Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. СММ продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, при этом зафиксировав нарушения режима прекращения огня возле участка разведения в районе Станицы Луганской, а также новые огневые позиции на участке разведения в районе Золотого, которые, по оценке, принадлежали Вооруженным силам Украины. Доступ Миссии оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также вблизи Седово, Ровнополя и Новоазовска*. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения. Наблюдатели впервые зафиксировали противотанковую мину недалеко от Новотроицкого. Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции, в том числе путем мониторинга ситуации с безопасностью в районе станции, а также проведению ремонтных работ и технического обслуживания на других гражданских объектах жизнеобеспечения недалеко от Артема, Новотошковского, Попасной и Станицы Луганской. В Киеве команда СММ наблюдала за церемонией, которая была организована ромской общиной в память о жертвах массовых убийств в Бабьем Яре в 1941–1943 годах. Во Львове наблюдатели вновь зафиксировали акты вандализма на могилах, расположенных на территории мемориала в память о Второй мировой войне.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 170 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (приблизительно 110 взрывов).
Так, вечером 1 и ночью 2 августа камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу, от Донецка) зафиксировала 24 взрыва (21 оцененный как взрывы неопределенного происхождения, 2 — как выстрелы и 1 — как разрыв артиллерийского снаряда), 100 снарядов (преимущественно с востока на запад и с запада на восток, а также 1 с юго-востока на северо-запад, по оценке, из ручного противотанкового гранатомета), 2 вспышки дульного пламени, 1 выпущенную вверх осветительную ракету и 1 очередь из вооружения неустановленного типа — все в 0,5–4 км к югу.
Вечером 1 и ночью 2 августа камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя), зафиксировала 5 взрывов неопределенного происхождения и 294 снаряда (преимущественно с севера на юг и с юга на север) — все в 1–4 км к востоку.
Поздно вечером 1 и ночью 2 августа камера СММ, установленная к востоку от н. п. Ломакино (подконтрольный правительству, 15 км к северо-востоку от Мариуполя), зафиксировала 5 взрывов неопределенного происхождения, 65 снарядов (преимущественно с северо-северо-запада на юго-юго-восток и с юго-юго-востока на северо-северо-запада) и 2 очереди из вооружения неустановленного типа — все в 1–3 км к востоко-северо-востоку.
Поздно вечером 1 и ночью 2 августа камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) зафиксировала 25 взрывов неопределенного происхождения, 103 снаряда (преимущественно с северо-северо-запада на юго-юго-восток и с юго-юго-востока на северо-северо-запад), 7 выпущенных вверх осветительных ракет и 2 вспышки дульного пламени — все в 2–4 км к востоко-северо-востоку.
Поздно вечером 1 августа камера СММ на КПВВ в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) зафиксировала 4 взрыва неопределенного происхождения, 20 снарядов (преимущественно с запада на восток), 4 осветительные ракеты (3 выпущенные вверх и 1 с юго-запада на северо-восток) и 1 вспышку дульного пламени — все в 1–4 км к северу.
Поздно вечером 1 и ночью 2 августа камера СММ на КПВВ в Пищевике зафиксировала 9 взрывов, 121 снаряд (преимущественно с запада на восток и с востока на запад) и 6 очередей из вооружения неустановленного типа — все в 2–7 км к югу.
Днем 2 августа, патрулируя на юго-восточной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), команда Миссии слышала 14 взрывов неопределенного происхождения, а также приблизительно 100 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–10 км к юго-востоку и югу.
Днем 2 августа со своей позиции приблизительно в 1 км к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 71 взрыв неопределенного происхождения, а также около 110 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–12 км к северу, а также в секторе от юго-юго-востока до юго-запада.
В Луганской области Миссия зафиксировала нарушения режима прекращения огня (4 взрыва). В предыдущий отчетный период СММ не зафиксировала ни одного нарушения режима прекращения огня.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Ближе к утру 2 августа, осуществляя мониторинг на восточной окраине Станицы Луганской, наблюдатели слышали 4 взрыва неопределенного происхождения в 3–4 км к западу (по оценке, за пределами участка разведения).
1 августа беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ обнаружил 3 новые огневые позиции (не зафиксированы по данным воздушного наблюдения по состоянию на 9 июля 2018 года), принадлежавшие, по оценке, Вооруженным силам Украины. Эти позиции были соединены с ранее зафиксированной 40-метровой траншеей (см. Ежедневный отчет СММ от 28 июля 2018 года) на южной стороне железнодорожного пути, проходящего на участке разведения в районе Золотого, приблизительно в 600 метрах к югу от северного края участка и примерно в 2 км к востоку от его западного края. БПЛА также зафиксировал очищенную от деревьев и растительности тропу, проходившую далее к северу приблизительно на 200 метров, через железнодорожный путь и лесопосадки, а также через 100 бревен, сложенных на земле рядом с позициями с северного края лесопосадок (не зафиксированы по данным воздушного наблюдения по состоянию на 26 июля 2018 года).
В тот же день на участке разведения в районе Золотого БПЛА обнаружил очищенный от травы участок (не зафиксирован по данным воздушного наблюдения по состоянию на 26 июля 2018 года) рядом с ранее зафиксированной траншеей, которая, по оценке, принадлежала вооруженным формированиям, приблизительно в 900 метрах к северу от южного края участка разведения и приблизительно в 1,4 км к западу от его восточного края (см. Ежедневный отчет СММ от 25 июля 2018 года).
Патрулируя недалеко от блокпоста Вооруженных сил Украины, расположенного на северном крае участка разведения в районе Золотого, члены патруля Миссии видели бронеавтомобиль (КрАЗ «Кугуар») с установленным на нем крупнокалиберным пулеметом, который двигался в северном направлении за пределами участка разведения.
Осуществляя мониторинг вблизи участка разведения в районе Петровского, команда СММ отметила там спокойную обстановку.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
2 августа в подконтрольных правительству районах команда СММ видела 2 самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм) возле н. п. Подгородное (73 км к северу от Донецка), размещенных там в нарушение линий отвода. 1 августа БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 5 самоходных гаубиц (три 2С1 и две 2С3 «Акация», 152 мм) в жилом районе н. п. Видродження (66 км к северо-востоку от Донецка).
1 августа в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил колонну из 8 самоходных гаубиц (2С1), двигавшуюся из н. п. Лозовский (32 км к западу от Луганска) в направлении н. п. Хорошее (36 км к западу от Луганска) в нарушение линий отвод. БПЛА также зафиксировал 12 танков (шесть Т-64 и шесть Т-72) вблизи Хорошего.
2 августа за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольном правительству районе мини-БПЛА СММ обнаружил 2 ракетных зенитных комплекса (9К35 «Стрела-10») вблизи н. п. Кременевка (78 км к югу от Донецка).
В подконтрольном правительству районе Донецкой области команда СММ еще раз посетила постоянное место хранения тяжелого вооружения и отметила там отсутствие 23 самоходных гаубиц (двадцати одной 2С1 и двух 2С3).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины (ББМ), зенитную установку[3] и другие признаки военного присутствия в зоне безопасности. 2 августа в подконтрольных правительству районах наблюдатели видели командно-штабную машину связи (Р-145БМ/БТР-60), двигавшуюся к северу по автодороге H20 недалеко от н. п. Гранитное (25 км к северу от Мариуполя). 1 августа БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил боевую машину пехоты (БМП-1) вблизи н. п. Новолуганское (53 км к северо-востоку от Донецка). В тот же день БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 2 ББМ (типа БМП) рядом с н. п. Новозвановка (70 км к западу от Луганска).
1 августа в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 1 БМП-2 и 3 бронетранспортера (МТ-ЛБ) недалеко от н. п. Кадиевка (быв. Стаханов, 50 км к западу от Луганска), 1 зенитную установку (ЗУ-23), установленную МТ-ЛБ, в н. п. Катериновка (быв. Юбилейное, 8 км к западу от Луганска), 3 БМП-1 рядом с н. п. Долгое (22 км к северо-западу от Луганска), 2 БТР-80 и 1 БМП-2 на западной окраине н. п. Смелое (31 км к северо-западу от Луганска), 1 МТ-ЛБ недалеко от Лозовского и 19 БМП (шесть БМП-2 и четыре БМП-1, остальные —неустановленного типа) рядом с Хорошим.
СММ продолжала фиксировать наличие мин и предупреждающих знаков о минной опасности. В н. п. Новотроицкое (подконтрольный правительству, 36 км к юго-западу от Донецка) члены патруля Миссии впервые увидели противотанковую мину, которая, по оценке, была снаряжена взрывателем и была частично скрыта под ветками и камнями на восточной обочине асфальтированной дорогой приблизительно в 850 метрах от автодороги Н20. Женщина (в возрасте 60–70 лет), жилье которой находилось в 100 метрах от мины, рассказала наблюдателям, что она не знала о наличии там мины. Приблизительно в 30–50 метрах далее по дороге наблюдатели видели красный предупреждающий знак о минной опасности, прикрепленный к колючей проволоке, натянутой поперек дороги. 1 августа БПЛА СММ среднего радиуса действия вновь зафиксировал 14 противотанковых мин на дороге между н. п. Доломитное (53 км к северо-востоку от Донецка) и Новолуганским (см. Ежедневный отчет СММ от 5 июля 2018 года).
Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Патрулируя в районах вблизи ДФС, команда СММ слышала нарушения режима прекращения огня, несмотря на предоставленные четкие гарантии безопасности (см. выше, а также таблицу нарушений режима прекращения огня в приложении). Миссия также продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на Петровской водонасосной станции вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска), на участке системы водоснабжения недалеко от н. п. Новотошковское (подконтрольный правительству, 53 км к западу от Луганска), на водопроводе между н. п. Золотое-3 (Стахановец; 61 км к западу от Луганска) и н. п. Попасная (69 км к западу от Луганска), а также на оптоволоконном кабеле в 1 км к юго-востоку от моста в Станице Луганской (15 км к северо-востоку от Луганска).
В урочище Бабий Яр в северо-западной части Киева команда СММ наблюдала за церемонией, организованной ромской общиной в память о жертвах массовых убийств, произошедших в этом месте в период 1941–1943 годов. Наблюдатели видели, что в собрании приняли участие около 50 членов ромской общины, включая музыкантов и танцоров, которые выступали перед памятником, посвященным жертвам среди ромов, которые там были убиты. Выступающий также отдал дань памяти молодому ромскому мужчине, погибшему 23 июня во время нападения во Львове (см. Ежедневный отчет СММ от 25 июня 2018 года). Наблюдатели также видели, что во время церемонии там находились 6 полицейских.
Во Львове наблюдатели вновь зафиксировали акты вандализма на могилах, расположенных на территории Мемориального комплекса «Слава героям, павшим во Второй мировой войне» на улице Пасечной, включая национальную украинскую символику. Одна из могил была разрисована аэрозольной краской в желтый и багряный цвета, а еще на одной могиле написали политический лозунг (см. Ежедневный отчет СММ от 25 июня 2018 года).
СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Ивано-Франковске, Харькове, Херсоне, Одессе, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 1 августа 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Два вооруженных военнослужащих Вооруженных сил Украины отказали патрулю Миссии в доступе на военный объект вблизи н. п. Передовое (подконтрольный правительству, 68 км к юго-западу от Донецка), заявив, что они не пропустят наблюдателей до приезда их командира.
Два вооруженных военнослужащих Вооруженных сил Украины отказали патрулю Миссии в доступе на военный объект возле н. п. Ровнополь (подконтрольный правительству, 86 км к западу от Донецка), при этом один из военнослужащих сказал наблюдателям, что «согласно распоряжению их командования, никого не разрешено пропускать на этот объект».
Вооруженный член вооруженных формирований на блокпосте, расположенном на западной окраине н. п. Седово (неподконтрольный правительству, 106 км к югу от Донецка), отказал патрулю Миссии в доступе в населенный пункт, заявив, что у них нет «приказа» от вооруженных формирований из Донецка пропускать наблюдателей через блокпост. Команда СММ видела, что гражданские транспортные средства проезжали через блокпост.
Вооруженный член вооруженных формирований на блокпосте, расположенном на северной окраине н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 40 км к востоку от Мариуполя), отказал патрулю Миссии в проезде, ссылаясь на необходимость разрешения от вооруженных формирований из Донецка. Наблюдатели видели, что гражданские транспортные средства проезжали через блокпост, при этом ранее в тот же день команда СММ не столкнулась с ограничениями при проезде через тот же блокпост.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Невооруженный член вооруженных формирований, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
Команда Миссии отметила, что один из трех стабилизирующих стальных канатов камеры СММ, установленной на КПВВ в Майорске, удален из бетонного углубления, в котором был установлен. По оценке наблюдателей, это может привести к нарушению устойчивости мачты камеры.
Военнослужащий Вооруженных сил Украины на блокпосте Вооруженных сил Украины, расположенном на западной окраине н. п. Орехово-Донецкое (подконтрольный правительству, 44 км к северо-западу от Луганска), обратился к патрулю Миссии с вопросом, есть ли в какой-либо из машин СММ человек с конкретным именем. Он пояснил, что этот человек является «корреспондентом» ОБСЕ и они получили приказ не пропускать его через блокпост.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным, в результате чего просмотреть отснятые камерой материалы можно только через несколько дней.
[3]Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] Команда СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 2 August 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions, compared with the previous reporting period. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske, and observed ceasefire violations near the Stanytsia Luhanska disengagement area, as well as new firing positionsinside the Zolote disengagement area assessed as belonging to Ukrainian Armed Forces. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas, as well as near Siedove, Rivnopil and Novoazovsk.* The Mission observed weapons in violation of withdrawal lines on both sides of the contact line. The SMM observed an anti-tank mine for the first time near Novotroitske. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring the security situation around the station, as well as repairs and maintenance works to other essential civilian infrastructure near Artema, Novotoshkivske, Popasna and Stanytsia Luhanska. In Kyiv, the SMM monitored a ceremony organized by the Roma community commemorating the victims of the 1941-1943 massacres at Babi Yar. In Lviv, the SMM again observed vandalism of tombs at a Second World War memorial.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations,[1] including about 170 explosions, compared with the previous reporting period (about 110 explosions).
On the evening and night of 1-2 August, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded 24 explosions (21 assessed as undetermined, two as outgoing and one as an impact of an artillery round), 100 projectiles in flight (mostly from east to west and west to east, and one from south-east to north-west assessed as from a rocket-propelled grenade), two muzzle flashes, an illumination flare in vertical flight and a burst of an undetermined weapon, all 0.5-4km south.
On the evening and night of 1-2 August, the SMM camera 1km south-west of Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) recorded five undetermined explosions and 294 projectiles in flight (mostly from north to south and from south to north), all 1-4km east.
On the evening and night of 1-2 August, the SMM camera east of Lomakyne (government-controlled, 15km NE of Mariupol) recorded five undetermined explosions, 65 projectiles in flight (mostly from north-north-west to south-south-east and from south-south-east to north-north-west) and two bursts of an undetermined weapon, all 1-3km east-north-east.
On the evening and night of 1-2 August, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) recorded 25 undetermined explosions, 103 projectiles in flight (mostly from north-north-west to south-south-east and from south-south-east to north-north-west), seven illumination flares in vertical flight and two muzzle flashes, all 2-4km east-north-east.
On the evening of 1 August, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) recorded four undetermined explosions, 20 projectiles in flight (mostly from west to east), four illumination flares (three in vertical flight, one from south-west to north-east) and a muzzle flash, all 1-4km north.
On the evening and night of 1-2 August, the SMM camera at the entry-exit checkpoint inPyshchevyk recorded nine explosions, 121 projectiles in flight (mostly from west to east and from east to west) and six bursts of an undetermined weapon, all 2-7km south.
During the day on 2 August, positioned on the south-eastern edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk), the SMM heard 14 undetermined explosions and about 100 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-10km south-east and south.
During the day on 2 August, positioned about 1km north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard 71 undetermined explosions and about 110 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-12km north as well as at directions ranging from south-south-east to south-west.
In Luhansk region, the SMM recorded ceasefire violations (four explosions). In the previous reporting period, the SMM recorded no ceasefire violations.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
While on the eastern edge of Stanytsia Luhanska, in the early morning of 2 August, the SMM heard four undetermined explosions 3-4km west, assessed as outside the disengagement area.
On 1 August, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted three new firing positions (not visible in imagery from 9 July 2018) assessed as belonging to Ukrainian Armed Forces, attached to a previously observed 40m-long trench (see SMM Daily Report 28 July 2018) on the southern side of the railway line inside the Zolote disengagement area, about 600m south of its northern edge and about 2km east of its western edge. The UAV also spotted a path cleared of trees and vegetation leading about 200m further north, across the railway line and through tree lines, as well as over 100 logs deposited on the ground near positions on the northern side of the tree lines (not visible imagery from 26 July 2018).
The same day, inside the Zolote disengagement area, the UAV spotted an area cleared of grass (not visible in imagery from 26 July 2018) near a previously observed trench, assessed as belonging to the armed formations, about 900m north of the disengagement area’s southern edge and about 1.4km west of its eastern edge (see SMM Daily Report 25 July 2018).
Near to a Ukrainian Armed Forces checkpoint just outside the northern edge of the Zolote disengagement area, the SMM saw a light armoured vehicle (Cougar KRAZ) with a heavy-machine-gun mounted on top, outside the disengagement area, travelling north.
Positioned near the Petrivske disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in government-controlled areas, on 2 August the SMM saw two self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) near Pidhorodne (73km north of Donetsk). On 1 August, an SMM long-range UAV spotted five self-propelled howitzers (three 2S1 and two 2S3 Akatsiya, 152mm) in a residential area in Vidrodzhennia (66km north-east of Donetsk).
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, on 1 August, an SMM long-range UAV spotted a convoy of eight self-propelled howitzers (2S1) travelling from Lozivskyi (32km west of Luhansk) to Khoroshe (36km west of Luhansk). The UAV also spotted 12 tanks (six T-64 and six T-72) near Khoroshe.
Beyond withdrawal lines but outside designated storage areas in a government-controlled area, on 2 August, an SMM mini-UAV spotted two surface-to-air missile systems (9K35 Strela-10) near Kremenivka (78km south of Donetsk).
The SMM revisited a heavy weapons permanent storage site in a government-controlled area of Donetsk region and observed that 23 self-propelled howitzers (21 2S1 and two 2S3) were missing.
The SMM observed armoured combat vehicles (ACV), an anti-aircraft gun[3]and other signs of military presence in the security zone. In government-controlled areas on 2 August, the SMM saw a command post and communication ACV (BTR-60 R-145 BM) moving north on road H-20 nearHranitne (25km north of Mariupol).On 1 August, an SMM mid-range UAV spotted an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-1) near Novoluhanske (53km north-east of Donetsk). On the same day, an SMM long-range UAV spotted two ACVs (BMP variants) near Novozvanivka (70km west of Luhansk).
In non-government-controlled areas, on 1 August, an SMM long-range UAV spotted an IFV (BMP-2) and three armoured personnel carriers (APC) (MT-LB) near Kadiivka (formerly Stakhanov, 50km west of Luhansk), an anti-aircraft gun (ZU-23) mounted on top of an APC (MT-LB) in Katerynivka (formerly Yuvileine, 8km west of Luhansk), three IFVs (BMP-1) near Dovhe (22km north-west of Luhansk), two APCs (BTR-80) and an IFV (BMP-2) on the western edge of Smile (31km north-west of Luhansk), an APC (MT-LB) near Lozivskyi and 19 IFVs (six BMP-2 and four BMP-1, the remainder undetermined) near Khoroshe.
The SMM continued to observe the presence ofmines and mine hazard signs. In Novotroitske (government-controlled, 36km south-west of Donetsk), the SMM observed an anti-tank mine for the first time, assessed as fused, partially concealed by branches and rocks on the eastern edge of a paved road about 850m from road H20. A woman (60-70 years old) living 100m from the mine told the SMM that she was not aware of its presence. About 30-50m further down the road, the SMM observed a red mine hazard sign attached to barbed wire hanging across the road. On 1 August, an SMM mid-range UAV again spotted 14 anti-tank mines on a road between Dolomitne (53km north-east of Donetsk) and Novoluhanske (see SMM Daily Report 5 July 2018).
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see above and table below for details). The SMM also continued to facilitate and monitor repairs to the Petrivske water pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk), a water system near Novotoshkivske (government-controlled, 53km west of Luhansk), a water pipeline between Zolote-3/Stakhanovets (61km west of Luhansk) and Popasna (69km west of Luhansk) and to a fibre-optic cable 1km south-east of the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk).
In Kyiv, at the Babi Yar ravine in the north-west of the city, the SMM monitored a ceremony organized by the Roma community commemorating the victims of the massacres that took place at the site from 1941-1943. The SMM saw about 50 members of the Roma community in attendance, including musicians and dancers that performed in front of the monument dedicated to the Roma victims who were killed there. A speaker also paid tribute to the young Roma man killed in an attack in Lviv on 23 June (see SMM Daily Report 25 June 2018). The SMM saw six police officers present during the ceremony.
In Lviv, the SMM again saw vandalism of tombs at the Memorial of Glory to Heroes Fallen in Second World War on Pasichna Street, including the Ukrainian national symbol. One of the tombs was spray-painted with yellow and purple, while another had a political slogan on it (see SMM Daily Report 25 June 2018).
The SMM continued monitoring in Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Kherson, Odessa, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments– which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see, for example, SMM Daily Report 1 August 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial:
Two armed Ukrainian Armed Forces members denied the SMM access to a military compound near Peredove (government-controlled, 68km south-west of Donetsk), saying that they would not provide it access until their commander arrived.
Two armed Ukrainian Armed Forces members denied the SMM access to a military compound near Rivnopil (government-controlled, 86km west of Donetsk), with one member telling the SMM that the “instruction from their superior command is not to allow anyone to enter the compound”.
At a checkpoint on the western edge of Siedove (non-government-controlled, 106km south of Donetsk), an armed member of the armed formations denied the SMM access to the village, saying they had “no order” from the armed formations in Donetsk city to allow the SMM through the checkpoint. The SMM observed civilian vehicles passing through the checkpoint.
At a checkpoint on the northern edge of Novoazovsk (nongovernment-controlled, 40km east of Mariupol), an armed member of the armed formations denied the SMM passage, citing the need for permission from the armed formations in Donetsk city. The SMM observed civilian vehicles passing through the checkpoint and earlier that day experienced no restrictions passing through the same checkpoint.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An unarmed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
- At the entry-exit checkpoint in Maiorsk, the SMM noted that one of three stabilizer steel lanyards of the SMM camera there had been removed from its concrete recess. The SMM assessed that this removal may cause destabilization of the camera pole.
- At a Ukrainian Armed Forces checkpoint on the western edge of Orikhove-Donetske (government-controlled, 44km north-west of Luhansk), a Ukrainian Armed Forces member asked the SMM if there was a person with a specific name travelling in one of the SMM vehicles, saying that he was a “correspondent” of the OSCE and that they had orders not to let the person through the checkpoint.
[1]For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
[2]Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remained limited; thus, the review of the camera footage may take place days later.
[3]This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4]The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.