Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. СММ зафиксировала свежие повреждения в жилом районе Докучаевска. Миссия продолжала осуществлять мониторинг участков разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня возле участка разведения в районе Золотого. Доступ СММ оставался ограниченным как на всех трех участках разведения, так и в других районах, в том числе возле Изварино и Северного на границе с Российской Федерацией. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода неподалеку от Александрополя и Тарасовки. Усилия СММ, направленные на осуществление мониторинга и содействие обеспечению доступа сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к Донецкой фильтровальной станции (ДФС), а также проведение ремонтных работ на ДФС, были прерваны из-за наличия противотанковых мин вблизи станции. Вблизи ДФС наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня, несмотря на предоставленные гарантии безопасности. Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи недалеко от Южной Ломоватки и Алмазной. В Киеве СММ наблюдала за массовым собранием по случаю Международного дня защиты детей.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], при этом зафиксировав меньше взрывов (приблизительно 120) по сравнению с предыдущим отчетным периодом (около 150 взрывов).
Так, вечером 31 мая и ночью 1 июня камера СММ на ДФС (15 км к северу от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 2 снаряда с северо-северо-востока на юго-юго-запад, 2 — с юга на север и 5 — с севера на юг, а затем 13 снарядов (8 с западо-северо-запада на востоко-северо-восток, 2 с юга на север, 1 с северо-северо-востока на юго-юго-запад, 1 с севера на юг и 1 с юго-запада на северо-восток) и 1 взрыв неопределенного происхождения — все в 0,15–3 км к западу.
Поздно вечером 31 мая и ночью 1 июня камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) зафиксировала (в хронологической последовательности) 2 осветительные ракеты с юго-востока на северо-запад, 1 взрыв неопределенного происхождения и 13 снарядов с севера на юг, а затем в общей сложности 14 взрывов неопределенного происхождения, 161 снаряд (100 с юга на север, 59 с севера на юг, 1 с востока на запад и 1 с запада на восток), 8 осветительных ракет с востока на запад и 3 очереди — все в 1–4 км к востоку и востоко-юго-востоку.
Поздно вечером 31 мая и ночью 1 июня камера СММ на шахте «Октябрьская» (неподконтрольная правительству, 9 км к северо-западу от Донецка) зафиксировала (в хронологической последовательности) 2 снаряда с запада на восток, 1 взрыв неопределенного происхождения и 10 снарядов с юго-запада на северо-восток, а затем в общей сложности 2 выпущенные вверх осветительные ракеты и 15 снарядов (10 с западо-юго-запада на востоко-северо-восток, 1 с запада на восток и 4 с юго-запада на северо-восток) — все в 1–6 км к северо-востоку.
Вечером 31 мая и ночью 1 июня в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка) команда Миссии слышала 39 взрывов (12 оцененных минометный огонь, 4 — как выстрелы из пушки боевой машины пехоты (БМП-1), 4 — как огонь из артиллерии, а остальные — неопределенного происхождения) и приблизительно 590 очередей и выстрелов из пушки БМП-2, крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–9 км в секторе от юго-востока до юго-запада. Днем 1 июня наблюдатели слышали 3 взрыва неопределенного происхождения и 11 очередей из крупнокалиберного пулемета — все на расстоянии 2–5 км к юго-востоку и юго-юго-востоку.
Вечером 31 мая, осуществляя мониторинг в н. п. Дебальцево (неподконтрольный правительству, 58 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 20 взрывов неопределенного происхождения и около 35 очередей и выстрелов из стрелкового оружия — все в 0,4–8 км к юго-юго-востоку и северо-северо-западу.
Ведя наблюдение примерно в 1 км к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), члены патруля Миссии слышали 21 взрыв неопределенного происхождения, а также ориентировочно 20 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все на расстоянии 1–2 км в секторе от западо-юго-запада до севера.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, 1 взрыв, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (5 взрывов).
Наблюдатели видели свежие повреждения гражданских объектов в жилом районе н. п. Докучаевск (неподконтрольный правительству, 30 км к юго-западу от Донецка). На первом этаже пятиэтажного дома на ул. Ленина, 84, команда Миссии видела свежее повреждение (пробоина диаметром приблизительно 15 см) с трещинами, расходящимися от него к краям внешней части пластиковой оконной рамы с двойным остеклением, выходящей на север. По оценке СММ, пробоина образовалось, вероятно, в результате попадания осколка или срикошетившей пули. Наблюдатели также видели осколки разбитого стекла, лежавшие на земле перед окном. По словам владелицы (в возрасте 30–40 лет), вечером 30 мая, когда она находилась в квартире, она слышала стрельбу и взрыв.
На основе данных воздушного наблюдения по состоянию на 24 мая обнаружено 10 поврежденных строений (в том числе 6 без крыш), предположительно, в результате обстрела вблизи н. п. Лопаскино (подконтрольный правительству, 23 км к северо-западу от Луганска) (повреждения не были зафиксированы по данным наблюдения от 13 ноября 2017 года).
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Поздно вечером 31 и ночью 1 июня камера СММ в Золотом зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 1 взрыв неопределенного происхождения, 4 снаряда с юго-запада на северо-восток и 1 — с юго-востока на северо-запад — все в 0,5–8 км к югу, юго-западу и северо-востоку (все, по оценке, за пределами участка разведения).
Осуществляя мониторинг вблизи участков разведения в районах Петровского и Станицы Луганской, Миссия отметила там спокойную обстановку.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
31 мая в подконтрольных правительству районах беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия зафиксировал следующие нарушения линий отвода: 1 противотанковую пушку (МТ-12 «Рапира», 100 мм) в н. п. Александрополь (43 км к северу от Донецка) и 2 самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм) в н. п. Тарасовка (43 км к северо-западу от Донецка).
31 мая за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 зенитный ракетный комплекс (9К37) к юго-востоку от н. п. Лозоватское (35 км к северо-западу от Донецка) и 3 зенитных ракетных комплекса (9К33 «Оса») к востоку от н. п. Валерьяновка (51 км к юго-западу от Донецка).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины[2] и новые траншеи в пределах зоны безопасности. На основе данных воздушного наблюдения по состоянию на 27 мая в неподконтрольных правительству районах обнаружено 4 боевые бронированные машины (неустановленного типа) на северной окраине н. п. Горловка (39 км к северо-востоку от Донецка). 31 мая БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 БМП-1 к северо-западу от Петровского, 1 бронетранспортер (МТ-ЛБ) и 1 БМП-1 вблизи н. п. Стылая (34 км к югу от Донецка), 1 БМП неподалеку от н. п. Богдановка (41 км к юго-западу от Донецка), 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) и 4 БМП-1 к юго-востоку от Богдановки (примерно в 700 м к югу от участка разведения в районе Петровского) и 3 БМП (две БМП-1 и одна, вероятно, БМП-2) вблизи Докучаевска. 1 июня члены патруля Миссии видели 1 БТР-80 в центре Донецка.
На основе данных воздушного наблюдения по состоянию на 30 мая в подконтрольных правительству районах обнаружены новые траншеи в районе к северу и югу от н. п. Южное (40 км к северо-востоку от Донецка); эти траншеи не были зафиксированы по данным воздушного наблюдения по состоянию на 28 апреля 2018 года. 31 мая БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 2, предположительно, бронетранспортера (МТ-ЛБ) вблизи н. п. Новоигнатовка (40 км к югу от Донецка) и 1 БМП-1 возле н. п. Березовое (31 км к юго-западу от Донецка). 1 июня наблюдатели видели 1 БМП (неустановленного типа) в Золотом.
Миссия зафиксировала проведение, предположительно, работ по разминированию. В поле (обозначенном белой лентой) на северной окраине н. п. Никишино (неподконтрольный правительству, 60 км к северо-востоку от Донецка) команда СММ видела грузовик «КАМАЗ» и 8 человек, одетых в темную сине-зеленую одежду, из которых один нес металлоискатель, в 20 м к западу от дороги, проходящей к северу от Никишино в направлении перекрестка с автодорогой М03/Е50. Примерно в 2 км севернее, в 700 м к востоку от н. п. Редкодуб (неподконтрольный правительству, 61 км к северо-востоку от Донецка), тот же патруль Миссии видел грузовик «Урал» и микроавтобус, перевозивший группу людей, одетых в одежду такого же типа.
На северной окраине н. п. Красная Таловка (подконтрольный правительству, 51 км к северо-востоку от Луганска) наблюдатели видели знак, предупреждающий о минной опасности, с надписью «Осторожно, проводится разминирование» на украинском и русском языках, а также с логотипом международной организации.
Усилия СММ, направленные на осуществление мониторинга и содействие обеспечению доступа сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к ДФС, а также проведение ремонтных работ на станции, были прерваны из-за наличия 18 противотанковых мин в 1,2 км к северу от станции поперек автодороги Н20. Наблюдатели проинформировали офицеров Вооруженных сил Украины при Совместном центре контроля и координации (СЦКК) о наличии этих мин. Группа по разминированию Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям провела разминирование полосы шириной 6–8 м на асфальтовом покрытие автодороги, однако не удалила с дороги противотанковые мины. Члены патруля Миссии решили не продолжать движение по соображениям безопасности, впоследствии работа была приостановлена. Осуществляя мониторинг в том же месте, наблюдатели слышали взрывы неопределенного происхождения, а также огонь из стрелкового оружия (см. выше раздел о нарушениях режима прекращения огня), несмотря на предоставленные четкие гарантии безопасности.
Миссия продолжила содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи вблизи н. п. Южная Ломоватка (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Алмазная (неподконтрольный правительству, 55 км к западу от Луганска).
Наблюдатели посетили два неподконтрольных правительству приграничных района. В течение приблизительно 5 минут наблюдения в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска) команда Миссии видела, что из Украины выехали 8 автомобилей (номерные знаки рассмотреть не удалось) и 2 автобуса (один с украинскими номерными знаками, а номерные знаки второго не были видны), а в Украину въехал 1 автобус (с табличками «ЛНР»). Вооруженный член вооруженных формирований подошел к патрулю СММ и сказал наблюдателям покинуть этот район*.
В течение примерно 5-минутного наблюдение в пункте пропуска рядом с н. п. Северный (50 км к юго-востоку от Луганска) наблюдатели отметили отсутствие транспортного потока в обоих направлениях. Вооруженный член вооруженных формирований подошел к патрулю Миссии и сказал наблюдателям покинуть этот район*.
1 июня в Киеве СММ наблюдала за заблаговременно объявленным массовым собранием по случаю празднования Международного дня защиты детей под названием «Дети, переселенные в никуда: защитим их будущее», организованным общественной организацией. Наблюдатели видели примерно 30 человек (примерно половина из них дети в возрасте 3–12 лет), собравшихся на площади Независимости; многие из них держали синие или желтые шарики. Некоторые дети разрисовывали домики из картона или писали на плакате о том, как они мечтают иметь возможность жить в своем собственном доме.
СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что СЦКК должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
В пункте пропуска на границе вблизи Изварино член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть этот район.
В пункте пропуска на границе возле Северного вооруженный член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть этот район, заявив, что «ограничения» на присутствие СММ все еще в силе.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог получить доступ к ДФС из-за наличия 18 противотанковых мин на автодороге Н20 в 1,2 км к северу от станции.
Другие препятствия:
В больнице Горловки медицинский персонал отказался разговаривать с наблюдателями без разрешения члена вооруженных формирований.
Мини-БПЛА временно подвергся глушению сигнала, выполняя полет над районом вблизи н. п. Бердянское (подконтрольный правительству, 18 км к востоку от Мариуполя).
БПЛА СММ дальнего радиуса действия временно подвергся глушению сигнала, пролетая над районом вблизи н. п. Яблоновка (подконтрольный правительству, 49 км к северу от Донецка)[4].
БПЛА СММ дальнего радиуса действия временно подвергся глушению сигнала при выполнении полета над районом вблизи н. п. Степановка (подконтрольный правительству, 54 км к северу от Донецка).
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении всего отчетного периода камера СММ, установленная на контрольном пункте въезда-выезда в Марьинке, не функционировала.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала офицеров ВСУ при СЦКК. 18 декабря 2017 офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[4] Глушение сигнала могли вестись из любого района в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 1 June 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region, compared with the previous reporting period. The SMM observed fresh damage in a residential area of Dokuchaievsk. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations near the Zolote disengagement area. The Mission’s access remained restricted in all three disengagement areas and elsewhere, including near Izvaryne and Sievernyi at the border with the Russian Federation. The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines near Oleksandropil and Tarasivka. The SMM’s monitoring and facilitation of the access of Voda Donbassa water company employees to the Donetsk Filtration Station (DFS) as well as of repair works to the DFS were interrupted due to the presence of anti-tank mines near the station. The SMM heard ceasefire violations near the DFS, despite security guarantees. It continued to monitor and facilitate repairs to high-voltage power lines near Yuzhna-Lomuvatka and Almazna. In Kyiv, the SMM observed a gathering on the occasion of International Children’s Day.
In Donetskregion, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including, however, fewer explosions (about 120), compared with the previous reporting period (about 150 explosions).
On the evening and night of 31 May-1 June, the SMM camera at the DFS (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, two projectiles in flight from north-north-east to south-south-west, two projectiles from south to north, five projectiles from north to south, followed by 13 projectiles (eight from west-north-west to east-north-east, two from south to north, one from north-north-east to south-south-west, one from north to south and one from south-west to north-east) and an undetermined explosion, all 0.15-3km west.
On the evening and night of 31 May-1 June, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) recorded, in sequence, two illumination flares from south-east to north-west, an undetermined explosion, 13 projectiles in flight from north to south, followed by totals of 14 undetermined explosions, 161 projectiles (100 from south to north, 59 from north to south, one from east to west and one from west to east), eight illumination flares from east to west and three bursts, all 1-4km east and east-south-east.
On the evening and night of 31 May-1 June, the SMM camera at the Oktiabr mine (non-government-controlled, 9km north-west of Donetsk) recorded, in sequence, two projectiles from west to east, an undetermined explosion and ten projectiles from south-west to north-east, followed by totals of two illumination flares in vertical flight and 15 projectiles (ten from west-south-west to east-north-east, one from west to east and four from south-west to north-east), all 1-6km north-east.
On the evening and night of 31 May-1 June, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard 39 explosions (12 assessed as mortar rounds, four as infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-1) cannon fire, four as artillery rounds and the remainder as undetermined) and about 590 bursts and shots of IFV (BMP-2) cannon fire, heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-9km at directions ranging from south-east to south-west. During the day on 1 June, the SMM heard three undetermined explosions and 11 bursts of heavy-machine-gun fire, all 2-5km south-east and south-south-east.
On the evening of 31 May, positioned in Debaltseve (non-government-controlled, 58km north-east of Donetsk) the SMM heard 20 undetermined explosions and about 35 bursts and shots of small-arms fire, all 0.4-8km south-south-east and north-north-west.
Positioned about 1km north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) the SMM heard 21 undetermined explosions and about 20 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-2km at directions ranging from west-south-west to north.
In Luhanskregion, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including one explosion, compared with the previous reporting period (five explosions).
The SMM observed fresh damage to a civilian property in a residential area of Dokuchaievsk (non-government-controlled, 30km south-west of Donetsk). At 84 Lenina Street, the SMM saw fresh damage (a hole, approximately 15cm in diameter) with cracks radiating from it to the edges of the outer glass pane of a plastic frame of a north-facing double-glazed window on the ground floor of a five-storey apartment building, assessed as probably caused by shrapnel or a ricocheting bullet. The SMM also saw shards of broken glass on the ground below the window. The owner (woman, 30-40 years old) told the SMM that on the evening of 30 May, while she was inside her apartment, she had heard firing and an explosion.
On 24 May, aerial imagery revealed ten buildings damaged by probable shelling (including six without roofs) near Lopaskyne (government-controlled, 23km north-west of Luhansk) (not seen in imagery from 13 November 2017).
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardwareof 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening and night of 31 May-1 June, the SMM camera in Zolote recorded, in sequence, an undetermined explosion, four projectiles in flight from south-west to north-east and a projectile from south-east to north-west, all 0.5-8km south, south-west and north-east (all assessed as outside the disengagement area).
Positioned near the Petrivske and Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines, in government-controlled areas, an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) on 31 May spotted an anti-tank gun (MT-12 Rapira, 100mm) in Oleksandropil (43km north of Donetsk) and two self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) in Tarasivka (43km north-west of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites, in government-controlled areas, an SMM long-range UAV on 31 May spotted a surface-to-air missile system (9K37) south-east of Lozuvatske (35km north-west of Donetsk) and three surface-to-air missile systems (9K33 Osa) east of Valerianivka (51km south-west of Donetsk).
The SMM observed armoured combat vehicles[2]and new trenches in the security zone. In non-government-controlled areas, on 27 May aerial imagery revealed the presence of four armoured combat vehicles (type undetermined) in the northern outskirts of Horlivka (39km north-east of Donetsk). On 31 May, an SMM long-range UAV spotted an IFV (BMP-1) north-west of Petrivske, an armoured personnel carrier (APC) (MT-LB) and an IFV (BMP-1) near Styla (34km south of Donetsk),an IFV near Bohdanivka (41km south-west of Donetsk), an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) and four IFVs (BMP-1) south-east of Bohdanivka (about 700m south of the disengagement area near Petrivske)and three IFVs (two BMP-1 and one probable BMP-2) near Dokuchaievsk. On 1 June, an SMM patrol saw an IFV (BTR-80) in Donetsk city centre.
In government-controlled areas, on 30 May, aerial imagery revealed the presence of new trenches in areas north and south of Pivdenne (40km north-east of Donetsk) (not present in imagery from 28 April 2018). On 31 May, an SMM long-range UAV spotted two probable APCs (MT-LB) near Novohnativka (40km south of Donetsk) and an IFV (BMP-1) near Berezove (31km south-west of Donetsk). On 1 June, the SMM saw an IFV (unknown type) in Zolote.
The SMM observed possible demining activities. On the northern outskirts of Nikishyne (non-government-controlled, 60km north-east of Donetsk), the SMM saw a Kamaz truck and eight people wearing dark blue-green clothing, one of whom was carrying a metal detector, in a field (marked with white tape) 20m west of the road running north from Nikishyne to the junction with the M-03/E-50 highway. About 2km further north, 700m east of Ridkodub (non-government-controlled, 61km north-east of Donetsk), the same SMM patrol observed an Ural truck and a minibus carrying a group of people wearing the same type of clothing.
The SMM observed a mine hazard sign in the northern outskirts of Krasna Talivka (government-controlled, 51km north-east of Luhansk), reading “Caution, demining is in progress” in Ukrainian and Russian language and bearing the logo of an international organization.
The SMM’s monitoring and facilitation of the access of Voda Donbassa water company employees to the DFS as well as of repair works to the DFS were interrupted due to the observation of 18 anti-tank mines 1.2km north of the DFSacross road H-20. The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) about the presence of these mines. A demining team from the Ukrainian State Emergency Services then cleared a 6-8m wide corridor on the highway asphalt but did not remove the anti-tank mines from the road. The patrol decided not to proceed further due to security concerns and the operation was subsequently suspended. Positioned in the same location, the SMM heard undetermined explosions as well as small-arms fire (see ceasefire violation section above), despite explicit security guarantees.
The SMM continued to facilitate and monitor repairs to high-voltage power lines near Yuzhna-Lomuvatka (non-government-controlled, 60km west of Luhansk) and Almazna (non-government-controlled, 55km west of Luhansk).
The SMM visited two border areas not under government control. While at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk)for about five minutes, the SMM saw eight cars (licence plates not visible), and two buses (one with Ukrainian licence plates, the other not visible) exiting Ukraine, and a bus (with “LPR” plates) entering Ukraine. An armed member of the armed formations then approached the SMM and told it to leave the area.*
While at a border crossing point near Sievernyi (50km south-east of Luhansk) for about five minutes, the SMM observed no traffic across the border. An armed member of the armed formations then approached the SMM and told it to leave the area.*
On 1 June, in Kyiv, the SMM observed a pre-announced gatheringon the occasion of International Children’s Day titled “Children Internally Displaced Persons into Nowhere: Let’s Protect Their Future”, held by a non-governmental organization. The SMM saw about 30 people (about half of them children, aged 3 to 12) gathered at Independence Square, many of whom held blue or yellow balloons. Some of the children were painting cardboard houses or writing on a banner about how they wished to be able to live in homes of their own.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO), and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the JCCC should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a border crossing point near Izvaryne, a member of the armed formations told the SMM to leave the area.
At a border crossing point near Sievernyi, an armed member of the armed formations told the SMM to leave the area, saying that the restrictions on the SMM’s presence were still in place.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMMwas prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM was prevented from accessing the DFS due to the presence of 18 anti-tank mines 1.2km north of the DFS on road H-20.
Other impediments:
At a hospital in Horlivka, medical staff refused to speak with the SMM without permission from a member of the armed formations.
A mini-UAV was temporarily jammed while flying over an area near Berdianske (government-controlled, 18km east of Mariupol).
An SMM long-range UAV was temporarily jammed while flying over an area near Yablunivka (government-controlled, 49km north of Donetsk).[4]
An SMM long-range UAV was temporarily jammed while flying over areas near Stepanivka (government controlled, 54km north of Donetsk).
[1]For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. The SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka was not operational during the reporting period.
[2]This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3]The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.
[4]The interference could have originated from anywhere in a radius of several kilometres of the UAV’s position.