Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. СММ уточняла сообщения о трех жертвах среди гражданского населения в результате срабатывания неразорвавшихся боеприпасов неподалеку от Гранитного и Горловки. Миссия продолжила осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала новые огневые позиции и недавно вырытую траншею на участке разведения в районе Золотого. Доступ СММ оставался ограниченным как на всех трех участках разведения, так и вблизи Александровского, Староласпы, Безымянного, Сєдово и вновь в Заиченко. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода у Вершины, Золотого-3 (Стахановец) и Донецкого. СММ продолжила способствовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции, в частности путем мониторинга ситуации с безопасностью в районе станции, а также проведению ремонтных работ и технического обслуживания на гражданских объектах жизнеобеспечения неподалеку от Железного, Попасной и Артема. В Луганске наблюдатели видели более 100 больших ящиков, которые выгружали из грузовиков с надписями «Гуманитарная помощь от Российской Федерации» на бортах. В Киеве команда СММ осуществляла мониторинг шествия, организованного Украинской православной церковью в честь принятия христианства, при участии до 70 000 человек.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 105 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (приблизительно 65 взрывов).
Так, поздно вечером 26 и ночью 27 июля камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 1 снаряд с запада на восток, 8 снарядов с юго-востока на северо-запад, 4 выпущенных вверх снаряда и 2 очереди из вооружения неустановленного типа, а затем в общей сложности 2 взрыва, оцененных как разрывы 120-мм минометных мин, 17 взрывов неопределенного происхождения, 111 снарядов (преимущественно с востоко-северо-востока на западо-юго-запад) и 2 выпущенные вверх осветительные ракеты — все в 0,5–6 км к юго-юго-западу и юго-западу.
Поздно вечером 26 и ночью 27 июля камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала примерно 75 снарядов с юго-востока на северо-запад (62, по оценке, из крупнокалиберного пулемета) и 1 осветительную ракету — все в 4–6 км к северо-востоку.
Вечером 26 июля, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 55 взрывов (10, по оценке, разрывов минометных мин, остальные — неопределенного происхождения) и примерно 210 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 3–4 км к юго-юго-востоку. На следующий день, пребывая в этом же населенном пункте, команда Миссии слышала 5 взрывов неопределенного происхождения в 2–5 км к юго-востоку.
Днем 27 июля, патрулируя примерно в 1 км к северу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), члены патруля СММ слышали и видели 1 взрыв, оцененный как разрыв снаряда из вооружения неустановленного типа в 1,5 км к западу, а также слышали 9 взрывов неопределенного происхождения и 225 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия в 2–4 км в секторе от юго-востока до запада. По оценке, около 65 из упомянутых выше выстрелов и очередей были связаны с проведением учений с боевой стрельбой в зоне безопасности, в 2–4 км к юго-юго-востоку и югу.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, 10 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (57 взрывов).
СММ уточняла сообщения в СМИ о жертве среди гражданского населения вблизи н. п. Гранитное (подконтрольный правительству, 60 км к югу от Донецка): мужчина получил ранения от срабатывания неразорвавшегося снаряда, находясь в своем тракторе. 25 июля медицинские работники военного госпиталя № 5 в Мариуполе сообщили наблюдателям о том, что вечером 24 июля к ним доставили мужчину (40–50 лет) с ранениями левой ступни и левого глаза, а 25 июля его перевели в больницу в Днепре. 27 июля председатель сельского совета Гранитного рассказал о том, что инцидент произошел 25 июля в поле, которое, по имеющейся информации, не было загрязнено минами, примерно в 5 км южнее села, и что мужчина (47 лет) получил ранения металлическими обломками трактора и осколками лобового стекла. Собеседник добавил, что известно о многих местах возле населенного пункта, где есть неразорвавшиеся боеприпасы, а также обратился с просьбой посодействовать проведению работ по разминированию.
Миссия также уточняла информацию о двух мирных жителях, погибших в результате взрыва наземной мины, произошедшего 25 июля в поселке Мичурина неподалеку от н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка). По месту жительства одной из жертв (юноши 17 лет), двое соседей (женщины 60–70 лет) рассказали членам патруля СММ о том, что они проводят подготовку к похоронам погибшего юноши. По их словам, инцидент с наземной миной произошел 25 июля, когда юноша и девушка (18 лет) шли возле кладбища, расположенного неподалеку от поселка шахты № 6–7. Родственница (30–40 лет) юноши сообщила, что инцидент произошел, когда юноша и девушка зашли в поле, где не было знаков, предупреждающих о минной опасности. Три других члена семьи, которые также находились там, рассказали, что в этом районе присутствуют вооруженные формирования, а минные поля по-прежнему не обозначены. Для уточнения информации команда Миссии посетила больницу № 2 в Горловке, однако дополнительные обстоятельства установить не удалось, поскольку на месте не было никого, с кем можно было бы поговорить (см. Ежедневный отчет СММ от 27 июля 2018 года).
СММ продолжала осуществлять мониторинг разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
26 июля беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ среднего радиуса действия впервые обнаружил две огневые позиции, которые проходили из лесополосы на участке разведения в районе Золотого, примерно в 200 м к северу от южной окраины участка и ориентировочно в 2 км к востоку от его западной окраины (не зафиксированы по данным наблюдения от 18 июня 2018 года), а также недавно дооборудованную огневую позицию примерно в 800 м от юго-восточной окраины участка (о которой сообщалось 26 июня 2018 года). Тот самый БПЛА зафиксировал недавно вырытую траншею (протяженностью 40 метров) на участке разведения, примерно в 600 м к югу от его северной окраины и ориентировочно в 2 км к востоку от его западной окраины (не зафиксирована по данным наблюдения от 9 июля 2018 года).
Миссия продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
26 июля в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия снова зафиксировал 2 самоходные гаубицы (2С3 «Акация», 152 мм) в н. п. Вершина (63 км к северо-востоку от Донецка) (см. Ежедневный отчет СММ от 27 июля 2018 года), а БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 1, вероятно, зенитный ракетный комплекс (9К35 «Стрела-10») недалеко от н. п. Золотое-3 (Стахановец, 61 км к западу от Луганска) — все указанные единицы вооружения размещены в нарушение линий отвода.
27 июля в неподконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ обнаружил 3 миномета (предположительно 2Б11/2С12 «Сани») в боевом положении на южной окраине н. п. Донецкий (49 км к западу от Луганска) (для ознакомления с предыдущими наблюдениями см. Ежедневный отчет СММ от 3 июля 2018 года), размещенные там в нарушение линий отвода.
Команда Миссии еще раз посетила постоянное место хранения вооружения, расположенное в неподконтрольном правительству районе Донецкой области за пределами линий отвода, и отметила, что там по-прежнему отсутствуют 2 танка (Т-72 и Т-64).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины (ББМ)[3] в зоне безопасности. 26 июля в подконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ обнаружил 5 ББМ (две БМП-1, две БМП-2 и одну типа БМП), 1 командно-штабную машину (БМП-1КШ «Поток-2») и 4 бронетранспортера (БТР-70) возле н. п. Муратово (51 км к северо-западу от Луганска). В тот же день БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 1 боевую машину пехоты (БМП-1) вблизи н. п. Золотое-4 (Родина, 60 км к северо-западу от Луганска), а также 1 бронированную разведывательную машину (БРМ-1К) и новые позиции (не зафиксированы по данным наблюдения от 24 июля 2018 года) недалеко от Золотого-3 (Стахановец). Также 26 июля БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 БРМ-1К и 1 МТ-ЛБ вблизи н. п. Озаряновка (быв. Перше Травня, 52 км к северу от Донецка), а также 2 БМП-2 и 1 МТ-ЛБ возле н. п. Мироновский (62 км к северо-востоку от Донецка). 27 июля наблюдатели видели 1 БТР-60 недалеко от н. п. Капитаново (49 км к северо-западу от Луганска) и 1 БМП-1 рядом с н. п. Попасная (69 км к западу от Луганска).
СММ продолжала способствовать обеспечению функционирования ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Осуществляя мониторинг в районах вблизи ДФС, наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня, невзирая на предоставленные четкие гарантии безопасности (см. выше и в таблице в приложении).
СММ также продолжила способствовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ и технического обслуживания на шламонакопителе фенольного завода вблизи н. п. Железное (быв. Артемово, подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка), на железнодорожной станции в Попасной и на Петровской насосной станции возле н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска).
Наблюдатели посетили один приграничный район, который не контролируется правительством. Осуществляя мониторинг в пункте пропуска на границе недалеко от н. п. Новоазовск (40 км к востоку от Мариуполя) в течение примерно 25 минут, члены патруля Миссии видели, что из Украины выехали 4 автомобиля (2 с украинскими номерными знаками и 2 с табличками «ДНР»), 1 фургон (с украинскими номерными знаками) и 1 тентованный грузовик (с украинскими номерными знаками), а в Украину въехали 6 автомобилей (1 с украинскими номерными знаками, 4 — с российскими и 1 с табличками «ДНР»).
26 июля на территории склада на переулке Даргомыжского в Луганске наблюдатели видели, что 15 рабочих выгружали не менее 100 больших картонных ящиков (150х150х120 см), обернутых синей пленкой, из 10 белых грузовиков с надписями (на русском языке) на бортах «Гуманитарная помощь от Российской Федерации». Команда СММ видела, что некоторые ящики были размещены внутри складского помещения, а другие — снаружи. Также наблюдатели видели, как невооруженный член вооруженных формирований снимал видео интервью с участием другого невооруженного члена вооруженных формирований и еще одного невооруженного мужчины, на куртке которого был замечен знак различия «Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации». В тот же день наблюдатели видели, что 17 белых тентованных грузовиков (из них 10 были с такими же, как и указанные выше, надписями на бортах) направлялись на юго-восток через н. п. Самсоновка (неподконтрольный правительству, 31 км к юго-востоку от Луганска) в сопровождении четырех автомобилей с маркировкой «милиция» и двух автомобилей скорой помощи.
В Киеве команда Миссии осуществляла мониторинг шествия, организованного Украинской православной церковью в честь принятия христианства Киевской Русью, при участии до 70 000 человек (примерно 75 % женщины). По оценке наблюдателей, примерно 5 000 сотрудников полиции охраняли маршрут шествия, когда люди шли между Владимирской горкой и Киево-Печерской лаврой. Наблюдатели не зафиксировали ни одного инцидента.
Миссия продолжала наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения или другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 27 июля 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На блокпосте в 1 км к югу от н. п. Александровское (быв. Розы Люксембург, 90 км к юго-востоку от Донецка) невооруженный член вооруженных формирований в одежде военного типа отказал патрулю Миссии в проезде на восток, заявив, что на расположенном неподалеку полигоне проходят учения с боевой стрельбой.
Два вооруженных члена вооруженных формирований снова остановили патруль Миссии на блокпосте, расположенном в 800 м к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя), и не разрешили наблюдателям проехать в западном направлении к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и в южном направлении к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), ссылаясь на приказы своих командиров (см. Ежедневный отчет СММ от 27 июля 2018 года).
На блокпосте, расположенном на восточной окраине н. п. Староласпа (неподконтрольный правительству, 51 км к югу от Донецка), два невооруженных члена вооруженных формирований не разрешили патрулю Миссии проехать, заявив, что «в населенном пункте проводится антитеррористическая операция».
На блокпосте в 2,5 км к западу от н. п. Безымянное (неподконтрольный правительству, 30 км к востоку от Мариуполя) пять вооруженных членов вооруженных формирований в одежде военного типа не разрешили патрулю Миссии проехать, заявив, что «это для безопасности СММ».
На блокпосте к северо-западу от н. п. Седово (неподконтрольный правительству, 33 км к северо-востоку от Мариуполя) два вооруженных члена вооруженных формирований в одежде «милицейского» типа не разрешили патрулю Миссии проехать, заявив, что в «населенном пункте проводится «специальная «милицейская» операция».
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, изза возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, изза возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не проехал через мост в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) изза наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что дорога к югу от моста все еще заминирована. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Другие препятствия:
При запуске БПЛА СММ среднего радиуса действия в районе н. п. Новотроицкое (подконтрольный правительству, 36 км к юго-западу от Донецка) отмечалась потеря сигнала, по оценке, в результате глушения. БПЛА благополучно приземлили.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным. Соответственно, просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 27 July 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer violations in Luhansk region compared with the previous reporting period. The SMM followed up on three civilian casualties from unexploded ordnance near Hranitne and Horlivka. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske and observed new firing positions and a freshly dug trench inside the Zolote disengagement area. Its access remained restricted in all three disengagement areas as well as near Oleksandrivske, Starolaspa, Bezimenne and Siedove, and again in Zaichenko. The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines near Vershyna, Zolote-3/Stakhanovets and Donetskyi. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring the security situation around the station, as well as repairs and maintenance works to critical civilian infrastructure near Zalizne, Popasna and Artema. In Luhansk city, the SMM observed over 100 large boxes being offloaded from trucks labelled “Humanitarian Aid from the Russian Federation”. In Kyiv, the SMM monitored a procession organized by the Ukrainian Orthodox Church of up to 70,000 people to commemorate the adoption of Christianity.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including about 105 explosions, compared with the previous reporting period (about 65 explosions).
On the evening and night of 26-27 July, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, a projectile in flight from west to east, eight projectiles in flight from south-east to north-west, four projectiles in vertical flight and two bursts of undetermined weapons, followed by totals of two explosions assessed as impacts of 120mm mortar rounds, 17 undetermined explosions, 111 projectiles (the majority from east-north-east to west-south-west) and two illumination flares in vertical flight, all 0.5-6km south-south-west and south-west.
On the evening and night of 26-27 July, the SMM camera 1km south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded about 75 projectiles in flight from south-east to north-west (62 assessed as heavy-machine-gun fire) and an illumination flare, all 4-6km north-east.
On the evening of 26 July, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard 55 explosions (ten assessed as impacts of mortar rounds and the remainder undetermined) and about 210 bursts of heavy-machine-gun fire, all 3-4km south-south-east. The next day, at the same location, the SMM heard five undetermined explosions 2-5km south-east.
During the day on 27 July, positioned about 1km north of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard and saw an explosion assessed as an impact of an undetermined weapon 1.5km west and heard nine undetermined explosions and 225 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire 2-4km at directions ranging from south-east to west. About 65 of the above-mentioned shots and bursts were assessed as part of live-fire training inside the security zone, 2-4km south-south-east and south.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including ten explosions, compared with the previous reporting period (57 explosions).
The SMM followed up on media reports of a civilian casualty near Hranitne (government-controlled, 60km south of Donetsk) of a man injured by the detonation of unexploded ordnance (UXO) while on his tractor. On 25 July, medical staff at military hospital No. 5 in Mariupol told the SMM that a man (40-50 years old) had been admitted on the evening of 24 July with injuries to his left foot and left eye, and had then been transferred to a hospital in Dnipro on 25 July. On 27 July, the head of Hranitne village council told the SMM that the incident had occurred on 25 July in a field not known for containing mines, approximately 5km south of the village, and that a man (47 years old) was injured by metal from the tractor and glass from its windshield. The interlocutor added that there are many locations near the village where UXO is known to be present and requested assistance in facilitating demining activities.
The SMM also followed up on reports of two civilian fatalities in the Michurina settlement near Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk) related to a landmine explosion on 25 July. At the residence of one of the victims (male, 17 years old) two neighbours (women, 60-70 years old) told the SMM that they were preparing for the funeral of the deceased young man. They said a landmine incident had taken place on 25 July, when the young man and a young woman (18 years old) had been walking near a cemetery close to the settlement of Shakhta 6-7. A female relative (30-40 years old) of the young man said the incident had happened when the two had walked into a field not marked with mine hazard signs. Three other family members present told the SMM that armed formations were in the area and minefields remained unmarked. The SMM again visited Hospital no. 2 in Horlivka to follow up, however no further information was available, as interlocutors were not present to speak. (See SMM Daily Report 27 July 2018)
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On 26 July, an SMM mid-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted for the first time two firing positions extending from a tree line inside the Zolote disengagement area about 200m north of its southern edge and about 2km east of its western edge (not visible in imagery from 18 June 2018), as well as a recently maintained firing position about 800m from its south-eastern edge (previously reported on 26 June 2018). The same UAV spotted a recently excavated 40m-long trench inside the disengagement area, about 600m south of its northern edge and about 2km east of its western edge (not visible in imagery from 9 July 2018).
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in government-controlled areas, on 26 July, an SMM long-range UAV again spotted two self-propelled howitzers (2S3 Akatsiya, 152mm) in Vershyna (63km north-east of Donetsk) (see SMM Daily Report 27 July 2018), and an SMM mid-range UAV spotted a probable surface-to-air missile system (9K35 Strela-10) near Zolote-3/Stakhanovets (61km west of Luhansk).
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, on 27 July, an SMM mini-UAV spotted three mortars (probable 2B11/2S12 Sani) in firing positions on the southern edge of Donetskyi (49km west of Luhansk). (For previous observations see SMM Daily Report 3 July 2018.)
The SMM revisited a permanent storage site whose location was beyond withdrawal lines in a non-government-controlled area of Donetsk region and noted that two tanks (one T-72 and one T-64) remained missing.
The SMM observed armoured combat vehicles (ACV)[3] in the security zone. In government-controlled areas, on 26 July, an SMM mini-UAV spotted five infantry fighting vehicles (IFV) (two BMP-1, two BMP-2 and a BMP-variant), an armoured command vehicle (BMP-1Ksh Potok-2) and four armoured personnel carriers (APC) (BTR-70) near Muratove (51km north-west of Luhansk). On the same day, an SMM mid-range UAV spotted an IFV (BMP-1) near Zolote-4/Rodina (60km north-west of Luhansk) as well as an armoured reconnaissance vehicle (BRM-1K) and new positions (not visible in imagery from 24 July 2018) near Zolote-3/Stakhanovets. Also on the same day, an SMM long-range UAV spotted an ACV (BRM-1K) and an APC (MT-LB) near Ozarianivka (formerly Pershe Travnia, 52km north of Donetsk), as well as two IFVs (BMP-2) and an APC (MT-LB) near Myronivskyi (62km north-east of Donetsk). On 27 July, the SMM saw an APC (BTR-60) near Kapitanove (49km north-west of Luhansk) and an IFV (BMP-1) near Popasna (69km west of Luhansk).
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see above and the table below).
The SMM also continued to facilitate and monitor repairs and maintenance works to the phenol sludge reservoir near Zalizne (formerly Artemove, government-controlled, 42km north-east of Donetsk), the railway station in Popasna and the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk).
The SMM visited a border area outside government control. While at a border crossing point near Novoazovsk (40km east of Mariupol) for about 25 minutes, the SMM saw four cars (two with Ukrainian licence plates and two with “DPR” plates), a minivan (with Ukrainian licence plates) and a covered cargo truck (with Ukrainian licence plates) exiting Ukraine, as well as six cars (one with Ukrainian and four with Russian Federation licence plates and one with “DPR” plates) entering Ukraine.
On 26 July, at a warehouse on Darkhomyzhkoho lane in Luhansk city, the SMM saw 15 workers unloading at least 100 large cardboard boxes (150 x 150 x 120cm) wrapped in blue tape from ten white trucks labelled “Humanitarian Aid from the Russian Federation” in Russian. The SMM saw that some boxes were placed inside the warehouse and others piled up outside. The SMM also observed an unarmed member of the armed formations filming an interview with another unarmed member of the armed formations and one unarmed man with a “Ministry of Emergency Services of the Russian Federation” insignia visible on his jacket. Later that day, the SMM saw 17 white covered cargo trucks, with ten containing the same labelling on the sides as the above-mentioned trucks, travelling south-east through Samsonivka (non-government-controlled, 31km south-east of Luhansk), accompanied by four cars labelled “police” and two ambulances.
In Kyiv, the SMM monitored a procession of up to 70,000 people (about 75 per cent women) organized by the Ukrainian Orthodox Church to commemorate the adoption of Christianity by the Kyivan-Rus state. The SMM assessed that about 5000 police officers secured the route as people walked between Volodymyrska Hill and Pechersk Lavra. The SMM did not observe any incidents.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, UXO and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 27 July 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
- At a checkpoint 1km south of Oleksandrivske (formerly Rozy Liuksemburh, 90km south-east of Donetsk), an unarmed member of the armed formations in military-style clothing denied the SMM passage east, citing an ongoing live-fire exercise in a nearby training area.
- At a checkpoint 800m north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), two armed members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), citing orders from their superiors (see SMM Daily Report 27 July 2018).
- At a checkpoint on the eastern edge of Starolaspa (non-government-controlled, 51km south of Donetsk), two unarmed members of the armed formations denied the SMM passage, stating that an “anti-terrorist operation was ongoing in the village”.
- At a checkpoint 2.5km west of Bezimenne (non-government-controlled, 30km east of Mariupol), five armed members of the armed formations in military-style clothing denied the SMM passage, claiming that “it was for SMM’s security”.
- At a checkpoint north-west of Siedove (non-government-controlled, 33km north-east of Mariupol), two armed members of the armed formations wearing “police-style” clothing denied the SMM passage, saying that a “special ‘police’ operation was ongoing in the village”.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM did not travel across the bridge in Shchastia (governmentcontrolled, 20km north of Luhansk) due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that mines on the road south of the bridge were still present. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
Other impediments:
An SMM midrange UAV experienced a loss of signal assessed as due to jamming during launch near Novotroitske (government-controlled, 36km south-west of Donetsk). The UAV was recovered safely.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remained limited; therefore, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.