Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области, а также резкое увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Возле Смелого член вооруженных формирований целился в патруль СММ. По оценке Миссии, по беспилотному летательному аппарату СММ велся огонь из стрелкового оружия недалеко от Голубовского. Миссия зафиксировала повреждения от обстрела возле жилых районов Донецкого. Доступ СММ оставался ограниченным на всех трех участках разведения сил и средств, а также снова возле Заиченко, Безыменного и Вознесеновки, что вблизи границы с Российской Федерацией*. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения. СММ продолжила способствовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции, а также проведению ремонтных работ и технического обслуживания на жизненно важных объектах водоснабжения возле Обозного, Новотошковского и Золотого–5/Михайловки, а также в Станице Луганской.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 200 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано приблизительно 60 взрывов.
Так, вечером 12 августа камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя), зафиксировала 12 взрывов неопределенного происхождения, ориентировочно 160 снарядов и 5 выпущенных вверх осветительных ракет — все в 2–4 км к востоку, востоко-юго-востоку и юго-востоку.
Вечером 12 и ночью 13 августа камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в Пищевике зафиксировала 9 взрывов неопределенного происхождения, 220 снарядов и 1 выпущенную вверх осветительную ракету — все на расстоянии 3–5 км в секторе от востоко-юго-востока до юга.
За этот же период камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала 8 взрывов неопределенного происхождения и примерно 100 снарядов — все в 1–6 км к северу, северо-северо-востоку и северо-востоку.
Также за этот же период камера СММ на КПВВ в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) зафиксировала 11 взрывов неопределенного происхождения, 2 выпущенные вверх осветительные ракеты, а также ориентировочно 50 снарядов — все на расстоянии 2–4 км в секторе от северо-северо-востока до востоко-юго-востока.
Вечером 12 августа, пребывая в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 52 взрыва неопределенного происхождения и ориентировочно 150 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 4–5 км к юго-востоку и юго-западу.
Вечером 12 августа, находясь в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка), члены команды Миссии слышали около 80 взрывов неопределенного происхождения и ориентировочно 125 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия, а также слышали и видели примерно 80 очередей из зенитной установки (ЗУ-23, 23 мм) — все в 2–6 км к северу и в секторе от юго-запада до северо-запада.
Днем 13 августа со своей позиции недалеко от н. п. Березовое (подконтрольный правительству, 31 км к юго-западу от Донецка) команда СММ слышала 7 взрывов неопределенного происхождения, а также слышала и видела 4 взрыва, оцененные как разрывы снарядов — все в 1–3 км к востоку и юго-востоку.
В Луганской области Миссия констатировала резкое увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав около 470 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано 20 взрывов.
Находясь вблизи н. п. Калиново-Борщеватое (неподконтрольный правительству, 61 км к западу от Луганска) на протяжении примерно 1 часа 15 минут, наблюдатели слышали более 260 взрывов неопределенного происхождения и ориентировочно 150 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета на расстоянии около 10 км к западо-юго-западу, а также 20 взрывов неопределенного происхождения и примерно 15 очередей из вооружения неустановленного типа в 3–5 км к западу.
Находясь на южной окраине н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска) в течение примерно 5 минут, члены патруля Миссии слышали около 20 взрывов, оцененных как огонь из миномета (15 оцененные как разрывы снарядов и 5 — как выстрелы), а также 25 очередей из стрелкового оружия — все в 1,5–5 км к юго-юго-востоку и югу. Примерно через 5 минут, осуществляя мониторинг со своей позиции на юго-западной окраине Попасной в течение ориентировочно 40 минут, наблюдатели слышали около 100 взрывов, оцененных как огонь из миномета (50 оцененные как разрывы снарядов и 50 — как выстрелы), а также 75 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 5–10 км к юго-юго-востоку.
Вечером 12 августа, находясь в н. п. Кадиевка (быв. Стаханов, неподконтрольный правительству, 50 км к западу от Луганска), команда СММ слышала около 60 взрывов неопределенного происхождения в 10–14 км к северо-северо-западу.
Миссия фиксировала повреждения от обстрела вблизи жилых районов н. п. Донецкий (неподконтрольный правительству, 49 км к западу от Луганска). 12 августа беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ обнаружил повреждения на крыше здания школы, которая не работает (на изображениях от 17 июня 2018 года их не было видно) (см. Ежедневный отчет СММ от 12 июня 2018 года).
Член вооруженных формирований целился в патруль СММ возле комплекса недалеко от н. п. Смелое (неподконтрольный правительству, 31 км к северо-западу от Луганска) (см. Оперативный отчет СММ от 13 августа 2018 года). Когда два члена патруля Миссии прошли к воротам комплекса для того, чтобы встретится с членом вооруженных формирований, один из 15 присутствующих там мужчин (из которых 7 были вооружены) занял позицию возле грузовика, примерно в 4 метрах от автомобилей СММ, и снял с предохранителя оружие (типа АК). Мужчина наблюдал за автомобилями СММ все оставшееся время пребывания патруля Миссии на месте события. Покидая этот район, наблюдатели видели, как мужчина опустился на колено и нацелился на отъезжающие автомобили СММ, которые находились на тот момент на расстоянии примерно 5 метров от него. Патруль Миссии благополучно вернулся на базу в Луганске.
Осуществляя полет БПЛА вблизи н. п. Голубовское (неподконтрольный правительству, 51 км к западу от Луганска), команда СММ слышала 12 выстрелов из стрелкового оружия в 0,6–1 км к северо-западу от своего местонахождения. По оценке, огонь велся по БПЛА. Наблюдатели приземлили БПЛА, на котором не было повреждений, а затем покинули этот район.
СММ продолжает осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
11 августа в подконтрольном правительству районе мини-БПЛА СММ зафиксировал 4 самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм) примерно в 160 м от школы (которая не работает) и жилых домов возле н. п. Тарасовка (43 км к северо‑западу от Донецка), размещение там которых является нарушением линий отвода (для ознакомления с предыдущими наблюдениями см. Ежедневный отчет СММ от 14 июня 2018 года).
12 августа в неподконтрольном правительству районе мини-БПЛА СММ снова зафиксировал 3 миномета (неустановленного типа) к югу от Донецкого, что является нарушением линий отвода (см. Ежедневный отчет СММ от 28 июля 2018 года).
11 августа за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольном правительству районе мини-БПЛА СММ обнаружил зенитно‑ракетный комплекс (9К35 «Стрела-10») на расстоянии около 80 м от школы, которая не работает, и жилых домов возле Тарасовки (см. выше).
Миссия зафиксировала наличие вооружения, которое она не смогла верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленного СММ подписантам Комплекса мер. В подконтрольных правительству районах Донецкой области команда СММ еще раз посетила 3 места размещения отведенного тяжелого вооружения, расположенные за пределами соответствующих линий отвода, и отметила, что там по-прежнему отсутствуют 28 минометов (пятнадцать 2Б11 «Сани», 120 мм; двенадцать М-120-15 «Молот», 120 мм; и один БМ-37, 82 мм), 23 самоходные гаубицы (2С1), 24 буксируемые гаубицы (восемнадцать 2А65 «Мста-Б», 152 мм, и шесть Д-30 «Лягушка», 122 мм), а также 13 противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100 мм).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины[3] в зоне безопасности. 11 августа в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 9 бронетранспортеров (один БТР-60, а остальные — БТР-70 и БТР-80) возле н. п. Авдеевка (17 км к северу от Донецка), 2 боевые бронированные машины (типа БМП) к юго-востоку от н. п. Марьинка (23 км к юго-западу от Донецка), 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) недалеко от н. п. Невельское (18 км к северо-западу от Донецка), 1 БТР-70 вблизи н. п. Красногоровка (21 км к западу от Донецка) и 1 боевую машину пехоты (БМП-1), двигавшуюся на север возле н. п. Тарамчук (29 км к юго-западу от Донецка).
11 августа БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 2 новые огневые позиции и 2 продолжения траншей всего примерно на 160 м (на изображениях от 1 июня 2018 года их не было видно), принадлежавших, по оценке, Вооруженным силам Украины, а также свежее повреждение хозяйственной постройки, нанесенное, по оценке, 152-мм артиллерийским снарядом, ориентировочно в 4 км к юго-востоку от Авдеевки.
Миссия продолжала способствовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции (ДФС), в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Находясь в прилегающих к ДФС районах, наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня, невзирая на предоставленные в явной форме гарантии безопасности (см. таблицу нарушений режима прекращения огня в приложении).
Миссия также продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ и технического обслуживания на объектах системы водоснабжения возле н. п. Обозное (неподконтрольный правительству, 18 км к северу от Луганска), н. п. Новотошковское (подконтрольный правительству, 53 км к западу от Луганска) и н. п. Золотое-5/Михайловка (неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска), а также на узловой точке водоканала и на оптоволоконном кабеле возле Станицы Луганской.
Наблюдатели посетили приграничные районы, которые не контролируются правительством. Ведя наблюдение в пункте пропуска на границе возле н. п. Должанское (84 км к юго‑востоку от Луганска) в течение примерно 25 минут, члены патруля Миссии видели, что в Украину заехали 6 автомобилей (4 с украинскими номерными знаками, 1 — с российскими и 1 с табличками «ЛНР») и 1 грузовик (открытый кузов с лесоматериалами) с украинскими номерными знаками, а также зашли 3 женщины и 2 мужчин. Кроме того, наблюдатели видели, как из Украины выехали 12 автомобилей (5 с украинскими номерными знаками, 3 — с российскими, 1 — с грузинскими, 2 с табличками «ЛНР» и 1 с табличками «ДНР»).
Находясь в пункте пропуска на границе возле н. п. Вознесеновка (быв. Червонопартизанск, 65 км к юго‑востоку от Луганска), команда СММ видела, что в очереди на выезд из Украины стояли 25 автомобилей (13 с украинскими номерными знаками, 6 — с российскими, 1 — с грузинскими, 3 с табличками «ЛНР» и 2 с табличками «ДНР»). Спустя 5 минут член вооруженных формирований сказал наблюдателям покинуть этот район*.
На железнодорожной станции «Красная Могила» возле Вознесеновки наблюдатели видели около 100 вагонов, стоявших на железнодорожных платформах, предназначенных для транспортировки угля.
СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано‑Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На блокпосте, расположенном в 800 м к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя), двое вооруженных членов вооруженных формирований снова остановили патруль СММ и не позволили наблюдателям проехать в западном направлении к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и на юг к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя).
На блокпосте, расположенном в 2,5 км к западу от н. п. Безыменное (неподконтрольный правительству, 30 км к востоку от Мариуполя), трое вооруженных членов вооруженных формирований снова отказали патрулю СММ в проезде.
На пункте пропуска на границе вблизи Вознесеновки член вооруженных формирований потребовал, чтобы команда СММ покинула этот район.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не владеет информацией о проведении работ по разминированию на участке разведения. Наблюдатели посчитали небезопасным ехать дальше и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения на участке разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ по телефону, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований на южной стороне участка разведения в районе Золотого сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать к мосту возле н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) из-за возможного наличия там мин. Член вооруженных формирований сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились.
Доступ при условии:
На блокпосте в Горловке, когда патруль Миссии пытался проехать в направлении Майорска, член вооруженных формирований в форме военного типа снова разрешил наблюдателям проехать лишь после осмотра багажников патрульных автомобилей СMM.
Примерно через 45 минут после вышеупомянутого ограничения, когда патруль Миссии пытался проехать обратно через тот же блокпост в направлении Горловки, два члена вооруженных формирований в форме военного типа потребовали осмотреть содержимое багажников автомобилей СММ, а также открыть коробки. Наблюдатели открыли багажники, но не открыли коробки, и члены вооруженных формирований задержали патруль СММ на три часа, прежде чем разрешить ему проехать. Во время этой задержки член вооруженных формирований, представившийся «командиром», сообщил наблюдателям, что согласно «приказу» багажники всех автомобилей, проезжающих через блокпост, подлежат проверке. То же самое касается и коробок. Когда патруль Миссии попытался уведомить СЦКК о данной ситуации, «командир» приказал наблюдателю прекратить звонок, пригрозив, что конфискует телефон в связи с запретом на использование телефонов на блокпосте.
Другие препятствия:
Вблизи Голубовского, осуществляя полет мини-БПЛА СММ, члены патруля Миссии слышали огонь из стрелкового оружия на расстоянии 0,6–1 км к северо-западу. По оценке, огонь велся по БПЛА. Наблюдатели благополучно приземлили БПЛА и покинули этот район.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно, просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 13 August 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and a sharp increase in Luhansk region, compared with the previous reporting period. A member of the armed formations pointed his rifle at an SMM patrol near Smile. The SMM assessed that small-arms fire was directed at its unmanned aerial vehicle near Holubivske. The SMM observed damage caused by shelling near residential areas of Donetskyi. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas and again near Zaichenko, Bezimenne and Voznesenivka, near the border with the Russian Federation.* The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines on both sides of the contact line. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, as well as repairs and maintenance works to critical water infrastructure near Obozne, Novotoshkivske and Zolote-5/Mykhailivka, as well as in Stanytsia Luhanska.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including about 200 explosions, compared with the previous reporting period (about 60 explosions).
During the evening of 12 August, the SMM camera 1km south-west of Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) recorded 12 undetermined explosions, about 160 projectiles in flight and five illumination flares in vertical flight, all 2-4km east, east-south-east and south-east.
During the evening and night of 12-13 August, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Pyshchevyk recorded nine undetermined explosions, 220 projectiles in flight and an illumination flare in vertical flight, all 3-5km in directions ranging from east-south-east to south.
During the same evening and night, the SMM camera 1km south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded eight undetermined explosions and about 100 projectiles in flight, all 1-6km north, north-north-east and north-east.
During the same evening and night, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) recorded 11 undetermined explosions, two illumination flares in vertical flight and about 50 projectiles in flight, all 2-4km in directions ranging from north-north-east to east-south-east.
While in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk) on the evening of 12 August, the SMM heard 52 undetermined explosions and about 150 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 4-5km south-east and south-west.
While in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk) on the evening of 12 August, the SMM heard about 80 undetermined explosions and about 125 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, as well as heard and saw about 80 bursts of anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) fire, all 2-6km north and in directions ranging from south-west to north-west.
Positioned near Berezove (government-controlled, 31km south-west of Donetsk) during the day on 13 August, the SMM heard seven undetermined explosions and heard and saw four explosions assessed as impacts, all 1-3km east and south-east.
In Luhansk region, the SMM recorded a sharp increase in ceasefire violations, including about 470 explosions, compared with the previous reporting period (20 explosions).
Positioned near Kalynove-Borshchuvate (non-government-controlled, 61km west of Luhansk) for about one hour and 15 minutes, the SMM heard over 260 undetermined explosions and about 150 shots and bursts of heavy-machine-gun fire about 10km west-south-west, as well as 20 undetermined explosions and about 15 bursts of fire from undetermined weapons 3-5km west.
Positioned on the southern edge of Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk), for about five minutes, the SMM heard about 20 explosions assessed as mortar rounds (15 as impacts and five as outgoing) and 25 bursts of small-arms fire, all 1.5-5km south-south-east and south. About five minutes later, the SMM was positioned on the south-western edge of Popasna for about 40 minutes and heard about 100 explosions assessed as mortar rounds (50 as impacts and 50 as outgoing) and 75 bursts of heavy-machine-gun fire, all 5-10km south-south-east.
While in Kadiivka (formerly Stakhanov, non-government-controlled, 50km west of Luhansk) on the evening of 12 August, the SMM heard about 60 undetermined explosions 10-14km north-north-west.
The SMM observed damage caused by shelling near residential areas of Donetskyi (non-government-controlled, 49km west of Luhansk). On 12 August, an SMM mini-unmanned-aerial-vehicle (UAV) spotted damage on the roof of a non-functional school building (not visible in imagery from 17 June 2018) (see SMM Daily Report 12 June 2018).
A member of the armed formations pointed his rifle at the SMM outside a compound near Smile (non-government-controlled, 31km north-west of Luhansk)(see SMM Spot Report 13 August 2018). As two SMM patrol members walked to the compound’s gate to meet with a member of the armed formations, one of 15 men present (seven armed) positioned himself next to a truck, 4m from the SMM, and disengaged the safety off his rifle (AK-variant). The man watched the SMM vehicles for the rest of its stay. When the SMM was leaving, the man dropped to his knee, pointing the rifle toward the departing SMM vehicles from about 5m away. The patrol arrived safely at its base in Luhansk city.
While conducting a UAV flight near Holubivske (non-government-controlled, 51km west of Luhansk), the SMM heard 12 shots of small-arms fire 0.6-1km north-west of its position, assessed as aimed at the UAV. The SMM landed the UAV, which was undamaged, and then departed the area.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in a government-controlled area, on 11 August, an SMM mini-UAV spotted four self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) about 160m from a non-functional school and residential buildings near Tarasivka (43km north-west of Donetsk) (for previous observations, see SMM Daily Report 14 June 2018).
In violation of withdrawal lines in a non-government-controlled area, on 12 August, an SMM mini-UAV again spotted three mortars (type undetermined) south of Donetskyi (see SMM Daily Report 28 July 2018).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in a government-controlled area, on 11 August, an SMM mini-UAV spotted a surface-to-air missile system (9K35 Strela-10) about 80m from a non-functional school and residential buildings near Tarasivka (see above).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. The SMM revisited three heavy weapons holding areas in government-controlled areas of Donetsk region, whose locations were beyond the respective withdrawal lines and noted that 28 mortars (15 2B11 Sani, 120mm; 12 M-120-15 Molot, 120mm; and one BM-37, 82mm), 23 self-propelled howitzers (2S1), 24 towed howitzers (18 2A65 Msta-B, 152mm and six D-30 Lyagushka, 122mm) and 13 anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) remain missing.
The SMM observed armoured combat vehicles[3] in the security zone. In government-controlled areas, on 11 August, an SMM long-range UAV spotted nine armoured personnel carriers (APC) (one BTR-60 and the remainder BTR 70 and BTR-80) near Avdiivka (17km north of Donetsk), two infantry fighting vehicles (IFVs) (BMP variant) south-east of Marinka (23km south-west of Donetsk), an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Nevelske (18km north-west of Donetsk), an APC (BTR-70) near Krasnohorivka (21km west of Donetsk) and an IFV (BMP-1) moving north near Taramchuk (29km south-west of Donetsk).
On 11 August, an SMM mid-range UAV spotted two new firing positions and two trench extensions totalling about 160m (not visible from imagery on 1 June 2018), assessed as belonging to the Ukrainian Armed Forces, as well as fresh damage to a shed assessed as from 152mm artillery about 4km south-east of Avdiivka.
The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station (DFS), including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see table below).
The SMM also continued to facilitate and monitor repairs and maintenance works to water systems near Obozne (non-government-controlled, 18km north of Luhansk), Novotoshkivske (government-controlled, 53km west of Luhansk) and Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 58km west of Luhansk), as well as to a water channel junction and fibre-optic cable near Stanytsia Luhanska.
The SMM visited border areas outside government control. While at a border crossing point near Dovzhanske (84km south-east of Luhansk) for about 25 minutes, the SMM saw six cars (four with Ukrainian and one with Russian Federation licence plates, as well as one with “LPR” plates), a truck (open cargo with timber) with Ukrainian licence plates and three women and two men entering Ukraine. The SMM also saw 12 cars (five with Ukrainian, three with Russian Federation and one with Georgian licence plates, as well as two with “LPR” and one with “DPR” plates) exiting Ukraine.
While at a border crossing point near Voznesenivka (formerly Chervonopartyzansk, 65km south-east of Luhansk), the SMM saw 25 cars (13 with Ukrainian, six with Russian Federation and one with Georgian licence plates, as well as three with “LPR” and two with “DPR” plates) queuing to exit Ukraine. After five minutes, a member of the armed formations told the SMM to leave the area.*
At the Chervona Mohyla railway station near Voznesenivka, the SMM saw about 100 carriages, all stationary on railcars, designated for transporting coal.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Coordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a checkpoint 800m north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), two armed members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol).
At a checkpoint 2.5km west of Bezimenne (non-government-controlled, 30km east of Mariupol), three armed members of the armed formations again denied the SMM passage.
At a border crossing point near Voznesenivka, a member of the armed formations told the SMM to leave the area.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information about demining activities in the disengagement area. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM did not travel north towards the bridge near governmentcontrolled Shchastia (20km north of Luhansk) due to the possible presence of mines. A member of the armed formations said that no demining had taken place during the previous 24 hours.
Conditional access:
At a checkpoint in Horlivka, while the SMM attempted to pass towards Maiorsk, a member of the armed formations wearing a militarystyle uniform again allowed the SMM to proceed only after inspecting the SMM patrol vehicle trunks.
Approximately 45 minutes after the abovementioned restriction, while the SMM attempted to pass back through the same checkpoint towards Horlivka, two members of the armed formations wearing militarystyle uniforms demanded to inspect the contents of the SMM patrol vehicles trunks, as well as open up boxes. The SMM opened the trunks but did not open the boxes, and the patrol was delayed by members of the armed formations for three hours before it was allowed to pass. During the delay, a member of the armed formations who introduced himself as “the commander” told the SMM that all cars passing through the checkpoint must have their trunks and boxes checked due to an “order”. While attempting to notify the JCCC of the situation, an SMM staff member was threatened by the “commander” to end the call or risk confiscation of the phone due to prohibition of phone usage at the checkpoint.
Other impediments:
Near Holubivske, while conducting a miniUAV flight, the SMM heard small-arms fire 0.6km-1km north-west, assessed as aimed at the UAV. The SMM landed the UAV safely and departed the area.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited; thus, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.