Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ зафиксировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Наблюдатели уточняли сообщения о жертвах среди гражданского населения в Голубовском. Члены патруля Миссии зафиксировали полученные вследствие обстрела повреждения гражданского жилого дома в Докучаевске. СММ продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское и зафиксировала нарушения режима прекращения поблизости, а также наличие военной техники и новых позиций вооруженных формирований в пределах участка разведения в районе Золотого. Доступ Миссии оставался ограниченным на всех трех участках разведения. Кроме того, наблюдателям не позволили уточнить информацию о жертвах среди гражданского населения в больнице, расположенной в неподконтрольном правительству районе. Команды СММ зафиксировали вооружение, размещенное с нарушением линий отвода в Золотом (за пределами участка разведения) и в Хлебодаровке. СММ продолжала содействовать обеспечению доступа сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к Донецкой фильтровальной станции путем осуществления мониторинга ситуации с безопасностью вокруг станции. Наблюдатели продолжали осуществлять мониторинг и содействовать проведению ремонтных работ на Петровской насосной станции вблизи Артема и на водопроводе возле Гольмовского.
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав при этом около 230 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было отмечено примерно 280 взрывов.
Так, вечером 11 и ночью 12 июня камера СММ, установленная на Донецкой фильтровальной станции (ДФС) (15 км к северу от Донецка), зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 2 снаряда с востока на запад, 1 снаряд с запада на восток, 1 снаряд с востока на запад, 1 снаряд с запада на восток, 2 взрыва неопределенного происхождения и 1 снаряд с запада на восток — все в 3–5 км к югу.
Днем 12 июня со своей позиции к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали 14 взрывов неопределенного происхождения в 5–8 км к северо-северо-западу, огонь из стрелкового оружия в 1 км к северо-северо-западу, а также 2 взрыва неопределенного происхождения и очереди из стрелкового оружия в 1–3 км к западо-юго-западу.
В этот же день, патрулируя на юго-восточной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), команда СММ слышала 2 взрыва неопределенного происхождения в 3–4 км к юго-востоку. Осуществляя мониторинг на восточной окраине Авдеевки, наблюдатели слышали 1 взрыв неопределенного происхождения и огонь из стрелкового оружия в 3‑4 км к юго-востоку и юго-юго-востоку.
Вечером 11 и ночью 12 июня, ведя наблюдение в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), команда Миссии слышала около 125 взрывов неопределенного происхождения и приблизительно 300 очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 3–5 км к юго-востоку. 12 июня в этом же населенном пункте наблюдатели слышали 5 взрывов неопределенного происхождения в 3–5 км к юго‑востоку.
Вечером 11 и ночью 12 июня камера СММ в контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 3 снаряда с юга на север, 2 очереди с юго-востока на северо-запад, 1 снаряд с юго-востока на северо-запад и 6 снарядов с юга на север, а затем в общей сложности 9 взрывов неопределенного происхождения, 224 снаряда (172 с юга на север, 51 с севера на юг и 1 с юго-востока на северо-запад), 30 очередей (18 с юго-востока на северо-запад, 11 с юга на север и 1 с севера на юг), а также 1 осветительную ракету с востока на запад — все в 4–6 км к востоко-северо-востоку.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, 2 взрыва, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда не было зарегистрировано не единого взрыва.
Когда патруль СММ находился на блокпосте вооруженных формирований в микрорайоне Трудовские в Петровском районе Донецка (неподконтрольный правительству, 15 км к юго-западу от центра Донецка), мужчина в одежде военного типа, находившейся, по всей видимости, в состоянии алкогольного опьянения, бросил молоток в направлении членов патруля Миссии. Молоток пролетел над головами наблюдателей и упал примерно в 2 м от двух припаркованных автомобилей СММ, а мужчина, находившийся в нетрезвом состоянии, покинул место происшествия. Член вооруженных формирований с расположенного поблизости блокпоста извинился перед наблюдателями за поведение этого мужчины.
СММ продолжала уточнять сообщения в СМИ о жертвах среди гражданского населения. В н. п. Голубовское (неподконтрольный правительству, 51 км к западу от Луганска) команда СММ поговорила с 45-летней женщиной, которая сообщила, что она была одним из пассажиров автобуса, получившего повреждения во время взрыва 7 июня (см. Ежедневный отчет СММ от 8 июня 2018 года). По ее словам, она получила ранения и из ее правого плеча извлекли осколки. Женщина рассказала, что она стояла сзади водителя, когда около 10:30 она услышала взрыв в салоне автобуса, в результате которого сразу же выбило все окна. Собеседница сообщила, что в автобусе находилось от 18 до 19 пассажиров. Женщина слышала крики и видела, что на большинстве пассажиров была кровь и осколки стекла. По ее словам, ей была оказана медицинская помощь в больнице в н. п. Голубовка (быв. Кировское, 51 км к западу от Луганска), откуда ее выписали в тот же день.
Члены патруля Миссии зафиксировали полученные вследствие обстрела повреждения жилого дома в н. п. Докучаевск (неподконтрольный правительству, 30 км к юго-западу от Донецка). В многоквартирном жилом доме № 15 на ул. Ватутина наблюдатели видели повреждение (по оценке, от осколков) внешней стены и оконной рамы балкона на уровне третьего этажа с юго-западной стороны. Команда СММ зафиксировала выбитое оконное стекло и отметила, что сама оконная рама и подоконник были изрешечены осколками. В потолке гостиной комнаты была также замечена пробоина от осколков. По оценке СММ, повреждения образовались в результате попадания снаряда, выпущенного с юго-западного направления. Супружеская пара, проживающая в данной квартире, сообщила наблюдателям, что 12 июня, около 06:00, они слышали стрельбу и взрыв, от которых образовались повреждения, и добавила, что в этом момент они вместе с 13-летней дочкой находились в квартире.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
11 июня беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ обнаружил 1 боевую машину пехоты (БМП-2) в н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска) (в пределах участка разведения в районе Золотого). В этот же день мини-БПЛА СММ зафиксировал 1 грузовик с установленной на нем зенитной установкой (ЗУ-23, 23 мм) на южном крае участка разведения в районе Золотого, что примерно в 2 км к северо-востоку от н. п. Молодежное (неподконтрольный правительству, 63 км к северо-западу от Луганска). Мини-БПЛА СММ также обнаружил новые позиции военного типа в процессе строительства. При этом было отмечено, что эти позиции прилегали к ранее зафиксированным траншеям вооруженных формирований, примерно 60 м в пределах южного края участка разведения (на материалах воздушного наблюдения от 28 мая данные позиции не были видны).
Ночью 12 июня камера СММ в Золотом зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 1 взрыв неопределенного происхождения и 3 снаряда с северо-запада на юго-восток — все в 4–8 км к востоко-северо-востоку и востоку (по оценке, за пределами участка разведения).
Ранним утром 12 июня, осуществляя мониторинг на восточной окраине Станицы Луганской, наблюдатели слышали 1 взрыв в 5–7 км к западу (по оценке, за пределами участка разведения). В течение дня, ведя наблюдение на участке разведения в районе Станицы Луганской, Миссия констатировала там спокойную обстановку.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
12 июня в подконтрольных правительству районах Миссия зафиксировала такие нарушения линий отвода: 4 реактивные системы залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122 мм) на территории военного объекта недалеко от н. п. Хлебодаровка (65 км к юго-западу от Донецка) (см. Ежедневный отчет СММ от 22 мая 2018 года), а также 1 зенитно-ракетный комплекс (9K35 «Стрела-10», 120 мм) в н. п. Золотое-3 (подконтрольный правительству, 61 км к западу от Луганска), что приблизительно в 1,5 км к северо-западу от участка разведения в районе Золотого.
За линиями отвода, но за пределами выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах СММ зафиксировала 3 танка (Т-72) вблизи н. п. Зеленое Поле (40 км к северо-западу от Донецка), 2 буксируемые гаубицы (2А36 «Гиацинт-Б», 152 мм) возле Хлебодаровки, а также 8 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) на военном объекте неподалеку от н. п. Калиновое (быв. Калинино, 65 км к юго-западу от Донецка).
Наблюдатели зафиксировали наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении об эффективном мониторинге и верификации процесса отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, отправленном СММ подписантам Комплекса мер. В подконтрольных правительству районах в Луганской области за пределами соответствующих линий отвода СММ зафиксировала 5 буксированных гаубиц (2А65 «Мста-Б», 152 мм) и 4 противотанковых пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм), а также в очередной раз отметила отсутствие 34 буксированных гаубиц (двадцати шести 2А65 и восьми 2А36) и 12 противотанковых пушек (МТ-12).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины (ББМ), зенитную установку[2] и свежие воронки в пределах зоны безопасности. 11 июня в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 8 боевых бронированных машин (две БМП-1, три БМП-2 и три типа БМП) и 1 бронетранспортер (МТ-ЛБ) возле н. п. Троицкое (30 км к северу от Донецка), а также 1 БМП-1 вблизи н. п. Гранитное (60 км к югу от Донецка) и 3 БМП (две БМП-1 и одну БМП-2) в н. п. Новоселовка (66 км к югу от Донецка). 12 июня наблюдатели видели 2 боевые бронированные машины (типа БМП), одна из которых находилась рядом со зданием школы в Золотом-3.
11 июня в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил боевую бронированную машину (неустановленного типа) под камуфляжной сеткой возле н. п. Веселогоровка (64 км к западу от Луганска), 1 БМП-1 недалеко от н. п. Калиново (60 км к западу от Луганска) и 1 грузовик с установленной на нем зенитной установкой (ЗУ-23, 23 мм) возле н. п. Широкая Балка (34 км к северо-востоку от Донецка). 12 июня команда СММ видела 1 БТР-80 в н. п. Голубовское (51 км к западу от Луганска) и 6 МТ-ЛБ возле н. п. Первомайск (58 км к западу от Луганска).
11 июня возле н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к северо-западу от Луганска) мини-БПЛА СММ обнаружил 6 свежих воронок в поле примерно в 1,3 км к северо-востоку от ближайшего жилого дома. По оценке СММ, воронки образовались вследствие разрывов 122-мм артиллерийских снарядов, выпущенных с юго-восточного направления.
Команда Миссии продолжала содействовать обеспечению доступа и проезда сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» на ДФС и обратно, а также проведению работ по разминированию в районе станции путем осуществления мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Со своей позиции в районах возле ДФС наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня, которые происходили, невзирая на предоставленные в явной форме гарантии безопасности (см. раздел о нарушениях режима прекращения огня выше, а также таблицу нарушений режима прекращения огня ниже).
Миссия продолжала содействовать и осуществлять мониторинг проведения ремонтных работ на Петровской насосной станции возле н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска) и на 3-км секции водопровода возле н. п. Гольмовский (неподконтрольный правительству, 49 км к северо-востоку от Донецка), которые проводились ремонтной бригадой КП «Компания «Вода Донбасса». СММ также содействовала и осуществляла мониторинг продолжающегося строительства зимнего укрытия, проводимого международной организацией возле КПВВ в Майорске.
Миссия продолжала фиксировать неразорвавшиеся снаряды. 11 июня в Первомайске на территории угольной шахты наблюдатели видели 82-мм минометную мину. Команда СММ также зафиксировала фрагменты 122-мм артиллерийского снаряда, застрявшие в бетонном покрытии автодороги T-0504, и 2 боеприпаса калибром 7,62 мм возле заброшенной автозаправочной станции на северо-западной окраине Первомайска. Приблизительно в 8 м к западу от дороги, проходящей в 700 м к юго-западу от Молодежного, наблюдатели видели хвостовой стабилизатор артиллерийского снаряда, застрявшего на дереве примерно в 120–150 см над землей, а также гильзу реактивной гранаты возле здания на северо-восточной окраине Молодежного.
СММ продолжает наблюдение за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано‑Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. Ежедневный отчет СММ от 12 июня 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, который находился на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщили наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели посчитали небезопасным ехать дальше.
Другие препятствия:
Когда наблюдатели беседовали с главврачом больницы в н. п. Ровеньки (неподконтрольный правительству, 54 км к югу от Луганска), «администрация» этого лечебного заведения распорядилась, чтобы главврач прекратил общение с командой СММ, и заявила, что все последующие визиты наблюдателей в больницу должны быть согласованы с вооруженными формированиями в Луганске.
[1]Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении данного отчетного периода камеры СММ на КПВВ в Марьинке и Пищевике не функционировали.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 12 June 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions, compared with the previous reporting period. The Mission followed up on reports of civilian casualties in Holubivske. The SMM observed damage caused by shelling at a civilian residence in Dokuchaievsk. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations nearby and observed military equipment and new positions of the armed formations inside the Zolote disengagement area. The Mission’s access remained restricted in all three areas and it was also prevented from following up on civilian casualties at a hospital in an area outside of government control. The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines in Zolote (outside the disengagement area) and Khlibodarivka. The Mission continued to facilitate the access of Voda Donbassa water company employees to the Donetsk Filtration Station through monitoring the security situation around the station. It continued to monitor and facilitate repairs to the Petrivske pumping station near Artema and water repairs near Holmivskyi.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including about 230 explosions, compared with the previous reporting period (280 explosions).
On the evening and night of 11-12 June, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, two projectiles in flight from east to west, a projectile from west to east, a projectile from east to west, a projectile from west to east, two undetermined explosions and a projectile from west to east, all 3-5km south.
During the day on 12 June, positioned north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard 14 undetermined explosions 5-8km north-north-west, small-arms fire 1km north-north-west, as well as two undetermined explosions and bursts of small-arms fire 1-3km west-south-west.
The same day, positioned on the south-eastern edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk), the SMM heard two undetermined explosions 3-4km south-east. Positioned on the eastern edge of Avdiivka, the SMM heard an undetermined explosion and small-arms fire 3-4km south-east and south-south-east.
On the evening and night of 11-12 June, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard about 125 undetermined explosions and about 300 bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 3-5km south-east. During the day on 12 June, at the same location, the SMM heard five undetermined explosions 3-5km south-east.
On the evening and night of 11-12 June, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) recorded, in sequence, three projectiles in flight from south to north, two bursts in flight from south-east to north-west, a projectile from south-east to north-west and six projectiles from south to north, followed by totals of nine undetermined explosions, 224 projectiles (172 from south to north, 51 from north to south, and one from south-east to north-west), 30 bursts (18 from south-east to north-west, 11 from south to north, and one from north to south) and an illumination flare from east to west, all 4-6km east-north-east.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including, however, two explosions, compared with the previous reporting period (no explosions).
At a checkpoint of the armed formations in the Trudovski area of the Petrovskyi district in Donetsk city (non-government-controlled, 15km south-west of Donetsk city centre), a man in military-type clothing, who appeared to the SMM to be inebriated, threw a hammer in the direction of the SMM patrol members. The hammer flew over the patrol members’ heads and landed about 2m from two parked SMM vehicles, and the inebriated man then left the spot. A member of the armed formations from the nearby checkpoint apologized to the SMM for the other man’s behaviour.
The SMM continued to follow up on media reports of civilian casualties. In Holubivske (non-government-controlled, 51km west of Luhansk), a woman (45 years old) told the SMM that she had been a passenger on a bus that had been damaged during an explosion on 7 June. (See SMM Daily Report 8 June 2018.) The woman told the SMM that she had been injured and had shrapnel removed from her right shoulder. The woman said she had been standing behind the bus driver, and at about 10:30 she heard an explosion on the passenger side of the bus, which immediately blew out all the windows. She said there had been 18-19 passengers on the bus and she had heard screaming, and many of the passengers had blood and broken shards of glass on them. She said she had been treated at, and later released from the hospital in Holubivka (formerly Kirovske, 51km west of Luhansk) the same day.
The SMM observed damage caused by shelling at a civilian residence in Dokuchaievsk (non-government-controlled, 30km south-west of Donetsk). On the third floor of an apartment building at 15 Vatutina Street, the SMM observed damage to the outer wall and window frame of a balcony on the south-west side of the building, assessed as caused by shrapnel. The SMM saw that the glass had been broken out of the window frame and that the frame and window sill were dotted with holes caused by shrapnel. The SMM saw a hole caused by shrapnel in the ceiling of the living room. The SMM assessed that the damage was caused by a round fired from a south-westerly direction. A couple residing in the apartment told the SMM that they had heard shooting and explosions that caused the damage around 06:00 on 12 June and that they had been at home with their daughter (13 years old) at the time.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On 11 June, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) in Katerynivka (government-controlled, 64km west of Luhansk) (inside the Zolote disengagement area). The same day, an SMM mini-UAV spotted an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) mounted on a truck inside the southern edge of the Zolote disengagement area, about 2km north-east of Molodizhne (non-government-controlled, 63km north-west of Luhansk). The SMM mini-UAV also spotted new military-type positions under construction adjacent to previously observed trenches of the armed formations, about 60m inside the southern edge of the disengagement area (not visible in imagery from 28 May 2018).
On the night of 12 June, the SMM camera in Zolote recorded, in sequence, an undetermined explosion and three projectiles in flight from north-west to south-east, all 4-8km east-north-east and east (all assessed as outside the disengagement area).
While on the eastern edge of Stanytsia Luhanska during the early morning of 12 June, the SMM heard an explosion 5-7km west (assessed as outside the disengagement area). During the day, positioned in the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in government-controlled areas, on 12 June, the SMM saw four multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm) in a military compound near Khlibodarivka (65km south-west of Donetsk) (see SMM Daily Report 22 May 2018), and a surface-to-air missile system (9K35 Strela-10) in Zolote-3 (government-controlled, 61km west of Luhansk), about 1.5km north-west of the Zolote disengagement area.
Beyond withdrawal lines but outside of designated storage sites in government-controlled areas, the SMM saw three tanks (T-72) near Zelene Pole (40km north-west of Donetsk), two towed howitzers (2A36 Giatsint-B, 152mm) near Khlibodarivka and eight self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) in a military compound near Kalynove (formerly Kalinine, 65km south-west of Donetsk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In government-controlled areas beyond the respective withdrawal lines in Luhansk region, the SMM saw five towed howitzers (2A65 Msta-B, 152mm) and four anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) and noted that 34 towed howitzers (26 2A65 and eight 2A36) and twelve anti-tank guns (MT-12) continued to be missing.
The SMM observed armoured combat vehicles (ACV), an anti-aircraft weapon[2] and fresh craters in the security zone. In government-controlled areas, on 11 June, an SMM long-range UAV spotted eight IFVs (two BMP-1, three BMP-2 and three BMP variants) and an armoured personnel carrier (APC) (MT-LB) near Troitske (30km north of Donetsk), an IFV (BMP-1) near Hranitne (60km south of Donetsk) and three IFVs (two BMP-1 and a BMP-2) in Novoselivka (66km south of Donetsk). On 12 June, the SMM saw two IFVs (BMP variant), one of which was next to a school, in Zolote-3.
In non-government-controlled areas, on 11 June, an SMM long-range UAV spotted a camouflaged ACV (type unknown) near Veselohorivka (64km west of Luhansk), an IFV (BMP-1) near Kalynove (60km west of Luhansk) and an anti-aircraft gun (ZU-23) mounted on a truck near Shyroka Balka (34km north-east of Donetsk). On 12 June, the SMM saw an APC (BTR-80) in Holubivske (51km west of Luhansk) and six APCs (MT-LB) near Pervomaisk (58km west of Luhansk).
On 11 June, near Popasna (government-controlled, 69km north-west of Luhansk), an SMM mini-UAV spotted six fresh craters in a field about 1.3km north-east of the closest civilian house, assessed as caused by 122mm artillery rounds fired from a south-easterly direction.
The SMM continued to facilitate the access of Voda Donbassa water company employees to and from the DFS, as well as demining activities around the station, through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned in areas near the DFS, the SMM heard ceasefire violations, despite explicit security guarantees (see above and the table below for ceasefire violations).
The SMM continued to facilitate and monitor repairs to the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk) and to 3km of a water pipeline by a Voda Donbassa repair team near Holmivskyi (non-government-controlled, 49km north-east of Donetsk). The SMM also facilitated and monitored ongoing construction of a winter shelter near the Maiorsk entry-exit checkpoint by an international organization.
The SMM continued to see unexploded ordnance (UXO). On 11 June, in Pervomaisk, the SMM saw an 82mm mortar round on the territory of a coal mine. On road T-0504, the SMM saw the remnants of an artillery shell (122mm) embedded in the concrete and two rounds of ammunition (7.62mm) near an abandoned fuel station on the north-western edge of Pervomaisk. About 8m west of a road 700m south-west of Molodizhne, the SMM saw the tailfin of an artillery round lodged in a tree, about 120-150cm from the ground, and an expended rocket-propelled-grenade round near a building on the north-eastern edge of Molodizhne.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, UXO, and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see SMM Daily Report 12 June 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC. 4
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC. 4
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
At a hospital in Rovenky (non-government-controlled, 54km south of Luhansk), while the SMM was speaking to the chief doctor, the hospital “administration” instructed the doctor not to speak to the SMM and said that all future visits by the SMM should be co-ordinated with the armed formations in Luhansk city.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. The SMM cameras at the entry-exit checkpoints in Marinka and Pyshchevyk were not operational during the reporting period.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.