Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ зафиксировала аналогичный уровень нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Наблюдатели видели свежие повреждения вследствие огня из легкого вооружения и обстрелов в жилых районах Гранитного, Казацкого и Саханки. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское и зафиксировала нарушения режима прекращения огня вблизи участков разведения в районе Петровского и Станицы Луганской. Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также на блокпосте вблизи Новоазовска*. Два беспилотных летательных аппарата (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия подверглись глушению во время полета недалеко от Горловки*. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода в Верхнешироковском, Пикузах, Безыменном, Миусинске и Фащевке. В Авдеевке наблюдатели видели предупреждающие знаки о минной опасности, а также противотанковые мины. СММ продолжала содействовать обеспечению доступа и проезду сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к Донецкой фильтровальной станции для обеспечения ее функционирования; наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня в этом районе, невзирая на предоставленные гарантии безопасности. Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи вблизи Алмазной и на водопроводе в Обозном.
В Донецкой области Миссия констатировала аналогичный уровень нарушений режима прекращения огня[1] по сравнению с предыдущим отчетным периодом, при этом зафиксировав меньшее количество взрывов (460 относительно примерно 500 соответственно).
Так, вечером 15 мая в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали ориентировочно 60 взрывов (один, оцененный как выстрел из артиллерии, остальные — неопределенного происхождения) и 2 очереди из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета — все на расстоянии от 3 до 7 км в секторе от юго-юго-запада до северо-северо-запада.
Вечером 15 мая, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), команда СММ слышала 5 взрывов неопределенного происхождения и примерно 40 выстрелов и очередей из стрелкового оружия — все в 3–7 км в секторе от востока до запада. Днем 16 мая в этом же населенном пункте наблюдатели слышали 5 выстрелов из стрелкового оружия в 3–5 км к юго-востоку.
Вечером 15 мая в н. п. Мариуполь (подконтрольный правительству, 102 км к югу от Донецка) члены команды Миссии слышали примерно 50 взрывов неопределенного происхождения, 6-минутный эпизод многочисленных перекрестных взрывов, оцененных как выстрелы из артиллерии, а также очереди и выстрелы из пушки боевой машины пехоты (БМП) — все на неустановленном расстоянии к северо-востоку и востоку.
Поздно вечером 15 и в ночь на 16 мая камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС) (15 км к северу от Донецка) зафиксировала около 30 взрывов неопределенного происхождения и 3 снаряда с севера на юг — все в 1–5 км к западу.
Днем 16 мая, находясь в н. п. Крутая Балка (неподконтрольный правительству, 16 км к северу от Донецка) в течение примерно 5 часов, наблюдатели слышали 45 взрывов неопределенного происхождения, около 70 выстрелов и очередей из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета, а также 15-минутный эпизод многочисленных очередей и взрывов неопределенного происхождения — все в 1–4 км в секторе от юго-юго-запада до северо-северо-запада.
Пребывая на юго-западной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка) на протяжении ориентировочно 2 часов, команда СММ слышала примерно 100 взрывов неопределенного происхождения и около 100 выстрелов и очередей из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета — все на расстоянии 2–6 км к юго-востоку.
Осуществляя наблюдение на железнодорожном вокзале в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) на протяжении около 2 часов, наблюдатели слышали примерно 100 взрывов неопределенного происхождения и около 100 выстрелов и очередей из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета — все на расстоянии 2–6 км к западо-юго-западу. (По оценке наблюдателей, они слышали те же взрывы, пребывая на юго-западной окраине Авдеевки (см. выше)).
Осуществляя мониторинг в 2,5 км к юго-востоку от н. п. Ломакино (подконтрольный правительству, 15 км к северо-востоку от Мариуполя) на протяжении примерно 15 минут, члены патруля Миссии слышали ориентировочно 50 взрывов неопределенного происхождения и около 10 выстрелов из стрелкового оружия — все на неустановленном расстоянии к востоку.
В Луганской области Миссия констатировала аналогичный уровень нарушений режима прекращения огня, что и за предыдущий отчетный период, включая 130 взрывов, по сравнению с примерно 100 соответственно.
В первой половине дня 16 мая в н. п. Мирное (неподконтрольный правительству, 28 км к юго-западу от Луганска) команда СММ слышала 90 взрывов неопределенного происхождения и около 20 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 2 км к западу и северо-западу.
Наблюдатели видели свежие повреждения вследствие огня из легкого вооружения и обстрелов в жилых районах н. п. Гранитное (подконтрольный правительству, 60 км к югу от Донецка), н. п. Казацкое (неподконтрольный правительству, 86 км к югу от Донецка) и н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 97 км к югу от Донецка).
В Гранитном на ул. Богдана Хмельницкого, 33, в здании школы наблюдатели видели пробоину в окне, выходящем на восток. По оценке, она образовалась от попадания пули, выпущенной с восточного направления. Женщина (в возрасте 50–60 лет), представившаяся директором школы, сообщила наблюдателям, что 13 мая около 14:00 школа попала под обстрел из стрелкового оружия, но в то время в здании не было учеников.
В Казацком на ул. Мира, 61, наблюдатели видели, что на церкви были разрушены часть крыши с юго-западной стороны и металлические опорные балки. Они также видели свежие осколочные повреждения на внешних юго-западных стенах здания, на газопроводе примерно в 10 метрах к северо-западу от здания, на нескольких деревьях в радиусе 25 метров, а также на кирпичном заборе примерно в 15 метрах к северу от церкви. Внутри здания наблюдатели видели осколочные повреждения юго-западной части потолка. По оценке, повреждения образовались в результате попадания артиллерийского снаряда (по меньшей мере, калибром 120 мм), но определить направление огня не удалось. Мужчина (40–50 лет) рассказал, что 15 мая, около 04:00, находясь у себя дома в том же микрорайоне, он слышал два взрыва неподалеку от церкви.
В Саханке на ул. Вартазаровой, 1, члены патруля Миссии видели осколочные повреждения на западной внешней стене столовой школы, расположенной примерно в 30 метрах к юго-западу от главного здания школы, а также на западной части ее крыши. Кроме того, команда СММ видела свежую пробоину в западной внешней стене и пять разбитых окон, выходящих на запад и на юг. По оценке, причиной возникновения повреждений была противотанковая управляемая ракета, выпущенная с западного направления. По словам четырех жителей Саханки (мужчины и трех женщин, все в возрасте от 30 до 40 лет), инцидент произошел 16 мая примерно в 11:45. Они добавили, что ученики находились в главном здании школы.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Вечером 15 и в ночь на 16 мая, пребывая на восточной окраине Станицы Луганской, наблюдатели слышали 13 взрывов, оцененных как выстрелы из миномета, и 22 выстрела и очереди из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета — все в 5–6 км к юго-западу (по оценке, за пределами участка разведения), а также 18 взрывов, оцененных как выстрелы из артиллерии, и 6 очередей из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета в 2–6 км к северо-западу (по оценке, за пределами участка разведения).
В первой половине дня 16 мая, находясь в Петровском, члены патруля Миссии слышали выстрел из стрелкового оружия в 2–4 км к юго-западу (не удалось определить, произошло ли это в пределах участка разведения, или за ними).
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, Комплексом мер и Дополнением к нему.
В нарушение линий отвода в неподконтрольных правительству районах команда Миссии видела танк (Т-64), направлявшийся в южном направлении вблизи н. п. Фащевка (60 км к юго-западу от Луганска). 15 мая БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил танк (Т-64) в жилом районе н. п. Верхнешироковское (85 км к югу от Донецка), танк (T-72) в жилом районе н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, 92 км к югу от Донецка), а также 2 танка (T-72) и 3 самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм) в н. п. Безыменное (100 км к югу от Донецка). На основе данных воздушного наблюдения СММ 15 мая были обнаружены 8 реактивных систем залпового огня (неустановленного типа) возле н. п. Миусинск (62 км к юго-западу от Луганска) (см. Ежедневный отчет СММ от 26 апреля 2018 года).
За соответствующими линиями отвода, но вне мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах 15 мая БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 7 танков (Т-64) вблизи н. п. Зоря (40 км к северо-западу от Донецка). На основе данных воздушного наблюдения СММ 15 мая в неподконтрольных правительству районах было обнаружено наличие 10 танков (неустановленного типа) и 7 буксируемых гаубиц (неустановленного типа) возле Миусинска (см. Ежедневный отчет СММ от 26 апреля 2018 года).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины[2] в пределах зоны безопасности. В подконтрольных правительству районах наблюдатели видели бронетранспортер (БТР-60) недалеко от н. п. Новобахмутовка (28 км к северу от Донецка) и бронетранспортер в н. п. Макарово (19 км к северо-востоку от Луганска). 15 мая БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил БМП-1 недалеко от н. п. Трудовское (47 км к югу от Донецка), БМП-1 возле н. п. Водяное (15 км к северо-западу от Донецка) и БМП-1 вблизи н. п. Талаковка (90 км к югу от Донецка).
15 мая в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил БМП-2 в жилом районе Верхнешироковского и БМП-1 возле н. п. Новая Марьевка (64 км к югу от Донецка).
Миссия зафиксировала наличие предупреждающих знаков о минной опасности. В поле на юго-западной окраине Авдеевки наблюдатели вновь видели красно-белый предупреждающий знак о минной опасности с надписью «Мины» на английском и украинском языках (см. Ежедневный отчет СММ от 11 апреля 2018 года). В поле примерно в 0,2 км к югу от вышеупомянутого предупреждающего знака члены патруля Миссии впервые увидели примерно три параллельных ряда красно-белых предупреждающих знаков о минной опасности с надписью «Мины» на украинском языке, а также ряд из ориентировочно 15 противотанковых мин (ТМ-62), установленных неподалеку. На бетонной стене вокруг объекта на юго-западной окраине Авдеевки команда СММ снова видела надпись на украинском языке «Осторожно! Мины», нанесенную аэрозольной краской.
Миссия продолжала содействовать обеспечению доступа и проезду сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к ДФС с целью обеспечения ее функционирования. 15 мая наблюдатели, находившиеся на ДФС и в районах поблизости, слышали взрывы неопределенного происхождения, а также огонь из стрелкового оружия (см. раздел о нарушениях режима прекращения огня выше), несмотря на предоставленные четкие гарантии безопасности.
СММ продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи возле н. п. Алмазная (неподконтрольный правительству, 55 км к западу от Луганска) и водопроводе в н. п. Обозное (неподконтрольный правительству, 18 км к северу от Луганска). Наблюдатели также способствовали доступу команды сотрудников компании Vodafone, направлявшихся из подконтрольных правительству районов в неподконтрольные правительству районы Донецкой области.
Команда СММ посетила один приграничный район, который не контролируется правительством. Находясь на протяжении около часа в пункте пропуска вблизи н. п. Мариновка (78 км к востоку от Донецка), наблюдатели видели, что из Украины выехали 24 автомобиля (7 с украинскими номерными знаками, 9 — с российскими, 1 — с литовскими и 7 с табличками «ДНР»), фургон с украинскими номерными знаками, 3 тентованных грузовика (2 с украинскими номерными знаками и 1 с табличками «ДНР»), а также вышли 6 человек (5 мужчин в возрасте от 20 до 30 лет и женщина примерно 30–40 лет). За аналогичный период времени в Украину въехали 14 автомобилей (10 с российскими номерными знаками, 3 — с украинскими и 1 с табличками «ДНР»), 2 микроавтобуса с табличками «ДНР» и 16 пассажирами на борту и фургон с российскими номерными знаками, а также вошли 9 человек (2 мужчин и 7 женщин, все в возрасте от 50 до 60 лет).
Миссия продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано‑Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На блокпосте на автодороге Е58 к северу от н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 102 км к юго-востоку от Донецка) трое вооруженных членов вооруженных формирований остановили патруль Миссии и, ссылаясь на приказы своих командиров, отказали наблюдателям в проезде.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения на участке разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ по телефону, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК3.
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Вооруженный член вооруженных формирований на южной стороне участка разведения в районе Золотого сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
СММ временно потеряла связь с двумя БПЛА дальнего радиуса действия, пролетавшими в районе над Горловкой. По оценке Миссии, это произошло вследствие глушения сигнала. Наблюдателям удалось благополучно приземлить БПЛА.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении данного отчетного периода камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда в Марьинке не функционировала.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 16 May 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded a similar number of ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions, compared with the previous reporting period. The SMM observed fresh damage caused by gunfire and shelling in residential areas of Hranitne, Kozatske and Sakhanka. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations near the Petrivske and Stanytsia Luhanska disengagement areas. Its access remained restricted in all three areas and it was restricted also at a checkpoint near Novoazovsk.* Two SMM long-range unmanned aerial vehicles (UAV) were jammed while flying near Horlivka.* The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines in Verkhnoshyrokivske, Pikuzy, Bezimenne, Miusynsk and Fashchivka. The SMM observed new mine hazard signs and anti-tank mines in Avdiivka. The Mission continued to facilitate access to the Donetsk Filtration Station for Voda Donbassa water company employees to keep the station operational and heard ceasefire violations in the area despite security guarantees. The SMM continued to facilitate and monitor repairs to high-voltage power lines near Almazna and to a water pipeline in Obozne.
In Donetsk region, the SMM recorded a similar number of ceasefire violations[1], including, however, fewer explosions (460), compared with the previous reporting period (about 500 explosions).
On the evening of 15 May, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard about 60 explosions (one assessed as an artillery round and the remainder undetermined) and two bursts of small-arms and heavy-machine-gun fire, all 3-7km at directions ranging from south-south-west to north-north-west.
On the evening of 15 May, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard five undetermined explosions and about 40 shots and bursts of small-arms fire, all 3-7km at directions ranging from east to west. During the day on 16 May, while at the same location, the SMM heard five shots of small-arms fire 3-5km south-east.
On the evening of 15 May, while in Mariupol (government-controlled, 102km south of Donetsk), the SMM heard about 50 undetermined explosions and six minutes of uncountable and overlapping explosions, assessed as outgoing artillery rounds, as well as bursts and shots of infantry fighting vehicle (IFV) cannon fire, all at undetermined distances north-east and east.
On the evening and night of 15-16 May, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded about 30 undetermined explosions and three projectiles in flight from north to south, all 1-5km west.
During the day on 16 May, positioned in Kruta Balka (non-government-controlled, 16km north of Donetsk) for about five hours, the SMM heard 45 undetermined explosions, about 70 shots and bursts of small-arms and heavy-machine-gun fire, as well as 15 minutes of uncountable bursts and undetermined explosions, all 1-4km at directions ranging from south-south-west to north-north-west.
Positioned on the south-western edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk) for about two hours, the SMM heard about 100 undetermined explosions and about 100 shots and bursts of small-arms and heavy-machine-gun fire, all 2-6km south-east.
Positioned at the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) for about two hours, the SMM heard about 100 undetermined explosions and about 100 shots and bursts of small-arms and heavy-machine-gun fire, 2-6km west-south-west. (The SMM assessed that it heard the same explosions when positioned on the south-western edge of Avdiivka (see above)).
Positioned 2.5km south-east of Lomakyne (government-controlled, 15km north-east of Mariupol) for about 15 minutes, the SMM heard about 50 undetermined explosions and about ten shots of small-arms fire, all at undetermined distances east.
In Luhansk region, the SMM recorded a similar number of ceasefire violations, including about 130 explosions, compared with the previous reporting period (about 100 explosions).
During the day on 16 May, positioned in Myrne (non-government-controlled, 28km south-west of Luhansk), the SMM heard 90 undetermined explosions and about 20 bursts of heavy-machine-gun fire, all 2km west and north-west.
The SMM observed fresh damage caused by gunfire and shelling in residential areas of Hranitne (government-controlled, 60km south of Donetsk), Kozatske (non-government-controlled, 86km south of Donetsk) and Sakhanka (non-government-controlled, 97km south of Donetsk).
In Hranitne, at 33 Bohdana Khmelnytskoho, the SMM saw a hole in the glass of an east-facing window of a school building and assessed it as caused by a bullet fired from an easterly direction. A woman (aged 50-60), who introduced herself to the SMM as the school director, told the SMM that the school had been hit by small-arms fire on 13 May around 14:00, but no pupils had been in the building at that time.
In Kozatske, at 61 Myru Street, the SMM saw that south-west-facing parts of the roof and metal supporting beams of a church had been destroyed. It also saw fresh shrapnel damage to the south-west-facing outer walls of the building, to a gas pipeline about 10m north-west of the building, to several trees within a 25m radius, as well as to a brick fence about 15m north of the church. Inside the building, the SMM saw shrapnel damage to the south-western end of the ceiling. The SMM assessed the damage as caused by an artillery round (at least 122mm), but could not assess the direction of fire. A man (aged 40-50) told the SMM that he had heard two explosions near the church at around 04:00 on 15 May while he had been at his house in the same neighbourhood.
In Sakhanka, at 1 Vartazarovoi Street, the SMM saw fresh shrapnel damage to the west-facing outer wall of the dining hall of a school, located about 30m south-west of the school’s main building, and to the west-facing part of its roof. The SMM also saw a fresh hole in the west-facing outer wall, as well as five shattered west- and south-facing windows. It assessed the damage as caused by a round from anti-tank guided missile system fired from a westerly direction. Four residents of Sakhanka (a man and three women, all aged 30-40) told the SMM that the incident had occurred at about 11:45 on 16 May and added that pupils had been in the main school building.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening and night of 15-16 May, while on the eastern edge of Stanytsia Luhanska, the SMM heard 13 explosions assessed as mortar rounds and 22 shots and bursts of small-arms and heavy-machine-gun fire, all 5-6km south-west (assessed as outside the disengagement area) and 18 explosions assessed as outgoing artillery rounds and six bursts of small-arms and heavy-machine-gun fire 2-6km north-west (assessed as outside the disengagement area).
During the day on 16 May, positioned in Petrivske, the SMM heard a shot of small-arms fire 2-4km south-west (unable to assess whether inside or outside the disengagement area).
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, the SMM saw a tank (T-64) heading south near Fashchivka (60km south-west of Luhansk). An SMM long-range UAV spotted on 15 May a tank (T-64) in a residential area of Verkhnoshyrokivske (85km south of Donetsk), a tank (T-72) in a residential area of Pikuzy (formerly Kominternove, 92km south of Donetsk), as well as two tanks (T-72) and three self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) in Bezimenne (100km south of Donetsk). Aerial imagery available to the SMM revealed the presence on 15 May of eight multiple launch rocket systems (type undetermined) near Miusynsk (62km south-west of Luhansk) (see SMM Daily Report of 26 April 2018).
Beyond the respective withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, an SMM long-range UAV spotted on 15 May seven tanks (T-64) near Zoria (40km north-west of Donetsk). In non-government-controlled areas, aerial imagery available to the SMM revealed the presence on 15 May of ten tanks (type undetermined) and seven towed howitzers (type undetermined) near Miusynsk (see SMM Daily Report of 26 April 2018).
The SMM observed armoured combat vehicles[2] in the security zone. In government-controlled areas, the SMM saw an IFV (BTR-60) near Novobakhmutivka (28km north of Donetsk), an armoured personnel carrier in Makarove (19km north-east of Luhansk). An SMM long-range UAV spotted on 15 May an IFV (BMP-1) near Trudivske (47km south of Donetsk), an IFV (BMP-1) near Vodiane (15km north-west of Donetsk) and an IFV (BMP-1) near Talakivka (90km south of Donetsk).
In non-government-controlled areas, an SMM long-range UAV spotted on 15 May an IFV (BMP-2) in a residential area of Verkhnoshyrokivske and an IFV (BMP-1) near Nova Marivka (64km south of Donetsk).
The SMM observed the presence of mines and mine hazard signs. In a field on the south-western edge of Avdiivka, the SMM observed again a red-and-white mine hazard sign with “Mines” written in English and Ukrainian (see SMM Daily Report of 11 April 2018). In a field about 0.2km south of the aforementioned mine hazard sign, the SMM saw for the first time about three parallel rows of red-and-white mine hazard signs with “Mines” written in Ukrainian, as well as a row of about 15 anti-tank mines (TM-62) laid nearby. On a concrete wall surrounding a compound on the south-western edge of Avdiivka, the SMM saw again a sign with “Danger Mines” spray-painted in Ukrainian on it.
The SMM continued to facilitate the access of Voda Donbassa water company employees to the DFS to keep the station operational. On 15 May, positioned at the DFS, as well as in nearby areas, the SMM heard undetermined explosions as well as small-arms fire (see ceasefire violation section above), despite explicit security guarantees.
The SMM continued to facilitate and monitor repair works to high-voltage power lines near Almazna (non-government-controlled, 55km west of Luhansk) and the water pipeline in Obozne (non-government-controlled, 18km north of Luhansk). The SMM also facilitated the access of a team of Vodafone employees travelling from government- to non-government-controlled areas of Donetsk region.
The SMM visited a border area outside of government control. While at a border crossing point near Marynivka (78km east of Donetsk) for about an hour, the SMM saw 24 cars (seven with Ukrainian, nine with Russian Federation, one with Lithuanian licence plates and seven with “DPR” plates), a van with Ukrainian licence plates, three covered cargo trucks (two with Ukrainian licence plates and one with “DPR” plates) and six pedestrians (five men aged 20-30 and a woman aged 30-40) exiting Ukraine. The SMM saw 14 cars (ten with Russian Federation, three with Ukrainian and one with “DPR” plates), two mini-buses with “DPR” plates and 16 passengers on board, a van with Russian Federation licence plates, as well as nine pedestrians (two men and seven women, all aged 50-60) entering Ukraine.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO), and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co‑ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a checkpoint on road E58 north of Novoazovsk (non-government-controlled, 102km south-east of Donetsk), three armed members of the armed formations stopped the SMM and, citing orders from their superiors, denied it passage.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed member of the armed formations positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
The SMM temporarily lost communication with two long-range UAVs that were flying over an area near Horlivka. The SMM assessed the loss of communication as due to jamming. The SMM managed to land the UAVs safely.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. The SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka was not operational during the reporting period.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.