Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В период с вечера 1 по вечер 2 июня как в Донецкой, так и в Луганской области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. С вечера 2 и по вечер 3 июня Миссия отметила аналогичный уровень нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущими сутками. Вблизи неподконтрольного правительству Тепличного в Луганской области в направлении беспилотного летательного мини-аппарата СММ стреляли из стрелкового оружия. Наблюдатели уточняли информацию о жертве среди гражданского населения возле Пантелеймоновки. В Чермалыке члены патруля Миссии зафиксировали свежие повреждения дома в результате обстрела. СММ продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения в районах населенных пунктов Станица Луганской, Золотого и Петровского и зафиксировала нарушения режима прекращения огня вблизи участков разведения в районе Золотого и Станицы Луганской. Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения и в других районах, в частности к постоянному месту хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе Донецкой области. СММ и далее осуществляла мониторинг и способствовала обеспечению доступа сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к Донецкой фильтровальной станции (ДФС), а также проведению работ по разминированию рядом со станцией. Наблюдатели слышали нарушения режима прекращения вблизи ДФС, несмотря на предоставленные гарантии безопасности. Миссия и далее содействовала проведению и осуществляла мониторинг ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи возле Южной Ломоватки, Алмазной и Веселогоровки. В Киеве команда СММ наблюдала за проведением двух мирных массовых собраний.
В период с вечера 1 и по вечер 2 июня в Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], в то же время отметив большее количество взрывов (приблизительно 140), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (около 120 взрывов). С вечера 2 и по вечер 3 июня Миссия констатировала аналогичный уровень нарушений режима прекращения огня, при этом зафиксировав большее количество взрывов (примерно 170) по сравнению с предыдущими сутками.
Так, поздно вечером 1 и ночью 2 июня камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 3 снаряда с востока на запад, 2 снаряда с запада на восток и 2 снаряда с востока на запад, а затем в общей сложности 8 взрывов неопределенного происхождения, 75 снарядов (50 с запада на восток, 22 с востока на запад, 1 с востоко-юго-востока на западо-северо-запад и 2 с юго-востока на северо-запад) и 3 осветительные ракеты (2 с юга на север и 1 выпущенную вверх) — все в 0,5–2 км к югу.
Вечером 2 и ночью 3 июня эта же камера на ДФС зафиксировала (в хронологической последовательности) 4 снаряда с востока на запад, 1 взрыв неопределенного происхождения, 3 снаряда с востока на запад, 1 снаряд с запада на восток и 2 взрыва неопределенного происхождения, за которыми последовало в общей сложности 1 взрыв неопределенного происхождения и 32 снаряда (23 с востока на запад и 9 с запада на восток) — все в 0,5–3 км к югу.
Поздно вечером 1 и ночью 2 июня камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 42 снаряда с севера на юг, 6 снарядов с юга на север и 15 снарядов с севера на юг, а затем в общей сложности 2 взрыва неопределенного происхождения, 135 снарядов (51 с севера на юг и 84 с юга на север) и 1 выпущенную вверх осветительную ракету — все в 2–4 км к востоку.
Поздно вечером 2 и в ночь на 3 июня с помощью этой камеры было зафиксировано (в хронологической последовательности) 11 снарядов с севера на юг, 3 снаряда с юга на север и 1 взрыв неопределенного происхождения, а затем в общей сложности 2 взрыва неопределенного происхождения, 160 снарядов (15 с востоко-юго-востока на западо-северо-запад, 7 с севера на юг, 21 с северо-северо-запада на юго-юго-восток, 13 с северо-запада на юго-восток, 27 с юга на север, 30 с юго-востока на северо-запад, 41 с юго-юго-востока на северо-северо-запад и 6 с юго-запада на северо-восток) и 4 выпущенные вверх осветительные ракеты — все в 2–4 км к востоку.
Поздно вечером 1 и ночью 2 июня в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали 3 взрыва неопределенного происхождения, 5 взрывов, оцененных как выстрелы из автоматического гранатомета, с дальнейшими разрывами, 7 взрывов, оцененных как разрывы минометных мин (неустановленного калибра), 4 выстрела из пушки боевой машины пехоты (БМП-2, 30 мм) –– все в 2–6 км к юго-востоку и юго-юго-востоку.
Вечером 2 и ночью 3 июня в этом же населенном пункте команда Миссии слышала 21 взрыв неопределенного происхождения, 6 взрывов, оценённых как разрывы минометных мин (120 мм), 5 взрывов, оцененные как выстрелы из пушки БМП-1 (73 мм), 1 взрыв, оцененный как разрыв гранаты РПГ, и примерно 140 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–4 км к востоко-юго-востоку и юго-востоку.
Вечером 2 и ночью 3 июня в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали и видели 60 взрывов неопределенного происхождения, слышали 11 взрывов, оцененных как выстрелы из вооружения неустановленного типа, а также около 20 очередей и выстрелов из стрелкового оружия — все в 2–6 км в секторе от юго-юго-запада до северо-северо-запада.
2 июня, осуществляя мониторинг приблизительно в 2 км к юго-юго-востоку от н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка), члены патруля Миссии слышали 15 взрывов неопределенного происхождения, а также примерно 20 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–6 км к востоку, юго-востоку, юго-западу и западу.
2 июня, патрулируя на восточной окраине н. п. Крутая Балка (неподконтрольный правительству, 16 км к северу от Донецка), наблюдатели слышали 26 взрывов неопределенного происхождения в 3–5 км к юго‑западу. 3 июня с этой же позиции члены патруля СММ слышали 17 взрывов неопределенного происхождения в 3–5 км к северо-востоку и юго‑западу.
2 июня, ведя наблюдение в 1 км к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), команда СММ слышала 21 взрыв неопределенного происхождения в 2–3 км к юго-западу и западу. 3 июня с той же позиции наблюдатели слышали 22 взрыва неопределенного происхождения и огонь из стрелкового оружия — все в 2–6 км к юго‑западу и западу.
2 июня, находясь на юго-восточной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), члены патруля Миссии слышали 30 взрывов неопределенного происхождения в 2–3 км в секторе от юго-востока до юга. 3 июня, осуществляя мониторинг в этом же месте, наблюдатели слышали 14 взрывов неопределенного происхождения в 2–5 км к востоко-юго-востоку, юго-востоку и югу.
В период с вечера 1 по вечер 2 июня в Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, аналогичное количество взрывов (1), по сравнению с предыдущим отчетным периодом. С вечера 2 и по вечер 3 июня СММ констатировала увеличение нарушений режима прекращения огня, при этом зафиксировав большее количество взрывов (около 5), по сравнению с предыдущими сутками.
3 июня, ведя наблюдение приблизительно в 1,5 км к востоку от н. п. Тепличное (неподконтрольный правительству, 8 км к западу от Луганска), во время осуществления полета беспилотного летательного мини-аппарата (БПЛА) СММ члены патруля слышали 7 выстрелов из стрелкового оружия в 0,4 км к востоку от своего местонахождения. По их оценке, огонь был направлен на БПЛА. Наблюдатели приземлили БПЛА и покинули этот район.
Миссия уточняла сообщения о жертве среди гражданского населения.1 июня медперсонал станции скорой помощи в н. п. Пантелеймоновка (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Донецка) сообщил СММ, что мужчина (30–39 лет) был доставлен оттуда в больницу № 2 в Горловке, после того как он зацепился за растяжку в поле к югу от села, что привело к взрыву. 2 июня мама и тетя мужчины сообщили СММ, что он натолкнулся на растяжку, когда шел с велосипедом по полю рядом с водоемом примерно в 5 км к юго-западу от Пантелеймоновки. В результате произошел взрыв и мужчина упал без сознания. По их словам, его нашел прохожий, а когда мужчина пришел в себя, он позвонил своему другу, который и вызвал скорую помощь. Родственники мужчины сообщили, что бригада скорой помощи согласилась встретить его возле находящегося рядом кладбища, но не смогла приехать в поле и забрать его оттуда, поэтому пострадавшему пришлось идти к кладбищу и там встретиться с командой скорой помощи. Мать мужчины сообщила СММ, что у него было сотрясение мозга и осколочные ранения в верхней части левой ноги, но в тот же день его выписали из горловской больницы.
Миссия зафиксировала свежие повреждения гражданского объекта в результате обстрела в н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо-востоку от Мариуполя). На ул. Хмельницкого, 39, члены патруля СММ видели воронку приблизительно в 10 м к востоку от одноэтажного дома и примерно в 5 м к востоку от пристройки. На восточной стене дома было около 10 пробоин от осколков, а 2 окна, выходящих на восток, были разбиты и заколочены фанерой. Жители дома (89-летняя женщина и ее 63-летний сын) сообщили, что примерно в 09:00 31 мая они были дома, когда услышали взрыв в задней части дома. По оценке СММ, воронка и повреждения образовались от разрыва минометной мины (82 мм), выпущенной с северо-восточного направления. Наблюдатели видели, что перед соседним домом примерно в 70 м к югу стоял военнослужащий Вооруженных сил Украины, а сторона этого дома была накрыта маскировочной сеткой.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Поздно вечером 1 июня камера СММ в Золотом зафиксировала 13 снарядов с юго-востока на северо-запад в 4–15 км к юго-юго-западу (по оценке, все за пределами участка разведения).
2 июня, находясь на мосту в Станице Луганской в пределах участка разведения, команда СММ слышала взрыв неопределенного происхождения в 3–5 км к юго-востоку (по оценке, за пределами участка разведения).
3 июня, осуществляя мониторинг вблизи н. п. Богдановка (подконтрольный правительству, 41 км к юго-западу от Донецка), наблюдатели отметили спокойную обстановку возле участка разведения в районе Петровского.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, Комплексом мер и Дополнением к нему.
1 июня БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 2 противотанковые пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм) около н. п. Александро-Калиново (подконтрольный правительству, 47 км к северу от Донецка), размещенные там с нарушением линий отвода. 2 июня наблюдатели видели 2 военных грузовика, каждый из которых перевозил на буксире, по их оценке, по одной противотанковой пушке (МТ-12) (в общем две пушки) неподалеку от н. п. Берховка (подконтрольный правительству, 73 км к северу от Донецка).
2 июня в неподконтрольном правительству районе команда Миссии видела 4 реактивные системы залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122мм), стоявшие вблизи н. п. Новоамвросиевское (56 км к востоку от Донецка).
1 июня за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольном правительству районе БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 2 противотанковые пушки (МТ-12) возле н. п. Яблуновка (49 км к северу от Донецка).
Наблюдатели зафиксировали наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года, направленном СММ подписантам Комплекса мер по эффективному мониторингу и верификации отвода тяжелого вооружения. В двух таких местах в неподконтрольных правительству районах Донецкой области наблюдатели видели 6 буксируемых гаубиц (2А65 «Мста-Б», 152 мм) и 7 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122мм), а также отметили, что там по-прежнему не хватает 2 самоходных гаубиц (2С1).
Наблюдатели еще раз посетили постоянное место хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе Донецкой области, но им не удалось осуществить его оценку, поскольку оно было закрыто и не охранялось*. Во время последнего визита команды СММ это место не использовалось (см. Ежедневный отчет СММ от 2 марта 2018 года).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины и зенитные установки[2]. 3 июня в неподконтрольных правительству районах члены патруля СММ видели 30 бронетранспортеров (MТ-ЛБ), на десяти из которых были установлены зенитные установки (ЗУ-23, 23 мм), в н. п. Первомайск (58 км к западу от Луганска).
3 июня в подконтрольном правительству районе наблюдатели видели 1 зенитную установку (ЗУ-23), установленную на пикап, недалеко от н. п. Лебединское (16 км к северо-востоку от Мариуполя).
СММ наблюдала за проведением работ по разминированию в н. п. Красная Таловка (подконтрольный правительству, 51 км к северо-востоку от Луганска). 3 июня наблюдатели видели две группы по разминированию, в составе каждой из которых было 10 человек в одежде со знаками различия международной организации по разминированию, которые осуществляли противоминную деятельность рядом с кладбищем. Команда Миссии видела несколько знаков, предупреждающих о минной опасности с надписью на украинском и русском языках «Осторожно, проводится разминирование» и с логотипом международной организации.
Работа СММ по осуществлению мониторинга и содействию обеспечению доступа сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к ДФС была прервана из-за нарушений режима прекращения огня и наличия противотанковых мин поперек автодороги Н20. 2 и 3 июня Миссия содействовала проведению саперами Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям работ по разминированию на восточной стороне автодороги Н20 (со стороны, которая используется для проезда транспортных средств) и до подъездной дороге к ДФС, а также разминированию на перекрестке автодорог М04 и Н20 до ворот ДФС, проводимого саперами из неподконтрольных правительству районов. 2 июня Миссия зафиксировала по крайней мере 18 противотанковых мин через автодорогу Н-20 примерно в 3,5 км к югу от Каменки, что не позволило патрулю проехать дальше в направлении ДФС по этой дороге. 3 июня наблюдатели видели 13 противотанковых мин, установленных через западную полосу автодороги Н-20, 12 противотанковых мин, установленных параллельно западной полосе, и 10 противотанковых мин, установленных параллельно восточной стороне автодороги. В оба дня, осуществляя мониторинг в пяти различных местах на расстоянии 1,5–5 км от ДФС, а также на территории самой станции, наблюдатели слышали взрывы неопределенного происхождения и огонь из стрелкового оружия (см. выше раздел о нарушениях режима прекращения огня), несмотря на предоставленные в явной форме гарантии безопасности.
Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи возле н. п. Южная Ломоватка (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска), н. п. Алмазная (неподконтрольный правительству, 55 км к западу от Луганска) и н. п. Веселогоровка (неподконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска).
Наблюдатели посетили один приграничный район, который не контролируется правительством. Ведя наблюдение за ситуацией на пешеходном пункте пропуска возле н. п. Новоборовцы (79 км к югу от Луганска) в течение 30 минут, члены патруля Миссии видели, что в Украину зашли мужчина и женщина (обоим около 60 лет), при этом в обратном направлении не было никакого движения.
2 июня в Киеве Миссия осуществляла мониторинг за проведением «Марша в защиту прав детей и семьи». Наблюдатели видели, что на Софийской площади собралось приблизительно 7 000 человек (мужчины и женщины 18–65 лет), среди них были представители православной и католической церквей, а также мусульманской общины. По наблюдениям СММ, от площади участники прошли маршем до здания Верховной Рады на ул. Грушевского, 5. Наблюдатели видели, что правопорядок во время собрания обеспечивали около 20 полицейских. Собрание завершилось мирно.
2 июня команда СММ осуществляла мониторинг предварительно объявленного собрания в поддержку украинского режиссёра Олега Сенцова, который, находясь под арестом в Российской Федерации, объявил голодовку. Акция проводилась на площади Независимости. Прибыв на место проведения акции протеста, наблюдатели увидели около 300 участников (всех возрастных групп, 60 % — женщины). Многие участники держали фотографии Сенцова и плакаты с различными призывами, среди которых и «Свободу Олегу Сенцову». Команда СММ не видела полицейских во время проведения этого собрания, которое завершилось мирно.
Миссия продолжала наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что СЦКК должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 2 июня 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях остается ограниченной после того, как 23 апреля неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
2 июня в постоянном месте хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе Донецкой области патрулю Миссии не удалось осуществить оценку места хранения, поскольку оно было закрыто и там никого не было.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Ни 2, ни 3 июня патрули Миссии не смогли получить доступ к отдельным частям на участке разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ в телефонном режиме, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Ни 2, ни 3 июня патрули Миссии не смогли проследовать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ в телефонном режиме, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Ни 2, ни 3 июня патрули Миссии не смогли проследовать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженного формирования на южной стороне участка разведения в районе Золотого сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Задержка:
2 июня на блокпосте возле н. п. Новолуганское (подконтрольный правительству, 53 км к северо-востоку от Донецка) офицер Вооруженных сил Украины не позволил патрулю Миссии проследовать далее, утверждая, что ему необходимо разрешение от своего руководства. Через 20 минут наблюдателям разрешили двигаться дальше.
Другие препятствия:
3 июня со своей позиции к востоку от Тепличного члены патруля Миссии слышали 7 выстрелов из стрелкового оружия на участке, где они осуществляли полет мини-БПЛА. По их оценке, огонь был направлен на БПЛА. Члены патруля приземлили мини-БПЛА и покинули этот район (см. выше).
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении отчетного периода камера СММ на КПВВ в Марьинке не функционировала.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала офицеров ВСУ при СЦКК. 18 декабря 2017 офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 3 June 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions between the evenings of 1 and 2 June, compared with the previous reporting period. Between the evenings of 2 and 3 June, the SMM recorded a similar number of ceasefire violations in Donetsk region and more ceasefire violations in Luhansk region, compared with the previous 24 hours. Small arms fire was directed at an SMM mini-unmanned aerial vehicle near non-government-controlled Teplychne in Luhansk region. The SMM followed up on a civilian casualty near Panteleimonivka. The Mission saw fresh damage as a result of shelling to a house in Chermalyk. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations near the Zolote and Stanytsia Luhanska disengagement areas. The Mission’s access remained restricted in all three disengagement areas and elsewhere, including at a permanent storage site in a non-government-controlled area of Donetsk region. The SMM continued to monitor and facilitate the access of Voda Donbassa water company employees to the Donetsk Filtration Station (DFS) as well as demining near the DFS. The SMM heard ceasefire violations near the DFS, despite security guarantees. It continued to monitor and facilitate repairs to high-voltage power lines near Yuzhna-Lomuvatka, Almazna and Veselohorivka. In Kyiv, the SMM observed two peaceful public gatherings.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1] between the evenings of 1 and 2 June, including, however, more explosions (about 140), compared with the previous reporting period (about 120). Between the evenings of 2 and 3 June, the SMM recorded a similar number of ceasefire violations, including, however, more explosions (about 170), as compared with the previous 24 hours.
On the evening and night of 1-2 June, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, three projectiles in flight from east to west, two projectiles from west to east and two projectiles from east to west, followed by totals of eight undetermined explosions, 75 projectiles in flight (50 from west to east, 22 from east to west, one from east south-east to west-north-west and two from south-east to north-west) and three illumination flares (two from south to north and one in vertical flight), all 0.5-2km south.
On the evening and night of 2-3 June, the same SMM camera at the DFS recorded, in sequence, four projectiles in flight from east to west, an undetermined explosion, three projectiles from east to west, a projectile from west to east and two undetermined explosions, followed by totals of an undetermined explosion and 32 projectiles in flight (23 from east to west and nine from west to east), all 0.5-3km south.
On the evening and night of 1-2 June, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) recorded, in sequence, 42 projectiles in flight from north to south, six projectiles from south to north, 15 projectiles from north to south, followed by totals of two undetermined explosions, 135 projectiles (51 from north to south and 84 from south to north) and an illumination flare in vertical flight, all 2-4km east.
On the evening and night of 2-3 June, the same SMM camera recorded, in sequence, 11 projectiles in flight from north to south, three projectiles from south to north and an undetermined explosion, followed by totals of two undetermined explosions, 160 projectiles in flight (15 from east-south-east to west-north-west, 7 from north to south, 21 from north-north-west to south-south-east, 13 from north-west to south-east, 27 from south to north, 30 from south-east to north-west, 41 from south-south-east to north-north-west and 6 from south-west to north-east) ), and four illumination flares in vertical flight, all 2-4km east.
On the evening and night of 1-2 June, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard three undetermined explosions, five explosions assessed as outgoing rounds of automatic-grenade-launcher and their subsequent impacts, seven explosions assessed as impacts of mortar rounds (calibre unknown) and four shots of infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) cannon (30mm) fire, all 2-6km south-east and south-south-east.
On the evening and night of 2-3 June, while in the same location, the SMM heard, 21 undetermined explosions, six explosions assessed as impacts of mortar (120mm) rounds, five explosions assessed as outgoing IFV (BMP-1) cannon (73mm) rounds, an explosion assessed as an impact of a rocket-propelled-launcher round and about 140 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-4 east-south-east and south-east.
On the evening and night of 2-3 June, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard and saw 60 undetermined explosions and heard 11 explosions assessed as outgoing rounds of undetermined weapon(s) as well as about 20 bursts and shots of small-arms fire, all 2-6km at directions ranging from south-south-west to north-north-west.
On 2 June, positioned about 2km south-south-east of Kamianka (government-controlled, 20km north of Donetsk), the SMM heard 15 undetermined explosions and about 20 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-6km east, south-east, south-west, and west.
On 2 June, positioned on the eastern edge of Kruta Balka (non-government-controlled, 16km north of Donetsk), the SMM heard 26 undetermined explosions 3-5km south-west. On 3 June, positioned in the same location, the SMM heard 17 undetermined explosions, 3-5km north-east and south-west.
On June 2, positioned 1km north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard 21 undetermined explosions 2-3km south-west and west. On 3 June, positioned in the same location, the SMM heard 22 undetermined explosions and small-arms fire, all 2-6km south-west and west.
On 2 June, positioned on the south-eastern edge of Avdiivka (government-controlled 17km north of Donetsk), the SMM heard 30 undetermined explosions 2-3km at directions ranging from south-east to south. On 3 June, from the same location, the SMM heard 14 undetermined explosions 2-5km east-south-east, south-east and south.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[2] between the evenings of 1 and 2 June, including the same number of explosions (one), compared with the previous reporting period. Between the evenings of 2 and 3 June, the SMM recorded more ceasefire violations, including more explosions (about five), compared with the previous 24 hours.
On 3 June, about 1.5km east of Teplychne (non-government-controlled, 8km west of Luhansk), while flying an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV), the SMM heard seven shots of small-arms fire 0.4km east of its position, which it assessed were directed at the UAV. The SMM landed the UAV and left the area.
The SMM followed up on reports of a civilian casualty. On 1 June, medical staff at a fist aid station in Panteleimonivka (non-government-controlled, 26km north-east of Donetsk) told the SMM that a man (in his thirties) had been taken from the first aid station to Hospital no. 2 in Horlivka after he had crossed a tripwire in a field south of the village that had caused an explosion. On 2 June, the man’s mother and aunt told the SMM that he had crossed a tripwire while walking with his bicycle in a field near a pond about 5km south-west of Panteleimonivka that had triggered an explosion that had left him unconscious. They said he had been found by a passer-by and that when the man regained consciousness he had called his friend, who had called an ambulance. The man’s relatives told the SMM that an ambulance agreed to meet the man at a nearby cemetery, but could not come out into the field to pick him up, so he walked to the cemetery and met the ambulance. The man’s mother told the SMM that he had a concussion and shrapnel wounds to his upper left leg and had been discharged from the hospital in Horlivka the same day.
The SMM observed fresh damage as a result of shelling to a civilian property in Chermalyk (government-controlled, 31km north-east of Mariupol). At 39 Khmelnytskoho Street, the SMM saw a crater about 10m east of a single-storey house and about 5m east of the outhouse. The house had about ten shrapnel holes on its east-facing wall, and two east-facing windows had been broken and covered with plywood. The residents (89-year-old woman and her 63-year-old son) said they had been home on 31 May at around 09:00 when they had heard an explosion at the back of the house. The SMM assessed that the crater and damage were caused by an 82mm mortar round fired from a north-easterly direction. The SMM saw a Ukrainian Armed Forces soldier in front of a neighbouring house about 70m south and camouflage netting over the side of that house.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening of 1 June, the SMM camera in Zolote recorded 13 projectiles in flight from south-east to north-west 4-15km south-south-west, all assessed as outside the disengagement area.
On 2 June, positioned on the Stanytsia Luhanska bridge in the disengagement area, the SMM heard an undetermined explosion 3-5km south-east, assessed as outside the disengagement area.
On 3 June, positioned near Bohdanivka (government-controlled, 41km south-west of Donetsk), the SMM observed a calm situation near the Petrivske disengagement area.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines, on 1 June, an SMM long-range UAV spotted two anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) near Oleksandro-Kalynove (government-controlled, 47km north of Donetsk). On 2 June the SMM saw two military trucks each towing what the SMM assessed were anti-tank guns (MT-12) (two in total) near Berkhivka (government-controlled, 73km north of Donetsk).
In a non-government-controlled area, on 2 June, the SMM saw four stationary multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm) near Novoamvrosiivske (56km east of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in a government-controlled area, on 1 June, an SMM long-range UAV spotted two anti-tank guns (MT-12) near Yablunivka (49km north of Donetsk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. At two such sites in non-government-controlled areas of Donetsk region, the SMM saw six towed howitzers (2A65 Msta-B, 152mm) and seven self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) and noted that two self-propelled howitzers (2S1) remained missing.
The SMM revisited a permanent storage site in an area outside of government control in Donetsk region and was unable to access the site as the site was locked and without a guard.* The last time the SMM visited the site, it had been abandoned. (See SMM Daily Report 2 March 2018.)
The SMM observed armoured combat vehicles and anti-aircraft guns.[3] In non-government-controlled areas, on 3 June, the SMM saw 30 armoured personnel carriers (APC) (MT-LB), ten of which were mounted with anti-aircraft guns (ZU-23, 23mm) in Pervomaisk (58km west of Luhansk).
In a government-controlled area, on 3 June, the SMM saw an anti-aircraft gun (ZU-23) mounted on a pick-up truck near Lebedynske (16km north-east of Mariupol).
The SMM observed demining activities in Krasna Talivka (government-controlled, 51km north-east of Luhansk). On 3 June, the SMM saw two demining teams, each composed of ten workers wearing clothes bearing insignia of an international demining organization and demining an area near a cemetery. The SMM saw several mine hazard signs that read “Caution, demining work in progress” written in Ukrainian and Russian languages and bore the insignia of an international organization.
The SMM’s monitoring and facilitation of the access of Voda Donbassa water company employees to the DFS was interrupted due to ceasefire violations and the presence of anti-tank mines across road H-20. On both 2 and 3 June, the SMM facilitated demining of the eastern side of road H-20 (the side used for vehicle traffic) up to the access road to the DFS by sappers from the Ukraine State Emergency Services as well as the demining of the intersection of roads M04 and H20 up to the gate of the DFS by sappers from non-government-controlled areas. On 2 June, the SMM observed at least 18 anti-tank mines across road H-20 about 3.5km south of Kamianka, which prevented the SMM from proceeding toward the DFS on this road. On 3 June, the SMM saw 13 anti-tank mines laid across the western lane of road H-20, 12 anti-tank mines laid parallel to the western lane, and ten anti-tank mines laid parallel on the eastern side of the road. On both days, positioned in five different areas 1.5-5km from the DFS as well as onsite at the DFS, the SMM heard undetermined explosions as well as small-arms fire (see ceasefire violation section above), despite explicit security guarantees.
The SMM continued to facilitate and monitor repairs to high-voltage power lines near Yuzhna-Lomuvatka (non-government-controlled, 60km west of Luhansk), Almazna (non-government-controlled, 55km west of Luhansk), and Veselohorivka (non-government-controlled, 64km west of Luhansk).
The SMM visited a border area not under government control. While at a pedestrian border crossing point near Novoborovytsi (79km south of Luhansk) for thirty minutes, the SMM saw a man and a woman (both about 60 years old) entering Ukraine and did not see anyone exit Ukraine.
In Kyiv, on 2 June, the SMM monitored a “March for Protection of Children and Family”. The SMM saw about 7,000 people (mixed gender, aged 18-65), including representatives of the Orthodox and Catholic Churches, as well of the Muslim community, gathered on Sofiivska Square. From there, the SMM saw that participants began a march which ended at the Parliament building at 5 Hrushevskoho Street. The SMM saw about 20 police officers securing the gathering, which dispersed peacefully.
On 2 June, the SMM monitored a pre-announced gathering on Independence Square in support of Ukrainian filmmaker Oleh Sentsov, who has been in detention in the Russian Federation and has entered a hunger strike. On arrival the SMM observed some 300 people taking part in the protest (all ages and 60 per cent women). The SMM saw that many participants held photographs of Mr. Sentsov and placards with messages including “Free Oleg Sentsov”. The SMM did not observe any police presence at the event, which dispersed peacefully.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO), and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the JCCC should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see, for example, SMM Daily Report 2 June 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
On 2 June, at a permanent storage site in an area outside of government control in Donetsk city, the SMM was unable to access storage site as the gate had been locked, and there was no one present.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
On 2 and 3 June, the SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC on both occasions.[4]
On 2 and 3 June, the SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC on both occasions.4
On 2 and 3 June, the SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Delay:
On 2 June, at a checkpoint near Novoluhanske (government-controlled, 53km north-east of Donetsk), a Ukrainian Armed Forces officer prevented the SMM from continuing on, saying that he needed permission from his superior. After 20 minutes, the SMM was allowed to proceed.
Other impediments:
On 3 June, positioned east of Teplychne, the SMM heard seven shots of small-arms fire in an area where it was flying a mini-UAV, assessed as directed at the UAV. The SMM landed the mini-UAV and left the area (see above).
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. The SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka was not operational during the reporting period.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.