Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и аналогичный уровень таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Наблюдатели зафиксировали свежие повреждения гражданских объектов вследствие обстрела в Докучаевске. Миссия продолжила осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушение режима прекращения огня на участке разведения в районе Петровского. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на участках разведения, так и в других районах, в частности к месту размещения отведенного тяжелого вооружения и постоянному месту хранения вооружения в неподконтрольных правительству районах Донецкой области. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода возле Новоселовки. Команда Миссии и далее содействовала обеспечению доступа и проезду сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к Донецкой фильтровальной станции, а также слышала в этом районе нарушения режима прекращения огня, невзирая на предоставленные гарантии безопасности. СММ продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на линиях электропередачи возле Южной Ломоватки. В Одессе команда Миссии наблюдала за проведением памятных мероприятий, посвященных событиям 2 мая 2014 года.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, больше взрывов (около 170), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (36 взрывов).
Так, вечером 1 и ночью 2 мая камера СММ, установленная на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка), зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 3 снаряда с юга на север, 1 взрыв неопределенного происхождения, 4 снаряда с юга на север, 11 — с севера на юг и 6 — с юга на север — все в 0,3–3 км к западу. Днем, пребывая на ДФС в течение примерно 4 часов и содействуя доступу и проезду сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к станции (см. ниже), наблюдатели слышали 2 взрыва неопределенного происхождения в 3 км к юго-западу и 1 очередь из стрелкового оружия в 1–2 км к северо-западу, невзирая на предоставленные гарантии безопасности.
В этот же день, патрулируя на протяжении 3,5 часов на западной окраине н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), примерно в 2 км к западу от ДФС, команда СММ слышала и видела 6 взрывов в 3–5 км к юго-западу и юго-юго-западу, а также слышала 4 выстрела из стрелкового оружия в 2–3 км к юго-юго-западу. Ведя в течение 6,5 часов наблюдение в н. п. Крутая Балка (неподконтрольный правительству, 16 км к северу от Донецка), в 1,3 км к северо-востоку от ДФС, наблюдатели слышали 5 взрывов неопределенного происхождения и около 10 выстрелов из стрелкового оружия в 3–5 км к юго-западу и западу. Осуществляя мониторинг на протяжении около 3 часов в юго-западной части н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), примерно в 3 км к западу от ДФС, члены патруля Миссии слышали и видели 4 взрыва в 1–1,5 км к востоку. Патрулируя на протяжении 6,5 часов в 1,6 км к югу от н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка), приблизительно в 3 км к северу от ДФС, команда СММ слышала 2 взрыва неопределенного происхождения в 5–6 км к юго-востоку и 15 выстрелов и очередей из стрелкового оружия в 1 км к востоку и юго-востоку.
Вечером 1 мая, находясь в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали приблизительно 50 взрывов неопределенного происхождения и около 10 выстрелов из стрелкового оружия — все в 6–8 км к юго-западу. Пребывая в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), команда Миссии слышала 16 взрывов неопределенного происхождения и около 80 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–4 км к юго-востоку и югу.
2 мая, ведя наблюдение на южной окраине н. п. Софиевка (быв. Карло-Марксово, неподконтрольный правительству, 40 км к северо-востоку от Донецка) на протяжении около 1 часа, члены патруля СММ слышали и видели 30 взрывов, оцененных как выстрелы из 73-мм пушки боевой машины пехоты и последовавшие за ними разрывы снарядов — все в 2–2,5 км к западу.
Находясь в н. п. Самсоново (неподконтрольный правительству, 83 км к югу от Донецка), команда Миссии слышала 6 взрывов неопределенного происхождения, которые, по оценке, произошли на учебном полигоне севернее н. п. Свободное (неподконтрольный правительству, 73 км к югу от Донецка), в зоне, где размещение тяжелого вооружения и военной техники запрещено согласно пункту 5 Меморандума от 19 сентября 2014 года.
В Луганской области СММ констатировала аналогичный уровень нарушений режима прекращения огня (зафиксировав, среди прочего, 7 взрывов), что и в предыдущий отчетный период (2 взрыва).
Так, 2 мая, пребывая в н. п. Шимшиновка (неподконтрольный правительству, 27 км к юго-западу от Луганска), команда Миссии слышала 6 взрывов неопределенного происхождения в 15 км к юго-западу, оцененных как учения с боевой стрельбой в н. п. Мирное (неподконтрольный правительству, 28 км к юго-западу от Луганска).
1 и 2 мая наблюдатели зафиксировали свежие повреждения гражданских объектов вследствие обстрела в н. п. Докучаевск (неподконтрольный правительству, 30 км к юго-западу от Донецка). Команда Миссии видела, что два окна (с западной и северо-северо-западной стороны) на первом этаже двухэтажного дома № 2А на улице Свободы, а также одно северо-северо-западное окно на втором этаже были затянуты полимерной пленкой. Наблюдатели отметили свежие осколочные повреждения с северо-северо-западной стороне расположенного неподалеку забора (по оценке, в результате разрыва снаряда из вооружения неустановленного типа; определить направление огня не удалось). В двухэтажном доме № 2Б по улице Свободы наблюдатели видели два выбитых северных окна (одно на первом этаже, а другое — на втором). По их оценке, повреждения возникли в результате разрыва снаряда, выпущенного из вооружения неустановленного типа (определить направление огня не удалось).
Члены патруля Миссии видели, что два западных окна на первом этаже и одно южное окно на втором этаже двухэтажного дома № 1Б на улице Свободы были забиты деревянными досками. Команда СММ видела свежую пробоину в западной стороне летней кухни, расположенной в 7 метрах к западу от дома, а также несколько свежих пробоин в западной стороне металлического забора, а также в южной стороне деревянного забора во дворе. Перед забором с западной стороны члены патруля Миссии видели фрагменты осколков (все повреждения, по оценке, возникли в результате разрыва снаряда из вооружения неустановленного типа; определить направление огня не удалось).
Наблюдатели зафиксировали, что два западных окна одноэтажного дома № 2Г на улице Свободы были затянуты полимерной пленкой. Команда СММ видела три свежие пробоины в западной стороне забора возле дома, а также в западной стороне деревянного забора во дворе. По оценке наблюдателей, все повреждения возникли в результате разрыва снаряда, выпущенного из вооружения неустановленного типа (определить направление огня не удалось).
На ул. Свободы, 14А, члены патруля Миссии видели разрушенную летнюю кухню, от которой остались только внешние стены; юго-западная часть кухни обвалилась, вокруг были разбросаны бетонные блоки. По их оценке, повреждения возникли в результате попадания танкового снаряда или выстрела из противотанкового гранатомета с юго-западного направления.
Наблюдатели видели свежую воронку на приусадебном участке в 5 метрах к северо-востоку от одноэтажного дома на ул. Ленина, 35, а также пять затянутых полимерной пленкой окон (два западных, одно восточное и еще одно южное) и свежую пробоину в западной стороне дома. Также зафиксировано свежие осколочные повреждения будки для собаки в 3 метрах к западу от воронки (определить направление огня не удалось). Команда СММ определила, что все повреждения возникли в результате разрыва снаряда, выпущенного из вооружения неустановленного типа. Члены патруля Миссии видели, что в двухэтажном доме на ул. Ленина, 35А, были разбиты одиннадцать окон, выходивших на юго-восток, северо-запад и северо-восток. По их оценке, повреждения возникли в результате вышеупомянутого взрыва на ул. Ленина, 35.
В двухэтажном доме на ул. Ленина, 37, наблюдатели видели два затянутых полимерной пленкой юго-юго-восточных окна, а также свежие осколочные повреждения на юго-юго-восточной стороне и входной двери этого дома. В 25 метрах к юго-западу от дома члены патруля СММ также видели свежую воронку, по их оценке, от разрыва минометной мины (120 мм), выпущенной с неустановленного направления. Житель дома сообщил, что две его внучки (трех и семи лет) сидели у юго-юго-восточной стороны дома, когда 28 апреля, примерно в 09:00, начался обстрел.
На асфальтовом покрытии на улице Ленина, примерно в 5 метрах к юго-западу от одноэтажного дома № 20 (на той же улице) наблюдатели видели свежую воронку, которая, по их оценке, возникла в результате разрыва снаряда из неустановленного вооружения, выпущенного с юго-западного направления. Наблюдатели отметили, что в доме выбиты четыре окна, выходящих на юго-запад.
У перекрестка улиц Свободы и Ленина наблюдатели видели две свежие воронки на дороге и тротуаре, а также свежие осколочные повреждения на южной стене вокруг дома на ул. Свободы, 1А. По их оценке, повреждения возникли от разрывов минометных мин (120 мм), выпущенных с неустановленных направлений. В 2 метрах южнее этих воронок члены патруля СММ видели, по всей видимости, заброшенное здание с разбитыми оконными рамами, а также разбросанные перед западной стороной этого здания обломками; некоторые части его крыши обвалились. По их оценке, выпущенная с неустановленного направления минометная мина (120 мм) разорвалась попав в крышу или влетев внутрь здания. На территории расположенного рядом комплекса, огражденного бетонной стеной и мешками с песком, наблюдатели видели вооруженных членов вооруженных формирований, и заметили, что все места огневого поражения, в том числе зафиксированные 29 апреля (см. Ежедневный отчет СММ от 30 апреля 2018 года), расположены в радиусе 250 метров от этого комплекса.
По меньшей мере шесть местных жителей по-отдельности сообщили наблюдателям, что повреждения возникли в результате обстрела, произошедшего в этом районе 28 апреля, в период между 09:00 и 10:30.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Поздно вечером 1 мая камера СММ в Золотом зафиксировала 1 снаряд с севера на юг в 4–7 км к северо-востоку (по оценке, за пределами участка разведения).
Рано утром 2 мая, пребывая на восточном краю участка разведения в районе Станицы Луганской, команда Миссии слышала 1 взрыв неопределенного происхождения в 4–6 км к юго-западу (по оценке, за пределами участка разведения).
Поздно вечером 26 и ночью 27 апреля камера СММ в Петровском зафиксировала 1 очередь в 300 метрах к югу (по оценке, за пределами участка разведения), за которой последовал 1 снаряд с востока на запад в 1–2 км (по оценке, в пределах участка разведения).
1 мая беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ впервые обнаружил 5 позиций, оборудованных крупнокалиберными пулеметами, и 4 укрытия для минометных расчетов, размещенных в пределах участка разведения в районе Петровского примерно в 700 метрах к востоку от его западного края и приблизительно в 300 метрах к югу от его северного края. По оценке Миссии, эти объекты были вырыты в период между 1 февраля и 25 марта 2018 года. Этот же мини-БПЛА снова зафиксировал не менее 109 противотанковых мин (ТМ-62), заложенных в ряд протяженностью 500 метров от дороги, проходящей севернее участка разведения к району вблизи упомянутых позиций; около двух третьих этих мин заложены в пределах участка разведения (см. Ежедневный отчет СММ от 28 марта 2018 года).
30 апреля в пределах участка разведения в районе Золотого (на его южной окраине) мини-БПЛА СММ вновь зафиксировал 1 грузовик с установленной на нем зенитной установкой (ЗУ-23, 23 мм), а также не менее 200 противотанковых мин, заложенных в 3 ряда по обе стороны дороги, проходящей в 450 метрах к северу в направлении полей (см. Ежедневный отчет СММ от 11 апреля 2018 года).
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
В неподконтрольном правительству районе Миссия зафиксировала 3 танка (неустановленного типа), которые стояли на полигоне примерно в 2 км к юго-востоку от н. п. Новоселовка (37 км к северо-востоку от Донецка) в нарушение линий отвода.
Наблюдатели зафиксировали наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, направленном СММ подписантам Комплекса мер. В неподконтрольных правительству районах за пределами соответствующих линий отвода СММ зафиксировала 6 буксируемых гаубиц (из которых пять 2А65 «Мста-Б», 152 мм) и 5 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм), а также отметила, что там по-прежнему отсутствуют 13 самоходных гаубиц (2С1), 4 реактивные системы залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122 мм) и 2 противотанковые пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм). Вооруженные члены вооруженного формирования отказали патрулю СММ в доступе к части места размещения отведенного тяжелого вооружения, расположенного в неподконтрольном правительству районе Донецкой области*.
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины, зенитную установку[2] и другие признаки наличия техники (военной и военного типа) в зоне безопасности. 30 апреля в неподконтрольном правительству районе мини-БПЛА СММ зафиксировал 1 грузовик с установленной на нем зенитной установкой (ЗУ-23) на южном крае участка разведения в районе Золотого (см. выше). В этот же день БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил недавно вырытый подземный бункер в 1,5 км к югу от н. п. Набережное (77 км к югу от Донецка). По данным, полученным с БПЛА, было зафиксировано не менее 30 воронок, по оценке, образовавшихся недавно. Эти воронки были обнаружены примерно в 3 км к северу от н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, 23 км к северо-востоку от Мариуполя), в районе, где 30 апреля наблюдатели, находившиеся в 1 км к северо-западу от н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо‑востоку от Мариуполя), слышали 13 взрывов неопределенного происхождения (см. Ежедневный отчет СММ от 1 мая 2018 года). 2 мая наблюдатели видели 3 боевые машины пехоты (типа БМП) возле Новоселовки (см. выше).
1 мая в подконтрольных правительству районах команда СММ видела 8 БМП (семь БМП-1 и одну типа БМП) и 1 бронированную ремонтно-эвакуационную машину (БРЕМ-Ч) возле н. п. Попасная (69 км к западу от Луганска); 7 военнослужащих Вооруженных сил Украины (некоторые были вооружены), которые входили в и выходили из дома в н. п. Луганское (59 км к северо-востоку от Донецка); а также свежие следы, по оценке, от бронированных разведывательно-дозорных машин (БРДМ-2) и БМП-1 во дворе этого дома.
Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на линиях электропередачи возле н. п. Южная Ломоватка (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска).
СММ также продолжала содействовать обеспечению доступа и проезду работников КП «Компания «Вода Донбасса» к ДФС для обеспечения функционирования станции. Невзирая на предоставленные гарантии безопасности, наблюдатели, находившиеся на территории ДФС, а также в Ясиноватой, Авдеевке, Крутой Балке и вблизи Каменки, зафиксировали свыше 50 нарушений режима прекращения огня в этом районе (см. выше).
Команда Миссии посетила один приграничный район, который не контролируется правительством. Наблюдая за ситуацией в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Ульяновское (61 км к юго-востоку от Донецка) на протяжении около 20 минут, команда СММ видела 7 припаркованных неподалеку автомобилей (2 с украинскими номерными знаками и 5 с табличками «ДНР»), пори этом не зафиксировав передвижения пешеходов в Украину или из нее.
В Одессе Миссия наблюдала за проведением памятных мероприятий в связи с четвертой годовщиной гибели людей во время событий 2 мая 2014 года. Наблюдатели видели около 1 000 правоохранителей, в том числе 40–50 полицейских в защитном снаряжении, прибывавших на Куликовом поле и вокруг него. Команда СММ отметила, что площадь была огорожена полицейской лентой и закрыта для движения транспорта. По наблюдениям Миссии, в течение дня чтобы почтить память погибших на площадь пришло не более 400 человек (мужчин и женщин разных возрастных групп). В тоже время на месте событий постоянно находились не менее 100–200 человек, включая полицейских, журналистов и примерно 15 человек (в том числе и 1 женщина) со знаками различия «Правого сектора» на футболках. Наблюдатели видели, как несколько раз полицейские (на формах которых была надпись «ПОЛИЦИЯ группа превентивной коммуникации» на украинском языке), способствовали налаживанию диалога после того, как женщины пожилого возраста неоднократно насмехались над некоторыми участникам. В одном из таких случаев двух женщин вывели за пределы площади в сопровождении полиции. За время своего присутствия на месте событий наблюдатели отметили там спокойную обстановку.
Позже в этот день команда СММ наблюдала за шествием, в котором приняли участие около 1 500 активистов-сторонников Майдана (преимущественно мужчины в возрасте 20–40 лет), которые прошли по центру Одессы шествием от парка им. Шевченко. Около 400 из них были в темной одежде и серых камуфляжных футболках. Наблюдатели видели, что шествие завершилось у мемориала, расположенного возле Соборной площади, где некоторые из участников обратились к собравшимся с речами. Наблюдатели видели от 200 до 300 полицейских (в том числе 100 полицейских в защитном снаряжении), присутствовавших на протяжении всего мероприятия. По наблюдениям Миссии, обстановка оставалась спокойной.
СММ продолжила наблюдение за ситуацией в Херсоне, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 2 мая 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Вооруженные члены вооруженных формирований отказали патрулю Миссии в доступе к части места размещения отведенного тяжелого вооружения, расположенного в неподконтрольном правительству районе Донецкой области (см. выше).
Патруль Миссии не смог получить доступ к постоянному месту хранения вооружения, расположенному в неподконтрольном правительству районе Донецкой области, поскольку ворота были закрыты, а на месте не оказалось охранников, которые могли бы их открыть.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, который находился на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщили наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
Член «ЛНР» в н. п. Давыдо-Никольское (неподконтрольный правительству, 38 км к востоку от Луганска) отказал патрулю Миссии в доступе к зданию и расположенной вблизи школе, заявив, что наблюдателям необходимо получить разрешение от других членов «ЛНР».
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении данного отчетного периода камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда в Марьинке не функционировала.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3]Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщили СММ о том, что данный район заминирован. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 2 May 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and a similar number of ceasefire violations in Luhansk region, compared with the previous reporting period. The Mission observed fresh damage to civilian properties caused by shelling in Dokuchaievsk. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded a ceasefire violation inside the Petrivske disengagement area. The SMM’s access remained restricted there as well as at a heavy weapons holding area and a permanent storage site in non-government-controlled areas of Donetsk region. The Mission observed weapons in violation of withdrawal lines near Novoselivka. The SMM continued to facilitate access to the Donetsk Filtration Station (DFS) for Voda Donbassa water company employees; it, again, heard ceasefire violations in the area despite security guarantees. It also continued to facilitate and monitor repairs to high-voltage power lines near Yuzhna-Lomuvatka. In Odessa, the SMM monitored the commemoration of the events that took place on 2 May 2014.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including more explosions (about 170), compared with the previous reporting period (36 explosions).
On the evening and night of 1-2 May, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, three projectiles in flight from south to north, an undetermined explosion, four projectiles from south to north, 11 projectiles from north to south and six projectiles from south to north, all 0.3-3km west. During the day, positioned at the DFS for about four hours while facilitating the access of Voda Donbassa water company employees to the station (see below), the SMM heard two undetermined explosions 3km south-west and a burst of small-arms fire 1-2km north-west, despite the provision of security guarantees.
The same day, positioned on the western edge of Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), about 2km west of the DFS, for three and a half hours, the SMM heard and saw six explosions 3-5km south-west and south-south-west, and heard four shots of small-arms fire 2-3km south-south-west. Positioned in Kruta Balka (non-government-controlled, 16km north of Donetsk), 1.3km north-east of the DFS, for six and a half hours, the SMM heard five undetermined explosions and about ten shots of small-arms fire 3-5km south-west and west. Positioned in the south-western part of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk), about 3km west of the DFS, for about three hours, the SMM heard and saw four explosions 1-1.5km east. Positioned 1.6km south of Kamianka (government-controlled, 20km north of Donetsk), about 3km north of the DFS, for about six and an half hours, the SMM heard two undetermined explosions 5-6km south-east and 15 shots and bursts of small-arms fire 1km east and south-east.
On the evening of 1 May, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard about 50 undetermined explosions and about ten shots of small-arms fire, all 6-8km south-west. While in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard 16 undetermined explosions and about 80 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-4km south-east and south.
On 2 May, positioned on the southern edge of Sofiivka (formerly Karlo-Marksove, non-government-controlled, 40km north-east of Donetsk) for about one hour, the SMM heard and saw 30 explosions assessed as outgoing rounds of infantry fighting vehicle (IFV) cannon (73mm) fire and their subsequent impacts, all 2-2.5km west.
Positioned in Samsonove (non-government-controlled, 83km south of Donetsk), the SMM heard six undetermined explosions assessed as having occurred in a training area north of Svobodne (non-government-controlled, 73km south of Donetsk), in a zone within which deployment of heavy armaments and military equipment is proscribed according to Point 5 of the Memorandum of 19 September 2014.
In Luhansk region, the SMM recorded a similar number of ceasefire violations, including seven explosions, compared with the previous reporting period (two explosions).
On 2 May, positioned in Shymshynivka (non-government-controlled, 27km south-west of Luhansk), the SMM heard six undetermined explosions 15km south-west, assessed as part of live-fire training in Myrne (non-government-controlled, 28km south-west of Luhansk).
On 1 and 2 May, the SMM observed fresh damage to civilian properties caused by shelling in Dokuchaievsk (non-government-controlled, 30km south-west of Donetsk). At 2A Svobody Street, the SMM saw that two first-floor windows (west- and north-north-west-facing) on the first floor and a second-floor north-north-west facing window a two-storey house were covered with plastic sheeting. It also saw fresh shrapnel damage to a north-north-west-facing side of a nearby fence, assessed as caused by an undetermined weapon round (unable to determine the direction of fire). At 2B Svobody Street, the SMM saw one shattered first-floor and another shattered second-floor north-facing windows of a two-storey house, assessed as caused by an explosion of an undetermined weapon round (unable to determine the direction of fire).
At 1B Svobody Street, the SMM saw that two first-floor west-facing windows and a second-floor south-facing window of a two-storey house were covered with wooden panels. It also saw a fresh hole in the west-facing side of a summer kitchen 7m west of the house, several fresh holes in the west-facing side of a metal fence of the house and in the south-facing side of a wooden fence in the yard. The SMM observed shrapnel pieces in front of the west-facing side of the fence and assessed that all damage had been caused by an explosion of an undetermined weapon round (unable to determine the direction of fire).
At 2G Svobody Street, the SMM saw that two west-facing windows of a one-storey house were covered with plastic sheeting. It also saw three fresh holes in the west-facing side of a fence near the house and in the west-facing side of a wooden fence in the yard. The SMM assessed that all damage had been caused by an explosion of an undetermined weapon round (unable to determine the direction of fire).
At 14A Svobody Street, the SMM saw a destroyed summer kitchen with only its external surrounding walls left standing, apart from the collapsed south-western part, and concrete blocks scattered around, which it assessed as caused by either a tank round or a round of anti-tank grenade launcher fired from a south-westerly direction.
At 35 Lenina Street, the SMM observed a fresh crater in a garden 5m north-east of a one-storey house, with five of its windows (two west-, one east- and one-south-facing) covered with plastic sheeting and a fresh hole in its west-facing side. It also saw fresh shrapnel damage to a doghouse 3m west from the crater (unable to determine the direction of fire). The SMM assessed that all damage had been caused by an explosion of an undetermined weapon round. At 35A Lenina Street, the SMM saw 11 shattered south-east-, north-west- and north-east-facing windows of a two-storey house, assessed as caused by the aforementioned explosion at 35 Lenina Street.
At 37 Lenina Street, the SMM saw two south-south-east-facing windows of a two-storey-house covered with plastic sheeting as well as fresh shrapnel damage to the south-south-east-facing side and front door of the house. It also saw a fresh crater 25m south-west of the house, assessed as caused by a 120mm mortar round fired from an undetermined direction. A resident of the house told the SMM that his two granddaughters (three and seven years old) had been sitting next to the south-south-east-facing side of the house when shelling had started at around 09:00 on 28 April.
In the asphalt of Lenina Street, approximately 5m south-west of a one-storey house at 20 Lenina Street, the SMM observed a fresh crater, assessed as caused by a round of an undetermined round fired from a south-westerly direction. The SMM observed that four south-west-facing windows of the house were shattered.
Near the junction of Svobody and Lenina streets, the SMM saw two fresh craters in the street and its sidewalk as well as fresh shrapnel damage to a south-facing wall surrounding a house at 1A Svobody Street, assessed as caused by 120m mortar rounds fired from undetermined directions. Two metres south of these craters, the SMM saw an apparently abandoned building with broken windowpanes and debris scattered in front of its west-facing side of the building, as well as parts of its roof collapsed. It assessed that a 120mm mortar round fired from an undetermined direction had exploded either on impact with the roof or after it penetrated the building. At an adjacent compound surrounded by a concrete wall and sandbags, the SMM observed the presence of armed members of the armed formations and noted that all impact sites, including those observed on 29 April (see SMM Daily Report 30 April 2018), are located within a 250m-radius of the compound.
At least six local residents separately told the SMM that the damage was the result of shelling that occurred in the area between 09:00 and 10:30 on 28 April.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening of 1 May, the SMM camera in Zolote recorded a projectile in flight from north to south 4-7km north-east (assessed as outside the disengagement area).
In the early hours of 2 May, positioned at the eastern edge of the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM heard an undetermined explosion 4-6km south-west (assessed as outside the disengagement area).
On the evening and night of 26-27 April, the SMM camera in Petrivske recorded a burst 300m south (assessed as outside the disengagement area), followed by a projectile in flight from east to west 1-2km (assessed as inside the disengagement area).
On 1 May, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted for the first time five heavy-machine-gun positions and four mortar firing pits inside the Petrivske disengagement area, located about 700m east of its western edge and about 300m south of its northern edge, assessed as having been dug between 1 February and 25 March 2018. The UAV spotted again at least 109 anti-tank mines (TM-62) laid in a 500m-long row leading from a road just north of the disengagement area to an area near the abovementioned positions (about two-thirds of them were inside the disengagement area). (See SMM Daily Report 28 March 2018.)
On 30 April, an SMM mini-UAV again spotted an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) mounted on a truck inside the Zolote disengagement area on its southern edge and, about 450m further north, at least 200 anti-tank mines laid in three rows from either side of a road into fields. (See SMM Daily Report 11 April 2018.)
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum, as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines in a non-government-controlled-area, the SMM saw three stationary tanks (type undetermined) in a training area about 2km south-east of Novoselivka (37km north-east of Donetsk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In non-government-controlled areas beyond the respective withdrawal lines, the SMM saw six towed howitzers (five 2A65 Msta-B, 152mm) and five self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm), and noted that 13 self-propelled howitzers (2S1), four multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm) and two anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) were again missing. At a heavy weapons holding area in a non-government-controlled area in Donetsk region, armed members of the armed formations denied the SMM access to a part of the area.*
The SMM observed armoured combat vehicles, an anti-aircraft gun[2] and other indications of military and military-type presence in the security zone. In non-government-controlled areas, an SMM mini-UAV on 30 April spotted an anti-aircraft gun (ZU-23) mounted on a truck inside the Zolote disengagement area on its southern edge (see above). The same day, an SMM mid-range UAV spotted a newly dug underground bunker 1.5km south of Naberezhne (77km south of Donetsk). It also spotted at least 30 craters assessed as fresh about 3km north of Pikuzy (formerly Kominternove, 23km north-east of Mariupol), an area where the SMM, positioned 1km north-west of Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) on 30 April, heard 13 undetermined explosions (see SMM Daily Report 1 May 2018.) On 2 May, the SMM saw three IFVs (BMP variant) near Novoselivka (see above).
In government-controlled-areas, the SMM on 1 May saw eight IFVs (seven BMP-1 and one BMP variant) and an armoured recovery vehicle (BREM-Ch) near Popasna (69km west of Luhansk) as well as seven Ukrainian Armed Forces personnel, some of them armed and entering and exiting a house in Luhanske (59km north-east of Donetsk), and fresh tracks assessed as those of armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2) and IFVs (BMP-1) in the house’s yard.
The SMM continued to facilitate and monitor repairs to power lines near Yuzhna-Lomuvatka (non-government-controlled, 60km west of Luhansk).
The SMM also continued to facilitate the access of Voda Donbassa water company employees to the DFS in order to keep the station operational. Despite security guarantees having been provided, positioned at the DFS and in Yasynuvata, Avdiivka and Kruta Balka and near Kamianka, the SMM recorded over 50 ceasefire violations in the area (see above).
The SMM visited a border area not under government control. While at a border crossing point near Ulianivske (61km southeast of Donetsk) for about 20 minutes, the SMM saw seven cars (two with Ukrainian licence plates and five with “DPR” plates) parked nearby and observed no pedestrians entering or exiting Ukraine.
In Odessa, the SMM monitored the fourth commemoration of those who lost their lives during the events that took place on 2 May 2014. The SMM saw that about 1,000 law enforcement officers, including 40-50 police officers in riot gear, were present at and around the Kulykove Pole Square which was cordoned off by police tape and closed off to vehicular traffic. Throughout the day, the SMM observed up to 400 individuals (men and women of different age groups) visiting the square for the commemoration, with at least 100-200 individuals consistently present – including police, journalists and about 15 people (including one woman) with Right Sector insignia on their T-shirts. It saw several instances of police officers with “preventive communications police” written in Ukrainian on their jackets facilitating dialogue after elderly women repeatedly taunted some of the participants – on one occasion two women were escorted from the square by the police. During its presence, the SMM observed a calm situation.
Later in the day, the SMM monitored about 1,500 pro-Maidan activists (mostly men, age 20-40) marching from Shevchenko Park through Odessa city centre; about 400 of them wore dark clothes and grey camouflage shirts. It observed the march stop at a memorial near Soborna (Cathedral) square, where some of the participants gave speeches. The SMM observed about 200-300 law enforcement officers, including 100 police officers in riot gear, present throughout the duration of the event and noted a calm situation.
The SMM continued monitoring in Kherson, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO), and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co‑ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see, for example, SMM Daily Report 2 May 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
Armed members of the armed formations denied the SMM access to a part of a heavy weapons holding area in a non-government-controlled area of Donetsk region (see above).
The SMM could not access a permanent storage site in a non-government-controlled area of Donetsk region, as the gate was locked and no guards were present to open it.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
In Davydo-Mykilske (non-government-controlled, 38km east of Luhansk), an “LPR” member denied the SMM access to a building and an adjacent school, saying it needed permission from other “LPR” members.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report. The SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka was not operational during the reporting period.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC withdrew from the JCCC as of 18 December 2017.