Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом и зафиксировала одно такое нарушение в Луганской области. Наблюдатели уточняли сообщения о жертве среди гражданского населения в Докучаевске, в одном из жилых районов которого они также зафиксировали свежие повреждения. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское. СММ зафиксировала нарушение режима прекращения огня возле участка разведения в районе Станицы Луганской, а также снова отметила присутствие военного типа на участке разведения в районе Золотого. Доступ Миссии оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также в Ясном и снова вблизи Заиченко. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения. Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции, в том числе путем мониторинга ситуации с безопасностью в районе станции, а также содействовала проведению ремонтных работ и технического обслуживания на гражданских объектах жизнеобеспечения вблизи Железного, Болотенного, Станицы Луганской и Новотошковского, а также в Попасной.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], при этом зафиксировав меньше взрывов (около 50), по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зафиксировано примерно 70 взрывов.
Так, поздно вечером 23 июля камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС) (15 км к северу от Донецка) зафиксировала 1 снаряд с востока на запад в 2–4 км к юго-юго-западу, а затем 11 снарядов с северо-северо-запада на юго-юго-восток в 100–200 м к западу. Приблизительно через час эта же камера зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 1 снаряд с северо-запада на юго-восток и 4 снаряда с востоко-северо-востока на западо-юго-запад, а затем в общей сложности 4 снаряда (2 с северо-северо-запада на юго-юго-восток, 1 с востока на запад и 1 c востоко-северо-востока на западо-юго-запад) и 4 очереди — все в 0,7–7 км к югу.
На следующий день, патрулируя в 1 км к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), члены патруля Миссии слышали 5 взрывов неопределенного происхождения и 60 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–3 км в секторе от юго-запада до северо-запада.
Поздно вечером 23 и ночью 24 июля камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) зафиксировала (в хронологической последовательности) 6 снарядов с юго-запада на северо-восток и 1 снаряд с северо-востока на юго-запад, а затем 1 взрыв неопределенного происхождения и 12 снарядов (в основном с юго-запада на северо-восток) — все в 2–4 км к юго-востоку.
Поздно вечером 23 и ночью 24 июля камера СММ на КПВВ в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) зафиксировала (в хронологической последовательности) 4 снаряда с юго-востока на северо-запад, 1 снаряд с юга на север и 2 снаряда с юго-запада на северо-восток, а затем 1 взрыв неопределенного происхождения, 1 выпущенную вверх осветительную ракету и 21 снаряд (11 с юго-запада на северо-восток и 10 с юго-востока на северо-запад) — все в 2–3 км к северу.
Поздно вечером 23 и ночью 24 июля камера СММ на КПВВ в н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя) зафиксировала (в хронологической последовательности) 4 снаряда с востока на запад, 5 взрывов в воздухе, 2 выпущенные вверх осветительные ракеты, 3 снаряда с востока на запад и 4 снаряда с запада на восток, а затем в общей сложности 2 взрыва (1 оцененный как выстрел, а второй — как взрыв неопределенного происхождения), 1 выпущенную вверх осветительную ракету и 55 снарядов (38 с востока на запад и 17 с запада на восток) — все в 5–7 км к югу.
Во второй половине дня 24 июля, осуществляя мониторинг приблизительно в 1 км к северо-северо-западу от КПВВ в Пищевике, команда СММ слышала 14 взрывов (1 оцененный как взрыв в воздухе, а остальные — как взрывы неопределенного происхождения) и около 30 выстрелов и очередей из стрелкового оружия — все на неустановленном расстоянии к северо-востоку. Наблюдатели также слышали 1 взрыв, оцененный как разрыв минометной мины в 3–4 км к юго-востоку.
В Луганской области Миссия зафиксировала одно нарушение режима прекращения огня (взрыв), тогда как за предыдущий отчетный период она зафиксировала 5 нарушений режима прекращения огня (в частности 1 взрыв).
Миссия уточняла сообщения о жертве среди гражданского населения. В больнице н. п. Докучаевск (неподконтрольный правительству, 30 км к юго-западу от Донецка) медработники сообщили наблюдателям, что вечером 23 июля к ним поступила 31-летняя женщина с легкими осколочными ранениями правой ноги. По их словам, ранение она получила в тот же день, когда находилась у себя дома в Докучаевске, в переулке Коммунальном. Женщина рассказала наблюдателям по телефону, что 23 июля в период между 19:00 и 19:30, когда она находилась рядом со своим домом в переулке Коммунальном, она услышала, как поблизости «что-то взорвалось в воздухе», после чего она получила ранение от осколка. Из соображений безопасности наблюдатели не смогли посетить этот дом.
СММ зафиксировала свежие повреждения вследствие обстрела в жилом районе Докучаевска. На ул. Октябрьской, 6, сотрудники Миссии видели свежую пробоину (диаметром 15 см) в западно-юго-западном окне квартиры на первом этаже жилого дома. По оценке, она образовалась в результате попадания снаряда (вероятно калибром 30 мм), выпущенного из вооружения неустановленного типа с западно-юго-западного направления. Жительница (в возрасте 70–79 лет) квартиры сообщила наблюдателям, что 20 июля около 19:30, когда она вместе с мужем была дома, «большой металлический предмет» пробил окно, а также добавила, что слышала «стрельбу».
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
17 июля беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал, как член вооруженных формирований копал траншею на участке разведения в районе Золотого приблизительно в 900 м к северу от южного края участка разведения и ориентировочно в 1,4 км к западу от его восточного края. Команда Миссии ранее уже видела эту траншею (см. Ежедневный отчет СММ от 6 июня 2018 года).
23 июля вблизи участка разведения в районе Золотого БПЛА СММ среднего радиуса действия выявил недавно выкопанную траншею в жилом районе н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска) приблизительно в 1,3 км к западу от западного края участка разведения.
Утром 24 июля, осуществляя мониторинг вблизи передовой позиции Вооруженных сил Украины приблизительно в 300 м к северу от моста в Станице Луганской (15 км к северо-востоку от Луганска), наблюдатели слышали 1 взрыв неопределенного происхождения в 1–3 км к востоко-юго-востоку (наблюдателям не удалось установить, произошло это на участке разведения или за его пределами).
Днем 24 июля, патрулируя вблизи участка разведения в районе Золотого, наблюдатели не зафиксировали ни одного нарушения режима прекращения огня.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
23 июля в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 1 зенитно-ракетный комплекс (9K35 «Стрела-10») под маскировочной сеткой в жилом районе н. п. Золотое-3/Стахановец (61 км к западу от Луганска), что является нарушением линий отвода.
В неподконтрольных правительству районах на основе данных воздушного наблюдения по состоянию на 22 июля выявлено 3 реактивные системы залпового огня (неустановленного типа) вблизи н. п. Бугаевка (37 км к юго-западу от Луганска), размещенные там в нарушение линий отвода. 23 июля БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 3 самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм) и 6 танков (Т-64) возле н. п. Новоселовка (37 км к северо-востоку от Донецка). 24 июля БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил, по всей вероятности, танк (неустановленного типа) в жилом районе в юго-восточной части н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, 92 км к югу от Донецка) (см. Ежедневный отчет СММ от 11 июля 2018 года).
24 июля за линиями отвода, но вне пределов выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах члены патруля Миссии видели автоколонну в составе 3 буксируемых гаубиц (Д-20, 152 мм), буксируемых грузовиками в восточном направлении недалеко от н. п. Зачатовка (74 км к юго-западу от Донецка), а также 19 танков (Т-64), восемь из которых были погружены на вагоны-платформы, стоявших на железнодорожной станции в Зачатовке, и 1 противотанковую пушку (МТ-12 «Рапира», 100 мм), буксируемую грузовиком в западном направлении в н. п. Калиново (быв. Калинино, 65 км к юго-западу от Донецка).
За линиями отвода, но вне пределов выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольных правительству районах на основе данных воздушного наблюдения по состоянию на 21 июля обнаружено предположительно 25 буксируемых гаубиц (неустановленного типа), предположительно 4 самоходные гаубицы (неустановленного типа) и 22 танка (неустановленного типа) вблизи н. п. Мирное (28 км к юго-западу от Луганска). На основе данных воздушного наблюдения по состоянию на 22 июля обнаружено предположительно 21 буксируемую гаубицу (неустановленного типа) и 17 танков (неустановленного типа) недалеко от н. п. Бугаевка (37 км к юго-западу от Луганска), а также 8 предположительно самоходных гаубиц (неустановленного типа) и 6 танков (неустановленного типа) вблизи н. п. Шимшиновка (27 км к юго-западу от Луганска). На основе данных воздушного наблюдения по состоянию на 23 июля обнаружено 7 танков (неустановленного типа) рядом с н. п. Мануйловка (65 км к востоку от Донецка). 24 июля члены патруля Миссии видели 7 танков (Т-72) на огневых позициях, а также не менее 100 вооруженных лиц в одежде военного типа. По оценке, некоторые из них принимали участие в учениях на полигоне вблизи н. п. Терновое (57 км к востоку от Донецка).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины, зенитные установки[3], а также другие признаки присутствия военного типа в зоне безопасности. 23 июля в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 1 боевую машину пехоты (БМП-2) вблизи н. п. Белая Гора (54 км к северу от Донецка), 3 боевые бронированные машини (одну БМП-2 и две типа БМП) и 1 бронетранспортер (типа МТ-ЛБ) недалеко от н. п. Троицкое (69 км к западу от Луганска). 24 июля БПЛА СММ среднего радиуса действия выявил новое 250-метровое продолжение траншеи приблизительно в 1,5 км к северу от н. п. Водяное (94 км к югу от Донецка) (не отмечено на снимках воздушного наблюдения по состоянию на 1 июня 2018 года). В тот же день члены патруля Миссии видели 1 бронеавтомобиль (СБА «Варта» класса MRAP) недалеко от н. п. Врубовка (72 км к западу от Луганска), 1 боевую бронированную машину (типа БМП) в южной части н. п. Золотое-4/Родина (59 км к западу от Луганска), а также 2 зенитные установки (ЗУ-23, 23 мм) и 1 бронированную ремонтно-эвакуационную машину (БРЭМ-Ч) вблизи н. п. Попасная (69 км к западу от Луганска).
В неподконтрольных правительству районах на основе данных воздушного наблюдения по состоянию на 22 июля выявлено боевую бронированную машину (неустановленного типа) недалеко от Петровского района Донецка (15 км к юго-западу от центра города). 23 июля БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 1 БМП-1, 1 боевую бронированную машину (типа БМП) и 1 МТ-ЛБ вблизи Новоселовки. 24 июля БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 5 предположительно БМП-1 и 1 предположительно бронетранспортер (типа БТР) недалеко от Пикуз. На расстоянии около 800 м к северо-востоку от упомянутой выше траншеи вблизи Водяного тот же БПЛА также зафиксировал новое 200-метровое продолжение траншеи приблизительно в 150 м к востоку от ближайшего дома в Пикузах (не зафиксировано на снимках воздушного наблюдения по состоянию на 1 июня 2018 года).
СММ отметила наличие неразорвавшегося боеприпаса и проведение работ по разминированию. Члены патруля Миссии впервые увидели недавний хвостовой стабилизатор минометной мины (82 мм) приблизительно в 1,5 км к юго-западу от н. п. Молодежное (неподконтрольный правительству, 63 км к западу от Луганска). По оценке, мина была выпущена с северного направления. Хвостовой стабилизатор торчал из поверхности асфальтированной дороги в 300 м к западу от блокпоста вооруженных формирований.
Приблизительно в 500 м к северу от н. п. Никишино (60 км к северо-востоку от Донецка), находясь на безопасном расстоянии, члены патруля Миссии видели, как шесть саперов из неподконтрольных правительству районов Донецкой области отмечали красно-белой лентой участки, находящиеся в поле приблизительно в 50 м от дороги.
Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Патрулируя в районах вблизи ДФС, наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня, невзирая на предоставленные в явной форме гарантии безопасности (более детальную информацию см. выше и в таблице в приложении).
СММ также продолжала содействовать проведению и осуществляла мониторинг ремонтных работ и технического обслуживания на шламонакопителе фенольного завода возле н. п. Железное (подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка), на скважинах водозаборной станции в н. п. Болотенное (подконтрольный правительству, 22 км к северо-востоку от Луганска) и на железнодорожной станции в Попасной, а также на оптоволоконном кабеле недалеко от Станицы Луганской и на водопроводе возле н. п. Новотошковское (подконтрольный правительству, 53 км к западу от Луганска).
Команда СММ посетила один приграничный район, который не контролируется правительством. В течение примерно 30 минут наблюдения в пункте пропуска возле н. п. Мариновка (78 км к востоку от Донецка) команда Миссии видела, что из Украины выехали 22 автомобиля (4 с украинскими номерными знаками, 12 — с российскими и 6 с табличками «ДНР») и 1 тентованный грузовик (с табличками «ДНР»). При этом наблюдатели отметили, что в Украину въехали 10 автомобилей (4 с украинскими номерными знаками, 5 — с российскими и 1 с табличками «ДНР»).
Миссия продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 19 июля 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
24 июля, когда члены патруля Миссии прибыли в н. п. Ясное (неподконтрольный правительству, 30 км к юго-западу от Донецка) для уточнения сообщений о повреждениях вследствие обстрела в населенном пункте, член вооруженных формирований, потребовал, чтобы наблюдатели покинули этот район, и объяснил свое требование соображениями безопасности. Вскоре после этого подъехали два автомобиля («Лада»), из которых вышли 4 мужчины в одежде военного типа (один из них был вооружен). Они сказали наблюдателям, что им нельзя посетить место, где образовалось повреждение, поскольку это место находится близко от «военных позиций». После этого патруль СММ выехал из населенного пункта в сопровождении одного из автомобилей.
Два члена вооруженных формирований (оба были вооружены) снова остановили патруль СММ на блокпосте к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) и не разрешили членам патруля Миссии проехать на запад в направлении Пикуз и к югу в направлении н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), ссылаясь на «безопасность СММ». Из-за этого ограничения передвижения наблюдатели не смогли уточнить сообщения о повреждениях от обстрела в жилых районах Пикуз.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ по телефону, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Доступ при условии:
В двух случаях на блокпосте на автодороге Н15 к востоку от н. п. Кременец (неподконтрольный правительству, 16 км к юго-западу от Донецка) вооруженные формирования разрешали патрулю СММ проехать только после осмотра прицепа автомобиля Миссии.
На передовой позиции вооруженных формирований, расположенной вблизи деревянной конструкции над разрушенной частью моста в Станице Луганской, член вооруженных формирований не разрешил наблюдателям сфотографировать растительность на обочине дороги между передовой позицией и мостом.
Медработники больницы Луганска (неподконтрольный правительству) отказались предоставить Миссии информацию по телефону о жертвах среди гражданского населения, ссылаясь на то, что для этого необходимо получить разрешения от вооруженных формирований.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным, в результате чего просмотреть отснятые камерой материалы можно только через несколько дней.
[3] Данное вооружение не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 24 July 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region compared with the previous reporting period and one ceasefire violation in Luhansk region. The Mission followed up on reports of a civilian casualty in Dokuchaievsk and observed fresh damage in one of its residential areas. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske. The Mission recorded a ceasefire violation near the Stanytsia Luhanska disengagement area and again observed military-type presence in the Zolote disengagement area. Its access remained restricted in all three disengagement areas, as well as in Yasne and again near Zaichenko. The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines on both sides of the contact line. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring the security situation around the station, as well as repairs and maintenance works to critical civilian infrastructure near Zalizne, Bolotene, Stanytsia Luhanska and Novotoshkivske, as well as in Popasna.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including, however, fewer explosions (about 50), compared with the previous reporting period (about 70 explosions).
On the evening of 23 July, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded a projectile in flight from east to west 2-4km south-south-west, followed by 11 projectiles from north-north-west to south-south-east 100-200m west. About one hour later, the camera recorded, in sequence, a projectile from north-west to south-east and four projectiles from east-north-east to west-south-west, followed by totals of four projectiles (two from north-north-west to south-south-east, one from east to west and one from east-north-east to west-south-west) and four bursts, all 0.7-7km south.
The following day, positioned 1km north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard five undetermined explosions and 60 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-3km at directions ranging from south-west to north-west.
On the evening and night of 23-24 July, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) recorded, in sequence, six projectiles in flight from south-west to north-east and a projectile from north-east to south-west, followed by an undetermined explosion and 12 projectiles (mostly from south-west to north-east), all 2-4km south-east.
On the evening and night of 23-24 July, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) recorded, in sequence, four projectiles in flight from south-east to north-west, a projectile from south to north and two projectiles from south-west to north-east, followed by an undetermined explosion, an illumination flare in vertical flight and 21 projectiles (11 from south-west to north-east and ten from south-east to north-west), all 2-3km north.
On the evening and night of 23-24 July, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) recorded, in sequence, four projectiles in flight from east to west, five airbursts, two illumination flares in vertical flight, three projectiles from east to west, and four projectiles from west to east, followed by totals of two explosions (one assessed as outgoing and the other undetermined), an illumination flare in vertical flight and 55 projectiles in flight (38 from east to west and 17 from west to east), all 5-7km south.
During the day on 24 July, positioned about 1km north-north-west of the entry-exit checkpoint in Pyshchevyk, the SMM heard 14 explosions (one assessed as an airburst and the remainder undetermined) and about 30 shots and bursts of small-arms fire, all at undetermined distances north-east. The SMM also heard an explosion assessed as an impact of a mortar round 3-4km south-east.
In Luhansk region, the SMM recorded one ceasefire violation (explosion); it had recorded five ceasefire violations in the previous reporting period (one explosion).
The SMM followed up on reports of a civilian casualty. At a hospital in Dokuchaievsk (non-government-controlled, 30km south-west of Donetsk), medical staff told the SMM that on the evening of 23 July a woman (aged 31) had been admitted with light shrapnel injuries to her right leg. They said that she had been injured earlier that day while at home on Komunalnyi Lane in the town. The woman told the SMM by telephone that between 19:00 and 19:30 on 23 July, while she had been near her house on Komunalnyi Lane, she had heard “something exploding in the air” nearby and had been injured by shrapnel. The SMM was unable to visit the house due to security concerns.
The SMM observed fresh damage caused by shelling in a residential area of Dokuchaievsk. At 6 Zhovtneva Street, the SMM saw a fresh hole (15cm in diameter) in a west-south-west-facing window of a first-floor apartment in a residential building, assessed as caused by a round (possibly 30mm) of an undetermined weapon fired from a west-south-westerly direction. A female resident (in her seventies) of the apartment told the SMM that a “large metal object” had penetrated the window at around 19:30 on 20 July when she had been at home with her husband and that she had heard “gunfire.”
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On 17 July, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted a member of the armed formations digging a trench in the Zolote disengagement area, about 900m north of the disengagement area’s southern edge and about 1.4km west of its eastern edge, which the Mission had previously observed (see SMM Daily Report 6 June 2018).
Near the Zolote disengagement area, on 23 July, an SMM mid-range UAV spotted a recently dug trench in a residential area of Katerynivka (government-controlled, 64km west of Luhansk), about 1.3km west of the disengagement area’s western edge.
On the morning of 24 July, positioned near the forward position of the Ukrainian Armed Forces, about 300m north of the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk), the SMM heard an undetermined explosion 1-3km east-south-east (unable to assess whether inside or outside the disengagement area).
During the day on 24 July, positioned near the Zolote disengagement area, the SMM did not observe ceasefire violations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in government-controlled-areas, an SMM mid-range UAV spotted, on 23 July, a surface-to-air missile system (9K35 Strela-10) under camouflage netting in a residential area of Zolote-3/Stakhanovets (61km west of Luhansk).
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled-areas, on 22 July, aerial imagery revealed the presence of three multiple launch rocket systems (type undetermined) near Buhaivka (37km south-west of Luhansk). On 23 July, an SMM mid-range UAV spotted three self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) and six tanks (T-64) near Novoselivka (37km north-east of Donetsk). On 24 July, an SMM mid-range UAV spotted a probable tank (type undetermined) in a south-eastern residential area of Pikuzy (formerly Kominternove, 92km south of Donetsk) (see SMM Daily Report 11 July 2018).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled-areas, on 24 July, the SMM saw a convoy consisting of three towed howitzers (D-20, 152mm) towed by trucks travelling east near Zachativka (74km south-west of Donetsk), 19 stationary tanks (T-64), eight of which were loaded on flatbed trains, at the railway station in Zachativka and an anti-tank gun (MT-12 Rapira, 100mm) towed by a truck moving west in Kalynove (formerly Kalinine, 65km south-west of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in non-government-controlled-areas, on 21 July, aerial imagery revealed the presence of 25 probable towed howitzers (type undetermined), four probable self-propelled howitzers (type undetermined) and 22 tanks (type undetermined) near Myrne (28km south-west of Luhansk). On 22 July, aerial imagery revealed the presence of 21 towed howitzers (type undetermined) and 17 tanks (type undetermined) near Buhaivka (37km south-west of Luhansk) and eight probable self-propelled howitzers (type undetermined) and six tanks (type undetermined) near Shymshynivka (27km south-west of Luhansk). On 23 July, aerial imagery revealed the presence of seven tanks (type undetermined) near Manuilivka (65km east of Donetsk). On 24 July, the SMM saw seven tanks (T-72) in firing positions, as well as at least 100 armed persons in military-style clothing, some of them assessed as engaged in training, at a training area near Ternove (57km east of Donetsk).
The SMM observed armoured combat vehicles (ACV), anti-aircraft weapons[3] and other indications of military-type presence in the security zone. In government-controlled areas, an SMM long-range UAV spotted, on 23 July, an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) near Bila Hora (54km north of Donetsk) and three IFVs (one BMP-2 and two BMP variants) and an armoured personnel carrier (APC) (MT-LB variant) near Troitske (69km west of Luhansk). On 24 July, an SMM mid-range UAV spotted a recent 250m-long extension of a trench about 1.5km north of Vodiane (94km south of Donetsk) (not visible in imagery from 1 June 2018). The same day, the SMM saw an APC (MRAP Varta) near Vrubivka (72km west of Luhansk), an IFV (BMP variant) in the southern area of Zolote-4/Rodina (59km west of Luhansk) and two anti-aircraft guns (ZU-23, 23mm) and an armoured recovery vehicle (BREM-Ch) near Popasna (69km west of Luhansk).
In non-government-controlled-areas, on 22 July, aerial imagery revealed the presence of an ACV (type undetermined) near the Petrovskyi district of Donetsk city (15km south-west of city centre). On 23 July, an SMM mid-range UAV spotted an IFV (BMP-1), an ACV (BMP variant) and an APC (MT-LB) near Novoselivka. On 24 July, an SMM mid-range UAV spotted five probable IFVs (BMP-1) and a probable APC (BTR variant) near Pikuzy. About 800m north-east of the abovementioned trench near Vodiane, the same UAV also spotted a recent 200m-long extension of a trench about 150m east of the nearest house in Pikuzy (not visible in imagery from 1 June 2018).
The SMM observed unexploded ordnance (UXO) and demining activities. The SMM saw for the first time the fresh tailfin of an 82mm mortar round about 1.5km south-west of Molodizhne (non-government-controlled, 63km west of Luhansk), assessed as fired from a northern direction. The tailfin was protruding from an asphalt road 300m west of a checkpoint of the armed formations.
About 500m north of Nikishyne (60km north-east of Donetsk), from a safe distance, the SMM observed six sappers from non-government-controlled areas of Donetsk region marking areas in a field about 50m from a road with red-and-white tape.
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations despite explicit security guarantees (see above and the table below).
The SMM also continued to facilitate and monitor repairs and maintenance works at the phenol sludge reservoir near Zalizne (government-controlled, 42km north-east of Donetsk), water intake station boreholes in Bolotene (government-controlled, 22km north-east of Luhansk) and the railway station in Popasna, as well as of a fibre optic cable near Stanytsia Luhanska and water pipelines near Novotoshkivske (government-controlled, 53km west of Luhansk).
The SMM visited a border area outside of government control. While at the pedestrian border crossing point near Marynivka (78km east of Donetsk) for about half an hour, the SMM saw 22 cars (four with Ukrainian and 12 with Russian Federation licence plates, and six with “DPR” plates) and a covered cargo truck (with “DPR” plates) exiting Ukraine and ten cars (four with Ukrainian and five with Russian Federation licence plates, and one with “DPR” plates) entering Ukraine.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, UXO and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 19 July 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
On 24 July, when the SMM arrived in Yasne (non-government-controlled, 30km south-west of Donetsk) to follow up on reports of damage caused by shelling in the village, a member of the armed formations told the SMM to leave the area, citing security reasons. Shortly thereafter, two cars (Lada) arrived and four men in military-style clothing (one armed) exited the cars. They told the SMM that it was not allowed to visit the location where the damage had occurred due to the proximity of “military positions”. The SMM was then escorted out of the village by one of the cars.
At a checkpoint north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), two members of the armed formations (both armed) again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), saying that it was “for the security of the SMM”. The SMM was unable to follow up on reports of damage caused by shelling in residential areas of Pikuzy due to the restriction.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by telephone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Conditional access:
On two occasions, at a checkpoint on road H15 east of Kreminets (non-government-controlled, 16km south-west of Donetsk), the armed formations allowed the SMM to proceed only after checking its trailer. Other impediments:
At the forward position of the armed formations near the wooden ramps of the broken section of the Stanytsia Luhanska bridge, a member of the armed formations did not allow the SMM to photograph vegetation on the sides of the road between the forward position and the bridge.
Medical staff at a hospital in Luhansk city (non-government-controlled) refused to provide the SMM information regarding civilian casualties by telephone, citing the need for permission from the armed formations.
[1] Please see Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report.
[2] Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remained limited; therefore, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.