Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ зафиксировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Наблюдатели зафиксировала свежие повреждения вследствие обстрелов в жилых районах Луганска, Саханки и Светлодарска. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня поблизости всех трех участков разведения. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на этих трех участках, так и в других районах, в частности в Шевченко*. СММ зафиксировала вооружение, размещенное с нарушением линий отвода в Видродженни и Клиновом. Миссия содействовала обеспечению доступа и проезду к Донецкой фильтровальной станции для проведения оценки повреждений на станции. СММ продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи вблизи Алмазной и на водопроводе в Обозном. В Киеве и Харькове наблюдатели осуществляли мониторинг массовых собраний по случаю годовщины депортации крымских татар в 1944 году.
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 250 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было отмечено примерно 900 взрывов. Большинство нарушений режима прекращения огня было зафиксировано в районе к западу от н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка).
Так, вечером 17 и ночью 18 мая команда СММ, находившаяся в Горловке, слышала около 140 взрывов неопределенного происхождения (включая около 40 взрывов, оцененных как артиллерийский огонь, и примерно 60 — как огонь из танка), а также очереди и выстрелы из зенитной установки (ЗУ-23, 23 мм), крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–7 км к западу. Во второй половине 18 мая в этом же населенном пункте наблюдатели слышали примерно 30 взрывов (в том числе 1 взрыв, оцененный как артиллерийский выстрел, и 3 взрыва — как огонь из танка) — все в 3–5 км к юго-западу.
Вечером 17 и ночью 18 мая, осуществляя мониторинг в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), команда Миссии слышала 6 взрывов неопределенного происхождения в 3–5 км к юго-востоку и примерно 20 взрывов неопределенного происхождения в 5–10 км к юго-западу и юго-юго-западу, а также около 80 очередей из крупнокалиберного пулемета в 3–5 км к юго-востоку. На следующий день команда СММ зафиксировала 2 взрыва неопределенного происхождения на расстоянии 8–10 км к юго-западу и 4 взрыва неопределенного происхождения в 4–7 км к юго-востоку и востоко-юго-востоку.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, однако, больше взрывов (около 80) по сравнению с предыдущим отчетным периодом (15 взрывов).
СММ зафиксировала свежие повреждения вследствие обстрелов в жилых районах Луганска, Светлодарска и н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя). Наблюдатели видели пробоину (шириной 10–15 см) в потолке двухэтажного сарая, расположенного в 10 метрах к западу от дома № 26 на улице Вишневой в Луганске, и еще одну пробоину (40–50 см) в западной стене сарая на уровне первого этажа. По оценке команды СММ, в сарай попал снаряд, выпущенный с восточного направления.
На территории школы № 11, расположенной на бульв. Молодежном, 66а, в Светлодарске наблюдатели видели воронку (глубиной 55 см) в 15 метрах к западу от здания школы, а также свежие следы от осколков на дереве в 9 метрах к северо-западу от воронки.
Команда СММ провела оценку 7 свежих мест огневого поражения в Саханке. Наблюдатели видели 2 свежие воронки на ул. Конституции, 14, и отметили, что одна из них находилась на приусадебном участке в 15 метрах к югу от одноквартирного дома, а вторая — в 15 метрах к юго-востоку от этого дома. Примерно в 10 метрах к северу от второй воронки команда СММ зафиксировала фрагменты осколков, застрявших в деревянной стене расположенного поблизости сарая. По оценке, повреждения образовались в результате разрыва 82‑мм минометной мины. Примерно в 10 метрах к западу от дома № 18 на улице Конституции наблюдатели видели изогнутый столб опоры забора и несколько пробоин в цепных звеньях забора. По оценке, пробоины образовалась в результате разрыва 82‑мм минометной мины, выпущенной с юго-западного направления. Наблюдатели зафиксировали еще 1 свежую воронку на приусадебном участке приблизительно в 5 метрах к западу от дома и 2 выбитых западных окна. По оценке, воронка образовалась в результате разрыва 82‑мм минометной мины. Команда СММ зафиксировала еще 2 свежих места огневого поражения к северу от этого дома, при этом одно из них находилось на дороге, а второе — в части сельскохозяйственного оборудования. По оценке, первое место огневого поражения образовалось в результате разрыва 82‑мм минометной мины, выпущенной с неустановленного направления, а второе — в результате разрыва 122-мм артиллерийского снаряда, выпущенного с юго-западного направления. Наблюдатели также отметили, что нижняя часть северо-западного угла дома № 20 на улице Конституции была разрушена, а рядом были разбросаны фрагменты кирпичей и кирпичной кладки, а также была разрушена нижняя часть близлежащей дверной рамы. По оценке, повреждения образовались в результате разрыва 82‑мм минометной мины, выпущенной с юго-западного направления. Команда СММ поговорила с 7 жителями этого населенного пункта, которые сообщили, что обстрел произошел 17 мая, в период между 09:30 и 11:00, и что была повреждена только частная собственность.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Рано утром 9 мая камера СММ в Петровском зафиксировала 3 снаряда с востока на запад в 5–10 км к югу (по оценке, за пределами участка разведения сил и средств).
Рано утром 18 мая камера СММ в Золотом зафиксировала 1 очередь из крупнокалиберного пулемета, выпущенную в южном направлении, в 4,5–8 км к юго-юго-западу, а также 14 взрывов, оцененных как разрывы (в том числе, 12 взрывов, оцененных как разрывы артиллерийских снарядов) в 4–7 км к юго-юго-востоку (по оценке, за пределами участка разведения).
Днем 18 мая, осуществляя мониторинг вблизи участка разведения в районе Станицы Луганской, наблюдатели слышали 4 взрыва неопределенного происхождения от выстрелов из миномета и 2 очереди из крупнокалиберного пулемета — все в 2 км к юго-юго-востоку, а также 1 взрыв неопределенного происхождения от выстрела из миномета в 7–10 км к югу (по оценке, за пределами участка разведения). 18 мая, ведя наблюдение вблизи участка разведения в районе Петровского, команда СММ отметила там спокойную обстановку.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, Комплексом мер и Дополнением к нему.
17 мая в подконтрольных правительству районах беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 8 самоходных гаубиц (три 2С1 «Гвоздика», 122 мм, и пять 2С3 «Акация», 152 мм) возле н. п. Видродження (подконтрольный правительству, 66 км к северо-востоку от Донецка), размещение там которых является нарушением линий отвода. 18 мая наблюдатели видели 1 противотанковый ракетный комплекс (9П148 «Конкурс», 135 мм) поблизости н. п. Клиновое (68 км к северо-востоку от Донецка).
18 мая за пределами соответствующих линий отвода, но вне выделенных мест хранения СММ зафиксировала 9 самоходных гаубиц (2С1) возле н. п. Калиново (быв. Калинино, подконтрольный правительству, 65 км к юго-западу от Донецка).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины[2] в зоне безопасности. 17 мая в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 2 бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ-2) вблизи н. п. Причепиловка (подконтрольный правительству, 50км к северо-западу от Луганска) и вероятно 1 бронетранспортер неподалеку от Видродження. В этот же день БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 1 БРДМ-2 и 1 боевую машину пехоты (БМП-1) возле Причепиловки, а также 1 БМП-1 и вероятно 2 БМП возле н. п. Крымское (42 км к северо-западу от Луганска). 18 мая наблюдатели видели 1 БТР-4 в н. п. Новобахмутовка (28 км к северо-западу от Донецка), 1 БМП-1, который перевозили на грузовике-платформе возле Светлодарска, а также 2 БМП-2 вблизи н. п. Новотроицкое (36 км к юго-западу от Донецка).
СММ продолжает фиксировать неразорвавшиеся снаряды. 18 мая наблюдатели видели 82-мм минометную мину, торчавшую из асфальта примерно в 300 метрах к юго-востоку от блокпоста вооруженных формирований на автодороге Т0513 на северной окраине Горловки.
Миссия содействовала обеспечению доступа и проезду сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» и других лиц к Донецкой фильтровальной станции (ДФС) для проведения оценки повреждений. 18 мая представители КП «Компания «Вода Донбасса» сообщили СММ, что ДФС закрыта из-за повреждения ее электрической инфраструктуры вследствие обстрела ночью 17 мая (см. Ежедневный отчет СММ от 18 мая 2018 года). Наблюдатели содействовали получению доступа и проезду сотрудников местной электрической компании к ДФС для оценки повреждений электроподстанции ДФС. По словам представителей, в настоящий момент никто из сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса», за исключением охранника, на территории станции не находиться. Кроме того, собеседники сообщили, что закрытие ДФС оставило н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка) без водоснабжения, а также привело к перебоям в снабжении питьевой воды в Донецке и н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка). Находясь в районах вблизи ДФС, наблюдатели слышали взрывы неопределенного происхождения и огонь из стрелкового оружия (см. раздел о нарушениях режима прекращения огня выше), невзирая на предоставленные в прямой форме гарантии безопасности.
Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи вблизи н. п. Алмазная (неподконтрольный правительству, 55 км к западу от Луганска), а также на водопроводе в н. п. Обозное (неподконтрольный правительству, 18 км к северу от Луганска).
В Киеве на Софиевской площади члены команды Миссии наблюдали за собранием по случаю годовщины депортации крымских татар в 1944 году. Команда СММ отметила, что в мероприятии принимало участие около 500 человек и что некоторые из них держали в руках флаги крымских татар с черными ленточками, а также государственные флаги Украины. Наблюдатели видели, что по периметру площади находились около 100 бойцов Национальной гвардии, а лица, желавшие принять участие в собрании, должны были пройти через металлоискатель. Команда СММ отметила, что Президент Украины обратился к собравшимся с речью, в которой сказал о необходимости внесения поправок в Конституцию Украины для обеспечения прав крымских татар. Мероприятие завершилось без происшествий. В Харькове команда Миссии видела, как перед зданием областной государственной администрации на ул. Сумской, 64, собрались 30 человек по аналогичному поводу. Собравшиеся прослушали выступления на тему депортации крымских татар в 1944 году, а также нынешней ситуации в Крыму. Наблюдатели отметили отсутствие сотрудников полиции.
18 мая в Одессе на Куликовом поле команда СММ видела, что на памятнике поверх надписи («Борцам, погибшим в борьбе за власть Советов в Одессе. От трудящихся Одессы, 1960 год») была нанесена красная краска и слова «Оккупанты» и «Захватчики» на украинском языке.
Миссия продолжала наблюдение за ситуацией в Херсоне, Львове, Ивано-Франковске, Днепре, и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. Ежедневный отчет СММ от 18 мая 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Военнослужащий Вооруженных сил Украины сказал патрулю СММ, что наблюдатели не могут зайти на территорию объекта, расположенного возле н. п. Шевченко (подконтрольный правительству, 19 км к северо-западу от Мариуполя) без специального разрешения командира его подразделения.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Вооруженный член вооруженных формирований, который находился на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели посчитали небезопасным ехать дальше.
Патруль Миссии не смог проехать через мост в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) из-за наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что дорога к югу от моста заминирована. Миссия проинформировала об этом СЦКК[3].
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении всего отчетного периода камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда в Марьинке не функционировала.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 18 May 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions compared with the previous reporting period. The SMM observed fresh damage caused by shelling in residential areas in Luhansk city, Sakhanka and Svitlodarsk. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations near all three disengagement areas. Its access remained restricted in all three areas and elsewhere, including in Shevchenko.* The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines in Vidrodzhennia and Klynove. The Mission facilitated access to assess damage to the Donetsk Filtration Station. The SMM continued to facilitate and monitor repairs to high-voltage power lines near Almazna and to a water pipeline in Obozne. In Kyiv and Kharkiv, the Mission monitored gatherings marking the 1944 deportation of the Crimean Tatars.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including about 250 explosions, compared with the previous reporting period(about 900 explosions). Most of the ceasefire violations were recorded in the area west of Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk).
On the evening and night of 17-18 May, while in Horlivka, the SMM heard about 140 undetermined explosions (including about 40 assessed as artillery fire and about 60 assessed as tank fire) as well as bursts and shots of anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm), heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-7km at westerly directions. The following afternoon, while in the same location, the SMM heard about 30 explosions (including one assessed as artillery fire and three assessed as tank fire), all 3-5km south-west.
On the evening and night of 17-18 May, while in Svitlodarsk (government-controlled 57km north-east of Donetsk), the SMM heard six undetermined explosions 3-5km south-east and about 20 undetermined explosions 5-10km south-west and south-south-west, as well as about 80 bursts of heavy-machine-gun fire 3-5km south-east. The following day, the SMM recorded two undetermined explosions 8-10km south-west and four undetermined explosions 4-7km south-east and east-south-east.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including, however, more explosions (about 80), compared with the previous reporting period(15 explosions).
The SMM saw fresh damage caused by shelling in residential areas of Luhansk city, Svitlodarsk and Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol). The SMM saw a 10-15cm wide-hole in the ceiling of a two-storey shed 10m west of a house at 26 Vyshneva Street in Luhansk city, and another 40-50cm hole in the shed’s west-facing wall at ground level. The SMM assessed that the shed had been struck by a projectile fired from an easterly direction.
On the grounds of School No. 11 at66a Molodizhnyi Boulevard in Svitlodarsk, the SMM observed a 55cm-deep crater 15m west of the school building and fresh shrapnel scarring to a tree 9m north-west of the crater.
In Sakhanka, the SMM assessed seven fresh impact sites. At 14 Konstytutsii Street, the SMM observed two fresh craters: one in a garden 15m south of a single-family house and the other 15m south-east of the house. About 10m north of the second crater, the SMM observed shrapnel fragments embedded in the wooden wall of a nearby shed. The SMM assessed the damage to have been caused by an 82mm mortar round. About 10m west of a house at 18 Konstytutsii Street, the SMM saw a bent metal fence post and several holes through the fence’s chain-links. The SMM assessed the holes to have been caused by an 82mm mortar round fired from a south-westerly direction. About 5m west of the house, in a garden, the SMM saw another fresh crater and two shattered west-facing windows. The SMM assessed the crater to have been caused by an 82mm mortar round. North of the house, the SMM saw two more fresh impact sites – one on a road and the other on a piece of farming equipment – the first of which it assessed as caused by an 82mm mortar round fired from an undetermined direction, the second from a 122mm artillery round fired from a south-westerly direction. Lastly, the SMM saw that the lower half of the north-west-facing corner of a house at 20 Konstytutsii Street had been destroyed, with fragments of brick and masonry scattered about; the lower half of a nearby doorframe was also destroyed. The SMM assessed the damage to have been caused by an 82mm mortar round fired from a south-westerly direction. Seven residents of the village told the SMM that shelling had occurred between 09:30 and 11:00 on 17 May and had caused only property damage.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
In the early morning of 9 May, the SMM camera in Petrivske recorded three projectiles in flight from east to west, 5-10km south and assessed as outside the disengagement area.
In the early morning of 18 May, the SMM camera in Zolote recorded a burst of heavy machine-gun fire fired in a southerly direction 4.5-8km south-south-west and 14 explosions assessed as impacts (including 12 assessed as impacts of artillery rounds) 4-7km south-south-east, assessed as outside the disengagement area.
During the day on 18 May, positioned in the disengagement area near Stanytsia Luhanska, the SMM heard four undetermined explosions of mortar rounds and two bursts of heavy-machine-gun fire, all 2km south-south-east, as well as one undetermined mortar round explosion 7-10km south, all assessed as outside the disengagement area. The same day, positioned near the Petrivske disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in government-controlled areas, an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted eight self-propelled howitzers (three 2S1 Gvozdika, 122mm, and five 2S3 Akatsiya, 152mm) near Vidrodzhennia (66km north-east of Donetsk) on 17 May. On 18 May, the SMM saw an anti-tank guided missile system (9P148 Konkurs, 135mm) near Klynove (68km north-east of Donetsk).
Beyond the respective withdrawal lines but outside designated storage sites on 18 May, the SMM observed nine self-propelled howitzers (2S1) near Kalynove (formerly Kalinine, government-controlled, 65km south-west of Donetsk).
The SMM observed armoured combat vehicles[2] in the security zone. In government-controlled areas, an SMM long-range UAV spotted two armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2) near Prychepylivka (50km north-west of Luhansk) and a possible armoured personnel carrier near Vidrodzhennia on 17 May. The same day, an SMM mid-range UAV spotted an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) and an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-1) near Prychepylivka as well as an IFV (BMP-1) and two probable IFVs near Krymske (42km north-west of Luhansk). On 18 May, the SMM saw an IFV (BTR-4) in Novobakhmutivka (28km north-west of Donetsk), an IFV (BMP-1) being transported on a flatbed near Svitlodarsk and two IFVs (BMP-2) near Novotroitske (36km south-west of Donetsk).
The SMM continued to observe unexploded ordnance (UXO). On 18 May, the SMM saw an 82mm mortar round protruding from the pavement approximately 300m south-east of an armed formation checkpoint on road T-0513 at the northern edge of Horlivka.
The SMM facilitated the access of Voda Donbassa water company representatives and others to the Donetsk Filtration Station (DFS) to assess damage. On 18 May, representatives of Voda Donbassa told the SMM that the DFS had been shut down due to damage to its electrical infrastructure from shelling during the night of 17 April (see SMM Daily Report 18 May 2018); the SMM facilitated access for workers of the local electrical company to assess the damage to the DFS’ power station. According to the representatives, there were no Voda Donbassa workers at the station besides a security guard. The representatives also told the SMM that shutting down the station has left Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk) without water and led to cuts in available drinking water in Donetsk and Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk). Positioned in areas near the DFS, the SMM heard undetermined explosions as well as small-arms fire (see ceasefire violation table below), despite explicit security guarantees.
The SMM continued to facilitate and monitor repair works to high-voltage power lines near Almazna (non-government-controlled, 55km west of Luhansk) and the water pipeline in Obozne (non-government-controlled, 18km north of Luhansk).
At Sofiivska Square in Kyiv, the SMM saw around 500 people – some of whom were holding Crimean Tatar flags with black ribbons and Ukrainian national flags – commemorating the 1944 deportation of the Crimean Tatars. The SMM saw around 100 National Guard members around the square; those entering the event were required to pass through a metal detector. The SMM saw the Ukrainian President address the crowd, saying that there is a need to amend the Ukrainian Constitution to ensure the rights of Crimean Tatars. The event ended without incident. SMM observed 30 people gathered in front of the Regional State Administration building at 64 Sumska Street in Kharkiv listening to speeches about the 1944 deportation of Crimean Tatars and the current situation in Crimea in commemoration of the same event. The SMM did not observe police present.
On 18 May in Odessa, SMM observed that red paint had been applied over the inscription on a monument at Kulykove Pole (“To the fighters who died for the power of the Soviets in Odessa. From the labourers of Odessa. 1960.”) and the words “Occupiers” and “Invaders” in Ukrainian had been written on the monument.
The SMM continued monitoring in Kherson, Lviv, Ivano-Frankivsk, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance, and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co‑ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see SMM Daily Report 18 May 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a compound near Shevchenko (government-controlled, 19km north-west of Mariupol), a soldier of the Ukrainian Armed Forces told the SMM it could not enter without special permission from his unit commander.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM did not travel across the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk) due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC said there were mines on the road south of the bridge. The SMM informed the JCCC. [3]
[1]Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report. The SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka was not operational during the reporting period.
[2]This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3]The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.