Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. В Луганской области Миссия не зафиксировала ни одного нарушения режима прекращения огня. Наблюдатели зафиксировали свежие места огневого поражения в жилых районах Докучаевска и Гольмовского. СММ продолжала осуществлять мониторинг на всех трех участках разведения сил и средств; члены патруля Миссии видели мужчину в одежде военного типа, который заходил на участок разведения в районе Золотого. Доступ СММ оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также на блокпосту вблизи неподконтрольного правительству Верхнешироковского*. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное с нарушением линий отвода, недалеко от Константиновки и Сопино. СММ продолжила способствовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции, а также проведению ремонтных работ и технического обслуживания на жизненно важных объектах водоснабжения в Луганской области по обе стороны от линии соприкосновения.
В Донецкой области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1] по сравнению с предыдущим отчетным периодом, зафиксировав, однако, меньшее количество взрывов (115 относительно примерно 150 соответственно).
Так, поздно вечером 16 и в ночь на 17 августа камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 9 взрывов (один оценен как минометный выстрел, еще один — как разрыв минометной мины, а остальные — неопределенного происхождения) и около 80 снарядов — все в 1–5 км в секторе от юго-востока до юго-запада.
Поздно вечером 16 и в ночь на 17 августа камера СММ, установленная на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя), зафиксировала 3 взрыва неопределенного происхождения и ориентировочно 140 снарядов — все в 3–5 км к юго-востоку, юго-юго-востоку и югу.
Вечером 16 и в ночь на 17 августа в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали 19 взрывов неопределенного происхождения и около 30 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–6 км к юго-востоку и югу.
Днем 17 августа, находясь в примерно 1 км к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), члены патруля Миссии слышали и видели 7 взрывов, оцененных как разрывы снарядов в 2–3 км к юго-западу и западо-северо-западу; они также слышали 13 взрывов неопределенного происхождения и около 190 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–5 км к югу и юго-западу.
Патрулируя на расстоянии примерно 2 км к юго-востоку от н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка), команда Миссии слышала и видела взрыв неопределенного происхождения в 3–4 км к югу; кроме того, наблюдатели слышали 35 взрывов неопределенного происхождения и 15 выстрелов и очередей из стрелкового оружия, а также многочисленные перекрестные выстрелы и очереди из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия общей длительностью 35 минут — все в 1–5 км к востоку и югу.
Находясь на юго-восточной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), члены патруля Миссии слышали и видели 3 взрыва неопределенного происхождения в 1–2 км к юго-востоку, а также слышали 22 взрыва неопределенного происхождения и около 220 очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–4 км в секторе от востоко-юго-востока до юга.
В Луганской области СММ не зафиксировала ни одного нарушения режима прекращения огня, тогда как в течение предыдущего отчетного периода Миссия констатировала 7 случаев нарушения режима прекращения огня (все взрывы).
Наблюдатели зафиксировали свежие места огневого поражения в жилых районах н. п. Докучаевск (неподконтрольный правительству, 30 км к юго-западу от Донецка) и н. п. Гольмовский (неподконтрольный правительству, 49 км к северо-востоку от Донецка).
В Докучаевске на ул. Октябрьской, 6, наблюдатели видели свежую пробоину в обоих слоях двойного стеклопакета юго-западного стеклянного окна на втором этаже двухэтажного многоквартирного дома. По оценке СММ, пробоина образовалась в результате попадания пули, выпущенной с юго-западного направления (установить калибр не удалось). Вдоль улицы Октябрьской члены патруля Миссии видели свежие следы, оцененные как следы боевых бронированных машин.
В Докучаевске на ул. Пионерской, 35, наблюдатели видели пробоину в восточном окне одноэтажного жилого дома. По оценке СММ, пробоина образовалась в результате попадания пули (установить калибр и направление огня не удалось). (Изображения воздушного наблюдения от 1 февраля 2018 года показали, что расстояние между передовыми позициями Вооруженных сил Украины и вооруженных формирований на западной окраине города сократилось примерно на 800 м по сравнению с их расположением на изображении от 10 декабря 2017 года. В одном месте расстояние между ними составляет всего ориентировочно 350 м).
В Гольмовском на ул. Никитовской, 11, наблюдатели видели свежее место огневого поражения на втором этаже на фасаде двухэтажного многоквартирного дома с северной стороны. СММ не удалось определить тип вооружения или направление огня.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
17 августа наблюдатели видели вооруженного мужчину в одежде военного типа, заходившего на участок разведения в районе Золотого, на северо-восточной окраине н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска).
17 августа, осуществляя мониторинг вблизи участков разведения в районах Станицы Луганской и Петровского, наблюдатели отметили там спокойную ситуацию.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
16 августа в подконтрольных правительству районах беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия обнаружил 6 противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100 мм), которые двигались от железнодорожной станции в н. п. Константиновка (60 км к северу от Донецка) к объекту в н. п. Александро-Калиново (47 км к северу от Донецка) в нарушение линий отвода. На территории объекта тот же БПЛА зафиксировал еще 3 противотанковых пушки (МТ-12). 17 августа команда Миссии видела неподвижный зенитно-ракетный комплекс (9К35 «Стрела-10») в 1 км к северу от н. п. Сопино (16 км к востоку от Мариуполя).
16 августа за линиями отвода, однако вне выделенных мест хранения в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 13 неподвижных танков (Т-72), три из которых были погружены на транспортеры, и 6 противотанковых управляемых ракетных комплексов (9П147 «Конкурс», 135 мм), которые двигались от железнодорожной станции в Константиновке к объекту в Александро-Калиновом (см. выше). (Тот же БПЛА также обнаружил 57 боевых машин пехоты (БМП-2) на железнодорожной станции в Константиновке). 17 августа команда СММ видела 4 неподвижных буксируемых гаубицы (вероятно Д-20, 152 мм) возле н. п. Новомайорское (64 км к юго-западу от Донецка) и 30 танков (Т-64), стоявших на железнодорожной станции в н. п. Зачатовка (74 км к юго-западу от Донецка).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины, зенитные установки[3] и другие признаки военного присутствия в зоне безопасности. 15 августа в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм) вблизи северо-восточной части н. п. Зайцево (50 км к северо-востоку от Донецка) и БМП-2 возле н. п. Николаевка Вторая (55 км к северу от Донецка). 17 августа члены патруля Миссии видели бронетранспортер (БТР-4) в Авдеевке и еще один БТР-4 рядом с н. п. Красногоровка (24 км к северу от Донецка), а также самоходную зенитную установку (ЗСУ-23-4 «Шилка», 23 мм) возле Сопино.
16 августа в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал траншею длиной 400 м к югу от н. п. Новая Марьевка (64 км к югу от Донецка), которая отсутствует на изображениях от 5 июля 2018 года. В тот же день БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил, вероятно, бронетранспортер (МТ-ЛБ) и 8 БМП-1 возле н. п. Долгое (22 км к северо-западу от Луганска), а также БМП-2 и 3 бронетранспортера (два БТР-80 и один БТР-70) недалеко от н. п. Смелое (31 км к северо-западу от Луганска).
Миссия продолжила способствовать обеспечению работы ДФС, в частности путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Патрулируя в районах вблизи станции, наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня, несмотря на предоставленные четкие гарантии безопасности (см. выше, а также таблицу нарушений режима прекращения огня в приложении).
СММ также продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ и технического обслуживания на водонасосной станции вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска), на участках водопровода возле Золотого и н. п. Золотое-5 (Михайловка; неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска), а также на узле водоканала возле Станицы Луганской.
Наблюдатели посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством. В течение примерно часа наблюдения в пункте пропуска на границе возле н. п. Успенка (73 км к юго-востоку от Донецка) наблюдатели видели, что из Украины выехали 17 автомобилей (5 с украинскими номерными знаками, 9 — с российскими и 3 с табличками «ДНР»), тентованный грузовик (с украинскими номерными знаками), автобус (с украинскими номерными знаками и примерно 15 пассажирами на борту), а также вышли 24 человека (различного возраста и пола). Команда Миссии также видела, что в Украину въехали 4 автомобиля (1 с украинскими номерными знаками, 1 — с российскими и 2 с табличками «ДНР») и тентованный грузовик (с украинскими номерными знаками), а также зашли 12 человек (различного возраста и пола).
В пункте пропуска неподалеку от н. п. Ульяновское (61 км к юго-востоку от Донецка) в течение примерно 30 минут наблюдения члены патруля Миссии не видели перемещения людей или транспортных средств через границу.
СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
* Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 15 августа 2017 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2018 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
В двух отдельных случаях на блокпосту на западной окраине н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь, 85 км к югу от Донецка) три вооруженных члена вооруженных формирований отказали команде СММ в проезде. В одном из случаев один из них сказал, что получил «приказы» не предоставлять Миссии доступ к районам вблизи н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 40 км к востоку от Мариуполя).
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения на участке разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины Опри СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль СММ не смог проехать через мост в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) из-за возможного наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что в течение последних суток работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение дальше опасно, и проинформировали об этом СЦКК[4].
Другие препятствия:
Команда СММ на некоторое время потеряла связь со своим БПЛА среднего радиуса действия, который выполнял полет над н. п. Лебединский (подконтрольный правительству, 16 км к востоку от Мариуполя). По оценке, это произошло из-за глушения сигнала. Команда СММ успешно приземлила БПЛА[5].
Медперсонал больницы в н. п. Обозное (неподконтрольный правительству, 18 км к северу от Луганска) сообщил наблюдателям, что не может предоставлять информацию без разрешения старших членов вооруженных формирований.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно, просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[5] Вмешательство в работу БПЛА могло осуществляться из любого места в радиусе нескольких километров от него.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 17 August 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations, compared with the previous reporting period in Donetsk region. It recorded no ceasefire violations in Luhansk region. The SMM observed fresh impact sites in residential areas of Dokuchaievsk and Holmivskyi. The SMM continued monitoring all three disengagement areas; it saw a man wearing military-style clothing entering the Zolote disengagement area. Its access remained restricted in all three disengagement areas, as well as at a checkpoint near non-government-controlled Verkhnoshyrokivske.* The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines near Kostiantynivka and Sopyne. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, as well as repairs and maintenance works to critical water infrastructure in Luhansk region on both sides of the contact line.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], however, fewer explosions (115), compared with the previous reporting period (about 150 explosions).
On the evening and night of 16-17 August, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk), recorded nine explosions (one assessed as an outgoing mortar round, one as an impact of a mortar round and the remainder undetermined) and about 80 projectiles in flight, all 1-5km at directions ranging from south-east to south-west.
On the evening and night of 16-17 August, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) recorded three undetermined explosions and about 140 projectiles in flight, all 3-5km south-east, south-south-east and south.
On the evening and night of 16-17 August, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard 19 undetermined explosions and about 30 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-6km south-east and south.
During the day on 17 August, positioned about 1km north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard and saw seven explosions assessed as impacts 2-3km south-west and west-north-west; it also heard 13 undetermined explosions and about 190 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-5km south and south-west.
Positioned about 2km south-east of Kamianka (government-controlled, 20km north of Donetsk), the SMM heard and saw an undetermined explosion 3-4km south; it also heard 35 undetermined explosions and 15 shots and bursts of small-arms fire, as well as a total of 35 minutes of uncountable overlapping shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-5km east and south.
Positioned on the south-eastern edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk), the SMM heard and saw three undetermined explosions 1-2km south-east; it also heard 22 undetermined explosions and about 220 bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-4km at directions ranging from east-south-east to south.
In Luhansk region, the SMM recorded no ceasefire violations. During the previous reporting period, the SMM recorded seven ceasefire violations (all explosions).
The SMM observed fresh impact sites in a residential area of Dokuchaievsk (non-government-controlled, 30km south-west of Donetsk) and Holmivskyi (non-government-controlled, 49km north-east of Donetsk).
In Dokuchaievsk, at 6 Oktiabrska Street, the SMM saw a fresh hole in both layers of a double-pane south-west-facing glass window on the second floor of a two-storey apartment building. The SMM assessed the hole as caused by a bullet fired from a south-westerly direction (it could not assess the calibre). On the same day, the SMM saw fresh tracks assessed as those of armoured combat vehicles along Oktiabrska Street.
In Dokuchaievsk, at 35 Pionerska Street, the SMM saw a hole in the east-facing window of a one-storey residential building. The SMM assessed it as caused by a bullet (it could not assess the calibre or the direction of fire). (Aerial imagery from 1 February 2018 revealed that the forward positions of the Ukrainian Armed Forces and the armed formations on the western outskirts of the town were approximately 800m closer compared with their positions in imagery from 10 December 2017. At one point, they are about 350m from each other.)
In Holmivskyi, at Mykytivska Street 11, the SMM saw a fresh impact on the second floor of the north-facing façade of a two-storey apartment building. The SMM could not assess the type of weapon or the direction of fire.
The SMM continued to monitor the disengagement areas and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On 17 August, the SMM saw an armed man wearing military-style clothing walking entering the Zolote disengagement area on the north-eastern edge of Katerynivka (government-controlled, 64km west of Luhansk).
Positioned near the Stanytsia Luhanska and Petrivske disengagement areas during the day on 17 August, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in government-controlled areas, on 16 August, an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted six anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) travelling from the railway station in Kostiantynivka (60km north of Donetsk) to a compound in Oleksandro-Kalynove (47km north of Donetsk). Inside the compound, the same UAV spotted three additional stationary anti-tank guns (MT-12). On 17 August, the SMM saw a stationary surface-to-air-missile system (9K35, Strela-10) 1km north of Sopyne (16km east of Mariupol).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, on 16 August, an SMM long-range UAV spotted 13 stationary tanks (T-72), three of which were loaded on transporters and six anti-tank guided missile systems (9P148 Konkurs, 135mm) travelling from the railway station in Kostiantynivka to a compound in Oleksandro-Kalynove (see above). (The same UAV also spotted 57 infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-2) at the railway station in Kostiantynivka.) On 17 August, the SMM saw four stationary towed howitzers (probable D-20, 152mm) near Novomaiorske (64km south-west of Donetsk) and 30 tanks (T-64) parked at the railway station in Zachativka (74km south-west of Donetsk).
The SMM observed armoured combat vehicles, anti-aircraft guns[3] and other indication of military-type presence in the security zone. In government-controlled areas, on 15 August, an SMM mid-range UAV spotted an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) near the north-eastern part of Zaitseve (50km north-east of Donetsk) and an IFV (BMP-2) near Mykolaivka Druha (55km north of Donetsk). On 17 August, the SMM saw an IFV (BTR-4) in Avdiivka, an IFV (BTR-4) near Krasnohorivka (24km north of Donetsk) and a self-propelled anti-aircraft system (ZSU-23-4, Shilka, 23mm) near Sopyne.
In non-government-controlled areas, on 16 August, an SMM mid-range UAV spotted a 400m-long trench south of Nova Marivka (64km south of Donetsk) (not visible in imagery from 5 July 2018). The same day, an SMM long-range UAV spotted a probable armoured personnel carrier (APC) (MT-LB) and eight IFVs (BMP-1) near Dovhe (22km north-west of Luhansk) and an IFV (BMP-2) and three APCs (two BTR-80 and one BTR-70) near Smile (31km north-west of Luhansk).
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the station, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see above and the table below).
The SMM also continued to facilitate and monitor repairs and maintenance works to a water pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk), water pipelines near Zolote and Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 58km west of Luhansk) as well as to a water channel junction near Stanytsia Luhanska.
The SMM visited two border areas not under government control. While at a border crossing point near Uspenka (73km south-east of Donetsk) for about one hour, the SMM saw 17 cars (five with Ukrainian and nine with Russian Federation licence plates, as well as three with “DPR” plates), a covered cargo truck with Ukrainian licence plates, a bus with Ukrainian licence plates and approximately 15 passengers on board, as well as 24 pedestrians (mixed age and gender, including a child) exiting Ukraine. The SMM saw four cars (one with Ukrainian and one with Russian Federation licence plates, as well as two with “DPR” plates), a covered cargo truck with Ukrainian licence plates and 12 pedestrians (mixed aged and gender) entering Ukraine.
While at a border crossing point near Ulianivske (61km south-east of Donetsk) for about 30 minutes, the SMM observed no traffic in either direction.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Coordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 15 August 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
On two separate occasions, at a checkpoint on the western edge of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, 85km south of Donetsk), three armed members of the armed formations denied the SMM passage. On one occasion, one of them told the SMM that he had received “orders” not to allow the SMM to access areas near Novoazovsk (nongovernment-controlled, 40km east of Mariupol).
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM did not travel across the bridge in government-controlled Shchastia (20km north of Luhansk) due to the possible presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
Other impediments:
The SMM temporarily lost communication with its midrange UAV flying over Lebedynske (government-controlled, 16km east of Mariupol), assessed as due to jamming. The SMM landed the UAV safely.[5]
In Obozne (nongovernment-controlled, 18km north of Luhansk), medical staff at a hospital told the SMM that they could not provide information to the SMM without the permission of senior members of the armed formations.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report.
[2] Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited; thus, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.
[5] The interference could have originated from anywhere within the radius of several kilometres of the UAV’s position.