Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. В направлении беспилотного летательного мини-аппарата СММ велся огонь из стрелкового оружия возле неподконтрольного правительству Веселого в Донецкой области. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское. Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также возле Изварино, Вознесеновки и Седово, вблизи границы с Российской Федерацией, и недалеко от Горловки. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения. СММ продолжила способствовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции, в частности путем мониторинга ситуации с безопасностью в районе станции, а также проведению ремонтных работ и технического обслуживания на других гражданских объектах жизнеобеспечения. В Киеве наблюдатели уточняли информацию об инциденте, который произошел в офисе, где одна из политических партий планировала провести заседание.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], включая 42 взрыва, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зафиксировано 33 взрыва.
Так, вечером 5 и ночью 6 июля камера СММ, установленная на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала (в хронологической последовательности) 1 снаряд с востоко-юго-востока на западо-северо-запад, 1 снаряд с востока на запад и 4 снаряда с западо-северо-запада на востоко-юго-восток, а затем в общей сложности 7 снарядов (3 с северо-запада на юго-восток, 2 с востоко-северо-востока на западо-северо-запад, 1 с востоко-северо-востока на западо-юго-запад и 1 выпущенный вверх), а также 1 выпущенную вверх осветительную ракету — все в 0,8–4 км к югу и юго-юго-западу.
Поздно вечером 5 и ночью 6 июля камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) зафиксировала (в хронологической последовательности) 6 снарядов с северо-северо-запада на юго-юго-восток и 3 снаряда с юго-юго-востока на северо-северо-запад, а затем в общей сложности 29 снарядов (14 с северо-северо-запада на юго-юго-восток и 15 с юго-юго-востока на северо-северо-запад) и 13 выпущенных вверх осветительных ракет — все в 2–4 км к востоко-северо-востоку.
Поздно вечером 5 июля, осуществляя мониторинг в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 7 взрывов неопределенного происхождения в 3–6 км к югу. Днем 6 июля, пребывая в том же населенном пункте, команда Миссии слышала 17 взрывов неопределенного происхождения в 5–6 км к юго-востоку.
Днем 6 июля, ведя наблюдение примерно в 1 км к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) в течение приблизительно 6 часов, члены патруля Миссии слышали 12 взрывов неопределенного происхождения, около 40 очередей и выстрелов из стрелкового оружия, а также 2-минутный эпизод множественных перекрестных очередей и выстрелов из стрелкового оружия — все в 0,5–6 км в секторе от юго-запада до севера, а также 1 взрыв неопределенного происхождения в 5–6 км к востоку.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, включая 36 взрыва, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зарегистрировано 2 взрыва.
Так, днем 6 июля, патрулируя в 1,5 км к востоку от н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали 3 взрыва, оцененных как разрывы артиллерийских снарядов в 5–7 км к югу, и 3 взрыва, оцененных как артиллерийские выстрелы в 2–3 км к юго-западу.
Со своей позиции примерно в 1,5 км к югу от н. п. Калиново (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) команда СММ слышала 7 взрывов неопределенного происхождения в 10–11 км к северо-западу.
Пребывая на северо-западной окраине н. п. Орехово (подконтрольный правительству, 57 км к северо-западу от Луганска), члены патруля Миссии слышали 10 взрывов неопределенного происхождения в 8–10 км к юго-юго-западу.
Когда наблюдатели находились примерно в 2 км к северу от н. п. Веселое (неподконтрольный правительству, 28 км к северо-востоку от Мариуполя) и осуществляли полет беспилотного летательного мини-аппарата (БПЛА), они слышали 12 выстрелов из стрелкового оружия на расстоянии приблизительно 2 км к югу от своей позиции. По оценке СММ, выстрелы были произведены в направлении БПЛА. Команда Миссии осуществила посадку БПЛА и покинула вышеупомянутый район.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), Золотое и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Осуществляя мониторинг возле участков разведения в районах Золотого и Станицы Луганской, СММ отметила там спокойную обстановку. Доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным из-за наличия мин, в том числе на дороге между Богдановкой и Петровским.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
5 июля в подконтрольном правительству районе БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 неподвижную самоходную гаубицу (2С3 «Акация», 152 мм) на территории объекта в н. п. Очеретино (31 км к северо-западу от Донецка), размещенную там в нарушение линий отвода.
5 июля в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия вновь зафиксировал 2 неподвижных танка (Т-64) в жилом районе н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь, 85 км к югу от Донецка), причем один из них находился в 1 метре от ближайшего гражданского дома (см. Ежедневный отчет СММ от 16 февраля 2018 года). В этот же день БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 1 танк (Т-72) в жилом районе, расположенном в юго-восточной части н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, 23 км к северо-востоку от Мариуполя); в этом населенном пункте СММ недавно зафиксировала свежие места огневого поражения (см. Ежедневный отчет СММ от 23 июня 2018 года).
Миссия еще раз посетила постоянное место хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе Донецкой области и отметила, что там по-прежнему отсутствуют 12 танков (шесть Т-64 и шесть Т-72).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины[2] и другие признаки военного присутствия в зоне безопасности. 5 июля в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 бронетранспортер (БТР-70) возле н. п. Невельское (18 км к северо-западу от Донецка), 1 боевую машину пехоты (БМП-2) недалеко от н. п. Новомихайловка (28 км к юго-западу от Донецка), а также 3 МТ-ЛБ поблизости н. п. Яснобродовка (25 км к северо-западу от Донецка). 6 июля команда Миссии видела 1 БМП-2 на приусадебном участке жилого дома в н. п. Гранитное (60 км к югу от Донецка), 1 бронетранспортер (типа БТР) возле н. п. Артема (26 км к северу от Луганска) и 1 бронетранспортер (типа МТ-ЛБ) неподалеку от н. п. Троицкое (69 км к западу от Луганска).
5 июля БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 4 дома с повреждениями, которые возникли, по оценке, вследствие обстрела в н. п. Водяное (94 км к югу от Донецка) (не были зафиксированы по данным воздушного наблюдения по состоянию на 10 апреля 2018 года), а также траншеи, ведущие к двум из этих домов. Этот же БПЛА обнаружил 14 недавно образовавшихся воронок на юго-восточной окраине данного населенного пункта. По оценке СММ, воронки образовались предположительно в результате разрывов 120-мм минометных мин, выпущенных с востоко-северо-восточного направления (не были зафиксированы по данным воздушного наблюдения по состоянию на 1 июня 2018 года). Примерно в 800 метрах к востоку от Водяного БПЛА СММ зафиксировал предположительно 1 БМП-1, а также траншеи.
Наблюдатели отметили, что объект Вооруженных сил Украины в Троицком расположен в 350 метрах от здания действующей школы.
5 июля в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 БМП-2 и 3 бронетранспортера (два БТР-80 и один МТ-ЛБ) возле н. п. Безыменное (30 км к востоку от Мариуполя), 2 боевые бронированные машины (типа БМП) недалеко от н. п. Белая Каменка (51 км к югу от Донецка) и 1 бронетранспортер (типа БТР) возле н. п. Стылая (34 км к югу от Донецка).
СММ продолжала способствовать обеспечению функционирования ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Патрулируя в районе ДФС, наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня (см. выше и таблицу нарушений режима прекращения огня), невзирая на предоставленные четкие гарантии безопасности. Миссия также продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на водопроводе возле н. п. Зайцево (50 км к северо-востоку от Донецка), на водоканале и оптико-волоконных кабелях в Станице Луганской, на водопроводе в н. п. Новотошковское (подконтрольный правительству, 53 км к западу от Луганска), а также на линии электропередачи недалеко от н. п. Раевка (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-западу от Луганска).
Наблюдатели посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством. Осуществляя мониторинг в пункте пропуска на границе возле н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска), команда СММ отметила, что в Украину въехали 2 автобуса (1 с российскими номерными знаками) и 1 грузовик (с украинскими номерными знаками). По прибытии патруля Миссии в пункт пропуска член вооруженных формирований сказал, чтобы наблюдатели немедленно покинули данный район*. Находясь в пункте пропуска возле н. п. Вознесеновка (быв. Червонопартизанск, 65 км к юго-востоку от Луганска), команда СММ видела, что в Украину въехал 1 автобус. Примерно через 20 минут член вооруженных формирований сказал, чтобы патруль Миссии покинул данный район*.
В Киеве наблюдатели уточняли сообщения об инциденте, который произошел в здании, где политическая партия «Разумная Сила» планировала провести заседание. Команда Миссии видела 2 полицейских и 2 врачей в здании № 33 на улице Большой Житомирской, а также 4 полицейских снаружи. Наблюдатели отметили, что 1 полицейская машина и 1 карета скорой помощи были припаркованы снаружи. Наблюдатели посетили пресс-конференцию, на которой мужчина, представившейся заместителем главы партии «Разумная Сила», заявил, что утром около 30 молодых мужчин (некоторые были в балаклавах) с криками вошли в здание. По словам мужчины, некоторые из них повели себя агрессивно и напали на него. Команда Миссии отметила, что один глаз мужчины опух, а на его рубашке были пятна крови.
СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Когда патруль СММ находился в пункте пропуска на границе возле Изварино, член вооруженных формирований сказал, чтобы наблюдатели покинули данный район.
Когда патруль СММ находился в пункте пропуска на границе возле Вознесеновки, член вооруженных формирований сказал, чтобы наблюдатели покинули данный район.
Пять вооруженных членов вооруженных формирований на блокпосте к северо-западу от н. п. Седово (неподконтрольный правительству, 33 км к северо-востоку от Мариуполя) отказали наблюдателям в доступе к этому населенному пункту и заявили, что необходимо было заранее получить разрешение от руководителей вооруженных формирований.
В двух случаях вооруженный член вооруженных формирований на блокпосте возле н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка) требовал провести осмотр багажников автомобилей СММ. В обоих случаях наблюдатели отказались выполнить это требование и им не разрешили проехать через блокпост. В одном случае патруль Миссии видел, как через блокпост без какого-либо осмотра проехал мини-фургон с логотипом международной организации.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, который находился на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщили наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать через мост в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) из-за наличия там мин. Член вооруженных формирований, который находился на блокпосте к югу от моста, сообщил наблюдателям, что он не располагает информацией относительно проведения работ по разминированию в данном районе. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Доступ при условии:
Член вооруженных формирований на блокпосте, расположенном на автодороге Н15 к востоку от н. п. Кременец (неподконтрольный правительству, 16 км к юго-западу от Донецка), разрешил патрулю Миссии проехать только после того, как он провел визуальный осмотр прицепа СММ.
Другие препятствия:
Пребывая к северу от Веселого, наблюдатели слышали 12 выстрелов из стрелкового оружия в районе, где они осуществляли полет мини-БПЛА. По их оценке, выстрелы были произведены в направлении БПЛА. Команда Миссии осуществила посадку БПЛА и покинула вышеупомянутый район (см. выше).
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении всего отчетного периода камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда в Марьинке не функционировала.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщили СММ о том, что данный район заминирован. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 6 July 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions compared with the previous reporting period. Small-arms fire was directed at an SMM mini-unmanned aerial vehicle near non-government-controlled Vesele in Donetsk region. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas and was restricted near Izvaryne, Voznesenivka and Siedove, near the border with the Russian Federation, and near Horlivka. The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines on both sides of the contact line. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring the security situation around the station, as well as repairs and maintenance works to other essential civilian infrastructure. In Kyiv, the SMM followed up on an incident at an office where a political party was scheduled to hold a meeting.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including 42 explosions, compared with the previous reporting period (33 explosions).
On the evening and night of 5-6 July, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, a projectile in flight from east-south-east to west-north-west, a projectile from east to west and four projectiles from west-north-west to east-south-east, followed by totals of seven projectiles (three from north-west to south-east, two from east-north-east to west-north-west, one from east-north-east to west-south-west and one in vertical flight) and an illumination flare in vertical flight, all 0.8-4km south and south-south-west.
On the evening and night of 5-6 July, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) recorded, in sequence, six projectiles in flight from north-north-west to south-south-east and three projectiles from south-south-east to north-north-west, followed by totals of 29 projectiles (14 from north-north-west to south-south-east and 15 from south-south-east to north-north-west) and 13 illumination flares in vertical flight, all 2-4km east-north-east.
On the evening of 5 July, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard seven undetermined explosions 3-6km south. During the day on 6 July, while at the same location, the SMM heard 17 undetermined explosions 5-6km south-east.
During the day on 6 July, positioned about 1km north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) for about six hours, the SMM heard 12 undetermined explosions, about 40 bursts and shots of small-arms fire and two minutes of uncountable and overlapping bursts and shots of small-arms fire, all 0.5-6km at directions ranging from south-west to north, as well as an undetermined explosion 5-6km east.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including 36 explosions, compared with the previous reporting period (two explosions).
During the day on 6 July, positioned 1.5km east of Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk), the SMM heard three explosions assessed as impacts of artillery rounds 5-7km south and three explosions assessed as outgoing artillery rounds 2-3km south-west.
Positioned about 1.5km south of Kalynove (non-government-controlled, 60km west of Luhansk), the SMM heard seven undetermined explosions 10-11km north-west.
Positioned on the north-western edge of Orikhove (government-controlled, 57km north-west of Luhansk), the SMM heard ten undetermined explosions 8-10km south-south-west.
Positioned about 2km north of Vesele (non-government-controlled, 28km north-east of Mariupol), while flying a mini-unmanned aerial vehicle (UAV), the SMM heard 12 shots of small-arms fire about 2km south of its position, which it assessed as aimed at the UAV. The SMM landed the UAV and left the area.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
Positioned near the Zolote and Stanytsia Luhanska disengagement areas, the SMM observed calm situations. Due to the presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remained limited.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in a government-controlled area, on 5 July, an SMM long-range UAV spotted a stationary self-propelled howitzer (2S3 Akatsiya, 152mm) in a compound in Ocheretyne (31km north-west of Donetsk).
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, on 5 July, an SMM long-range UAV again spotted two stationary tanks (T-64) in a residential area of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, 85km south of Donetsk), one of which was parked 1m from the nearest civilian house (see SMM Daily Report 16 February 2018). The same day, an SMM mid-range UAV spotted a tank (T-72) in the south-eastern residential area of Pikuzy (formerly Kominternove, 23km north-east of Mariupol), a village where the Mission had recently observed shelling impacts (see SMM Daily Report 23 June 2018).
The SMM revisited a permanent storage site in a non-government-controlled area of Donetsk region and observed that 12 tanks (six T64 and six T72) were again missing.
The SMM observed armoured combat vehicles[2] and other indications of military presence in the security zone. In government-controlled areas, on 5 July, an SMM long-range UAV spotted an armoured personnel carrier (APC) (BTR-70) near Nevelske (18km north-west of Donetsk), an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) near Novomykhailivka (28km south-west of Donetsk) and three APCs (MT-LB) near Yasnobrodivka (25km north-west of Donetsk). On 6 July, the SMM saw an IFV (BMP-2) in the garden of a residential house in Hranitne (60km south of Donetsk), an APC (BTR variant) near Artema (26km north of Luhansk) and an APC (MT-LB variant) near Troitske (69km west of Luhansk).
On 5 July, an SMM mid-range UAV spotted four houses with damage assessed as caused by shelling in Vodiane (94km south of Donetsk) (not visible in imagery from 10 April 2018) as well as trenches leading to two of the houses. On the south-eastern edge of the village, the same UAV spotted 14 recent craters assessed as caused by probable 120mm mortar rounds fired from an east-north-easterly direction (not visible in imagery from 1 June 2018). About 800m east of the village, the UAV spotted a probable IFV (BMP-1) and trenches.
In Troitske, the SMM observed a Ukrainian Armed Forces compound 350m from a functioning school building.
In non-government-controlled areas, on 5 July, an SMM long-range UAV spotted an IFV (BMP-2) and three APCs (two BTR-80 and one MT-LB) near Bezimenne (30km east of Mariupol), two IFVs (BMP variants) near Bila Kamianka (51km south of Donetsk) and an APC (BTR variant) near Styla (34km south of Donetsk).
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see above and table below for details). The SMM also continued to facilitate and monitor repairs to a water pipeline near Zaitseve (non-government-controlled, 50km north-east of Donetsk), a water channel and fibre-optic cables in Stanytsia Luhanska, a water pipeline in Novotoshkivske (government-controlled, 53km west of Luhansk) and a power line near Raivka (non-government-controlled, 16km north-west of Luhansk).
The SMM visited two border areas not under government control. While at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk), the SMM saw two buses (one with Russian Federation licence plates) and a truck (with Ukrainian licence plates) entering Ukraine. Upon arrival, a member of the armed formations immediately told the SMM to leave the area.* While at a border crossing point near Voznesenivka (formerly Chervonopartyzansk, 65km south-east of Luhansk), the SMM observed a bus entering Ukraine. After about 20 minutes, a member of the armed formations told the SMM to leave the area.*
In Kyiv, the SMM followed up on reports of an incident that occurred in the building where the Rozumna Syla (“wise force”) political party was scheduled to hold a meeting. At 33 Velyka Zhytomyrska Street, the SMM saw two police officers and two paramedics inside the building, as well as four police officers, a police car and an ambulance parked outside. The SMM attended a press conference where a man, who introduced himself as the deputy leader of the Rozumna Syla party, said that earlier in the morning about 30 young men, some wearing balaclavas, had entered yelling. He said that some of the group had become violent and attacked him. The SMM saw that the he had a swollen eye and red blood spots on his shirt.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a border crossing point near Izvaryne, a member of the armed formations told the SMM to leave the area.
At a border crossing point near Voznesenivka, a member of the armed formations told the SMM to leave the area.
At a checkpoint northwest of Siedove (non-government-controlled, 33km north-east of Mariupol), five armed members of the armed formations denied the SMM access to the town and said that prior permission was needed from senior members of the armed formations.
On two occasions, at a checkpoint near Horlivka (nongovernment-controlled, 39km north-east of Donetsk), an armed member of the armed formations requested to inspect the trunks of the SMM’s vehicles. The SMM refused both times and was not allowed to proceed through the checkpoint. On one occasion, the SMM saw a minivan with the logo of an international organization passing through the checkpoint without undergoing any inspection.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM did not travel across the bridge in Shchastia (governmentcontrolled, 20km north of Luhansk) due to the presence of mines. At a checkpoint south of the bridge, an armed member of the armed formations told the SMM that he had no information regarding demining activities in the area. The SMM did not consider it safe to proceed.
Conditional:
At a checkpoint on road H15 east of Kreminets (non-government-controlled, 16km south-west of Donetsk), a member of the armed formations allowed the SMM to proceed only after having visually inspected an SMM trailer.
Other impediments:
Positioned north of Vesele, the SMM heard 12 shots of smallarms fire in an area where it was flying a mini-UAV, assessed as directed at the UAV. The SMM landed the mini-UAV and left the area (see above).
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. The SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka was not operational during the reporting period.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.