Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области по сравнению с предыдущим отчетным периодом, при этом в Луганской области уже третий день подряд не зафиксировано ни одного такого нарушения. Наблюдатели зафиксировала свежие повреждения жилого дома в Ясиноватой в результате стрельбы. На участке разведения в районе Золотого Миссия зафиксировала присутствие по крайней мере двух лиц, предположительно, военнослужащих Вооруженных сил Украины. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на этих трех участках, так и вблизи Заиченко и Безыменного, а также возле Изварино, Северного и Новоазовска — в районах рядом с границей с Российской Федерацией*. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение соответствующих линий отвода в Лобачево. В Чернухино беспилотный летательный мини-аппарат СММ впервые зафиксировал четыре системы радиоэлектронной борьбы. Наблюдатели продолжали содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции, в том числе путем мониторинга ситуации с безопасностью в районе станции, а также проведению ремонтных работ и технического обслуживания на жизненно важных объектах водо- и электроснабжения в Луганской области.
В Донецкой области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1] по сравнению с предыдущим отчетным периодом, при этом зафиксировав практически аналогичное количество взрывов (68 по сравнению с 70).
Так, вечером 9 и ночью 10 августа камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС) (15 км к северу от Донецка) зафиксировала 160 снарядов (110 с северо-северо-запада на юго-юго-восток, 28 с севера на юг, 15 с северо-востока на юго-запад, 5 с северо-запада на юго-восток и 2 с запада на восток), а также 2 вспышки дульного пламени — все в 1–3 км на юг и юго-юго-запад.
Камера СММ, установленная на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя), зафиксировала 2 взрыва неопределенного происхождения и 52 снаряда (32 с запада на восток и 20 с востока на запад) — все в 2–4 км на юг.
Камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от с. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя) зафиксировала 2 взрыва неопределенного происхождения и 222 снаряда (137 с юго-востока на северо-запад, 84 с северо-запада на юго-восток и один выпущенный вверх) — все в 3–5 км на северо-восток.
В Луганской области СММ констатировала отсутствие нарушений режима прекращения огня. За предыдущий отчетный период Миссия также не зафиксировала ни одного нарушения режима прекращения огня.
Миссия уточняла сообщения о свежих повреждениях жилого дома. В н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) 72-летний мужчина показал наблюдателям поврежденную крышу и ворота своего дома на ул. Тимирязева, 7. Члены патруля Миссии видели пробоину на крыше, которая, по их оценке, образовалась от попадания 12,7-мм пули, выпущенной с северного направления. Также наблюдатели видели пулю, застрявшую в стойке ворот перед домом, оцененную как 12,7 мм зажигательная пуля, выпущенная с севера. Также команда СММ видела следы сажи, которые, по ее оценке, остались после возгорания вокруг места, где застряла пуля. Мужчина рассказал наблюдателям, что стрельба произошла вечером 9 августа.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
В н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска) в пределах участка разведения в районе Золотого наблюдатели видели 2 вооруженных лиц, вероятно, военнослужащих Вооруженных сил Украины, которые направлялись к блокпосту Вооруженных сил Украины. Позже наблюдатели трижды видели мини-фургон и один раз зафиксировали автомобиль, которые заезжали на участок разведения с военнослужащими на борту. Оба транспортных средства были с военными номерными знаками. Дважды в мини-фургоне наблюдатели видели одного человека, а в третий раз там находилось двое мужчин; в автомобиле ехало трое мужчин и одна женщина.
Осуществляя мониторинг на участках разведения в районах Станицы Луганской и Золотого, а также возле участка разведения в районе Петровского, Миссия отметила там спокойную обстановку.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
9 августа в неподконтрольных правительству районах беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал 1 танк и, предположительно, еще 1 танк (оба Т-64) вблизи позиций военного типа в н. п. Лобачево (13 км к востоку от Луганска) и 5 танков (частично разобранных и накрытых брезентовым покрытием белого цвета) в Луганске, размещенные там с нарушением линий отвода.
За пределами соответствующих линий отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольном правительству районе мини-БПЛА СММ зафиксировал 4 зенитных ракетных комплекса (С-300) вблизи н. п. Никольское (быв. Володарское, 97 км к югу от Донецка).
За линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольных правительству районах, на основе данных воздушного наблюдения по состоянию на 7 августа обнаружен 21 танк (неустановленного типа), 26 единиц буксируемой артиллерии, 1 реактивная система залпового огня, 4 зенитных ракетных комплекса возле н. п. Бугаевка (37 км к юго-западу от Луганска), а по состоянию на 9 августа — 3 танка (неустановленного типа) вблизи н. п. Бойковское (быв. Тельманово, 67 км к юго-востоку от Донецка).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины (ББМ)[3] в пределах зоны безопасности. 9 августа в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 1 боевую машину пехоты (БМП-1) возле н. п. Новгородское (35 км к северу от Донецка), 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) вблизи н. п. Невельское (18 км к северо-западу от Донецка), 2 ББМ (неустановленного типа) недалеко от н. п. Березово (31 км к юго-западу от Донецка), предположительно 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) и предположительно 1 БМП-1 вблизи н. п. Николаевка (40 км к югу от Донецка), 2 БМП-1 возле н. п. Богдановка (41 км к юго-западу от Донецка), 1 радиолокационный комплекс («Пароль-4») недалеко от н. п. Шевченко (59 км к югу от Донецка), 1 БМП-2 и 2 предположительно бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ-2) возле н. п. Пищевик (84 км к югу от Донецка), а также 2 БМП-2 вблизи н. п. Гнутово (90 км к югу от Донецка). Наблюдатели зафиксировали 1 бронетранспортер (БТР-60) около н. п. Водяное (24 км к северо-востоку от Мариуполя) и 1 БТР-70 возле н. п. Счастье (20 км к северу от Луганска).
28 июля в неподконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ обнаружил 4 различные системы радиоэлектронной борьбы («Леер-3» РБ-341В, 1Л269 «Красуха-2», РБ-109A «Былина» и 1 комплекс радиоэлектронной борьбы с БПЛА «Репеллент-1») возле н. п. Чернухино (64 км к юго-западу от Луганска). СММ впервые зафиксировала наличие всех четырех комплексов. 2 августа во время осуществления полета над этим же участком БПЛА не зафиксировал этих систем. 9 августа мини-БПЛА СММ зафиксировал 1 бронированную ремонтно-эвакуационную машину (БРЭМ-1) и 1 БТР-80 возле Луганска и 3 ББМ (неустановленного типа) неподалеку от Лобачево.
Команда Миссии зафиксировала знаки, предупреждающие о минной опасности. Примерно в 3 км к юго-востоку от н. п. Федоровка (неподконтрольный правительству, 34 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели видели 3 деревянных знака с надписью белой краской «Мины» на русском языке, которые лежали на земле, около 2 м от дороги. На одном из знаков остались следы от транспортного средства.
Наблюдатели продолжали содействовать обеспечению функционирования ДФС, в том числе путем мониторинга ситуации с соблюдением режима прекращения огня. Наблюдатели, осуществлявшие мониторинг в районах вблизи ДФС, слышали нарушения режима прекращения огня, несмотря на предоставленные в явной форме гарантии безопасности (см. таблицу нарушений режима прекращения огня в приложении).
СММ продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ и технического обслуживания на объектах системы водоснабжения вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска), н. п. Новотошковское (подконтрольный правительству, 53 км к западу от Луганска), Станицы Луганской, н. п. Золотое-5 (Михайловка, неподконтрольный правительству, 61 км к северо-западу от Луганска) и н. п. Первомайск (неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска), а также на объектах электроснабжения в Золотом-5 (Михайловке).
СММ посетила приграничные районы, которые не контролируются правительством*. Осуществляя мониторинг в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Изварино (52 км к юго‑востоку от Луганска), члены патруля СММ видели, что в Украину заехал автобус примерно с 50 пассажирами на борту (с украинскими номерными знаками и табличкой с маршрутом следования «Москва–Алчевск–Стаханов»), а из Украины выехали 2 автобуса (один с украинскими номерными знаками, а номера другого разглядеть не удалось). Через 5 минут пребывания патруля в пункте пропуска член вооруженных формирований сказал наблюдателям покинуть этот район*.
В течение ориентировочно 40 минут наблюдения в пешеходном пункте пропуска возле н. п. Верхнегерасимовка (57 км к юго-востоку от Луганска) наблюдатели видели, что в очереди на выход из Украины ожидали 22 человека (женщины и мужчины разных возрастных категорий).
В пункте пропуска возле н. п. Северный (50 км к юго-востоку от Луганска) наблюдатели видели, что в Украину зашли 4 человека. Через 5 минут после прибытия патруля в пункт пропуска член вооруженных формирований сказал наблюдателям покинуть этот район*.
СММ продолжила осуществлять мониторинг ситуации в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что СЦКК должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ по состоянию на 8 августа 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях остается ограниченной после того, как 23 апреля неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На восточной окраине н. п. Патриотическое (неподконтрольный правительству, 35 км к северо-востоку от Мариуполя) к наблюдателям, осуществлявшим подготовку запуска мини-БПЛА, подошло двое мужчин, один из которых был в гражданской одежде и отказался представиться членам патруля, а другой был вооружен и в одежде военного типа, и спросили, что наблюдатели собираются делать. Человек в штатском сообщил СММ, что он не получал никаких указаний относительно осуществления полета БПЛА и не собирается уточнять этот вопрос у своих «командиров» или других членов вооруженных формирований, и добавил, что Миссия не может осуществить запуск БПЛА и должна покинуть этот район.
Два вооруженных члена вооруженных формирований вновь остановили патруль СММ в 800 м от блокпоста к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) и не разрешили членам патруля Миссии проехать в западном направлении к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и в южном направлении к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), объяснив это «соображениями безопасности».
На блокпосте в 2,5 км к западу от н. п. Безыменное (неподконтрольный правительству, 30 км к востоку от Мариуполя) два вооруженных члена вооруженных формирований вновь не позволили патрулю проехать, заявив, «что это ради безопасности СММ».
Трое вооруженных членов вооруженных формирований опять не пропустили патруль СММ через блокпост вблизи н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 102 км к юго-востоку от Донецка), ссылаясь на приказы своих «командиров».
В пункте пропуска на границе вблизи н. п. Северный (50 км к юго-востоку от Луганска) член вооруженных формирований сказал патрулю СММ покинуть этот район.
В пункте пропуска на границе около н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска) член вооруженных формирований сказал патрулю СММ покинуть этот район, ссылаясь на решение своих «командиров».
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям на участке разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ в телефонном режиме, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженного формирования на южной стороне участка разведения в районе Золотого сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 10 August 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region compared with the previous reporting period, and for the third day in a row, no ceasefire violations in Luhansk region. The SMM observed damage to a residential house in Yasynuvata as the result of shooting. The SMM observed at least two armed probable Ukrainian Armed Forces personnel inside the Zolote disengagement area. Its access remained restricted in all three disengagement areas and again near Zaichenko and Bezimenne, as well as Izvaryne, Sievernyi, and Novoazovsk, near the border with the Russian Federation.* The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines in Lobacheve. An SMM mini-unmanned aerial vehicle spotted for the first time four electronic warfare systems in Chornukhyne. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring the security situation around the station, as well as repairs and maintenance works to critical water and electrical infrastructure in Luhansk region.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including, however, a similar number of explosions (68 explosions), compared with the previous reporting period (70 explosions).
On the evening and night of 9-10 August, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded 160 projectiles in flight (110 from north-north-west to south-south-east, 28 from north to south, 15 from north-east to south-west, five from north-west to south-east and two from west to east) and two muzzle flashes, all 1-3km south and south-south-west.
The SMM camera at the entry-exit checkpoint in Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) recorded two undetermined explosions and 52 projectiles in flight (32 from west to east and 20 from east to west), all 2-4km south.
The SMM camera 1km south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded two undetermined explosions east-south-east and 222 projectiles in flight (137 and south-east to north-west, 84 from north-west to south-east and one in vertical flight), all 3-5km north-east.
In Luhansk region, the SMM recorded no ceasefire violations. In the previous reporting period, the SMM also recorded no ceasefire violations.
The SMM followed up on reports of fresh damage of a residential house. In Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), a man (72 years old) showed the SMM the damaged roof and gate of his house at 7 Timiriazieva Street. The SMM saw a hole in the roof assessed as caused by a 12.7mm round fired from the north. The Mission also saw a round embedded in a gatepost in front of the house assessed as a 12.7mm incendiary round fired from the north and saw soot assessed as from a fire around where the round was embedded. The man told the SMM that the shooting had happened during the evening on 9 August.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
In Katerynivka (government-controlled, 64km west of Luhansk), inside the Zolote disengagement area, the SMM saw two armed probable Ukrainian Armed Forces personnel walking toward a Ukrainian Armed Forces checkpoint and later observed a mini-van on three occasions and car on one occasion, both with military plates, driving inside the disengagement area with military personnel inside. There was one man on two occasions in the mini-van and two men on another occasion, and three men and one woman in the car.
Positioned in the Stanytsia Luhanska and Zolote disengagement areas and near the Petrivske disengagement area, the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, on 9 August an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted a tank and a probable tank (both T-64) near military-type positions in Lobacheve (13km east of Luhansk) and five tanks (partially dismantled and covered with white canvas) in Luhansk city.
Beyond withdrawal lines but outside of designated storage sites in a government-controlled area, an SMM mini-UAV spotted four surface-to-air missile systems (S-300) near Nikolske (formerly Volodarske, 97km south of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside of designated storage sites in non-government-controlled areas, aerial imagery revealed the presence of 21 tanks (type undetermined), 26 pieces of towed artillery, a multiple launch rocket system and four surface-to-air missile systems near Buhaivka (37km south-west of Luhansk) on 7 August and three tanks (type undetermined) near Boikivske (formerly Telmanove, 67km south-east of Donetsk) on 9 August.
The SMM observed armoured combat vehicles (ACV)[3] in the security zone. In government-controlled areas, on 9 August, an SMM long-range UAV spotted an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-1) near Novhorodske (35km north of Donetsk), an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Nevelske (18km north-west of Donetsk), two ACVs (type undetermined) near Berezove (31km south-west of Donetsk), a probable armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) and a probable IFV (BMP-1) near Mykolaivka (40km south of Donetsk), two IFVs (BMP-1) near Bohdanivka (41km south-west of Donetsk), a target acquisition radar system (Parol-4) near Shevchenko (59km south of Donetsk), an IFV (BMP-2) and two probable armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2 ) near Pyshchevyk (84km south of Donetsk) and two IFVs (BMP-2) near Hnutove (90km south of Donetsk). The SMM observed an armoured personnel carrier (APC) (BTR-60) near Vodiane (24km north-east of Mariupol) and an APC (BTR-70) near Shchastia (20km north of Luhansk).
In non-government-controlled areas, on 28 July, an SMM mini-UAV spotted four distinct electronic warfare systems (a Leer-3 RB-341V, a 1L269 Krasukha-2 and RB-109A Bylina, and an anti-UAV system, Repellent-1) near Chornukhyne (64km south-west of Luhansk), all seen for the first time by the SMM. On 2 August, during a flight over the same area, the UAV did not spot the same systems. On 9 August, an SMM mini-UAV spotted an armoured recovery vehicle (BREM-1) and an APC (BTR-80) near Luhansk city and three ACVs (type undetermined) near Lobacheve.
The SMM observed mine hazard signs. About 3km south-east of Fedorivka (non-government-controlled, 34km north-east of Donetsk) the SMM saw three wooden signs laying on the ground about 2m from the road with “Mines” written in Russian in white paint; one of the signs had vehicle track marks on it.
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see the table below).
The SMM also continued to facilitate and monitor repairs and maintenance works to water distribution infrastructure near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk), Novotoshkivske (government-controlled, 53km west of Luhansk) Stanytsia Luhanska, Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 61km north-west of Luhansk) and Pervomaisk (non-government-controlled, 58km west of Luhansk), and to electrical infrastructure in Zolote-5/Mykhailivka.
The SMM visited border areas outside of government control.* At a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk), the SMM observed a bus with about 50 passengers (Ukrainian licence plates with a route sign: Moscow – Alchevsk – Stakhanov) entering Ukraine, and two buses (one with Ukrainian licence plates, one with plates not visible) exiting Ukraine. After five minutes at the crossing, a member of the armed formations told the SMM to leave the area.*
While at the pedestrian border crossing near Verkhnoharasymivka (57km south-east of Luhansk) for about 40 minutes, the SMM saw 22 pedestrians (mixed gender, age) queuing to leave Ukraine.
At the border crossing point near Sievernyi (50km south-east of Luhansk), the SMM observed four pedestrians enter Ukraine. About five minutes after arrival, a member of the armed formations told the SMM to leave the area.*
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the JCCC should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report of 8 August 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
On the eastern edge of Patriotychne (non-government-controlled, 35km north-east of Mariupol), two men, one in civilian clothing who refused to identify himself to the SMM, and an armed man in military-style clothing approached the SMM while preparing for a mini-UAV flight and asked what the SMM was doing. The man in civilian clothing told the SMM that he had not received any instructions regarding a UAV flight and that he would not communicate with his “superiors” or other members of the armed formation for clarification, and that the SMM could not fly the UAV and had to leave the area.
At a checkpoint 800m north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), two armed members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), citing “security reasons”.
At a checkpoint 2.5km west of Bezimenne (non-government-controlled, 30km east of Mariupol), two armed members of the armed formations again denied the SMM passage, claiming that “it was for the SMM’s safety and security”.
Three armed members of the armed formations again denied the SMM passage through a checkpoint near Novoazovsk (non-government-controlled, 102km south-east of Donetsk), citing “orders from their superiors”.
At the border crossing point near Sievernyi (50km south-east of Luhansk), a member of the armed formations told the SMM to leave the area.
At the border crossing point near Izvaryne (52km southeast of Luhansk), a member of the armed formations told the SMM to leave the area, citing a decision by his “superiors”.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report.
[2] Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited; therefore, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.