Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и аналогичный уровень таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня возле участка разведения в районе Золотого. Доступ СММ оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также снова в Заиченко в южной части Донецкой области и в пункте пропуска на границе возле Изварино, что вблизи границы с Российской Федерацией*. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное с нарушением линий отвода возле Вершины, Бахмута и Пикуз. СММ продолжила способствовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции, в частности путем мониторинга ситуации с безопасностью в районе станции, а также проведению ремонтных работ и технического обслуживания на гражданских объектах жизнеобеспечения вблизи Железного, Попасной, Станицы Луганской, Артема и Набережного. В Одессе наблюдатели снова видели оскорбления этнического содержания и свастики, нанесенные аэрозольной краской на зданиях. В Черновцах команда Миссии осуществляла мониторинг двух массовых собраний.
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], включая около 60 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зафиксировано приблизительно 100 взрывов.
Так, вечером 25 июля, пребывая в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 1 взрыв неопределенного происхождения и около 150 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–5 км к югу и юго-юго-востоку.
Днем 26 июля, осуществляя мониторинг к северо-северо-востоку от н. п. Марьяновка (неподконтрольный правительству, 13 км к югу от Донецка), команда СММ слышала 18 взрывов неопределенного происхождения в 10–15 км к северо-востоку.
Поздно вечером 25 и ночью 26 июля камера СММ в контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка), зафиксировала 5 взрывов (1 взрыв от выстрела, 1 взрыв от разрыва снаряда, 1 взрыв в воздухе и 2 взрыва неопределенного происхождения), 30 снарядов (преимущественно с юго-юго-запада на северо-северо-восток), 5 осветительных ракет и 24 очереди из вооружения неустановленного типа — все в 1–7 км к востоку.
В Луганской области СММ констатировала аналогичный уровень нарушений режима прекращения огня, при этом отметив увеличение количества взрывов (около 60), по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда не было зафиксировано ни единого взрыва.
26 июля, патрулируя возле н. п. Муратово (подконтрольный правительству, 51 км к северо-западу от Луганска), команда Миссии зафиксировала около 30 взрывов неопределенного происхождения в 8–10 км к югу.
26 июля, ведя наблюдение неподалеку от н. п. Яснодольск (неподконтрольный правительству, 41 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали 18 взрывов неопределенного происхождения в 15–20 км к юго-востоку.
Член вооруженных формирований угрожал сбить беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ. 25 июля, пребывая примерно в 3 км к северо-западу от н. п. Дебальцево (неподконтрольный правительству, 58 км к северо-востоку от Донецка), команда Миссии готовилась осуществить полет БПЛА СММ среднего радиуса действия, когда член вооруженных формирований на борту грузовика военного типа обратился к наблюдателям в словесной форме и пригрозил сбить БПЛА СММ. После этого мужчина уехал в северо-западном направлении. Наблюдатели осуществили полет БПЛА без помех и благополучно его приземлили (для ознакомления с информацией по аналогичным инцидентам см. Ежедневный отчет СММ от 28 августа 2017 года и Ежедневный отчет СММ ОБСЕ от 31 августа 2017 года). Данный БПЛА зафиксировал недавно выкопанную траншею возле дома, расположенного в н. п. Молочный, что в н. п. Лозовое (неподконтрольный правительству, 52 км к северо-востоку от Донецка) (см. ниже).
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Поздно вечером 25 июля камера СММ в Золотом зафиксировала 3 снаряда с северо-востока на юго-запад в 4–6 км к юго-востоку (все, по оценке, за пределами участка разведения).
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
25 июля в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 4 самоходные гаубицы (2С3 «Акация», 152 мм) в н. п. Вершина (63 км к северо-востоку от Донецка) и 2 самоходные гаубицы (2С3) неподалеку от н. п. Бахмут (быв. Артемовск, 67 км к северу от Донецка), что является нарушением линий отвода. 26 июля БПЛА СММ среднего радиуса обнаружил 1 танк (Т-72) в н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 92 км к югу от Донецка) (для ознакомления с предыдущими наблюдениями см. Ежедневный отчет СММ от 11 июля 2018 года).
В подконтрольных правительству районах Донецкой области наблюдатели посетили места, где ранее зафиксировали наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении об эффективном мониторинге и верификации процесса отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, отправленном СММ подписантам Комплекса мер. Наблюдатели отметили там отсутствие такого вооружения: 24 буксированных гаубиц (восемнадцати 2A65 «Мста-Б», 152 мм; и шести Д-30 «Лягушка», 122 мм); 23 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм; при этом отсутствие одной из них было отмечено впервые); 13 противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100 мм) и 28 минометов (пятнадцати 2Б11 «Сани», 120 мм; двенадцати М-120 «Молот», 120 мм; и одного БМ-37, 82 мм).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины[3] и другие признаки военного присутствия в зоне безопасности. 25 июля в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 бронетранспортер (типа МТ-ЛБ) возле Вершины. 26 июля наблюдатели зафиксировали 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ‑2) к северо-западу от н. п. Счастье (20 км к северу от Луганска), а также 1 БТР-80 в Счастье.
25 июля в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 15-метровую траншею приблизительно в 50 м от жилого дома в н. п. Молочный, что в Лозовом (которая не была видна на снимках воздушного наблюдения по состоянию на 27 мая 2018 года). 26 июля возле Пикуз БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил траншеи (протяженностью 100 метров) (которые не были видны на снимках воздушного наблюдения по состоянию на 1 июня 2018 года), а также 8 воронок, образовавшихся, по оценке, вследствие разрывов артиллерийских снарядов, выпущенных с северо-западного направления (которые не были видны на снимках воздушного наблюдения по состоянию на 27 июля 2018 года). 26 июля мини-БПЛА СММ также зафиксировал три 15-метровых продолжений траншеи, ведущих к дому (который, по оценке, использовался как пункт наблюдения) на западной окраине н. п. Желтое (17 км к северо-западу от Луганска) (которые не были видны на снимках воздушного наблюдения по состоянию на 4 июля 2018 года).
СММ продолжала способствовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции (ДФС), в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Патрулируя в районах возле ДФС, наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня, невзирая на предоставленные в явной форме гарантии безопасности (см. таблицу в приложении).
Миссия также продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ и технического облуживания на шламонакопителе фенольного завода возле н. п. Железное (быв. Артемово, подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка), на железнодорожной станции в н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска), на оптоволоконном кабеле недалеко от Станицы Луганской, на Петровской насосной станции возле н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска) и на линиях электропередачи в н. п. Набережное (неподконтрольный правительству, 33 км к северо-востоку от Мариуполя).
Команда СММ посетила один приграничный район, который не контролируется правительством. Находясь в пункте пропуска на границе возле н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска) в течение приблизительно 15 минут, наблюдатели видели, что из Украины вышли 3 женщины, 2 мужчины и ребенок. Команда Миссии отметила, что за аналогичный период времени в Украину въехали 3 автомобиля (2 с украинскими номерными знаками и 1 — с российскими), а также вошли 2 женщины и 2 мужчины.
В Одессе наблюдатели уточняли сообщения о нанесенных аэрозольной краской оскорблениях этнического содержания и свастиках. В частности, на стене ларька по изготовлению шаурмы, расположенного на пересечении улиц Фонтанской и Академической, команда СММ видела граффити с оскорблением этнического характера, в котором содержался призыв убивать людей c Кавказа, рядом с изображением свастики. На стене расположенной неподалеку пекарни наблюдатели также видели граффити с оскорблением этнического характера, в котором содержался призыв к смерти людей из Центральной Азии, рядом с изображением свастики. Члены патруля Миссии отметили, что по своему размеру и стилю граффити были аналогичны надписям антисемитского содержания, зафиксированных в городе 23 июля (см. Ежедневный отчет СММ от 24 июля 2018 года). В полиции по телефону сообщили, что по факту инцидента будет начато расследование по статье 161 Криминального кодекса Украины (нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или религиозных убеждений).
26 июля в Черновцах наблюдатели видели, как возле входа в здание городского совета собралось около 50 мужчин и женщин, при этом на одежде половины из них были знаки различия таких групп как «Побратимы Украины» и «Национальные дружины». По периметру здания горсовета стояли 50 полицейских. Команда СММ стала свидетелем горячего спора, который проходил внутри здания горсовета между членами совета, мэром и местными гражданами, как сторонниками, так и противниками мэра. После этого горсовет проголосовал за отставку мэра.
26 июля в Черновцах команда СММ также видела приблизительно 80 человек (преимущественно мужчины), которые собрались на центральной площади города, держа в руках плакаты с критикой в адрес сообщества лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов.
Миссия продолжает наблюдать за ситуацией в Херсоне, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
В пункте пропуска на границе возле Изварино мужчина в одежде военного типа сказал, чтобы патруль Миссии покинул данный район.
Двое вооруженных членов вооруженных формирований снова остановили патруль СММ на блокпосте к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) и не разрешили наблюдателям проехать в западном направлении к Пикузам и в южном направлении к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), ссылаясь на «безопасность СММ».
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, изза возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, изза возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, который находился на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщили наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели посчитали небезопасным ехать дальше.
Другие препятствия:
Во время полета БПЛА СММ среднего радиуса действия над Пикузами отмечалось, по оценке, глушение сигнала. БПЛА не был поврежден.
Медперсонал больницы в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка) отказался предоставить наблюдателям информацию о жертвах среди гражданского населения, о которых сообщалось, без разрешения со стороны членов вооруженных формирований в этом населенном пункте.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным. Соответственно, просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 26 July 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region compared with the previous reporting period and a similar number of ceasefire violations in Luhansk region compared with the previous reporting period. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske and recorded ceasefire violations near the Zolote disengagement area. Its access remained restricted in all three disengagement areas as well as, again, in Zaichenko in southern Donetsk region and at a border crossing point near Izvaryne, near the border with the Russian Federation.* The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines near Vershyna, Bakhmut and Pikuzy. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring the security situation around the station, as well as repairs and maintenance works to critical civilian infrastructure near Zalizne, Popasna, Stanytsia Luhanska, Artema and Naberezhne. In Odessa, the SMM again saw ethnic slurs and swastikas spray-painted on buildings. In Chernivtsi, the SMM observed two gatherings.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including about 60 explosions, compared with the previous reporting period (about 100 explosions).
On the evening of 25 July, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard an undetermined explosion and about 150 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-5km south and south-south-east.
During the day on 26 July, positioned north-north-east of Marianivka (non-government-controlled, 13km south of Donetsk), the SMM heard 18 undetermined explosions 10-15km north-east.
On the evening and night of 25-26 July, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) recorded five explosions (an outgoing explosion, an impact explosion, an airburst and two undetermined explosions), 30 projectiles in flight (most from south-south-west to north-north-east), five illumination flares and 24 bursts of undetermined weapons, all 1-7km east.
In Luhansk region, the SMM recorded a similar number of ceasefire violations including, however, more explosions (about 60), compared with the previous reporting period (no explosions).
On 26 July, positioned near Muratove (government-controlled, 51km north-west of Luhansk), the SMM recorded about 30 undetermined explosions 8-10km south.
On 26 July, positioned near Yasnodolsk (non-government-controlled, 41km west of Luhansk), the SMM heard 18 undetermined explosions, 15-20km south-east.
A member of the armed formations threatened to shoot down an SMM unmanned aerial vehicle (UAV). On 25 July, positioned about 3km north-west of Debaltseve (non-government-controlled, 58km north-east of Donetsk), the SMM was preparing to conduct a mid-range UAV flight when a member of the armed formations in a military-type truck verbally approached and threatened to shoot down the SMM’s UAV. The man then departed, driving north-west. The SMM flew its UAV without interference and landed it safely (for similar incidents, see SMM Daily Report 28 August 2017 and SMM Daily Report 31 August 2017). The UAV spotted a recently dug trench near a house in the Molochny neighbourhood of Lozove (non-government-controlled, 52km north-east of Donetsk) (see below).
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening of 25 July, the SMM camera in Zolote recorded three projectiles in flight from north-east to south-west 4-6km south-east (all assessed as outside the disengagement area).
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in government-controlled areas, on 25 July, an SMM long-range UAV spotted four self-propelled howitzers (2S3 Akatsiya, 152mm) in Vershyna (63km north-east of Donetsk) and two self-propelled howitzers (2S3) near Bakhmut (formerly Artemivsk, 67km north of Donetsk). On 26 July, an SMM mid-range UAV spotted a tank (T‑72) in Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 92km south of Donetsk) (for previous observations, see SMM Daily Report 11 July 2018).
The SMM visited sites in government-controlled areas of Donetsk region where it had previously observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. The SMM noted the following weapons missing: 24 towed howitzers (18 2A65 Msta-B, 152mm and six D-30 Lyagushka, 122mm), 23 self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) (including one missing for the first time), 13 anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) and 28 mortars (15 2B11 Sani, 120mm; 12 M-120 Molot, 120mm; and a BM-37, 82mm).
The SMM observed armoured combat vehicles[3] and other indications of military-type presence in the security zone. In government-controlled areas, on 25 July, an SMM long-range UAV spotted an armoured personnel carrier (APC) (MT-LB variant) near Vershyna. On 26 July, the SMM observed an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) north-west of Shchastia (20km north of Luhansk) and an APC (BTR-80) in Shchastia.
In non-government-controlled areas, on 25 July, an SMM mid-range UAV spotted a 15m-long trench about 50m from an inhabited house in the Molochny neighbourhood of Lozove (not visible in imagery from 27 May 2018). Near Pikuzy, on 26 July, an SMM mid-range UAV spotted 100m of trenches (not visible in imagery from 1 June 2018) and eight craters assessed as impacts of artillery shells fired from a north-westerly direction (not visible in imagery from 27 July 2018). Also on 26 July, an SMM mini-UAV spotted three 15m-long trench extensions connecting to a house (assessed as being used as an observation post) on the western edge of Zhovte (17km north-west of Luhansk) (not visible in imagery from 4 July 2018).
The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station (DFS), including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see table below).
The SMM also continued to facilitate and monitor repairs and maintenance works to the phenol sludge reservoir near Zalizne (formerly Artemove, government-controlled, 42km north-east of Donetsk), the railway station in Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk), a fibre-optic cable near Stanytsia Luhanska, the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk) and power lines in Naberezhne (non-government-controlled, 33km north-east of Mariupol).
The SMM visited a border area outside government control. While at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk) for about 15 minutes, the SMM saw three women, two men and a child exiting Ukraine as well as three cars (two with Ukrainian and one with Russian Federation licence plates), two women and two men entering Ukraine.
The SMM followed up on reports of spray-painted ethnic slurs and swastikas in Odessa city. The Mission saw graffiti using an ethnic slur calling for the killing of people from the Caucasus region next to a swastika on the side of a shawarma stand at the intersection of Fontanska and Akademichna Streets and, on the wall of a nearby bakery, the Mission saw graffiti calling for the death of people from Central Asia, again using an ethnic slur, next to a swastika. The graffiti was similar in size and style to anti-Semitic messages the SMM observed in the city on 23 July (see SMM Daily Report 24 July 2018). Police told the SMM by telephone that an investigation would be opened under Article 161 of the Ukrainian Criminal Code (violation of citizens’ equality based on racial, ethnic, or religious bias).
In Chernivtsi, on 26 July, the SMM saw about 50 men and women – half of them wearing insignia of groups such as Pobratymy Ukrainy and Nationalny Druzhyny – gathered near the entrance of the city hall, which was surrounded by 50 police officers. Inside the city hall, the SMM observed a heated debate between council members, the mayor and local citizens in support of and opposition to the city’s mayor, after which the city council voted to dismiss the mayor.
Also in Chernivtsi on 26 July, the SMM saw about 80 people (mostly men) gathered in the city’s central square carrying posters critical of the lesbian, gay, bisexual, transgender and intersex communities.
The SMM continued monitoring in Kherson, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, and Kyiv.
*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At the border crossing point near Izvaryne, a man in militarystyle clothing told the SMM to leave the area.
At a checkpoint north of Zaichenko (nongovernment-controlled, 26km north-east of Mariupol), two armed members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), saying that it was “for the security of the SMM.”
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
An SMM midrange UAV experienced a loss of signal assessed as due to jamming while being flown over Pikuzy. The UAV was not damaged.
Medical staff at a hospital in Horlivka (nongovernment controlled, 39km north-east of Donetsk) refused to provide the SMM with information regarding reported civilian casualties without permission from armed formation members in the city.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] Due to the presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remained limited; thus, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.