Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом, при этом в Луганской области не зафиксировано ни одного такого нарушения. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также вновь зафиксировала военное присутствие на участке разведения в районе Золотого. Доступ СММ оставался ограниченным на всех трех участках разведения*. Кроме того, доступ наблюдателей был ограничен в районах Хрустального, Заиченко и Казацкого, а также Изварино и Северного, вблизи границы с Российской Федерацией, и вблизи Дружелюбовки в Херсонской области*. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода возле Староласпы, Новоалександровки и Хрустального. СММ продолжала содействовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции, в том числе путем мониторинга ситуации с безопасностью в районе станции, а также содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ и технического обслуживания на других гражданских объектах жизнеобеспечения вблизи Железного, Артема, Станицы Луганской, Новотошковского и Раевки. Команды Миссии наблюдали за проведением двух массовых собраний в Киеве и одного в Днепре. В Харьковской области наблюдатели уточняли информацию касательно судебных слушаний по делу рыболовного судна «Норд».
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], включая примерно 25 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зафиксировано около 90 взрывов.
Так, поздно вечером 10 и в ночь на 11 июля камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала (в хронологической последовательности) 1 выпущенную вверх осветительную ракету, 3 снаряда с востока на запад и 5 взрывов неопределенного происхождения — все в 2–6 км к югу.
Поздно вечером 10 и в ночь на 11 июля камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Майорск (45 км к северо-востоку от Донецка) зафиксировала (в хронологической последовательности) 16 снарядов с юго-востока на северо-запад и 5 снарядов с северо-запада на юго-восток, а затем в общей сложности 8 взрывов неопределенного происхождения и 134 снаряда (82 с юго-востока на северо-запад и 52 с северо-запада на юго-восток) — все на расстоянии 6–10 км к северо-востоку.
Вечером 10 июля, осуществляя мониторинг в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 14 выстрелов из стрелкового оружия в 1–1,5 км к западу. В течение дня 11 июля, находясь там же, команда СММ слышала около 75 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия в 1–1,5 км к северо-западу. Патрулируя на северо-западной окраине Горловки, наблюдатели слышали около 100 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия в 0,2–3 км к северо-западу.
В Луганской области СММ не зафиксировала ни одного нарушения режима прекращения огня. В течение предыдущего отчетного периода Миссия зафиксировала нарушения режима прекращения огня, включая около 50 взрывов.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка)[2], как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Находясь на участке разведения в районе Золотого, наблюдатели видели, как на участок разведения с северной стороны заехал фургон (с военными номерными знаками и изображениями красного креста на белом фоне с обеих сторон) с тремя людьми в военной одежде на борту, а затем проследовал к юго-западу в направлении н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска). Примерно через 15 минут наблюдатели видели, как тот же фургон с тремя людьми в военной одежде на борту проехал обратно по тому же маршруту и покинул участок разведения.
Осуществляя наблюдение на участке разведения в районе Станицы Луганской, СММ отметила там спокойную обстановку.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, Комплексом мер и Дополнением к нему.
10 июля в неподконтрольных правительству районах беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ среднего радиуса действия зафиксировал наличие 4, предположительно, самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) возле н. п. Староласпа (51 км к югу от Донецка), размещенных там в нарушение линий отвода (см. Ежедневный отчет СММ от 6 июля 2018 года). 11 июля наблюдатели видели 13 неподвижных буксируемых гаубиц (Д-30 «Лягушка», 122 мм) к западу от н. п. Новоалександровка (75 км к юго-востоку от Донецка) и 3 реактивные системы залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122 мм), стоявшие вблизи н. п. Хрустальный (быв. Красный Луч, 56 км к юго-западу от Луганска)*.
Наблюдатели зафиксировали наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствовали критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленного СММ подписантам Комплекса мер. В неподконтрольных правительству районах за соответствующими линиями отвода в Донецкой области команда Миссии отметила, что там по-прежнему отсутствуют 1 буксируемая гаубица (Д-30) и 15 минометов (ПМ-38, 120 мм).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины (ББМ) и зенитные установки[3] в пределах зоны безопасности. 10 июля в подконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ обнаружил 1 боевую машину пехоты (БМП-1) и 2 зенитные установки (ЗУ-23-2), одна из которых была установлена на бронетранспортер (МТ-ЛБ), вблизи жилого района н. п. Трехизбенка (32 км к северо-западу от Луганска). В тот же день БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 2 ББМ (типа БМП) возле н. п. Северное (быв. Кирово, 44 км к северо-востоку от Донецка), 3 ББМ (одну БМП-2 и две типа БМП), 1 бронетранспортер (БТР-80), 1 бронированную разведывательную машину (БРМ-1К) и 1 подвижный разведывательный пункт (ПРП-4 «Нард») около н. п. Новгородское (35 км к северу от Донецка), а также 1 БРМ-1К и 1 ББМ (типа БМП) неподалеку от н. п. Красногоровка (21 км к западу от Донецка), 2 БТР-80 рядом с н. п. Верхнеторецкое (23 км к северо-востоку от Донецка) и 1 ББМ возле н. п. Пески (11 км к северо-западу от Донецка).
10 июля в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 2 БМП‑2 неподалеку от Староласпы и 3 БМП-1 возле н. п. Белая Каменка (51 км к югу от Донецка).
СММ продолжала фиксировать наличие мин. 10 июля БПЛА СММ среднего радиуса действия вновь зафиксировал 12 противотанковых мин (ТМ-62), заложенных в два ряда на дороге примерно в 800 метрах к северо-западу от Белой Каменки (см. Ежедневный отчет СММ от 2 июля 2018 года), а также снова зафиксировал 8 противотанковых мин (ТМ-62), заложенных поперек дороги примерно в 2 км к востоку от н. п. Старогнатовка (подконтрольный правительству, 51 км к югу от Донецка) (см. Ежедневный отчет СММ от 4 апреля 2018 года).
СММ продолжала содействовать обеспечению работы ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Находясь в районах вокруг ДФС, наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня (более детальную информацию см. выше и в таблице ниже), невзирая на предоставленные четкие гарантии безопасности. Миссия также продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на шламонакопителе фенольного завода в н. п. Железное (быв. Артемово, подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка), на Петровской насосной станции возле н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска), на водоканале в Станице Луганской, на водопроводе в н. п. Новотошковское (подконтрольный правительству, 53 км к западу от Луганска) и на линии электропередачи возле н. п. Раевка (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-западу от Луганска).
СММ продолжала наблюдать за ситуацией, в которой оказались гражданские лица, проживающие вблизи линии соприкосновения. В н. п. Золотое-5 (Михайловка, неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска) наблюдатели видели примерно 15 человек (11 женщин и 4 мужчин в возрасте от 55 до 70 лет), ожидавших в очереди, чтобы набрать воду из пластикового резервуара в центре населенного пункта. Мужчина (60–70 лет) рассказал наблюдателям, что многие жители используют общественно доступные источники питьевой воды.
Также наблюдатели видели 15 военнослужащих Вооруженных сил Украины, ремонтировавших поврежденный мост на автодороге Т0504 юго-западнее Попасной (см. Ежедневный отчет СММ от 15 июня 2018 года).
Наблюдатели посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством. Находясь в пункте пропуска на границе возле н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска), члены патруля СММ видели, что в очереди на выезд/выход из Украины стояло 30 автомобилей (14 с украинскими номерными знаками, 13 — с российскими и 3 с табличками «ЛНР»), 2 тентованных грузовика (с украинскими номерными знаками) и 16 пешеходов. Наблюдатели также отметили, что в Украину въехали 3 автомобиля (1 с украинскими номерными знаками и 2 — с российскими) и 1 автобус (с украинскими номерными знаками), а также вошли 13 пешеходов. Спустя 10 минут член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть этот район*.
Находясь в пункте пропуска возле н. п. Северный (50 км к юго-востоку от Луганска), наблюдатели видели, что в Украину вошли 8 пешеходов. Спустя примерно 15 минут вооруженный член вооруженных формирований сказал патрулю СММ покинуть этот район*.
Команда СММ наблюдала за проведением двух массовых собраний в Киеве. Наблюдатели видели около 4 000 человек (преимущественно мужчин разного возраста) и около 700 автомобилей (все с иностранными номерными знаками, в основном польскими и литовскими), которые перекрыли улицу между зданием Верховной Рады Украины на ул. Михаила Грушевского, 5, и зданием Кабинета Министров Украины на ул. Михаила Грушевского, 12/2. Они также видели около 500 желто-синих и черно-белых флагов «Авто Евро Сила» и плакатов с надписями об «отсутствии доступных автомобилей в Украине». В этом районе наблюдатели видели приблизительно 360 сотрудников полиции и 90 бойцов Национальной гвардии, а также 9 военных грузовиков, полицейский фургон, карету скорой помощи, пожарный автомобиль и 10 автобусов полиции и Национальной гвардии, припаркованных поблизости. Перед зданием Кабинета Министров наблюдатели видели группу мужчин из числа протестующих, которые жгли фаеры и дымовые шашки. Позже они видели, как некоторые из участников акции бросали дымовые шашки в сторону бойцов Национальной гвардии. Около 14:00, по наблюдениям Миссии, значительная часть людей начала расходиться. Во время присутствия команды СММ на месте событий никаких других инцидентов зафиксировано не было.
Также возле Кабинета Министров команда Миссии видела отдельное собрание из примерно 600 человек (в основном мужчины разного возраста); многие из них были в оранжевые пластиковых рабочих касках, а некоторые держали в руках государственные флаги Украины. Наблюдатели слышали, что они высказывались в поддержку продолжения работы химического завода в Украине. Собрание закончилось мирно.
Команда Миссии осуществляла мониторинг массового собрания в Днепре при участии около 70 человек (мужчин и женщин разного возраста), среди которых были представители религиозных общин. Мероприятие проходило в парке возле здания областного совета на просп. Александра Поля, 2б. Команда СММ слышала, что выступавшие высказывались в поддержку освобождения заключенных, удерживаемых в Российской Федерации. Наблюдатели также видели 5 молодых людей (14–20 лет) в одежде с символикой «С-14» («Сечь»). Наблюдатели не зафиксировали присутствия полиции на месте событий. Собрание завершилось мирно.
Команда СММ уточняла информацию о судебных слушаниях по делу экипажа рыболовного судна «Норд» в районном суде в Харьковской области. По информации, предоставленной СММ в районном суде н. п. Дергачи (16 км к северо-западу от Харькова), судебные дела в отношении 8 членов экипажа рыболовного судна «Норд» закрыты по процессуальным основаниям согласно части второй статьи 38 и пункту 7 статьи 247 Кодекса Украины об административных правонарушениях (для ознакомлениями с предыдущими наблюдениями см. Ежедневный отчет СММ от 10 апреля 2018 года).
СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Одессе, Львове, Ивано-Франковске и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях остается ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
В пункте пропуска на границе возле Изварино член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть этот район.
В пункте пропуска на границе возле Северного вооруженный член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть этот район.
Член вооруженных формирований отказал патрулю Миссии в доступе к объекту вблизи Хрустального. Пребывая за пределами объекта, наблюдатели видели, что на его территории стояли 3 РСЗО (см. выше).
Два вооруженных члена вооруженных формирований на блокпосте рядом с н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) вновь отказали патрулю Миссии в доступе к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и в н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), ссылаясь на «соображения безопасности» и «проведение антитеррористической операции».
На блокпосте восточнее н. п. Казацкое (неподконтрольный правительству, 36 км к северо-востоку от Мариуполя) два члена вооруженных формирований, один из которых был вооружен, не разрешили патрулю Миссии проехать в направлении н. п. Порохня (неподконтрольный правительству, 40 км к северо-востоку от Мариуполя), сославшись на необходимость получения разрешения от их «командиров».
Военнослужащий Вооруженных сил Украины на блокпосте к югу от н. п. Дружелюбовка (121 км к юго-востоку от Херсона) не пропустил наблюдателей, осуществлявших мониторинг ситуации на административной границе между Херсонской областью и Крымом, на дамбу, ссылаясь на приказы «не пропускать ОБСЕ».
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям, участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Невооруженный член вооруженных формирований, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении данного отчетного периода камера СММ на КПВВ в Марьинке не функционировала.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным. Соответственно просмотр и анализ отснятого камерой материала переносится (предварительно на несколько дней).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 11 July 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region, compared with the previous reporting period, and no ceasefire violations in Luhansk region. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it again observed military presence inside the Zolote disengagement area. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas.* Its access was also restricted near Khrustalnyi, Zaichenko and Kozatske, as well as near Izvaryne and Sievernyi, near the border with the Russian Federation, and near Druzheliubivka in Kherson region.* The Mission observed weapons in violation of withdrawal lines near Starolaspa, Novooleksandrivka and Khrustalnyi. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring the security situation around the station, as well as repairs and maintenance works to other essential civilian infrastructure near Zalizne, Artema, Stanytsia Luhanska, Novotoshkivske and Raivka. The SMM monitored two gatherings in Kyiv, a gathering in Dnipro and followed up on court cases in Kharkiv region related to the fishing ship Nord.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including about 25 explosions, compared with the previous reporting period (about 90 explosions).
On the evening and night of 10-11 July, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, an illumination flare in vertical flight, three projectiles in flight from east to west and five undetermined explosions, all 2-6km south.
On the evening and night of 10-11 July, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) recorded, in sequence, 16 projectiles in flight from south-east to north-west and five projectiles from north-west to south-east, followed by totals of eight undetermined explosions and 134 projectiles (82 from south-east to north-west and 52 from north-west to south-east), all 6-10km north-east.
On the evening of 10 July, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard 14 shots of small-arms fire 1-1.5km west. During the day on 11 July, while at the same location, the SMM heard about 75 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire 1-1.5km north-west. Positioned in the north-western outskirts of Horlivka, the SMM heard about 100 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire 0.2-3km north-west.
In Luhansk region, the SMM recorded no ceasefire violations. In the previous reporting period, the SMM recorded ceasefire violations, including about 50 explosions.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk)[2], as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
Positioned in the Zolote disengagement area, the SMM saw a van with military licence plates, a red cross on a white background on both sides of the vehicle, and three people in military clothing inside enter the disengagement area from its northern edge and travel south-west in the direction of Katerynivka (government-controlled, 64km west of Luhansk). About 15 minutes later, the SMM saw the same vehicle with three people in military clothing inside travel back along the same route and exit the disengagement area.
Positioned in the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, on 10 July, an SMM mid-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted four probable self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) near Starolaspa (51km south of Donetsk) (see SMM Daily Report 6 July 2018). On 11 July, the SMM saw 13 stationary towed howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm) west of Novooleksandrivka (75km south-east of Donetsk) and three stationary multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm) near Khrustalnyi (formerly Krasnyi Luch, 56km south-west of Luhansk).*
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In non-government-controlled areas beyond the respective withdrawal lines in Donetsk region, the SMM noted that a towed howitzer (D-30) and 15 mortars (PM-38, 120mm) were again missing.
The SMM observed armoured combat vehicles (ACVs) and anti-aircraft guns[3] in the security zone. In government-controlled-areas, on 10 July, an SMM mini-UAV spotted an infantry fighthing vehicle (IFV) (BMP-1) and two anti-aircraft guns (ZU-23-2), one of which was mounted on an armoured personel carrier (APC) (MT-LB), near a residential area of Trokhizbenka (32km north-west of Luhansk). On the same day, an SMM long-range UAV spotted two IFVs (BMP variants) near Pivnichne (formerly Kirove, 44km north-east of Donetsk), three IFVs (a BMP-2 and two BMP variants), an APC (BTR-80), an armoured reconnaissance vehicle (BRM-1K) and an artillery reconnaissance vehicle (PRP-4 Nard) near Novhorodske (35km north of Donetsk), as well as an armoured reconnaissance vehicle (BRM-1K), an IFV (BMP variant) near Krasnohorivka (21km west of Donetsk), two APCs (BTR-80) near Verkhnotoretske (23km north-east of Donetsk) and an ACV near Pisky (11km north-west of Donetsk).
In non-government-controlled areas, on 10 July, an SMM mid-range UAV spotted two IFVs (BMP-2) near Starolaspa and three IFVs (BMP-1) near Bila Kamianka (51km south of Donetsk).
The SMM continued to observe mines. On 10 July, an SMM mid-range UAV again spotted 12 anti-tank mines (TM-62) laid in two rows on a road about 800m north-west of Bila Kamianka (see SMM Daily Report 2 July 2018) and again spotted eight anti-tank mines (TM-62) laid across a road about 2km east of Starohnativka (government-controlled, 51km south of Donetsk) (see SMM Daily Report 4 April 2018).
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see above and table below for details). The SMM also continued to facilitate and monitor repairs to the phenol sludge reservoir near Zalizne (formerly Artemove, government-controlled, 42km north-east of Donetsk), to the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk), a water channel in Stanytsia Luhanska, a water pipeline in Novotoshkivske (government-controlled, 53km west of Luhansk) and a power line near Raivka (non-government-controlled, 16km north-west of Luhansk).
The SMM continued to monitor the situation of civilians living close to the contact line. In Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 58km west of Luhansk), the SMM saw about 15 people (11 women and four men, aged 55-70) waiting to collect water from a plastic reservoir in the centre of the village. A man (aged 60-70) told the SMM that many residents rely on public reservoirs for potable water.
The SMM also noted 15 Ukrainian Armed Forces personnel repairing a broken bridge south-west of Popasna on road T0504. (See SMM Daily Report 15 June 2018.)
The SMM visited two border areas not under government control. While at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk), the SMM saw 30 cars (14 with Ukrainian and 13 with Russian Federation licence plates, and three with “LPR” plates), two covered cargo trucks (with Ukrainian licence plates) and 16 pedestrians in a queue to exit Ukraine. The SMM also saw three cars (one with Ukrainian and two with Russian Federation licence plates), a bus (with Ukrainian licence plates) and 13 pedestrians entering Ukraine. After ten minutes, a member of the armed formations told the SMM to leave the area.*
While at a border crossing point near Sievernyi (50km south-east of Luhansk), the SMM saw eight pedestrians entering Ukraine. After about 15 minutes, an armed member of the armed formations told the SMM to leave the area.*
The SMM monitored two gatherings in Kyiv. It saw a group of about 4,000 people (mostly men, mixed ages) and about 700 cars (all with foreign licence plates, mostly Polish and Lithuanian) blocking the street between the Parliament building at 5 Mykhaila Hrushevskoho Street and the Cabinet of Ministers building at 12/2 Mykhaila Hrushevskoho Street, as well as about 500 yellow-and-blue and black-and-white “Auto Euro Power” flags and posters related to a “lack of affordable cars in Ukraine”. In the area, the SMM saw about 360 police and 90 National Guard officers, nine military trucks, a police van, an ambulance, a fire truck, as well as ten police and National Guard buses parked nearby. In front of the Cabinet of Ministers building, the SMM saw a group of male protestors burning flares and a smoke-canister and, later in the day, the SMM observed that some of the protesters threw smoke flares in the direction of the National Guard officers. Around 14:00, the SMM noted that many people had started to disperse. No further incidents were observed while the SMM was present.
In a separate gathering in front of the Cabinet of Ministers building, the SMM saw about 600 people (mostly men, mixed ages), many of whom were wearing orange plastic work helmets and some were holding Ukrainian flags. The SMM heard those gathered expressing their support for the continued operation of a chemical factory in Ukraine. The gathering ended peacefully.
The SMM monitored a gathering in Dnipro of about 70 people (men and women, mixed ages), including representatives of religious communities, in a park near the Regional Council building at 2b Oleksandra Polia Avenue. The SMM heard speakers expressing support for freeing prisoners of war detained in the Russian Federation. The SMM also saw five young men (aged 14-20) wearing clothing with C-14 (Sich) insignia. The SMM did not see any police present and the gathering ended peacefully.
The SMM followed up on court cases related to the fishing ship Nord at a district court in Kharkiv region. According to the district court in Dergachi (16km north-west of Kharkiv) informed the SMM that the court cases related to the eight crew members of the fishing ship Nord had been closed on procedural grounds in accordance with Articles 38(2) and 247(7) of Code of Administrative Offences of Ukraine. (For previous reports, see SMM Daily Report 10 April 2018.)
The SMM continued monitoring in Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a border crossing point near Izvaryne, a member of the armed formations told the SMM to leave the area.
At a border crossing near Sievernyi, an armed member of the armed formations told the SMM to leave the area.
A member of the armed formations denied the SMM access to a compound near Khrustalnyi. From the outside, the SMM saw three MLRS inside the compound (see above).
Two armed members of the armed formations at a checkpoint near Zaichenko (nongovernment-controlled, 26km north-east of Mariupol) again prevented the SMM from accessing Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol) citing “security concerns” and an “ongoing anti-terrorist operation”.
At a checkpoint east of Kozatske (nongovernment-controlled, 36km north-east of Mariupol), two members of the armed formations, one of whom was armed, denied the SMM passage towards Porokhnia (non-government-controlled, 40km north-east of Mariupol), citing that authorization was needed from their “superiors”.
At a checkpoint south of Druzheliubivka (121km southeast of Kherson), while monitoring the administrative boundary line between Kherson region and Crimea, a member of the Ukrainian Armed Forces prevented the SMM from accessing the dam citing orders “not to allow the OSCE to pass”.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An unarmed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report. The SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka was not operational during the reporting period.
[2] Due to presence of mines, including those on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remained limited; therefore, the review of the camera footage may take place days later.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.