Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В период с вечера 11 по вечер 12 мая СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой и Луганской областях по сравнению с предыдущим отчетным периодом. С вечера 12 по вечер 13 мая Миссия констатировала дальнейшее увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой и Луганской областях по сравнению с предыдущими сутками. СММ уточняла сообщения о жертве среди гражданского населения и повреждениях объектов вследствие огня из легкого вооружения в Докучаевске и жилом районе Саханки. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня вблизи участков разведения в районе Золотого и Станицы Луганской. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на этих участках разведения, так и в других районах, в частности снова в Казацком и в районе возле границы с Российской Федерацией*. Миссия продолжала способствовать обеспечению доступа и проезду сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к Донецкой фильтровальной станции; наблюдатели слышали в этом районе нарушения режима прекращения огня, несмотря на предоставленные гарантии безопасности. СММ продолжала способствовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на линиях электропередачи возле Южной Ломоватки. Во Львове наблюдатели уточняли сообщения о нападении на членов общины ромов.
В Донецкой области в период с вечера 11 по вечер 12 мая Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 160 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано примерно 50 взрывов. С вечера 12 по вечер 13 мая СММ констатировала дальнейшее увеличение количества нарушений режима прекращения огня, включая ориентировочно 360 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками.
Так, вечером 11 и ночью 12 мая в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели зафиксировали ориентировочно 90 взрывов неопределенного происхождения и около 90 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 4–7 км к востоку, западу и северо-западу.
Вечером 12 и в ночь на 13 мая, осуществляя мониторинг в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали примерно 10 взрывов, оцененных как разрывы снарядов от реактивной системы залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122 мм) в 2–5 км к юго-востоку, около 270 взрывов (примерно 160 неопределенного происхождения и 110 оцененных как разрывы снарядов из вооружения неустановленного типа) и примерно 205 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия, а также 4 взрыва в воздухе, оцененных как выстрелы из зенитной установки (ЗУ-23, 23 мм) — все в 2–8 км в секторе от востока до юго-запада. На следующий день в этом же населенном пункте команда СММ слышала 1 взрыв неопределенного происхождения в 7–8 км к западу и примерно 75 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия в 3–5 км к юго-востоку.
Днем 12 мая, ведя наблюдение на железнодорожном вокзале в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), команда Миссии слышала 10 взрывов неопределенного происхождения, ориентировочно 110 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия, а также 10-минутный эпизод множественных перекрестных очередей и выстрелов из стрелкового оружия — все в 1–5 км в секторе от юго-юго-запада до северо-северо-запада.
Вечером 12 мая, патрулируя в 3 км к юго-западу от н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо-востоку от Мариуполя), наблюдатели слышали и видели 18 взрывов (один оцененный как взрыв в воздухе и 17 — неопределенного происхождения) и еще один взрыв в воздухе — все на неустановленном расстоянии в секторе от востока до юга, а также слышали 2 выстрела из стрелкового оружия, оцененные как учения с боевой стрельбой в 1 км к северо-северо-западу.
Днем 12 мая, находясь на северо-западной окраине Горловки, члены патруля Миссии слышали 30 взрывов неопределенного происхождения и 85 очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–6 км к северу, северо-западу и юго-западу.
Днем 12 мая в н. п. Бахмут (подконтрольный правительству, 67 км к северу от Донецка) на протяжении 15 минут наблюдатели слышали 12 взрывов неопределенного происхождения в 6–8 км к юго-востоку.
Днем 13 мая, находясь на юго-западной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), команда СММ слышала 24 взрыва неопределенного происхождения и 16 очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–4 км в секторе от востоко-северо-востока до юго-востока.
В Луганской области в период с вечера 11 по вечер 12 мая СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом ориентировочно 25 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зафиксировано 20 взрывов. С вечера 12 по вечер 13 мая Миссия констатировала дальнейшее увеличение количества нарушений режима прекращения огня, в том числе больше взрывов (около 30), по сравнению с предыдущими сутками.
Днем 12 мая со своей позиции в н. п. Сентяновка (быв. Фрунзе, неподконтрольный правительству, 44 км к западу от Луганска) команда СММ слышала 19 взрывов (17 оцененных как разрывы снарядов и 2 — неопределенного происхождения) и 27 выстрелов и очередей из 30-мм пушки боевой машины пехоты (БМП-2), крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–5 км к северо-северо-западу.
Днем 13 мая, ведя наблюдение в 2,5 км к юго-востоку от н. п. Долгое (неподконтрольный правительству, 22 км к северо-западу от Луганска), команда Миссии слышала 30 выстрелов из стрелкового оружия в 0,8–1 км к западу; по оценке, огонь велся в направлении беспилотного летательного мини-аппарата (БПЛА) СММ*. Наблюдатели благополучно приземлили БПЛА.
В тот же день, находясь в 2 км к западу от н. п. Орехово-Донецкое (подконтрольный правительству, 44 км к северо-западу от Луганска), наблюдатели слышали 150 выстрелов из стрелкового оружия в 1 км к востоку.
Миссия уточняла сообщения о повреждениях объектов вследствие огня из легкого вооружения в н. п. Докучаевск (неподконтрольный правительству, 30 км к юго-западу от Донецка). 13 мая в присутствии членов вооруженных формирований команда СММ проводила оценку повреждений вблизи автостанции на ул. Ленина, 51–53, и в специальной общеобразовательной школе-интернат № 27 на ул. Ленина, 40. По сообщениям, повреждения образовались вследствие обстрела, который произошел 11 мая. Наблюдатели видели выбоину в асфальте перед входом в помещение автостанции, а также выбоины в цементной мусорной урне, которая стояла в нескольких метрах к северу от центра занятости по ул. Ленина, 51. По оценке, повреждения мусорной урны были вызваны осколками от снаряда, попавшего в асфальтное покрытие. Члены патруля Миссии также видели свежие повреждения от осколков на северной и восточной стенах центра занятости. С северной стороны автостанции члены команды СММ обнаружили небольшие зазубрины на двух выходящих на юг окнах на первом этаже кафе на ул. Ленина, 55. По оценке, они образовались от попадания снаряда из пушки БМП-2 (30 мм). Возле поврежденной мусорной урны наблюдатели видели несколько кусков пластика черного цвета и стекловолокно, по оценке, предположительно от поврежденного транспортного средства. Местные жители сообщили, что осколки от снарядов также повредили транспортное средство, которое на момент инцидента направлялось в южном направлении по улице Ленина.
11 мая в вышеуказанном учебном заведении через дорогу от автостанции, в присутствии члена вооруженных формирований, команда Мисси видела 4 разбитых окна и свежие повреждения от осколков на двери с западной стороны здания, а также разбитое окно, выходящее на юг. По оценке, повреждения окон образовались вследствие попадания осколков 30-мм снаряда. Две сотрудницы интерната (40–50 лет) сообщили, что в районе полудня в тот день они слышали звуки взрывов поблизости и видели столбы дыма, исходящие из-за автобусной станции. Также, по их словам, во время обстрела в здании учебного заведения никого не было.
В Докучаевске Миссия уточняла сообщения о жертве среди гражданского населения. 11 мая в больнице в Докучаевске в присутствии членов вооруженных формирований наблюдатели видели 52-летнюю женщину с перевязанной левой рукой и запястьем. Женщина сообщила СММ, что она получила ранения в результате попадания осколков во время вышеупомянутого обстрела. Пострадавшая рассказала, что около 11:30 11 мая они с сестрой шли по улице Ленина возле автостанции в Докучаевске, когда услышали звуки взрывов, доносящиеся от станции, и тогда они укрылись возле центра занятости.
Миссия уточняла сообщения о повреждениях дома в жилом районе н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя). 12 мая в двухэтажном доме на ул. Октябрьская, 2, наблюдатели видели следы горения (шириной 10–15 см и 2 см глубиной) на юго-юго-западной внешней лестнице дома. По оценке, повреждения образовались в результате попадания трассирующего снаряда (12,7 мм), выпущенного с юго-юго-западного направления. Владелица дома сообщила наблюдателям, что повреждения возникли вечером 9 мая. Члены патруля Миссии также обнаружили, по меньшей мере, 3 пулевые пробоины в юго-юго-западной стене дома, которые, по оценке, также возникли в результате попадания трассирующего снаряда (12,7 мм). Однако владелица дома (50–59 лет) сказала, что эти места огневого поражения образовались раньше.
СММ продолжала уточнять сообщения об инциденте, произошедшем 17 апреля, когда сотрудники КП «Компания «Вода Донбасса» получили ранения в результате обстрела из легкого вооружения вблизи Донецкой фильтровальной станции (ДФС) (см. Ежедневный отчет СММ от 18 апреля 2018 года). Дальнейшая оценка данных видеонаблюдения с камеры СММ за этот день показала, что когда автобус доехал до перекрестка между автодорогами Н20 и М04 (примерно в 175 метрах к югу от места, где, по словам водителя, автобус попал под обстрел), он сделал небольшую остановку в то время, как второе транспортное средство (небольшой автомобиль темно-зеленого цвета), сопровождающее автобус спереди, продолжил движение. Через несколько секунд автобус возобновил движение по автодороге М04 в восточном направлении.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
11 мая на блокпосте вооруженных формирований на южной окраине участка разведения вблизи Золотого наблюдатели видели две свежие выбоины в северо-северо-западной части бетонных блоков в 2–3 метрах к юго-востоку от блокпоста. По оценке, выбоины образовались предположительно от выстрелов из стрелкового оружия, совершенных с северо-северо-западного направления. На блокпосте член вооруженных формирований сообщил, что примерно в 20:00 10 мая блокпост был обстрелян из стрелкового оружия. 11 мая на северной окраине участка разведения в районе Золотого члены патруля Миссии видели трех военнослужащих Вооруженных сил Украины в бронированном фургоне (УАЗ-452), который двигался в западном направлении в пределах участка разведения. 12 мая, находясь на северо-восточной окраине н. п. Катериновка (64 км к западу от Луганска), команда СММ видела двух военнослужащих Вооруженных сил Украины в бронированном фургоне (УАЗ-452), который двигался в пределах участка разведения на север в направлении Золотого.
12 мая камера СММ в Золотом зафиксировала 5 взрывов и 1 снаряд с северо-запада на юго-восток в 6–13 км к востоко-северо-востоку и востоку (по оценке, все за пределами участка разведения).
Днем 13 мая, находясь в н. п. Золотое-5 (Михайловка, неподконтрольный правительству, 61 км к северо-западу от Луганска), команда Миссии слышала 16 взрывов неопределенного происхождения в 8–15 км к северо-востоку.
Ночью 13 мая, находясь вблизи Станицы Луганской, наблюдатели слышали взрыв неопределенного происхождения в 4–5 км к югу (по оценке, за пределами участка разведения).
Находясь вблизи участка разведения в районе Петровского, Миссия констатировала там спокойную ситуацию.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
В неподконтрольных правительству районах наблюдатели зафиксировали следующие нарушения линий отвода: 2 танка (неустановленного типа), погруженных на военные грузовики-платформы, двигающиеся в западном направлении в Луганске, и 10 РСЗО (БМ-21) вблизи н. п. Хрустальный (быв. Красный Луч, неподконтрольный правительству, 56 км к юго-западу от Луганска).
Миссия зафиксировала наличие вооружения, которое она не смогла верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленного СММ подписантам Комплекса мер. 11 мая в неподконтрольных правительству районах Донецкой области члены патруля Миссии зафиксировали 6 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) и констатировали отсутствие 13 минометов (двенадцати ПМ-38, 120 мм, и одного 2Б11 «Сани», 120 мм).
12 мая в подконтрольных правительству Донецкой области команда СММ видела 6 минометов («Молот», 120 мм), 31 танк (Т-64) и отметила отсутствие 55 танков (Т-64), 18 буксированных гаубиц (Д-20, 152 мм), 26 самоходных гаубиц (двадцати 2С3 «Акация», 152 мм, и шести 2С1), 2 зенитных ракетных комплексов (9К33 «Оса», 210 мм) и 6 минометов (ПМ-38, 120 мм).
13 мая наблюдатели еще раз посетили два постоянных места хранения тяжелого вооружения, расположенных за соответствующими линиями отвода в неподконтрольных правительству районах Луганской области, где они видели 18 самоходных гаубиц (2С1), 15 буксированных гаубиц (десять Д-30 «Лягушка», 122 мм, и пять 2А65 «Мста-Б», 152 мм), а также отметили отсутствие 13 буксированных гаубиц (двенадцати Д-30 и одной 2А65) и 3 самоходных гаубиц (2С1, 122 мм). В постоянном месте хранения тяжелого вооружения, расположенном в неподконтрольном правительству районе Луганской области, члены патруля Миссии констатировали отсутствие 6 РСЗО (БМ-21).
11 мая наблюдатели еще раз посетили два постоянных места хранения вооружения, расположенных за соответствующими линиями отвода в неподконтрольных правительству районах Донецкой области, где они зафиксировали 2 танка (один Т-64 и один Т-72) и отметили отсутствие 18 танков (восьми Т-64 и десяти Т-72), 9 минометов (2Б14 «Поднос», 82 мм) и 15 противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100 мм). На следующий день в постоянном месте хранения вооружения в подконтрольном правительству районе Донецкой области члены патруля Миссии видели 3 зенитных ракетных комплекса (9К37 «Бук», 400 мм) и констатировали отсутствие 13 противотанковых пушек (МТ-12).
13 мая наблюдатели еще раз посетили два постоянных места хранения вооружения, расположенных за соответствующими линиями отвода в неподконтрольных правительству районах Луганской области, где они видели 18 самоходных гаубиц (2С1), 15 буксированных гаубиц (десять Д-30 и пять 2А65 «Мста-Б») и 10 РСЗО (БМ-21), а также отметили отсутствие 13 буксированных гаубиц (двенадцати Д-30 и одной 2А65, 152 мм), 3 самоходных гаубиц (2С1, 122 мм) и 6 РСЗО (БМ-21).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины, недавно вырытые траншеи, боеприпасы, зенитные установки и другие признаки военного присутствия в зоне безопасности. 7 мая в подконтрольных правительству районах команда Миссии видела траншею (по оценке, вырытую как минимум неделю назад) в 1 метре от забора дома в н. п. Золотое-4 (Родина, 60 км к северо-западу от Луганска), которая простиралась на 15 метров вокруг дома, а также вооруженного военнослужащего, который заходил в другой дом, и пятерых военнослужащих во дворе. 10 мая беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ среднего радиуса действия зафиксировал 2 БМП-2 и предположительно 1 боевую бронированную машину (типа БМП) вблизи н. п. Причепиловка (50 км к северо-западу от Луганска), 4 недавно вырытые траншеи (соответственно 30 метров, 30 метров, 50 метров и 150 метров), три из которых находились на обочинах разных дорог, а одна в лесопосадке вблизи автодороги Р66, а также 2 траншеи примерно в 15 метрах и 40 метрах в поле — все к юго-востоку от Причепиловки. В тот же день в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ зафиксировал 2 места со свежевырытыми траншеями и 3 продолжения траншей к югу от автодороги Р66 к востоку от н. п. Желобок (47 км к западу от Луганска).
12 мая, осуществляя наблюдение на железнодорожном вокзале в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), команда СММ видела бронетранспортер (типа БТР), двигающийся на западо-юго-запад по улице Орджоникидзе в направлении линии соприкосновения.
В тот же день в подконтрольных правительству районах наблюдатели видели бронированную разведывательно-дозорную машину (типа БРДМ), накрытую камуфляжной сеткой, на блокпосте вблизи н. п. Водяное (15 км к северо-западу от Донецка), а также 2 бронетранспортера (типа БТР) и 2 БРДМ-2, накрытые камуфляжной сеткой, на перекрестке автодороги М03 и дороги, ведущей к н. п. Клиновое (68 км к северо-востоку от Донецка).
13 мая, направляясь из н. п. Орловка (подконтрольный правительству, 22 км к северо-западу от Донецка) в направлении Авдеевки, команда СММ видела зенитную установку (ЗУ-23), погруженную на грузовик, двигающийся в западном направлении. В тот же день на окраине н. п. Романовка (подконтрольный правительству, 41 км к северу от Донецка) наблюдатели видели 3 бронетранспортера (БТР-80) и 3 военных грузовика (неустановленного типа), каждый из которых перевозил зенитную установку (ЗУ-23).
13 мая Миссия видела фрагмент неразорвавшегося боеприпаса (по оценке, граната от БМП-2), лежавший в грязи на тротуаре перед автостанцией в Докучаевске. Верхняя часть боеприпаса была направлена на север, который, по оценке СММ, был предположительно выпущен с южного направления. Миссия проинформировала находившихся в районе членов вооруженных формирований о наличие неразорвавшегося боеприпаса.
Миссия продолжала фиксировать наличие мин. 11 мая мини-БПЛА СММ вновь зафиксировал 2 противотанковые мины (ТМ62), установленные вблизи пересечения автодороги Т0509 и подъездной дороги к н. п. Зерновое (неподконтрольный правительству, 33 км к югу от Донецка) в 5 метрах к юго-западу от дороги, в лесопосадке между дорогой и полем (см. Ежедневный отчет СММ от 11 апреля 2018 года).
Миссия продолжила содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи вблизи н. п. Алмазная (55 км к западу от Луганска). 12 мая, находясь вблизи н. п. Веселогоровка (неподконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска) сотрудники компании «Луганские городские электросети» выразили свою обеспокоенность относительно обстрела, произошедшего недалеко от места их работы 12 мая.
СММ продолжала способствовать обеспечению доступа и проезду сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к Донецкой фильтровальной станции (ДФС) для обеспечения ее функционирования, а также наблюдала за проведением работ по разминировании вокруг ДФС. Находясь на ДФС и в районах вблизи Авдеевки, Ясиноватой и н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка), наблюдатели слышали взрывы неопределенного происхождения, а также огонь из крупнокалиберных пулеметов и стрелкового оружия (см. раздел о нарушениях режима прекращения огня выше и таблицу нарушений режима прекращения огня ниже), несмотря на предоставленные гарантии безопасности.
Наблюдатели посетили два неподконтрольных правительству приграничных района. 11 мая в течение примерно 1 часа пребывания в пункте пропуска вблизи н. п. Новоазовск (102 км к юго-востоку от Донецка) наблюдатели видели 28 автомобилей (10 с украинскими номерными знаками, 12 — с российскими, 1 — с польскими, 1 — с грузинскими и 4 с табличками «ДНР») и 2 грузовика (один с украинскими номерными знаками и 1 — с российскими) в очереди на выезд из Украины. За тот же промежуток времени СММ видела, как в Украину въехали 11 автомобилей (2 с украинскими номерными знаками, 5 — с российскими и 4 с табличками «ДНР») и 4 грузовика (1 с украинскими номерными знаками, 2 — с российскими и 1 с табличками «ДНР»). 13 мая на пункте пропуска на границе возле н. п. Должанское (84 км к юго-востоку от Луганска) невооруженный член вооруженных формирований подошел к патрулю Миссии и сказал, чтобы наблюдатели немедленно покинули этот район.
Во Львове наблюдатели уточняли сообщения о нападении на членов общины ромов. 12 мая на западной окраине Львова в районе насаждений напротив дома на ул. Конюшинной, 24, наблюдатели отметили, что место, где предположительно произошло нападение, было покинуто. Команда СММ также видела разбросанные кухонные приборы и детские игрушки. Представитель полиции подтвердил, что именно там произошел пожар, и сообщил наблюдателям, что в связи с происшествием было начато уголовное расследование по статье хулиганство, однако ни одна их жертв не подала официальную жалобу в полицию.
Миссия продолжает следить за ситуацией в Черновцах, Херсоне, Одессе, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 4 мая 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
12 мая трое членов вооруженных формирований препятствовали проезду патрулю СММ через блокпост вблизи н. п. Казацкое (неподконтрольный правительству, 36 км к северо-востоку от Мариуполя), где Миссия и ранее сталкивалась с ограничением свободы передвижения (см. Ежедневный отчет СММ от 6 марта 2018 года).
13 мая на пункте пропуска возле Должанского член вооруженных формирований требовал, чтобы команда СММ покинула этот район.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Ни 12, ни 13 мая патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[2].
Ни 12, ни 13 мая патрули СММ не смогли проследовать по дорогам второстепенного значения на участке разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины Опри СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[2].
Ни 12, ни 13 мая патрули СММ не смогли проследовать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
Осуществляя полет мини-БПЛА над районом, расположенном к юго-востоку от Долгого, наблюдатели слышали 30 выстрелов из стрелкового оружия в 0,8–1 км к западу от своего местонахождения. По оценке СММ, выстрелы были совершены в направлении БПЛА (см. выше).
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении всего отчетного периода камеры СММ, установленные на контрольных пунктах въезда-выезда в Марьинке, Майорске и Пищевике, не функционировали.
[2] СММ проинформировала офицеров ВСУ при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 13 May 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions between the evenings of 11 and 12 May compared with the previous reporting period. Between the evenings of 12 and 13 May, it recorded more ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions compared with the previous 24 hours. The SMM followed up on reports of a civilian casualty and damage to properties from gunfire in Dokuchaievskand a residential area in Sakhanka. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations near the Zolote and Stanytsia Luhanska disengagement areas and its access remained restricted there and elsewhere, including again in Kozatske and at a location near the border with the Russian Federation.* It continued to facilitate access to the Donetsk Filtration Station for Voda Donbassa employees and heard ceasefire violations in the area, despite security guarantees being provided. The SMM continued to facilitate and monitor repairs to power lines near Yuzhna-Lomuvatka. In Lviv, the SMM followed up on reports of an attack against members of the Roma community.
In Donetskregion, the SMM recorded more ceasefire violations[1]between the evenings of 11 and 12 May, including about 160 explosions, compared with the previous reporting period (about 50 explosions). Between the evenings of 12 and 13 May, the SMM recorded more ceasefire violations, including about 360 explosions, compared with the previous 24 hours.
On the evening and night of 11-12 May, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard about 90 undetermined explosions and about 90 bursts of heavy-machine-gun fire, all 4-7km at directions east, west and north-west.
On the evening and night of 12-13 May, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard ten explosions assessed as impacts of rounds from multiple launch rocket system (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm) 2-5km south-east and about 270 explosions (about 160 undetermined and 110 assessed as impacts of undetermined weapons) about 205 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire and four airbursts assessed as anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) fire, all 2-8km at directions ranging from east to south-west. The next day, at the same location, the SMM heard an undetermined explosion 7-8km west and about 75 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire 3-5km south-east.
During the day on 12 May, positioned at the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) the SMM heard ten undetermined explosions, about 110 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire and about ten minutes of uncountable overlapping bursts of small-arms fire, all 1-5km at directions ranging from south-south-west to north-north-west.
On the evening of 12 May, positioned 3km south-west of Chermalyk (government-controlled, 31km north-east of Mariupol), the SMM heard and saw 18 explosions (one assessed as an airburst and 17 undetermined) and an additional airburst, all at undetermined distances ranging from east to south, as well as heard two shots of small-arms fire assessed as live-fire training (exercise) 1km north-north-west.
During the day on 12 May, positioned on the north-western edge of Horlivka, the SMM heard 30 undetermined explosions and 85 bursts of heavy-machine gun and small-arms fire, all 1-6km at directions north, north-west and south-west.
During the day on 12 May, positioned in Bakhmut (government-controlled, 67km north of Donetsk) for 15 minutes, the SMM heard 12 undetermined explosions 6-8km south-east.
During the day on 13 May, positioned on the south-west edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk), the SMM heard 24 undetermined explosions and 16 bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-4km at directions ranging from east-north-east to south-east.
In Luhanskregion, the SMM recorded more ceasefire violations between the evenings of 11 and 12 May, including about 25 explosions, compared with the previous reporting period (20 explosions). Between the evenings of 12 and 13 May, the SMM recorded more ceasefire violations and more explosions (about 30), compared with the previous 24 hours.
During the day on 12 May, positioned in Sentianivka (formerly Frunze, non-government-controlled, 44km west of Luhansk), the SMM heard 19 explosions (17 assessed as impacts, two undetermined) and 27 shots and bursts of an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) cannon (30mm), heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-5km north-north-west.
During the day on 13 May, positioned 2.5km south-east of Dovhe (non-government-controlled, 22km north-west of Luhansk), the SMM heard 30 shots of small-arms fire 0.8-1km west, assessed as directed at an SMM mini-unmanned-aerial vehicle (UAV).* The SMM landed the UAV without any damages.
The same day, positioned 2km west of Orikhove-Donetske (government-controlled, 44km north-west of Luhansk), the SMM heard 150 shots of small-arms fire 1km east.
The SMM followed up on reports of damage caused by gunfire to properties in Dokuchaievsk (non-government-controlled, 30km south-west of Donetsk). On 13 May, in the presence of members of the armed formations, the SMM assessed damage from a reported 11 May shelling near the bus station at 51-53 Lenina Street and at boarding school No. 27 at 40 Lenina Street. The SMM saw a divot in the asphalt in front of the bus station entrance and dents in a cement trash bin located a few metres north of an employment centre at 51 Lenina Street. The SMM assessed the trash bin damage as caused by shrapnel from a round that had hit the asphalt. The SMM also saw fresh shrapnel damage to the north- and east-facing walls of the employment centre. On the northern side of the bus station the SMM observed small chips to two south-facing ground floor windows of a café at 55 Lenina Street, assessed as caused by an IFV (BMP-2) cannon 30mm round. The SMM saw several pieces of black plastic and fiberglass, assessed as likely from a vehicle, near the trash bin that was impacted. Local residents told the SMM that shrapnel from the round had also damaged a vehicle that had been driving south on Lenina Street at the time of the incident.
On 11 May,at the above mentioned school across the street from the bus station, in the presence of a member of the armed formations, the SMM saw four broken windows and fresh shrapnel damage to a door on the west-facing side of the building and a broken south-facing window. It assessed that the damage to the windows had been caused by fragments of shrapnel of a 30mm shell. Two of the employees at the boarding school (women, 40-50 years old) told the SMM that they had heard explosions nearby and saw plumes of smoke emanating from behind the bus station before noon that day. They also said that no one had been inside the school at the time of shelling.
The SMM followed up on reports of a civilian casualty in Dokuchaievsk. At the hospital in Dokuchaievskon 11 May, in the presence of members of the armed formations, the SMM saw bandages on the left arm and wrist of a woman (52 years old) who told the SMM that she had suffered wounds caused by shrapnel from the abovementioned shelling. The woman told the SMM that at around 11:30 on 11 May, she and her sister had been walking on Lenina Street near the bus station in Dokuchaievsk, when they had heard explosions coming from behind the station and had taken cover at the employment centre.
The SMM followed up on reports of damage to a house in a residential area of Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol). On 12 May, at a two-storey house at 2 Oktiabrske Street, the SMM observed burn marks 10-15 cm wide and 2cm deep on the south-south-west-facing outside stairs of the house assessed as from a 12.7mm tracer round fired from a south-south-west direction. The owner told the SMM that the damage had occurred on the evening of 9 May. The SMM also saw at least three bullet holes in the south-south-west-facing wall of the house, assessed as also caused by 12.7mm tracer rounds, however the owner of the house (woman, in her fifties) told the SMM that those impacts were older.
The SMM continued to follow up on the 17 April incident of Voda Donbassa water company employees wounded by gunfire near the Donetsk Filtration Station (DFS). (See SMM Daily Report 18 April 2018.) Further assessment of the SMM camera footage from that date revealed that when the bus reached the connector between road H-20 and road M-04 – about 175m south of the location where, according to the driver, the bus had been shot – it came to a brief stop, while a second vehicle (a small dark-green car) had been travelling in a convoy ahead of the bus. After pausing for a few moments, the bus resumed travelling east on road M04.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On 11 May at an armed formations checkpoint on the southern edge of the disengagement area near Zolote, the SMM observed two fresh divots in north-north-west facing concrete blocks, 2-3m south-east of the checkpoint. The SMM assessed the divots were likely caused by small arms fired from a north-north-westerly direction. A member of the armed formations at the checkpoint told the SMM that at around 20:00 on 10 May, the checkpoint had come under small-arms fire. On 11 May, while on the northern edge of the Zolote disengagement area, the SMM saw three Ukrainian Armed Forces personnel inside an armoured van (UAZ-452) heading west inside the disengagement area. Positioned on the north-eastern edge of Katerynivka (64km west of Luhansk), on 12 May, the SMM saw two Ukrainian Armed Forces personnel inside an armoured van (UAZ-452) inside the disengagement area moving north towards Zolote.
On 12 May, the SMM camera in Zolote recorded five explosions and a projectile in flight from north-west to south-east, 6-13km east-north-east and east, all assessed as outside the disengagement area.
During the day on 13 May, positioned in Zolote-5 (Mykhailivka, non-government-controlled, 61km north-west of Luhansk) the SMM heard 16 undetermined explosions, 8-15km north-east.
During the night of 13 May, positioned near Stanytsia Luhanska, the SMM heard an undetermined explosion 4-5km south, assessed as outside the disengagement area.
Positioned near the Petrivske disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum, as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines, in non-government-controlled areas, the SMM saw two tanks (type undetermined) loaded on flatbed military trucks moving west in Luhansk city and tenMLRS (BM-21) near Khrustalnyi (non-government-controlled, formerly Krasnyi Luch, 56km south-west of Luhansk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. On 11 May in non-government-controlled areas of Donetsk region, the SMM saw six self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm), and noted as missing 13 mortars (12 PM-38, 120mm and one 2B11 Sani, 120mm).
In government-controlled areas of Donetsk region, on 12 May, the SMM saw six mortars (Molot, 120mm) and 31 tanks (T-64) and noted as missing 55 tanks (T-64), 18 towed howitzers (D20, 152mm), 26 self-propelled howitzers (20 2S3 Akatsiya, 152 mm, six 2S1), two surface-to-air missile systems (9K33 Osa, 210mm) and six mortars (PM38, 120mm).
On 13 May, the SMM revisited two heavy weapons permanent storage sites whose locations were beyond the respective withdrawal lines in areas of Luhansk region outside government control, and saw 18 self-propelled howitzers (2S1) and 15 towed howitzers (10 D-30 Lyagushka, 122mm, five 2A65 Msta-B, 152mm) and noted that 13 towed howitzers (12 D-30, one 2A65) and three self-propelled howitzers (2S1, 122mm) were missing. At one heavy weapons permanent storage site in an area of Luhansk region outside government-control, the SMM noted six MLRS (BM-21) were missing.
On 11 May, the SMM revisited two permanent storage sites whose locations were beyond the respective withdrawal lines in areas of Donetsk region outside government control and saw two tanks (one T-64, one T-72) and noted that 18 tanks (eight T-64, ten T-72), nine mortars (2B14 Podnos, 82mm) and 15 anti-tank guns were missing (MT-12 Rapira, 100mm). The following day, at a permanent storage site in a government-controlled area, the SMM observed three surface-to-air missile systems (9K37 Buk, 400mm) and noted as missing 13 anti-tank guns (MT-12).
On 13 May, the SMM revisited two permanent storage sites whose locations were beyond the respective withdrawal lines in areas of Luhansk region outside government control, and saw 18 self-propelled howitzers (2S1) and 15 towed howitzers (ten D-30 and five 2A65 Msta-B) and ten MLRS (BM-21) and noted that thirteen towed howitzers (12 D-30 and one 2A65, 152mm) three self-propelled howitzers (2S1, 122mm) and six MLRS (BM-21) were missing.
The SMM observed armoured combat vehicles, recently excavated trenches, unexploded ordnance, anti-aircraft guns and other signs of military presence in the security zone. In government-controlled areas, on 7 May, the SMM saw a trench (assessed as at least one week old) 1m from the fence of a house in Zolote-4/Rodina (60km north-west of Luhansk) extending 15m around the house, as well as an armed soldier entering another house and five soldiers present in its yard. On 10 May an SMM mid-range UAV spotted two IFVs (BMP-2) and a probable IFV (BMP-variant) near Prychepylivka (50km north-west of Luhansk), four freshly dug trenches (two 30m, one 50m and one 150m) three near the side of different roads and one close to road P66 in the tree-line, and two trenches about 15m and 40m in a field, all south-east of Prychepylivka. In non-government-controlled areas, on the same day, the SMM UAV spotted two sites of freshly dug trenches and three extensions to trenches south of road P66 east of Zholobok (47km west of Luhansk).
Positioned at the railway stationin Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) on 12 May the SMM saw an armoured personnel carrier (APC) (BTR variant) moving west-south-west on Ordzhonikidze Street towards the contact line.
On the same day, in government-controlled areas the SMM saw an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-variant) under camouflage netting at a checkpoint near Vodiane (15km north-west of Donetsk), and two APCs (BTR-variant) and two ARV (BRDM-2) covered in camouflage netting at the junction of the M03 road and the road to Klynove (68km north-east of Donetsk).
On 13 May, while traveling from Orlivka (government controlled, 22km north-west of Donetsk) towards Avdiivka, the SMM saw an anti-aircraft gun (ZU-23) loaded on a truck traveling west. On the same day the SMM also saw three armoured personnel carrier (BTR-80) and three military trucks (type undetermined) each carrying an anti-aircraft gun (ZU-23) in the outskirts of Romanivka (government-controlled, 41km north of Donetsk).
On 13 May, the SMM saw a piece of unexploded ordnance (UXO) assessed as a BMP2 grenade laying in dirt on the pavement in front of the bus station in Dokuchaievsk. The tip of the UXO was pointing north which the SMM assessed was likely fired from a southerly direction. The SMM informed members of the armed formations in the area about the presence of the UXO.
The SMM continued to observe mines. On 11 May, an SMM mini-UAV again spotted two anti-tank mines (TM62) near the intersection of road T-0509 and the access road to Zernove (non-government-controlled, 33km south of Donetsk) 5m south-west of the road in the treelines between the road and a field. (See SMM Daily Report 11 April 2018.)
The SMM continued to facilitate and monitor repairs to high-voltage power lines near Almazna (55km west of Luhansk). While present near Veselohorivka (non-government-controlled, 64km west of Luhansk) on 12 May staff from the Luhansk Main Power Transmission Lines Company expressed concerns to the SMM regarding shelling they say took place near their worksite on 12 May.
The SMM continued to facilitate the access of Voda Donbassa water company employeesto the Donetsk Filtration Station (DFS) in order to keep the station operational, and monitored demining activities around the DFS. Positioned at the DFS as well as in the nearby areas of Avdiivka, Yasynuvata and Kamianka (government-controlled, 20km north of Donetsk), the SMM heard undetermined explosions, heavy-machine-gun and small-arms fire (see ceasefire violations section above and ceasefire violations table below), despite security guarantees provided.
The SMM visited two border areas not under government control. On 11 May, while at a border crossing point near Novoazovsk (102km south-east of Donetsk) for about one hour, the SMM saw 28 cars (ten with Ukrainian, 12 with Russian Federation, one with Polish and one with Georgian licence plates, and four with “DPR” plates) and two lorries (one with Ukrainian and one with Russian Federation licence plates) queuing to exit Ukraine, and 11 cars (two with Ukrainian andfive with Russian Federation licence plates and four with “DPR” plates) and four lorries (one with Ukrainian and two with Russian Federation licence platesand one with “DPR” plates) entering Ukraine. On 13 May, while at a border crossing point near Dovzhanske (84km south-east of Luhansk), the SMM was approached by an unarmed member of the armed formations and told to leave the area immediately.
In Lviv city, the SMM followed up on media reports of an attack on members of the Roma community. In the western outskirts of Lviv in a bush area opposite 24 Koniushynna Street on 12 May the SMM found the location where the attack was alleged to have occurred to be abandoned; cooking utensils and children’s toys were seen strewn about. A representative of the police confirmed the location of a fire at the location and told the SMM that a hooliganism criminal proceeding was initiated in relation to the event but no victims of the fire have lodged an official complaint with the police.
The SMM continued monitoring in Chernivtsi, Kherson, Odessa, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO), and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co‑ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example see SMM Daily Report 4 May 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
On 12 May, three members of the armed formations prevented the SMM from passing through a checkpoint near Kozatske (non-government-controlled, 36km north-east of Mariupol) where the SMM has experienced previous restrictions of movement. See SMM Daily Report 6 March 2018.
On 13 May, while present at a border crossing point near Dovzhanske, a member of the armed formations demanded that SMM leave the area.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
On 12 and 13 May, the SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC on both occasions.[2]
On 12 and 13 May, the SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC on both occasions.4
On 12 and 13 May, the SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
While flying an SMM mini-UAV over an area south-east of Dovhe, the SMM heard 30 shots of small-arms fire 0.8-1km west of its position, assessed as directed at the UAV (see above).
[1]For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. The SMM cameras at the entry-exit checkpoints in Marinka, Maiorsk and Pyshchevyk were not operational during the reporting period.
[2]The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.