Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ зафиксировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Наблюдатели уточняли сообщения о раненой девушке в Катериновке. Доступ СММ оставался ограниченным на всех трех участках разведения сил и средств, а также в Александровском и снова возле Заиченко, Безыменного и Новоазовска, что возле границы с Российской Федерацией*. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения. СММ продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции, а также проведению ремонтных работ и технического обслуживания на жизненно важных объектах водоснабжения возле Артема, Обозного, Новотошковского и Золотого–5/Михайловки, а также вблизи Станицы Луганской.
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], при этом зафиксировав около 100 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано приблизительно 200 взрывов.
Так, вечером 13 и в ночь на 14 августа камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала около 30 взрывов неопределенного происхождения, примерно 170 снарядов и 2 вспышки дульного пламени — все в 0,5–5 км в секторе от юга до юго-запада.
Вечером 13 августа камера СММ в н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка) зафиксировала 14 взрывов неопределенного происхождения, 2 вспышки дульного пламени и 13 снарядов — все в 2–4 км в секторе от востоко-юго-востока до юго-востока.
14 августа, патрулируя примерно в 1 км к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), команда СММ слышала 10 взрывов неопределенного происхождения и около 25 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–6 км секторе от юго-юго-запада до северо-запада.
Поздно вечером 13 августа камера СММ, установленная на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка), зафиксировала 30 взрывов (27 взрывов в воздухе и 3 неопределенного происхождения), около 80 снарядов, 2 очереди и 9 осветительных ракет — все в 2–4 км в секторе от северо-востока до востоко-юго-востока.
Вечером 13 августа в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали 3 взрыва неопределенного происхождения, слышали и видели примерно 4 очереди и видели около 90 очередей (все из зенитной установки (ЗУ-23, 23 мм)) — все в 4–7 км в секторе от запада до северо-северо-запада.
Поздно вечером 13 августа, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 1 взрыв неопределенного происхождения и приблизительно 150 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 4–5 км к юго-востоку.
Вечером 13 и в ночь на 14 августа камера СММ, установленная на КПВВ в н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя), зафиксировала 11 взрывов неопределенного происхождения, около 90 снарядов, 2 вспышки дульного пламени и 1 осветительную ракету — все в 2–5 км в секторе от северо-северо-востока до юга.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, включая приблизительно 70 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (около 470 взрывов).
Со своей позиции на северо-западной окраине н. п. Сентяновка (быв. Фрунзе, неподконтрольный правительству, 44 км к западу от Луганска) наблюдатели слышали 55 взрывов неопределенного происхождения и 200 выстрелов из стрелкового оружия — все в 2,5–6 км к северу.
Миссия уточняла сообщения о раненой девушке. 10 августа в Луганской областной детской клинической больнице, расположенной в н. п. Лисичанск (подконтрольный правительству, 75 км к западу от Луганска), наблюдатели разговаривали с девушкой (16–17 лет) с ожогами, порезами и царапинами на лице с левой стороны и с бинтовыми повязками на левой руке и левой ноге. Она рассказала, что 8 августа она была в автомобиле возле н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к северо-западу от Луганска), когда в него попал снаряд. Врачи сообщили, что девушка поступила вечером 8 августа с травмами от взрывной волны и осколочными ранениями. 11 августа беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал 2 сгоревших транспортных средства (автомобиль класса «универсал» и небольшой грузовик) на грунтовой дороге приблизительно в 1,5 км к северо-востоку от Катериновки, а также рядом с ними — участок со сгоревшей травой. Возле транспортных средств мини-БПЛА СММ обнаружил крест высотой 2,5 м, а у подножия креста — букеты цветов. СММ не удалось установить причину возгорания транспортных средств.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Осуществляя мониторинг на участках разведения в районе Станицы Луганской и Золотого, Миссия отметила там спокойную обстановку. Ведя наблюдение в н. п. Богдановка (подконтрольный правительству, 41 км к юго-западу от Донецка), наблюдатели отметили спокойную обстановку на расположенном неподалеку участке разведения в районе Петровского.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
6 августа в подконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ обнаружил 3 предположительно самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм) возле н. п. Видродження (66 км к северо-востоку от Донецка), размещение там которых является нарушением линий отвода (см. Ежедневный отчет СММ от 3 августа 2018 года.) 14 августа наблюдатели зафиксировали 10 самоходных гаубиц (2С1) на железнодорожной станции в н. п. Константиновка (60 км к северу от Донецка) и грузовик, перевозивший буксируемую гаубицу (Д-20, 152 мм), который двигался в северо-западном направлении возле Константиновки.
13 августа в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия снова зафиксировал 6 реактивных систем залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122 мм) на территории объекта, расположенного к востоку от н. п. Хрустальный (быв. Красный Луч, 56 км к юго-западу от Луганска), и 8 РСЗО (БM-21) на территории объекта, расположенного в центре Хрустального, а также 7 РСЗО (БМ-21) к югу от н. п. Садовый (57 км к юго-западу от Луганска) и 4 самоходные гаубицы (2С1) к юго-востоку от н. п. Терновое (57 км к востоку от Донецка), размещенные там с нарушением линий отвода (для ознакомления с предыдущими наблюдениями см. Ежедневный отчет СММ от 1 августа 2018 года и Ежедневный отчет СММ по состоянию на 13 августа 2018 года). В тот же день мини-БПЛА СММ зафиксировал предположительно РСЗО (БM-21) к югу от н. п. Богдановка (44 км к западу от Луганска). 14 августа мини-БПЛА СММ обнаружил 3 предположительно буксируемые гаубицы (Д-30 «Лягушка», 122 мм) возле н. п. Новогригорьевка (33 км к западу от Луганска).
13 августа за линиями отвода, но вне пределов выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ зафиксировал 8 РСЗО (БМ-21) к западу от н. п. Передовое (68 км к юго-западу от Донецка). 14 августа патруль Миссии обнаружил танк (Т-64) к юго-западу от н. п. Курахово (40 км к западу от Донецка).
13 августа за линиями отвода, но вне пределов выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 18 буксируемых гаубиц (2A65 «Мста-Б», 152 мм) на территории одного объекта и 1 танк (Т-64) на территории другого объекта, оба объекта расположены к востоку от Хрустального; 1 противотанковую пушку (МТ-12, «Рапира», 100 мм) недалеко от н. п. Ровеньки (54 км к югу от Луганска), 10 самоходных гаубиц (2С1), 12 буксируемых гаубиц (Д-30), 3 зенитных ракетных комплекса (9К35 «Стрела-10») и 11 танков (Т-64) к югу от Садового; 16 танков (неустановленного типа) в н. п. Мануйловка (65 км к востоку от Донецка) и 34 танка (неустановленного типа) к юго-востоку от Тернового. 14 августа наблюдатели зафиксировали, как к юго-западу от н. п. Нагорное (44 км к югу от Луганска) на прицепах-платформах перевозили 2 танка (Т-64).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку[3] в зоне безопасности. 13 августа в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 2 боевые машины пехоты (БМП-2) к северу от н. п. Шумы (41 км к северу от Донецка), а мини-БПЛА СММ зафиксировал БМП-1 возле н. п. Орехово (26 км к северо-востоку от Донецка). 13 августа наблюдатели видели самоходную зенитную установку (ЗСУ-23-4 «Шилка») и бронетранспортер (МТ-ЛБ) недалеко от н. п. Сопино (16 км к востоку от Мариуполя).
13 августа в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил предположительно БМП-1 рядом с н. п. Белая Каменка (51 км к югу от Донецка).
Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования ДФС, в том числе путем мониторинга ситуации с соблюдением режима прекращения огня. Наблюдатели, осуществлявшие мониторинг в районах вблизи ДФС, слышали нарушения режима прекращения огня, несмотря на предоставленные четкие гарантии безопасности (см. таблицу нарушений режима прекращения огня в приложении).
СММ также продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ и технического обслуживания на объектах системы водоснабжения вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска), н. п. Обозное (неподконтрольный правительству, 18 км к северу от Луганска), н. п. Новотошковское (подконтрольный правительству, 53 км к западу от Луганска) и н. п. Золотое-5/Михайловка (неподконтрольный правительству, 61 км к западу от Луганска), а также на узле водоканала возле Станицы Луганской.
СММ продолжила осуществлять мониторинг ситуации в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях остается ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Два вооруженных члена вооруженных формирований вновь остановили патруль СММ на блокпосте в 800 м к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) и не разрешили членам патруля Миссии проехать в западном направлении к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и в южном направлении к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя).
На блокпосте в 2,5 км к западу от н. п. Безыменное (неподконтрольный правительству, 30 км к востоку от Мариуполя) трое вооруженных членов вооруженных формирований вновь отказали патрулю СММ в проезде.
На пункте пропуска возле Новоазовска два вооруженных члена вооруженных формирований вновь отказали патрулю СММ в проезде, ссылаясь на «проведение операции в этом районе».
Член вооруженных формирований остановил патруль Миссии к юго-востоку от н. п. Александровское (быв. Розы Люксембург, неподконтрольный правительству, 90 км к юго-востоку от Донецка) и не разрешил патрулю СММ проехать дальше ввиду «проведения учений».
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что он не владеет информацией о проведении работ по разминированию на участке разведения. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения на участке разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ по телефону, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований на южной стороне участка разведения в районе Золотого сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно, просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 14 August 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions, compared with the previous reporting period. The SMM followed up on reports of an injured girl in Katerynivka. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas, in Oleksandrivske and again near Zaichenko, Bezimenne, and Novoazovsk, near the border with the Russian Federation.* The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines on both sides of the contact line. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, as well as repairs and maintenance works to critical water infrastructure near Artema, Obozne, Novotoshkivske and Zolote-5/Mykhailivka, as well as near Stanytsia Luhanska.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including about 100 explosions, compared with the previous reporting period (about 200 explosions).
During the evening and night of 13-14 August, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded about 30 undetermined explosions, about 170 projectiles in flight and two muzzle flashes, all 0.5-5km in directions ranging from south to south-west.
During the evening of 13 August, the SMM camera in Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk) recorded 14 undetermined explosions, two muzzle flashes and 13 projectiles in flight, all 2-4km in directions ranging from east-south-east to south-east.
On 14 August, positioned about 1km north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard ten undetermined explosions and about 25 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-6km in directions ranging from south-south-west to north-west.
During the evening of 13 August, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) recorded 30 explosions (27 airbursts and three undetermined), about 80 projectiles in flight, two bursts and nine illumination flares, all 2-4km in directions ranging from north-east to east-south-east.
On the evening of 13 August, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard three undetermined explosions, heard and saw about four bursts and saw 90 bursts, all of anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) fire, all 4-7km in directions ranging from west to north-north-west.
On the evening of 13 August, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard an undetermined explosion and about 150 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 4-5km south-east.
During the evening and night of 13-14 August, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) recorded 11 undetermined explosions, about 90 projectiles in flight, two muzzle flashes and an illumination flare, all 2-5km in directions ranging from north-north-east to south.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including about 70 explosions, compared with the previous reporting period (about 470 explosions).
Positioned on the north-western edge of Sentianivka (formerly Frunze, non-government-controlled, 44km west of Luhansk), the SMM heard 55 undetermined explosions and 200 shots of small-arms fire, all 2.5-6km north.
The SMM followed up on reports of an injured girl. On 10 August, at the Children’s Regional Hospital in Lysychansk (government-controlled, 75km west of Luhansk), the SMM spoke with a girl (16-17 years old) with burns, cuts and scratches on the left side of her face, as well as bandages on her left arm and left leg. She told the SMM that on 8 August she had been in a car near Katerynivka (government-controlled, 64km north-west of Luhansk) when it had been hit by a projectile. Doctors told the SMM that she had blast and shrapnel-related injuries and that she had been admitted on the evening of 8 August. On 11 August, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted two burned vehicles (a station wagon and a small truck) on a dirt road about 1.5km north-east of Katerynivka and burned grass nearby. Near the vehicles, the SMM mini-UAV spotted a 2.5m tall cross and bouquets of flowers at the base of the cross. The SMM could not determine the cause of the vehicles burning.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
Positioned in the Stanytsia Luhanska and Zolote disengagement areas, the SMM observed calm situations. Positioned in Bohdanivka (government-controlled, 41km south-west of Donetsk), the SMM observed a calm situation in the nearby Petrivske disengagement area.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in government-controlled areas, on 6 August, an SMM mini- UAV spotted three probable self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) near Vidrodzhennia (66km north-east of Donetsk) (see SMM Daily Report 3 August 2018.) On 14 August, the SMM observed ten self-propelled howitzers (2S1) at the railway station in Kostiantynivka (60km north of Donetsk) as well as a truck transporting a towed howitzer (D-20, 152mm) moving north-west near Kostiantynivka.
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, on 13 August, an SMM long-range UAV again spotted six multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm) at a compound east of Khrustalnyi (formerly Krasnyi Luch, 56km south-west of Luhansk)) and eight MLRS (BM-21) in a compound in the centre of Khrustalnyi, as well as seven MLRS (BM-21) south of Sadovyi (57km south-west of Luhansk) and four self-propelled howitzers (2S1) south-east of Ternove (57km east of Donetsk). (For previous observations see SMM Daily Report 1 August 2018 and SMM Daily Report 13 August 2018.) The same day, an SMM mini-UAV spotted a probable MLRS (BM-21) south of Bohdanivka (44km west of Luhansk). On 14 August, an SMM mini-UAV spotted three probable towed howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm) near Novohryhorivka (33km west of Luhansk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, on 13 August, an SMM mini-UAV spotted eight MLRS (BM-21) west of Peredove (68km south-west of Donetsk). On 14 August, the SMM observed a tank (T-64) south-west of Kurakhove (40km west of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in non-government-controlled areas, on 13 August, an SMM long-range UAV spotted 18 towed howitzers (2A65 Msta-B, 152mm) in one compound and a tank (T-64) in a separate compound – both east of Khrustalnyi – an anti-tank gun (MT-12 Rapira, 100mm) near Rovenky (54km south of Luhansk), ten self-propelled howitzers (2S1), 12 towed howitzers (D-30), three surface-to-air missile systems (9K35 Strela-10) and 11 tanks (T-64) south of Sadovyi; 16 tanks (type undetermined) in Manuilivka (65km east of Donetsk) and 34 tanks (type undetermined) south-east of Ternove. On 14 August, the SMM observed two tanks (T-64) on flatbed trailers traveling south-west of Nahirne (44km south of Luhansk).
The SMM observed armoured combat vehicles and an anti-aircraft gun[3] in the security zone. In government-controlled areas, on 13 August, an SMM long-range UAV spotted two infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-2) north of Shumy (41km north of Donetsk), and an SMM mini-UAV spotted an IFV (BMP-1) near Orikhove (26km north-east of Donetsk). On 13 August, the SMM observed a self-propelled anti-aircraft gun (ZSU-23-4 Shilka) and an armoured personnel carrier (MT-LB) near Sopyne (16km east of Mariupol).
In non-government-controlled areas, on 13 August, an SMM mid-range UAV spotted a probable IFV (BMP-1) near Bila Kamianka (51km south of Donetsk).
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see table below).
The SMM also continued to facilitate and monitor repairs and maintenance works to water systems near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk), Obozne (non-government-controlled, 18km north of Luhansk), Novotoshkivske (government-controlled, 53km west of Luhansk) and Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 61km west of Luhansk), as well as to a water channel junction near Stanytsia Luhanska.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Coordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a checkpoint 800m north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), two armed members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol).
At a checkpoint 2.5km west of Bezimenne (non-government-controlled, 30km east of Mariupol), three armed members of the armed formations again denied the SMM passage.
At a border crossing point near Novoazovsk, two armed members of the armed formations again told the SMM they could not proceed, citing an “ongoing operation in the area”.
A member of the armed formations stopped the SMM south-east of Oleksandrivske (formerly Rozy Liuksemburgh, non-government-controlled, 90km south-east of Donetsk) and said it could not proceed due to an “ongoing exercise”. Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information about demining activities in the disengagement area. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report.
[2] Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited; thus, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.