Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения на участке разведения в районе Петровского и вблизи участка разведения в районе Золотого. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на этих участках разведения, так и в других районах, в частности в Донском и Изварино*. СММ зафиксировала вооружение, размещенное с нарушением линий отвода, по обе стороны от линии соприкосновения. Миссия и далее содействовала обеспечению доступа и проезду сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к Донецкой фильтровальной станции для обеспечения ее функционирования. Наблюдатели слышали в этом районе нарушения режима прекращения огня, невзирая на гарантии безопасности. Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи вблизи Алмазной и на Петровской насосной станции возле Артема. В Береговом команда СММ продолжала уточнять сообщения о повреждении девяти автомобилей с венгерскими номерными знаками. В Киеве наблюдатели осуществляли мониторинг двух маршей: один был приурочен ко Дню матери, а второй — призван привлечь внимание к программам доступного жилья для внутренне перемещенных лиц и ветеранов АТО.
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], включая около 210 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зафиксировано около 360 взрывов.
Так, поздно вечером 13 мая камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС) (15 км к северу от Донецка) зафиксировала 3 снаряда с юга на север в 1–3 км к западу. Невзирая на предоставленные гарантии безопасности, наблюдатели, находившиеся 14 мая на ДФС на протяжении 3,5 часов, слышали 1 взрыв неопределенного происхождения и 10 выстрелов и очередей из стрелкового оружия — все в 1 км к северо-северо-западу. В этот же день, осуществляя мониторинг в 1,1 км к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) на протяжении около 6 часов, команда СММ слышала 1 взрыв неопределенного происхождения и примерно 30 выстрелов из стрелкового оружия — все в 1–5 км к западу и северу. Со своей позиции на юго-западной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка) в течение приблизительно 6 часов, члены патруля Миссии слышали 4 взрыва неопределенного происхождения в 3–5 км к юго-востоку.
Вечером 13 мая, ведя наблюдение в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), команда СММ слышала около 40 взрывов неопределенного происхождения и приблизительно 140 очередей и выстрелов из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета — все в 2–13 км к востоку, юго-востоку, югу, юго-западу и западу. 14 мая в этом же населенном пункте наблюдатели слышали около 85 взрывов неопределенного происхождения и примерно 100 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–7 км к востоку, юго-востоку и югу.
Вечером 13 и ночью 14 мая в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали 6 взрывов неопределенного происхождения и 9 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 3–5 км к юго-востоку. Утром 14 мая в этом же населенном пункте члены патруля Миссии слышали 2 взрыва неопределенного происхождения в 5–7 км к юго-западу.
Утром 14 мая, находясь в н. п. Мироновский (подконтрольный правительству, 62 км к северо-востоку от Донецка) на протяжении около 30 минут, команда СММ слышала 11 взрывов неопределенного происхождения в 3–5 км к юго-востоку.
14 мая со своей позиции в 1 км к северо-северо-западу от н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя) команда Миссии видела 11 взрывов неопределенного происхождения в 2–4 км к юго-юго-востоку. Наблюдатели также слышали 25 взрывов неопределенного происхождения и 10 очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия на неустановленном расстоянии к востоку, юго-востоку и юго-юго-востоку.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, при этом зафиксировав меньше взрывов (13), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (около 30 взрывов).
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Рано утром 5 мая[2] камера СММ в Петровском зафиксировала 6 взрывов неопределенного происхождения (по оценке, 4 из них произошли на участке разведения, а 2 — за его пределами), а также 4 взрыва в воздухе от вооружения неустановленного типа (по оценке, на участке разведения) — все в 1–1,5 км в секторе от юго-юго-востока до юго-запада.
Поздно вечером 13 и в ночь на 14 мая камера СММ в Золотом зафиксировала 1 снаряд с северо-запада на юго-восток в 5–7 км к востоко-юго-востоку (по оценке, за пределами участка разведения) и 2 снаряда с востоко-северо-востока на западо-юго-запад, а также 1 осветительную ракету — все в 3,5–12 км к югу и юго-юго-востоку (по оценке, за пределами участка разведения).
14 мая, осуществляя мониторинг возле участка разведения в районе Станицы Луганской, наблюдатели зафиксировали там спокойную ситуацию.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, Комплексом мер и Дополнением к нему.
В подконтрольном правительству районе команда Миссии видела 1 самоходную гаубицу (2С3 «Акация», 152 мм) возле н. п. Видродження (66 км к северо-востоку от Донецка), что является нарушением линий отвода.
13 мая в неподконтрольном правительству районе беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ обнаружил 4 танка (Т-64) неподалеку от н. п. Новогригоровка (33 км к западу от Луганска).
За пределами соответствующих линий отвода, но вне выделенных мест хранения в неподконтрольных правительству районах наблюдатели видели 3 танка (один Т-62 и два неустановленного типа), стоявших возле н. п. Мирное (28 км к юго-западу от Луганска). 10 мая по данным воздушного наблюдения были обнаружены 11 танков (неустановленного типа) вблизи н. п. Шимшиновка (27 км к юго-западу от Луганска) (см. Ежедневный отчет СММ по состоянию на 25 апреля 2018 года).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку[3] в зоне безопасности. 12 мая в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил боевую машину пехоты (БМП-2) в жилом районе н. п. Крымское (42 км к северо-западу от Луганска). В этот же день мини-БПЛА СММ зафиксировал 9 сегментов понтонно-мостового парка (ПМП‑3) возле н. п. Орехово‑Донецкое (44 км к северо‑западу от Луганска), а также бронетранспортер (МТ-ЛБ) и бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) неподалеку от н. п. Водяное (15 км к северо-западу от Донецка). 13 мая мини-БПЛА СММ обнаружил 4 БМП (две БМП-1 и две БМП-2) и бронетранспортер (типа БТР) на северной окраине н. п. Муратово (51 км к северо-западу от Луганска). 14 мая наблюдатели видели 8 БТР-80 возле н. п. Красногоровка (24 км к северу от Донецка), а также 3 БТР-4 неподалеку от н. п. Правдовка (38 км к северу от Донецка).
13 мая в неподконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ зафиксировал БМП-2 и МТ-ЛБ с установленной на нем зенитной установкой (ЗУ-23, 23 мм) в 300 метрах к востоку от н. п. Долгое (22 км к северо-западу от Луганска), а также 4 БМП-1 и 2 МТ-ЛБ в 3 км к юго-западу от н. п. Желтое (17 км к северо-западу от Луганска). 11 мая по данным воздушного наблюдения были обнаружены 3 бронированные машины военного типа и 57 грузовиков военного типа возле н. п. Кальмиусское (быв. Комсомольское, 42 км к юго-востоку от Донецка) в зоне, где размещение тяжелого вооружения и военной техники запрещено согласно пункту 5 Меморандума от 19 сентября 2014 года (см. Ежедневный отчет СММ по состоянию на 25 апреля 2018 года).
Миссия продолжала фиксировать наличие мин. 12 мая БПЛА СММ среднего радиуса действия впервые обнаружил не менее 150 противотанковых мин, установленных в три ряда, возле н. п. Набережное (неподконтрольный правительству, 77 км к югу от Донецка).
СММ продолжает содействовать обеспечению доступа и проезду сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к ДФС для обеспечения ее функционирования, а также осуществлять мониторинг ситуации с безопасностью и проведения работ по разминированию в районе ДФС. 13 и 14 мая наблюдатели, находившиеся на ДФС и в районах вблизи Авдеевки и Ясиноватой, слышали взрывы неопределенного происхождения, а также огонь из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия (см. раздел о нарушениях режима прекращения огня выше и таблицу нарушений режима прекращения огня ниже), несмотря на предоставленные гарантии безопасности.
СММ продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи вблизи н. п. Алмазная (неподконтрольный правительству, 55 км к западу от Луганска), а также на Петровской насосной станции вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска).
СММ уточняла сообщения о закрытии контрольного пункта въезда-выезда в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка). 11 мая команда Миссии видела, что на КПВВ не было ни автомобилей, ни людей. В то же время около 60 автомобилей, 8 автобусов и 300 пешеходов ожидали западнее КПВВ. Военнослужащий Вооруженных сил Украины сообщил наблюдателям, что КПВВ временно закрыт, но не предоставил более детальную информацию.
Наблюдатели посетили приграничные районы, которые не контролируются правительством. Осуществляя мониторинг в пункте пропуска на границе возле н. п. Успенка (73 км к юго-востоку от Донецка) в течение примерно 1 часа, команда СММ отметила, что из Украины выехали 36 автомобилей (8 с украинскими номерными знаками, 16 — с российскими, 1 — с грузинскими и 11 с табличками «ДНР»), 5 тентованных грузовиков (с табличками «ДНР»), 1 автобус (с украинскими номерными знаками и 55 пассажирами на борту) и 1 микроавтобус (с российскими номерными знаками и 10 пассажирами на борту). По наблюдениям команды Миссии, за аналогичный период времени в Украину въехали 27 автомобилей (10 с украинскими номерными знаками, 7 — с российскими и 10 с табличками «ДНР»), 2 тентованных грузовика (с украинскими номерными знаками), а также 5 автобусов (4 с украинскими номерными знаками и 1 с табличками «ДНР»).
Наблюдая за ситуацией в пункте пропуска вблизи н. п. Ульяновское (61 км к юго-востоку от Донецка) на протяжении около 20 минут, команда СММ отметила отсутствие пассажиро-транспортного потока в обоих направлениях. За время своего примерно 10-минутного пребывания в пункте пропуска возле н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска) наблюдатели видели, что в Украину въехали 2 автобуса (с украинскими номерными знаками)*. Находясь в пешеходном пункте пропуска вблизи н. п. Верхнегарасимовка (57 км к юго-востоку от Луганска) на протяжении около 30 минут, команда СММ отметила, что из Украины вышли 3 женщины (в возрасте от 50 до 59 лет), а 2 мужчин (в возрасте от 50 до 59 лет) зашли в Украину.
В н. п. Береговое (172 км к юго-западу от Ивано-Франковска) наблюдатели продолжили уточнять информацию по поводу повреждения 9 автомобилей с венгерскими номерными знаками на бульв. Шевченко, 39а (см. Ежедневный отчет СММ по состоянию на 18 марта 2018 года). 14 мая команда Миссии разговаривала с пресс-секретарем областного управления полиции, который сообщил, что двое подозреваемых по этому делу (мужчины 29 и 34 лет) арестованы и допрошены.
В Киеве наблюдатели осуществляли мониторинг двух маршей. Один из них был организован 12 мая неправительственной организацией с целью привлечения внимания к программам доступного жилья для внутренне перемещенных лиц и ветеранов АТО. Члены патруля Миссии видели 120 человек (преимущественно женщины различных возрастов), которые прошли от парка им. Тараса Шевченко до здания Кабинета Министров Украины (на ул. Михаила Грушевского, 12/2). Некоторые их них несли флаги Украины и плакаты с критикой в отношении жилищной политики правительства. Наблюдатели также отметили присутствие двух автомобилей полиции и примерно 40 правоохранителей. Марш закончился без инцидентов.
Второй марш проводился по случаю Дня матери. Члены патруля Миссии видели около 530 человек (примерно 500 женщин и 30 мужчин, всех возрастов), которые прошли от Михайловской площади до здания Киевской городской государственной администрации (на ул. Крещатик, 36). Некоторые из участников несли желтые цветы или держали в руках фотографии молодых людей, бывших, по их словам, их сыновьями или родственниками, погибшими во время конфликта. Команда СММ видела автомобиль полиции и 24 военнослужащих роты почетного караула в форме. По наблюдениям Миссии, во время проведения мероприятия ситуация оставалась спокойной.
Миссия продолжает наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
В пункте пропуска на границе возле Изварино член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть этот район, заявив, что ограничения относительно присутствия СММ до сих пор в силе.
Военнослужащие Вооруженных сил Украины дважды отказывали патрулю СММ в доступе к объекту в н. п. Донское (57 км к югу от Донецка), заявляя, что наблюдатели не могут посетить данный объект без сопровождения представителя бригады Вооруженных сил Украины.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК.
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, который находился на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщили наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели посчитали небезопасным ехать дальше.
Другие препятствия:
В н. п. Петрово-Красноселье (быв. Петровское, неподконтрольный правительству, 44 км к юго-западу от Луганска) местная жительница сказала наблюдателям, что СММ необходимо получить письменное разрешение от руководителей вооруженных формирований, прежде чем она сможет предоставить наблюдателям какую-либо информацию.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении всего отчетного периода камеры СММ, установленные на контрольных пунктах въезда-выезда в Марьинке и Пищевике, не функционировали.
[2] Ввиду наличия мин, в частности на дороге между н. п. Богдановка (подконтрольный правительству, 41 км к юго-западу от Донецка) и Петровским, доступ СММ к камере в Петровском оставался ограниченным (например, см. Ежедневный отчет СММ от 3 мая 2018 года ).
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала офицеров ВСУ при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 14 May 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region, compared with the previous reporting period. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations inside the Petrivske and near the Zolote disengagement areas. Its access remained restricted there and elsewhere, including in Donske and Izvaryne.* The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines on both sides of the contact line. The Mission continued to facilitate access to the Donetsk Filtration Station for Voda Donbassa water company employees in order to keep the station operational; it heard ceasefire violations in the area despite security guarantees. The SMM continued to facilitate and monitor repairs to high-voltage power lines near Almazna and to the Petrivske pumping station near Artema. In Berehove, the Mission followed up further on reports of damage to nine cars with Hungarian licence plates. In Kyiv, the SMM monitored two marches: one on the occasion of Mother’s Day and the second one on affordable housing programmes for internally displaced persons and ATO veterans.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including about 210 explosions, compared with the previous reporting period (about 360 explosions).
On the evening of 13 May, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded three projectiles in flight from south to north 1-3km west. Despite security guarantees given, on 14 May, positioned at the DFS for about three and a half hours, the SMM heard an undetermined explosion and ten shots and bursts of small-arms fire, all 1km north-north-west. On the same day, positioned 1.1km north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) for about six hours, the SMM heard an undetermined explosion and about 30 shots of small-arms fire, all 1-5km west and north. Positioned on the south-western edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk) for about six hours, the SMM heard four undetermined explosions 3-5km south-east.
On the evening of 13 May, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard about 40 undetermined explosions and about 140 bursts and shots of small-arms and heavy-machine-gun fire, all 2-13km east, south-east, south, south-west and west. At the same location on 14 May, the SMM heard about 85 undetermined explosions and about 100 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-7km east, south-east and south.
On the evening and night of 13-14 May, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard six undetermined explosions and nine bursts of heavy-machine-gun fire, all 3-5km south-east. At the same location on the morning of 14 May, the SMM heard two undetermined explosions 5-7km south-west.
On the morning of 14 May, positioned in Myronivskyi (government-controlled, 62km north-east of Donetsk) for about 30 minutes, the SMM heard 11 undetermined explosions 3-5km south-east.
On 14 May, positioned 1km north-north-west of Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol), the SMM saw 11 undetermined explosions 2-4km south-south-east. The SMM also heard 25 undetermined explosions and ten bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire at undetermined distances east, south-east, south-south-east.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including, however, fewer explosions (13), compared with the previous reporting period (about 30 explosions).
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
In the early hours of 5 May[2], the SMM camera in Petrivske recorded six undetermined explosions (four assessed as inside and two assessed as outside the disengagement area) and four airbursts of an undetermined weapon (assessed as inside the disengagement area), all 1-1.5km at directions ranging from south-south-east to south-west.
During the night of 13-14 May, the SMM camera in Zolote recorded a projectile in flight from north-west to south-east, 5-7km east-south-east (assessed as outside the disengagement area), and two projectiles in flight from east-north-east to west-south-west and an illumination flare, all 3.5-12km south and south-south-east (assessed as outside the disengagement area).
On 14 May, positioned near the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in a government-controlled area, the SMM saw a self-propelled howitzer (2S3 Akatsiya, 152mm) near Vidrodzhennia (66km north-east of Donetsk).
In a non-government-controlled area, on 13 May an SMM mini-unmanned-aerial vehicle (UAV) spotted four tanks (T-64) near Novohryhorivka (33km west of Luhansk).
Beyond the respective withdrawal lines but outside designated storage sites in non-government-controlled areas, the SMM saw three tanks (one T-62, two undetermined) stationary near Myrne (28km south-west of Luhansk). On 10 May, aerial imagery revealed the presence of 11 tanks (type undetermined) near Shymshynivka (27km south-west of Luhansk) (see SMM Daily Report 25 April 2018).
The SMM observed armoured combat vehicles and an anti-aircraft gun[3] in the security zone. In government-controlled areas, on 12 May, an SMM mid-range UAV spotted an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) in residential areas in Krymske (42km north-west of Luhansk). On the same day, an SMM mini-UAV spotted nine segments of a pontoon bridge (PMP-3) near Orikhove-Donetske (44km north-west of Luhansk) as well as an armoured personnel carrier (APC) (MT-LB) and an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Vodiane (15km north-west of Donetsk). On 13 May, an SMM mini-UAV spotted four IFVs (two BMP-1 and two BMP-2) and an APC (BTR-variant) on the northern edge of Muratove (51km north-west of Luhansk). On 14 May, the SMM saw eight APCs (BTR-80) near Krasnohorivka (24km north of Donetsk) and three armed combat vehicles (BTR-4) near Pravdivka (38km north of Donetsk).
In non-government-controlled areas, on 13 May, an SMM mini-UAV saw an IFV (BMP-2) and an APC (MT-LB) with an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) mounted atop 300m east of Dovhe (22km north-west of Luhansk) and four IFVs (BMP-1) and two APCs (MT-LB) 3km south west of Zhovte (17km north-west of Luhansk). On 11 May, aerial imagery revealed the presence of three military-type armoured vehicles and 57 military-type trucks near Kalmiuske (formerly Komsomolske, 42km south-east of Donetsk) in a zone within which deployment of heavy armaments and military equipment is proscribed according to Point 5 of the Memorandum of 19 September 2014 (see SMM Daily Report 25 April 2018).
The SMM continued to observe the presence of mines. On 12 May, an SMM mid-range UAV spotted for the first time at least 150 anti-tank mines laid in three rows near Naberezhne (non-government-controlled, 77km south of Donetsk).
The SMM continued to facilitate the access of Voda Donbassa water company employees to the DFS in order to keep the station operational and monitored the security situation and demining activities around the DFS. On 13 and 14 May, positioned at the DFS and in the nearby areas of Avdiivka and Yasynuvata, the SMM heard undetermined explosions, as well as heavy-machine-gun and small-arms fire (see ceasefire violations section above and ceasefire violations table below), despite security guarantees.
The SMM continued to facilitate and monitor repair works to high-voltage power lines near Almazna (non-government-controlled, 55km west of Luhansk) and the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk).
The SMM followed up on reports on the closure of the entry-exit checkpoint in Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk). On 11 May, the SMM saw that there were no cars or people in the checkpoint and that about 60 cars, eight buses and 300 pedestrians were waiting west of the checkpoint. A Ukrainian Armed Forces soldier told the SMM that the checkpoint had been temporarily closed but did not provide further details.
The SMM visited border areas not under government control. While at a border crossing point near Uspenka (73km south-east of Donetsk) for about one hour, the SMM saw 36 cars (eight Ukrainian, 16 Russian Federation and one with Georgian licence plates, and 11 “DPR” plates), five covered cargo trucks with “DPR” plates, a bus with Ukrainian licence plates and 55 passengers aboard and a minibus with Russian Federation licence plates and ten passengers aboard exiting Ukraine. During the same period, the SMM saw 27 cars (ten Ukrainian and seven Russian Federation licence plates, and ten “DPR” plates), two covered cargo trucks with Ukrainian licence plates and five buses (four Ukrainian licence plates and one with “DPR” plates) entering Ukraine.
While at a border crossing point near Ulianivske (61km southeast of Donetsk) for about 20 minutes, the SMM saw no traffic or pedestrians entering or exiting Ukraine. While at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk) for about ten minutes, the SMM saw two buses with Ukrainian licence plates enter Ukraine.* While at a pedestrian border crossing point near Verkhnoharasymivka (57km south-east of Luhansk) for about 30 minutes, the SMM saw three pedestrians (women, in their fifties) exit Ukraine and two pedestrians (men, in their fifties) enter Ukraine.
In Berehove (172km south-west of Ivano-Frankivsk), the SMM continued to follow up on damage to nine cars with Hungarian licence plates at 39a Shevchenko Boulevard (see SMM Daily Report 18 March 2018). On 14 May, the SMM spoke to the press officer of the regional police who stated that two suspects (men, 29 and 34 years old) had been arrested and interrogated in relation to the case.
In Kyiv, the SMM observed two marches. One was held on 12 May to raise awareness about affordable housing programmes for internally displaced persons and ATO veterans and was organized by a non-governmental organization. The SMM saw 120 persons (mostly women of different ages) marching from Shevchenko Park to the Cabinet of Ministers building at 12/2 Mykhaila Hrushevskoho street some of whom were carrying Ukrainian flags and posters critical of the government’s housing policy. The SMM observed two police cars and around 40 law enforcement officers present. It saw that the march ended without incident.
The other march was held on the occasion of Mother’s Day. The SMM saw about 530 people (about 500 women and 30 men of all ages) marching from Mykhailivska Square to Kyiv City Hall at 36 Khreshchatyk street. Some of them were wearing yellow flowers and holding photographs of young men they said were their sons or relatives who had lost their lives in the conflict. The SMM saw a police car and 24 honour guards in uniforms. Throughout the event, it observed a calm situation.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO), and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co‑ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a border crossing point near Izvaryne, a member of the armed formations told the SMM to leave the area, saying that the restrictions on the SMM’s presence were still in place.
The SMM was twice denied access to a compound in Donske (57km south of Donetsk) by Ukrainian Armed Forces soldiers who told the SMM it could not access the facility without being escorted by a Ukrainian Armed Forces brigade representative.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments
In Petrovo-Krasnosillia (formerly Petrovske, non-government-controlled, 44km south-west of Luhansk), a member of the local population told the SMM she could not provide any information without the SMM obtaining written permission from senior members of the armed formations.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report. The SMM cameras at the entry-exit checkpoints in Marinka and Pyshchevyk were not operational during the reporting period.
[2] Due to the presence of mines, including those on a road between Bohdanivka (government-controlled, 41km south-west of Donetsk) and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remained limited (see, for example, SMM Daily Report 3 May 2018).
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.