Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. В Хрустальном в направлении беспилотного летательного аппарата СММ дальнего радиуса действия велся огонь из пулемета. Миссия зафиксировала повреждения гражданских объектов в жилом районе Докучаевска. СММ продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское и зафиксировала нарушения режима прекращения огня вблизи участков разведения в районах Золотого и Петровского. Доступ Миссии оставался ограниченным на всех трех участках, а также возле Заиченко и Безыменного в неподконтрольных правительству районах Донецкой области. СММ зафиксировала вооружение, размещенное с нарушением линий отвода неподалеку от Хрустального. Миссия продолжала содействовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции, в том числе путем мониторинга ситуации с безопасностью в районе станции, а также содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на гражданских объектах жизнеобеспечения вблизи Железного, Нелиповки, Станицы Луганской, Болотенного, Артема и Новотошковского.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, 255 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (приблизительно 150 взрывов).
Так, вечером 18 июля в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали 43 взрыва неопределенного происхождения и 55 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 2–8 км к западу и северо-западу.
Вечером 18 и в ночь на 19 июля камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС) (15 км к северу от Донецка) зафиксировала в хронологической последовательности 1 снаряд с востока на запад, 1 выпущенный вверх снаряд (по оценке, оба снаряда — из пушки калибром 30 мм), 1 взрыв неопределенного происхождения, 1 снаряд с востока на запад и 2 снаряда с запада на восток, а затем в общей сложности 22 взрыва неопределенного происхождения и 71 снаряд (63 с востока на запад, 7 с запада на восток и 1 выпущенный вверх) — все на расстоянии 1–7 км к югу.
Поздно вечером 18 и в ночь на 19 июля камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) зафиксировала в хронологической последовательности 3 снаряда с юго-востока на северо-запад и 13 снарядов с северо-запада на юго-восток, а затем в общей сложности 119 снарядов (47 с северо-запада на юго-восток, 42 с юго-востока на северо-запад, 21 с севера на юг, 8 с востока на запад и 1 выпущенный вверх) — все на расстоянии 2,5–6 км к востоку.
Поздно вечером 18 и в ночь на 19 июля камера СММ на КПВВ в н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя) зафиксировала в хронологической последовательности 3 взрыва неопределенного происхождения, 41 снаряд с запада на восток, 1 выпущенную вверх осветительную ракету, а затем в общей сложности 57 взрывов неопределенного происхождения и 239 снарядов (96 с запада на восток, 53 с востока на запад, 49 с юга на север и 41 выпущенный вверх) — все в 1–7 км к югу.
Вечером 18 и в ночь на 19 июля в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали 16 взрывов неопределенного происхождения и около 170 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–6 км к юго-востоку, югу и юго-западу.
Утром 19 июля, ведя наблюдение в 1,9 км к северо-западу от н. п. Дебальцево (неподконтрольный правительству, 58 км к северо-востоку от Донецка), члены патруля Миссии слышали 12 взрывов неопределенного происхождения в 5–7 км в секторе от юго-запада до северо-северо-запада.
Находясь в н. п. Докучаевск (неподконтрольный правительству, 30 км к юго-западу от Донецка), наблюдатели слышали около 30 взрывов неопределенного происхождения в 0,5–7 км к юго-западу и западо-юго-западу.
В Луганской области Миссия зафиксировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, в то же время отметив увеличение количества взрывов (11), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (4 взрыва).
СММ зафиксировала повреждения гражданских объектов в жилых районах Докучаевска. На ул. Ватутина, 9, наблюдатели видели пулевое отверстие в юго-западном окне квартиры, расположенной на первом этаже пятиэтажного здания. Жительница дома (70–79 лет) сообщила СММ, что в квартире никто не живет, а окно было повреждено днем 18 июля (также см. Ежедневный отчет СММ от 13 июня 2018 года).
На ул. Центральной, 93, команда СММ видела, что оконная рама юго-западного окна квартиры на четвертом этаже пятиэтажного здания отсутствует, а окно изнутри закрыто фанерой. Житель дома (30–39 лет) сообщил наблюдателям, что в квартире никто не проживает, и что повреждения произошли днем 18 июля.
В направлении беспилотного летательного аппарата (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия велся огонь из пулемета. Вечером 18 июля БПЛА СММ дальнего радиуса действия выявил во дворе завода в н. п. Хрустальный (быв. Красный Луч, неподконтрольный правительству, 56 км к юго-западу от Луганска) пулемет Калашникова (7,62 мм), за которым стоял один человек, а рядом с ним — еще троих человек, и зафиксировал, как из него открыли огонь в направлении БПЛА. БПЛА не получил повреждений.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Поздно вечером 18 июля камера СММ в Золотом зафиксировала 1 взрыв неопределенного происхождения и 9 снарядов (8 с северо-запада на юго-восток и 1 с северо-северо-востока на юго-юго-запад) — все в 2–6 км к востоко-юго-востоку, юго-востоку и югу ( по оценке, все за пределами участка разведения сил и средств).
19 июля на участке разведения в районе Станицы Луганской команда СММ снова видела хвостовой стабилизатор реактивной противотанковой гранаты (РПГ-7) в поле на расстоянии примерно 2,5 м к востоку от дороги и примерно в 100 м югу от передовой позиции Вооруженных сил Украины, расположенной в ориентировочно 300 м к северу от моста в Станице Луганской (15 км к северо-востоку от Луганска). 15 июля наблюдатели видели в том же месте хвостовой стабилизатор такого же типа. 17 июля наблюдатели отметили, что хвостовой стабилизатор был извлечен (см. Ежедневный отчет СММ от 18 июля 2018 года).
Утром 19 июля, находясь в 2 км к северу от Петровского, наблюдатели слышали 4 взрыва неопределенного происхождения и около 20 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 3–4 км к юго-востоку (по оценке, все за пределами участка разведения).
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему. 18 июля в неподконтрольном правительству районе БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 17 реактивных систем залпового огня (РСЗО; БМ‑21 «Град», 122 мм) в Хрустальном и вблизи этого населенного пункта, что является нарушением линий отвода.
18 июля за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 самоходную гаубицу (2С1), 14 буксируемых гаубиц (2А65 «Мста-Б», 152 мм) и 2 танка (один Т-80 и один неустановленного типа) вблизи Хрустального. 19 июля наблюдатели видели 5 буксируемых гаубиц (Д-30 «Лягушка», 122 мм) и 1 самоходную гаубицу (2С1 «Гвоздика», 122 мм) на полигоне возле н. п. Мирное (28 км к юго-западу от Луганска).
Миссия зафиксировала наличие вооружения, которое она не смогла верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствовали критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленного СММ подписантам Комплекса мер. В неподконтрольных правительству районах Донецкой области наблюдатели видели 2 буксируемые гаубицы (Д-30) и, как и ранее, отметили отсутствие 11 РСЗО (БМ-21) и 8 противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100 мм).
Команда СММ еще раз посетила постоянное место хранения тяжелого вооружения в неподконтрольном правительству районе Луганской области, расположение которого соответствует линиям отвода, и отметила, что там, как и прежде, недостает 7 буксируемых гаубиц (Д-30).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины[3] в пределах зоны безопасности. 18 июля в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 боевую бронированную машину (типа БМП) возле н. п. Травневое (51 км к северо-востоку от Донецка). В тот же день наблюдатели видели бронетранспортер (БТР-70) в н. п. Карловка (подконтрольный правительству, 25 км к северо-западу от Донецка). 19 июля члены команды СММ видели боевую машину пехоты (БМП-1) возле н. п. Гранитное (подконтрольный правительству, 60 км к югу от Донецка), 2 бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ-2) и 2 БТР (один БТР-60 и один типа БТР) возле н. п. Золотое-2/Карбонит (62 км к западу от Луганска), а также боевую бронированную машину (типа БМП) возле Золотого-4/Родины.
СММ продолжала содействовать обеспечению работы ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Патрулируя в прилегающих к ДФС районах, наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня, невзирая на предоставленные в явной форме гарантии безопасности (см. выше, а также таблицу нарушений режима прекращения огня ниже).
Миссия также продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи в н. п. Нелиповка (подконтрольный правительству, 40 км к северо-востоку от Донецка), на шламонакопителе фенольного завода возле н. п. Железное (подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка), на узле водоканала в Станице Луганской, на скважинах водозаборной станции в н. п. Болотенное (подконтрольный правительству, 22 км к северо-востоку от Луганска), на водопроводе возле н. п. Новотошковское (подконтрольный правительству, 53 км к западу от Луганска), на Петровской водонасосной станции вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска), а также на водохранилище и водопроводе между Железным и Нелиповкой.
Команда СММ посетила один приграничный район, который не контролируется правительством. Осуществляя мониторинг в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Успенка (73 км к юго-востоку от Донецка) в течение 40 минут, наблюдатели видели, что в Украину въехали 11 автомобилей (5 с украинскими номерными знаками, 2 — с российскими и 4 с табличками «ДНР»).
Миссия продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано‑Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что СЦКК должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 19 июля 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях остается ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Три вооруженных члена вооруженных формирований на блокпосту к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) остановили патруль СММ и снова не позволили ему проследовать на запад к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) и на юг к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), ссылаясь на «соображения безопасности» (например, см. Ежедневный отчет СММ от 18 июля 2018 года и Ежедневный отчет СММ от 19 июля 2018 года).
На блокпосте на автодороге Е58 к северо-западу от н. п. Безыменное (неподконтрольный правительству, 30 км к востоку от Мариуполя) вооруженные члены вооруженных формирований снова остановили патруль СММ и не позволили ему проехать далее, ссылаясь на «проведение антитеррористической операции в этом районе» (например, см. Ежедневный отчет СММ от 18 июля 2018 года и Ежедневный отчет СММ от 19 июля 2018 года).
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения на участке разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
Осуществляя полет БПЛА СММ дальнего радиуса действия в районе Хрустального, команда Миссии зафиксировала несколько выстрелов из пулемета Калашникова, которые, по оценке, были выпущены в направлении БПЛА. БПЛА не получил повреждений.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным. Соответственно, просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 19 July 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk and fewer in Luhansk region, compared with the previous reporting period. Machine gun rounds were fired in the direction of an SMM long-range unmanned aerial vehicle in Khrustalnyi. The SMM observed damage to civilian properties in a residential area of Dokuchaievsk. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations near the Zolote and Petrivske disengagement areas. Its access remained restricted in all three areas, as well as in areas of Donetsk region outside government control near Zaichenko and Bezimenne. The Mission observed weapons in violation of withdrawal lines near Khrustalnyi. The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring the security situation around the station, as well as repairs and maintenance works to critical civilian infrastructure near Zalizne, Nelipivka, Stanytsia Luhanska, Bolotene, Artema and Novotoshkivske.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including 255 explosions, compared with the previous reporting period (about 150 explosions).
On the evening of 18 July, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard 43 undetermined explosions and 55 bursts of heavy-machine-gun fire, all 2-8km west and north-west.
On the evening and night of 18-19 July, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, a projectile in flight from east to west and a projectile in vertical flight (both assessed as 30mm cannon rounds), an undetermined explosion, a projectile from east to west and two projectiles from west to east, followed by totals of 22 undetermined explosions and 71 projectiles in flight (63 from east to west, seven from west to east and one in vertical flight), all 1-7km south.
On the evening and night of 18-19 July, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) recorded, in sequence, three projectiles in flight from south-east to north-west and 13 projectiles from north-west to south-east, followed by totals of 119 projectiles (47 from north-west to south-east, 42 from south-east to north-west, 21 from north to south, eight from east to west and one in vertical flight), all 2.5-6km east.
On the evening and night of 18-19 July, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) recorded, in sequence, three undetermined explosions, 41 projectiles in flight from west to east and an illumination flare in vertical flight, followed by totals of 57 undetermined explosions, 239 projectiles in flight (96 from west to east, 53 from east to west, 49 from south to north and 41 in vertical flight), all 1-7km south.
On the evening and night of 18-19 July, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard 16 undetermined explosions and about 170 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-6km south-east, south and south-west.
During the day of 19 July, positioned 1.9km north-west of Debaltseve (non-government-controlled, 58km north-east of Donetsk), the SMM heard 12 undetermined explosions 5-7km at directions ranging from south-west to north-north-west.
Positioned in Dokuchaievsk (non-government-controlled, 30km south-west of Donetsk), the SMM heard about 30 undetermined explosions 0.5-7km south-west and west-south-west.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including, however, more explosions (11), compared with the previous reporting period (four explosions).
The SMM observed damage to civilian properties in residential areas of Dokuchaievsk. At 9 Vatutina Street, it saw a bullet hole in a south-west facing window of an apartment on the first floor of a five-storey building. A resident of the building (woman in her seventies) told the SMM that the apartment was uninhabited and that the window had been damaged on the afternoon of 18 July. (See also SMM Daily Report 13 June 2018).
At 93 Tsentralna Street, the SMM saw that the windowpanes of a south-west facing window of an apartment on the fourth floor of a five-storey building were missing and that the window was covered with pieces of plywood from the inside. A resident of the building (man in his thirties) told the SMM that the apartment was uninhabited and that the window had been damaged on the afternoon of 18 July.
Machine gun rounds were fired in the direction of an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV). On the evening of 18 July, an SMM long-range UAV spotted a PK machine gun (7.62mm) with one person behind it and three people around in the yard of a factory in Khrustalnyi (formerly Krasnyi Luch, non-government-controlled, 56km south-west of Luhansk) and recorded the machine gun opening fire towards the UAV. The UAV was not damaged.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening of 18 July, the SMM camera in Zolote recorded an undetermined explosion and nine projectiles in flight (eight from north-west to south-east and one from north-north- east to south-south-west), all 2-6km east-south-east, south-east and south (all assessed as outside the disengagement area).
On 19 July, inside the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM again saw a tailfin of a rocket-propelled grenade (RPG-7) in a field about 2.5m east of a road approximately 100m south of the Ukrainian Armed Forces forward position about 300m north of the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk). At the same location, on 15 July, the SMM had seen a tailfin of the same type. On 17 July, it had noted that the tailfin was no longer present. (See SMM Daily Report 18 July 2018).
During the day on 19 July, positioned 2km north of Petrivske, the SMM heard four undetermined explosions and about 20 shots and bursts of heavy-machine-gun fire, all 3-4km south-east (all assessed as outside the disengagement area).
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum. In violation of withdrawal lines in a non-government-controlled area, on 18 July, an SMM long-range UAV spotted 17 multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm) in and near Khrustalnyi.
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in non-government-controlled areas, on 18 July, an SMM long-range UAV spotted a self-propelled howitzer (2S1), 14 towed howitzers (2A65 Msta-B, 152mm) and two tanks (one T-80 and one undetermined) near Khrustalnyi. On 19 July, the SMM saw five towed howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm) and a self-propelled howitzer (2S1 Gvozdika, 122mm) inside a training area near Myrne (28km south-west of Luhansk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In areas of Donetsk region outside government control, the SMM saw two towed howitzers (D-30) present and noted that 11 MLRS (BM-21) and eight anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) were again missing.
The SMM revisited a heavy weapons permanent storage site in an area of Luhansk region outside government control whose location corresponded with the withdrawal lines and noted that seven towed howitzers (D-30) remained missing.
The SMM observed armoured combat vehicles[3] in the security zone. In government-controlled areas, on 18 July, an SMM long-range UAV spotted an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP variant) near Travneve (51km north-east of Donetsk). On the same day, the SMM saw an armoured personnel carrier (APC) (BTR-70) in Karlivka (government-controlled, 25km north-west of Donetsk). On 19 July, it saw an IFV (BMP-1) near Hranitne (government-controlled, 60km south of Donetsk), two armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2) and two APCs (a BTR-60 and a BTR variant) near Zolote-2/Karbonit (62km west of Luhansk) and an IFV (BMP variant) near Zolote-4/Rodina.
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see above and the table below).
The SMM also continued to facilitate and monitor repairs to high-voltage power lines in Nelipivka (government-controlled, 40km north-east of Donetsk), the phenol sludge reservoir near Zalizne (government-controlled, 42km north-east of Donetsk), a water channel junction in Stanytsia Luhanska, water intake station boreholes in Bolotene (government-controlled, 22km north-east of Luhansk), water pipelines near Novotoshkivske (government-controlled, 53km west of Luhansk), the Petrivske water pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk), as well as to a pond and a pipeline between Zalizne and Nelipivka.
The SMM visited a border area outside government control. While at a border crossing point near Uspenka (73km south-east of Donetsk) for 40 minutes, the SMM saw 11 cars (five with Ukrainian and two with Russian Federation licence plates, and four with “DPR” plates) enter Ukraine.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the JCCC should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 19 July 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a checkpoint north of Zaichenko (nongovernment-controlled, 26km north-east of Mariupol), three armed members of the armed formations stopped the SMM and again denied it passage westward to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol) and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol) citing “security reasons”. (See, for example, SMM Daily Report 18 July 2018 and SMM Daily Report 19 July 2018).
At a checkpoint on road E58 north-west of Bezimenne (non-government-controlled, 30km east of Mariupol), armed members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage, citing “an ongoing anti-terrorist operation in the area”. (See, for example, SMM Daily Report 18 July 2018 and SMM Daily Report 19 July 2018).
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
While conducting a longrange UAV flight near Khrustalnyi, the SMM recorded several rounds from a PK machine gun assessed as fired in the direction of the UAV. The UAV was not damaged.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report.
[2] Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remained limited; therefore, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.