Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. На восточной окраине Попасной наблюдатели зафиксировали свежее место огневого поражения. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня возле участка разведения в районе Золотого. Доступ СММ оставался ограниченным как на этих трех участках разведения, так и в других районах, в том числе возле Вознесеновки в Луганской области, на границе с Российской Федерацией*. Наблюдатели зафиксировали вооружение, размещенное в нарушение линий отвода в Ротах и Победе, а также вблизи Желанного. Миссия продолжала способствовать обеспечению доступа сотрудников КП «Вода Донбасса» к Донецкой фильтровальной станции, при этом наблюдатели слышали в этом районе нарушения режима прекращения огня, несмотря на четкие предоставленные гарантии безопасности. СММ продолжила содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи вблизи Алмазной. В Луганске наблюдатели видели грузовики с надписями «Гуманитарная помощь из Российской Федерации» на бортах. Команда СММ уточняла сообщения об акте вандализма в отношении офиса общественной организации в Харькове.
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 80 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 220 взрывов).
Так, поздно вечером 7 и ночью 8 мая камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 10 снарядов с севера на юг, 1 снаряд с юга на север и 3 снаряда с севера на юг, а затем в общей сложности 2 взрыва неопределенного происхождения, 13 снарядов (7 с севера на юг и 6 с юга на север) и 2 выпущенные вверх осветительные ракеты — все в 0,5–3 км к югу.
Днем 8 мая, патрулируя в 4 км к западу от н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), приблизительно в 2 км к востоку от ДФС, команда Миссии слышала 3 взрыва неопределенного происхождения в 1 км к западу. Находясь в 2 км к западу от Ясиноватой, наблюдатели слышали 6 взрывов неопределенного происхождения и огонь из стрелкового оружия — все на расстоянии 0,5–4 км в секторе от юго-запада до севера. Осуществляя мониторинг на юго-восточной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), приблизительно в 3 км к западу от ДФС, члены патруля СММ слышали 7 взрывов неопределенного происхождения и огонь из стрелкового оружия — все в 2–4 км к востоку и юго-востоку.
Вечером 7 и ночью 8 мая, пребывая в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 23 взрыва (один оценен как огонь из миномета, а остальные — как взрывы неопределенного происхождения) и около 315 выстрелов и очередей из автоматического гранатомета, крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 3–5 км к югу и юго-востоку. Днем 8 мая в Светлодарске команда Миссии слышала 7 взрывов неопределенного происхождения в 3–5 км к юго-востоку.
Вечером 7 мая, находясь в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 12 взрывов неопределенного происхождения в 4–7 км к западу и северо-западу.
Днем 8 мая, патрулируя приблизительно в 3 км к юго-юго-востоку от н. п. Ломакино (подконтрольный правительству, 15 км к северо-востоку от Мариуполя), команда СММ слышала 1 взрыв, оцененный как огонь из миномета (120 мм) в 3 км к востоку.
Находясь в 2 км к юго-востоку от н. п. Лебединское (подконтрольный правительству, 16 км к востоку от Мариуполя), члены патруля Миссии слышали 10 взрывов, оцененных как выстрелы из миномета калибром 120 мм на неустановленном расстоянии к северо-востоку.
В Луганской области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, при этом зафиксировав больше взрывов (около 90) по сравнению с предыдущим отчетным периодом (50 взрывов).
Ночью 8 мая, находясь в н. п. Северодонецк (подконтрольный правительству, 74 км к северо-западу от Луганска), команда Миссии слышала 24 взрыва неопределенного происхождения в 15–20 км к юго-западу.
Так, днем 8 мая, патрулируя в 3 км к юго-западу от н. п. Муратово (подконтрольный правительству, 51 км к северо-западу от Луганска), наблюдатели слышали 31 взрыв неопределенного происхождения в 7 км к юго-западу.
Осуществляя мониторинг в н. п. Орехово-Донецкое (подконтрольный правительству, 44 км к северо-западу от Луганска), члены патруля СММ слышали 14 взрывов неопределенного происхождения в 8–10 км к юго-востоку.
Со своей позиции в 1,5 км к северу от н. п. Боково-Платово (неподконтрольный правительству, 54 км к юго-западу от Луганска), команда Миссии слышала 12 взрывов, оцененных как артиллерийские выстрелы и последовавшие разрывы снарядов в 7–10 км к юго-юго-западу (по оценке, эти эпизоды огневой активности были связаны с учениями с боевой стрельбой за пределами зоны безопасности).
Наблюдатели зафиксировали свежее место огневого поражения на восточной окраине н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска). На улице Первомайской наблюдатели видели два осколка, торчавших из свежей воронки в асфальтированной дороге, а также приблизительно 20 сломанных веток дерева в 3–6 метрах к северо-востоку от воронки. По оценке СММ, место огневого поражения образовалось в результате разрыва минометной мины (не менее 82 мм), выпущенной с северно-восточного направления. Место огневого поражения находится приблизительно в 2 км к западу от ближайшего жилого района и в 550 метрах к востоку от ближайшей позиции Вооруженных сил Украины.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Поздно вечером 7 мая камера СММ в Золотом зафиксировала 2 снаряда с северо-запада на юго-восток в 5–7 км к востоко-северо-востоку (по оценке, за пределами участка разведения).
8 мая, продолжая мониторинг вблизи участков разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, Миссия отметила там спокойную обстановку.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
7 мая в подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 1 зенитный ракетный комплекс (9K35 «Стрела-10»), стоявший в н. п. Роты (66 км к северо-востоку от Донецка), а 8 мая — 1 зенитный ракетный комплекс (9K35), который стоял между двумя жилыми домами в н. п. Победа (27 км к юго-западу от Донецка), а также 8 противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100 мм), стоявших недалеко от н. п. Желанное (36 км к северо-западу от Донецка), размещенных там в нарушение линий отвода.
Наблюдатели зафиксировали наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствовали критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года, направленном СММ подписантам Комплекса мер относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения. В подконтрольных правительству районах Донецкой области наблюдатели зафиксировали 8 буксируемых гаубиц (2А65 «Мста-Б», 152 мм) и 4 зенитных ракетных комплекса (9К33 «Оса»), а также отметили, что там по-прежнему отсутствуют 44 буксируемые гаубицы (тридцать две 2А65 и двенадцать 2А36 «Гиацинт-Б», 152 мм), 4 реактивные системы залпового огня (БМ-21 «Град», 122 мм), 4 зенитных ракетных комплекса (9К33), 10 минометов (четыре 2Б9 «Василек», 82 мм, и шесть 2Б11 «Сани», 120 мм) и 53 противотанковые пушки (пятьдесят две МТ-12 и одна Т-12, 100 мм).
СММ еще раз посетила постоянное место хранения вооружения, расположенное за соответствующими линиями отвода в подконтрольном правительству районе Донецкой области, и отметила, что там по-прежнему отсутствуют 20 танков (Т-72). Наблюдатели также зафиксировали там наличие другого вооружения.
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины, зенитную установку[2] и другие признаки наличие техники военного типа в зоне безопасности. В подконтрольных правительству районах беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ обнаружил 3 бронетранспортера (типа БТР) вблизи н. п. Новоселовка Вторая (23 км к северу от Донецка) и 3 БТР-80, которые стояли в жилом районе Новоселовки Второй. Команда СММ также видела 1 МТ-ЛБ, стоявший между двумя жилыми домами в Победе, колонну из 13 БТР (двенадцати БТР-70 и одного БТР-60) и 9 военных грузовиков недалеко от н. п. Пантелеймоновка (34 км к северу от Донецка), а также 1 зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм), установленную на военный грузовик, вблизи н. п. Горское (63 км к западу от Луганска).
В неподконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ зафиксировал единицу техники (предположительно, боевую машину пехоты неустановленного типа) недалеко от н. п. Обозное (18 км к северу от Луганска).
По данным воздушного наблюдения по состоянию на 6 мая обнаружены недавно удлиненные траншеи к востоку от н. п. Новотроицкое (подконтрольный правительству, 36 км к юго-западу от Донецка), которые не были зафиксированы по данным воздушного наблюдения по состоянию на 6 марта 2018 года.
СММ продолжала фиксировать наличие мин. На автодороге Н21 между блокпостом вооруженных формирований на перекрестке с дорогой, ведущей в направлении Обозного, и мостом вблизи н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) мини БПЛА СММ вновь зафиксировал 8 противотанковых мин (ТМ-62), заложенных поперек западной полосы дороги с двухсторонним движением (для ознакомления с предыдущими наблюдениями см. Ежедневный отчет СММ от 26 апреля 2018 года).
СММ продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи вблизи н. п. Алмазная (неподконтрольный правительству, 55 км к западу от Луганска). В Луганской области Миссия содействовала проведению и осуществляла мониторинг передачи денежных средств с неподконтрольных правительству районов в подконтрольные. Эти денежные средства, как сообщалось, предназначались для погашения задолженности за водоснабжение.
СММ продолжала способствовать обеспечению доступа сотрудников КП «Вода Донбасса» к ДФС для обеспечения ее функционирования. Несмотря на то, что все стороны, позиции которых находились в нескольких местах недалеко от ДФС, предоставили гарантии безопасности, Миссия зафиксировала в этом районе нарушения режима прекращения огня (см. выше).
Наблюдатели посетили два неподконтрольных правительству приграничных района. В течение приблизительно 1 часа наблюдения в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Мариновка (78 км к востоку от Донецка) команда Миссии видела, что в Украину въехали 10 автомобилей (6 с российскими номерными знаками и 4 с табличками «ДНР») и 1 автобус (с табличками «ДНР»), а также вошли 2 пешехода, а из Украины выехали 22 автомобиля (10 с российскими номерными знаками, 7 — с украинскими, 2 — с белорусскими и 3 с табличками «ДНР») и 1 тентованный грузовик (с украинскими номерными знаками).
Осуществляя мониторинг в пункте пропуска возле н. п. Вознесеновка (быв. Червонопартизанск, 65 км к юго-востоку от Луганска), наблюдатели видели, что в Украину въехали 4 автомобиля (из которых один с российскими номерными знаками) и вошли 4 пешехода, а из Украину выехали 12 автомобилей (8 с украинскими номерными знаками, 2 — с российскими и 2 с табличками «ЛНР»), а также 1 тентованный грузовик. Приблизительно через 20 минут член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть этот район*.
Наблюдатели осуществляли мониторинг ситуации с безопасностью на железнодорожных станциях в неподконтрольных правительству районах. На железнодорожной станции «Красная Могила» вблизи Вознесеновки команда СММ видела 10 неподвижных вагонов-цистерн и 30 грузовых вагонов (содержимое рассмотреть не удалось). Приблизительно через 10 минут два члена вооруженных формирований сказали патрулю Миссии покинуть этот район*.
На железнодорожной станции рядом с н. п. Ровеньки (54 км к югу от Луганска) члены патруля Миссии видели 3 неподвижных вагона-цистерны и около 100 пустых грузовых вагонов открытого типа.
В Луганске, на территории комплекса на ул. Руднева, 2а, СММ зафиксировала 4 грузовика с надписью (на русском языке) «Гуманитарная помощь из Российской Федерации» на бортах. Наблюдатели видели, что территорию охраняют двое мужчин в одежде военного типа, а 20 человек в гражданской одежде (15 мужчин и 5 женщин разного возраста) разгружали ящики из грузовиков.
Команда СММ уточняла сообщения об акте вандализма в отношении офиса неправительственной организации (НО) в Харькове. Наблюдатели посетили офис общественной организации «Трудовая Харьковщина», расположенный на 7-м этаже в здании Дворца труда на площади Конституции в Харькове. Наблюдатели видели 5 разбитых стульев и порванные портреты советских лидеров, а также разбитый плакат о Второй мировой войне. Руководитель организации сообщил СММ, что 7 мая, в 15:15, в помещение офиса вошли 20 человек и устроили обыск. Лидер местного филиала «Национального корпуса» сообщил наблюдателям, что это именно они организовали обыск в офисе общественной организации. В полиции сообщили, что по факту инцидента ведется расследование.
СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
В пункте пропуска на границе вблизи Вознесеновки член вооруженных формирований потребовал, чтобы патруль Миссии покинул этот район, заявив, что «ограничения до сих пор в силе».
На железнодорожной станции «Красная Могила» вблизи Вознесеновки два члена вооруженных формирований потребовали, чтобы патруль Миссии покинул этот район, заявив, что «ограничения до сих пор в силе».
На блокпосте рядом с Петровским член вооруженных формирований не пропустил патруль Миссии ввиду продолжающихся в этом районе «празднований», а также потому, что там ожидался проезд автоколонны. Наблюдатели обратили внимание, что другие автомобили проезжали свободно.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении всего отчетного периода камеры СММ, установленные на контрольных пунктах въезда-выезда в Марьинке, Майорске и Пищевике, не функционировали.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 8 May 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions compared with the previous reporting period. The Mission observed a fresh impact site on the eastern edge of Popasna. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske and recorded ceasefire violations near the Zolote disengagement area. Its access remained restricted in all three areas and elsewhere, including near Voznesenivka in Luhansk region, at the border with the Russian Federation*. The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines in Roty, Pobeda and near Zhelanne. The Mission continued to facilitate access to the Donetsk Filtration Station for Voda Donbassa water company employees and heard ceasefire violations in the area, despite explicit security guarantees. The SMM continued to facilitate and monitor repairs to high-voltage power lines near Almazna. The Mission observed trucks marked with “Humanitarian Aid from the Russian Federation” in Luhansk city. The SMM followed up on reports of vandalism to the office of a non-governmental organization in Kharkiv.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including about 80 explosions, compared with the previous reporting period (about 220 explosions).
On the evening and night of 7-8 May, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, ten projectiles in flight from north to south, a projectile from south to north and three projectiles from north to south, followed by totals of two undetermined explosions, 13 projectiles (seven from north to south and six from south to north) and two illumination flares in vertical flight, all 0.5-3km south.
During the day on 8 May, positioned 4km west of Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), about 2km east of the DFS, the SMM heard three undetermined explosions 1km west. Positioned 2km west of Yasynuvata, the SMM heard six undetermined explosions and small-arms fire, all 0.5-4km at directions ranging from south-west to north. Positioned on the south-eastern edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk), about 3km west of the DFS, the SMM heard seven undetermined explosions and small-arms fire, all 2-4km east and south-east.
On the evening and night of 7-8 May, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard 23 explosions (one assessed as a mortar round and the remainder undetermined), and about 315 shots and bursts of automatic grenade launcher, heavy-machine-gun and small-arms fire, all 3-5km south and south-east. The following day, while at the same location, the SMM heard seven undetermined explosions 3-5km south-east.
On the evening of 7 May, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard 12 undetermined explosions 4-7km west and north-west.
During the day on 8 May, positioned about 3km south-south-east of Lomakyne (government-controlled, 15km north-east of Mariupol), the SMM heard an explosion assessed as a mortar (120mm) round 3km east.
Positioned 2km south-east of Lebedynske (government-controlled, 16km east of Mariupol), the SMM heard ten explosions assessed as outgoing mortar (120mm) rounds at undetermined distances north-east.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including, however, more explosions (about 90), compared with the previous reporting period (50 explosions).
On the night of 7-8 May, while in Sievierodonetsk (government-controlled, 74km north-west of Luhansk), the SMM heard 24 undetermined explosions 15-20km south-west.
During the day on 8 May, positioned 3km south-west of Muratove (government-controlled, 51km north-west of Luhansk), the SMM heard 31 undetermined explosions 7km south-west.
Positioned in Orikhove-Donetske (government-controlled, 44km north-west of Luhansk), the SMM heard 14 undetermined explosions 8-10km south-east.
Positioned 1.5km north of Bokovo-Platove (non-government-controlled, 54km south-west of Luhansk), the SMM heard 12 explosions assessed as outgoing artillery rounds and their subsequent impacts 7-10km south-south-west, assessed as live-fire training outside the security zone.
The SMM observed a fresh impact site on the eastern edge of Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk). On Pershotravneva Street, the SMM saw two pieces of shrapnel protruding from a fresh crater in the asphalt road as well as about 20 broken tree branches 3-6m north-east of the crater. The SMM assessed the impact to have been caused by a mortar round (at least 82mm) fired from a north-easterly direction. The impact site is about 2km west of the nearest residential area and 550m east of the nearest Ukrainian Armed Forces position.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening of 7 May, the SMM camera in Zolote recorded two projectiles in flight from north-west to south-east 5-7km east-north-east (assessed as outside the disengagement area).
On 8 May, the SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske, where it observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum, as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines, in government-controlled areas, on 7 May the SMM saw a stationary surface-to-air missile system (9K35 Strela-10) in Roty (66km north-east of Donetsk) and on 8 May the SMM saw a stationary surface-to-air missile system (9K35) parked between two civilian houses in Pobeda (27km south-west of Donetsk) and eight stationary anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) near Zhelanne (36km north-west of Donetsk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In government-controlled areas of Donetsk region, the SMM observed eight towed howitzers (2A65 Msta-B, 152mm) and four surface-to-air missile systems (9K33 Osa) and noted that 44 towed howitzers (32 2A65 and 12 2A36 Giatsint-B, 152mm), four multiple launch rocket systems (BM-21 Grad, 122mm), four surface-to-air missile systems (9K33), ten mortars (four 2B9 Vasilek, 82mm and six 2B11 Sani, 120mm) and 53 anti-tank guns (52 MT-12 and one T-12, 100mm) continued to be missing.
The SMM revisited a permanent storage site whose location was beyond the respective withdrawal lines in government-controlled areas of Donetsk region and noted that 20 tanks (T-72) continued to be missing. The SMM also observed additional weapons present.
The SMM observed armoured combat vehicles, an anti-aircraft gun[2] and other indications of military-type presence in the security zone. In government-controlled areas, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted three armoured personnel carriers (APC) (BTR variants) near Novoselivka Druha (23km north of Donetsk) and three APCs (BTR-80) parked in a residential area of Novoselivka Druha. The SMM also saw an APC (MT-LB) parked between two civilian houses in Pobeda, a convoy consisting of 13 APCs (12 BTR-70 and one BTR-60) and nine military trucks near Panteleimonivka (34km north of Donetsk) and an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) mounted on a military truck near Hirske (63km west of Luhansk).
In areas outside government control, an SMM mini-UAV spotted a probable infantry fighting vehicle (type undetermined) near Obozne (18km north of Luhansk).
On 6 May, aerial imagery revealed recently extended trenches east of Novotroitske (government-controlled, 36km south-west of Donetsk) (not previously seen in imagery from 6 March 2018).
The SMM continued to observe mines. On road H-21, between an armed formations checkpoint at the junction with the road towards Obozne and the bridge near Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk), an SMM mini-UAV again spotted eight anti-tank mines (TM-62) laid across the western lane of the dual-carriageway. (For previous observations, see SMM Daily Report 26 April 2018.)
The SMM continued to facilitate and monitor repairs to high-voltage power lines near Almazna (non-government-controlled, 55km west of Luhansk). In Luhansk region, the Mission monitored and facilitated a transfer of funds from non-government- to government-controlled areas; the funds were reportedly in relation to a water utility debt.
The SMM continued to facilitate the access of Voda Donbassa water company employees to the DFS in order to keep the station operational. Despite security guarantees having been provided by all sides, positioned in several locations close to the DFS, the SMM recorded ceasefire violations in the area (see above).
The SMM visited two border areas not under government control. While at a border crossing near Marynivka (78km east of Donetsk) for about an hour, the SMM saw ten cars (six with Russian Federation licence plates and four with “DPR” plates), a bus (with “DPR plates) and two pedestrians entering Ukraine, and 22 cars (ten with Russian Federation, seven with Ukrainian and two with Belarusian licence plates, and three with “DPR” plates) and a covered cargo truck (with Ukrainian licence plates) exiting Ukraine.
At a border crossing point near Voznesenivka (formerly Chervonopartyzansk, 65km south-east of Luhansk), the SMM saw four cars (including one with Russian Federation licence plates) and four pedestrians entering Ukraine, and 12 cars (eight with Ukrainian and two with Russian Federation licence plates, and two with “LPR” plates) and a covered cargo truck exiting Ukraine. After about 20 minutes, a member of the armed formations told the SMM to leave the area.*
The SMM monitored the security situation at railway stations in non-government-controlled areas. At the Chervona Mohyla railway station near Voznesenivka, the SMM saw ten stationary tanker wagons and 30 cargo wagons (contents not visible). After about ten minutes, two members of the armed formations told the SMM to leave the area.*
At a railway station near Rovenky (54km south of Luhansk), the SMM saw three stationary tanker wagons and about 100 empty open cargo wagons.
The SMM observed four trucks with “Humanitarian Aid from the Russian Federation” written on the side in Russian at a compound at 2a Rudneva Street in Luhansk city. The SMM saw two men in military-type clothes securing the area and 20 people in civilian clothes (15 men and five women, mixed ages) unloading boxes from the trucks.
The SMM followed up on reports of vandalism to the office of a non-governmental organization (NGO) in Kharkiv. The SMM visited the office of the NGO Trudova Kharkivshchyna on the 7th floor of the Work Palace on Constitution Square in Kharkiv. The SMM saw five broken chairs as well as torn portraits of soviet leaders and a broken World War II poster backdrop. The head of the NGO told the SMM that at 15:15 on 7 May, 20 people had entered and ransacked the NGO’s office. A leader of a local branch of National Corps told the SMM that it had organized the incident at the NGO’s office. The police informed the SMM that the incident was under investigation.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO), and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co‑ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a border crossing point near Voznesenivka, a member of the armed formations demanded that the SMM leave the area, stating that “restrictions were still in place”.
At the Chervona Mohyla railway station near Voznesenivka, two members of the armed formations demanded that the SMM leave the area, stating that “restrictions were still in place”.
At a checkpoint near Petrivske, a member of the armed formations prevented the SMM from proceeding due to ongoing “celebrations” in the area and an expected convoy. The SMM noted that other cars were allowed to pass.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. The SMM cameras at the entry-exit checkpoints in Marinka, Maiorsk and Pyshchevyk were not operational during the reporting period.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.