности (см. таблицу нарушений режима прекращения огня в приложении).
СММ способствовала соблюдению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг для обеспечения проведения ремонтных работ на водоводе вблизи н. п. Первомайск (неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска), а также работ по разминированию на участке земли площадью 100 кв. м на западной окраине н. п. Березовое (подконтрольный правительству, 31 км к юго-западу от Донецка).
СММ продолжала следить за ситуацией, в которой оказалось гражданское население, проживающее вблизи линии соприкосновения. На КПВВ в Марьинке группа из примерно 150 человек (преимущественно женщин в возрасте 50–70 лет) стала перед автомобилем СММ и не позволила ему проехать. По их словам, они уже более двух часов стоят на жаре, поскольку автобус, который должен был приехать с блокпоста на автодороге Н15 к востоку от н. п. Кременец (неподконтрольный правительству, 16 км к юго-западу от Донецка), не приехал. Примерно через 10 минут патруль Миссии смог проехать дальше. На блокпосте к востоку от Кременца команда СММ заметила большое количество транспортных средств, стоявших в очереди в направлении подконтрольных правительству районов. Два члена вооруженных формирований сообщили наблюдателям, что необычно большое количество транспортных средств вызвано закрытием КПВВ в Майорске (см. выше).
23 и 24 августа Миссия наблюдала за массовыми собраниями по случаю празднования Дня Государственного флага и Дня Независимости Украины (см. Ежедневный отчет СММ от 24 августа 2018 года) в Черновцах, Днепре, Ивано-Франковске, Харькове, Херсоне, Краматорске, Львове, Мариуполе, Николаеве, Одессе, н. п. Покровск (55 км к северо-западу от Донецка), н. п. Северодонецк (74 км к северо-западу от Луганска) и Запорожье. Во время мероприятий, участие в которых взяли в среднем от 200 до 3 000 человек, наблюдатели не зафиксировали никаких инцидентов. В Киеве команда СММ видела массовое собрание из не менее 15 000 человек. Миссия также осуществляла мониторинг массового собрания при участии не менее 2 000 человек в Харькове по случаю освобождения города в августе 1943 года.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Вооруженный член вооруженных формирований вновь остановил патруль Миссии на блокпосте, размещенном в 800 метрах к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя), и не разрешил наблюдателям проехать на запад в направлении н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и на юг в направлении н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), ссылаясь на «приказ не пропускать патрули СММ».
Два вооруженных члена вооруженных формирований на блокпосте, размещенном вблизи н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 40 км к востоку от Мариуполя), снова отказали патрулю Миссии в проезде.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Член вооруженных формирований на блокпосте вооруженных формирований, размещенном на южной стороне моста в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска), сообщил наблюдателям, что дорога, ведущая на север к Счастью, не была разминирована. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным, в результате чего просмотреть отснятые камерой материалы можно только через несколько дней.
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] Команда СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 24 August 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions, compared with the previous reporting period. The Mission saw fresh damage caused by small-arms fire to the administration office at the entry-exit checkpoint in Maiorsk. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas and Shchastia, as well as again in Zaichenko and Novoazovsk, near the border with the Russian Federation.* The SMM observed a weapon in violation of withdrawal lines near Zhelanne Druhe. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station. It facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to water infrastructure near Pervomaisk and demining in Berezove. The SMM monitored gatherings on the occasion of National Flag Day and Ukrainian Independence Day in several locations, which took place without incidents.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including, however, more explosions (about 70), compared with the previous reporting period (about 55 explosions).
On the evening and night of 23-24 August, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded four undetermined explosions, 60 projectiles in flight and an illumination flare, all 0.5-4km south and south-south-west.
On the evening and night of 23-24 August, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) recorded 20 undetermined explosions, 75 projectiles in flight and a muzzle flash, all 2-4km north, north-north-east and north-east.
On the evening of 23 August, the SMM camera in Krasnohorivka (government-controlled, 21km west of Donetsk) recorded six undetermined explosions and about 55 projectiles in flight, all 1-2km east-south-east, south-south-east and south.
During the day on 24 August, positioned in Pavlopil (government-controlled, 26km north-east of Mariupol), the SMM heard 12 explosions (six assessed as outgoing and six assessed as impacts) and six bursts of small-arms fire, all 2-5km east.
Positioned 1km north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard seven undetermined explosions and 15 shots and bursts of small-arms fire, all 1-3km at directions ranging from south to west-north-west. Positioned at the same location, the SMM heard over an hour of uncountable shots of small-arms fire 2km south-east, assessed as live-fire training within the security zone, in breach of the 3 March 2016 Decision of the Trilateral Contact Group on the full cessation of live-fire exercises.
Positioned on the south-eastern edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk), the SMM heard an undetermined explosion and 21 bursts of small-arms fire, all 1-2km south-east, assessed as live-fire training within the security zone, in breach of the 3 March 2016 Decision of the Trilateral Contact Group on the full cessation of live-fire exercises.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including about 75 explosions, compared with the previous reporting period (at least 510 explosions).
During the day on 24 August, positioned 4km south-west of Muratove (government-controlled, 51km north-west of Luhansk), the SMM heard 23 explosions (six assessed as outgoing mortar rounds and the remainder undetermined) and small-arms fire, all 1-5km south-east. On the same day, positioned in Muratove, the SMM heard 18 explosions (four assessed as impacts of artillery rounds and the remainder undetermined), all 3-5km south-south-east.
The SMM saw fresh damage to the administration office at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk). The SMM saw a bullet hole in the south-facing window of the administration office, assessed to have been caused by small-arms fired from a southerly direction. A member of the Ukrainian State Border Guard Service told the SMM that the damage had occurred at 15:45 on 23 August (see SMM Daily Report 24 August 2018). The SMM noted that the checkpoint had not been opened on the morning of 24 August and did not observe any civilians queueing during the day.
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening of 23 August, the SMM camera in Zolote recorded an undetermined explosion 1-1.5km south-east (assessed as outside the disengagement area). During the day on 24 August, positioned in Zolote, the SMM heard 11 shots of small-arms fire 2-3km south-west (assessed as outside the disengagement area). On the same day, the SMM again saw a man in military-attire with a machine gun, assessed as a member of the Ukrainian Armed Forces, near the bridge inside the Zolote disengagement area.
Positioned near the Petrivske disengagement area and inside the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in a government-controlled area, the SMM saw a surface-to-air missile system (9K33 Osa) near Zhelanne Druhe (29km north-west of Donetsk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In government-controlled areas beyond the respective withdrawal lines, the SMM observed eight self-propelled howitzers (2S19 Msta-S, 152mm) and noted that eight towed howitzers (2A35 Giatsint-B, 152mm) were again missing.
The SMM observed armoured combat vehicles (ACVs), anti-aircraft guns[3] and other indications of military-type presence in the security zone. In government-controlled-areas, on 23 August, an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted two armoured personnel carriers (APC) (MT-LB) and an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) near Vershyna (63km north-east of Donetsk), two infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-2) and a probable self-propelled anti-aircraft system (ZSU-23-4 Shilka, 23mm) near Myronivskyi (62km north-east of Donetsk), two ACVs (type undetermined) near Troitske (69km west of Luhansk), an IFV (BMP-2) near Krymske (42km north-west of Luhansk), an IFV (BMP-1) near Znamianka (36km north-west of Luhansk), an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2), an APC (BTR variant) and nine IFVs (five BMP-1, two BMP-2 and two BMP variants) near Prychepylivka (50km north-west of Luhansk), an anti-aircraft gun (ZU-23) near Dacha (53km north of Donetsk) and four IFVs (BMP variants) near Novotoshkivske (53km west of Luhansk).
On 23 August, an SMM long-range UAV spotted a series of fires over an approximately 180m stretch of land about 3km north-east of Zholobok (non-government-controlled, 47km west of Luhansk). On 17 August, an SMM long-range UAV had spotted at least 16 houses engulfed in fire in an eastern part of Zholobok (see SMM Daily Report 20 August 2018).
In a non-government-controlled area, on 23 August, an SMM long-range UAV spotted two anti-aircraft guns (ZU-23) near Holubivske (51km west of Luhansk).
The SMM observed mines. On 23 August, the SMM saw, for the first time, two anti-tank mines on road M04 at a newly constructed checkpoint, about 2km north-east of Kruta Balka (non-government-controlled, 16km north of Donetsk).
The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the station, the SMM recorded ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see the table below).
The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repair works to a water pipeline near Pervomaisk (non-government-controlled, 58km west of Luhansk) and demining to a 100-square-metre area on the western edge of Berezove (government-controlled, 31km south-west of Donetsk).
The SMM continued to monitor the situation of civilians living near the contact line. At the entry-exit checkpoint in Marinka, a group of about 150 people (mostly women, aged 50-70) stood in front of an SMM vehicle and prevented it from passing. They told the SMM that they had been waiting for over two hours in the heat due to the absence of a public bus that was supposed to come from a checkpoint on road H-15 east of Kreminets (non-government-controlled, 16km south-west of Donetsk). About ten minutes later, the SMM was able to proceed. At the checkpoint east of Kreminets, the SMM noted a large number of vehicles in a queue towards government-controlled areas. Two members of the armed formations told the SMM that the number of vehicles was unusually high due to the closure of the entry-exit checkpoint in Maiorsk (see above).
On 23 and 24 August, the SMM monitored gatherings on the occasion of National Flag Day and Ukrainian Independence Day (see SMM Daily Report 24 August 2018) in Chernivtsi, Dnipro, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Kherson, Kramatorsk, Lviv, Mariupol, Mykolaiv, Odessa, Pokrovsk (55km north-west of Donetsk), Sievierodonetsk (74km north-west of Luhansk) and Zaporizhzhia; the SMM observed no incidents during the events which gathered, on average, between 200 and 3,000 people. In Kyiv, the SMM saw at least 15,000 people gathered. The SMM also monitored a gathering of at least 2,000 people in Kharkiv marking the liberation of the city in August 1943.
*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a checkpoint 800m north of Zaichenko (nongovernment-controlled, 26km north-east of Mariupol), an armed member of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy (formerly Kominternove, nongovernment-controlled, 23km north-east of Mariupol) and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol) citing “orders not to allow the SMM passage”.
At a checkpoint near Novoazovsk (nongovernment-controlled, 40km east of Mariupol), two armed members of the armed formations again denied the SMM passage.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
At a checkpoint of the armed formations on the southern side of the bridge in Shchastia (governmentcontrolled, 20km north of Luhansk), a member of the armed formations told the SMM that mines had not been cleared on the road leading north toward Shchastia. The SMM did not consider it safe to proceed.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited; thus, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.