Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районе населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское. СММ зафиксировала нарушения режима прекращения огня возле участка разведения в районе Золотого, а также снова отметила военное присутствие на этом участке разведения. Доступ Миссии оставался ограниченным на этих трех участках, а также снова недалеко от Заиченко и Безыменного в неподконтрольных правительству районах Донецкой области*. СММ продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции, в том числе путем мониторинга ситуации с безопасностью в районе станции, а также содействовала проведению ремонтных работ и технического обслуживания на гражданских объектах жизнеобеспечения вблизи Железного, Артема, Зайцево и Новотошковского. В Киеве команда Миссии наблюдала за массовым собранием возле здания Специализированной антикоррупционной прокуратуры.
В Донецкой области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 125 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано приблизительно 70 взрывов.
Так, поздно вечером 16 и ночью 17 июля камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС) (15 км к северу от Донецка) зафиксировала в общей сложности 27 взрывов (19 неопределенного происхождения и 8, оцененных как минометные выстрелы), 78 снарядов (включая 34 с востока на запад, 11 с северо-запада на юго-восток и 12 с запада на восток) и 6 вспышек дульного пламени — все в 0,5–4 км в секторе от юго-востока до юго-запада, а также 1 снаряд с западо-юго-запада на востоко-северо-восток в 0,3–0,6 км к югу.
Поздно вечером 16 и ночью 17 июля камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) зафиксировала (в хронологической последовательности) 2 трассирующих снаряда с севера на юг и 1 трассирующий снаряд с юга на север, а затем в общей сложности 19 снарядов (10 с севера на юг, 5 с юга на север и 4 с северо-запада на юго-восток), 1 взрыв неопределенного происхождения и 1 трассирующий снаряд с севера на юг — все в 1–3 км к востоку.
Поздно вечером 16 и ночью 17 июля камера СММ на КПВВ в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) зафиксировала в общей сложности 17 снарядов (12 с запада на восток, 2 с северо-запада на юго-восток, 2 с юго-запада на северо-восток и 1 выпушенный вверх), 6 очередей, 2 осветительные ракеты (1 с северо-запада на юго-восток и 1 выпущенную вверх) и 4 вспышки дульного пламени — все в 1,5–3 км к северу и северо-северо-востоку.
Поздно вечером 16 и ночью 17 июля, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали около 60 взрывов неопределенного происхождения и приблизительно 90 очередей из стрелкового оружия — все в 1–6 км в секторе от юго-востока до юго-запада.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, включая 12 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда были зафиксированы 2 взрыва.
Днем 17 июля, осуществляя мониторинг в н. п. Трехизбенка (подконтрольный правительству, 35 км к северо-западу от Луганска), члены патруля Миссии слышали 12 взрывов (6, оцененных как минометные выстрелы, и 6 — как последовавшие разрывы снарядов) — все в 3–5 км к югу.
13 июля члены патруля Миссии потеряли связь с одним из беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) СММ среднего радиуса действия. Со своей позиции вблизи н. п. Нелеповка (подконтрольный правительству, 40 км к северо-востоку от Донецка), члены команды СММ запускали БПЛА среднего радиуса действия. Через 27 минут управления полетом, в течение которых не произошло ни одного инцидента, наблюдатели внезапно потеряли связь с БПЛА, когда тот пролетал на высоте около 150 м приблизительно в 3,7 км к северо-западу от н. п. Широкая Балка (неподконтрольный правительству, 34 км к северо-востоку от Донецка) и приблизительно в 4 км к юго-востоку от шламонакопителя фенольного завода недалеко от н. п. Железное (быв. Артемово, подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка) (см. ниже). По состоянию на 18 июля БПЛА не найден.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
16 июля мини-БПЛА СММ выявил грузовик военного типа (ГАЗ-66), фургон военного типа (УАЗ-469) и 2 военнослужащих Вооруженных сил Украины на северо-восточной окраине н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска) (на участке разведения в районе Золотого). БПЛА также зафиксировал систему траншей (которые, по оценке, были выкопаны недавно) на заднем дворе в 60 м от жилого дома в Катериновке, за пределами участка разведения, приблизительно в 300 м от его западного края. 17 июля, патрулируя на северо-восточной окраине Катериновки, наблюдатели видели, что из Катериновки (на участке разведения) вышли 2 вооруженных лица (мужчина и женщина) в одежде военного типа и направились в направлении блокпоста Вооруженных сил Украины на северном краю участка разведения.
Ночью 17 июля камера СММ в Золотом зафиксировала 1 выпущенную вверх очередь, оцененную как 3 выстрела из вооружения неустановленного типа в 5–8 км к юго-востоку (по оценке, за пределами участка разведения).
15 июля на участке разведения в районе Станицы Луганской члены патруля Миссии видели хвостовой стабилизатор реактивной противотанковой гранаты (РПГ-7) в поле приблизительно в 2,5 м к востоку от дороги, примерно в 100 м к северу от передовой позиции Вооруженных сил Украины ориентировочно в 300 м к северу от моста в Станице Луганской (15 км к северо-востоку от Луганска). 17 июля наблюдатели отметили, что хвостовой стабилизатор был извлечен.
Днем 17 июля, осуществляя мониторинг на участке разведения в районе Станицы Луганской, команда СММ отметила там спокойную обстановку.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему. За линиями отвода, но вне пределов выделенных мест хранения вооружения в подконтрольном правительству районе команда СММ зафиксировала 1 зенитный ракетный комплекс (9К33 «Оса»), двигавшийся в северном направлении недалеко от н. п. Благодатное (44 км к юго-западу от Донецка).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины, зенитные установки[3], а также другие признаки присутствия военного типа в зоне безопасности. 16 июля в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 1 боевую бронированную машину вблизи н. п. Березовое (31 км к юго-западу от Донецка), 1 боевую бронированную машину и 3 предположительно боевые машины пехоты (БМП-2) недалеко от н. п. Богдановка (44 км к западу от Луганска), 2 вероятных бронетранспортера (БТР) вблизи н. п. Новоселовка (31 км к северо-востоку от Донецка) и 1 боевую бронированную машину в районе н. п. Юрьевка (35 км к северу от Донецка). В тот же день мини-БПЛА СММ обнаружил 3 БМП (одну БМП-1 и две БМП-2) вблизи Золотого, а БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 4 самоходные зенитные установки (ЗСУ-23-4 «Шилка», 23 мм) недалеко от н. п. Виноградное (10 км к востоку от Мариуполя). 17 июля члены патруля Миссии видели БТР-80 возле н. п. Степовое (30 км к северо-востоку от Луганска).
16 июля мини-БПЛА СММ обнаружил 25-метровую траншею приблизительно в 400 м к востоко-северо-востоку от ранее зафиксированной позиций Вооруженных сил Украины в северной части н. п. Золотое-4/Родина (подконтрольный правительству, 59 км к западу от Луганска) (см. Ежедневный отчет СММ от 5 июля 2018 года), а также 2 траншеи (длиной 25 и 150 метров) недалеко от н. п. Золотое-5/Михайловка (неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска).
16 июля в неподконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ зафиксировал БТР-80, зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм) и 2 бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ-2) на территории объекта, прилегающего к жилому району н. п. Голубовка (быв. Кировск, 51 км к западу от Луганска). 17 июля БПЛА СММ среднего радиуса действия выявил 6 БМП (три БМП-1 и три БМП-2) вблизи н. п. Крещатицкое (быв. Красноармейское, 86 км к югу от Донецка), а мини БПЛА СММ обнаружил позицию военного типа в районе н. п. Веселая Гора (16 км к северу от Луганска) (не было на снимках воздушного наблюдения по состоянию на 28 июня 2018 года).
16 июля БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 6 воронок к юго-западу от н. п. Саханка (24 км к северо-востоку от Мариуполя), которые, по оценке, образовались от разрыва минометных мин калибром 120 мм, выпущенных с юго-западного направления, и не менее 13 воронок к востоку от Саханки, которые, по оценке, образовались от разрыва артиллерийских снарядов (122 мм и 152 мм), выпущенных с юго-западного направления (ни одна из них не отмечена на снимках воздушного наблюдения по состоянию на 1 июня 2018 года).
Команда СММ зафиксировала проведение работ по разминированию. Вблизи н. п. Макарово (подконтрольный правительству, 19 км к северо-востоку от Луганска) на восточной обочине автодороги Р22 члены патруля Миссии видели, как 4 мужчин в форме Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям и 6 военнослужащих Вооруженных сил Украины устанавливали колышки и натягивали красную ленту. По оценке, эти действия выполнялись в рамках проведения работ по разминированию.
Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Патрулируя в районах вблизи ДФС, наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня, невзирая на предоставленные в явной форме гарантии безопасности (более детальную информацию см. выше и в таблице в приложении).
Команда СММ также продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на Петровской водонасосной станции вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска) и на участках водопровода недалеко от неподконтрольной правительству части н. п. Зайцево (50 км к северо-востоку от Донецка) и вблизи н. п. Новотошковское (подконтрольный правительству, 53 км к западу от Луганска). Члены патруля Миссии также содействовали проведению работ по укреплению дамбы на шламонакопителе фенольного завода возле Железного.
Команда СММ посетила приграничный район, который не контролируется правительством. В течение приблизительно 1 часа наблюдения в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Мариновка (78 км к востоку от Донецка) команда Миссии видела, что из Украины выехали 17 автомобилей (6 с украинскими номерными знаками, 10 — с российскими и 1 с табличками «ДНР») и вышел 1 пешеход, а в Украину въехал 21 автомобиль (7 с украинскими номерными знаками, 5 — с российскими и 9 с табличками «ДНР»), 2 фургона (с украинскими номерными знаками), 2 автобуса (приблизительно с 30 пассажирами в каждом и с табличками «ДНР»), а также вошли 15 пешеходов.
На шламонакопителе фенольного завода недалеко от Железного, рядом с линией соприкосновения, по данным воздушного наблюдения БПЛА СММ по состоянию на 17 июля не выявлено новых признаков военного присутствия сил и средств по сравнению с данными воздушного наблюдения за июнь 2018 года (см. Ежедневный отчет СММ от 29 июня 2018 года).
Команда Миссии наблюдала за массовым собранием в Киеве и видела две отдельные группы возле здания Специализированной антикоррупционной прокуратуры по адресу ул. Исаакяна, 11. По сообщениям СМИ, 4 апреля во время парламентской сессии представители Национального антикоррупционного бюро обвинили Специализированную антикоррупционную прокуратуру в коррупции. Первая группа состояла приблизительно из 200 человек (мужчин и женщин, в возрасте 20–40 лет), некоторые из которых держали в руках плакаты с критическими надписями в адрес прокурора Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Вторая группа состояла из около 120 человек (преимущественно женщин в возрасте 40–60 лет) и стояла на другой стороне улицы; они держали в руках плакаты с критикой в адрес Национального антикоррупционного бюро Украины. Некоторые участники этой группы держали флаги политической партии. Наблюдатели также видели, что на улице находились около 150 полицейских, а еще 20 полицейских обеспечивали охрану входных дверей здания Прокуратуры. За время пребывания там команды СММ не было зафиксировано ни одного инцидента.
Миссия продолжает наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что СЦКК должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 17 июля 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Два вооруженных члена вооруженных формирований остановили патруль СММ на блокпосте к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) и снова не разрешили членам патруля Миссии проехать в западном направлении к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) и в южном направлении к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), объяснив это «соображениями безопасности» (например, см. Ежедневный отчет СММ от 16 июля 2018 года и Ежедневный отчет СММ от 17 июля 2018 года).
На блокпосте на автодороге Е58 к северо-западу от н. п. Безыменное (неподконтрольный правительству, 30 км к востоку от Мариуполя) вооруженные члены вооруженных формирований снова остановили патруль Миссии и отказали ему в проезде (например, см. Ежедневный отчет СММ от 16 июля 2018 года и Ежедневный отчет СММ от 17 июля 2018 года).
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, изза возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, изза возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого изза возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
В Луганске (неподконтрольный правительству) член вооруженных формирований сказал, что он не может предоставить наблюдателям информацию без разрешения руководителей вооруженных формирований.
В Луганске медработники больницы сказали, что они не могут предоставлять СММ информацию без разрешения руководителей вооруженных формирований.
В Голубовке женщина, представившаяся представительницей местной общины, сказала, что она не может предоставлять СММ информацию без разрешения руководителей вооруженных формирований.
В н. п. Хорошее (неподконтрольный правительству, 36 км к западу от Луганска) женщина, представившаяся представительницей местной общины, сказала, что она не может предоставлять СММ информацию без разрешения руководителей вооруженных формирований.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным. Соответственно, просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней)..
[3] Данное вооружение не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 17 July 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions compared with the previous reporting period. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations near and observed again military presence inside the Zolote disengagement area. Its access remained restricted in all three areas as well as, again, in areas of Donetsk region outside government control near Zaichenko and Bezimenne.* The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring the security situation around the station, as well as repairs and maintenance works to critical civilian infrastructure near Zalizne, Artema, Zaitseve and Novotoshkivske. In Kyiv, the SMM monitored a gathering outside the Special Anti-Corruption Prosecutor’s Office.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including about 125 explosions, compared with the previous reporting period (about 70 explosions).
On the evening and night of 16-17 July, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded a total of 27 explosions (19 undetermined and eight assessed as outgoing mortar rounds), 78 projectiles in flight (including 34 from east to west, 11 from north-west to south-east and 12 from west to east) and six muzzle flashes all 0.5-4km at directions ranging from south-east to south-west, and a projectile from west-south-west to east-north-east 0.3-0.6km south.
On the evening and night of 16-17 July, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) recorded, in sequence, two tracer rounds in flight from north to south and a tracer round from south to north, followed by a total of 19 projectiles in flight (ten from north to south, five from south to north and four from north-west to south-east), an undetermined explosion and a tracer round from north to south, all 1-3km east.
On the evening and night of 16-17 July, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) recorded totals of 17 projectiles in flight (12 from west to east, two from north-west to south-east, two from south-west to north-east and one in vertical flight), six bursts, two illumination flares (one from north-west to south-east and one in vertical flight) and four muzzle flashes, all 1.5-3km north and north-north-east.
On the evening and night of 16-17 July, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard about 60 undetermined explosions and about 90 bursts of small-arms fire, all 1-6km at directions ranging from south-east to south-west.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including 12 explosions, compared with the previous reporting period (two explosions).
During the day on 17 July, positioned in Trokhizbenka (government-controlled, 35km north-west of Luhansk), the SMM heard 12 explosions (six assessed as outgoing mortar rounds and six as their subsequent impacts), all 3-5km south.
On 13 July, the SMM lost contact with one of its mid-range unmanned aerial vehicles (UAV). Positioned near Nepilivika (government-controlled, 40km north-east of Donetsk), the SMM launched a mid-range UAV. After flying for 27 minutes without any incident, the SMM abruptly lost contact with the UAV as it was flying at an altitude of about 150m approximately 3.7km north-west of Shyroka Balka (non-government-controlled, 34km north-east of Donetsk) and about 4km south-east of the phenol sludge reservoir near Zalizne (formerly Artemove, government-controlled, 42km north-east of Donetsk) (see below). As of 18 July, the UAV has not been recovered.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On 16 July, an SMM mini-UAV spotted a military-type truck (GAZ-66), a military-type van (UAZ-469) and two Ukrainian Armed Forces soldiers on the north-eastern edge of Katerynivka (government-controlled, 64km west of Luhansk), inside the Zolote disengagement area. The UAV also spotted a trench system (assessed as recently dug) in a backyard 60m from a residential property in Katerynivka, outside the disengagement area, about 300m from its western edge. On 17 July, positioned on the north-eastern edge of Katerynivka, the SMM saw two armed persons (a man and a woman) in military-style clothing inside the disengagement area, exiting Katerynivka and walking towards a Ukrainian Armed Forces checkpoint on the northern edge of the disengagement area.
On the night of 16-17 July, the SMM camera in Zolote recorded a burst in vertical flight assessed as three rounds of an undetermined weapon 5-8km south-east, assessed as outside the disengagement area.
On 15 July, inside the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM saw a tailfin of a rocket-propelled grenade (RPG-7) in a field about 2.5m east of a road approximately 100m north of the Ukrainian Armed Forces forward position about 300m north of the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk). On 17 July, the SMM noted that the tailfin was no longer present.
During the day on 17 July, positioned inside the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum. Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in a government-controlled area, the SMM saw a surface-to-air missile system (9K33 Osa) near Blahodatne (44km south-west of Donetsk) heading north.
The SMM observed armoured combat vehicles (ACV), anti-aircraft weapons[3] and other indications of military-type presence in the security zone. In government-controlled areas, on 16 July, an SMM long-range UAV spotted an ACV near Berezove (31km south-west of Donetsk), an ACV and three probable infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-2) near Bohdanivka (44km west of Luhansk), two probable armoured personnel carriers (APC) near Novoselivka (31km north-east of Donetsk) and an ACV near Yurivka (35km north of Donetsk). On the same day, an SMM mini-UAV spotted three IFVs (a BMP-1 and two BMP-2) near Zolote and an SMM mid-range UAV spotted four self-propelled anti-aircraft systems (ZSU-23-4 Shilka, 23mm) near Vynohradne (10km east of Mariupol). On 17 July, the SMM saw an APC (BTR-80) near Stepove (30km north-east of Luhansk).
On 16 July, an SMM mini-UAV spotted a 25m-long trench about 400m east-north-east of a previously observed Ukrainian Armed Forces position in a northern area of Zolote-4/Rodina (government-controlled, 59km west of Luhansk) (see SMM Daily Report 5 July 2018) as well as two trenches (25m- and 150m-long) near Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 58km west of Luhansk).
In non-government-controlled areas, on 16 July, an SMM mini-UAV spotted an APC (BTR-80), an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) and two armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2) in a compound adjacent to a residential area of Holubivka (formerly Kirovsk, 51km west of Luhansk). On 17 July, an SMM mid-range UAV spotted six IFVs (three BMP-1 and three BMP-2) near Khreshchatytske (formerly Krasnoarmiiske, 86km south of Donetsk) and an SMM mini-UAV spotted a military-type position near Vesela Hora (16km north of Luhansk) (not visible in imagery from 28 June 2018).
On 16 July, an SMM mid-range UAV spotted six craters south-west of Sakhanka (24km north-east of Mariupol), assessed as caused by 120mm mortar rounds fired from a south-westerly direction and at least 13 craters east of Sakhanka, assessed as caused by artillery (122mm and 152mm) rounds fired from a south-westerly direction (all not visible in imagery from 1 June 2018).
The SMM observed demining activities. Near Makarove (government-controlled, 19km north-east of Luhansk) on the eastern side of road P-22, the SMM saw four men in Ukrainian State Emergency Service uniforms and six Ukrainian Armed Forces personnel placing sticks and red tape assessed as part of demining activities.
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see above and table below for details).
The SMM also continued to facilitate and monitor repairs to the Petrivske water pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk) and water pipelines near a non-government-controlled part of Zaitseve (50km north-east of Donetsk) and near Novotoshkivske (government-controlled, 53km west of Luhansk). The SMM also facilitated the strengthening of the dam of the phenol sludge reservoir near Zalizne.
The SMM visited a border area outside government control. While at a border crossing point near Marynivka (78km east of Donetsk) for approximately an hour, the SMM saw 17 cars (six with Ukrainian and ten with Russian Federation licence plates, and one with “DPR” plates) and a pedestrian exiting Ukraine and 21 cars (seven with Ukrainian and five with Russian Federation licence plates, and nine with “DPR” plates), two vans (with Ukrainian licence plates), two buses (with about 30 passengers each, with “DPR” plates) and 15 pedestrians entering Ukraine.
At a reservoir near a phenol factory near Zalizne, close to the contact line, recent SMM UAV footage from 17 July did not reveal new indications of military presence when compared with imagery from June 2018 (see SMM Daily Report 29 June 2018).
The SMM monitored a gathering in Kyiv and saw two separate groups outside the Specialized Anti-Corruption Prosecutor’s Office at 11 Isaakiana Street. According to media reports, on 4 April, representatives of the National Anti-Corruption Bureau accused the Specialized Anti-Corruption Prosecutor's Office of corruption during a session of Parliament. The first group consisted of about 200 people (men and women, aged 20-40), some of whom were holding banners critical of the Specialized Anti-Corruption Prosecutor. The second group consisted of about 120 people (mostly women, aged 40-60) who stood on the other side of the street and held banners critical of the National Anti-Corruption Bureau of Ukraine; some of them were carrying flags of a political party. The SMM saw about 150 police officers on the street and 20 police officers protecting the front door of the Office. No incidents were observed while the SMM was present.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the JCCC should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see, for example, SMM Daily Report 17 July 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a checkpoint north of Zaichenko (nongovernment-controlled, 26km north-east of Mariupol), two armed members of the armed formations stopped the SMM and again denied it passage westward to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol) and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol) citing “security reasons”. (See, for example, SMM Daily Report 16 July 2018 and SMM Daily Report 17 July 2018).
At a checkpoint on road E58 north-west of Bezimenne (non-government-controlled, 30km east of Mariupol), armed members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage. (See, for example, SMM Daily Report 16 July 2018 and SMM Daily Report 17 July 2018.)
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
In Luhansk city (nongovernment-controlled), a member of the armed formations said that he could not provide the SMM with information without permission from senior members of the armed formations.
In Luhansk city, hospital staff said that they could not provide the SMM with information without permission from senior members of the armed formations.
In Holubivka, a woman who introduced herself as a community representative said that she could not provide the SMM with information without permission from senior members of the armed formations.
In Khoroshe (nongovernment-controlled, 36km west of Luhansk), a woman who introduced herself as a community representative said that she could not provide the SMM with information without permission from senior members of the armed formations.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report.
[2] Due to the presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remained limited; therefore, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.