Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия уточняла сообщения о жертве в Марьинке недалеко от линии соприкосновения. СММ продолжала осуществлять мониторинг участков разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участке разведения в районе Станицы Луганской и вблизи участков разведения в районах Золотого и Петровского. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на всех трех участках разведения, так и в других районах, в частности на блокпосте в Верхнешироковском*. СММ продолжила содействовать обеспечению доступа и проезду сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» и других лиц к Донецкой фильтровальной станции с целью способствования проведению оценки повреждений и ремонтных работ, которые завершились к 17:00. Миссия и далее содействовала проведению и осуществляла мониторинг ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи возле Южной Ломоватки, Алмазной и Веселогоровки. Команда СММ наблюдала за проведением массового собрания перед Генеральным консульством Российской Федерации в Харькове.
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], при этом зафиксировав около 200 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано примерно 580 взрывов.
Так, вечером 21 мая камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС) (15 км к северу от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 12 взрывов неопределенного происхождения, 2 снаряда с востоко-северо-востока на западо-юго-запад, 1 взрыв неопределенного происхождения и 1 снаряд с севера на юг — все в 0,2–1 км к юго-западу и западо-юго-западу, а затем в общей сложности 3 взрыва, оцененных как разрывы снарядов менее чем в 50 м к западо-юго-западу, 9 взрывов неопределенного происхождения, 1 взрыв в воздухе и 4 снаряда (два с севера на юг и два с запада та восток) — все в 0,2–3 км к западо-юго-западу, а также 1 снаряд с востока на запад в пределах 200 м к западо-юго-западу.
Вечером 21 и в ночь на 22 мая в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали 4 взрыва, оцененные как артиллерийские выстрелы в 0,5–1 км к северу, 31 взрыв неопределенного происхождения и около 60 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 3–8 км к югу и юго-юго-западу, а также 5 взрывов неопределенного происхождения в 4–6 км к северо-северо-западу.
22 мая, находясь на юго-западной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), наблюдатели слышали 15 взрывов неопределенного происхождения и огонь из крупнокалиберного пулемета в 2–7 км к востоку, востоко-юго-востоку и югу.
В н. п. Крутая Балка (неподконтрольный правительству, 16 км к северу от Донецка) члены патруля Миссии слышали 21 взрыв неопределенного происхождения в 1–5 км к юго‑западу и западу.
Ведя наблюдение в н. п. Новоселовка (неподконтрольный правительству, 37 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 13 взрывов неопределенного происхождения в 2—4 км к востоку. По оценке, эти эпизоды огневой активности были связаны с учениями с боевой стрельбой в зоне безопасности, что является нарушением решения Трехсторонней контактной группы от 3 марта 2016 года о запрете на проведение учений (занятий) с боевой стрельбой в зоне безопасности.
В н. п. Александровка (неподконтрольный правительству, 20 км к юго-западу от Донецка) члены команды СММ слышали 20 взрывов неопределенного происхождения в 2–4 км к северо-западу.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом, при этом зафиксировав больше взрывов (15 относительно 18 соответственно).
СММ уточняла сообщения в СМИ от 21 мая о жертве в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка). 22 мая в Авдеевке офицер Вооруженных сил Украины при Совместном центре контроля и координации (СЦКК) подтвердил это сообщение. В Марьинке представитель военно-гражданской администрации сообщил СММ по телефону, что 21 мая в 18:00 на окраине Марьинки недалеко от линии соприкосновения погиб житель Марьинки (мужчина 36 лет), а сейчас ведется расследования для выяснения обстоятельств его смерти. Медперсонал морга при больнице в н. п. Красногоровка (подконтрольный правительству, 21 км к западу от Донецка) сообщил наблюдателям по телефону, что 21 мая поздно вечером поступило тело с многочисленными ранениями с фрагментами пули внутри.
Миссия уточняла сообщения о свежих повреждениях центра помощи на участке разведения в н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска). На участке разведения, на парковке, расположенной к югу от моста в Станице Луганской, член вооруженных формирований (мужчина 30 лет) обратился к патрулю СММ с просьбой осмотреть осколочные повреждения мобильного центра «социальной помощи и административных услуг», который расположен в 85 м к юго-западу от ближайшего блокпоста вооруженных формирований и приблизительно в 300 м к юго-западу от моста. Наблюдатели видели свежую пробоину в виниловом потолке в северно-восточной части крыши центра, еще одну свежую пробоину внутри центра в западной стене (обшивка поверх металлического профнастила), а также металлический фрагмент, застрявший между облицовкой и внешней отделкой из металла в западной стене. С внешней стороны металлической стены сооружения также была обнаружена вмятина шириной примерно 3 см. По оценке СММ, повреждения образовались в результате попадания осколка минометной мины или гранаты, выпущенной с северно-восточного направления, который пробил северо-восточную часть крыши и западную стену. Сотрудница мобильного центра (35 лет) сообщила, что когда она утром пришла в центр, то увидела пробоину в северно-восточной части крыши и осколок, застрявший в западной стене сооружения.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
22 мая камера СММ в Станице Луганской зафиксировала 1 взрыв в 1–2 км к юго-юго-востоку (по оценке, в пределах участка разведения сил и средств).
Поздно вечером 21 мая камера СММ в Золотом зафиксировала 24 очереди и 1 снаряд — все в 4–9 км к югу и юго-востоку (по оценке, все за пределами участка разведения). В н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска), на участке разведения сил и средств в районе Золотого, наблюдатели видели военное транспортное средство («УАЗ») с двумя лицами в форме на борту (знаки различия или наличие оружия рассмотреть не удалось) и военную автоцистерну для перевозки топлива (типа «ЗИЛ») с двумя лицами в форме на борту (знаки различия или наличие оружия рассмотреть не удалось).
22 мая, находясь в Петровском, команда Миссии слышала 8 очередей и выстрелов из стрелкового оружия в 1–2 км к северу (по оценке, за пределами участка разведения). 17 мая камера СММ в Петровском зафиксировала 2 трассирующих снаряда (траектория полета не установлена) в 0,5–1 км к западу (по оценке, за пределами участка разведения).
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, Комплексом мер и Дополнением к нему.
За линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе наблюдатели видели 3 танка (один Т-64 и два неустановленного типа) на полигоне в н. п. Мирное (28 км к юго-западу от Луганска).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины[2] и недавно вырытые оборонительные бермы в зоне безопасности. В подконтрольных правительству районах 21 мая команда Миссии видела бронированную ремонтно-эвакуационную машину (БРЭМ-Ч) и 2 боевые машины пехоты (БМП-1) в н. п. Попасная (69 км к западу от Луганска). 22 мая наблюдатели видели 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) возле н. п. Талаковка (17 км к северо‑востоку от Мариуполя), а беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ среднего радиуса действия обнаружил 3 БМП-2 неподалеку от н. п. Железное (42 км к северо-востоку от Донецка), 3 боевые бронированные машины (одну БМП-1 и две типа БМП), а также бронетранспортер (БТР-80) рядом с н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска).
22 мая в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал оборонительные бермы протяженностью 400 метров недалеко от н. п. Смелое (31 км к северо-западу от Луганска), которые отсутствуют по данным воздушного наблюдения по состоянию на 29 апреля. Наблюдатели видели MТ-ЛБ вблизи н. п. Брянка (46 км к юго-западу от Луганска).
СММ зафиксировала проведение работ по разминированию и наличие предупредительного знака о минной опасности. На юго-восточной окраине н. п. Ломакино (подконтрольный правительству, 15 км к северо-востоку от Мариуполя) наблюдатели видели, как 25 военнослужащих Вооруженных сил Украины осуществляют работы по разминированию. Также на месте проведения работ находились 4 военных транспортных средства (один «УАЗ» и три «КрАЗ»). Возле блокпоста Вооруженных сил Украины на автодороге Т0519 команда СММ видела трех военнослужащих Вооруженных сил Украины, которые очищали от противотанковых мин близлежащее минное поле. Рядом с участком на автодороге Т0519, где проходило разминирование, было видно 4 противотанковые мины. Наблюдатели впервые обнаружили на восточной окраине н. п. Петровка (27 км к северу от Луганска) на автодороге T1309 предупредительный знак о минной опасности с надписью «Мины» кириллицей.
СММ продолжила содействовать обеспечению доступа и проезду сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» и других лиц к ДФС с целью содействия проведению оценки повреждений и ремонтных работ. 21 мая представитель энергоснабжающей компании сообщил Миссии о повреждении линий электропередачи, которые обслуживают ДФС и пролегают вдоль автодороги M04 на северо-западной окраине н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка). 22 мая ремонтные работы проводились в районе Крутой Балки. Главный электрик ДФС сообщил СММ, что ремонтные работы завершены и после возобновления подачи электроэнергии будет проведена проверка. Позже представитель ДФС сообщил Миссии по телефону, что на ДФС возобновили электроснабжение.
Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи возле н. п. Южная Ломоватка (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска), н. п. Алмазная (неподконтрольный правительству, 55 км к западу от Луганска) и н. п. Веселогоровка (неподконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска).
Наблюдатели посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством. В течение ориентировочно 1 часа наблюдения в пункте пропуска на границе возле н. п. Успенка (73 км к юго-востоку от Донецка) члены команды СММ видели, что из Украины выехали 55 автомобилей (22 с украинскими номерными знаками, 17 — с российскими и 16 с табличками «ДНР»), 3 фургона (1 с украинскими номерными знаками, 1 — с российскими и 1 с табличками «ДНР»), 9 грузовиков (4 с украинскими номерными знаками, 2 — с российскими, 2 — с белорусскими и 1 с табличками «ДНР») и 1 автобус (с украинскими номерными знаками). За этот же временной промежуток в Украину въехали 22 автомобиля (5 с украинскими номерными знаками, 10 — с российскими, 3 — с литовскими и 4 с табличками «ДНР»), 2 микроавтобуса (с украинскими номерными знаками), 3 автоцистерны (с надписью «БИТУМ» на цистернах) и 1 автобус (с украинскими номерными знаками). В течение ориентировочно получаса пребывания в пункте пропуска на границе возле н. п. Ульяновское (61 км к юго-востоку от Донецка) наблюдатели видели, что в Украину вошли 2 женщины (55–60 лет) с велосипедами, а одна женщина (35 лет) вышла из Украины.
В Харькове команда СММ осуществляла мониторинг массового собрания перед Генеральным консульством Российской Федерации. По наблюдениям Миссии, на месте событий присутствовало 40 человек (28 мужчин и 12 женщин, 25–55 лет), которые несли государственные флаги Украины, скандировали «Свободу Сенцову!» и «Свободу политическим заключенным!» и пели Государственный гимн Украины. Возле консульства Миссия видела около 50 полицейских и бойцов Национальной Гвардии. Участники акции протеста разошлись без происшествий.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг ситуации в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях остается ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На блокпосте в н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь, неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя) вооруженный член вооруженных формирований не разрешил патрулю СММ проехать через блокпост, утверждая, что ему необходимо получить разрешение от его командиров.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения на участке разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ по телефону, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Вооруженный член вооруженных формирований на южной стороне участка разведения в районе Золотого сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении отчетного периода камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда в Марьинке не функционировала.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 22 May 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions compared with the previous reporting period. The SMM followed up on reports of a casualty in Marinka near the contact line. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske, where it recorded ceasefire violations inside the Stanytsia Luhanska disengagement area and near the Zolote and Petrivske disengagement areas. Its access remained restricted in all three areas and elsewhere, including at a checkpoint in Verkhnoshyrokivske.* The SMM continued to facilitate the access of Voda Donbassa water company employees and others to the Donetsk Filtration System to assess damage and facilitate repair works which were completed by 17:00. The SMM continued to facilitate and monitor repairs to high-voltage power lines near Yuzhna-Lomuvatka, Almazna, and Veselohorivka. The Mission also monitored a gathering in Kharkiv in front of the Consulate General of the Russian Federation.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including about 200 explosions, compared with the previous reporting period (about 580 explosions).
On the evening of 21 May, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, 12 undetermined explosions, two projectiles in flight from east-north-east to west-south-west, an undetermined explosion and a projectile from north to south, all 0.2-1km south-west and west-south-west, followed by totals of three explosions assessed as impacts less than 50m west-south-west, nine undetermined explosions, an airburst and four projectiles (two from north to south and two from west to east), all 0.2-3km west-south-west and a projectile from east to west within 200m west-south-west.
On the evening and night of 21-22 May, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard four explosions assessed as outgoing artillery rounds 0.5-1km north, 31 undetermined explosions and about 60 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 3-8km south and south-south-west, and five undetermined explosions 4-6km north-north-west.
On 22 May, positioned on the south-western edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk), the SMM heard 15 undetermined explosions and heavy-machine-gun fire 2-7km east, east-south-east and south.
Positioned in Kruta Balka (non-government-controlled, 16km north of Donetsk), the SMM heard 21 undetermined explosions 1-5km south-west and west.
Positioned in Novoselivka (non-government-controlled, 37km north-east of Donetsk), the SMM heard 13 undetermined explosions 2-4km east, assessed as live-fire training inside the security zone, in violation of the decision of the Trilateral Contact Group as of 3 March 2016 that prohibits the conduct of live-fire training (exercises) in the security zone.
Positioned in Oleksandrivka (non-government-controlled, 20km south-west of Donetsk), the SMM heard 20 undetermined explosions 2-4km north-west.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, but more explosions (18) compared with the previous reporting period (15 explosions).
The SMM followed up on reports of a casualty in Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk), reported in the media on 21 May. On 22 May, in Avdiivka, a Ukrainian Armed Forces officer of the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) confirmed the report. In Marinka, a representative from the Civil/Military Administration told the SMM by phone that on 21 May at 18:00, a resident of Marinka (man, aged 36) was killed on the outskirts of Marinka near the contact line and that the circumstances of his death were currently under investigation. Medical staff of the hospital morgue in Krasnohorivka (government-controlled, 21km west of Donetsk) told the SMM by phone that the body had been admitted late in the evening of 21 May with multiple wounds containing bullet fragments.
The SMM followed up on reports of fresh damage to an aid station inside the disengagement area near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk). In the disengagement area, in the parking lot south of the Stanytsia Luhanska bridge, a member of the armed formations (male, aged 30) approached the SMM and requested that it observe shrapnel damage to the mobile centre for “social assistance and administrative services”, which is located 85m south-west of the nearest armed formation checkpoint and about 300m south-west of the bridge. The SMM saw a fresh hole in the vinyl ceiling under the north-eastern section of the centre’s roof, another fresh hole inside the centre in its western wall (panelling over corrugated metal) as well as a piece of metal lodged between the panelling and the outside metal of the western wall. A dent approximately 3cm wide was also observed on the exterior metal wall of the structure. The SMM assessed the damage to have been caused by fragmentation from a mortar or grenade round fired from a north-easterly direction, which had penetrated the north-eastern section of the roof and the western wall. A mobile centre worker (woman, aged 35) told the SMM that when she had arrived at the centre in the morning, she had seen a hole in the north-east section of the roof and a single piece of shrapnel lodged in the western wall of the structure.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On 22 May, the SMM camera in Stanytsia Luhanska recorded an explosion 1-2km south-south-east (assessed as inside the disengagement area).
On the evening of 21 May, the SMM camera in Zolote recorded 24 bursts and a projectile, all 4-9km south and south-east (all assessed as outside the disengagement area). In Katerynivka (government-controlled 64km west of Luhansk, inside the Zolote disengagement area), the SMM saw a military vehicle (UAZ) with two uniformed persons on board (neither insignia nor weapons were visible) and a military fuel truck (ZIL type) with two uniformed persons (neither insignia nor weapons visible) on board.
On 22 May, positioned in Petrivske, the SMM heard eight bursts and shots of small-arms fire 1-2km north (assessed as outside the disengagement area). On 17 May, the SMM camera in Petrivske recorded two tracer rounds in flight (trajectory undetermined) 0.5-1km west (assessed as outside the disengagement area).
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in a non-government-controlled area, the SMM saw three tanks (one T-64, two undetermined) at a training area in Myrne (28km south-west of Luhansk).
The SMM observed armoured combat vehicles[2] and recently dug protective berms in the security zone. In government-controlled areas, on 21 May the SMM observed an armoured recovery vehicle (BREM-Ch) and two infantry fighting vehicles IFVs (BMP-1) in Popasna (69km west of Luhansk). On 22 May, the SMM saw an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Talakivka (17km north-east of Mariupol) and an SMM mid-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted three IFVs (BMP-2) near Zalizne (42km north-east of Donetsk), three IFVs (a BMP-1 and two BMP variants) and an armoured personnel carrier APC (BTR-80) near Zolote (60km west of Luhansk).
In non-government-controlled areas, on 22 May, an SMM mid-range UAV spotted 400m of protective berms near Smile (31km north-west of Luhansk) (not visible in aerial imagery from 29 April). The SMM saw an APC (MT-LB) in Brianka (46km south-west of Luhansk).
The SMM observed demining activities and a mine hazard sign. Positioned on the south-eastern outskirts of Lomakyne (government-controlled, 15km north-east of Mariupol), the SMM saw four military vehicles (one UAZ and three KRAZ) and 25 Ukrainian Armed Forces personnel engaging in demining activities. Near a Ukrainian Armed Forces checkpoint on road T0519, the SMM observed three Ukrainian Armed Forces personnel clearing the adjacent minefield of anti-tank mines. Four anti-tank mines were observed beside the area being demined on road T0519. The SMM observed a mine hazard sign for the first time in the eastern outskirts of Petrivka (government-controlled, 27km north of Luhansk) on the road T-1309 with “Mine” written in Cyrillic.
The SMM continued to facilitate access of Voda Donbassa water company employees and others to the DFS to assess damage and facilitate repair works. On 21 May, an electric company representative told the SMM that power supply lines leading to the DFS along road M04 on the north-western edge of Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) were damaged. On 22 May repair works were conducted near Kruta Balka. The DFS chief electrician told the SMM that the repairs had been completed and would be tested once the electricity had been switched on. A DFS representative later told the SMM by phone that electricity to the DFS had been restored.
The SMM continued to facilitate and monitor repairs to high voltage power lines near Yuzhna-Lomuvatka (non-government-controlled, 60km west of Luhansk), Almazna (non-government-controlled, 55km west of Luhansk), and Veselohorivka (non-government-controlled, 64km west of Luhansk).
The SMM visited two border areas not under government control. While at a border crossing point near Uspenka (73km south-east of Donetsk) for about an hour, the SMM observed 55 cars (22 with Ukrainian and 17 with Russian Federation licence plates, and 16 with “DPR” plates), three vans (one with Ukrainian and one Russian Federation licence plates, and one with “DPR” plates), nine trucks (four with Ukrainian, two Russian Federation and two Belarusian licence plates, and one with “DPR” plates), and one bus with Ukrainian licence plates, all exiting Ukraine. During the same period, the SMM observed 22 cars (five with Ukrainian, ten Russian Federation and three Lithuanian licence plates, and four with “DPR” plates), two mini-buses with Ukrainian licence plates, three tank-trucks (with “BITUM” written on the tanks) and a bus with Ukrainian licence plates entering Ukraine. While at a border crossing near Ulianivske (61km south-east of Donetsk) for about half an hour, the SMM observed two pedestrians (women, aged 55-60) with bicycles entering and one pedestrian (woman, aged 35) exiting Ukraine.
The SMM monitored a gathering in front of the Consulate General of the Russian Federation in Kharkiv. The SMM observed 40 people (28 men and 12 women, aged 25-55) carrying Ukrainian national flags, chanting “Free Sentsov!” and “Free political prisoners!”, and singing the Ukrainian national anthem. The SMM observed about 50 police and National Guard personnel near the consulate. The protestors dispersed without incident.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Dnipro, Chernivtsi, and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO), and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co‑ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a checkpoint in Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol), an armed member of the armed formations denied the SMM passage through the checkpoint stating that he needed approval from his superiors.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. The SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka was not operational during the reporting period.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.