Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
За период с вечера 6 по вечер 7 июля СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. С вечера 7 по вечер 8 июля Миссия зафиксировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущими сутками. СММ продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районе населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала недавно вырытую траншею на участке разведения в районе Золотого. Доступ Миссии оставался ограниченным на всех трех участках разведения. Кроме того, доступ СММ был ограничен в Заиченко, Староласпе и Оленовке, а также к постоянному месту хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе Донецкой области и к месту размещения отведенного тяжелого вооружения в подконтрольном правительству районе Донецкой области. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения. СММ продолжала содействовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции, в том числе путем мониторинга ситуации с безопасностью в районе станции. Наблюдатели осуществляли мониторинг передачи человеческих останков из подконтрольных в неподконтрольные правительству районы Луганской области. Команды СММ также наблюдали за проведением массовых собраний в Херсоне и Одессе.
За период с вечера 6 по вечер 7 июля в Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], включая 48 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зафиксировано 42 взрыва. С вечера 7 по вечер 8 июля СММ констатировала уменьшение количества таких нарушений, в том числе около 20 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками.
Так, поздно вечером 6 и в ночь на 7 июля камера СММ, установленная на контрольном пункте въезда‑выезда (КПВВ) в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо‑востоку от Донецка), зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 8 снарядов с юга на север и 1 снаряд с севера на юг, а затем в общей сложности 3 взрыва неопределенного происхождения и 14 снарядов (8 с севера на юг и 6 с юга на север) — все на расстоянии 3–5 км к востоку. Поздно вечером 7 и в ночь на 8 июля эта же камера зафиксировала (в хронологической последовательности) 5 снарядов с юга на север, 1 осветительную ракету с севера на юг и 2 снаряда с юга на север, а затем в общей сложности 27 снарядов (16 с юга на север и 11 с севера на юг) и 1 взрыв неопределенного происхождения — все в 3–5 км к востоку.
Вечером 6 июля, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо‑востоку от Донецка), наблюдатели слышали 25 взрывов неопределенного происхождения, а также около 95 очередей и выстрелов из стрелкового оружия –– все на расстоянии 3–7 км к юго‑востоку и востоку. 7 июля в этом же населенном пункте команда СММ слышала 17 взрывов неопределенного происхождения и 2 очереди из крупнокалиберного пулемета — все в 3–7 км к юго‑востоку и юго‑юго‑востоку. Днем 8 июля, находясь в том же месте, наблюдатели слышали 1 взрыв неопределенного происхождения в 3–5 км к югу.
За период с вечера 6 по вечер 7 июля в Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, включая 2 взрыва, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зафиксировано 36 взрывов. С вечера 7 по вечер 8 июля СММ констатировала увеличение количества таких нарушений, при этом зафиксировав меньше взрывов (1), по сравнению с предыдущими сутками.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
6 июля на участке разведения в районе Золотого беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ среднего радиуса действия обнаружил недавно вырытую траншею протяженностью 20 метров (по оценке, для оборудования огневой позиции), пролегающую от лесопосадки с южной стороны железнодорожного пути, в 1,3 км от северного края участка разведения и 1,2 км от его западного края (не зафиксирована по данным воздушного наблюдения от 7 июня 2018 года).
7 июля на северо‑западной окраине н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска) на участке разведения в районе Золотого наблюдатели видели троих невооруженных военнослужащих Вооруженных сил Украины, которые ремонтировали кабель связи, а также автоцистерну для перевозки топлива с двумя солдатами Вооруженных сил Украины на борту, двигавшуюся в западном направлении.
8 июля на участке разведения в районе Золотого члены патруля Миссии заметили въезжавшую в Катериновку черную машину с военными номерными знаками, в которой ехали двое солдат Вооруженных сил Украины.
В ночь на 7 июля камера СММ в Станице Луганской зафиксировала взрыв неопределенного происхождения на расстоянии 2–4 км к югу (по оценке, за пределами участка разведения).
Днем 7 и 8 июня, находясь на участке разведения в районе Станицы Луганской, команды СММ отметили там спокойную обстановку. Днем 8 июля команда Миссии, находившаяся вблизи участка разведения в районе Петровского, отметила там спокойную обстановку.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
8 июля в подконтрольном правительству районе наблюдатели видели 11 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм), размещенных возле н. п. Богоявленка (46 км к юго‑западу от Донецка) в нарушение линий отвода.
7 июля в неподконтрольном правительству районе команда Миссии видела 4 реактивные системы залпового огня (БМ-21 «Град», 122 мм), размещенные вблизи н. п. Новоамвросиевское (56 км к востоку от Донецка) в нарушение линий отвода.
6 июля за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 6 танков (неустановленного типа) недалеко от н. п. Воздвиженка (40 км к северо‑западу от Донецка). 8 июля члены патруля Миссии видели 2 танка (Т-64), стоявших около н. п. Мемрик (33 км к северо‑западу от Донецка).
6 июля за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 10 танков (неустановленного типа) вблизи н. п. Покровка (36 км к востоку от Донецка).
Миссия отметила наличие вооружения, которое не смогла верифицировать как отведенное, поскольку условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, направленном СММ подписантам Комплекса мер. 7 июля в неподконтрольных правительству районах наблюдатели видели 5 самоходных гаубиц (2С1) и 6 буксируемые гаубиц (2А65 «Мста‑Б», 152 мм), а также отметили, что там по-прежнему отсутствуют 11 самоходных гаубиц (2С1) и 2 противотанковые пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм). 8 июля в подконтрольных правительству районах Донецкой области СММ вновь констатировала отсутствие 28 минометов (пятнадцати 2Б11 «Сани», 120 мм; двенадцати М‑120 «Молот», 120 мм; и одного БМ‑37, 82 мм), 12 самоходных гаубиц (2С1), 6 буксируемых гаубиц (Д‑30 «Лягушка», 122 мм) и 3 противотанковых пушек (МТ‑12).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины[2] и траншеи в зоне безопасности. 6 июля в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 2 боевые бронированные машины (предположительно БМП-1), 1 бронетранспортер (предположительно типа БТР) и 1 бронированную разведывательную машину (БРМ-1К) возле н. п. Новотроицкое (36 км к юго‑западу от Донецка). В тот же день БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 5 боевых бронированных машин (четыре типа БМП и одну БМП-1КШ) в подконтрольном правительству поселке Жованка, расположенном в н. п. Зайцево (50 км к северо‑востоку от Донецка).
6 июля в неподконтрольном правительству районе БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал траншею, которую, по оценке, недавно обновили, во дворе дома на западной окраине н. п. Золотое‑5 (Михайловка; 58 км к западу от Луганска).
8 июля наблюдатели заметили три новых знака, предупреждающих о минной опасности, возле монумента погибшим во время Второй мировой войны в н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка).
СММ продолжала содействовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции (ДФС), в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. 7 и 8 июля, находясь в районах около ДФС, наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня, невзирая на предоставленные четкие гарантии безопасности (более детальную информацию см. в таблице).
Команда СММ посетила один приграничный район, который не контролируется правительством. 7 июля, находясь в пункте пропуска на границе возле н. п. Успенка (73 км к юго‑востоку от Донецка) в течение около часа, наблюдатели видели, что в очереди на выезд/выход из Украины стояли 64 автомобиля (22 с украинскими номерными знаками, 22 — с российскими, 2 — с литовскими и 18 с табличками «ДНР»), 1 автобус (с украинскими номерными знаками и порядка 40 пассажирами на борту (мужчины и женщины разного возраста)), 7 грузовиков с крытыми грузовыми отсеками (6 с украинскими номерными знаками и 1 с табличками «ДНР») и 15 пешеходов (мужчины и женщины разного возраста). Они также видели, что в очереди на въезд/проход в Украину стояли 16 автомобилей (12 с российскими номерными знаками, 3 — с украинскими и 1 с табличками «Абхаз»), 3 автобуса (2 с украинскими номерными знаками и 1 — с российскими) и 14 пешеходов (мужчины и женщины разного возраста).
7 июля Миссия осуществляла мониторинг передачи человеческих останков из подконтрольных в неподконтрольные правительству районы Луганской области через мост в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска).
6 июля в Херсоне команда СММ наблюдала за массовым собранием при участии около 250 человек (в основном мужчины разного возраста) напротив здания областной государственной администрации на площади Свободы, 1. Наблюдатели видели, что на некоторых участниках была одежда с аксессуарами, свидетельствующими об их принадлежности к ветеранам АТО, а другие были одеты в футболки с надписями, которые ассоциируются с «Державницкой инициативой Яроша» («ДИЯ»). В определенный момент наблюдатели слышали, как в двух случаях между председателем ОГА и двумя участниками возникала словесная перепалка. На площади и вокруг нее, по наблюдениям СММ, находились порядка 50 правоохранителей; собрание завершилось мирно.
7 июля в Одессе наблюдатели осуществляли мониторинг массового собрания в поддержку украинского режиссера Олега Сенцова, удерживаемого в Российской Федерации (для ознакомления с результатами наблюдения за проведением похожих мероприятий в других городах см. Ежедневный отчет СММ по состоянию на 3 июля 2018 года). Команда СММ видела около 80 человек (в основном мужчины разного возраста), собравшихся на Потемкинской лестнице; некоторые участники держали плакаты с надписями на разных языках, включая английский, испанский и русский. По наблюдениям Миссии, на месте проведения собрания присутствовали четверо полицейских; обстановка была спокойной.
СММ продолжила наблюдать за ситуацией во Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 7 июня 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
7 и 8 июля двое вооруженных членов вооруженных формирований на блокпосте возле н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо‑востоку от Мариуполя) вновь не допустили патрули Миссии в н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо‑востоку от Мариуполя) и н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо‑востоку от Мариуполя), ссылаясь на «соображения безопасности».
7 июля двое вооруженных членов вооруженных формирований отказали патрулю Миссии в проезде через блокпост около н. п. Староласпа (неподконтрольный правительству, 51 км к югу от Донецка).
7 июля патрулю Миссии не удалось получить доступ на территорию постоянного места хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе Донецкой области. Ворота были закрыты на замок, а охраны, которая могла бы открыть, на месте не было.
8 июля в двух случаях военнослужащий Вооруженных сил Украины отказывал патрулю Миссии в доступе к месту размещения отведенного тяжелого вооружения в Донецкой области.
8 июля на блокпосте возле н. п. Оленовка (неподконтрольный правительству, 23 км к юго‑западу от Донецка) член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть данный район.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Ни 7, ни 8 июля патрули Миссии не смогли получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Ни 7, ни 8 июля патрули Миссии не смогли проследовать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Ни 7, ни 8 июля патрули Миссии не смогли проследовать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Доступ при условии:
7 июля на блокпосте около н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо‑востоку от Донецка) члены вооруженных формирований требовали провести осмотр багажников автомобилей СММ. Патрулю Миссии разрешили проследовать дальше только после того, как наблюдатели выполнили данное требование.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. 6 и 7 июля камера СММ, установленная на КПВВ в Марьинке, не функционировала. 7 и 8 июля камеры СММ в Авдеевке и на КПВВ в Марьинке не функционировали.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18декабря 2017года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 8 July 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region between the evenings of 6 and 7 July, compared with the previous reporting period. Between the evenings of 7 and 8 July the Mission recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region, compared with the previous 24 hours. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it saw a recent trench inside the Zolote disengagement area. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas. It was also restricted in Zaichenko, Starolaspa and Olenivka, as well as at a permanent storage site in a non-government-controlled area of Donetsk region and a heavy weapons holding area in a government-controlled area of Donetsk region. The Mission observed weapons in violation of withdrawal lines on both sides of the contact line. The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring the security situation around the station. The Mission monitored the transfer of mortal remains from government-controlled to non-government-controlled areas of Luhansk region. It also monitored gatherings in Kherson and Odessa.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including 48 explosions, between the evenings of 6 and 7 July, compared with the previous reporting period (42 explosions). Between the evenings of 7 July and 8 July, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including about 20 explosions, compared with the previous 24 hours.
On the evening and night of 6-7 July, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) recorded, in sequence, eight projectiles in flight from south to north and one projectile from north to south, followed by totals of three undetermined explosions and 14 projectiles (eight from north to south and six from south to north), all 3-5km east. The following evening and night, the camera recorded, in sequence, five projectiles in flight from south to north, one illumination flare from north to south and two projectiles from south to north, followed by totals of 27 projectiles (16 from south to north and 11 from north to south) and one undetermined explosion, all 3-5km east.
On the evening of 6 July, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard 25 undetermined explosions and about 95 bursts and shots of small-arms fire, all 3-7km south-east and east. On 7 July, while at the same location, the SMM heard 17 undetermined explosions and two bursts of heavy-machine-gun fire, all 3-7km south-east and south-south-east. During the day on 8 July, while at the same location, the SMM heard an undetermined explosion 3-5km south.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including two explosions, between the evenings of 6 and 7 July, compared with the previous reporting period (36 explosions). Between the evenings of 7 and 8 July, the SMM recorded more ceasefire violations, including, however, fewer explosions (one), compared with the previous 24 hours.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On 6 July, inside the Zolote disengagement area, an SMM mid-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted a recently dug 20m-long trench (assessed as a firing position) emerging from a tree line on the southern side of the railway line, 1.3km from the northern edge of the disengagement area and 1.2km from its western edge (not visible in imagery from 7 June 2018).
On 7 July, on the north-western edge of Katerynivka (government-controlled, 64km west of Luhansk), inside the Zolote disengagement area, the SMM saw three unarmed members of the Ukrainian Armed Forces repairing a signal cable, and a fuel tanker with two Ukrainian Armed Forces soldiers in it travelling west.
On 8 July, inside the Zolote disengagement area, the SMM saw a black car with military licence plates and two Ukrainian Armed Forces soldiers inside entering Katerynivka.
On the night of 6-7 July, the SMM camera in Stanytsia Luhanska recorded an undetermined explosion 2-4km south, assessed as outside the disengagement area.
During the day on 7 and 8 July, positioned in the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM observed a calm situation. During the day on 8 July, positioned near the disengagement area near Petrivske, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in a government-controlled area, on 8 July, the SMM saw 11 self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) near Bohoiavlenka (46km south-west of Donetsk).
In violation of withdrawal lines in a non-government-controlled area, on 7 July the SMM saw four multiple launch rocket systems (BM-21 Grad, 122mm) near Novoamvrosiivske (56km east of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, on 6 July, an SMM long-range UAV spotted six tanks (type undetermined) near Vozdvyzhenka (40km north-west of Donetsk). On 8 July, the SMM saw two stationary tanks (T-64) near Memryk (33km north-west of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in a non-government-controlled area, on 6 July, an SMM long-range UAV spotted ten tanks (type undetermined) near Pokrovka (36km east of Donetsk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In non-government-controlled areas of Donetsk region, on 7 July, the SMM saw five self-propelled howitzers (2S1) and six towed howitzers (2A65 Msta-B, 152mm) and noted that 11 self-propelled howitzers (2S1) and two anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) were again missing. On 8 July, in government-controlled areas of Donetsk region, the SMM noted that 28 mortars (15 2B11 Sani, 120mm, 12 M-120 Molot, 120mm and one BM-37, 82mm), 12 self-propelled howitzers (2S1), six towed howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm) and three anti-tank guns (MT-12) were again missing.
The SMM observed armoured combat vehicles[2] and trenches in the security zone. In government-controlled areas, on 6 July, an SMM long-range UAV spotted two probable infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-1), one probable armoured personnel carrier (BTR variant) and one armoured reconnaissance vehicle (BRM-1K) near Novotroitske (36km south-west of Donetsk). On the same day, an SMM mid-range UAV spotted five IFVs (four BMP variants and one BMP-1ksh) in the government-controlled Zhovanka neighbourhood of Zaitseve (50km north-east of Donetsk).
In a non-government-controlled area, on 6 July, an SMM mid-range UAV spotted a trench line, assessed as recently maintained, in the yard of a house on the western edge of Zolote-5/Mykhailivka (58km west of Luhansk).
On 8 July, the SMM saw three new mine hazard signs near a World War II memorial monument in Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk).
The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station (DFS), including through monitoring adherence to the ceasefire. On 7 and 8 July, positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see the table below for details).
The SMM visited a border area not under government control. On 7 July, while at a border crossing point near Uspenka (73km south-east of Donetsk) for about an hour, the SMM saw 64 cars (22 with Ukrainian, 22 with Russian Federation, two with Lithuanian licence plates, and 18 with “DPR” plates), one bus (with Ukrainian licence plates and around 40 passengers on board (mixed genders and ages)), seven covered cargo trucks (six with Ukrainian licence plates and one with “DPR” plates) and 15 pedestrians (mixed genders and ages) in a queue to exit Ukraine. The SMM also saw 16 cars (12 with Russian Federation and three with Ukrainian licence plates, and one with “Abkhaz” plates), three buses (two with Ukrainian and one with Russian Federation licence plates) and 14 pedestrians (mixed genders and ages) in a queue to enter Ukraine.
On 7 July, the SMM monitored the transfer of mortal remains from government-controlled to non-government-controlled areas of Luhansk region across the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk).
On 6 July, in Kherson, the SMM monitored a gathering of some 250people (mostly men, mixed ages) in front of the Regional State Administration building at 1 Svobody Square. It saw some participants in clothing and with accessories identifiable with ATO veterans and others wearing t-shirts with slogans related to the State Initiative ofYarosh(DIYA). At one stage, the SMM saw two intensified verbal exchanges between the head of the Regional State Administration and two participants. On and around the square, the SMM saw about 50 law enforcement officers. It saw the gathering end peacefully.
On 7 July, in Odessa, the SMM monitored a gathering in support of Ukrainian filmmaker Oleh Sentsov, who has been in detention in the Russian Federation. (For similar observations in other cities, see SMM Daily Report 3 July 2018). It saw some 80 people (mostly men, mixed ages) at the Potemkin stairs and some participants holding banners written in multiple languages, including English, Spanish and Russian. The SMM saw four police officers present and observed a calm situation.
The SMM continued monitoring in Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see, for example, SMM Daily Report 7 July 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
On 7 July and 8 July, respectively, two armed members of the armed formations at a checkpoint near Zaichenko (nongovernment-controlled, 26km north-east of Mariupol) again prevented the SMM from accessing Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol) citing “security concerns”.
On 7 July, two armed members of the armed formations denied the SMM passage at a checkpoint near Starolaspa (nongovernment-controlled, 51km south of Donetsk).
On 7 July, the SMM was unable to access a permanent storage site in a nongovernment-controlled area of Donetsk region. The gate to the site was locked and no guards were present to open it.
On 8 July, a Ukrainian Armed Forces soldier on two occasions denied the SMM access to a heavy weapons holding area in Donetsk region.
On 8 July, at a checkpoint near Olenivka (non-government-controlled, 23km south-west of Donetsk), a member of the armed formations told the SMM to leave the area.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
On 7 and 8 July, the SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC on both occasions.[3]
On 7 and 8 July, the SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC on both occasions.3
On 7 and 8 July, the SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed on both occasions.
Conditional access:
On 7 July, at a checkpoint near Horlivka (nongovernment-controlled, 39km north-east of Donetsk), members of the armed formations requested to inspect the trunks of the SMM’s vehicles. The SMM was allowed to pass only after it complied with the request.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. On 6-7 July the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka was not operational. On 7-8 July, the SMM cameras at the entry-exit checkpoint in Marinka and in Avdiivka were not operational.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.