Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня и увеличение их количества в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. В направлении беспилотного летательного мини-аппарата СММ возле Желтого велся огонь из стрелкового оружия. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня возле участка разведения в районе Петровского и недалеко от участка разведения в районе Золотого, где камера СММ зарегистрировала два взрыва неподалеку. Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также возле Изварино на границе с Российской Федерацией и поблизости Заиченко, Шевченко и Безыменного. Команды Миссии зафиксировали наличие вооружения, размещенного в нарушение линий отвода поблизости Васильевки, Староласпы и Сосновского. СММ продолжила способствовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции, в частности путем мониторинга ситуации с безопасностью в районе станции, а также проведению ремонтных работ и технического обслуживания на других гражданских объектах жизнеобеспечения. Наблюдатели продолжили уточнять информацию об убийстве представительницы общины ромов в Берегово Закарпатской области.
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], отметив, однако, увеличение количества взрывов (36) по сравнению с предыдущим отчетным периодом (26 взрывов).
Так, 4 июля команда СММ, осуществлявшая мониторинг в 1 км к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), слышала 20 взрывов неопределенного происхождения, а также 28 выстрелов и очередей из стрелкового оружия — все в 1–4 км к западо-юго-западу, северо-западу и северу.
Поздно вечером 3 и ночью 4 июля камера СММ, установленная в контрольном пункте въезда-выезда в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка), зафиксировала (в хронологической последовательности) 4 снаряда с юга на север, 1 снаряд с севера на юг, 1 выпущенный верх снаряд, а также 3 снаряда с севера на юг — все в 1–2 км к востоку.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, включая большее число взрывов (2), по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда не было зафиксировано ни единого взрыва. СММ зафиксировала нарушения режима прекращения возле н. п. Желтое (неподконтрольный правительству, 17 км к северо-западу от Луганска), н. п. Муратово (подконтрольный правительству, 51 км к северо-западу от Луганска), а также неподалеку участка разведения в районе н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) (см. ниже).
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), Золотое и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Поздно вечером 3 июля камера СММ в Золотом зафиксировала 2 взрыва, оцененных как разрывы, предположительно, гранат из автоматического гранатомета (АГС-17) в 10–20 м к востоко-северо-востоку от места расположения камеры (по оценке, за пределами участка разведения). В результате взрывов камера наклонилась, но продолжила функционировать. 4 июля наблюдатели не зафиксировали каких-либо повреждений на камере.
4 июля, ведя наблюдение в 1,8 км к северу от Петровского, команда СММ слышала 10 взрывов неопределенного происхождения и 1 выстрел из стрелкового оружия — все в 1–7 км к западо-юго-западу и западо-северо-западу (все, по оценке, за пределами участка разведения).
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
3 июля в неподконтрольных правительству районах беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ среднего радиуса действия обнаружил 4 самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм), а поблизости от них — 2 свежие воронки, по оценке, образовавшиеся вследствие разрывов 122-мм или 152-мм артиллерийских снарядов, выпущенных с западного направления, возле н. п. Васильевка (51 км к югу от Донецка), а также 4 самоходные гаубицы (2С1) недалеко от н. п. Староласпа (51 км к югу от Мариуполя) и 1 миномет (2Б11 «Сани», 120 мм) к востоку от н. п. Сосновское (78 км к югу от Донецка), размещенные там в нарушение линий отвода.
3 июля за пределами линий отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 3 самоходные гаубицы (2С1; по оценке, не в рабочем состоянии) на территории объекта в н. п. Широкое (34 км к юго-востоку от Луганска).
Миссия зафиксировала наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении относительно эффективного мониторинга и верификации процесса отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, направленном СММ подписантам Комплекса мер. В подконтрольных правительству районах Донецкой области наблюдатели видели 12 реактивных систем залпового огня (РСЗО; БМ-27 «Ураган», 220 мм) и отметили, что там по-прежнему отсутствуют 6 РСЗО.
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины, свежевырытые траншеи и другие признаки военного присутствия в зоне безопасности. 3 июля в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил свежевырытую зигзагоподобную траншею (протяженностью 30 метров), проходящую с востока на запад на восточной обочине дороги между н. п. Доломитное (53 км к северо-востоку от Донецка) и н. п. Новолуганское (53 км к северо-востоку от Донецка) (не зафиксирована по данным воздушного наблюдения по состоянию на 18 июня), а также 1 боевую бронированную машину (типа БМП) возле н. п. Травневое (51 км к северо-востоку от Донецка) и еще 1 боевую бронированную машину (типа БМП) недалеко от Новолуганского. 4 июля команда СММ видела 1 бронетранспортер (БТР-60) возле н. п. Новобахмутовка (28 км к северу от Донецка). В северной части н. п. Золотое-4 (Родина; 59 км к западу от Луганска) члены патруля Миссии видели шестерых военнослужащих Вооруженных сил Украины внутри дома, а также 2 бронетранспортера (типа БТР), стоявших за ним (также см. Ежегодный отчет СММ от 2 июля 2018 года).
3 июля в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 1 БМП-1 возле н. п. Набережное (77 км к югу от Донецка), а также 3 боевые бронированные машины (типа БМП) и свежевырытые траншеи (не зафиксированы по данным воздушного наблюдения по состоянию на 1 июня) возле жилого района в Сосновском. В этот же день БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 1 бронетранспортер (типа БТР) возле н. п. Гольмовский (49 км к северо‑востоку от Донецка).
Миссия по-прежнему фиксирует наличие мин. 3 июля в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия впервые обнаружил наличие 5 противотанковых мин (ТМ-62), окруженных бетонными блоками, рядом с блокпостом Вооруженных сил Украины к западу от Новолуганского, а также 18 ранее зафиксированных противотанковых мин (ТМ-62) на дороге к востоку от Травневого (см. Ежедневной отчет СММ от 21 июня 2018 года). В этот же день в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия впервые обнаружил 15 противотанковых мин (ТМ-62), заложенных в 2 ряда на северной окраине жилого района в Доломитном, а также 12 (заложенных в произвольном порядке) и 6 (заложенных в один ряд) противотанковых мин (ТМ-62) на дороге между Доломитным и Новолуганским.
СММ продолжала способствовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции (ДФС), в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Патрулируя в районе ДФС, наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня (см. выше и таблицу нарушений режима прекращения огня), невзирая на предоставленные четкие гарантии безопасности. Миссия также продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на Петровской насосной станции возле н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска), на линии электропередачи в н. п. Веселая Гора-Новоселовка (неподконтрольный правительству, 17 км к северо-западу от Луганска), на водоканале недалеко от Станицы Луганской и на водопроводе в н. п. Новотошковское (подконтрольный правительству, 53 км к западу от Луганска).
Наблюдатели посетили три приграничных района, которые в настоящее время не контролируются правительством. В течение около 90 минут мониторинга в пункте пропуска на границе возле н. п. Мариновка (78 км к востоку от Донецка) члены патруля Миссии видели, что из Украины выехали 49 автомобилей (19 с украинскими номерными знаками, 14 — с российскими, 1 — с белорусскими, 1 — с литовскими и 14 с табличками «ДНР») и 4 грузовика с крытыми грузовыми отсеками (с украинскими номерными знаками), а также вышли 12 пешеходов (мужчины и женщины разного возраста). Команда СММ также видела, что в Украину въехали 24 автомобиля (13 с украинскими номерными знаками, 1 — с польскими и 10 с табличками «ДНР»).
Находясь в пункте пропуска возле н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска) в течение примерно 15 минут, в очереди на выезд/выход из Украины наблюдатели видели 22 автомобиля (12 с украинскими номерными знаками, 7 — с российскими, 1 — с белорусскими и 2 с табличками «ЛНР») и 60 пешеходов (мужчины и женщины разного возраста), а в Украину въехали/вошли 1 автобус (с украинскими номерными знаками), следовавший по маршруту «Алчевск–Луганск–Москва–Стаханов», и 20 пешеходов (13 мужчин и 7 женщин в возрасте от 40 до 60 лет)*.
Пребывая в пешеходном пункте пропуска возле н. п. Верхнегарасимовка (57 км к юго-востоку от Луганска) в течение около 20 минут, команда СММ не зафиксировала передвижение пешеходов.
3 июля наблюдатели встретились с родственниками женщины, которая была убита 1 июля (см. Ежедневный отчет СММ от 3 июля 2018 года), и другими членами общины ромов в н. п. Берегово (174 км к юго-западу от Ивано-Франковска) Закарпатской области. По словам родственников погибшей, женщине были нанесены ранения колюще-режущим предметом в разные области тела. Собеседники сказали, что беспокоятся за свою общую безопасность и что члены общины ромов не собираются покидать свое поселение. Позже местный житель проводил наблюдателей к месту, где, как он сказал, обнаружили погибшую женщину. На месте члены патруля Миссии видели высохшую лужу крови. Наблюдатели также видели высохшие лужи крови на земле возле железнодорожного депо в Берегово, где, по словам собеседника, женщине нанесли первый удар.
СММ продолжала наблюдение за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 2 июля 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Вооруженный член вооруженных формирований остановил патруль Миссии на блокпосте возле н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) и снова не разрешил наблюдателям проехать в н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и в н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя) ввиду «соображений безопасности» (см. Ежедневный отчет СММ от 2 июля 2018 года).
Два члена вооруженных формирований остановили патруль Миссии на блокпосте возле н. п. Шевченко (неподконтрольный правительству, 38 км к северо-востоку от Мариуполя) и не разрешили наблюдателям проехать в направлении н. п. Николаевка (неподконтрольный правительству, 70 км к югу от Донецка), заявив, что проезд «не был санкционирован» ввиду ситуации с безопасностью в районе Николаевки.
Члены вооруженных формирований на блокпосте возле н. п. Безыменное (неподконтрольный правительству, 100 км к югу от Донецка) отказали наблюдателям в проезде, ссылаясь на приказы командиров.
4 июля член вооруженных формирований в пункте пропуска на границе возле Изварино сказал патрулю Миссии покинуть данный район.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[2].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[2].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, который находился на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщили наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
4 июля, осуществляя полет мини-БПЛА возле Желтого, наблюдатели слышали 15 выстрелов из стрелкового оружия примерно в 70 метрах к северу от местоположения БПЛА, произведенных в направлении беспилотника; в этот момент БПЛА находился в 1 км к югу от позиции патруля Миссии. Команда СММ благополучно посадила БПЛА.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении всего отчетного периода камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда в Марьинке не функционировала.
[2] Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщили СММ о том, что данный район заминирован. 18декабря 2017года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 4 July 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more ceasefire violations in Luhansk region compared with the previous reporting period. Small arms were fired in the direction of an SMM mini-unmanned aerial vehicle near Zhovte. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations near the Petrivske disengagement area and near the Zolote disengagement area, where an SMM camera recorded two explosions in close proximity. The Mission’s access remained restricted in all three disengagement areas and was also restricted near Izvaryne at the border with the Russian Federation as well as near Zaichenko, Shevchenko and Bezimenne. The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines near Vasylivka, Starolaspa and Sosnivske. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring the security situation around the station, as well as repairs and maintenance works to other essential civilian infrastructure. The SMM followed up further on the killing of a member of the Roma community in Berehove in Zakarpattia region.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including, however, more explosions (36), compared with the previous reporting period (26 explosions).
On 4 July, positioned 1km north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard 20 undetermined explosions and 28 shots and bursts of small-arms fire, all 1-4km west-south-west, north-west and north.
On the evening and night of 3-4 July, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk), recorded, in sequence, four projectiles in flight from south to north, one projectile in flight from north to south, one projectile in vertical flight and three projectiles from north to south, all 1-2km east.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including more explosions (two), compared with the previous reporting period (no explosions). The SMM recorded ceasefire violations near Zhovte (non-government-controlled, 17km north-west of Luhansk), Muratove (government-controlled, 51km north-west of Luhansk) and near the disengagement area near Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) (see below).
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening of 3 July, the SMM camera in Zolote recorded two explosions assessed as impacts of a probable 30mm grenade fired by an automatic grenade launcher (AGS-17) 10-20m east-north-east of the camera’s position (assessed as outside the disengagement area). The explosions caused the camera to tilt but it remained operational. On 4 July, the SMM saw no damage to the camera.
On 4 July, positioned 1.8km north of Petrivske, the SMM heard ten undetermined explosions and one shot of small-arms fire, all 1-7km west-south-west and west-north-west (all assessed as outside the disengagement area).
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, on 3 July, an SMM mid-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted four self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) (and nearby two recent craters assessed as caused by either 122 or 152mm artillery shells fired from a westerly direction) near Vasylivka (47km south of Donetsk), four self-propelled howitzers (2S1) near Starolaspa (51km south of Donetsk) and a mortar (2B11 Sani, 120mm) east of Sosnivske (78km south of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in a non-government-controlled area, on 3 July, an SMM long-range UAV spotted three self-propelled howitzers (2S1) (assessed as non-operational) in a facility in Shyroke (34km south-east of Luhansk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In government-controlled areas of Donetsk region, the SMM saw 12 multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-27 Uragan, 220mm) and found that six MLRS were again missing.
The SMM observed armoured combat vehicles, newly dug trenches and other military presence in the security zone. In government-controlled areas, on 3 July, an SMM mid-range UAV spotted a recently dug trench 30m long running from east to west in a zig-zag pattern on the eastern side of the road between Dolomitne (53km north-east of Donetsk) and Novoluhanske (53km north-east of Donetsk) (not visible in imagery taken on 18 June), an infantry fighting vehicles (IFV) (BMP variant) near Travneve (51km north-east of Donetsk) and another IFV (BMP-1) near Novoluhanske. On 4 July, the SMM saw an armoured personnel carrier (APC) (BTR-60) near Novobakhmutivka (28km north of Donetsk). In the northern part of Zolote-4/Rodina (59km west of Luhansk), the SMM saw six Ukrainian Armed Forces soldiers inside a house and two APCs (BTR variants) parked behind the house (see also SMM Daily Report 2 July 2018).
In non-government-controlled areas, on 3 July, an SMM mid-range UAV spotted an IFV (BMP-1) near Naberezhne (77km south of Donetsk) as well as three IFVs (BMP variants) and newly dug trenches (not visible in imagery from 1 June) near a residential area of Sosnivske. On the same day, an SMM long-range UAV spotted an APC (BTR variant) near Holmivskyi (49km south-east of Donetsk).
The SMM continued to observe the presence of mines. In government-controlled areas, on 3 July, an SMM mid-range UAV spotted for the first time five anti-tank mines (TM-62) surrounded by concrete blocks next to a checkpoint of the Ukrainian Armed Forces west of Novoluhanske as well as 18 previously seen anti-tank mines (TM-62)on a road east of Travneve (see SMM Daily Report 21 June 2018). On the same day, in non-government-controlled areas, an SMM mid-range UAV spotted for the first time: 15 anti-tank mines (TM-62) laid in two rows on the northern edge of the residential area of Dolomitne as well as 12 randomly laid anti-tank mines (TM-62) and six anti-tank mines (TM-62) laid in a single row on a road between Dolomitne and Novoluhanske.
The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station (DFS), including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see above and table below for details). The SMM also continued to facilitate and monitor repairs to the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk), a power line in Vesela Hora-Novoselivka (non-government-controlled, 17km north-west of Luhansk), a water channel near Stanytsia Luhanska and a water pipeline in Novotoshkivske (government-controlled, 53km west of Luhansk).
The SMM visited three border areas currently not under government control. While at a border crossing point near Marynivka (78km east of Donetsk) for about 90 minutes, the SMM saw 49 cars (19 with Ukrainian, 14 with Russian Federation, one with Belarusian and one with Lithuanian licence plates, and 14 with “DPR” plates), four covered cargo trucks with Ukrainian licence plates as well as 12 pedestrians (mixed genders and ages) exiting Ukraine. During the same period, the SMM saw 24 cars (13 with Ukrainian and one with Polish licence plates, and ten with “DPR” plates) entering Ukraine.
While at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk) for about 15 minutes, the SMM saw 22 cars (12 with Ukrainian, seven with Russian Federation and one with Belarusian licence plates, and two with “LPR” plates) and 60 pedestrians (mixed genders and ages) queuing to exit Ukraine as well as one bus (with Ukrainian licence plates and a “Alchevsk-Luhansk-Moscow-Stakhanov” sign) and 20 pedestrians (13 men, seven women, aged 40-60) entering Ukraine.*
While at a pedestrian border crossing point near Verkhnoharasymivka (57km south-east of Luhansk) for about 20 minutes, the SMM saw no pedestrian traffic.
On 3 July, the SMM met with relatives of a woman killed on 1 July (see SMM Daily Report of 3 July 2018) and other members of the Roma community in Berehove (174km south-west of Ivano-Frankivsk) in Zakarpattia region. The deceased woman’s relatives told the SMM that the woman had sustained wounds from a bladed object to different parts of her body.They said that they were worried about their collective safety and that members of the community were not leaving their settlement. A local resident then brought the SMM to a spot where he said the deceased woman had been found. There, the SMM saw a pool of dried blood. The SMM saw also pools of dried blood on the ground near a railroad yard in Berehove where, according to the interlocutor, the woman had first been stabbed.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see, for example, SMM Daily Report 2 July 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
An armed member of the armed formations stopped the SMM at a checkpoint near Zaichenko (nongovernment-controlled, 26km north-east of Mariupol) and prevented it again from accessing Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol) due to “security reasons”. (See SMM Daily Report 2 July 2018.)
Two members of the armed formations stopped the SMM at a checkpoint near Shevchenko (nongovernment-controlled, 38km north-east of Mariupol) and prevented it from driving towards Mykolaivka (non-government-controlled, 70km south of Donetsk) saying that its passage was “not authorized” due to the security situation around Mykolaivka.
Members of the armed formations at a checkpoint near Bezimenne (nongovernment-controlled, 100km south of Donetsk) denied the SMM passage, citing orders from superiors.
On 4 July, at a border crossing point near Izvaryne, a member of the armed formations told the SMM to leave the area.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[2]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
On 4 July, while conducting a miniUAV flight near Zhovte, the SMM heard 15 shots of small-arms fire around 70m north of the UAV’s position and directed at the UAV, which at that time was 1km south of the patrol’s position. The SMM landed the UAV safely.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. The SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka was not operational during the reporting period.
[2] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.