Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения сил и средств, в Стылой, Старомихайловке, и вновь в Заиченко, а также в районе Новоазовска, возле границы с Российской Федерацией*. Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции. СММ содействовала соблюдению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг для обеспечения проведения ремонтных работ на инфраструктуре водоснабжения в Луганской области по обе стороны от линии соприкосновения. Миссия содействовала соблюдению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг для обеспечения проведения ремонтных работ в жилых домах в Авдеевке.
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 60 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 200 взрывов).
Так, поздно вечером 21 и в ночь на 22 августа камера СММ, установленная в контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя), зафиксировала 9 взрывов неопределенного происхождения, 56 снарядов, 32 взрыва в воздухе и 1 осветительную ракету — все в 2–5 км в секторе от северо-востока до юго-юго-запада. Вечером 21 августа камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от Пищевика, зафиксировала 2 взрыва неопределенного происхождения и 39 снарядов — все в 2–5 км в секторе от северо-востока до востока.
Вечером 21 августа, пребывая в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 3 взрыва (по оценке, 1 разрыв минометной мины и 2 неопределенного происхождения) и примерно 15 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 1–4 км к юго-юго-востоку.
Вечером 21 и в ночь на 22 августа камера СММ, установленная на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 1 взрыв неопределенного происхождения, 11 снарядов, 2 вспышки дульного пламени и 1 осветительную ракету — все в 0,5–2 км в секторе от юга до юго-юго-запада.
Днем 22 августа, находясь примерно в 1 км к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 5 взрывов неопределенного происхождения, а также около 25 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–3 км к юго-западу и юго-юго-западу.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, примерно 70 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (33 взрыва).
Днем 22 августа, осуществляя мониторинг в н. п. Обозное (неподконтрольный правительству, 18 км к северу от Луганска), члены патруля СММ слышали 24 взрыва артиллерийских снарядов в 10–20 км к северо-востоку.
Со своей позиции в н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска) наблюдатели слышали 22 взрыва (по оценке, часть из них — выстрелы из артиллерии, а другие — разрывы артиллерийских снарядов) в 8–15 км к северо-западу.
Патрулируя в районе н. п. Муратово (подконтрольный правительству, 51 км к северо-западу от Луганска) наблюдатели слышали 2 взрыва неопределенного происхождения в 10 км к северо-востоку и 25 взрывов неопределенного происхождения в 8–10 км к юго-западу.
СММ продолжала осуществлять мониторинг, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Днем 22 августа наблюдатели видели, что возле моста стоял вооруженный пулеметом мужчина (по оценке, военнослужащий Вооруженных сил Украины), а еще один мужчина (по оценке, военнослужащий Вооруженных сил Украины) направлялся из н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км на запад от Луганска) на север; они оба пребывали в пределах участка разведения. В тот же день члены патруля СММ видели другого мужчину (по оценке, военнослужащего Вооруженных сил Украины) неоднократно въезжавшего на участок разведения и выезжавшего из него на автомобиле с номерными знаками черного цвета.
Во время мониторинга на участке разведения сил и средств в районе Станицы Луганской Миссия отметила там спокойную обстановку. СММ не удалось осуществить мониторинг ситуации путем патрулирования возле участка разведения в районе Петровского*.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом и Комплексом мер, а также Дополнением к нему.
За линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольных правительству районах, на основе данных воздушного наблюдения СММ по состоянию на 19 августа обнаружен 21 танк (неустановленного типа), 25 единиц буксируемой артиллерии возле н. п. Мирное (28 км к юго-западу от Луганска) (в этом районе по данным воздушного наблюдения СММ также обнаружено 82 боевые бронированные машины). 21 августа беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ среднего радиуса действия зафиксировал 3 танка (предположительно Т-72) недалеко от н. п. Мануйловка (65 км к востоку от Донецка). 22 августа наблюдатели видели 1 танк (Т-64) на полигоне возле Мирного.
Команда СММ еще раз посетила постоянное место хранения тяжелого вооружения, расположенное за соответствующими линиями отвода в неподконтрольном правительству районе Луганской области, и отметила, что там по-прежнему отсутствует 1 танк (Т-64).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку[3] в зоне безопасности. 21 августа в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил боевую бронированную машину (типа БМП) и зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм) недалеко от н. п. Майорск (45 км к северо-востоку от Донецка), а БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал бронетранспортер (типа БТР) вблизи н. п. Верхнеторецкое (23 км к северо-востоку от Донецка). 22 августа наблюдатели видели 7 бронированных разведывательно-дозорных машин (БРДМ-2): пять возле н. п. Войтово (33 км к северо-западу от Луганска) и две недалеко от н. п. Райгородка (34 км к северу-западу от Луганска).
21 августа БПЛА СММ среднего радиуса действия и БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировали 2 БРДМ-2 и 1 боевую машину пехоты (БМП-1) к северо-западу от н. п. Шумы (41 км к северо-востоку от Донецка); этот же БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал в этом районе еще одну разведывательную машину (БРДМ-2).
Миссия зафиксировала наличие неразорвавшегося снаряда и новый предупредительный знак о минной опасности. 22 августа на восточной окраине н. п. Таврическое (неподконтрольный правительству, 76 км к югу от Донецка) члены патруля СММ впервые увидели хвостовой стабилизатор, торчащий из асфальтового покрытия. По их оценке, этот был стабилизатор от 120-мм минометной мины. На обочине той же автодороги в нескольких метрах от вышеупомянутого хвостового стабилизатора, наблюдатели впервые увидели красный знак квадратной формы с надписью «Мины» на русском языке.
СММ продолжала содействовать обеспечению функционирования ДФС, в том числе путем мониторинга ситуации с соблюдением режима прекращения огня. Осуществляя мониторинг в районах вблизи станции, Миссия зафиксировала нарушения режима прекращения огня, несмотря на предоставленные четкие гарантии безопасности (см. таблицу нарушений режима прекращения огня в приложении).
СММ также способствовала соблюдению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг для обеспечения проведения ремонтных работ на Петровской насосной станции возле Артема, на водопроводе в Золотом и на узле водоканала в Станице Луганской, а также для обеспечения прокладывания нового участка водопровода вблизи н. п. Первомайск (неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска). Миссия также содействовала соблюдению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг для обеспечения проведения ремонтных работ в жилых домах в н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка).
СММ продолжила наблюдение за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 15 августа 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях остается ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Два вооруженных члена вооруженных формирований на блокпосте, размещенном возле н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя), вновь отказали патрулю Миссии в проезде, ссылаясь на то, что это небезопасно для наблюдателей.
Шесть вооруженных членов вооруженных формирований на блокпосте, расположенном возле н. п. Стыла (неподконтрольный правительству, 30 км к юго-западу от Донецка), отказали патрулю Миссии в проезде, ссылаясь на «проведение в этом районе комплекса мер».
Два вооруженных члена вооруженных формирований на блокпосте, размещенном возле н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 40 км к востоку от Мариуполя), вновь отказали патрулю Миссии в проезде, ссылаясь на «проведение операции в этом районе».
Член вооруженных формирований на блокпосте, размещенном возле н. п. Старомихайловка (неподконтрольный правительству, 15 км к западу от Донецка), отказал патрулю Миссии в проезде, ссылаясь на то, что это небезопасно в виду «частых обстрелов в этом районе».
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 22 August 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region, compared with the previous reporting period. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas and it was also restricted in Styla, Staromykhailivka and again in Zaichenko, as well as near Novoazovsk, near the border with the Russian Federation.* The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station. It facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to water infrastructure in Luhansk region on both sides of the contact line. It facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to residential houses in Avdiivka.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including about 60 explosions, compared with the previous reporting period (about 200 explosions).
On the evening and night of 21-22 August, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) recorded nine undetermined explosions, 56 projectiles in flight, 32 airbursts and an illumination flare, all 2-5km at directions ranging from north-east to south-south-west. During the same evening and night, the SMM camera 1km south-west of Pyshchevyk recorded two undetermined explosions and 39 projectiles in flight, all 2-5km at directions ranging from north-east to east.
On the evening and night of 21-22 August, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard three explosions (one assessed as an impact of a mortar round and two undetermined) and about 15 bursts of heavy-machine-gun fire, all 1-4km south-south-east.
On the same evening and night, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded an undetermined explosion, 11 projectiles in flight, two muzzle flashes and an illumination flare, all 0.5-2km south and south-south-west.
During the day on 22 August, positioned about 1km north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard five undetermined explosions and about 25 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-3km south-west and south-south-west.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including about 70 explosions, compared with the previous reporting period (33 explosions).
During the day on 22 August, positioned in Obozne (non-government-controlled, 18km north of Luhansk), the SMM heard 24 explosions of artillery rounds 10-20km north-east.
Positioned in Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk), the SMM heard 22 explosions (some of which were assessed as outgoing artillery rounds and some others as impacts of artillery rounds) 8-15km north-west.
Positioned near Muratove (government-controlled, 51km north-west of Luhansk), the SMM heard two undetermined explosions 10km north-east and 25 undetermined explosions 8-10km south-west.
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
During the day on 22 August, the SMM saw a man assessed as Ukrainian Armed Forces personnel armed with a machine gun standing near the bridge and another man assessed as Ukrainian Armed Forces personnel walking north from Katerynivka (government-controlled, 64km west of Luhansk), both inside the disengagement area. On the same day, the SMM saw a different man assessed as Ukrainian Armed Forces personnel driving a car with black licence plates into and exiting the disengagement area multiple times.
Positioned near the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM observed a calm situation. The SMM was unable to monitor the situation through patrolling near the Petrivske disengagement area.*
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in non-government-controlled areas, aerial imagery available to the SMM revealed the presence on 19 August of 21 tanks (type undetermined) and 25 pieces of towed artillery near Myrne (28km south-west of Luhansk) (in the same area, aerial imagery available to the SMM also revealed the presence of 82 armoured combat vehicles). On 21 August, an SMM mid-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted three tanks (probable T-72) near Manuilivka (65km east of Donetsk). On 22 August, the SMM saw a tank (T-64) in a training area near Myrne.
The SMM revisited a heavy weapons permanent storage site in a non-government-controlled area of Luhansk region whose location was beyond the respective withdrawal lines and noted that a tank (T-64) continued to be missing.
The SMM observed armoured combat vehicles and an anti-aircraft gun[3] in the security zone. In government-controlled areas, on 21 August, an SMM mid-range UAV spotted an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP variant) and an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) near Maiorsk (45km north-east of Donetsk), and an SMM long-range UAV spotted an armoured personnel carrier (BTR variant) near Verkhnotoretske (23km north-east of Donetsk). On 22 August, the SMM saw seven armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2): five near Voitove (33km north-west of Luhansk) and two near Raihorodka (34km north-west of Luhansk).
On 21 August, an SMM mid-range UAV and an SMM long-range UAV spotted two armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2) and an IFV (BMP-1) north-west of Shumy (41km north-east of Donetsk); the same SMM long-range UAV spotted an additional armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) in the same area.
The SMM observed the presence of unexploded ordnance (UXO) and a new mine hazard sign. On 22 August, in the eastern outskirts of Tavrycheske (non-government-controlled, 76km south of Donetsk), the SMM saw for the first time a tailfin, assessed as part of a mortar (120mm) round, protruding from the tarmac. On the side of the same road, a few metres away from the aforementioned tailfin, the SMM saw for the first time a red square-shaped sign with “Mines” written on it in Russian language.
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the station, the SMM recorded ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see table below).
The SMM also facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repair works to the Petrivske pumping station near Artema, a water pipe in Zolote and a water channel junction in Stanytsia Luhanska, as well as to enable the installation of a new segment of the water pipeline near Pervomaisk (non-government-controlled, 58km west of Luhansk). The SMM also facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to residential houses in Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk).
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, UXO and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Coordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 15 August 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a checkpoint near Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), two armed members of the armed formations again denied the SMM passage, saying that it was unsafe for the SMM to proceed.
While an SMM patrol was driving towards the Petrivske disengagement area, at a checkpoint near Styla (non-government-controlled, 30km south-west of Donetsk), six armed members of the armed formations denied it passage, saying that “an operation was ongoing in the area”.
At a checkpoint near Novoazovsk (non-government-controlled, 40km east of Mariupol), two members of the armed formations again denied the SMM passage, saying that “an operation was ongoing in the area”.
At a checkpoint near Staromykhailivka (non-government-controlled, 15km west of Donetsk), a member of the armed formations denied the SMM passage, saying that it was unsafe for the SMM to proceed due to “frequent shelling in the area”.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited; thus, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.