Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
За период с вечера 10 по вечер 11 августа Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. За период с вечера 11 по вечер 12 августа СММ констатировала дальнейшее уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущими сутками. На разных блокпостах вблизи линии соприкосновения наблюдатели видели тела двух мужчин, один из которых, как оказалось, был мертвым. Команда СММ видела вооруженного мужчину на участке разведения в районе Золотого, а также зафиксировала проведение работ по обезвреживанию боеприпасов на участке разведения в районе Станицы Луганской. Доступ Миссии оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также снова вблизи Заиченко, Безыменного и Новоазовска, что недалеко от границы с Российской Федерацией*. СММ зафиксировала вооружение, размещенное с нарушением линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения. Миссия также зафиксировала сотни ящиков с боеприпасами и ракетами на территории объекта в Хрустальном. СММ продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции, а также содействовала проведению ремонтных работ и технического обслуживания на жизненно важном объекте водоснабжения в Обозном.
С вечера 10 по вечер 11 августа в Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1] по сравнению с предыдущим отчетным периодом, зафиксировав, однако, большее количество взрывов (около 90 по сравнению с примерно 70 соответственно). С вечера 11 по вечер 12 августа Миссия констатировала дальнейшее уменьшение количества нарушений режима прекращения огня (в частности около 60 взрывов) по сравнению с предыдущими сутками.
Так, вечером 10 и ночью 11 августа камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 1 взрыв от разрыва снаряда и 2 снаряда — все в 100–500 м к западо-юго-западу, а также приблизительно 60 взрывов неопределенного происхождения и около 180 снарядов — все в 0,5–3 км в секторе от востока до юго-запада.
11 августа, патрулируя недалеко от н. п. Лебединское (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Мариуполя), члены патруля Миссии слышали 21 взрыв неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к северо-северо-востоку, 5 выстрелов из стрелкового оружия в 1 км к востоку, а также еще 1 выстрел из стрелкового оружия на неустановленном расстоянии к востоку.
Вечером 11 и ночью 12 августа, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали около 20 взрывов и приблизительно 280 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 3–10 км к востоко-юго-востоку, юго-востоку, юго-западу и северо-востоку.
С вечера 10 по вечер 11 августа в Луганской области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. С вечера 11 по вечер 12 августа Миссия констатировала дальнейшее увеличение количества нарушений режима прекращения огня, включая 20 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками. Все 20 взрывов были зафиксированы 12 августа в период между 01:40 и 02:00 в н. п. Кадиевка (быв. Стаханов, неподконтрольный правительству, 50 км к западу от Луганска), в 12–16 км к северо-северо-западу.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
11 августа в н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска), на участке разведения в районе Золотого, члены патруля Миссии видели вооруженного мужчину в военной форме.
В тот же день на участке разведения в районе Станицы Луганской команда СММ видела, что на участке между блокпостами Вооруженных сил Украины и вооруженных формирований не было гражданских лиц, а также заметили, что на участок разведения прибыла команда по обезвреживанию неразорвавшихся боеприпасов Вооруженных сил Украины. Позже офицер Вооруженных сил Украины сообщил СММ, что команда по обезвреживанию извлекла хвостовой стабилизатор реактивной противотанковой гранаты (РПГ), который был прикреплен к пластиковой бутылке, окрашенной так, чтобы она была похожа на РПГ.
Вечером 11 августа, находясь в Станице Луганской, наблюдатели слышали 4 выстрела из стрелкового оружия в 3–4 км к востоку (по оценке, за пределами участка разведения сил и средств).
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
10 августа в неподконтрольных правительству районах беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия снова выявил 6 реактивных систем залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122 мм) на территории объекта к северу от н. п. Хрустальный (быв. Красный Луч, 56 км к юго-западу от Луганска), что является нарушением линий отвода; ранее днем они не были зафиксированы мини-БПЛА СММ, пролетавшим над тем же районом (результаты наблюдения с помощью мини-БПЛА СММ за тот же день и в том же районе см. ниже). 11 августа наблюдатели видели 4 РСЗО (БМ-21) возле н. п. Новоамвросиевское (56 км к востоку от Донецка).
В подконтрольных правительству районах члены патруля Миссии видели: 14 буксируемых гаубиц (Д-20, 152 мм) и 6 РСЗО (БM-21) в н. п. Константиновка (60 км к северу от Донецка) — 10 августа, а также 1 зенитно-ракетный комплекс (9K35 «Стрела-10») к северу от н. п. Сопино (101 км к югу от Донецка) — 12 августа.
10 августа за линиями отвода, но вне пределов выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе мини-БПЛА СММ зафиксировал в общей сложности 18 буксируемых гаубиц (восемь 2А36 «Гиацинт-Б», 152 мм, и десять 2А65 «Мста-Б», 152 мм) на территории упомянутого выше объекта к северу от Хрустального (для ознакомления с результатами предыдущих наблюдений см. Ежедневный отчет СММ от 1 августа 2018 года). На территории другого объекта приблизительно в 1 км к северо-западу тот же мини-БПЛА СММ зафиксировал 1 подвижный разведывательный пункт (ПРП-4 «Нард») и 775 ящиков для боеприпасов (по оценке, некоторые из них были новые), а также 118 ящиков для снарядов РСЗО (БМ-21).
Миссия зафиксировала наличие вооружения, которое она не смогла верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, направленного СММ подписантам Меморандума и Комплекса мер. В трех таких местах в неподконтрольных правительству районах Донецкой области Миссия верифицировала наличие 19 буксируемых гаубиц (тринадцати Д-30 «Лягушка», 122 мм, и шести 2A65) и 5 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм). Наблюдатели отметили, что там по-прежнему отсутствуют 2 буксируемые гаубицы (Д-30) и 2 самоходные гаубицы (2С1).
Команда СММ еще раз посетила постоянные места хранения вооружения, расположенные за соответствующими линиями отвода в неподконтрольных правительству районах Донецкой области, и отметила, что там по-прежнему отсутствует 21 танк (одиннадцать Т-64 и десять Т-72).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины и зенитные установки[3] в зоне безопасности. Ночью 10 августа в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 2 боевые бронированные машины (типа БМП) к северо-востоку от н. п. Гладосово (51 км к северо-востоку от Донецка), 1 зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм), установленную в кузове грузовика недалеко от н. п. Вершина (63 км к северо-востоку от Донецка), и 1 боевую машину пехоты (БМП-1) вблизи н. п. Новолуганское (53 км к северо-востоку от Донецка). На следующий день члены патруля Миссии видели гусеничную боевую бронированную машину (неустановленного типа) в н. п. Троицкое (69 км к западу от Луганска) и 1 зенитную установку (ЗУ-23) в н. п. Попасная (69 км к западу от Луганска). 12 августа члены патруля Миссии видели 1 бронетранспортер (МТ-ЛБ) в н. п. Трехизбенка (32 км к северо-западу от Луганска), 1 самоходную зенитную установку (ЗСУ-23-4 «Шилка», 23 мм) недалеко от Сопино, а также 1 БТР-80 вблизи н. п. Березовое (31 км к юго-западу от Донецка).
СММ зафиксировала проведение работ по разминированию. 11 августа недалеко от н. п. Никишино (неподконтрольный правительству, 60 км к северо-востоку от Донецка) команда Миссии видела с расстояния, как 8 человек в защитной одежде, на которой были надписи «МЧС» (кириллицей), по-видимому, выполняли земляные работы на помеченном минном поле. 12 августа вблизи подконтрольного правительству Березового наблюдатели видели, как 7 саперов Вооруженных сил Украины проводили работы по разминированию вдоль автодороги Н20. Члены патруля Миссии заметили, что саперы извлекли неиспользованный артиллерийский снаряд калибром 152 мм.
На двух разных блокпостах вблизи линии соприкосновения наблюдатели видели тела двух мужчин, лежавших на земле; один из них, как оказалось, был мертвым. 11 августа на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) наблюдатели видели лежащее на асфальте тело мужчины (в возрасте 60–69 лет), который, как оказалось, был мертв, в то время как менее чем в 5 м от этого места через блокпост проходили пешеходы и проезжали автомобили. Офицер Государственной пограничной службы Украины сообщил СММ, что мужчина ехал автобусом в неподконтрольные правительству районы, а приблизительно за 1 час до приезда патруля Миссии он умер после того, как сошел с автобуса на блокпосте. В тот же день приблизительно в 200 м к западу от блокпоста вооруженных формирований, расположенного к югу от н. п. Кременец (неподконтрольный правительству, 16 км к юго-западу от Донецка), члены патруля Миссии видели, как женщина в форме с надписью на спине кириллицей «МЧС» делала закрытый массаж сердца мужчине (в возрасте 60–69 лет), лежавшему на дороге между автомобилями, которые ожидали проезда через блокпост.
Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Патрулируя в районах вблизи ДФС, наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня, несмотря на предоставленные четкие гарантии безопасности (см. выше, а также таблицу нарушений режима прекращения огня в приложении).
12 августа Миссия также продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ и технического обслуживания на водопроводе вблизи н. п. Обозное (неподконтрольный правительству, 18 км к северу от Луганска).
СММ продолжала наблюдение за ситуацией в Одессе, Львове, Ивано‑Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что СЦКК должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ по состоянию на 8 августа 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
9 августа в пункте пропуска рядом с н. п. Чаплинка (90 км к юго-востоку от Херсона) сотрудник Государственной пограничной службы Украины сообщил членам патруля Миссии, что им нельзя въехать на пункт пропуска, объяснив это тем, что у патруля Миссии нет «надлежащего письменного сообщения».
11 августа вооруженный член вооруженных формирований снова остановил патруль СММ на блокпосте в 800 м к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) и не разрешил членам патруля Миссии проехать на запад в направлении н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и к югу в направлении н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя).
11 августа на блокпосте в 2,5 км к западу от н. п. Безыменное (неподконтрольный правительству, 30 км к востоку от Мариуполя) три вооруженных члена вооруженных формирований снова отказали патрулю СММ в проезде.
11 августа на блокпосте недалеко от н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 102 км к юго-востоку от Донецка) три вооруженных члена вооруженных формирований снова отказали патрулю СММ в проезде.
12 августа на блокпосте в 800 м к северу от Заиченко два вооруженных члена вооруженных формирований снова остановили патруль СММ и отказали наблюдателям в проезде на запад в направлении Пикуз и Саханки (см. выше).
12 августа на блокпосте в 2,5 км к западу от Безыменного четыре вооруженных члена вооруженных формирований снова отказали патрулю СММ в проезде (см. выше).
12 августа на блокпосте недалеко от Новоазовска три вооруженных члена вооруженных формирований снова отказали патрулю СММ в проезде (см. выше).
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Ни 11, ни 12 августа патрули Миссии не смогли получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что он не владеет информацией о проведении работ по разминированию на участке разведения. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Ни 11, ни 12 августа патрули Миссии не смогли проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Ни 11, ни 12 августа патрули Миссии не смогли проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Доступ при условии:
В н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка) члены вооруженных формирований в форме с надписью «милиция» разрешили патрулю СММ проехать только после того, как провели осмотр содержимого багажников автомобилей патруля Миссии.
Другие препятствия:
В двух случаях 10 августа Миссия временно теряла связь с мини-БПЛА СММ, который пролетал к северу от Горловки. По оценке, это произошло в результате действия помех сигнала[5].
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно, просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[5] Сигналы помех могли происходить из любого места в радиусе нескольких километров от положения БПЛА.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 12 August 2018
This report is for the media and the general public.
Between the evenings of 10 and 11 August, the SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region compared with the previous reporting period. Between the evenings of 11 and 12 August, the SMM again recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region compared with the previous 24 hours. The SMM observed the bodies of two men, one who appeared to be deceased, at separate checkpoints near the contact line. The SMM observed an armed man inside the Zolote disengagement area and ordnance disposal activity in the Stanytsia Luhanska disengagement area. Its access remained restricted in all three disengagement areas and again near Zaichenko, Bezimenne and Novoazovsk, near the border with the Russian Federation.* The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines on both sides of the contact line. It also observed hundreds of crates of ammunition and rockets at a compound in Khrustalnyi. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station as well as repairs and maintenance works to critical water infrastructure in Obozne.
In Donetsk region, between the evenings of 10 and 11 August, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including, however, more explosions (about 90), compared with the previous reporting period (about 70 explosions). Between the evenings of 11 and 12 August, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including about 60 explosions, compared with the previous 24 hours.
On the evening and night of 10-11 August, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded an incoming explosion and two projectiles in flight, all 100-500m west-south-west, as well as about 60 undetermined explosions and about 180 projectiles in flight, all 0.5-3km at directions ranging from east to south-west.
On 11 August, positioned near Lebedynske (government-controlled, 16km north-east of Mariupol), the SMM heard 21 undetermined explosions at undetermined distances north-north-east, five shots of small-arms fire 1km east and another shot of small-arms fire at an undetermined distance east.
On the evening and night of 11-12 August, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard about 20 explosions and about 280 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 3-10 kilometres east-south-east, south-east, south-west and north-east.
In Luhansk region, between the evenings of 10 and 11 August, the SMM recorded more ceasefire violations, compared with the previous reporting period. Between the evenings of 11 and 12 August, the SMM recorded more ceasefire violations, including 20 explosions, compared with the previous 24 hours. All 20 explosions were heard between 01:40 and 02:00 on 12 August while in Kadiivka (formerly Stakhanov, non-government-controlled, 50km west of Luhansk), 12-16km north-north-west.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On 11 August, in Katerynivka (government-controlled, 64km west of Luhansk), inside the Zolote disengagement area, the SMM saw an armed man in a military uniform.
The same day, in the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM observed that no civilians were present in the area between the Ukrainian Armed Forces and armed formation checkpoints and that an explosive ordnance disposal team of the Ukrainian Armed Forces had entered the disengagement area. A Ukrainian Armed Forces officer later told the SMM that the disposal team had removed a rocket-propelled grenade (RPG) tailfin attached to a plastic bottle that had been painted to look like an RPG.
In the evening of 11 August, while in Stanytsia Luhanska, the SMM heard four shots of small-arms fire 3-4km east, assessed as outside the disengagement area.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) again spotted six multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm) in a compound north of Khrustalnyi (formerly Krasnyi Luch, 56km south-west of Luhansk) on 10 August, which were not seen earlier during the day when an SMM mini-UAV flew over the same area (for SMM mini-UAV observations from the same day and area, see below). On 11 August, the SMM saw four MLRS (BM-21) near Novoamvrosiivske (56km east of Donetsk).
In government-controlled areas, the SMM saw 14 towed howitzers (D-20, 152mm) and six MLRS (BM‑21) in Kostiantynivka (60km north of Donetsk) on 10 August and a surface-to-air missile system (9K35 Strela-10) north of Sopyne (101km south of Donetsk) on 12 August.
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in a non-government-controlled area, on 10 August, an SMM mini-UAV spotted in total 18 towed howitzers (eight 2A36 Giatsint-B, 152mm and ten 2A65 Msta-B, 152mm) in the abovementioned compound north of Khrustalnyi (for previous observations see SMM Daily Report 1 August 2018). About 1km north-west, at another compound, the same SMM mini-UAV spotted an artillery reconnaissance vehicle (PRP-4 Nard) and 775 ammunition crates (some of which were assessed as new), as well as 118 crates of MLRS (BM-21) rockets.
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Memorandum and the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. At three such sites in non-government-controlled areas of Donetsk region, the SMM verified the presence of 19 towed howitzers (13 D-30 Lyagushka,122mm and six 2A65) and five self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm). It noted that the following weapons remained missing: two towed howitzers (D-30) and two self-propelled howitzers (2S1).
The SMM revisited permanent storage sites whose locations were beyond the respective withdrawal lines in non-government-controlled areas of Donetsk region and noted that 21 tanks (11 T-64 and ten T-72) were again missing.
The SMM observed armoured combat vehicles and anti-aircraft weapons[3] in the security zone. In government-controlled areas, on the night of 10 August, an SMM long-range UAV spotted two infantry fighting vehicles (IFV) (BMP variants) north-east of Hladosove (51km north-east of Donetsk), an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) mounted in the rear of a truck near Vershyna (63km north-east of Donetsk) and an IFV (BMP-1) near Novoluhanske (53km north-east of Donetsk). The following day, the SMM saw a tracked armoured combat vehicle (undetermined variant) in Troitske (69km west of Luhansk) and an anti-aircraft gun (ZU-23) in Popasna (69km west of Luhansk). On 12 August, the SMM saw an armoured personnel carrier (APC) (MT-LB) in Trokhizbenka (32km north-west of Luhansk), a self-propelled anti-aircraft system (ZSU-23-4 Shilka, 23mm) near Sopyne and an APC (BTR-80) near Berezove (31km south-west of Donetsk).
The SMM observed demining activities. Near Nikishyne (non-government-controlled, 60km north-east of Donetsk), on 11 August, the SMM observed – at a distance – eight people wearing protective clothes with “MChS” written on them (in Cyrillic) appearing to dig in a marked mine field. Near government-controlled Berezove, on 12 August, the SMM observed seven sappers of the Ukrainian Armed Forces conducting demining activities along road H-20. The SMM observed the de-miners retrieve an unused 152mm artillery shell.
The SMM observed the bodies of two men lying on the ground, one who appeared to be deceased, at two separate checkpoints near the contact line. On 11 August, at the entry-exit checkpoint in Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk), the SMM observed the body of a man (in his sixties) who appeared to be deceased lying on the asphalt while pedestrians and vehicles passed through the checkpoint less than 5m away. An officer of the Ukrainian State Border Guard Service told the SMM that the man had been travelling via bus toward non-government-controlled areas and that he had died after disembarking from the bus at the checkpoint, about an hour before the SMM arrived. On the same day, approximately 200m west of a checkpoint of the armed formations south of Kreminets (non-government-controlled, 16km south-west of Donetsk), the SMM observed a woman in a uniform with “MChS” written on the back in Cyrillic performing chest compressions on a man (in his sixties) lying on the road between cars waiting to pass the checkpoint.
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see above and the table below).
The SMM also continued to facilitate and monitor repairs and maintenance works to a water pipe near Obozne (non-government-controlled, 18km north of Luhansk) on 12 August.
The SMM continued monitoring in Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the JCCC should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report of 8 August 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
On 9 August, at a crossing point near Chaplynka (90 km south east of Kherson), a member of the Ukrainian State Border Guard Service told the SMM it could not enter the crossing point, saying the SMM lacked “proper written communication.”
On 11 August, at a checkpoint 800m north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), an armed member of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol).
On 11 August, at a checkpoint 2.5km west of Bezimenne (non-government-controlled, 30km east of Mariupol), three armed members of the armed formations again denied the SMM passage.
On 11 August, at a checkpoint near Novoazovsk (non-government-controlled, 102km south-east of Donetsk), three armed members of the armed formations again denied the SMM passage.
On 12 August, at a checkpoint 800m north of Zaichenko, two armed members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy and Sakhanka (see above).
On 12 August, at a checkpoint 2.5km west of Bezimenne, four armed members of the armed formations again denied the SMM passage (see above).
On 12 August, at a checkpoint near Novoazovsk, three armed members of the armed formations again denied the SMM passage (see above).
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
On 11 and 12 August, the SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information about demining activities in the disengagement area. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
On 11 and 12 August, the SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
On 11 and 12 August, the SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Conditional access:
In Horlivka (nongovernment controlled, 39km north-east of Donetsk), members of the armed formations wearing uniforms with “police” written on them allowed the SMM to proceed only after inspecting the contents of SMM patrol vehicle trunks.
Other impediments:
On two occasions on 10 August, the SMM temporarily lost communication with its miniUAV while flying north of Horlivka, assessed as due to signal interference[5].
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited; thus, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.
[5] The interference could have originated from anywhere in a radius of several kilometres of the UAV’s position.