Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, при этом в Луганской области Миссия не зафиксировала ни одного такого нарушения. СММ продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня вблизи участка разведения в районе Петровского. Кроме того, наблюдатели отметили военное присутствие на участках разведения в районах Золотого и Станицы Луганской. Доступ Миссии оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также возле Заиченко и Александровского. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения. Миссия продолжила способствовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции, в частности путем мониторинга ситуации с безопасностью в районе станции, а также проведению ремонтных работ и технического обслуживания на других гражданских объектах жизнеобеспечения. В Киеве СММ наблюдала за проведением массового собрания.
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, 26 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (около 70 взрывов).
Так, поздно вечером 2 июля камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 1 взрыв неопределенного происхождения и 7 снарядов с юго-юго-востока на северо-северо-запад — все в 0,5–2 км к югу.
Поздно вечером в тот же день камера СММ, установленная на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка), зафиксировала 3 снаряда с севера на юг, а также выпущенный вверх снаряд — все на расстоянии 1–3 км к востоку.
Поздно вечером 2 июля камера СММ, установленная на КПВВ в н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя), зафиксировала 2 снаряда с запада на восток в 1–2 км к югу.
В тот же вечер, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), команда Миссии слышала 4 взрыва неопределенного происхождения в 3–6 км к юго-востоку.
Днем 3 июля со своей позиции на юго-восточной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка) на протяжении около 4 часов наблюдатели слышали 7 взрывов неопределенного происхождения в 1–3 км к югу и востоко-юго-востоку.
В Луганской области СММ не зафиксировала ни одного нарушения режима прекращения огня. В течение предыдущего отчетного периода зафиксировано, среди прочего, 31 взрыв.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
3 июля беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ вновь зафиксировал зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм) на приусадебном участке у дома, расположенного в пределах участка разведения в районе Станицы Луганской, примерно в 400 метрах от юго-западной окраины этого участка (см. Ежедневный отчет СММ от 25 июня 2018 года).
Пребывая на северо-восточной окраине н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска), члены патруля Миссии видели трех военнослужащих Вооруженных сил Украины в военной одежде (двух мужчин и женщину, оружия замечено не было) в черном автомобиле с военными номерными знаками, который въехал на участок разведения в районе Золотого с севера и направился на запад.
Находясь в 2,6 км к северу от Петровского на протяжении около 30 минут, наблюдатели слышали взрыв неопределенного происхождения в 3 км к югу (определить, на участке разведения или за его пределами, не удалось).
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, Комплексом мер и Дополнением к нему.
2 июля в подконтрольном правительству районе БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил зенитный ракетный комплекс (9К35 «Стрела-10») ориентировочно в 1,5 км к востоку от н. п. Северное (быв. Кирово, 44 км к северо-востоку от Донецка), размещенный там в нарушение линий отвода.
26 июня в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 3 самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм) возле н. п. Тавричанское (48 км к западу от Луганска), размещенные там в нарушение линий отвода. Рано утром 3 июля БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 2 танка (Т-64), загруженные платформы для транспортирования, которые следовали из н. п. Дебальцево (58 км к северо-востоку от Донецка) в направлении н. п. Красный Луч (56 км к северо-востоку от Донецка).
1 июля за линиями отвода, но за пределами выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе по данным воздушного наблюдения обнаружено наличие 32 танков (Т-64) и 9, вероятно, минометов (неустановленного типа) на полигоне возле н. п. Круглик (31 км к юго-западу от Луганска) (см. Ежедневный отчет СММ от 28 июня 2018 года).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины, зенитные установки[2] и БПЛА в пределах зоны безопасности. 2 июля в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 боевую машину пехоты (БМП-2) возле Северного, 2 БМП-1 недалеко от н. п. Луганское (59 км к северо-востоку от Донецка), 1 боевую бронированную машину (типа БМП) вблизи н. п. Мироновский (62 км к северо-востоку от Донецка), 2 БМП-1 возле н. п. Троицкое (69 км к западу от Луганска), 2 БМП-2 неподалеку от жилого квартала в н. п. Кряковка (38 км к северо-западу от Луганска), 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) в жилом квартале н. п. Геевка (27 км к северо-западу от Луганска), 1 зенитную установку (ЗУ-23) и 1 БРДМ-2 недалеко от н. п. Счастье (20 км к северу от Луганска), а также 1 бронетранспортер (БТР-70) возле н. п. Артема (26 км к северу от Луганска). В тот же день БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил боевую бронированную машину (типа БМП) недалеко от н. п. Лебединское (16 км к востоку от Мариуполя). 3 июля члены патруля Миссии видели 1 БТР-Д и 1 БМП-1 возле н. п. Трехизбенка (32 км к северо-западу от Луганска), а также 1 БМП-1 и 3 БТР-80 вблизи н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска).
2 июля в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 2 БМП-2 и 1 зенитную установку (ЗУ-23) возле н. п. Калиново (60 км к западу от Луганска), 1 БМП-1 недалеко от н. п. Знаменка (36 км к северо-западу от Луганска), 2 БМП-1 и 1 МТ-ЛБ рядом с н. п. Долгое (22 км к северо-западу от Луганска). В тот же день БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 5 БМП-1 и 1 БТР-80 возле н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, 23 км к северо-востоку от Мариуполя).
Находясь примерно в 1 км к юго-западу от н. п. Молодежное (неподконтрольный правительству, 63 км к северо-западу от Луганска), члены патруля Миссии слышали и видели белый БПЛА (предположительно, среднего радиуса действия), который на минуту завис над патрулем на высоте примерно 200–300 метров, пролетая со стороны н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска). Затем БПЛА полетел в направлении н. п. Калиново-Борщеватое (неподконтрольный правительству, 61 км к западу от Луганска).
СММ продолжала способствовать обеспечению функционирования ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Патрулируя в районе ДФС, наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня (см. выше и таблицу нарушений режима прекращения огня), невзирая на предоставленные четкие гарантии безопасности. Миссия также продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на Петровской насосной станции возле Артема и на водоканале возле Станицы Луганской.
СММ осуществляла мониторинг ситуации, в которой оказались гражданские лица, проживающие вблизи линии соприкосновения. В н. п. Трехизбенка (подконтрольный правительству, 32 км к северо-западу от Луганска) наблюдатели видели примерно 150 человек (мужчин и женщин в возрасте от 45 до 65 лет), собравшихся перед зданием военно-гражданской администрации. Наблюдатели пообщались с 7 участниками собрания (6 мужчинами и 1 женщиной 45–65 лет), которые сообщили, что собрались для уточнения статуса письменной заявки касательно открытия КПВВ возле упомянутого населенного пункта, которую они направили в военно-гражданскую администрацию 10 днями ранее, поскольку пересечение линии соприкосновения через КПВВ в Станице Луганской является недешевым и длительным процессом, что, в свою очередь, не позволяет людям регулярно посещать родственников в неподконтрольных правительству районах.
Команда Миссии посетила один приграничный район, который не контролируется правительством. В течение около 15 минут наблюдения в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Новоазовск (102 км к юго-востоку от Донецка) наблюдатели видели, что из Украины выехали 7 автомобилей (4 с украинскими номерными знаками и 3 с табличками «ДНР»), а также 1 тентованный грузовик (с украинскими номерными знаками), при этом движения транспортных средств в противоположном направлении зафиксировано не было.
В Киеве СММ наблюдала за массовым собранием в поддержку украинского режиссера Олега Сенцова, которого удерживают в Российской Федерации (см. Ежедневный отчет СММ от 3 июля 2018 года). Команда Миссии видела около 4 000 людей (мужчин и женщин разного возраста, в том числе детей), собравшихся перед стадионом «Олимпийский» на ул. Большой Васильковской, 55. Наблюдатели видели, что примерно 20 участников (преимущественно молодые мужчины) были одеты в футболки с символикой «Национального корпуса» и держали в руках фаеры и плакаты с надписями, как, например: «Олег Сенцов, Украина с тобой!». Поблизости находились 6 сотрудников полиции. Собрание окончилось без инцидентов.
СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 2 июля 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Два вооруженных члена вооруженных формирований остановили патруль Миссии на блокпосте возле н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) и вновь не разрешили наблюдателям проехать в Пикузы и н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), утверждая, что ехать далее для них небезопасно (см. Ежедневный отчет СММ от 2 июля 2018 года).
Член вооруженных формирований остановил патруль Миссии на блокпосте к югу от н. п. Александровское (быв. Розы Люксембург, неподконтрольный правительству, 90 км к юго-востоку от Донецка) и не разрешили наблюдателям проехать в н. п. Маркино (неподконтрольный правительству, 94 км к югу от Донецка), утверждая, что ехать далее для них небезопасно ввиду проведения в этом районе «учений с боевой стрельбой».
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Доступ при условии:
Два члена вооруженных формирований (один был вооружен) на блокпосте возле н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка) разрешили патрулю Миссии проехать лишь после того, как они осмотрели багажники автомобилей СMM.
Другие препятствия:
Вечером 2 июля зафиксировано временное глушение сигнала БПЛА СММ дальнего радиуса действия при выполнении полета над районом вблизи н. п. Желобок (неподконтрольный правительству, 47 км к западу от Луганска)[4].
3 июля в н. п. Желтое (неподконтрольный правительству, 17 км к северо-западу от Луганска) представительница общины сказала членам патруля СММ, что она «не уполномочена» общаться с ними.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении данного отчетного периода камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда в Марьинке не функционировала.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[4] Вмешательство в работу БПЛА могло осуществляться из любой точки в радиусе нескольких километров от местоположения беспилотника.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 3 July 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region, compared with the previous reporting period, and no ceasefire violations in Luhansk region. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations near the Petrivske disengagement area and observed military presence inside the Zolote and Stanytsia Luhanska disengagement areas. The Mission’s access remained restricted in all three disengagement areas as well as near Zaichenko and Oleksandrivske. The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines on both sides of the contact line. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring the security situation around the station, as well as repairs and maintenance works to other essential civilian infrastructure. In Kyiv, the SMM monitored a public gathering.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including 26 explosions, compared with the previous reporting period (about 70 explosions).
On the evening of 2 July, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded an undetermined explosion and seven projectiles in flight from south-south-east to north-north-west, all 0.5-2km south.
On the same evening, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) recorded three projectiles in flight from north to south and a projectile in vertical flight, all 1-3km east.
On the same evening, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) recorded two projectiles in flight from west to east 1-2km south.
On the same evening, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard four undetermined explosions 3-6km south-east.
On the morning of 3 July, positioned on the south-eastern edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk) for about four hours, the SMM heard seven undetermined explosions 1-3km south and east-south-east.
In Luhansk region, the SMM recorded no ceasefire violations. (The SMM had recorded 31 explosions during the previous reporting period.)
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On 3 July, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) again spotted an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) in the garden of a house inside the Stanytsia Luhanska disengagement area, approximately 400m from its south-western edge. (See SMM Daily Report 25 June 2018.)
Positioned on the north-eastern outskirts of Katerynivka (government-controlled, 64km west of Luhansk), the SMM saw three Ukrainian Armed Forces personnel in military attire (two men and a woman, no weapons visible) in a black car with military licence plates entering the Zolote disengagement area from the north and then heading west.
Positioned 2.6km north of Petrivske for about 30 minutes, the SMM heard an undetermined explosion 3km south (unable to assess whether inside or outside the disengagement area).
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in a government-controlled area, on 2 July, an SMM long-range UAV spotted a surface-to-air missile system (9K35 Strela-10) about 1.5km east of Pivnichne (formerly Kirove, 44km north-east of Donetsk).
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, on 26 June, an SMM long-range UAV spotted three self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) near Tavrycheskoe (48km west of Luhansk). In the early morning hours of 3 July, an SMM long-range UAV spotted two tanks (T-64) each loaded on a transporter moving from Debaltseve (58km north-east of Donetsk) towards Krasnyi Luch (56km north-east of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in a non-government-controlled area, aerial imagery on 1 July revealed the presence of 32 tanks (T-64) and nine probable mortars (type undetermined) in a training area near Kruhlyk (31km south-west of Luhansk). (See SMM Daily Report 28 June 2018.)
The SMM observed armoured combat vehicles, anti-aircraft guns[2] and a UAV in the security zone. In government-controlled areas, on 2 July, an SMM long-range UAV spotted an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) near Pivnichne, two IFVs (BMP-1) near Luhanske (59km north-east of Donetsk), an IFV (BMP variant) near Myronivskyi (62km north-east of Donetsk), two IFVs (BMP-1) near Troitske (69km west of Luhansk), two IFVs (BMP-2) near a residential area of Kriakivka (38km north-west of Luhansk), an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) in a residential area of Heivka (27km north-west of Luhansk), an anti-aircraft gun (ZU-23) and an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Shchastia (20km north of Luhansk) and an armoured personnel carrier (APC) (BTR-70) near Artema (26km north of Luhansk). The same day, an SMM mid-range UAV spotted an IFV (BMP variant) near Lebedynske (16km east of Mariupol). On 3 July, the SMM saw an APC (BTR-D) and an IFV (BMP-1) near Trokhizbenka (32km north-west of Luhansk) as well as an IFV (BMP-1) and three APCs (BTR-80) near Zolote (60km west of Luhansk).
In non-government-controlled areas, on 2 July, an SMM long-range UAV spotted two IFVs (BMP-2) and an anti-aircraft gun (ZU-23) near Kalynove (60km west of Luhansk), an IFV (BMP-1) near Znamianka (36km north-west of Luhansk), two IFVs (BMP-1) and an APC (MT-LB) near Dovhe (22km north-west of Luhansk). The same day, an SMM mid-range UAV spotted five IFVs (BMP-1) and an APC (BTR-80) near Pikuzy (formerly Kominternove, 23km north-east of Mariupol).
Positioned about 1km south-west of Molodizhne (non-government-controlled, 63km north-west of Luhansk), the SMM heard and saw a white UAV (probable mid-range) flying from the direction of Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk) and hovering over the patrol at an altitude of about 200-300m for one minute. The UAV then flew towards Kalynove-Borshchuvate (non-government-controlled, 61km west of Luhansk).
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see above and table below for details). The SMM also continued to facilitate and monitor repairs to the Petrivske pumping station near Artema and to a water channel near Stanytsia Luhanska.
The SMM monitored the situation of civilians living close to the contact line. In Trokhizbenka (government-controlled, 32km north-west of Luhansk), the SMM saw about 150 people (mixed genders, 45-65 years old) gathered in front of the building of the military-civil administration. The SMM talked to seven people present (six men and one woman, 45-65 years old) who said that they were following up on a written request they had submitted to the military-civil administration ten days prior regarding the opening of an entry-exit checkpoint near the town, as travelling across the contact line via the entry-exit checkpoint in Stanytsia Luhanska is costly and time-consuming, which as a result prevents them from being able to regularly visit relatives in non-government-controlled areas.
The SMM monitored a border area not under government control. At a border crossing point near Novoazovsk (102km south-east of Donetsk) for about 15 minutes, the SMM saw seven cars (four with Ukrainian licence plates and three with “DPR” plates) and one covered cargo truck (with Ukrainian licence plates) exiting Ukraine and observed no traffic entering Ukraine.
In Kyiv, the SMM monitored a public gathering in support of Ukrainian filmmaker Oleh Sentsov, who is in detention in the Russian Federation. (See SMM Daily Report 3 July 2018.) The Mission observed about 4,000 people (mixed gender and ages, including children) gathered in front of the Olimpiiskyi Stadium at 55 Velyka Vasylkivska Street. The SMM saw that about 20 participants (mostly young men) were wearing T-shirts with the insignia of National Corps and holding flares and banners with messages such as: “Oleh Sentsov, Ukraine is with you!” There were six police officers nearby. The gathering ended without incident.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see, for example, SMM Daily Report 2 July 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
Two armed members of the armed formations stopped the SMM at a checkpoint near Zaichenko (nongovernment-controlled, 26km north-east of Mariupol) and prevented it again from accessing Pikuzy and Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), claiming it was not safe for the SMM to continue. (See SMM Daily Report 2 July 2018.)
A member of the armed formations stopped the SMM at a checkpoint south of Oleksandrivske (formerly Rozy Liuksemburh, nongovernment-controlled, 90km south-east of Donetsk) and prevented it from accessing Markyne (non-government-controlled, 94km south of Donetsk), claiming it was not safe for the SMM to continue due to a “firing exercise” taking place in the area.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Conditional access:
Two members of the armed formations (one of them armed) at a checkpoint near Horlivka (nongovernment-controlled, 39km north-east of Donetsk) allowed an SMM patrol to proceed only after they inspected the trunks of the SMM vehicles.
Other impediments:
On the evening of 2 July, an SMM long range UAV was temporarily jammed while flying over areas near Zholobok (non-government-controlled, 47km west of Luhansk).[4]
On 3 July, in Zhovte (nongovernment-controlled, 17km north-west of Luhansk), a community representative told the SMM that she was not “authorized” to speak to the SMM.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. The SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka was not operational during the reporting period.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.
[4] The interference could have originated from anywhere in a radius of several kilometres of the UAV’s position.