Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня возле участка разведения в районе Станицы Луганской. Кроме того, наблюдатели вновь отметили военное присутствие на участке разведения в районе Золотого. Доступ СММ оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также возле Заиченко, Седово и Шевченко, к месту размещения отведенного тяжелого вооружения в неподконтрольном правительству районе Донецкой области и вблизи Должанского, недалеко от границы с Российской Федерацией*. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода в неподконтрольных правительству районах, в том числе реактивные системы залпового огня в центре Хрустального. СММ продолжила способствовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции, в частности путем мониторинга ситуации с безопасностью в районе станции, а также проведению ремонтных работ и технического обслуживания на других гражданских объектах жизнеобеспечения возле Железного, Артема, Золотого-3 и Станицы Луганской.
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 75 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 245 взрывов).
Так, вечером 30 и в ночь на 31 июля камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала (в хронологической последовательности) 2 взрыва, оцененных как разрывы снарядов в 0,8–1 км к югу и 39 выпущенных вверх снарядов в 2–3 км к югу, а затем в общей сложности 48 взрывов (2 оцененных как разрывы минометных мин в 1–2 км к югу, 1 выстрел из вооружения неустановленного типа в 2–3 км к югу, остальные — неопределенного происхождения), а также 212 снарядов (включая 90 с востока на запад, примерно 50 с запада на восток и ориентировочно 40 с юго-востока на северо-запад) — все в 0,5–4 км к югу.
Поздно вечером 30 июля камера СММ, установленная приблизительно в 1 км к юго-западу от н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 1 выпущенный вверх снаряд, 2 снаряда с юга на север и 6 снарядов с севера на юг, а затем в общей сложности 7 взрывов неопределенного происхождения, 132 снаряда (80 с севера на юг и 52 с юга на север), а также 1 выпущенную вверх осветительную ракету — все в 1–2 км к востоку.
Поздно вечером 30 и в ночь на 31 июля камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 9 снарядов с запада на восток, 2 взрыва неопределенного происхождения, 34 снаряда с запада на восток и 2 снаряда с востока на запад — все на расстоянии 1–5 км к северу.
Поздно вечером 30 и в ночь на 31 июля, пребывая в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 5 взрывов неопределенного происхождения, а также примерно 170 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 5–8 км в секторе от востока до юга.
Днем 31 июля со своей позиции примерно в 2 км к западо-юго-западу от н. п. Железное (быв. Артемово, подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка) команда Миссии слышала 10 взрывов неопределенного происхождения в 1–2 км к востоку.
В Луганской области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, 1 взрыв, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (22 взрыва).
Днем 31 июля, находясь в н. п. Голубовка (быв. Кировск, неподконтрольный правительству, 51 км к западу от Луганска), команда Миссии слышала 9 очередей из крупнокалиберного пулемета в 3–6 км к северо-северо-востоку.
СММ продолжает осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Поздно вечером 30 июля, пребывая на восточной окраине Станицы Луганской, наблюдатели слышали 10 выстрелов из стрелкового оружия на расстоянии 2–3 км к юго-западу (по оценке, за пределами участка разведения).
31 июля, находясь на блокпосте Вооруженных сил Украины на северной окраине участка разведения в районе Золотого, наблюдатели видели автомобиль с военными номерными знаками, въезжавший на участок разведения; на борту автомобиля был военнослужащий Вооруженных сил Украины (оружия при нем замечено не было). Члены патруля Миссии также видели, как 4 военнослужащих Вооруженных сил Украины (оружия при них замечено не было) вошли пешком в поле на участке разведения с автодороги между блокпостом и Золотое-4 (Родина; 59 км к западу от Луганска).
В тот же день, осуществляя мониторинг вблизи участка разведения в районе Петровского, СММ не зафиксировала ни одного нарушения режима прекращения огня.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, Комплексом мер и Дополнением к нему.
30 июля в неподконтрольных правительству районах беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия обнаружил следующие нарушения линий отвода: 6 реактивных систем залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122 мм) на территории объекта в центре н. п. Хрустальный (быв. Красный Луч, 56 км к юго-западу от Луганска), а также еще 6 РСЗО (БМ-21) севернее этого населенного пункта. Тот же БПЛА обнаружил 5 буксируемых гаубиц (три 2А65 «Мста-Б», 152 мм, и две 2А36 «Гиацинт-Б», 152 мм) на территории объекта к югу от н. п. Ольховка (40 км к востоку от Донецка), 8 РСЗО (БM-21) к юго-западу от н. п. Садовый (57 км к юго-западу от Луганска), а также вновь зафиксировал 4 самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм) вблизи н. п. Василевка (47 км к югу от Донецка) и 4 самоходные гаубицы (2С1) недалеко от н. п. Староласпа (51 км к югу от Донецка) (см. Ежедневный отчет СММ от 5 июля 2018 года).
30 июля за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 18 буксируемых гаубиц (2А65) и 1 противотанковый управляемый ракетный комплекс (неустановленного типа) к северу от Хрустального, а также 3 танка (Т-64) недалеко от полигона примерно в 3 км к западу от н. п. Маркино (94 км к югу от Донецка). 31 июля наблюдатели видели 1 танк (Т-72), следовавший на восток в поле примерно в 100 метрах к северу от автодороги между н. п. Новоазовск (40 км к востоку от Мариуполя) и н. п. Седово (106 км к югу от Донецка), а также 3 самоходные гаубицы (2С1) в боевом положении и как минимум 14 танков (Т-72 и Т-64; некоторые в боевом положении) на полигоне недалеко от н. п. Терновое (57 км к востоку от Донецка) (для ознакомления с предыдущими наблюдениями см. Ежедневный отчет СММ от 25 июля 2018 года).
31 июля за линиями отвода, но за пределами выделенных мест хранения в подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 15 неподвижных танков (Т-64) в н. п. Зачатовка (74 км к юго-западу от Донецка) и 1 неподвижную противотанковую пушку (МТ-12 «Рапира», 100 мм) в н. п. Хлебодаровка (65 км к юго-западу от Донецка).
Наблюдатели зафиксировали наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствовали критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленном СММ подписантам Комплекса мер. В неподконтрольных правительству районах Донецкой области наблюдатели зафиксировали наличие 6 самоходных гаубиц (2С1), а также отметили, что там по-прежнему отсутствуют 12 минометов (одиннадцать ПМ-38, 120 мм, и один 2Б11 «Сани», 120 мм). В подконтрольных правительству районах Луганской области наблюдатели видели 5 буксируемых гаубиц (2A65) и 4 противотанковые пушки (МТ-12), а также отметили, что там по-прежнему отсутствуют 34 буксируемые гаубицы (двадцать шесть 2А65 и восемь 2А36) и 12 противотанковых пушек (МТ-12).
Патрули Миссии еще раз посетили постоянные места хранения вооружения, расположенные в неподконтрольных правительству районах Донецкой области за пределами линий отвода, и отметили, что там по-прежнему отсутствуют 18 танков (десять Т-72 и восемь Т-64), 9 минометов (2Б14 «Поднос», 82 мм) и 15 противотанковых пушек (МТ-12).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины, зенитную установку[3] и другие признаки военного присутствия в зоне безопасности. 30 июля в подконтрольном правительству районе БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 3 боевые бронированные машины (типа БМП) к востоку от н. п. Талаковка (17 км к северо-востоку от Мариуполя). 31 июля наблюдатели видели боевую машину пехоты (БМП-1) в н. п. Новотроицкое (36 км к юго-западу от Донецка).
30 июля в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм) на территории комплекса недалеко от Ольховки, 4 боевые бронированные машины (типа БМП) и 3 бронетранспортера (один БТР-70 и два MT-ЛБ) в н. п. Безыменное (30 км к востоку от Мариуполя). При помощи того же БПЛА обнаружено 7 БМП (четыре БМП-2 и три БМП-1), а также 1 БТР-80 в н. п. Крещатицкое (быв. Красноармейское, 86 км к югу от Донецка) в зоне, где размещение тяжелого вооружения и военной техники запрещено согласно пункту 5 Меморандума от 19 сентября 2014 года.
27 июля БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 2 свежие воронки (не зафиксированы по данным воздушного наблюдения от 19 июля 2018 года), образовавшиеся, по оценке, вследствие разрывов 120-мм минометных мин (установить направление огня не удалось) примерно в 400 метрах к югу от юго-восточной окраины н. п. Гольмовский (неподконтрольный правительству, 49 км к северо-востоку от Донецка).
Миссия продолжала способствовать обеспечению работы ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Находясь в прилегающих к ДФС районах, наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня (см. таблицу нарушений режима прекращения огня в приложении), невзирая на предоставленные четкие гарантии безопасности.
Миссия также продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ и технического обслуживания на шламонакопителе фенольного завода вблизи Железного, Петровской насосной станции вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска), на участке водопровода между н. п. Золотое-3 (Стахановец; подконтрольный правительству, 61 км к западу от Луганска) и н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска), а также на водоканале в Станице Луганской.
Команда СММ посетила один приграничный район, который не контролируется правительством. Ведя наблюдение в пункте пропуска на границе возле н. п. Должанское (84 км к юго‑востоку от Луганска) в течение около 10 минут, в очереди на выезд из Украины члены патруля Миссии видели 7 автомобилей (4 с украинскими номерными знаками, 2 — с российскими и 1 с табличками «ЛНР»), 4 тентованных грузовика (все с украинскими номерными знаками) и 3 автобуса (все с украинскими номерными знаками). Через 10 минут член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть этот район*.
СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано‑Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Трое мужчин в одежде военного типа (один был вооружен) в неподконтрольном правительству районе Донецкой области отказали патрулю Миссии в доступе к месту размещения отведенного тяжелого вооружения, заявив, что для этого нужно «разрешение» одного из руководителей вооруженных формирований.
Два вооруженных члена вооруженных формирований вновь остановили патруль Миссии на блокпосте в 800 метрах к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северовостоку от Мариуполя) и не разрешили наблюдателям проехать в западном направлении к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и в южном направлении к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), сославшись на «соображения безопасности» (см. Ежедневный отчет СММ от 31 июля 2018 года).
Два вооруженных члена вооруженных формирований остановили патруль Миссии на блокпосте, расположенном на западном въезде в Седово возле границы с Российской Федерацией, и не разрешили наблюдателям проехать в населенный пункт, сославшись на «соображения безопасности». Команда Миссии видела, что гражданские автомобили проезжали через блокпост.
Три члена вооруженных формирований (один был вооружен) на восточном въезде в н. п. Шевченко (неподконтрольный правительству, 69 км к югу от Донецка) не разрешили патрулю Миссии проехать на запад в направлении н. п. Николаевка (неподконтрольный правительству, 39 км к северовостоку от Мариуполя), заявив, что они «не получали приказов» от своих командиров предоставлять СММ доступ в какой-либо из этих населенных пунктов.
Член вооруженных формирований в пункте пропуска на границе вблизи Должанского сказал патрулю Миссии покинуть этот район.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, изза возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, изза возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Член вооруженных формирований на блокпосте вооруженных формирований, расположенном на южной стороне моста в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска), сообщил наблюдателям, что мины из дороги, проходящей на север в направлении Счастья, изъяты не были. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 31 July 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions compared with the previous reporting period. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations near the Stanytsia Luhanska disengagement area and again observed military presence inside the Zolote disengagement area. Its access remained restricted in all three areas, as well as near Zaichenko, Siedove and Shevchenko; at a heavy weapons holding area in a non-government-controlled area of Donetsk region and near Dovzhanske at the border with the Russian Federation. The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, including multiple launch rocket systems in the centre of Khrustalnyi. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring the security situation around the station, as well as repairs and maintenance works to critical civilian infrastructure near Zalizne, Artema, Zolote-3 and Stanytsia Luhanska.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including about 75 explosions, compared with the previous reporting period (about 245 explosions).
On the evening and night of 30-31 July, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, two explosions assessed as impacts 0.8-1km south and 39 projectiles in vertical flight 2-3km south, followed by totals of 48 explosions (two assessed as impacts of mortar rounds 1-2km south, an outgoing round of an undetermined weapon 2-3km south and the remainder undetermined) and 212 projectiles (including 90 from east to west, about 50 from west to east and about 40 from south-east to north-west), all 0.5-4km south.
On the evening of 30 July, the SMM camera about 1km south-west of Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) recorded, in sequence, a projectile in vertical flight, two projectiles from south to north and six projectiles from north to south, followed by totals of seven undetermined explosions, 132 projectiles (80 from north to south and 52 from south to north) and an illumination flare in vertical flight, all 1-2km east.
On the evening and night of 30-31 July, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) recorded, in sequence, nine projectiles in flight from west to east, two undetermined explosions, 34 projectiles from west to east and two projectiles from east to west, all 1-5km north.
On the evening and night of 30-31 July, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard five undetermined explosions and about 170 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 5-8km at directions ranging from east to south.
During the day on 31 July, positioned about 2km west-south-west of Zalizne (formerly Artemove, government-controlled, 42km north-east of Donetsk), the SMM heard ten undetermined explosions 1-2km east.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including one explosion, compared with the previous reporting period (22 explosions).
During the day on 31 July, positioned in Holubivka (formerly Kirovsk, non-government-controlled, 51km west of Luhansk), the SMM heard nine bursts of heavy-machine-gun fire 3-6km north-north-east.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening of 30 July, while on the eastern edge of Stanytsia Luhanska, the SMM heard ten shots of small-arms fire 2-3km south-west (assessed as outside the disengagement area).
On 31 July, positioned at a Ukrainian Armed Forces checkpoint on the northern edge of the Zolote disengagement area, the SMM saw a car with military licence plates entering the disengagement area carrying a Ukrainian Armed Forces soldier (not visibly armed). The SMM also saw four Ukrainian Armed Forces soldiers (not visibly armed) walk into a field inside the disengagement area from a road between the checkpoint and Zolote-4/Rodina (59km west of Luhansk).
The same day, positioned near the Petrivske disengagement area, the SMM did not observe ceasefire violations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, on 30 July, an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted six multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-21 Grad, 122m) at a compound in the centre of Khrustalnyi (formerly Krasnyi Luch, 56km south-west of Luhansk) and an additional six MLRS (BM-21) north of the city. The same UAV also spotted five towed howitzers (three 2A65 Msta-B, 152mm and two 2A36 Giatsint-B, 152mm) in a compound south of Vilkhivka (40km east of Donetsk), eight MLRS (BM-21) south-west of Sadovyi (57km south-west of Luhansk) as well as, again, four self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) near Vasylivka (47km south of Donetsk) and four self-propelled howitzers (2S1) near Starolaspa (51km south of Donetsk) (see SMM Daily Report 5 July 2018).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in non-government-controlled areas, on 30 July, an SMM long-range UAV spotted 18 towed howitzers (2A65) and an anti-tank guided missile system (undetermined variant) north of Khrustalnyi and three tanks (T-64) near a training area about 3km west of Markyne (94km south of Donetsk). On 31 July, the SMM saw a tank (T-72) heading east in a field about 100m north of a road between Novoazovsk (40km east of Mariupol) and Siedove (106km south of Donetsk), as well as three self-propelled howitzers (2S1) in firing positions and at least 14 tanks (T-72 and T-64), some of which were in firing positions, at a training area near Ternove (57km east of Donetsk) (for previous observations, see SMM Daily Report 25 July 2018).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, on 31 July, the SMM saw 15 stationary tanks (T-64) in Zachativka (74km south-west of Donetsk) and a stationary anti-tank gun (MT-12 Rapira, 100mm) in Khlibodarivka (65km south-west of Donetsk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In non-government-controlled areas of Donetsk region, the SMM observed six self-propelled howitzers (2S1) and noted that 12 mortars (11 PM-38, 120mm, and one 2B11 Sani, 120mm) were again missing. In government-controlled areas of Luhansk region, the SMM observed five towed howitzers (2A65) and four anti-tank guns (MT-12) and noted that 34 howitzers (26 2A65 and eight 2A36) and 12 anti-tank guns (MT-12) were again missing.
The SMM revisited permanent storage sites whose locations were beyond withdrawal lines in non-government-controlled areas of Donetsk region and noted that 18 tanks (ten T-72 and eight T-64), nine mortars (2B14 Podnos, 82mm) and 15 anti-tank guns (MT-12) were again missing.
The SMM observed armoured combat vehicles, an anti-aircraft weapon[3] and other indications of military-type presence in the security zone. In a government-controlled area, on 30 July, an SMM long-range UAV spotted three infantry fighting vehicles (IFV) (BMP variant) east of Talakivka (17km north-east of Mariupol). On 31 July, the SMM saw an IFV (BMP-1) in Novotroitske (36km south-west of Donetsk).
In non-government-controlled areas, on 30 July, an SMM long-range UAV spotted an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) at a compound near Vilkhivka and four IFVs (BMP variant) and three armoured personnel carriers (APC) (one BTR-70 and two MT-LB) in Bezimenne (30km east of Mariupol). The same UAV also spotted seven IFVs (four BMP-2 and three BMP-1) and an APC (BTR-80) in Khreshchatytske (formerly Krasnoarmiiske, 86km south of Donetsk), in a zone within which deployment of heavy armaments and military equipment is proscribed according to Point 5 of the Memorandum of 19 September 2014.
On 27 July, an SMM mid-range UAV spotted two recent craters (not visible in imagery from 19 July 2018) assessed as caused by 120mm mortar rounds (unable to assess the direction of fire), about 400m south of the south-eastern edge of Holmivskyi (non-government-controlled, 49km north-east of Donetsk).
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see the table below).
The SMM also continued to facilitate and monitor repairs and maintenance works to the phenol sludge reservoir near Zalizne, the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk), a water pipeline between Zolote-3/Stakhanovets (government-controlled, 61km west of Luhansk) and Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk) and a water channel in Stanytsia Luhanska.
The SMM visited a border area outside of government control. While at a border crossing point near Dovzhanske (84km south-east of Luhansk) for about ten minutes, the SMM saw seven cars (four with Ukrainian and two with Russian Federation licence plates, and one with “LPR” plates), four covered cargo trucks (all with Ukrainian licence plates) and three buses (all with Ukrainian licence plates) in a queue to exit Ukraine. After ten minutes, a member of the armed formations told the SMM to leave the area.*
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
Three men in militarystyle clothing (one armed) in a non-government-controlled area of Donetsk region denied the SMM access to a heavy weapons holding area, citing the need for “permission” from a senior member of the armed formations.
At a checkpoint 800m north of Zaichenko (nongovernment-controlled, 26km north-east of Mariupol), two armed members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), citing “security reasons”. (See SMM Daily Report 31 July 2018.)
At a checkpoint at the western entrance of Siedove, near the border with the Russian Federation, two armed members of the armed formations stopped the SMM and denied it access into the village, citing “security reasons”. The SMM saw civilian cars passing through the checkpoint.
At the eastern entrance of Shevchenko (non-government-controlled, 69km south of Donetsk), three members of the armed formations (one armed) prevented the SMM from proceeding west towards Mykolaivka (non-government-controlled, 39km north-east of Mariupol), saying that they had “no orders” from their superior to allow the Mission access to either of the villages.
At a border crossing point near Dovzhanske, a member of the armed formations told the SMM to leave the area.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC. [4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
At a checkpoint of the armed formations on the southern side of the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk), a member of the armed formations told the SMM that mines had not been cleared on the road leading north toward Shchastia. The SMM did not consider it safe to proceed.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report.
[2] Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remained limited; thus, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.