Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В период с вечера 4 по вечер 5 мая как в Донецкой, так и в Луганской области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. С вечера 5 по вечер 6 мая Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущими сутками. Патруль Миссии зафиксировал разрыв снаряда на контрольном пункте въезда-выезда в Пищевике. В многоквартирном жилом доме в Донецке наблюдатели уточняли сообщения о жертве среди гражданского населения вследствие обстрела, а также зафиксировали повреждения от обстрела. СММ продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участке разведения в районе Золотого и вблизи участков разведения в районе Петровского и Станицы Луганской. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на этих участках разведения, так и в других районах, в частности вблизи Оленовки, Кременца и Минерального, а также в двух местах возле границы с Российской Федерацией*. СММ продолжила содействовать обеспечению доступа работников КП «Компания «Вода Донбасса» к Донецкой фильтровальной станции, в районе которой наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня, несмотря на то, что были предоставлены гарантии безопасности. Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на линиях электропередачи в районе Южной Ломуватки.
В период с вечера 4 по вечер 5 мая в Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 100 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 110 взрывов). С вечера 5 по вечер 6 мая СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, включая ориентировочно 400 взрыва, по сравнению с предыдущими сутками.
Так, поздно вечером 4 мая в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо‑востоку от Донецка) наблюдатели слышали и видели около 60 взрывов снарядов зенитного орудия в воздухе на расстоянии 8–10 км к северу.
5 мая, осуществляя мониторинг на юго‑западной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), члены патруля Миссии слышали 32 взрыва неопределенного происхождения, а также слышали и видели 8 взрывов от огня из вооружения неустановленного типа в воздухе — все в 2–5 км в южном направлении.
5 мая, находясь примерно в 1 км к северо‑западу от н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо‑востоку от Мариуполя), команда СММ слышала и видела разрыв снаряда (неустановленного типа) на расстоянии 1 км к юго‑востоку (см. ниже).
Вечером 4 мая, пребывая в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо‑востоку от Донецка), наблюдатели слышали 13 взрывов (включая два, которые они оценили как разрывы артиллерийских снарядов калибром 122 мм, а остальные — неопределенного происхождения), а также очереди из 30‑мм пушки боевой машины пехоты (БМП-2) и крупнокалиберного пулемета — все в 4–7 км к юго‑востоку. На следующий день в этом же населенном пункте команда СММ слышала более 200 взрывов неопределенного происхождения в 5–6 км к востоку и юго‑востоку. 6 мая в Светлодарске наблюдатели слышали около 120 взрывов (включая 62 от исходящего огня из артиллерии неустановленного типа, а остальные — неопределенного происхождения), а также очереди и выстрелы из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–5 км в секторе от востока до юго‑юго‑запада.
В период с вечера 4 по вечер 5 мая в Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, около 20 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (51 взрыв). С вечера 5 по вечер 6 мая СММ констатировала дальнейшее уменьшение количества таких нарушений по сравнению с предыдущими сутками, не зафиксировав при этом ни одного взрыва.
5 мая, в 09:47, находясь примерно в 1 км к северо‑западу от Пищевика, члены патруля Миссии слышали и видели взрыв, а затем провели оценку места огневого поражения в зоне досмотра транспортных средств на территории контрольного пункта въезда-выезда (КПВВ) в Пищевике. Наблюдатели обнаружили свежую воронку в земле с восточной стороны зоны досмотра транспортных средств на КПВВ, примерно в 35 метрах севернее восточного въезда в зону досмотра транспортных средств на КПВВ, на расстоянии около 30 метров к северо‑востоку от ближайшего гражданского дома, который в настоящее время используется сотрудниками Государственной пограничной службы Украины. Примерно в 2 метрах к востоку от этого дома была обнаружена еще одна свежая воронка в асфальтном покрытии. На асфальте вокруг воронки наблюдатели также видели свежие царапины, соответствовавшие снопу осколков от разрыва снаряда. Кроме того, они заметили, что южная стена дома была посечена осколками или обломками от взрыва, также были разбиты четыре окна: по два окна, выходящих соответственно на юг и север. В зоне досмотра транспортных средств наблюдатели видели автомобиль с гражданскими номерными знаками, на решетке радиатора и бампере которого были царапины от осколков или обломков в результате взрыва, а на лобовом стекле — трещины. По оценке СММ, обе воронки образовались от разрывов противотанковых управляемых ракет (9M113 «Конкурс»), выпущенных с востоко‑юго‑востока.
СММ уточняла сообщения о гражданском лице, получившем ранения вследствие обстрела. 6 мая в пятиэтажном многоквартирном жилом доме № 13а на улице Ленкоранской в Куйбышевском районе Донецка (неподконтрольный правительству) женщина (70–80 лет) рассказала наблюдателям, что 11 апреля, около 05:15, в то время когда она была у соседки, проживающей в этом же доме, она услышала раздавшиеся неподалеку звуки обстрела. В тот же момент в ее правую ногу попал осколок боеприпаса, который, по ее словам, отрикошетил от стены. В квартире, где произошел данный инцидент, наблюдатели обнаружили семь выбоин (диаметром от 3 до 7 см) в стенах на кухни и в гостиной, а также разбитое окно, выходящее на северо‑запад. Жительница (40–50 лет) из соседней квартиры показала наблюдателям два разбитых окна, выходящих на северо‑запад, и царапины от осколков на стенах в ее квартире. В больнице № 17 в Донецке медработники сообщили патрулю Миссии, что 11 апреля, в 10:15, к ним поступила женщина (70–80 лет) с осколочным ранением и гематомой на правом бедре.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
28 апреля камера СММ в Петровском зафиксировала взрыв в воздухе на расстоянии 1,5 км к югу (по оценке, за пределами участка разведения). 6 мая члены патруля Миссии, находившиеся в н. п. Богдановка (подконтрольный правительству, 41 км к юго‑западу от Донецка), слышали взрыв неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к востоку (определить, на участке разведения в районе Петровского или за его пределами, не представлялось возможным).
4 мая камера СММ в Золотом зафиксировала снаряд, пролетавший с юго‑запада на северо‑восток в 4–6 км к юго‑юго‑западу (по оценке, в пределах участка разведения). 5 мая члены патруля Миссии видели 4 военнослужащих Вооруженных сил Украины на участке разведения в районе Золотого. Поздно вечером 5 мая камера СММ в Золотом зафиксировала 2 снаряда с северо‑запада на юго‑восток в 3–6 км к востоку и еще 2 снаряда с севера на юг в 5 км к востоко‑северо‑востоку (все, по оценке, за пределами участка разведения).
5 мая, находясь на восточной окраине Станицы Луганской, наблюдатели слышали взрыв неопределенного происхождения в 6–8 км к юго‑западу (по оценке, за пределами участка разведения).
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
5 мая за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах беспилотный летательный мини‑аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал самоходную гаубицу (2С3 «Акация», 152 мм) недалеко от н. п. Попасное (60 км к северо‑западу от Луганска).
Миссия отметила наличие вооружения, которое не смогла верифицировать как отведенное, поскольку условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, направленном СММ подписантам Комплекса мер. 5 мая в неподконтрольных правительству районах Донецкой области наблюдатели видели 2 буксируемые гаубицы (Д‑30 «Лягушка», 122 мм), а также отметили отсутствие 11 реактивных систем залпового огня (БМ‑21 «Град», 122 мм) и 8 противотанковых пушек (МТ‑12 «Рапира», 100 мм).
5 мая в подконтрольных правительству районах Донецкой области команда СММ отметила отсутствие 16 реактивных систем залпового огня (БМ‑21) и 2 зенитных ракетных комплексов (9К35 «Стрела‑10»).
3 мая наблюдатели еще раз посетили постоянное место хранения вооружения, расположенное за соответствующими линиями отвода в неподконтрольном правительству районе Донецкой области, где они по-прежнему отметили отсутствие 12 танков (шести Т-64 и шести Т-72). 5 мая в другом таком месте члены патруля Миссии зафиксировали, что 10 танков (три T-64 и семь T-72) по-прежнему отсутствовали, при этом отсутствие одного танка (T‑64) было отмечено впервые.
СММ зафиксировала боевые бронированные машины[2], боеприпасы и недавно вырытые траншеи в зоне безопасности. 4 мая в подконтрольных правительству районах наблюдатели видели бронетранспортер (БТР) возле н. п. Роты (66 км к северо‑востоку от Донецка). На следующий день члены патруля Миссии видели БМП-1 и бронетранспортер (МТ‑ЛБ) в Золотом, БТР-4 в Станице Луганской, еще один бронетранспортер (МТ‑ЛБ) и бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ) вблизи Светлодарска. Кроме того, 5 мая в н. п. Орехово‑Донецкое (44 км к северо‑западу от Луганска) команда СММ зафиксировала 7 ручных противотанковых гранат в траве около блокпоста Вооруженных сил Украины, а также видела, как трое военнослужащих складывали 82‑мм минометные мины в деревянные ящики зеленого цвета. 6 мая наблюдатели видели 2 БМП-1 в н. п. Попасная (69 км к западу от Луганска). В тот же день члены патруля Миссии зафиксировали недавно вырытые траншеи протяженностью 1 км вдоль западной стороны дороги O0530 к югу от н. п. Красногоровка (21 км к западу от Донецка) и протяженностью 60 метров вдоль западной стороны той же дороги на северном въезде в н. п. Марьинка (23 км к западу от Донецка).
4 мая в неподконтрольных правительству районах мини‑БПЛА СММ обнаружил 2 БМП-2 и 1 МТ‑ЛБ неподалеку от н. п. Веселая Гора (16 км к северу от Луганска), а также 1 БМП-1 возле н. п. Приветное (11 км к северу от Луганска). 5 мая в Луганске наблюдатели видели автомобиль с надписью «Полиция», который сопровождал два автобуса и 34 грузовика военного типа, на борту которых (в грузовых отсеках) ехали люди в одежде военного типа. На следующий день в н. п. Катериновка (быв. Юбилейное, 8 км к западу от Луганска) члены патруля Миссии видели колонну в составе 4 автобусов и 6 грузовиков военного типа, на борту которых было порядка 250 человек в одежде военного типа. Колонна двигалась в направлении Луганска. Кроме того, 6 мая наблюдатели видели БМП-2 в н. п. Дебальцево (58 км к северо‑востоку от Донецка).
Миссия продолжила содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на линиях электропередачи в районе н. п. Южная Ломоватка (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска).
СММ также продолжала содействовать обеспечению доступа работников КП «Компания «Вода Донбасса» к Донецкой фильтровальной станции (ДФС) для обеспечения ее функционирования. Несмотря на то, что гарантии безопасности были предоставлены, патрули Миссии, находясь в разных местах в районе ДФС, слышали следующую боевую активность: 5 мая — около 30 взрывов неопределенного происхождения; 6 мая — примерно 10 взрывов неопределенного происхождения, а также огонь из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета (в оба дня). Со своей позиции в Авдеевке наблюдатели видели 8 взрывов в воздухе на расстоянии 2–3 км к югу и спустя около 10 минут звук небольшого двигателя (по оценке, БПЛА) в 1–3 км к юго‑востоку.
Патрули Миссии посетили три приграничных района, которые не контролируются правительством. 5 мая примерно за 50 минут наблюдения в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Изварино (52 км к юго‑востоку от Луганска) наблюдатели видели, что из Украины вышли 10 пешеходов (мужчины и женщины от 25 до 50 лет), а в Украину въехали 2 автобуса с украинскими номерными знаками и 1 тентованный грузовик с украинскими номерными знаками, а также вошли 2 женщины (44–46 лет). Спустя около 35 минут член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть данный район, что наблюдатели и сделали через 15 минут*.
5 мая, осуществляя мониторинг в пункте пропуска около н. п. Северный (50 км к юго-востоку от Луганска) на протяжении 15 минут, команда СММ видела, как в Украину вошли 2 мужчин (40–50 лет). Спустя около 5 минут член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть данный район, что наблюдатели и сделали через 10 минут*.
6 мая, ведя наблюдение в пункте пропуска возле н. п. Должанское (84 км к юго‑востоку от Луганска) в течение часа, члены патруля Миссии видели, что из Украины выехали 6 автомобилей (2 с украинскими номерными знаками и 4 — с российскими) и 6 тентованных грузовиков (в том числе 3 с украинскими номерными знаками и 1 с табличками «ЛНР»), в то же время в Украину въехали 7 автомобилей, 1 тентованный грузовик и 1 автобус.
СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 4 мая 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
5 мая, в то время когда патруль Миссии находился в пункте пропуска на границе в районе Изварино, член вооруженных формирований потребовал, чтобы наблюдатели покинули данный район.
5 мая, в то время когда патруль Миссии находился в пункте пропуска на границе возле Северного, член вооруженных формирований потребовал, чтобы наблюдатели покинули данный район.
5 мая на блокпосте около н. п. Оленовка (23 км к юго‑западу от Донецка) мужчина в камуфляжной форме потребовал, чтобы наблюдатели покинули данный район.
5 мая на блокпосте вблизи н. п. Кременец (16 км к юго‑западу от Донецка) мужчина в камуфляжной форме потребовал, чтобы наблюдатели покинули данный район.
6 мая четверо членов вооруженных формирований, которые имели при себе оружие, не разрешили патрулю Миссии проехать через блокпост восточнее н. п. Минеральное (неподконтрольный правительству, 10 км к северо-востоку от Донецка).
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Ни 5, ни 6 мая патрули Миссии не смогли получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Ни 5, ни 6 мая патрули Миссии не смогли проследовать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям по телефону, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Ни 5, ни 6 мая патрули Миссии не смогли проследовать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Доступ при условии:
На блокпосте, расположенном к югу от Дебальцево, член вооруженных формирований потребовал провести визуальный осмотр багажников автомобилей СММ перед тем, как разрешить патрулю Миссии проехать дальше.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении отчетного периода камеры СММ, установленные на КПВВ в Марьинке, Майорске и Пищевике, не функционировали.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 6 May 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions between the evenings of 4 and 5 May compared with the previous reporting period. Between the evenings of 5 and 6 May, it recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer ceasefire violations in Luhansk region compared with the previous 24 hours. The SMM observed the impact of a projectile at the entry-exit checkpoint in Pyshchevyk. At an apartment building in Donetsk city, the Mission followed up on reports of a civilian casualty caused by shelling and observed damage from shelling. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations inside the Zolote disengagement area and near the Petrivske and the Stanytsia Luhanska disengagement areas; its access remained restricted there and elsewhere, including near Olenivka, Kreminets, Mineralne and at two locations near the border with the Russian Federation.* It continued to facilitate access to the Donetsk Filtration Station for Voda Donbassa employees and heard ceasefire violations in the area, despite security guarantees. The SMM continued to facilitate and monitor repairs to power lines near Yuzhna-Lomuvatka.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1] between the evenings of 4 and 5 May, including about 100 explosions, compared with the previous reporting period (about 110 explosions). Between the evenings of 5 and 6 May, the SMM recorded more ceasefire violations, including about 400 explosions, compared with the previous 24 hours.
On the evening of 4 May, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard and saw about 60 anti-aircraft cannon airbursts 8-10km north.
On 5 May, positioned on the south-western edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk), the SMM heard 32 undetermined explosions and heard and saw eight airbursts (type undetermined), all 2-5km at southerly directions.
On 5 May, positioned approximately 1km north-west of Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol), the SMM heard and saw the impact of an undetermined round 1km south-east (see below).
On the evening of 4 May, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard 13 explosions (two assessed as impacts of artillery (122mm) rounds and the remainder undetermined), as well as bursts of infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) cannon (30mm) and heavy-machine-gun fire, all 4-7km south-east. The following day, while at the same location, the SMM heard over 200 undetermined explosions 5-6km east and south-east. On 6 May, while at the same location, the SMM heard about 120 explosions (62 outgoing artillery (type undetermined) rounds and the remainder undetermined), as well as bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-5km at directions ranging from east to south-south-west.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations between the evenings of 4 and 5 May, including about 20 explosions, compared with the previous reporting period (51 explosions). Between the evenings of 5 and 6 May, the SMM recorded fewer ceasefire violations and no explosions, compared with the previous 24 hours.
Positioned approximately 1km north-west of Pyshchevyk at 09:47 on 5 May, the SMM heard and saw an explosion and subsequently examined the resulting impact site within the vehicle inspection area of the entry-exit checkpoint in Pyshchevyk. The SMM saw a fresh crater in the soft dirt on the eastern side of the vehicle inspection area of the entry-exit checkpoint, about 35m north of the eastern entrance to the vehicle inspection area of the checkpoint, about 30m north-east of the nearest civilian house, which is currently being used by Ukrainian Border Guard personnel. The SMM observed a second fresh crater in the tarmac about 2m east of the aforementioned house. The SMM observed fresh scratches in the tarmac around the crater consistent with shrapnel spray from an explosion and saw that the south-facing wall of the house had been pockmarked by shrapnel or debris from an explosion and that two south-facing and two-north-facing windows had been shattered. The SMM further observed a car with civilian licence plates bearing scratches from shrapnel or debris from an explosion to its front grill and bumper and a cracked windshield stationary in the inspection area. The SMM assessed both craters to have been caused by the impacts of anti-tank guided missiles (9M113 Konkurs) fired from an east-south-easterly direction.
The SMM followed up on reports of a civilian injured by shelling. On 6 May, in a five-storey apartment building at 13A Lenkoranska Street in Donetsk city’s Kuibyshevskyi district (non-government-controlled), a woman (aged 70-80) told the SMM that at around 05:15 on 11 April, while she had been visiting a neighbour who lived in the building, she heard shelling nearby when her leg was struck by shrapnel which, she said, had ricocheted off a wall. In the apartment where the incident occurred, the SMM observed seven chips in the kitchen and living room walls (3-7cm in diameter) and that the apartment’s north-west-facing window had been broken. A resident of a neighbouring apartment (woman, aged 40-50) showed the SMM two broken north-west-facing windows and shrapnel scarring on the walls of her apartment. At Hospital No. 17 in Donetsk city, medical staff told the SMM that a woman (aged 70-80) had been admitted to the hospital at 10:15 on 11 April with a shrapnel injury and a haematoma on her right thigh.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On 28 April, the SMM camera in Petrivske recorded an airburst 1.5km south (assessed as outside the disengagement area). On 6 May, positioned in Bohdanivka (government-controlled, 41km south-west of Donetsk), the SMM heard an undetermined explosion at an undetermined distance east (unable to determine whether inside or outside the disengagement area near Petrivske).
On 4 May, the SMM camera in Zolote recorded a projectile in flight from south-west to north-east, 4-6km south-south-west (assessed as inside the disengagement area). On 5 May, the SMM observed four Ukrainian Armed Forces personnel inside the disengagement area near Zolote. In the late evening of 5 May, the SMM camera in Zolote recorded two projectiles in flight from north-west to south-east 3-6km east and two projectiles from north to south 5km east-north-east (all assessed as outside the disengagement area).
On 5 May, while on the eastern edge of Stanytsia Luhanska, the SMM heard an undetermined explosion 6-8km south-west (assessed as outside the disengagement area).
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum, as well as the Memorandum.
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, on 5 May, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted a self-propelled howitzer (2S3 Akatsiya, 152mm) near Popasne (60km north-west of Luhansk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. On 5 May, in non-government-controlled areas of Donetsk region, the SMM saw two towed howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm) and noted as missing 11 multiple launch rocket systems (BM-21 Grad, 122mm) and eight anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm).
On 5 May, in government-controlled areas of Donetsk region, the SMM noted as missing 16 multiple launch rocket systems (BM-21) and two surface-to-air missile systems (9K35 Strela‑10).
On 3 May, the SMM revisited a permanent storage site whose location was beyond the respective withdrawal lines in an area of Donetsk region outside government control, and noted that 12 tanks (six T-64 and six T-72) remain missing. On 5 May, at another such site, the SMM noted that ten tanks (three T-64 and seven T-72) remain missing while one tank (T‑64) was noted as missing for the first time.
The SMM observed armoured combat vehicles,[2] ordnance and recently excavated trenches in the security zone. In government-controlled-areas, the SMM saw an armoured personnel carrier (APC) near Roty (66km north-east of Donetsk) on 4 May. The following day, the SMM saw an IFV (BMP-1) and an APC (MT-LB) in Zolote, an IFV (BTR-4) in Stanytsia Luhanska, as well as an APC (MT-LB) and an armoured reconnaissance vehicle (BRDM) near Svitlodarsk. Also on 5 May, in Orikhove-Donetske (44km north-west of Luhansk), the SMM observed seven handheld anti-tank grenades lying in the grass near a Ukrainian Armed Forces checkpoint, as well as three soldiers loading 82mm mortar shells into green wooden boxes. On 6 May, the SMM saw two IFVs (BMP-1) in Popasna (69km west of Luhansk). The same day, the SMM observed 1km of freshly dug trenches along the western side of road O-0530 south of Krasnohorivka (21km west of Donetsk) and 60m of freshly dug trenches along the western side of the same road at the northern entrance to Marinka (23km west of Donetsk).
In non-government-controlled areas, an SMM mini-UAV spotted two IFVs (BMP-2) and an APC (MT-LB) near Vesela Hora (16km north of Luhansk) and an IFV (BMP-1) near Pryvitne (11km north of Luhansk) on 4 May. On 5 May, in Luhansk city, the SMM observed a car with “Police” written on it escorting two buses and 34 military-type trucks carrying people in military-type attire in their cargo areas. The following day, in Katerynivka (formerly Yuvileine, 8km west of Luhansk), the SMM observed a convoy consisting of four buses and six military-type trucks with around 250 persons in military-type attire moving towards Luhansk city. Also on 6 May, the SMM saw an IFV (BMP-2) in Debaltseve (58km north-east of Donetsk).
The SMM continued to facilitate and monitor repairs to power lines near Yuzhna-Lomuvatka (non-government-controlled, 60km west of Luhansk).
The SMM continued to facilitate the access of Voda Donbassa water company employees to the Donetsk Filtration Station (DFS) in order to keep the station operational. Positioned in several locations close to the DFS, the SMM heard about 30 undetermined explosions on 5 May and about ten undetermined explosions on 6 May, as well as small-arms and heavy-machine-gun fire on both days, despite security guarantees having been provided. From its position in Avdiivka, the SMM saw eight airbursts 2-3km south and, some ten minutes later, the sound of a small engine (assessed as that of a UAV) 1-3km south-east.
The SMM visited three border areas not under government control. On 5 May, while at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk) for 50 minutes, the SMM observed ten pedestrians (men and women, aged 25-50) exiting Ukraine as well as a covered cargo truck (with Ukrainian licence plates), two buses (with Ukrainian licence plates) and two women (mid-40s) entering Ukraine. After about 35 minutes, a member of the armed formations told the SMM to leave the area; 15 minutes later the SMM left the area.*
On 5 May, while at a border crossing point near Sievernyi (50km south-east of Luhansk) for 15 minutes, the SMM observed two men (aged 40-50) entering Ukraine. After about five minutes, a member of the armed formations told the SMM to leave the area; ten minutes later the SMM left the area.*
On 6 May, while at a border crossing point near Dovzhanske (84km south-east of Luhansk) for an hour, the SMM saw six cars (two with Ukrainian and four with Russian Federation licence plates) and six covered cargo trucks (including three with Ukrainian licence plates and one with “LPR” plates) exiting Ukraine as well as seven cars, a covered cargo truck and a bus entering Ukraine.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO), and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co‑ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example see SMM Daily Report 4 May 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
On 5 May, while present at a border crossing point near Izvaryne, a member of the armed formations demanded that the SMM leave the area.
On 5 May, while present at a border crossing point near Sievernyi, a member of the armed formations demanded that the SMM leave the area.
On 5 May, at a checkpoint near Olenivka (23km south-west of Donetsk), a man wearing camouflage attire demanded that the SMM leave the area.
On 5 May, at a checkpoint near Kreminets (16km south-west of Donetsk), a man wearing camouflage attire demanded that the SMM leave the area.
On 6 May, four armed members of the armed formations prevented the SMM from passing through a checkpoint east of Mineralne (non-government-controlled, 10km north-east of Donetsk).
Related to disengagement areas and mines/UXO:
On 5 and 6 May, the SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC on both occasions.[3]
On 5 and 6 May, the SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC on both occasions.4
On 5 and 6 May, the SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Conditional:
At a checkpoint south of Debaltseve, a member of the armed formations demanded to visually inspect the trunks of the SMM’s patrol vehicles before allowing the SMM to pass.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. The SMM cameras at the entry-exit checkpoints in Marinka, Maiorsk and Pyshchevyk were not operational during the reporting period.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.